Ремонт Дизайн Мебель

Мандрагора или адамова голова, свойства растения. Мандрагора лекарственная: описание свойств, противопоказания, фото Легенды о мандрагоре

.

Существовало поверье, что если освятить водой корень адамовой головы, собранный в день Ивана Купала , и положить на или под престол в церкви, а через сорок дней забрать себе, то можно увидеть нечистую силу , чтобы, например, украсть у лешего шапку-невидимку , как считали в Вологодской губернии . Считалось, что если дать выпить настой из это травы человеку, то он «обличит» «который человек порчен и кто портит» .

Также полагали, что адамова голова заживляет раны, облегчает роды, укрепляет мельничные запруды и внушает храбрость. В Пермской губернии его вместе с петровым крестом зашивали в ладанку , которую вешали на шею корове, чтобы защитить от чумы . В Нижегородской губернии адамову голову и петров крест, чтобы уберегтись от болезней, зашивали в рубаху по швам или обшивали крест. Охотники окуривали адамовой головой, собранной в день Ивана Купала и хранимой до Великого четверга , пули и силки .

Адамову голову в разных регионах описывали по-разному, соответственно её идентифицируют как:

См. также

Напишите отзыв о статье "Адамова голова (растение)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Адамова голова (растение)

Сущности приходили ко мне днём и ночью, молодые и старые, мужские и женские, и все просили помочь им говорить с их дочерью, сыном, мужем, женой, отцом, матерью, сестрой… Это продолжалось нескончаемым потоком, пока, под конец, я не почувствовала, что у меня нет больше сил. Я не знала, что, входя с ними в контакт, я должна была обязательно закрываться своей (к тому же, очень сильной!) защитой, а не открываться эмоционально, как водопад, постепенно отдавая им всю свою жизненную силу, которую тогда ещё, к сожалению, я не знала, как восполнять.
Очень скоро я буквально не имела сил двигаться и слегла в постель... Когда мама пригласила нашего врача, Дану, проверить, что же такое снова со мной стряслось, та сказала, что это у меня «временная потеря сил от физического переутомления»… Я не сказала никому ничего, хотя прекрасно знала настоящую причину этого «переутомления». И как делала уже давно, просто честно глотала любое лекарство, которое прописала мне моя двоюродная сестра, и, отлежавшись в постели около недели, опять была готова на свои очередные «подвиги»…
Я давно поняла, что искренние попытки объяснений того, что по-настоящему со мной происходило, не давали мне ничего, кроме головной боли и усиления постоянного наблюдения за мной моих бабушки и мамы. А в этом, честно говоря, я не находила никакого удовольствия...
Моё долгое «общение» с сущностями умерших в очередной раз «перевернуло» мой и так уже достаточно необычный, мир. Я не могла забыть того нескончаемого потока глубокого людского отчаяния и горечи, и всячески пыталась найти хоть какой-нибудь способ им помочь. Но дни шли, а я так ничего и не смогла придумать в одиночку, кроме, как опять же – действовать тем же способом, только уже намного осторожнее тратя на это свою жизненную силу. Но так как относиться спокойно к происходящему я никак не могла, то всё же продолжала выходить на контакты и пыталась помочь, как могла, всем отчаявшимся в их беспомощности душам.
Правда, иногда бывали и забавные, почти что смешные случаи, об одном из которых мне хотелось здесь рассказать...

На дворе был серый пасмурный день. Низкие набрякшие водой свинцовые тучи еле-еле тащились по небу, грозясь в любой момент разразиться «водопадным» ливнем. В комнате было душно, не хотелось ничем заниматься, только лежать, уставившись в «никуда» и ни о чём не думать… Но дело в том, что именно не думать-то я никогда и не умела, даже тогда, когда честно пыталась расслабиться или отдыхать. Поэтому я сидела в своём излюбленном папином кресле и пыталась прогнать своё «муторное» настроение чтением одной из своих любимых «положительных» книг.

Эта трава известна и под другими названиями – кукушкины слезки, мужской корень, сонное зелье, пупочник. Но, пожалуй, самым известным названием считается название «мандрагора».

У адамовой головы очень широкий магический спектр применения – для удачной охоты и вызова дьявола, для устранения врага и защиты дома, улучшения финансового положения и, конечно же, для побед на любовном фронте.

Любопытно то, что эта трава имеет и мужской и женский пол.
– Белая адамова голова – мужская, черная адамова голова – женская.

Однако сразу нужно заметить, что проведение всех ритуалов гораздо менее сложный процесс, чем выкапывание и хранение корней, которые собственно и являются главной составляющей всех магических деяний.

Магическая часть Мандрагоры — Адамовой головы:

Ритуал выкапывания адамовой головы:
В старинных травниках существует рекомендация по добыче этой травы – «Рвать ее с крестом Господним и говорить «Отче наш» и другие триста молитв». Но это далеко не полный перечень необходимых действий.
Теофраст (оратор, философ – 372–287 до н. э.) писал, что выкапывать мандрагору нужно вдвоем. Первый должен очертить мандрагору тремя окружностями шпагой, никогда прежде не вынимаемой из ножен, и стать лицом на запад, а его помощник должен плясать вокруг растения, нашептывая любовные речи.
Но и это способ видимо не гарантировал полного успеха, потому что со временем появлялись все новые и новые необходимые для ритуала предметы.
Выкапывать растение можно только ночью, заложив уши ватой или воском. Видимо это было обусловлено тем, что выкапывающие корень заметили, что растение, как будто чувствуя, что его будут выкапывать, пытается скрыться в земле, а когда его выдергивают, издает жуткий крик, от которого можно оглохнуть либо сойти с ума.
Предотвращали побег довольно необычным способом – на адамову голову справляли легкую нужду. Скорее всего, поэтому дальнейшие рекомендации предусматривали то, что руками растение трогать было нельзя.
После такого «полива» адамову голову окапывали круговой канавой, дабы пролитая жидкость не соприкоснулась с корнем. Сам же корень обматывали веревкой и цепляли к ошейнику черного пса. Отойдя на почтительное расстояние, собаке кидали мясо. Животное бежало к приманке и вырывало корень.
Легенды гласят, что в это момент все живое вокруг умирало. Во всяком случае, собака гибнет точно. Труп собаки необходимо закопать в место, откуда выдернут корень адамовой головы.
Извлечение корня рукой человека, сводит к нулю всю силу адамовой головы.

Хранение корня адамовой головы
Процесс, не менее важный, ибо, если хранить корень неправильно, он теряет свою силу. С сорванным корнем мандрагоры совершают ежемесячные ритуалы согласно лунному циклу. Корень хранят завернутым в кусок красной ткани (возможно и в белой). Замена ткани происходит при каждом новолунии. Корень обязательно нужно промывать каждую неделю, используя для этого красное вино.

Любовный амулет
Для изготовления амулета необходим корень противоположного пола. Впрочем, пол адамовой головы зависит только от ваших личных пристрастий.
Главную часть корня нужно принести домой и вырезать на нем своим ножом черты куклы, половая принадлежность которой определяется вашими чувствами. При этом обязательно повторяйте слова: «Храни этот дом!». Далее корень высаживается либо на перекрестке двух дорог, либо в церковном саду. Это увеличивает силу корня! Выбрав место, проведите вокруг него круг по направлению движения солнца. В северном полушарии – направление соответствует движению часовой стрелки, в южном – оно противоположное. Сажать корень лучше всего в полночь при новолунии.
После посадки корня за ним необходимо ухаживать в течение двадцати восьми дней, поливая смесью воды и крови. Одна часть крови на двенадцать воды. Пропорция не случайна – в сумме части дают число тринадцать!
По истечению двадцати восьми дней корень выкапывают, предварительно очертив кругом. Как и при посадке проделывать это лучше ночью.
Если все рекомендации выполнены верно – «раны» на корне затягиваются. Амулет для любви практически готов!
Уход за амулетом
Практически – потому что до полной готовности он должен «дозревать» еще три месяца. В течение всего этого времени корень необходимо ежедневно промывать и обкуривать дымом вербены.

Домашний талисман
Для изготовления талисмана нужно вырезать из корня адамовой головы фигурку человека. Далее фигурку одевают и хранят подальше от глаз людских. В бельевом шкафу, секретере, в сейфе. Выбор места никак не ограничивается и не регламентируется.
А вот во время трапез, фигурку напротив извлекают на свет божий. Одетый корень усаживают на почетное место за столом. Причем, право на открытие пиршества принадлежит именно адамовой голове.
По субботам человечка из корня купают в вине, а смена гардероба приходится на первый день лунного месяца.
Талисман надежно защищает дом от всех бед.

Медицинская часть Мандрагоры — Адамовой головы:

Знахарские
На Руси адамовой головой лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли и отеки.

Настойка
Хорошо измельченный корень адамовой головы настаивают на спирту (в соотношении 1:4) две недели, потом процеживают. Принимают по 3–10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло
Жир нутрии смешивают с настойкой из корня адамовой головы (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.
Измельченное свежее растение вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Не жадничайте — ставьте свою оценку:

.

Существовало поверье, что если освятить водой корень адамовой головы, собранный в день Ивана Купала , и положить на или под престол в церкви, а через сорок дней забрать себе, то можно увидеть нечистую силу , чтобы, например, украсть у лешего шапку-невидимку , как считали в Вологодской губернии . Считалось, что если дать выпить настой из это травы человеку, то он «обличит» «который человек порчен и кто портит» .

Также полагали, что адамова голова заживляет раны, облегчает роды, укрепляет мельничные запруды и внушает храбрость. В Пермской губернии его вместе с петровым крестом зашивали в ладанку , которую вешали на шею корове, чтобы защитить от чумы . В Нижегородской губернии адамову голову и петров крест, чтобы уберегтись от болезней, зашивали в рубаху по швам или обшивали крест. Охотники окуривали адамовой головой, собранной в день Ивана Купала и хранимой до Великого четверга , пули и силки .

Адамову голову в разных регионах описывали по-разному, соответственно её идентифицируют как:

См. также

Напишите отзыв о статье "Адамова голова (растение)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Адамова голова (растение)

– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал. Адамова голова Адамова глава - по русским поверьям - волшебная трава. В.И. Даль идентифицирует это растение (не отмечая его магические свойства) как мандрагору или черный осот Centaurea scabiosa.

В некоторых травниках "адамова голова" именуется "царь во всех травах". Согласно древним травникам, "трава адамова голова... растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом". Как и другие чудесные травы, "адамову голову", по мнению знахарей, следовало собирать с крестом и молитвой: "И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже...".

Траву "адамова голова" издавна использовали как оберег и лекарство от многих болезней. Отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло время родить (чтобы облегчить роды).Ее использовали как присыпку на раны: "А когда кто ранен или сечей - приложи к ране, в три дня заживет". В Нижегородской губ. "адамову голову" вместе с корнем травы "петров крест" зашивали в рубашку по швам и особенно в воротник, а также привязывали эти травы к нательному кресту, почитая это универсальным средством от всякой болезни. В Пермской губ. "адамову голову" вместе с "петровым крестом" зашивали в ладанку вместе с травой и вешали коровам на шею "в предостережение от чумы".

Согласно поверьям разных мест, трава "адамова голова" внушает храбрость и избавляет от страха высоты: "кто хочет высоко лазить - с ней ужаса нет и земля кажется близко". Собранной в Иванов день и тайком сохраняемой до Великого четверга "адамовой головой" охотники окуривали свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что после этого оно будет надежно защищено от порчи и никакая добыча не уйдет от охотника. В некоторых местах "адамову голову" использовали и при строительстве плотин и мельниц: ее клали "на подушку к запруде", полагая, что после этого "запруда во веки нерушима будет".

Помимо этого, траву "адамову голову" в народе применяли для того, чтобы получить определенную власть над нечистыми духами. Крестьяне верили, что человек, желающий видеть всю "отпадшую силу", должен настоять корень этой травы на освященной воде и пить полученный настой, а также положить траву "адамову голову" в церкви под престол и оставить ее там на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую чудодейственную силу, что если ее держать в руке, то можно видеть дьявола, чертей или бесов: "А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе".

При этом в некоторых местах такой обряд освящения советовали проделывать не над травой, а над цветком "адамовой головы", зацветающим к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая, что если после этого взять его в руку, то можно увидеть разных нечистых духов: "тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по поверьям, обладают нечистые духи - леший, банник и пр.), надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший".

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Адамова голова, по словам И. П. Сахарова, «находится в большом уважении у поселян. Чародеи сбирают ее в Иванов день и хранят скрытно до Великого четверга. По народному понятию, чародейская сила адамовой головы простирается только на уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток, в Великий четверток».

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

Адамова голова, адамова борода, адамова кость, адамово ребро, адамовщина - растения и предметы необычной формы, наделяемые целебной или сверхъестественной силой.

В представлениях об адамовщине грань между ее реальными и фантастическими свойствами трудноуловима: у народа многое необычайное в природе, «напоминающее формы человека», «равно как и все то, что относится до отдаленных времен, носит название адамова или адамовщины. Ядовитое растение Actaea spicata L., самое употребительное средство от всех почти болезней в Вятской губернии, именуется адамовым ребром. Мячики синие (Echinops Ritro L.) зовутся в Пермской губернии адамовой головой. Растение это зашивают в ладанку вместе с петровым крестом (трава, по виду похожая на крест) и вешают коровам на шею в предостережении от чумы. В Нижегородской губернии универсальным средством от всякой болезни считается такое наставление: взять корень петрова креста и травы адамовой головы, зашить в рубашку по швам и особенно на воротник или навязать на крест» <Демич, 1899>.

Описание травы адамовой головы неизменно встречаем в старинных травниках, где она именуется «царь во всех травах»: «Есть трава адамова голова, растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12, в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом. И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже. <…> И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный. - М. В.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе. <…> А когда кто ранен или сечен - приложи к ране, в три дня заживет».

На Вологодчине адамову голову описывали немного иначе: «…растет кустиками в локоток по 3 и 5 и 12 ростом в колено, цвет рудожелт, красен, как головка с ротком». Трава эта облегчает роды, укрепляет мельничные запруды, внушает храбрость, помогает в колдовстве: цветок адамова голова (Cypripedium calceolus из семейства орхидей), расцветающий к Иванову дню (7 июля), нужно «положить в церкви под престол, чтобы он пролежал там 40 дней». После чего цветок «получает такую чудодейственную силу, что если держать его в руке, то будешь видеть Дьявола, чертей, леших, словом - всю "отпадщую" силу. Тогда можно сорвать с лешего шапку, надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший» (Волог.) <Иваницкий, 1890>.

Собранной в Иванов день и скрытно сохраняемой до Великого четверга адамовой головой охотники окуривали пули для более удачной ловли диких уток.

Адамовой головой называли также «мертвую голову», т. е. череп.

Адамова борода - растение Asclepia, у которого «корень с бородою». По сообщению В. Даля, адамовщина (адамова кость) (Арх., Сиб.) - ископаемые дерево и кость. В неокаменевшем виде они могут называться «ноевщиной» <Даль, 1880>.

Адамовы дети - нечистая сила; домовые, лешие и т. п.

«Атчаво ета лисавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).

Название восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на свет после грехопадения: «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям» (Олон.).

В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шел Адам от Бога, думаить: "Дай зайду, вазьму сваих дятей у камыши!"

А их ужу там и звания нет, - паложим сабе яны не пропали, а зделались силый темный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам, вадяными па дамам - иде которыму Бог жить произвел».

В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших, банников) как об особых, «потаенных людях», предках, покойниках. Они связаны разнообразными (родственными, договорными и т. п.) отношениями с теми сверхъестественными силами и существами, которые, согласно еще дохристианским верованиям, наполняют весь мир - землю, воды, леса.

В. Даль дополняет, что Адамовы детки - «все люди в смысле грешников» <Даль, 1880>.

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий


Официнальное применение

Лекарственное растение адамова голова (мужской корень; покрик; мандрагор; сонное зелье) растет в южной и средней полосе России, в тенистых местах.

Свойства корня адамовой головы ядовитые, зависящие от усыпительного острого начала; запах свежего корня неприятный, снотворный. Вкус горьковатый, тошнотворный; коренной коры: острый. При сушении острота значительно ослабевает.

Корень адамовой головы дают в малых дозах: для утоления болей и перехода ко сну, особенно в судорожных проявлениях, истерике, ломоте и меланхолии. Снаружи часто употребляется корень истолченный мелко и смешанный с медом; а также распарив в молоке, корень адамовой головы прикладывают в виде катаплазмы, для разведения скуловых опухолей (parotides), шейных золотушных скирных затвердений, тугих паховиков и венерической окреплости ядер. Свежие растертые листья адамовой головы тоже служат болеутолительной и разводящей катаплазмой.

Внутрь корень адамовой головы дается в наливках, весьма небольшими приемами, полагая 20 гран сухого толченого корня на 10 унций кипячей воды, и настояв ½ часа, процеженную наливку дают по столовой ложке, несколько раз в день. В порошке принятый от 2 - 3 гран, производит усыпительное действие. Для укрощения жестокой ломоты и подагрической боли корень адамовой головы дают от 1 - 4 гран в день, перемешанной с медом.