Ремонт Дизайн Мебель

Гераклит Эфесский: жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

Знаете ли вы, что, говоря: "Все течет, все изменяется", вы цитируете древнегреческого философа Гераклита? Его имя известно во всем мире, а такие светила, как Ницше, Кант, Шопенгауэр, с гордостью называли себя последователями великого философа.

Древняя Греция дала миру много достойных людей. Из античности берет свое начало философия. Одним из основателей этой науки был Гераклит. Кратко о философе вы сможете узнать из нашей статьи, что поможет не только значительно расширить ваш кругозор, но и расскажет о зарождении многих наук и доктрин.

Кто такой Гераклит? Чем он известен

Древняя Греция, или, как поэтично ее называли в древние века, Эллада, стала колыбелью многих наук.

Одним из известнейших философов античности был Гераклит. Философия как наука обязана ему формированием многих понятий и основных тезисов. Многие века Гераклита считают автором крылатой фразы "все течет, все изменяется". Концепции древнегреческого мудреца до сих пор являются предметом изучения многих представителей науки.

Известен Гераклит был благодаря введению в систему философии понятия "логос" и развития первоначальной диалектики. Диалектика Гераклита стала основой учения многих философов после него, например, Платон в своем монументальном труде "Государство" в одной из глав ведет условный диалог с Гераклитом.

С тезисами мудреца можно соглашаться или не соглашаться, но равнодушными они не оставляют как людей науки, так и случайного читателя.

Кратко о жизненном пути философа

Достоверных ведомостей о жизненном пути философа очень мало. Известно, что жил он в в 544-483 годах до нашей эры. Он происходил из древнего рода. Обладающий аристократическими благородными корнями, Гераклит в зрелом возрасте отрекся от всех возможных привилегии и предпочел обществу жизнь в горах.

Вопросы, которые изучал, - онтология, этика и политология. В отличие от многих философов своего времени, он не примыкал ни к одной из существующих школ и направлений. В своем учении был "сам по себе". Милетская школа, которую философ критиковал, хоть и не имела воздействие на его взгляды, но оставила свой отпечаток на мировоззрении. Детальнее об этом - в следующих разделах статьи. Не имел он и фактических учеников, но мудрейшие мыслители от античности и до наших дней вплетают в свои идеи его тезисы и взгляды.

Расцвет деятельности Гераклита пришелся на период 69-й олимпиады. Но его учение было несвоевременным и не находило отклика. Возможно, поэтому, по некоторым данным историков, Гераклит уходит из Эфеса в горы, чтобы наедине с собой развивать свои идеи и зарождающиеся гениальные новаторские понятия. Те краткие сведения о мудреце, что сохранились до наших дней, описывают его как человека закрытого, с острым умом и критическим отношением ко всему увиденному и услышанному. были как стрелы, что попадают точно в цель. А целью его критики могли быть как его односельчане, так и местная власть и люди, стоящие у ее руля. Философ не боялся порицания или наказания, он был прямым, как меч, и не делал исключений. Возможно, в уже зрелом возрасте его сознание достигло пика, и ему стало не под силу находиться в окружении, которое было совершенно далеким от его взглядов и познаний, и не понимало его. Философа называли «темным», и существует две версии, почему. Первая - прозвище возникло от того, что мысли мудреца были непонятны его современникам, она называли их запутанными и «темными» соответственно. Вторая теория исходит из мировоззрения и настроений философа. Зная то, что недоступно для понимания других, Гераклит был закрытым и постоянно находился в меланхолическом или саркастическом расположении духа.

О гибели мудреца существует много мифов, ни один из них как не подтвержден, так и не опровергнут. По одному из существующих мнений, философа разорвали бродячие собаки, по другим данным, мудрец умер от водянки, по третьим - он пришел в поселок, велел себя обмазать навозом и умер. Он был слишком необычным для своего времени. Так же, как люди не понимали его при жизни, он остался для них тайной после своей загадочной гибели. Лишь спустя многие столетия мысли Гераклита нашли своих почитателей.

Труды Гераклита

Считается, что трудов у великого мудреца было немало, но до наших дней смог дойти только один - состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве". Книга сохранилась не целиком, а отдельными частями и отрывками, тем не менее она смогла донести учение Гераклита.

Здесь же он обосновывает свое понятие «логос», о котором мы поговорим ниже.

Из-за фрагментарности книги многие идеи и концепции остались вне поля зрения Однако те крупицы, которые мы имеем возможность изучить и осознать, несут великую мудрость философа, его тезисы, которые не утрачивают ни своей ценности, ни актуальности.

Основы философии Гераклита

Античные мудрецы дали миру любовь к мудрости и стояли у истоков зарождения многих наук. Таким был и Гераклит. Философия как наука обязана ему своим развитием и зарождением.

Основные тезисы философа:

1. Огонь как первоисточник всего. Неизвестно, шла ли речь об огне в фактическом смысле или же в переносном (огонь, как энергия), но именно его считал Гераклит первоосновой творения мира.

2. Мир и космос периодически сгорают от могущественного пожара, чтобы восстановиться вновь.

3. Понятие течения и круговорота. Суть во фразе: "Все течет, все изменяется". Этот тезис Гераклита гениально прост, но никому до него не была открыта суть переменчивости, течения жизни и времени.

4. Закон противоположностей. Здесь речь идет о разности понятий. В качестве примера великий философ приводит море, которое дает жизнь морским обитателям, но часто несет гибель людям. В некотором роде теория относительности Эйнштейна обязана своему появлению на свет этой гениальной идее-прародительнице, дошедшей до нас благодаря великому философу.

К сожалению, из-за того, что единственное учение Гераклита дошло до нас лишь отрывками, его доктрины очень сложно трактовать, они кажутся совершенно неполными, фрагментарными. Из-за этого они постоянно подвергаются критике. Например, Гегель считал их несостоятельными. Мы же в полной мере не имеем возможности оценить и воспринять их. Остается додумывать и заполнять недостающие фрагменты совершенно интуитивно, опираясь на предчувствие и традиции и взгляды, властвующие в античной Греции времен великого философа. Хоть он и отрицал влияние школ и мыслителей, существовавших до него, но невозможно не заметить некоторое сходство, например с тем же Пифагором.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Это школа, основана Фалесом в колонии Греции в Азии, в городе Милете. Ее особенность в том, что она была первой философской школой античного мира. Создана в первой половине VI века. Основным предметом изучения школы была натурфилософия (изучение естественной физической проблематики и сути). По мнению многих науковедов, именно с этой школы начали свой путь не только в Греции, но и во всем мире астрономия и математика, биология и география, физика и химия. Одним из главных принципов школы было положение "ничто не возникает из ничего". То есть у каждого возникшего существа или явления есть первопричина. Часто этой причине давалось божественное начало, но такое определение не останавливало философов в их поисках, а помогало идти дальше.

Как мы говорили выше, Гераклит не был представителем ни одной из существующих школ. Но с Милетской школой, чьи взгляды он критиковал и не воспринимал, философ вступал в полемику, что нашло отражение в его трудах.

Еще одна особенность школы - в том, что она воспринимала мир живым цельным существом. Не было различия между живым и мертвым, для науки было интересно все. По некоторым данным, именно благодаря милетской школе зародился и был впервые произнесен термин «философия». Любовь к науке, к знаниям была основным стимулом к развитию для представителей этого общества. Школа Гераклита, как ее иногда неверно называют, развивалась параллельно с ним самым. Хоть великий мудрец и отрицал эту связь, она довольно очевидна.

Понятие диалектики

Термин "диалектика" пришел к нам, как и многие другие, из античности. Он дословно обозначает «вести диалог, спорить».

Существует много определений этого понятия, но мы остановимся лишь на том, в русле которого работал Гераклит.

Для великого философа понятие диалектики заключалось в учении о вечном становлении и вместе с этим переменчивости бытия. Идея Гераклита о вечном течении кажется нам слишком простой, но во времена ее зарождения она была серьезнейшим прорывом в философии в частности и в науке в общем.

Здесь, конечно, чувствуются взгляды Милетской школы и ее представителей. Развиваясь свободно от Гераклита, в совершенно разных плоскостях, они все же пересекались в своих выводах, хоть и были самостоятельными и полученными в результате сугубо личных наблюдений и умозаключений.

Кроме понятия диалектики, современная наука обязана античному философу еще одним бессмертным понятием и концепцией, выросшей на его основе. Это логос Гераклита - великая идея об огне как первооснове всего.

Концепцию логоса мудрец античности представлял так: существует мир и существует огонь (собственно логос). Мир начался с него, в огне его ждет и конец. В Космосе постоянно происходят пожары, из которых рождаются новые миры. Ничего ли не напоминает это суждение? Возможно, намного быстрее других на этот вопрос дали бы ответ люди, имеющие познания в астрономии. Вспомните о зарождении (и гибели, в принципе, тоже) звезд в космическом пространстве. После взрыва и высвобождения его накопленной, а потом мгновенно отданной энергии рождается новая молодая звезда. Возможно, нам, знающим это из школьного курса астрономии или физики, эти сведения не покажутся чем-то сверхъестественным. Но вернемся во времена античности. До нашей эры явно не преподавали в школе астрономию, чтобы, узнав о процессе рождения звезд, греческий философ мог составить свою концепцию. Если же такие знания не объясняются наукой, то с помощью чего мог получить их Гераклит? Философия никогда не отрицала понятия интуитивности, пресловутого шестого чувства, - дара или наказания для избранных представителей рода человеческого.

Великий мудрец смог осознать и воспринять то, что будет открыто лишь через тысячи лет после его смерти. Разве это не говорит о его высочайшей мудрости и провидении?

Последователи философа

По некоторым данным, у философа все же был ученик - Кратил. Возможно, с его легкой руки и желания восстановить труды своего наставника мы получили некоторую рассеянность истинных мыслей Гераклита. Кратил был прилежным учеником, он перенимал концепции учителя. Позже он станет в некоторой степени наставником Платона, который будет вести с ним условные вымышленные монологи в своем монументальном «Государстве». Философ Гераклит был настолько великим, что вдохновлял своих последователей многие века после своей гибели.

Платон тоже пойдет по пути диалектики. На ее основе будут построены практически все его труды. Применение диалектики сделает их довольно доступными и понятными.

Так как Кратил был вдохновителем Платона, великого автора "мифа о пещере" можно условно тоже отнести к последователям Гераклита.

Позже Сократ и Аристотель, взяв за основу диалектику Гераклита, создавали свои, новые, достаточно сильные концепции. Но, несмотря на всю их самостоятельность, отрицать влияние античного мудреца на них совершенно неразумно.

Из наших практически современников последователями Гераклита были Гегель и Хайдеггер. Достаточно сильное влияние умозаключений греческого мудреца испытывал и Ницше. Многие из глав "Заратустры" отмечены этим влиянием. Немецкий философ со всемирно известным именем и много размышлял о самом понятии и сути времени и его течении. Аксиома о том, что все изменяется, была взята им как должное и развита во многих трудах.

Отрицание и критика идей Гераклита

В 470 годах до н. э. при дворе Гиерона обитал комик Эпихарм. Во многих своих произведениях он высмеивал теории Гераклита. "Если человек взял в долг, то может не отдавать, ведь он уже изменился, это совершенно другой человек, так почему он должен отдавать долги за кого-то", - лишь одни из примеров. Их было немало, и сейчас уже трудно судить, о чем идет речь: об обычном развлечении при дворе, основанном на насмешках над трудами Гераклита, или же об осмыслении и критике его концепции придворным комиком? И почему мишенью комических сценок стал именно Гераклит? Взгляды Эпихарма на его труды были довольно язвительными и ироничными. Но даже за такой ширмой не скрылось восхищение мудростью великого античного философа.

Те же Гегель и Хайдеггер, используя в своих многих трактатах суждения Гераклита, обвиняли его в несовершенстве взглядов, парадоксальности и хаотичности мыслей. Тем не менее, видимо, от понимания философов ускользал тот факт, что труды сохранены не полностью, а то, что есть, дополнено и переписано наследниками трудом и учениками, которым не под силу было понять своего учителя полностью, что вынуждало их заполнять пробелы своими собственными мыслями, а иногда и домыслами.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Хоть Гераклит о отрицал влияние других отдельных личностей и школ, но, несомненно, его взгляды не возникли из ниоткуда.

Многие исследователи утверждают, что философ был хорошо знаком с трудами Пифагора и Диогена. Многое из написанного им перекликается с понятиями, введенными в обиход науки этими древними мудрецами.

Слова Гераклита повторяются и цитируются даже сегодня.

Вот наиболее известные тезисы мудреца, которые, пройдя через тысячелетия, не утратили своей ценности.

  • Глаза - свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека (как мы помним из разделов статьи выше, школа натурфилософии только ознаменовала начало развития данной отрасли науки), не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации. Вспомним поговорку о том, что лучше один раз увидеть, чем раз услышать. Сейчас подобную можно встретить практически у каждого народа, но во время жизни философа она была достойным открытием.
  • Когда все загаданные желания человека сбываются, это делает его хуже. Это действительно так. Если человеку некуда стремиться, он не развивается, а деградирует. Если у некоего индивидуума есть все желаемое, он теряет способность сочувствовать тем, кому повезло меньше; перестает ценить имеющееся, принимает его за данность. Через тысячи лет этот тезис по-своему истолкует британский писатель ирландского происхождения Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, боги исполняют наши молитвы», - скажет он в своем гениальном романе «Портрет Дориана Грея». А Уайльд никогда и не отрицал, что черпал свои познания о мире из источника античности.
  • Знание многого не учит уму. Некоторые исследователи считают, что эта фраза была сказана в укор и отрицание той самой Милетской школе. Однако документального подтверждения этого факта нет, впрочем, как и многих других эпизодов. Диалектика Гераклита в этом тезисе расцвела яркими красками и показала многогранность мышления великого мудреца.
  • Суть мудрости в том, чтобы не только произносить истину, но и, внимая законам природы, следовать ей. Здесь мы не будем углубляться в рассуждения о сути этого умозаключения античного философа. Каждый может воспринять его по-своему, но суть от этого только обогатится смыслом.
  • Один для меня - десять тысяч, если он - наилучший. В этом тезисе - объяснение того, почему при жизни греческий философ не желал обучать учеников. Возможно, в свое время он так и не нашел достойных.
  • Рок - это последовательность и порядок причин, при котором одна причина порождает другую. И так до бесконечности.
  • Знание и понимание самого мудрого мудреца - всего лишь мнение.
  • Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает. Про них можно сказать, что, присутствуя, они отсутствуют. В этом высказывании Гераклит выразил всю горечь от непонимания, с которым ему пришлось столкнуться. Он слишком опережал свое время, чтобы иметь шансы на понимание.
  • С гневом очень трудно бороться. Можно жизнью заплатить за все, что он потребует. Но еще более трудно победить желание наслаждения в себе. Оно сильнее гнева.

В заключение

Есть личности, которые настолько не укладываются в рамки своего времени, что быть понятыми современниками им просто не суждено. Такой личностью был древнегреческий мудрец Гераклит. Философия, какой она есть сегодня, не была бы такой без его тезисов и трудов, теорий и концепций.

Великий философ большинство своей жизни провел в горах, наедине с природой и своими мыслями. Людям, называвшим его «темным», не суждено было понять всю глубину мудрости этого удивительного человека.

Его афоризмы до сих пор цитируются на десятках языков, а работы вдохновляют все новых и новых учеников. Многие философы нашего времени берут за основу труды великого грека-отшельника. И, хотя его работы дошли к нам лишь в виде кратких незавершенных отрывков, это ни в коем случае не уменьшает их ценности.

Стоит познакомиться с теориями и концепциями великого мудреца не только для общего развития, но и для ознакомления с античным миром.

Гераклит Эфесский – один из самых старших древнегреческих философов.

Его главная заслуга – создание первоначального диалектического учения, благодаря чему такой метод философствования и мышления вообще широко распространился.

Гераклит был известен современникам и последователям как «Тёмный» или «Мрачный», что характеризовало его философию и образ жизни.

Учение Гераклита, как отмечали также современники, противостояло философии Демокрита – другого древнего мыслителя. Гераклит оставил только одно сочинение – «О природе», от которого до нас дошло лишь несколько десятков отрывков-цитат.

Известно, что сочинение состояло из трёх частей – «О природе», «О государстве» и «О боге». Несмотря на столь скромное по количеству наследие, Гераклит был признан одним из самых выдающихся учёных древнего мира, его учение повлияло на многих мыслителей, начиная от Аристотеля и особенно Платона и кончая современными философами.

Основные идеи учения Гераклита

  1. Огонь как первопричина всего сущего, основное вещество, из которого состоит мироздание.
  2. Идея «мирового пожара». Он происходит регулярно, в результате чего вселенная погибает, чтобы потом возродиться вновь.
  3. «Всё есть поток». Гераклиту приписывается выражение «Всё течёт, всё меняется».
  4. Противоположности тождественны друг другу.
  5. Нарушение закона противоречия.

Зороастрийские корни учения Гераклита

Одно из основных положений философии Гераклита – огонь как первопричина всего сущего. Это положение было введено не просто в русле поиска первоэлемента, которым увлекались древнейшие из греческих философов: огонь является священной субстанцией в зороастризме – древнеперсидской религии.

О том, что Гераклит был знаком с учением Заратустры, свидетельствуют хотя бы легенды о его смерти, по которым он «сделался добычей собак» или «лёг, обмазав себя навозом, и так умер»; это означает, что он был погребён по зороастрийским обычаям. О жизни Гераклита вообще известно немногое.

Родился и умер он в Эфесе (544 - 483г до н.э.). Считается, что он был выходцем из рода басилевсов – царей-жрецов, однако отказался от власти и привилегий, возненавидел людей и ушёл жить в горы, где питался «одной травой и быльём». Он жил в одиночестве, но к нему явился Мелисс, ученик Парменида, который затем представил его жителям Эфеса.

О себе Гераклит говорил, что он обладает знанием об истинном устройстве мироздания, частью которого является человек. По его мнению, в природе господствует Логос, что означает порядок, гармонию, пропорциональность. Логос является и критерием истины, которую может познать человек.

Доказательства единства противоположностей

Единство и тождественность противоположностей – ещё одна важная идея Гераклита. Он доказывает её несколькими примерами. Так, вода в море одновременно и самая чистая и самая грязная: для рыб это питательная среда, а для человека она непригодна для питья. Человек купается в воде, а свинья – в грязи. Разные аспекты одной и той же вещи могут быть противоположностями: например, система письма (например, греческая) считается одновременно линейной (по направлению строки) и округлой (по форме букв).

Гераклит и христианство

Учение Гераклита, с одной стороны, оказало прямое влияние на христианство. С другой стороны, в некоторых своих аспектах оно походит на христианство, хотя не является прямым предшественником: оба учения в этих аспектах основываются на зороастризме.

Из Гераклита христиане позаимствовали учение о Логосе как «божественном порядке», идею о непостоянстве и бренности материального мира, идею о «конце мира» (впрочем, она могла прийти и непосредственно из зороастризма – оттуда же, откуда её воспринял Гераклит).

Так же, как и Гераклит, христиане почитают «божественный огонь», якобы нисходящий с небес во время «Пасхи», равно как и представленный в виде церковных свечей; это тоже явное заимствование из религии Заратустры. Образ отшельника, живущего в одиночестве в горах (аналог пустыни) и предающегося философским размышлениям (в том числе рассуждающего о боге), вдохновил древнеримскую бедноту на создание фольклорного образа «спасителя» - Иисуса Христа.

», «О государстве», «О боге»).

Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики . Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита , на что обратили внимание последующие поколения.

Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει ) . Однако точный перевод с греческого означает: «Все течет и движется, и ничего не пребывает».

Биография

Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе , его акме приходится на 69 олимпиаду (504-501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г.) Гераклит отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город . По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царя-жреца), однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.

Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем» . Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы , Пифагора , Ксенофана . Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ , Платон и Аристотель , его последователь Кратил становится героем одноименного платоновского диалога .

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер», «сделался добычей собак») некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита .

Гераклит является одним из основоположников диалектики .

Учение Гераклита

Начиная с античности, в первую очередь, благодаря свидетельствам Аристотеля , Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:

Современные интерпретации зачастую строятся на признании несостоятельными частично или полностью всех этих положений у Гераклита, и характеризуются опровержением каждой из этих доктрин. В частности, Ф. Шлейермахер отвергал (1) и (2), Гегель - (2), J. Burnet - (2), (4), (5), K. Reinhardt, J. Kirk и M. Marcovich отвергают состоятельность всех пяти. .

В целом же учение Гераклита можно свести к следующим ключевым позициям, с которыми согласно большинство исследователей :

  • Люди стараются постичь подлежащую связь вещей: это выражено в Логосе как формуле или элементе упорядочивания, установления общего для всех вещей (фр. 1, 2, 50 DK).

Гераклит говорит о себе как о том, кто имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, знает, как эту истину установить. Главная способность человека - распознать истину, которая есть «общее». Логос - критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей. Технический смысл слова - «речь», «отношение», «расчет», «пропорция». Логос вероятно полагался Гераклитом как актуальный компонент вещей, и во многих отношениях соотнесенный с первичным космическим компонентом, огнем.

  • Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей (фр. 61, 111, 88; 57; 103, 48, 126, 99);

Гераклит устанавливает 4 различных вида связи между очевидными противоположностями:

а) те же самые вещи производят противоположный эффект

«Море - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям - негодная для питья и губительная» (61 DK)

«Свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой» (13 DK)

«Прекраснейшая из обезьян безобразна в сравнении с другим родом» (79 DK)

б) различные аспекты тех же самых вещей могут находить противоположные описания (письмо - линейно и округло).

в) хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых, выглядят возможными только если мы распознаем их противоположность:

«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых» (111 DK)

г) некоторые противоположности сущностно связаны (буквально «быть тем же самым»), поскольку они следуют друг за другом, преследуются друг другом и ничем кроме самих себя. Так горячее-холодное - это горяче-холодный континуум, у этих противоположностей одна сущность, одно общее для всей пары - температура. Также пара день-ночь - общим для включенных в неё противоположностей будет темпоральное значение «сутки».

Все эти типы противоположностей можно свести к двум большим группам: (i - а-в) противоположности, которые присущи или одновременно производятся одним субъектом; (ii - г) противоположности, которые соединены через существование в разных состояниях в один стабильный процесс.

  • Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность. Различные пары противоположностей формируют внутреннюю взаимосвязь

    Учение об огне и логосе

    Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь - наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода - лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода - в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем - остыла.

    Изречения

    (Приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов, М., Наука, 1989 )

    Сочинение

    Единственное сочинение Гераклита «О природе» («О Вселенной», «О государстве», «О богословии») дошло до нас в 130 (по другим версиям - 150 или 100) отрывках.

    Иконография

    Примечания

    Литература

    Собрания фрагментов и переводы

    • Marcovich M. Heraclitus: Greek text with a short commentary including fresh addenda, corrigenda and a select bibliography (1967-2000) / 2 ed. Sankt Austin: Academia-Verlag, 2001. (International Pre-Platonic Studies; Vol. 2). 677 p. ISBN 3-89665-171-4 .
    • Robinson, T.M. Heraclitus: Fragments: A Text and Translation with a Commentary. - Toronto: University of Toronto Press, 1987. ISBN 0-8020-6913-4 .
    • Гераклит Эфесский . Фрагменты сочинения, известного позже под названиями «Музы» или «О природе». / Пер. С. Муравьёва. // Тит Лукреций Кар . О природе вещей. - М.: «Художественная литература», 1983. (Библиотека античной литературы). - С. 237-268. Перевод. С. 361-371. Комментарий.
    • Гераклит Эфесский . Всё наследие на языках оригинала и в русском переводе. - М.: AdMarginem, 2012. - 416 c. ISBN 978-5-91103-112-1
    • Гераклит . // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Пер. А. В. Лебедева. - М.: Наука, 1989. - № 22. - С. 176-257.

    Исследования

    Библиография:

    • Evangelos N. Roussos. Heraklit-Bibliographie. Wissenschaftliche Buchgesellschaft. - Darmstadt, 1971. ISBN 3-534-05585-3 .
    • Francesco De Martino, Livio Rossetti, Pierpaolo Rosati. Eraclito. Bibliografia 1970-1984 e complementi 1621-1969. - Neapel, 1986.

    Монографии:

    • Ахутин А. В. Античные начала философии. - СПб.: Наука, 2010.
    • Дынник М. А. Диалектика Гераклита Эфесского. - М.: РАНИОН, 1929. - 205 с.
    • Кессиди Ф. Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. 2500 лет со дня рождения. - М.: Изд-во АХ, 1963. - 164 с.
      • 2-е изд. под названием: Гераклит. - М.: Мысль, 1982. - 199 с. (Мыслители прошлого)
      • 3-е изд., доп. - СПб.: Алетейя, 2004. (Античная библиотека. Исследования)

    Статьи и диссертации:

    • Князь Трубецкой С.Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Бакина В. И. Космологическое учение Гераклита Эфесского // Вестник Московского университета. - Сер.7. - Философия. - 1998. - № 4. - С.42-55.
    • Бакина В. И. Философское учение Гераклита Эфесского о Вселенной в контексте античной культуры. Автореф. дисс. … к. филос. н. - М., 1995.
    • Вольф М. Н. Эпистемология Гераклита Эфесского // Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В. П. Горан, М. Н. Вольф и др.; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Ин-т филос. и права. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 386 с. - Глава II. - С. 67-119. ISBN 978-5-7692-1144-7 .
    • Гусева А. А. Некоторые термины Гераклита в переводе В. О. Нилендера. // Vox. Философский журнал. - № 9. - Декабрь, 2010.
    • Кабисов Р. С. Логос Гераклита и наука логики // Философия и общество. Philosophy and society. - М., 1998. - № 3. - С.135-154.
    • Кессиди Ф. Х. , Кондзёлка В.В . Гераклит и Древний Восток // Философские науки. - 1981. - № 5. - С.94-100.
    • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С.142-146.
    • Лебедев А. В. ΨΗΓΜΑ ΣΥΜΦΥΣΩΜΕΝΟΝ. Новый фрагмент Гераклита (реконструкция металлургической метафорики в космогонических фрагментах Гераклита). // Вестник древней истории. - 1979. - № 2; 1980. - № 1.
    • Лебедев А. В. ΨΥΧΗΣ ΠΕΙΡΑΤΑ (о денотате термина ψυχή в космологических фрагментах Гераклита 66-67 Mch) // Структура текста. - М., 1980. - С. 118-147.
    • Лебедев А. В. Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник "87. - М., 1987. С.29-46.
    • Муравьев С. Н. Силлабо-тоничность ритмической прозы Гераклита Эфесского // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. - М., 1972. - С. 236-251.
    • Муравьев С. Н. Поэтика Гераклита: фонемный уровень // Балканы в контексте Средиземноморья: Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. - М., 1986. - С.58-65.
    • Муравьев С. Н. Скрытая гармония. Подготовительные материалы к описанию поэтики Гераклита на уровне фонем // Палеобалканистика и античность. - М,: Наука, 1989. - C.145-164. ISBN 5-02-010950-9 .
    • Муравьев С. Н. Traditio Heraclitea (A): Свод древних источников о Гераклите // Вестник древней истории. - 1992. - № 1. - С.36-52.
    • Мурзин Н. Н. Боги и философы: кухня Гераклита // Vox. Философский журнал. - № 9. - Декабрь, 2010.
    • Позняк И. Б. Диалектика Гераклита. Автореф. дисс. … к. филос. н. - Л., 1955.
    • Хольцман А. Сходство и различие между учениями о противоположностях у Гераклита и Николая Кузанского // Verbum. - СПб., 2007. - Вып. 9. Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования. - С. 55-69.
    • Graham D.W. Heraclitus’ criticism of Ionian philosophy // Oxford Studies in Ancient Philosophy. Vol. XV / Ed. by C.C.W. Taylor. - Oxford: Clarendon Press, 1997. - P. 1-50.

    Ссылки

    • Фрагменты Гераклита (оригинал, англ. и фр. переводы)
    • Гераклит на портале «Философия в России»
      • Фрагменты Гераклита Пер. М. А. Дынника
      • 22. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. - М.: Наука, 1989. - (Памятники философской мысли.) - ISBN 5-02-008030-6
        • Фрагменты:

Мало известно о рождении и ранних годах Гераклита. Известно лишь, что он был рождён в аристократической семье в Эфесе (сейчас это территория Турции). Его отца звали либо Блосон либо Геракон.

В детстве Гераклит играл в бабки с другими детьми в замке, и считал возможность занять трон тяжким бременем. Впоследствии он отказался от трона в пользу своего брата. Все сведения о жизни Гераклита известны благодаря Диогену Лаэртскому, который был биографом многих греческих философов. Диоген писал, что Гераклит был слушателем школы Ксенофана, хотя сам Гераклит утверждал, что он самоучка.

Поздние годы

Благодаря изучению его работ полагают, что Гераклит жил и творил в конце 6 века до н.э. Гераклит сильно критиковал Гомера, Хезиода, Пифагора и Ксенофана, которые жили в 6 веке до н.э. или ранее, что позволило сделать вывод, что он жил позднее - в конце 6 века до н.э.

Гераклит с детства недолюбливал человечество, считая большинство людей недалёкими и необразованными. Считается, что он не участвовал в философских сборах и отказался от традиций, взамен предложив взгляды на те или иные вопросы.

У него преобладали экстремистские взгляды, которые он выражал в двусмысленных фразах. Его работы считаются загадками, так как существует большое количество их интерпретаций.

Не существует сборников его творений, а есть лишь обрывки работ и отдельные предложения, цитируемые другими людьми.

Гераклит имел нетрадиционный взгляд на понятие слова мудрость, и свои работы наполнял большим количеством сложностей и загадок, содержащих скрытые намёки. А более полное понимание его работ зависело от способности читателей осознавать написанное им. Он использовал уникальный подход к своему учению - ситуации-примеры были полны простых объектов, таких как реки, лодки, дороги и т. д. для того, чтобы его читатели смогли думать и приходить к своим собственным выводам.

Гераклит внёс очень большой вклад в развитие концепта «логоса». Само по себе слово «логос» имеет множество значений, а в философии это термин для обозначения принципов порядка и знаний.

Он верил в мировое течение и для него это значило, что всё в мире постоянно изменяется и имеет свои противоположности. Следующий афоризм служит этому примером: «Дорога вперёд и дорога назад - одна и та же дорога».

Гераклит считал огонь самым основным элементом, полагая, что все остальные элементы произошли от огня и именно поэтому огонь дал начало всему остальному. Он также считал, что человеческая душа состоит из воды и огня, где огонь - благородная часть, а вода - неблагородная.

Некоторые учёные считают, что он был естествоиспытателем, в то время как остальные, что он был философом занимавшемся вопросами человеческой природы.

Сам Гераклит считал, что природа и человеческая натура плотно связаны между собой. И он бы даже мог считаться гуманистом, если бы не его глубокое отвращение к людям.

Гераклит был одиночкой, поэтому у него не было учеников. Тем не менее, многие его работы оказали влияние на философов как его времени, так и на некоторых современных, например, Платона и Гегеля.

Стоики - люди, понимающие философию как образ жизни, многие свои основные принципы брали из учений Гераклита, в особенности его отношение к огню.

Основные работы

Гераклит написал трактат «О природе», который был разделён на три части - о природе, о политике и о вселенной. Книга трактата хранилась в замке Артемия - библиотеке античных времён. Книга стала очень популярной и многие будущие философы ссылались на неё в своих работах.

Личная жизнь и наследие

Гераклит был одиночкой и не имел учеников. Он страдал от приступов меланхолии. В последние годы своей жизни он страдал от водянки. Отчаявшись из-за невозможности врачей найти для него лекарство, он пробовал лечить себя коровьим навозом, от чего впоследствии и скончался.

Гераклит имел прозвище «Тёмный».

Древнегреческий философ-материалист Гераклит Эфесский (ок. 540 – 480 до н.э.) родился и жил в малоазийском городе Эфесе. Он принадлежал к роду басилевсов, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами. Непосредственных учеников у него, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С идеями Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем платоновского диалога.

Единственное сочинение Гераклита «О природе» не дошло до нас, однако у более поздних авторов сохранились многочисленные цитаты и перифразы из его труда. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит ещё в древности был прозван «тёмным».

Гераклит принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной. Мысль о субстанциальности огня Гераклит выражает в сравнении огня с золотом, а вещей с товарами: “Все обменивается на огонь, и огонь на все, подобно тому как золото на товары и товары на золото”.

Гераклит видел в огне не только основу всего сущего, но и то, из чего все возникает. Возникновение космоса из огня Гераклит называет «путем вниз» или «недостатком огня». Сохранилось несколько вариантов гераклитовской космогонии. По версии Плутарха, огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю, земля в огонь. По версии Климента, из огня возникает вода - «семя мирообразования», из которого возникает все остальное.

Космос Гераклита не вечен: «путь вверх» периодически сменяется «путем вверх», «недостаток огня» - его «избытком». Космос сгорает: мировой пожар – это мировой суд. Гераклит оживотворяет огонь, огонь – разумная сила.

Идея меры обобщена Гераклитом в понятии «логос». Логос – это разумное слово, объективный закон мироздания. То, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос.

Огнелогос присущ и человеческой душе. Душа – «одна из метаморфоз огня».

Гераклит не только стихийный материалист, но и наивный диалектик. Его логос – как бы диалектический закон Вселенной, закон единства и борьбы противоположностей. В мироздании нет ничего постоянного (панта реи – все течет). Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики Гераклита входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

В отличие от милетцев, Гераклит много говорит о познании. Он различает чувственное и рациональное познание. Чувства не бесполезны, особенно зрени и слух. Но высшая цель познания – познание логоса, а тем самым познание единства мироздания и достижение высшей мудрости.

В конце 6 в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается с Дальнего Востока Эгейского мира на его Дальний Запад - из Ионии в «Великую Грецию» или «Великую Элладу»). Это совокупность полисов-колоний, на побережье Южной Италии и Сицилии. Это такие города-государства, как Кумы, Неаполь, Посидония, Элея, Регий, Локры, Кротон, Сибарис, Метапонт, Тарент на юге Апеннинского полуострова; как Сиракузы , Акрагант и другие города на побережье Сицилии. Италийская философия. «Философия италийцев» (Аристотель) была дальнейшим шагом в становлении античной философии после философии ионийской. К италийской философии принадлежали Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл. Пифагорейцы связали философию с математикой и поставили вопрос о числовой структуре мироздания; элеаты развили понятие субстанции до понятия бытия как такового. Они выявили диалектичность времени, пространства и движения. Поэтому видеть в италийских философах «реакционных мыслителей», как это иногда делалось, неверно. Однако в италийской философии элементов идеализма стало уже больше, чем в ионийской философии. Кроме того, в италийской философии появляются и элементы метафизики (как антидиалектики).

Вкратце Пифагореизм.

Вкратце элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) и Эмпедокл.
Вопрос 7.ПИФАГОРЕИЗМ

Пифагореизм - религиозно-философское учение основано в Древней Греции VI-IV вв. до н. э.

Выделяют несколько этапов: ранний, доплатоновский, платонизирующий, эллинистический, неопифагореизм

История пифагорейского союза: Основатель союза Пифагор. Пифагор основал сообщество в италийском городе Кротоне. Учение ранних пифагорейцев известно нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим фрагментам Филолая, которые признаются подлинными.

Пифагорейский союз как религиозная община: Есть основание видеть в Пифагоре учредителя мистического союза, научившего своих последователей новым очистительным обрядам. Обряды эти были связаны с учением о переселении душ, которое можно приписывать Пифагору на основании свидетельств Геродота и Ксенофана; оно встречается также у Парменида, Эмпедокла и Пиндара, находившихся под влиянием пифагорейства. Пифагорейцы были известны в античности своим вегетарианством, связанным с учением о переселении душ.

Философия пифагорейцев: Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей - предела и беспредельного.

«Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в своей «Метафизике»

Тезис Пифагора : «Самое мудрое - число». Оно владеет всеми вещами. То, что понимали в античности под «числом», отличается от европейского. Число для Пифагора было «оптическим символом, не формой вообще или абстрактным отношением, но межевым знаком ставшего... Вся античность... понимает числа как единицы меры, ... отрезки, поверхности... Вся античная математика есть стереометрия» (О.Шпенглер). Тем самым была положена возможность описания мира через числовые соотношения, поиска математических регулярностей. Так, например, звуки музыки (она рассматривалась в качестве средства очищения, катарсиса) переводимы в числовые соотношения: разница звучания струн музыкальных инструментов зависит от разницы их длин.

Вопрос 8.Элеаты

Элейская школа - древнегреческая философская школа VI-V вв. до н. э., возникшая в г. Элее. Основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон, Меллис.

Ксенофан считается родоначальником. Впервые высказал смелую мысль о том, что боги – творение человека. Критиковал богов Гесиода и Гомера за то, что они придали им человеческое обличье. Критиковал антропоморфные представления о богах и считал саму их множественность несоединимой с понятием о Боге, считал антропоморфизм (наделение человеческих качеств чему-либо) корнем всех заблуждений. Бог Ксенофана - это чистый ум, он не физичен. Его сила в мудрости, а не в физической силе. Он неподвижен. Он един и один. Единое божественное существо вечно и неизменно.

Земля – основа всего сущего. Вода – соучастница земли в производстве жизни. “Земля и вода есть все, что рождает и растит”. Даже души состоят из земли и воды. Из воды и небесные тела.

Ощущения ложны. Истина случайна. Это не результат божественного откровения, а исторический продукт человеческих ее исканий.

Парменид, ученик Ксенофана, считается основателем. Автор диалога «Ахилес», поэмы « О природе». Впервые задал вопрос, что означает в философии слово “есть”, т.е. что существует и каким образом существует. Преобразовал единого бога Ксенофана в единое бытие. В сущности все неизменно. Не допускает существования небытия. Бытие всегда находится в настоящем, целиком, во всей совокупности, единое и непрерывное. Помимо бытия нет ничего. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из небытия, но небытия нет. Бытие неподвержено порче и гибели, иначе бы превратилось в небытие. У бытия нет ни прошлого, ни будущего. Истинная форма бытия – непротяженное настоящее. Только мышление и есть то, что неизменно, как сущность самого явления, и поэтому мышление и есть бытие. Бытие – смысл существования, мышление – тоже смысл. Истиной владеет только разум (логос). Чувства же источник заблуждений.

Зенон , ученик Парменида. Труды «Споры», «Против философов». Изобретатель диалектики, искусства рассуждения и спора. Зенон применял технику доказательства от противного, доказательства путем приведения к абсурду точку зрения, противоположную его собственной. Чтобы доказать, что «А есть B» истинно, Зенон доказывал, что «А не есть B» ложно. Рассуждения Зенона назывались апориями. (см. билет 15) Наиболее известными стали его аргументы против мыслимости двжиения и множественности.

Меллис дал четкое и ясное, без всяких поэтических метафор, как у Парменида, изложение учения элеатов. Сформулировал «закон о сохранении бытия» - главного пункта учении элеатов - «Из ничего не бывает ничего». Истолковал вечность бытия не как вневременность, а как вечность во времени. Прошлое и будущее не небытие, а части бытия. Принципиально изменил учение Ксенофана и Парменида о конечности бытия в пространстве. Бытие Меллиса беспредельно. Идеальное и конечное бытие Парменида он заменил материальным и бесконечным бытием.

Вопрос 9. Апории Зенона.

Зенон – изобретатель диалектики (Аристотель). Но его диалектика - субъективная диалектика – искусство диалектического рассуждения и спора, искусство «опровергать и посредством возражений ставить его в затруднительное положение».

Метод Зенона не был методом прямого доказательства. Зенон доказывал от противного. Зенон пользовался законом исключения третьего .

Суждение «сущее – есть единое» истинно.

В его учении, допущение множественности бытия заводит мысль в тупик, вводит в состояние апории.

Апории Зенона.

1)Апория СТАДИОН.

Пространство бесконечно делимо. (У Зенона – дискретное понимание пространства). Поэтому, за конечное время, нужно пробежать бесконечное число точек пространства, что невозможно.

(Пространство делится на бесконечное число отрезков и точек)

2)Апория АХИЛЕС И ЧЕРЕПАХА

«Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.»
Суть: Даже начавшись, движение никогда не закончится

3)Апория СТРЕЛА

Летящая стрела в каждый момент времени занимает равное себе место. Движение складывает из суммы состояний покоев – противоречие!»

Суть: Пространство – континуально.

ВЫВОДЫ ЗЕНОНА ИЗ АПОРИЙ: Поскольку, нельзя себе помыслить движение непротиворечиво, значит в мышлении нет движения. Следовательно, движения нет в бытие, следовательно движения нет в принципе, и бытие покоится.Логически, движение (изменение) парадоксально.

Важно!

Но. Зенон не сознавал, что время аналогично пространству делится на бесконечное количество малых частей и так же, как и пространство, прерывно и непрерывно, конечно и бесконечно.

Вопрос 10. Философские взгляды Эмпедокла

Эмпедокл исходит из положения, что не может быть возникновения и исчезновения в собственном смысле; но в то же время стремится объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения и находит это объяснение в том, что каждое возникновение надо рассматривать как смешение, а каждое исчезновение, как разделение первичных веществ.

Эти основные вещества он называет "корни всего"; он, как кажется, еще не употреблял принятое впоследствии выражение "стихии". Таким образом, элементам принадлежат предикаты - невозникаемости, непреходимости и неизменяемости; они - вечное бытие, а разнородность и смена единичных вещей должна быть объясняема посредством пространственного движения, в силу которого эти об элементе, как об однородном веществе элементы смешиваются друг с другом в различных отношениях.

Поэтому Эмпедоклу принадлежит первенство в образовании столь важного для развития естествоведения понятия, качественно неизменяемом и доступном только изменениям состояний движения и механическим делениям.

Он получил это понятие вследствие стремления сделать идею о бытии Парменида пригодной для объяснения природы. Гораздо менее удачным, хотя столь же важным по своему историческому влиянию, было воззрение, которое Эмпедокл составил себе о числе и существе этих элементов. Он выставил знакомые четыре элемента : землю, воду, воздух и огонь .

Выбор этих четырех основных веществ проистекал у Эмпедокла не из систематического размышления, как это было у Аристотеля, который утвердил это учение и сделал его всеобщим достоянием всей литературы, но, как кажется, из того, что он одинаково принимал во внимание предшествовавшие натурфилософские теории: вода, воздух, огонь играли роль первичных материй у ионийцев, земля же в гипотетической физике алеицев. Последнюю напоминает кроме того и то, что Эмпедокл противопоставил огонь трем другим и, таким образом, возвратился к обусловленному. Гераклитом делению на двое. При всем том четверичное число элементов содержит в себе нечто произвольное и потому незрелое, как это и видно из поверхностной характеристики, которую агригентинец дал отдельным элементам.

А как надо мыслить происхождение различных качеств единичных вещей из смешения этих четырех основных веществ, об этом Эмпедокл, по всей вероятности, не мог ничего высказать: объяснимыми таким путем еще могут казаться количественные отношения и физические состояния тел, но не отдельные качества. Поэтому Эмпедокл, по-видимому, принимал во внимание только первые, когда описывал процесс смешения и разделения таким образом, что, по его словам, части одного тела проникают в поры, то есть во внутренние промежутки другого, или (при разделении) опять оттуда выходят, или - когда он находил, что сродство, а вместе с ним и сила взаимного притяжения разных веществ, зависит от соответствия (пространственных форм) между истечениями одного и порами другого. О качественном же различии данных в опыте вещей он учил лишь в общем виде, что оно зависит от различия в количестве, в котором смешаны в них все или только некоторые из элементов.

Эмпидокл принимает в качестве первоначала мироздания четыре традиционные стихии, которые он называет «четырьмя корнями вещей». Земля, огонь, воздух, вода равны и все одинаково древнего рода. В друг друга не превращаются.

Эмпидокловы корни вещей пассивны. Все процессы в мироздании Эмпедокл объясняет борьбой двух антагонистических начал. Эти начала не физические, а психические.

Эмпидокл находит материальный носитель мышления в крови, в которой четыре корня вещей наиболее равномерно перемешаны. Космическую любовь и ненависть человек познает любовью и своей ненавистью. Это пережитки антропоморфизма. У Эмпедокла можно заметить различение обыденного сознания и сознания, выходящего на уровень мировоззрения.

Постановка и попытка научного решения вопроса о происхождении органической целесообразности.

У Эмпедокла также можно найти смутную догадку о естественном отборе – этот отбор прошли лишь наиболее приспособленные.

Более удивительна догадка Эмпедокла о том, что свет распространяется с большой, но конечной скоростью.

Вопрос 11. Демокрит.

Демокрит – ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

Демокрит известен как "смеющийся философ". По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Сам Демокрит считал наиболее серьезным делом занятие науками. О старости и смерти Демокрита сложены легенды.
В конце жизни Демокрит потерял зрение. Об этом ходили разные слухи. Многие говорили, что Демокрит сам преднамеренно лишил себя зрения.

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать.

Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Учение Левкиппа и Демокрита - вершина античного материализма (атомизм). Написал 70 сочинений: "Пифагор", "О том, что в Аиде", "Космография", "О поэзии", но ничего не дошло. Главное сочинение -Малый Диакосмос (об устройстве живой природы и человека).

Атомизм - сочетание чувственного восприятия с рациональным учением элеатов о бытии. Первоначала у атомистов - атомы (бытие) и пустота (небытие). Бытие множественно, плотно, его члены обладают формой. Тела состоят из неделимых частиц, не воспринимаемых чувствами, их разделяет пустота. "Атомы, переплетаясь, рождают вещи".

Живое возникло из неживого без творца и разумной цели. Мир - беспредельная пустота, наполненная многими мирами, образованными атомами самых различных форм. Атомисты стремились понять, не для чего возник мир и кто его создал, а как возникают миры. Плотность атомов в пустоте различна. Когда много атомов сходятся вместе, образуется вихрь, в котором тяжелые атомы в центре, легкие на периферии. Так получаются замля и небо. Небо образуют огонь, воздух, светила, гонимые вихрем. Атомисты - геоцентристы. Атомисты отвергали Нус Анаксагора (мировой ум). Само сознание они объясняли существованием особых огневидных атомов.

Атомисты считали, что объективность мнима. Ни одна вещь не происходит бесцельно, все происходит из разумного основания и по необходимости (из логоса).

Учение о Душе.

Атомисты под душой понимали не некую сверхматериальную субстанцию, а вполне физическую сущность.

Все живые существа одушевлены в разной степени. Душа - физическая сущность, совокупность атомов. Разумное тело пронищано душой. Душа смертна, смерть это выдох без вдоха. Покинув тело, душа рассеивается в воздухе. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души.

Эвтюмия - (хороший дух) такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущается ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью. Средство достижения эвтюмии - умеренность во всем.

Вопрос 12. Философские взгляды софистов. Учение софистов об относительности истины

1. Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" - мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

Старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип­пий, Продик, Антифонт, Критий;

Младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,

но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно:

Критическое отношение к окружающей действительности;

Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

Неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

Отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

Стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

Восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

4. К их главным заслугам относят то, что они:

Критически взглянули на окружающую действительность;

Распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Учение софистов об относительности истины

Софисты подчеркивали относительность знания, отсутствие объективной истины и поэтому считали оправданным прибегать к приёмам, впоследствии получившим название софистики. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на фактах изменчивости, противоречивости и сложности объектов познания, софистика отрицает абсолютные моменты в процессе постижения истины. В своих построениях софистика использует подмену понятий, различные логические ошибки, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов.

Вопрос13.Сократ

Все его идеи, о которых известно нам, дошли до нас благодаря его ученикам, в первую очередь Платону.

Сократ жил непритязательно и бедно, ходил по улицам города и заводил беседы с прохожими. Был осужден и приговорен к смертной казни через отравление. На суде имел шанс быть оправданным, отказавшись от своих убеждений, но не сделал этого.

Сократ считал, что он Богом приставлен к афинскому народу, дабы не давать гражданам впадать в духовную спячку.

«Демон» Сократа – некий внутренний голос, посредством которого Бог склоняет Сократа к философствованию, всегда при этом что-то запрещая. Такой голос Сократ слышал с детства, он отклонял его от некоторых поступков. «Демон» имел отношение к практической деятельности Сократа, не играя роли в самом сократовском философствовании.

В центре внимания Сократа – человек. Но человек только как нравственное существо. Философия Сократа – этический антропологизм . Суть своих философский забот Сократ обозначил так: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя ». Два девиза – «Познай самого себя » и «я знаю, что ничего не знаю » - суть философии Сократа. Познать самого себя означало познание себя в качестве общественного и нравственного существа, притом не только и не столько как неповторимую личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа – общие этические вопросы.

Важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов. В целом его можно назвать методом субъективной диалектики . Сократ был мастером диалога, его интересовало содержание беседы, а не форма. Сократ ироничен и лукав. Он выбирал собеседника, просил объяснить ему что-то по роду занятий его партнера в разговоре, потом задавал несколько продуманных вопросов и, иронизируя, загонял собеседника в тупик. Когда тот освобождался от самоуверенности, Сократ был готов искать истину вместе с ним.

Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина же для всех должна быть одной. На достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа.

Считая, что он [Сократ] сам не обладает истиной, Сократ помогал ей родиться в душе своего собеседника. Подобному тому, как акушер помогает родиться ребенку. Свой метод Сократ назвал майевтикой – повивальным искусством.

Знать – значит знать, что это такое. Цель майевтики – определение предмета, достижение понятия о нем. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Сократ первым обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Приобретение понятийного знания достигалось посредством индукции.

Гносеологически пафос всей философии Сократа в том, чтобы для всего найти соответствующее понятие. Познать самого себя – значит найти и понятия нравственных качеств, общих всем людям.

Убеждение в существовании объективной истины означает для Сократа и то, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Он отождествлял счастье с добродетелью, но не с выгодой. Делать добро нужно лишь, зная, в чем оно состоит. Зло – результат незнания доброго. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Моральная теория Сократа рационалистична.

В методе Сократа заложена возможность идеализма .

До Сократа основной предмет философии – природа. Сократ же утверждал, что внешний по отношению к человеку мир непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела , в чем и заключается задача философии.

Вопрос 15. Учение Платона об идеях

Учение Платона – система объективного идеализма. Дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. Антропоморфизм идеализма. Мир не в целом не в частности не приобретает человеческого облика, ему приписывается лишь разумность, мышление, духовность – абсолютный безличный объективный идеализм.

Возможен и полуантропоморфический персональный объективный идеализм, при котором сохраняются такие человеческие черты, как воля, эмоции и самосознание.

До Платона преобладал стихийный материализм, Платон – прародитель сознательного объективного идеализма.

Идеи.

Личный, персональный идеализм – Бог, безличный – идеи и высшая из идеи – идея блага.

Основной вопрос философии у Платона – борьба двух философских течений, материалистов и идеалистов. Первые утверждают, что есть нечто бестелесное, вторые – признают тела за бытие. Что принять за бытие: тела или идеи ?

1-ое положение Платона : бытие своей неизменчивостью и вечностью представляет собой сугубо духовное множество, органическими элементами которого являются идеи .

Платоновская идея, фактически объективированное понятие, - это та же самая умственная идея, но только выгнутая из человеческого сознания и помещенная в некий вымышленный идеальный мир – совокупность всех подобных идей.

Каждая идея – вечна и неизменна . Идея всегда себе равна, она есть нечто вечное. «Идея не рождается и не умирает, не воспринимает в себя что-либо другое, не переходит сама во что-нибудь другое»

Число идей велико, но не бесконечно. В принципе идей должно быть столько же, сколько множеств существенно-сходных вещей, явлений, процессов, состояний, качеств, количеств, отношений.

2-ое положение Платона : идеи переходят друг в друга, их содержание раскрывается не в их изолированности, а в их противостоянии, в их взаимосвязи и взаимопревращаемости.

Идеи математических объектов и нравственных явлений, естественных и искусственных тел, четырех стихий и видов живых существ, действий и аффектов имеют место быть.

Идеальный мир Платона – царство благих сущностей.

Платоновский объективный идеализм – идеализм этический.

Высшая идея Платона – идея блага как такового – источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованием высочайшей добродетели.

Платоновские идеи не просто сосуществуют друг с другом, а находятся в отношении подчинения и соподчинения. Идеи могут быть более или менее общими, находиться в отношении рода и вида. Одна идея подчинена другой или идеи соподчинены между собой. Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно-идеалистической онтологии и идеалистической психологии. Платон устами Сократа подвергает критике все знания, получаемые из опыта, будь то непосредственное знание через ощущение или опосредованное знание – не просто ощущение, а мнение, основанное на ощущениях.

Билет 16 Учение Платона о познании

Суть познания по Платону – припоминание душой идей, которые она уже видела.

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения . С первым родом соотносится вера, со вторым - уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение . Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера умопостигаемого также делится на два рода - это идеи вещей и их умопостигаемые подобия . Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

|
  • Взгляды Герцена и Чернышевского. Создание теории крестьян общинного социализма
  • Военно-философские рассуждения о смысле службы и вообще
  • Вопрос Изучении психических явлений в трудах Гераклита
  • Вопрос. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли
  • Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Яснополянская школа

  • Поиск на сайте: