Ремонт Дизайн Мебель

Морские обитатели план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Конспект НОД «Животный мир морей и океанов Конспект занятия животный мир морей и океанов

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

Цели:

Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

Развивать самостоятельность, активность.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

Молодец! Очень интересно!

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог!

4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра « Вопросы - ответы »

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова ).

Чей хвост? (Это рыбий хвост ).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).

Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).

Чьи кости? (Это рыбьи кости ).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).

Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).

Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

Море – моря;

Рыба – рыбы;

Акваланг – акваланги;

Батискаф - батискафы;

Лодка – лодки;

Водолаз – водолазы;

Кит – киты;

Осьминог - осьминоги;

Дельфин – дельфины;

Медуза – медузы;

Акула – акулы;

Коралл – кораллы.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ на тему: Морские обитатели.

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ "Мир Морского царя"

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия с использованием ИКТ на тему «Морские обитатели» для старшей и подготовительной группы. Материал будет полезен для воспитателей этих групп. Конспект познавательного занятия направлен на формирование у детей знаний об обитателях подводного мира, заботливого отношения к природе.
Цели: Познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов. Вызвать желание узнавать как можно больше информации о представителях животного мира нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к природе.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с названиями некоторых морей и океанов.
2. Сформировать представление о том, что на нашей плате живые организмы есть везде;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Развивать умение вести беседу (высказываться самому и слушать своего товарища)
Дополнительный материал:
Презентация «Мир Подводного короля»
Альбомные листы, краски и кисточки, для создания рисунков;
Морские звезды, раковины, кораллы.
Глобус;
Звуковые дорожки с шумом моря, океана можно использовать на протяжении всего занятия, как фон.
Ход занятия:
В свободном доступе на столе перед детьми разместить морские звезды, раковины, кораллы (создать имитацию морского дна).
Вводная часть.
Воспитатель: Дети, сегодня нас в гости приглашает Морской царь. Он хочет познакомить вас с жителями своего царства. Вы готовы отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, но для начала нам нужно отгадать загадку Морского царя. Он просит нас взять раковины с этого стола и послушать звуки, которые она нам пропоет. Ну что, ребята, отгадаем? (Передать несколько раковин детям и включить звуковую дорожку шум моря, прибоя)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем пели раковины? На что похоже их пение? (шум ветра, плеск воды) Ответы детей. При необходимости, задать наводящие вопросы.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы можем отправиться в путешествие. А вот и сам царь нас встречает! (1 слайд)
Основная часть.
Воспитатель: Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, моллюски, растут рифы. На нашей планете существую не только реки и озера, а еще моря и океаны. Например: Каспийское море, Мертвое море, Черное море; Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Давайте на глобусе найдем, где они находятся? (рассматривание глобуса).
Воспитатель: Теперь, мы можем познакомиться с обитателями морских глубин, которых мы сегодня встретим. (2 слайд) Ребята, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? (ответы детей) Правильно, это морская звезда! Морские звезды живут 20 и более лет. Это хищники, которые питаются моллюсками, планктоном, морскими червями. У морских звезд есть особенность - регенерация, они способны отращивать потерянные лучи (руки).
Воспитатель: (3 слайд) Давайте познакомимся с этим необычным обитателем моря. Это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что их форма тела похожа на шахматного коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 30 см, в зависимости от вида, к которому принадлежит конкретная особь.
Воспитатель: (4 слайд) А это, ребята, рыба-луна. Правда, она напоминает Луну, которую мы видим ночью? (ответы). Эта рыба, обычно, плавает в открытом море у самой поверхности, и ее плавник показывается из воды. Из-за этого, ее часто принимают за акулу, но рыба-луна совсем безобидна.
Воспитатель: Этого гостя вы узнаете без проблем, по множеству щупалец (5 слайд). Кто это? (Ответы детей) Правильно дети! Это осьминог. У него восемь щупалец. Живет осьминог на морском дне и может менять окраску, становясь незаметным. Во время опасности, он выбрасывает чернила и, таким образом, уходит от преследователя.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто в сказке про Буратино хранил золотой ключик? (Ответы детей) Правильно! Конечно же, черепаха! (6 слайд) Черепахи живут не только в сказках, но и в морях. Они являются долгожителями, то есть, они очень долго живут. Черепаха - очень ловкий пловец. Они питаются моллюсками и раками.
Воспитатель : А как вы думаете, какое животное является самым большим на нашей планете, как в воде, так и на суше? Даю подсказку - это житель морей и океанов (Ответы детей) Правильный ответ: синий кит(7 слайд). Детеныш синего кита рождается длинной восемь метров и весит до трех тонн. Ему, как и нам необходим кислород для дыхания, они не могут дышать разреженным кислородом, как другие рыбы. Питаются эти животные планктоном (8 слайд). Это микроскопические организмы, которых переносит течение. Они делятся на фитопланктон (состоит из водорослей) и зоопланктон (образован животными организмами). Планктон нельзя увидеть невооруженным глазом. Эти организмы не только являются пищей для морских животных, но и необходимы для восстановления кислорода.
Воспитатель: (9 слайд) Это, ребята, рыба-пила. Её невозможно ни с кем спутать. Отличительная черта - длинное и плоское рыло с маленькими зубами (как зубья пилы). Им рыба прочесывает песчаное дно в поисках мелкой добычи, иногда, он используется для защиты от врагов.
Воспитатель: (10 слайд) Вы узнали ребята кто это? (ответы детей) Конечно же, это морской еж. Ежи различаются по цветам и иглам. У одних они короткие и частые, а у других редкие и длинные. Во рту у них есть пять постоянно растущих зубов.
Воспитатель: (11 слайд) Этот подводный житель - краб. Отличительная черта крабов - специфический способ передвигаться боком. У них есть постоянная норка, куда они возвращаются после ночных вылазок за пищей: это говорит о том, что они хорошо ориентируются в пространстве.
Воспитатель: И последний наш гость на сегодня (12 слайд) Медуза! Медуза более чем на 90 % состоит из воды. Это хищные животные питаются рыбой. Медузы ядовитые. Длинна некоторых превышает рост взрослого человека.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами отдохнем? (физкультминутка «Рыбка плавает в водице»)
Рыбка плавает в водице (мелкие шажки, руки вдоль туловища)
Рыбке весело играть(хлопаем в ладоши)
Рыбка, рыбка озорница (качаем головой)
Мы хотим тебя поймать.(«ловим» рыбку руками)
Рыбка спинку изогнула,(прогибаемся)
Крошку хлебную взяла.(руками показываем открывающийся рот рыбки)
Рыбка хвостиком махнула,(повернулись)
Рыбка быстро уплыла. (побежали к стульчикам)
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие из вас рыбки получились, а теперь садитесь на свои стульчики. Как я уже говорила, подводный мир похож на наш. Там тоже есть целые леса, которые создаются водорослями (слайд 13- водоросли), есть опасные «цветы»- актинии (слайд 14). Они ядовиты, но некоторые рыбы живут именно в них. Например, рыба-клоун (слайд 15). Под водой существуют целые «города»- рифы (слайд 16). Как видите, их мир такой же, как и наш. Мы должны не только не нарушать их жизнь, но и всячески заботится об их обитателях. Ребята, как вы думаете, как именно человек может позаботиться о жителях подводного мира? (ответы детей, при необходимости задать наводящие вопросы об экологии, браконьерстве и т.д.)
Воспитатель: Правильно ребята, мы должны помогать и защищать всех обитателей нашей планеты, так как именно мы (люди, человечество) в ответе за то, что многие из них находятся на грани вымирания. Сейчас, я бы хотела предложить вам нарисовать подводный мир, с которым мы сегодня знакомились. Перед вами находятся листы, краски и кисточки. Можете приступать к рисованию.
Заключительная часть.
Воспитатель: (после выполнения рисунков) Какие замечательные работы у вас получились, по- моему, даже Морскому царю они очень понравились. Итак, ребята, расскажите, что вам особенно запомнилось и показалось интересным на сегодняшнем занятии? Понравилось ли оно вам? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно! Вы очень много запомнили и узнали. Конечно же, мы с вами познакомились лишь с несколькими представителями подводного мира, но главное, мы поняли, что должны заботливо и бережно относится к нашей планете, ведь она так прекрасна и так хрупка. Морской царь тоже прощается с нами (слайд 17). Спасибо и вам за внимание!


ОБИТАТЕЛИ
ПОДВОДНОГО МИРА

ПОДГОТОВИЛА
Криночкина Светлана Андреевна
Воспитатель
МКДОУ 50
Г.Ревда

Жизнь под водой
В глубинах морей и океанов, существует свой, не сравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.
Сегодня мы поговорим о том, с кем можем встретиться в глубинах подводного мира.
Самыми крупными считаются киты
Кит - самое большое животное на земле на сегодняшний день. И он никак не рыба, как в детстве кто-то думал, а млекопитающее. И хотя кит и может пребывать длительное время под водой, все же он вынужден время от времени всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух в легкие. Именно тогда можно увидеть характерный фонтан над водой.
Одними из самых загадочных существ являются дельфины
Самые прекрасные представители китообразных с изящьным телом которое идеально приспособленно для движения в воде и позволяет ему очень быстро плавать у них очень эластичная и гладкая кожа. Они практически не ощущают сопротивления воды благодаря маслянистым выделениям, которые облегчают скольжение воды по коже. У них очень характерная морда. У некоторых видов она даже заканчивается настоящим «клювом», разве что чуть приплюснутым.
Дельфины- лучшие акробаты среди морских млекопитающих. Они обожают выпрыгивать из воды, делать в воздухе сальто, снова нырять «рыбкой» или весело шлепаться на спину. Дельфина чаще всего можно увидеть в зоопарках и дельфинариях. Он кажется симпатичным и улыбчивым из-за особого изгиба линии рта.
В Древней Греции дельфин считался священным животным, с ним было связано много мифов и легенд.
Живут дельфины большими коллективами - стаями. В стае все животные связаны родственными узами. Здесь нет пришлых и чужих. Эти сообщества крепкие, слитные и дружные; они никогда не распадаются и существуют, наверное, сотни лет. Во главе такой стаи стоит опытный, поживший самец. Но у некоторых видов всё наоборот: голова всему зрелая самка, самцы же находятся на вторых ролях.
Теперь поговорим о акулах.
Акула - название собирательное. Есть акула белая, голубая, тигровая, кошачья, суповая, сельдевая, акула-лисица, акула-нянька, акула-молот. Ученые насчитывают 350 видов этих рыб. И только 27 из них обвиняются в нападениях на человека. Причем у нескольких такое наблюдается лишь единожды.
Бывают совсем маленькие акулы размером не более карандаша и весом около 200 граммов, а есть огромные - до 20 метров в длину. Вес таких гигантов достигает 20 тонн.
Самые крупные акулы - их два вида - китовая и гигантская, никогда не нападают на человека. Они питаются планктоном и мелкими рыбешками, процеживая воду через тысячи мельчайших зубов. Агрессивной и опасной считается белая акула. Она достигает 5 - 6-метровой длины, изредка до 12. Но белая акула - рыба редкая.
Часто ли акулы нападают на человека. Нет, редко. Правда, за последние 50 лет такие случаи участились. Это объясняется появлением в море большого числа аквалангистов, которые, не зная повадок акул и не умея с ними обращаться, своим поведением провоцируют их нападение. Вообще-то акулы страшные трусишки. Людей они боятся и стараются держаться от них подальше. Так считает знаток биологии и поведения этих рыб американский ученый, профессор Евгения Кларк, которая всю свою жизнь посвятила изучению акул. Множество раз она надевала акваланг, спускалась в море и плавала среди акул. Наблюдала их днем и ночью также и в океанариях.
Ещё один представитель осьминог.
Осьминоги — самые известные из головоногих моллюсков, но, тем не менее, скрывающие много секретов своей биологии. В мире насчитывается 200 видов осьминогов, выделенных в отдельный отряд. Их ближайшими родственниками являются кальмары и каракатицы, а дальними — все брюхоногие и двустворчатые моллюски.
Осьминоги очень ядовиты. Да, да, не удивляйтесь. Яд, который парализует жертву, осьминог вводит в тело крабов, рыб и лягушек и после этого "спокойно" их съедает. Опасен этот яд и для человека. Как правило, место укуса сильно распухает. Человек чувствует головокружение и слабость. Такое состояние может продолжаться от недели до месяца. Иногда случалось, что люди умирали. Правда, эти случаи очень редки. Но, тем не менее, нужно знать, что осьминог - ядовитое существо.
Учёных до сих пор поражает "боевой арсенал" головоногого моллюска. Похоже, ни одно живое существо на планете не имеет столько великолепных приспособлений для выживания. Судите сами. У осьминогов 8 или 10 мускулистых щупалец, ещё их называют руками, которыми он может хватать добычу. Все они снабжены когтями и присосками. У этих беспозвонковых мощный клюв и зрение даже лучше, чем у орла. У них есть ядовитые железы, а видят они в полной темноте за счёт инфракрасного зрения. При помощи своего "реактивного двигателя" осьминоги прекрасно двигаются под водой, умеют часами лежать на поверхности и даже гулять по берегу. Для этого у них есть "резервуар" для хранения воды.
Осьминоги обладают свойством регенерации, то есть если отрезать щупальце, то вскоре оно отрастает вновь. Осьминоги стреляют так же, как и кальмары, чернильной жидкостью, которая надёжно спасает их от врагов. Некоторые виды даже умеют делать из этой жидкости свою грубую копию, которая сбивает с толку нападающего. Иногда "в чернила" они добавляют наркотические вещества, которые одурманивают преследователей.
Осьминоги - близкие родственники кальмаров. Но в отличие от своих собратьев они имеют по 8-10 щупалец вместо 7. Кроме этого, тело осьминога имеет немного другую форму. Оно не стреловидное, как у кальмара, а скорее напоминает грушу со щупальцами. К тому же присоски на щупальцах у них лишены острых роговых наростов. Так что осьминог не может поражать ими свою жертву. Зато у него есть другое грозное оружие. У всех осьминогов прекрасно развитые острые челюсти.
Далее рыбы.
Рыба наполеон
Наполеон - большая и очень красивая рыба Красного моря. Вырастает более 2 м. Питается моллюсками, которых разгрызает коренными зубами, расположенными в глубине рта.
Рыбы Красного моря
Крылатка на охоте Крылатка- ядовитая рыба. Укол колючками крылатки вызывает сильную боль.
Рыба клоун
Удивительно, но эти симпатичные небольшие разноцветные полосатые рыбы действительно храбры и даже крайне агрессивны! Не смотря на то, что она всего 2-5 дюймов длиной, рыба-клоун не побоится приблизиться даже к водолазам, чтобы выгнать их из своей обители.
Рыба бабочка
Эти рыбы получили свое название за необычайно яркую и пеструю окраску, которая действительно напоминает бабочек. Рыбы-бабочки хоть и экзотические обитатели рифов, но в той или иной степени знакомы каждому, ведь они — излюбленные объекты съемки подводных натуралистов. Рыбы-бабочки принадлежат к семейству щетинозубовых отряда Окунеобразных, однако обычные окуни состоят с ними в весьма далеком родстве. Систематически к рыбам-бабочкам ближе всех стоят рыбы-ангелы.
Рыба ангел
В отличие от рыб-бабочек, у которых мальки мало отличаются по окраске от взрослых рыб, многие рыбы-ангелы сильно меняют цвет и рисунок в течение жизни.
Как вы думаете что такое Кораллы?
КОРАЛЛЫ, морские колониальные кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов, частично из класса гидроидных (гидрокораллы), отличающиеся способностью к образованию мощного скелета, который сохраняется после смерти животного и способствует формированию рифов, атоллов и островов. Наиболее известны и каменистые кораллы, поскольку именно их рост приводит к образованию коралловых рифов и островов.
Основные места их распространения - Карибское море (Флорида, Багамские острова, Вест-Индия) и Индо-Тихоокеанская область, особенно зона к северо-востоку от Австралии (Коралловое море).
Ещё представителями являются:
Крабы — подотряд беспозвоночных животных отряда десятиногих ракообразных. Развитие краба происходит с метаморфозом; из икринок выходит личинка зоеа, которая превращается в личинку — мегалопу, а затем во взрослого краба. Преследуемый краб способен резким движением обламывать свои конечности, на месте которых вырастают новые. Питаются крабы беспозвоночными животными. Многие крабы съедобны и служат объектом промысла.
Известно более 4 тыс. видов крабов.
Морские змеи.
Настоящих морских змей известно около 50 видов. Как правило, морские змеи населяют прибрежные тропические воды Индийского и Тихого океанов, а также Красного моря. В отличие от змей мифических они невелики по размеру и обычно достигают в длину не более 70—100 сантиметров. Только одного вида змея, а именно: спиральный листохвост, может вырасти до 2,7 метра. Почти вся жизнь морской змеи проходит в воде. Некоторые из них в период размножения выползают на сушу, где откладывают яйца в прибрежный песок или рождают здесь живых змеенышей. Но многие морские змеи вообще не покидают моря: здесь они появляются на свет, проводят всю жизнь и умирают.
Морские черепахи - обитатели соленых вод. В отличие от своих земных сородичей отличаются большим размером. Обитают в теплых тропических водах, практически не посещая холодные широты.В отличие от своих земных сородичей отличаются большим размером. Обитают в тропических широтах, практически не посещая холодные воды.
Морские черепахи практически не изменились за миллионы лет, с тех пор как появились на планете. Их характеризуют развитые передние конечности, используемые в качестве ласт, и почти не участвующие в движение задние лапы. Так же у морских черепах конечности не могут втягиваться в панцирь. Более того у некоторых видов, таких как, например, кожистая черепаха, панциря нету вообще.
Морская креветка-богомол мантис
Везде среди акваирумистов этот вид известен как Odontodactylus scyallarus. Это чудесное ракообразное является одним из 500 видов ротоногих, известных сегодня. Это хищные ракообразные, родом из Индийского и Тихого океанов, где их можно найти на песочном, каменном или ракушечном дне часто вблизи к рифам на расстоянии 3-40 м. Этот хищник в процессе охоты использует свое чудесное зрение, тихо и спокойно выжидая, пока добыча не окажется в зоне досягаемости, а затем хватает ее с помощью своей второй пары ног.

Юлия Проскурина
Конспект занятия в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Цель : закрепить знания детей об обитателях морей и океанов .

Задачи : развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать память, воображение и мышление, воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

Ход занятия.

Воспитатель заводит детей в группу , приветствуют гостей.

Ребята, скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? А какой месяц? (ответы детей)

Сегодня я хочу вам рассказать сказку про маленькую любопытную снежинку. Вы готовы послушать? Тогда сказка начинается (рассказ воспитателя сопровождается презентацией) .

Далеко-далеко, на Крайнем Севере жила маленькая голубая снежинка. Она каждый день веселилась со своими подружками, другими снежинками, кружась в хороводе и догоняя друг друга. Потом обессиленными опускались они на деревья, землю, дома и отдыхали, переговариваясь между собой.

А бывало и так, что подружки-снежинки собирались в стайку и с интересом слушали рассказы ветра про далекие страны, моря, океаны…

Однажды наша маленькая снежинка заинтересовалась тем, кто живет в морях и океанах и попросила ветра отнести ее к морю. Ветер подхватил снежинку и понес далеко к морям. Так началось ее путешествие.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.

Ветер дунул, загудел-

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер их понес к морям,

Навстречу приключениям.

Ребята, вам интересно узнать, что же было дальше? (ответы детей) Тогда, слушайте.

Приближаясь к морю, ветер становился теплее и, долетев до него, наша снежинка растаяла и превратилась в капельку, которая упала в море . Перед ней открылся еще один новый, совершенно другой удивительный подводный мир. Это было сказочное подводное царство Нептуна с его обитателями .

Первым, кого увидела капелька был огромный ….кто, ребята? (кит) . Капелька совсем ничего не знала про него. Дети, расскажите, что вы знаете о ките (ответы детей) . Воспитатель дополняет ответы детей. Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей) .

Воспитатель : Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Затем капелька начала погружаться еще глубже и вдруг увидела грозную, зубастую рыбу. Вы ее узнаете? (акула) Расскажите про нее (ответы детей) .

Воспитатель (уточняя и обобщая) : Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Наша испуганная капелька поспешила уплыть от акулы и проплыв совсем немного она встретила дружелюбное существо. Кто это? (дельфин) Что вы знаете о дельфинах (ответы детей) . Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей : питаются рыбой)

Дельфин познакомился с капелькой и ему тоже захотелось узнать, кто живет на суше.

Ребята, а давайте поиграем в игру «Земля-воздух-вода» .

А сказка наша продолжается.

Вскоре наша капелька оказалась на морском дне. Как же она удивилась, что в самой глубине моря, есть тоже жизнь, такая разнообразная и красивая, что дух захватывает. Посмотрите, ребята, кого увидела в водорослях наша путешественница (морской конек) . Что вы о нем знаете? (ответы детей) Воспитатель : Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители : у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Вскоре капелька увидела какой-то огонек и поспешила туда. Оказывается, это была … кто? (медуза) Чем она необычна? Расскажите.

Воспитатель : Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

После знакомства с медузой капелька поплыла дальше и увидела удивительную рыбу. Вы ее узнаете? (рыба-еж) Что вы о ней знаете? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, кого же увидела капелька еще? (осьминог) Воспитатель : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает слайд) . Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

Воспитатель : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.

А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение : сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физкультминутка

Мы на дне морском стоим

И за рыбками следим :

Вот плывут они по кругу

Друг за другом, друг за другом.

В глубине соленых вод

Рыбки водят хоровод.

То на месте покружились

То на дно они спустились.

Закрываем мы глаза,

Чтоб запомнить чудеса!

Если только захотим

Мы их всех изобразим.

Ребята, а теперь мне хочется посмотреть, какие вы внимательные. Вы слушали сказку, посмотрите на картинки, назовите кто на них изображен и скажите кого из низ не было в нашей сказке. (Игра «Кто лишний» )

Дети, а теперь я предлагаю вам подойти к столам. Что вы на них видите? Все верно, это рыбки, но они грустные и совсем безликие. Я предлагаю вам преобразить рыбок, сделать их яркими и красивыми. Вы готовы? Тогда приступаем. (Дети раскрашивают рыбок под музыку моря и голоса дельфинов) . Затем запускаем наших рыбок в море (ватман, изображающий море ) .

Дети, вам понравилась сказка? Это еще не все приключения нашей снежинки, на других занятиях мы узнаем еще много нового и интересного.

Публикации по теме:

А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели» Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Тема: «Обитатели аквариума». Задачи: 1)Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края

НОД по познавательному развитию

в старшей группе

Подготовила: воспитатель Камина Т.В.

2017 год

НОД по познавательному развитию в старшей группе

(Экология, региональный компонент)

Тема «Животные морей и океанов»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: обобщение и дополнение знаний детей о животных морей и океанов: рыбах, млекопитающих.

Задачи:

Создать положительно эмоциональную направленность, интригующего начала, обеспечение психологической готовности к общению взрослых и детей.

Закрепить знания о морских животных (величине, внешнего вида, способах движения, питания, размещения на этажах моря.)

Закрепить знания о животном мире Охотского моря (Татарского пролива) через подвижную игру «Море волнуется раз».

Активизировать словарь по теме «Подводный мир»- умение подбирать прилагательные к существительным.

Способствовать формированию представлений о экологически грамотном поведении на море.

Помочь снять зрительное напряжение путем расслабления глазных мышц с использованием художественного слова.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать способности вслушиваться в звуки природы.

Развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Развивать потребность в двигательной активности.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о морских обитателях, просмотр мультфильма « Немо», игра – лото «Подводный мир», познавательные рассказы о морских обитателях, создание макетов теплого и холодного морей с их обитателями, чтение рассказов, стихов, сказок о морских жителях. Отгадывание загадок по теме, разучивание игры «Море волнуется раз…» с усложнением - « Морские животные Охотского моря, Татарского пролива».

Методы и приемы:

сюрпризный момент, проблемно-ситуационный метод, беседа, загадывание загадок, вопросы, образец рассказа, игровой метод

Материалы и оборудование:

проектор, ноутбук, презентация «Загадки о морских животных», аудио запись звуков «шум моря», презентация с опорной схемой рассказа (мнемотаблица) и картинками морских животных, презентация «Загрязнение моря», маски морских животных, плакат «Загрязнение моря», клей, кисти, клеенки, салфетки, тарелочки, готовые запрещающие знаки, письмо, бутылка, шкатулка с набором аквариумных рыбок.

Ход НОД:

Психологический настрой:

Доброе утро небо,

Доброе утро солнце,

Доброе утро нам,

Доброе утро вам.

Ребята, сегодня на занятии нас ждут удивительные приключения и интересные задания. И все вместе мы, конечно, справимся с ними.

Вводно-организационный, мотивационный момент:

На выходные я ездила на прогулку к морю и нашла там вот эту бутылку. Видимо ее выбросило штормом на берег из моря. В ней что-то лежит. Давайте посмотрим?

(Достаем письмо, читаем)

«Всем! Всем! Всем! Кто найдет это письмо! Нас заколдовала злая Урсула. Мы забыли, как нас зовут, где мы живем, что нам можно есть!

Помогите нам, пожалуйста! Расколдуйте нас!

А узнать где мы находимся, вы сможете, разгадав загадку:

« В нем соленая вода, по нему плывут суда»

(море)

Р. S .

«Общаться мы с вами сможем через волшебный экран»

Значит, сегодня, ребята, нам предстоит отправиться в морское путешествие.

Вспомнить все, что мы знаем о животных моря, рассказать им и выполнить все задания которые помогут расколдовать их и прогнать Урсулу.

Вы готовы? Тогда в путь. Я приглашаю вас на наш корабль.

Основная часть:

Садитесь удобнее на стульчики. Закройте глаза. Поплыли. Открывайте глаза. Вот мы и на месте.

Чтобы опуститься в воду нам надо надеть водолазные костюмы.

«Кто не боится глубины и чтит подводные указы

И на успех обречены?

Конечно это водолазы».

Теперь можно выходить на морское дно. А вот и волшебный экран. Давайте встанем за стульчики и посмотрим, что нам надо делать?

(на экране первый слайд презентации «Загадки о морских животных» с вопросительными знаками)

Чтобы узнать, кто послал нам письмо нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает,
Океаны бороздит,
Ну, конечно, - это (кит)

Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила (осьминог)

На колючий шар похож

Глубоко на дне живет (морской еж)

Быстрые, юркие,

И дружелюбные,

Плавают, играются,

Как же называются? (дельфином)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской... (конек)

Свирепа, беспощадна,

Быстра невероятно,

Зубы - острые ножи,

Пасть утыкана вся в них! (акула)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет (морская звезда)

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это... (краб)

(после правильного ответа на загадку, на экране появляется изображение отгаданного животного)

Молодцы ребята! Мы узнали кто написал письмо, которое мы нашли.

А как можно назвать этих животных, одним словом?

(морские животные)

Гимнастика для глаз:

Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Садитесь на стульчики. Сядьте удобно. Облокотитесь о спинку стула. Ноги ровно поставьте. Голову держите прямо. Шея спокойная, расслабленная, не двигается. Работают только ваши глазки. (Звучит аудиозапись шума моря)

Мы устали все чуть–чуть предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши, тишину мы будем слушать

И глаза мы закрываем, и они пусть отдыхают.

В тишине представим море,

Свежий ветер на просторе,

За волной плывет волна,

А в округе тишина…

Глазки, дети, открываем.

Ночь, темно на улице,

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем,

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь вам вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо-влево посмотрели,

Вниз и вверх все поглядели,

Отдохнули, хорошо,

Повторяем все еще.

Дети, мы помогли животным вспомнить, как их зовут.

Но, чтобы их расколдовать, сейчас нам надо рассказать животным о том, как они живут, что едят.

Обратите внимание, на экране есть схема - подсказка для вашего рассказа. Послушайте мой рассказ.

(На экране появляется изображение ската)

Это скат - скат - рыба - живет на нижнем этаже моря – питается мелкой рыбой, моллюсками, ракообразными и другими обитателями морского дна – может менять цвет для маскировки.

Дети на экране выбирают картинку животного, про которое хотели бы рассказать.

(рассказы детей)

Молодцы ребята. Теперь эти морские животные все вспомнили и смогут помочь другим морским обитателям, своим друзьям.

Давайте сейчас отдохнем и поиграем в игру, которая называется также как то море на берегу, которого мы живем. Кто скажет, как оно называется?

(Охотское море, Татарский пролив)

А наше море теплое или холодное?

(Холодное)

Проходите к столу с картинками. Выбирайте себе маски животных только тех, кто может жить в нашем холодном море.

Подвижная игра:

«Море волнуется раз» с усложнением – «Морские животные Охотского моря, Татарского пролива».

Описание правил игры:

Дети двигаются под счет и замирают по команде «замри», принимая позу и положение соответственно этажу проживания в море того животного, маску которого выбрали для игры. Тот ребенок,кого разморозили, должен назвать животное которое выбрал, рассказать на каком этаже моря оно живет и почему.

Положите маски обратно, на стол.

Подойдите ко мне. Встаньте в кружок.

Ребята, мы, конечно, помогли животным. Но Урсула заколдовала не только животных, но и некоторых людей. Давайте посмотрим, что они делают.

Дети проходят на стульчики.

Смотрят презентацию «Загрязнение морей».

Как вы думаете, что надо делать людям, Чтобы вода в морях и океанах была чистая?

(ответы детей)

Практический:

Я предлагаю вам сделать плакат-коллаж, который поможет людям не забывать о том, как сохранить моря и океаны чистыми.

Проходите к столу. Нам надо наклеить запрещающие знаки на объекты и предметы, которые загрязняют моря.

(напомнить правила работы с кисточками и клеем)

Наш коллаж готов. Молодцы, ребята! Теперь мы с вами точно прогнали злую Урсулу, и она не будет вредить больше морским животным и людям.

Морские животные говорят вам большое спасибо и дарят вам подарок.

(набор аквариумных рыбок)

Мы поселим их в наш аквариум.

А теперь нам надо возвращаться на корабль.

Заходим

Снимаем водолазные костюмы

Садимся. (Звучит запись «шум моря»)

Рефлексия:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось оно? А что мы с вами сегодня делали? А что вам больше всего понравилось?

Хотите еще что-нибудь узнать о морских обитателях? Тогда на следующем занятии я расскажу вам о самых удивительных и необычных животных подводного мира.

Вывод:

А скажите мне, чтобы животные морей и океанов жили долго и счастливо, что должны делать люди?

(Беречь, не загрязнять природу)