Ремонт Дизайн Мебель

Миф об уродстве шведской королевы или бездарности придворного портретиста

Ульрика Элеонора Датская (дат. Ulrika Eleonora af Danmark; 11 сентября 1656, Копенгаген - 26 июля 1693, Стокгольм) - королева-консорт Швеции как супруга короля Карла XI.

Семья

Ульрика была дочерью короля Фредерика III и его жены Софии Амалии Брауншвейг-Люнебургской. В 1675 году состоялась её помолвка с королём Швеции Карлом XI. На протяжении Датско-шведской войны её уговаривали отказаться от этого брачного союза по политическим причинам и предполагали обручить её с императором Священной Римской Империи Леопольдом I, однако она отказалась расторгнуть помолвку с Карлом. Она заслужила хорошую репутацию на будущей родине, проявляя доброту к шведским пленным во время войны: для обеспечения их всем необходимым она заложила собственные драгоценности, включая обручальное кольцо.

Она вышла замуж за Карла 6 мая 1680 года. У них было семь детей, из которых только трое дожили до совершеннолетия:

  • Гедвига София (1681-1708), позже герцогиня Гольштейн-Готторпская
  • Карл (1682-1718), король Швеции с 1697 по 1718 гг.
  • Густав (1683-1685)
  • Ульрих (1684-1685)
  • Фредерик (1685-1685)
  • Карл Густав (1686-1687)
  • Ульрика Элеонора (1688-1741), королева Швеции с 1718 по 1720 гг.

Королева

Современники отзывались об Ульрике Элеоноре как о красивой и доброй королеве. Особую поддержку шведского населения она снискала, благодаря тому, что олицетворяла надежду на мир между двумя враждовавшими странами.

Согласно легенде, её супруг никогда не изменял ей, что было редкостью для того времени. На смертном одре он признался своей матери, что не был счастлив с тех пор, как умерла его жена. Тем не менее, о нём говорили, как о весьма сдержанном в чувствах человеке, а кроме того, на протяжении всей жизни он находился под сильным влиянием матери, Гедвиги Элеоноры Гольштейн-Готторпской, не уступавшей своей невестке позиций правящей королевы.

В то время как между Данией и Швецией сохранялись натянутые отношения из-за войны, Гедвига Элеонора (как и парламент) не одобряла намерения сына жениться на датской принцессе. Возможно, с целью угодить им и показать, что Ульрика Элеонора не может воздействовать на него, король всегда называл её Моя жена, а мать - Королевой. Зная об этом, иностранные послы, свидетельствуя своё почтение членам королевской семьи, всегда в первую очередь наносили визит Гедвиге Элеоноре, а уже затем Ульрике Элеоноре.

Семейная жизнь Ульрики Элеоноры складывалась заметно лучше. Самыми счастливыми моментами для неё были посещения родственников - её сестры Фредерики Амалии и зятя Кристиана Альбрехта Гольштейн-Готторпского, а также дни, когда она вместе с супругом и их детьми уединялись во дворце Карлберг, расположенном неподалёку от Стокгольма. Там, вдали от двора, она занималась живописью. Она также интересовалась театром и танцами и участвовала в постановке пьес вместе с придворными дамами. Среди дворян, участвующих в её любительских выступлениях, были сёстры Кёнигсмарк, Аврора и Амалия Вильгельмина, а из фрейлин - сёстры Де ла Гарди, певица Эбба Мария и поэтесса Иоганна Элеонора.

Тем не менее, она всё же делала попытки обрести политическое влияние на супруга. В период возврата в собственность шведской короны земель, большинство которых были щедро пожалованы дворянству ещё королевой Кристиной, Ульрика Элеонора пыталась выступать от имени людей, чьё имущество было конфисковано правительством, но король сказал, что женился на ней отнюдь не ради её советов относительно государственной политики. Она всё же тайно помогала тем, кто находился в наиболее бедственном положении, выделяя им средства из собственного бюджета.

Помимо этого, она активно занималась благотворительностью: ею были основаны множество сиротских и вдовьих приютов, работных домов и школ для бедняков, где их обучали какому-либо ремеслу. Самыми известными её проектами такого рода стали Drottninghuset (рус. Дом королевы), жилище для вдов в Стокгольме, и школа для девушек в Карлберге, где воспитанницы учились ткать шпалеры. Используя собственные деньги, Ульрика Элеонора оказывала поддержку многим нуждавшимся: солдатам-инвалидам и их семьям, а также перешедшим в протестантизм евреям, католикам и мусульманам (особенно женщинам).

Смерть

В 1690 году король Карл назвал Ульрику Элеонору возможным регентом, в случае, если он умрёт до достижения их сыном совершеннолетия. Однако её здоровье ухудшилось из-за частых родов и три года спустя, проболев зиму 1692-93 гг., она умерла. Только после её смерти супруг называл её королевой.

Существует легенда о её смерти. Она гласит, что в то время, когда королева умирала во дворце Карлберг, её любимая фрейлина, графиня Мария Елизавета Стенбок, лежала больная в Стокгольме. В ночь, когда Ульрика Элеонора скончалась, графиня Стенбок посетила Карлберг и была допущена в комнату, где находилась усопшая. Один из офицеров, заглянув в замочную скважину, заметил королеву и графиню, беседовавших у окна. Он был так потрясён увиденным, что начал кашлять кровью. В тот же момент, графиня и экипаж, в котором она приехала, исчезли. Когда провели расследование, выяснилось, что тяжело больная графиня в ту ночь находилась у себя дома и не покидала город. Офицер умер от удара, графиня Стенбок скончалась чуть позже. Король отдал приказ никоим образом не упоминать о случившемся.

Литература

  • Herman Lindqvist (2006). Historien om alla Sveriges drottningar. Norstedts Frlag. ISBN 91-1-301524-9. (швед.)
  • Lindqvist, Herman. Storhet och fall. Sweden: Bokfrlaget Pan, 2000 (1997). Vol 4 of Historien om Sverige. 10 vols. 1992-2002. ISBN 91-7263-092-2. (швед.)
  • «Ulrika Eleonora». vol 13 of Bra bckers lexikon. (ed. Jan-jvind Swahn). 25 vols.Bokfrlaget Bra Bcker AB, 1986. (швед.)
  • Carl Grimberg: Svenska Folkets underbara den IV. 1660-1707 (The wonderful destinys of the Swedish people). (швед.)

Дочь Карла XI и Ульрики Элеоноры Датской, младшая сестра Карла XII. Родилась 23 января 1688 года в Стокгольмском замке. В детстве Ульрике Элеоноре уделялось гораздо меньше внимания, нежели её старшей сестре Гедвиге Софии.

В 1714 году состоялась помолвка Ульрики Элеоноры с Фридрихом Гессен-Кассельским, а годом позже, 24 марта 1715 года, их свадьба. К этому времени принцесса в силу обстоятельств сделалась лицом, с мнением которого приходилось считаться. Карл XII находился тогда в Турции, и после смерти в 1708 году Гедвиги Софии Ульрика Элеонора осталась единственным представителем шведской королевской семьи, если не считать мать её отца Гедвигу Элеонору Гольштейн-Готторпскую.

В конце 1712 - начале 1713 года король намеревался сделать Ульрику Элеонору временным регентом государства, однако этот план не был приведён в исполнение. Тем не менее, королевский совет, стараясь заполучить её поддержку, убедил принцессу присутствовать на своих заседаниях. На первом же заседании с её присутствием, состоявшемся 2 ноября 1713 года, было принято решение о созыве риксдага.

Некоторые участники риксдага высказывались за назначение принцессы регентом государства, но против этого выступили Арвид Горн и королевский совет, опасавшиеся, что смена образа правления лишь увеличит количество трудностей. В дальнейшем принцесса с одобрения Карла XII подписывала все исходящие из совета документы, за исключением тех, которые были представлены лично королю.

Когда Ульрика Элеонора в декабре 1718 года узнала о гибели брата, она проявила полное хладнокровие и заставила обращаться к себе как королеве. Совет этому не противился. Вскоре она приказала арестовать сторонников Георга Генриха Гёрца и отменила вышедшие из-под его пера постановления. Во время созыва риксдага 15 декабря 1718 года она объявила о своём желании упразднить самодержавную власть и вернуть государство к старому образу правления.

Высшее военное руководство Швеции выступило за непризнание наследного права, отмену абсолютизма и избрание Ульрики Элеоноры королевой. Подобные же взгляды господствовали и среди членов риксдага. Ульрика Элеонора тщетно пыталась найти поддержку в королевском совете и была вынуждена объявить, что ни она, ни кто-либо иной (здесь подразумевался её племянник герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский, сын Гедвиги Софии) не имеет права на шведский трон.

После отказа принцессы от наследственных прав на престол она 23 января 1719 года была провозглашена королевой с той оговоркой, что впоследствии подпишет форму правления, которую намеревались составить сословия. 19 февраля она поставила свою подпись под формой правления, которая отдавала большую часть власти в руки риксдага. 17 марта 1719 года в Упсале состоялась коронация.

Новой королеве не удалось справиться со сложной ситуацией, в которой оказалось её королевство. Её влияние упало в связи с разногласиями, возникшими у неё с президентом Канцелярии А.Горном. Отношения у неё не сложились и с его преемниками Спарре и Крунъельмом.

Ульрика Элеонора при вступлении на трон желала разделить его со своим супругом, однако из-за упорного сопротивления дворянства была вынуждена отказаться от своего намерения. Самовластие королевы, неумение приспособиться к новой конституции, а также сильное влияние, оказываемое на неё супругом, постепенно привели государственных чинов к мысли о смене монарха.

Фридрих Гессенский, муж королевы, также активно работал в этом направлении, сблизившись с А.Горном, который на риксдаге 1720 года был избран лантмаршалом. Когда Ульрика Элеонора, всё ещё питая надежду на совместное правление, подала сословиям ходатайство об этом, её предложение и в этот раз было встречено неодобрением. В новом послании от 29 февраля 1720 года она отреклась от престола в пользу своего супруга с той оговоркой, что в случае его смерти она вновь примет корону. 24 марта 1720 года Фридрих Гессен-Кассельский был провозглашён королём Швеции под именем Фредрика I.

Хотя Ульрика Элеонора до последнего момента интересовалась общественными делами, после 1720 года она отстранилась от участия в них, предавшись чтению и благотворительности. Однако во время заграничной поездки Фредрика I в 1731 и его болезни в 1738 году она принимала правление на себя и проявила при этом все лучшие свои качества.

Скончалась Ульрика Элеонора 24 ноября 1741 года в Стокгольме, не оставив после себя потомков.

Портрет королевы Кристины Шведской (1626-89) работы Дэвида Бека.

Как уже говорилось, Синебрюхов предпочитал в первую очередь портреты, поэтому в его коллекции огромное количество портретов шведской королевской семьи и других представителей европейской аристократии.

Анна Беата Клин. Король Густав II Адольф (1594-1632), король с 1611 года, из династии Ваза. Прославился во время тридцатилетней вонйы в Германии, где и был убит.

Дэвид Бек. Королева Кристина (1626-89), дочь и наследница Густава II Адольфа. По примеру королевы Елизаветы Английской, она решила остаться незамужней, увлекалась наукой и искусствами, в 1654 году отреклась от трона в пользу родственника, отправилась путешествовать в Италию и стала католичкой. Через несколько лет пыталась вернуть себе трон, но её экстравагантность шведам не нравилась, и она продолжала путешествовать по Европе и Италии.

Королева Гедвига Элеонора (1636-1715), жена короля Швеции Карла Х, мать Карла XI, дочь герцога Голштейн-Готторп, правительница Швеции во время малолетства сына в 1660-72 гг. и внука Карла XII в 1697, а также регентша во время Северной войны, когда Карл XII был в армии в 1700-13 гг.

Андреас фон Бен. Королева Швеции Гедвига Элеонора

Карл XI (1655-97), король Швеции с 1660, племянник Кристины, сын Гедвиги-Элеоноры, отец Карла XII

Йохан Старбус. Королева Ульрика Элеонора «старшая» (1656-93), супруга Карла XI, дочь короля Дании Фредерика III. Король очень любил жену, но королевой почитал только мать. Ульрика-Элеонора активно занималась благотворительностью.

Давид Крафт. Карл XII (1682-1718), король Швеции с 1697. Знаменитый соперник Петра I в Северной войне.

Давид Крафт. Карл Фридрих Голштейн Готторп ребенком. Карл-Фридрих герцог Голштинский (1700-39), племянник Карла XII (сын его сестры Гедвиги) и зять Петра I. В 1718 году претендовал на шведский престол. В 1725-27 гг. был членом Верховного тайного совета России.

Цесаревна Анна Петровна (1708-28), дочь Петра I, жена Карла-Фридриха Голштинского, мать Петра III.

Карл Фридрих Мерк. Король Фредерик I (1676-1751), зять Карла XII, муж его младшей сестры Ульрики Элеоноры, с 1720 года избран королём Швеции. При нём был заключен Ништадский мир с Россией, связанный с потерей Швецией многих восточных владений. Чтобы остаться на троне несмотря на личную непопулярность, король передал большие полномочия парламенту – риксдагу, отстранился от дел, завёл любовницу Хедвигу Таубе, на которой женился в 1741 году после смерти королевы Ульрики.

Йохан Старбус Королева Ульрика Элеонора «молодая» (1688-1741), сестра Карла XII, королева Швеции в 1718-20 гг, уступила управление супругу Фредерику I. Чтобы стать королевой в обход племянника, Ульрика-Элеонора предложила парламенту упразднить наследственное право и сделать королевскую власть избираемой и ограниченной. В дальнейшем занималась благотворительностью.

Лоренс Пах. Король Швеции Адольф Фридрих (1710-71), король с 1751 года, представитель династии Голштейн-Готторп, в молодости был опекуном будущего Петра III. Портрет 1760.

Лоренс Пах. Королева Ловиза Ульрика (1720-82), 1770, жена короля Адольфа Фридриха, дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма I.

Александр Рослин. Король Густав III. 1775. (1746-92). Сын Адольфа-Фридриха, воевал с Россией, пытался то расширить в Швеции гражданские свободы, то установить свою абсолютную власть, и был убит заговорщиками.

Александр Рослин Королева София Магдалина (1746-1813), 1775. Супруга Густава III с 1766 года, дочь короля Дании Фредерика V. В Швеции королеву ждало много неприятностей: её ненавидела мать короля, желавшая почтения только себе, а муж Густав III называл жену «холодной и ледяной» и долгое время не вступал в супружеские отношения, пока наконец необходимость иметь наследника не заставила супругов жить вместе. Королева сторонилась жизни при дворе, после убийства супруга занималась благотворительностью.

Йохан Эрик Болиндер. Король Густав IV Адольф (1778-1837), сын Густава III. Интересовался Россией, пытался жениться на внучке Екатерины II великой княжне Александре Павловне, но помолвка не состоялась из-за отказа невесты стать лютеранкой. Ухудшения отношений с Россией дорого обошлись королю, в 1809 году Швеция лишилась Финляндии, а король трона. Бывший король отправился путешествовать по Европе, развёлся с женой и умер в Швейцарии.

Леонард Орнбек. Король Густав IV ребенком. 1779

Элиза Арнберг Королева Фредерика Доротея (1781-1826). Брак короля Швеции Густава IV и сестры цесаревны Елизаветы Алексеевны принцессе Баденской способствовало негативному отношению к цесаревне Елизавете при русском дворе. После отречения Густава IV от престола королева Фредерика отдалилась от него, считая – что в изгнании им не нужны больше дети. После развода в 1812 году она предположительно вступила в секретный брак с Жаном Полье-Вернланд, наставником её детей.

Корнелиус Хойер Принцесса София Альбертина (1753-1829), 1785. Сестра Густава III, с 1767 настоятельница Кведлинбургского аббатства в Германии,что для лютеранки не несло обета безбрачия. Брат пытался выдать её замуж за кого-нибудь из европейских принцев, но София-Альбертина влюбилась в графа Фридерика-Вильгельма Хессештейна (1735-1808), незаконного сына короля Фредерика I и Гедвиги Таубе. Густав III запретил им жениться, но принцесса в 1786 году родила внебрачную дочь Софию, причем сделала это в государственной больнице, где можно было скрыть своё лицо. После этого в 1787 году принцессу отправили управлять своим аббатством в Германию. В старости принцесса вернулась к Шведскому двору и была уважаема при новой династии Бернадоттов.

Корнелиус Хёйер. Карл XIII (1748-1818) в бытность герцогом Зюндерманладским. Брат Густава III. Избран королём Швеции в 1809 году после отречения племянника Густава IV.

Андерс Густав Андрессон Королева Гедвига Элизабет Шарлотта (1759-1818), жена Карла XIII , дочь герцога Ольденбургского, замужем с 1775 года. У супругов было только двое детей, умерших во младенчестве.

Аксель Якоб Гиллберг. Портрет Карла XIV Юхана, (1763-1844), король с 1818 года. Жан-Батист Бернадотт был одним из блестящих наполеоновских маршалов (1804), получил от Наполеона титул князь Понте-Корво, ещё при королевской власти поучил офицерский чин (что для недворянина было редкостью), поддержал приход Наполеона к власти, член Государственного совета Франции, одержал ряд военных побед, однако придерживался республиканских взглядов, что стало причиной охлаждения отношений с Наполеоном. Однако какой республиканец не откажется стать королем? Бездетный король Швеции Карл XIII выбрал Бернадотта в качестве своего преемника. Бернадотт согласился, стал лютеранином, затем королем, вопреки Наполеону в 1812 году поддержал союз с Россией.

Джон Вильям Кард Уэй Королева Дезидерия, 1820. Дезирэ Клари (1777-1860) в 1795 году была невестой Наполеона, но Бонопарт предпочел жениться на Жозефине Богарнэ. В 1798 году Дезирэ вышла замуж за маршала Бернадота, после избрания того наследником шведского престола, она приехала в Швецию, но ей не понравился холодный климат, и она вернулась во Францию, где жила до 1823, поддерживая семью Бонопартов, только в 1829 году она была коронована в Швеции, но продолжала периодически ездить в Париж.

Йохан Вилем Карл Уэй. Король Швеции Оскар I в бытность кронпринцем (1799-1859), портрет написан в 183-40 гг. Сын Карла XIV Юхана.

Элиз Арнберг Жозефина кронпринцесса Швеции (1807-76), супруга Оскара I, урожденная принцесса Лейхтенберг, внучка императрицы Жозефины Богарнэ.

Йохан Вилем Карл Уэй. Карл XV (1826-72) в бытность кронпринцем. Король Швеции, сын Оскара I

Принцесса Евгения (1830-89), дочь Оскара I, с детства отличалась хрупким здоровьем и при этом стремлением к независимости, занималась благотворительностью и искусством.

Смотришь на этих шведских монархов, и как-то мало красивых лиц. Наши Романовы или некоторые Габсбурги гораздо красивее. В чем причина? Шведские художники такие непрофессионалы, что не могли приукрасить своих монархов? Или скандинавские монархи рождались невзрачными на скудном северном солнце?
Посмотрим теперь на портреты монархов других стран из коллекции Синебрюхова.

Жан Луи Пти. Анна Австрийская, королева Франции (1601-66), супруга Людовика XIII.

Антонис ван Дейк. Маргарита Лотарингская (1615-72), принцесса, дочь Француа II герцога Лотарингского, жена Жана-Батиста-Гастона герцога Орлеанского брата короля Франции Людовика XIII.

Николас Диксон. Королева Англии и Шотландии Мария Вторая (1662-94), дочь короля Джеймса II, жена короля Вильяма III Оранского, взошла на престол после того, как её отец был свергнут «славной революцией» в 1688 году.

Йозеф I. 1710 Император Священной Римской империи из династии Габсбургов (1678-1711), союзник Карла XII Шведского

Карл Гучстав Пило. Луиза королева Дании (1724-51), дочь Георга II короля Великобритании, жена Фредерика V Датского, мать Кристиана VII

Корнелиус Хёйер. Кристиан VII Датский (1749-1808), король Дании c 1766, предположительно болел шизофренией, страной управляли то его жена, то его мачеха.

Луи Сикарди. Портрет короля Франции Людовика XVI (1754-93). 1783. Король в 1774-92 гг.

Элоиза Арнберг. Королева Франции Мария Антуанетта (1755-93).

Элиза Арнберг. Граф Аксель Ферзен младший (1755-1810), приближенный Людовика XVI и Марии-Антуанетты, сторонник свергнутого короля Швеции Густава IV, был убит толпой по подозрению в политическом убийстве.

Француа Дюмон Графиня Прованс. Мария-Жозефина-Луиза Савойская (1753-1810) – супруга графа Прованс, брата Людовика XVI, будущего короля Франции Людовика XVIII.

Пер Кёлер. Наполеон Бонапарт (1769-1821) в бытность первым консулом. Бонопарт был первым консулом в 1799-1804 годах, сосредоточив в своих руках управление Францией.

Абрахам Константин Жозефина Богарнэ (1763-1814), урожденная Ташер дела Пажери, во втором браке супруга Наполеона.

Во ещё её портрет, по которому становятся понятно, почему Жозефину называли «прекрасная креолка»

Бодо Винцель. Амалия Августа Евгения императрица Бразилии (1812-73), внучка Жозефины Богарнэ, с 1829 жена Педро I, императора Бразилии (он же Педро IV король Португалии, ум. 1834).

Георг Рааб. Максимилиан Габсбург (1832-67), эрцгерцог Австрии. 1851. Брат императора Австрии Франца-Иосифа был женихом дочери изображенной на предыдущем портрете Амалии-Августы Богарнэ принцессы Марии-Амелии Бразильской (1831-53), которая умерла накануне свадьбы от таберкулёза. Несмотря на последующий брак с Шарлоттой Бельгийской, Максимилиан всю жизнь помнил невесту, заинтересовавшись Бразилией и Южной Америкой, он попытался восстановить монархию в Мексике и был казнен революционерами.

Шевалье де Шатобур. Георг IV (1762-1830), король Великобритании с 1820, регент с 1811 года.

Принцесса Юлиана Шаумбург-Липпе, возможно жена Филиппа II графа Шаумбург-Липпе, урожденная Гессен-Филиппшталь (1761-99)

Джереми Давид Александр Фиорино. Принцесса Мария Амалия Саксонская (1794-1870), писательница и автор либретто

О музее Синебрюхова в Хельсинки

Это портрет сестры шведского короля Карла XII, того самого, который воевал против России в Северной войне 1700 - 1721 гг. (впрочем, до конца войны он не дожил и корона перешла его сестре Ульрике-Элеоноре).

По этому поводу вспомнился "бородатый" анекдот (впрочем, он настолько старый, что возможно его уже давно забыли).
Впрочем, этот анекдот можно считать и притчей. Ну а определенные параллели с нашим временем, я думаю, вы и сами проведете.

АНЕКДОТ-ПРИТЧА

Монарх одного из могущественных государств, всю жизнь проведший в многочисленных воинах и потерявший в них правую ногу и правый глаз, решил запечатлеть себя для потомков на парадном портрете.

Для этого ко двору короля были приглашены три художника: романтист, реалист и соцреалист. Их предупредили, что если королю портрет не понравится, то их ожидает страшная казнь (король был, что не удивительно, жестоким тираном), а если понравится, то их ожидает награда, о которой они и мечтать не могли.

Первым из художников предложил королю свою картину представитель романтического направления в живописи. На ней великий монарх был изображен сущим красавцем лет на 20, а то и 30 моложе, чем в реальности, причем о двух ногах и с двумя глазами.

"Все это очень красиво, - спокойно сказал король и взглянул на художника-романтиста своим единственным глазом так, что даже у придворных, хорошо знавших суровый нрав своего государя, по спинам заструился холодный пот. - Но разве ты не видишь, что на твоем портрете я совершенно не похож на себя? И если показать этот портрет моим верным подданным, то они будут надо мной смеяться! Ты что, этого хочешь?!!!"
Два королевских стражника тут же подхватили несчастного художника-романтиста под руки, и поскольку от страха перед неизбежным наказанием он сам уже идти не мог, поволокли его по направлению к застенку, где палач, настоящий профессионал, обожающий свою работу как и все настоящие профессионалы, со зловещей улыбкой натачивал огромный топор.

Художник-реалист всегда считал, что истинное искусство должно отображать действительность таковой, какая она есть, ибо правда всегда превыше всего, а преукрашивать что-либо или кого-либо - это недостойно настоящего художника. Поэтому он изобразил короля каким он и был: одногогим и одноглазым, с большой бородавкой на носу, кровавым, уродливым шрамом на щеке и отвратительными гнойниками по всему лицу. При этом, гнойники были выписаны особенно тщательно, а пустая глазница короля на его портрете была обрамлена чириями. Поскольку от некогда роскошной шевелюры монарха уже ничего не осталось, художник особенно подчеркнул королевскую лысину, его бугристый череп и жалкие остатки волос, свисавших седыми прядями за оттопыренными ушами, делающими коронованную особу похожей на престарелого комедианта.

Король долго смотрел на свой портрет, представленный художником-реалистом, потом отошел к зеркалу, в которое также долго всматривался. Затем его лицо исказила злая гримаса, ничего хорошего не предвещавшая ни художнику, ни тем придворным, кто присутствовал при демонстрации этого портрета.

"Так, так, так..., - медленно и размеренно произнес король. - Значит ты хочешь, чтобы я в памяти своих потомков и потомков моих подданных остался жутким уродом?!!!".
При этих словах короля те придворные, что стояли вблизи дверей, стараясь незаметно выскользнуть из парадного зала, что им не удалось сделать, так как королевские стражники преградили им выход, сомкнув чуть ли не перед их носами свои алебарды.

Художник-реалист старался сохранять спокойствие, и нужно заметить, что это у него неплохо получалось. Его страх и волнение выдавали только слегка дрожащие руки (впрочем, это, возможно, было следствием чрезмерного увлечения абсентом) и капли пота на его лбу (в зале было совсем не жарко, скорее холодно, а два разожженных камина по обеим сторонам от королевского трона согревали только самого короля и двух церемониальных стражников, которые в своих длинных кафтанах и огромных шапках, сшитых из медвежьих шкур, ожидали только одного - когда же их наконец сменят).
"Ваше величество, - не до конца преодолев волнение начал говорить художник-реалист, - я изобразил вас именно таким, каким вы должны остаться в памяти потомков - великим воином, израненным в битвах во имя величия нашей страны. Потерянные вами глаз и нога - это не что иное, как зримые свидетельства ваших подвигов во имя величия нашего Отечества. Я надеялся, что вы это оцените и...".

"Хватит! - прервал художника король, привстав со своего трона. - В войнах, которые я вел, многие потеряли свои конечности! Но я - король!!! А ты изобразил меня простым калекой!!! Уведите его, - отдал он приказание своим стражникам. - И этих трусов, которые попытались спрятаться от моего праведного гнева, тоже уведите с глаз моих. Пусть их постигнет то же наказание, что и этого художника-правдолюбца!"

К четырем придворным тут же кинулись стражники и поволокли их в камеру пыток. А художник, плюнув на пол перед королевским троном, оттолкнул от себя "провожатых", на последок дерзко взглянув в единственный глаз короля, и на заклание пошел сам.

Палач, на топоре которого еще были видны кровавые пятна, оставшиеся после казни художника-романтиста (его обезглавленное тело было бесцеремонно отодвинуто в угол застенка, а отрубленная готова с почему-то широко раскрытыми глазами и искривившемся от ужаса ртом, в уголке кторого застыла капля крови, валялась подобно качану капусты рядом с плахой), размял руки, но увидев, что к нему ведут не только художника, но и шестерых придворных, двое из которых были графами, а остальные баронами, несколько растерялся.
Впрочем его растерянность быстро прошла. "Этих шестерых киньте в пыточную, я с ними потом разберусь, - приказал он своим подручным, - А художника давайте сюда!"
Через несколько секунд голова художника-реалиста присоединилась к голове романтического живописца.

Обозлившийся король приказал привести третьего художника, известного своими парадными портретами в стиле соцреализма. Это художник вошел не один, его огромную картину внесли четверо помощников.

На картине был изображен король верхом на коне. Вздыбленные передние ноги коня символизировали стремление короля к новым завоеваниям, его (коня) оскаленные зубы должны были подчеркнуть нетерпимость к повершенным врагам. А сам великий правитель восседал на коне (естественно воронной масти) в профиль: таким образом, что никому не были видны ни отсутствие его правого глаза, ни обрубок его правой ноги. Королевская лысина была прикрыта широкополой шляпой из под которой вились кудри роскошного парика.

Некоторое время король молчал, рассматривая картину художника-соцреалиста во всех подробностях. Ему не мешали ни стоны придворных, которых посадили на кол, ни перешептывания оставшихся в зале царедворцев, с ужасом ожидавших своей участи.
Он оценивал свое изображение, на котором была самая что ни на есть правда, какой он себе ее представлял.

Художник-соцреалист, зная, что его творчество никак не может не понравится королю (для него это был уже далеко не первый заказ), был совершенно спокоен.
"Именно такие художники мне и требуются! - неожиданно и громко заявил король. - Теперь он станет моим главным министром! А кто с эти не согласен, того на кол посажу!!!"

Придворные покорно склонили свои головы перед новым премьер-министром: "Как скажете, ваше величество!".