Ремонт Дизайн Мебель

Не нарушить, но исполнить - толкование. Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить Пришел не отменить закон но исполнить

Как то разговорился с одним братом о воспитании детей в христианских семьях. Он был сторонник применения розгов для непослушных, как это при обильно записано в Старом завете. Я был уверен, что это противоречит Духу Нового завета. Брат был взволнован моей глупостью и доказывал, что Христос не отменил закон:

„Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»(Мф 5,17-19).

Постарался брату объяснить, почему применение розгов противоречит учению Христа. Да, Он не пришел их отменить, но исполнить. Но надо правильно понять, что значит исполнить? Ведь Христос конец закона(Рымл 10,4). После возрождения от Духа Святого мы получили дар Господней благодати – новую природу Дух Христа, в котором нам надо жить и возрастать:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ ДУХОМ ВОДИТЕСЬ, ТО ВЫ НЕ ПОД ЗАКОНОМ. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА»(Гал 5,16-23).

После возрождения от Духа Святого в нас две природы, которых плоды противоположны. Дела плоти злость, зависть, противление. Дела Духа любовь, радость, спокойствие и в плодах Духа закон исполняется. Вот свидетельство:

Утром пришел на кухню и увидел, что дочка не выполнила своих обязанностей по мытью посуды. На столе стояла посуда от вчерашнего ужина. Ну вот, подумал, что дочка опять проявила неуважение к родителям и не исполнила своих обязанностей. В сердце появилась неприязнь. Пришли мысли, что она заслужила наказания, чтобы это в преть не повторилось. Взять бы ей ремень и отшлепать, это то подействует. Но пришли мысли и от Бога:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего ", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»(Мф 7,1-5).

Отлично знал, что законом только грех познаётся и потому он и не отменен(Рымл 3,20).Также знал, что все которые придерживаться убивающей буквы закона есть под проклятием(Гал 3,10). Мне предстояло, с господней силой, выкатить свое бревно – старую греховную природу, чтобы перейти из плодов плоти в плоды духа и насладиться ее свойствами как написано:

Я исповедал свой грех плотского мышления перед Господом и попросил перевести меня из греховной плоти в Дух Христа. И чудо совершилось. В место раздражения, неприязни, желания отсечь розгами появились плоды Господней благодати: Любовь, радость, спокойствие. Живя в Иисусе Христе – в новой Господней любви я свободно мог исполнить закон любить своего врага:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф 5,43-48).

Дочка, не выполнив своих обязанностей по мытье посуды, совершила грех непослушания и тем враждебность. Господь приказывает любить врага. И когда она спустилась на кухню, я ее очень любил любовью Господа, которая есть в моей новой природе. Я ласково с ней поздоровался, и с любовью обнял. Дочка извинилась, что вчера не помыла посуды и охотно и радостно пошла исправлять свои погрешности. Ведь написано:

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»(2 Кор 3,17-18).

НАСТАВЛЕНИЕ ЦЕРКВАМ

После возрождения от Духа Святого мы получили новую природу Дух Христа, в которой живя мы можем исполнить закон любви потому написано:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом кугождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»(Гал 5,13-15).

Дети часто не выполняет свих обязанностей и это раздражает родителей. Родителям не надо брать розги для детей, о выкатить свое бревно, чтобы из плоти перейти в Дух Христа и насладиться чудом в своем сердце:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА »(Гал 5,16-23).

Можно поступать противоположно. Потерять благодать, отпасть от Христа и в своей христианской жизни применять убивающую букву закона. Потому предупреждение галатам, это предупреждение нынешним церквам:

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,4-6).

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Каждому возрожденному христианину нынешних времен, надо получит от Господа разумение, что есть только два пути. Или ты идёшь на брачный пир с погаснувшим фонарём в среде неразумных девиц и по той причине стараешься исполнить закон католический, православный, адвентийский, баптийский и прочеее(Гал 3,10). Или ты идешь во среде умных девиц с зажжённым фонарем и хорошо понимаешь, что законом только познаётся грех(Рымл 3,20). При обнаружении греха – бревна, силой Господа ты выкатываешь его со своего глаза, чтобы из греховной плоти перейти в Дух Христа и насладиться любовью, радостью и спокойствием(Гал 5,16-23). Христос конец закона(Рымл 10,4). Держимся мы закона свободы или подзаконного проклятия определим из нашей веры по воспитанию детей. Потому написано:

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»(Рымл 8,12-14).

От Матфея святое благовествование

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака"» * , подлежит синедриону ** ; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: люби’те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари *** ?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Предыдущая книга

Следующая книга

days.pravoslavie.ru

Не нарушить закон я пришел но исполнить

«Не нарушить пришел Я, но исполнить»

Заповеди Блаженства, провозглашенные Иисусом Христом, были сказаны ясно и спокойно, и имели такую огромную силу воздействия, что произвели очень сильное впечатление на людей, слушавших Его. “Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники” (Матф.7:29).

Фарисеи и книжники заметили разительную разницу между их обучением народа и между методом обучения предложенного Иисусом Христом. Фарисеи видели, что ясность и простота изложения, красота и чистота истин Иисуса Христа оказывает на умы людей неизгладимое и глубокое впечатление, так как Его Небесная любовь и нежность притягивали к нему сердца и души людей с огромной силой. Но главное, что заметили фарисеи это то, что Иисус Христос разрушал преграду высокомерия и обособленности, которую книжники, как привилегированная каста, выстроили между собой и людьми. Книжники заметили, что Иисус Христос изъясняет закон не поверхностно, с соблюдением чисто внешних ритуалов (как это делали фарисеи), а по существу, ясно и глубоко, выражая истинную суть и смысл Закона Божьего. Фарисеи поняли, что Иисус Христос может отвратить от них народ своими проповедями, и ропот недовольства возник в их среде.

И как бы предвидя их обвинения в том, что Он нарушает Закон Божий, а также для того, чтобы убедить тех, кому могли показаться Его слова не согласными с Ветхозаветным Законом, Иисус Христос провозгласил: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5:17) .

Всей Своей мученической жизнью и Своим Великим учением, страданиями, Своей физической гибелью и последующим Воскрешением Иисус Христос не только не нарушил, но и исполнил все предсказания пророков о Нем. А по отношению законов Моисея Иисус Христос исполнил их в точности, не сделав ни одного греха. Иными словами Иисус Христос, как человек, не только не нарушил, но и исполнил Божий Закон в точности.

Однако Иисус Христос пришел в мир людей не только чтобы показать исполнение Божьего Закона. В первую очередь Иисус Христос разъяснил людям волю Божью и дополнил Закон Божий новыми Своими Заповедями. Наряду с этим Иисус Христос на собственном примере показал людям как нужно исполнять Волю Божию и доказал, что исполнение Закона Божьего вполне возможно и осуществимо.

Любимый ученик Иисуса Христа, Апостол Иоанн Богослов о соблюдении Закона Божьего и о его неизменяемости писал: “Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие” (1Иоан.3:4) . А в Библии сказано: “На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах” (Пс.118:89). “Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте” (Пс.110:7-8). Поэтому Иисус Христос и провозгласил о Своих намерениях: “не нарушить пришел Я, но исполнить” .

В Свое слово “исполнить” Иисус Христос вкладывает тот же смысл, что и в такое же слово, сказанное Иоанну Крестителю, когда Иисус Христос заявил о Своем намерении “исполнить всякую правду” (Матф.3:15) . Иными словами под словом «исполнить» Иисус Христос понимает полное исполнение всех требований Закона Божьего во всей его полноте, и дает образец такого исполнения. Поэтому миссией Иисуса Христа было “возвеличить и прославить закон” (Ис.42:21) , объяснить его нравственную и духовную сторону, и показать его выполнимость.

Конечно до прихода Иисуса Христа евреям был известен неизменный Закон Божий. Однако евреи, благодаря фарисейским ложным толкованиям, понимали его по своему, искажали его и часто нарушали его. Так, например, фарисеи и книжники делили все требования закона на большие и малые, и при этом поясняли, что нарушение малых требований грехом не является.

Иисус Христос отвергает такую фарисейскую позицию, сказав, что все заповеди одинаково важны и должны исполняться даже самые наименьшие из них. При этом Спаситель заверил ревнителей закона в том, что закон будет исполняться, пока существует этот мир, и что сам Иисус Христос пришел не нарушить закон, а исполнить его.

blagovest.al.lg.ua

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить

Как то разговорился с одним братом о воспитании детей в христианских семьях. Он был сторонник применения розгов для непослушных, как это при обильно записано в Старом завете. Я был уверен, что это противоречит Духу Нового завета. Брат был взволнован моей глупостью и доказывал, что Христос не отменил закон:

„Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»(Мф 5,17-19).

Постарался брату объяснить, почему применение розгов противоречит учению Христа. Да, Он не пришел их отменить, но исполнить. Но надо правильно понять, что значит исполнить? Ведь Христос конец закона(Рымл 10,4). После возрождения от Духа Святого мы получили дар Господней благодати – новую природу Дух Христа, в котором нам надо жить и возрастать:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ ДУХОМ ВОДИТЕСЬ, ТО ВЫ НЕ ПОД ЗАКОНОМ. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА»(Гал 5,16-23).

После возрождения от Духа Святого в нас две природы, которых плоды противоположны. Дела плоти злость, зависть, противление. Дела Духа любовь, радость, спокойствие и в плодах Духа закон исполняется. Вот свидетельство:

Утром пришел на кухню и увидел, что дочка не выполнила своих обязанностей по мытью посуды. На столе стояла посуда от вчерашнего ужина. Ну вот, подумал, что дочка опять проявила неуважение к родителям и не исполнила своих обязанностей. В сердце появилась неприязнь. Пришли мысли, что она заслужила наказания, чтобы это в преть не повторилось. Взять бы ей ремень и отшлепать, это то подействует. Но пришли мысли и от Бога:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего «, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»(Мф 7,1-5).

Отлично знал, что законом только грех познаётся и потому он и не отменен(Рымл 3,20).Также знал, что все которые придерживаться убивающей буквы закона есть под проклятием(Гал 3,10). Мне предстояло, с господней силой, выкатить свое бревно – старую греховную природу, чтобы перейти из плодов плоти в плоды духа и насладиться ее свойствами как написано:

Я исповедал свой грех плотского мышления перед Господом и попросил перевести меня из греховной плоти в Дух Христа. И чудо совершилось. В место раздражения, неприязни, желания отсечь розгами появились плоды Господней благодати: Любовь, радость, спокойствие. Живя в Иисусе Христе – в новой Господней любви я свободно мог исполнить закон любить своего врага:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф 5,43-48).

Дочка, не выполнив своих обязанностей по мытье посуды, совершила грех непослушания и тем враждебность. Господь приказывает любить врага. И когда она спустилась на кухню, я ее очень любил любовью Господа, которая есть в моей новой природе. Я ласково с ней поздоровался, и с любовью обнял. Дочка извинилась, что вчера не помыла посуды и охотно и радостно пошла исправлять свои погрешности. Ведь написано:

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»(2 Кор 3,17-18).

НАСТАВЛЕНИЕ ЦЕРКВАМ

После возрождения от Духа Святого мы получили новую природу Дух Христа, в которой живя мы можем исполнить закон любви потому написано:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом кугождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»(Гал 5,13-15).

Дети часто не выполняет свих обязанностей и это раздражает родителей. Родителям не надо брать розги для детей, о выкатить свое бревно, чтобы из плоти перейти в Дух Христа и насладиться чудом в своем сердце:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА »(Гал 5,16-23).

Можно поступать противоположно. Потерять благодать, отпасть от Христа и в своей христианской жизни применять убивающую букву закона. Потому предупреждение галатам, это предупреждение нынешним церквам:

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,4-6).

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Каждому возрожденному христианину нынешних времен, надо получит от Господа разумение, что есть только два пути. Или ты идёшь на брачный пир с погаснувшим фонарём в среде неразумных девиц и по той причине стараешься исполнить закон католический, православный, адвентийский, баптийский и прочеее(Гал 3,10). Или ты идешь во среде умных девиц с зажжённым фонарем и хорошо понимаешь, что законом только познаётся грех(Рымл 3,20). При обнаружении греха – бревна, силой Господа ты выкатываешь его со своего глаза, чтобы из греховной плоти перейти в Дух Христа и насладиться любовью, радостью и спокойствием(Гал 5,16-23). Христос конец закона(Рымл 10,4). Держимся мы закона свободы или подзаконного проклятия определим из нашей веры по воспитанию детей. Потому написано:

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»(Рымл 8,12-14).

Ответы на вопросы

В изложении Матфея о том, что обычно называется Нагорной проповедью, записаны следующие слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!» (Матфея 5:17–18).

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Что значит, что Иисус исполнил закон, а не отменил его?

Вопрос: Что значит, что Иисус исполнил закон, а не отменил его?

Ответ: В изложении Матфея о том, что обычно называется Нагорной проповедью, записаны следующие слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!» (Матфея 5:17–18).

Часто озвучиваются утверждения, что если Иисус не «отменил» закон, тогда он все еще является обязательным к исполнению. Соответственно, такие аспекты, как соблюдение субботнего дня, должны действовать до сих пор, возможно, вместе с многочисленными другими элементами закона Моисея. Это предположение основано на непонимании слов и предназначения этого отрывка. Христос здесь не имел в виду, что обязательный характер закона Моисея навсегда останется в силе. Такая точка зрения противоречит всему, что мы узнаем из Нового Завета (Римлянам 10:4; Галатам 3:23–25, Ефесянам 2:15).

Особое значение в нашем исследовании имеет слово, переведенное как «отменить». Это – перевод греческого «kataluo», буквально означающего «ослаблять». Это слово встречается в Новом Завете семнадцать раз. Оно используется, например, при упоминании об уничтожении еврейского храма римлянами (Матфея 26:61; 27:40, Деяния 6:14), и разложении человеческого тела после смерти (2 Коринфянам 5:1). Этот термин может нести дополнительное значение «свергнуть», то есть, «делать ненужным, лишать успеха». В классическом греческом языке он был использован в связи с институтами, законами и т.д., чтобы передать идею «о признании недействительным».

Особенно важно отметить, как это слово употребляется в Евангелии от Матфея 5:17. В контексте «отменить» находится в оппозиции к «выполнить». Христос пришел «не отменить, а исполнить». Иисус не пришел на эту землю как противник закона. Его целью не было помешать его исполнению. Скорее, Он почитал его, любил его, повиновался ему и привел его к осуществлению. Он исполнил пророческие указания закона в отношении самого Себя (Луки 24:44). Христос исполнил требования закона Моисея, который призывал к беспрекословному послушанию под угрозой проклятия (см. Галатам 3:10, 13). В этом смысле Божественный замысел относительно закона навсегда останется неизменным. Он всегда будет выполнять цель, для которой был создан.

Если, тем не менее, закон Моисеев имеет такое же отношение к людям сегодня, в плане его обязательного статуса, то он не был выполнен, и Иисус не достиг успеха в том, ради чего Он пришел. С другой стороны, если Господь достиг своей цели, то закон был выполнен и сегодня не является обязательным к исполнению. Кроме того, если закон Моисея не был выполнен Христом – и таким образом, остается обязательным сегодня – то он не может быть обязательным лишь частично. Скорее, это полностью обязующая система. Иисус ясно сказал, что ни одна «мельчайшая буква или черточка» не пропадет, пока все не будет выполнено. Следовательно, ничто из закона не могло быть отменено, пока он полностью бы не выполнил свою задачу. Иисус исполнил закон. Он исполнил весь закон. Мы не можем сказать, что Иисус исполнил систему жертвоприношений, но не выполнил других аспектов закона. Иисус либо выполнил весь закон, либо нет. То, что смерть Иисуса значит относительно жертвоприношений, она также значит и относительно других аспектов закона.

Что значит, что Иисус исполнил закон, а не отменил его?

“Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить. Истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё”
- Матфей, 5:17, 18.

Духовное же развитие в целом блокируется в библейской культуре возведением в ранг богооткровенных истин разрушительных по отношению к природе Земли и сути человека норм нравственности и поведения, что представляет собой разновидность хулы на Бога; причём в церквях и синагогах - хулы культовой.

Соответственно этому обстоятельству публичная экономическая наука Запада представляет собой «теории для клерков», а не теории реального управления для хозяев. Эзотерическая составляющая культуры управления экономикой на микро- и макроуровнях на Западе представляет собой совокупность практических навыков и теоретически не формализована, что исключает утечку её содержания в публичную экзотерическую науку, доступную всем; а в публичной науке Я-центричное миропонимание и корысть частного собственника (плюс к тому налагаемые культурой и «общественным мнением» «табу» на рассмотрение некоторых проблем) блокируют возможности порождения в публичной экономической науке адекватных жизни в целом и хозяйственной практике, в частности, теорий.

Публичная (экзотерическая) экономическая наука Запада, импортируемая ныне всеми прочими странами мира, предназначена для порождения автоматизмов реакции множества клерков на финансово-экономические ситуации и управление хозяйственной деятельностью обществ на этой основе в русле политики, проводимой библейской «мировой закулисой» . Эзотерическая же культура управления хозяйственно-потребительской деятельностью общества на Западе воспроизводится на клановой основе и на основе неформального посвящения топ-менеджеров (высших руководителей) в практику управления фирмами и банками макроуровня мирового хозяйства и хозяйств регионов и достаточно крупных в территориальном отношении государств.

В силу этих особенностей социологии и культуры управления Запада для России, - единственной из числа больших промышленно развитых стран не имеющей укоренившейся системы макроэкономического управления на основе деятельности ростовщических кланов, - импорт публичных социально-экономических западных теорий не только бесполезен, но и вреден вследствие их неадекватности реальной экономике и, в особенности, - экономике России. Это одна из причин невозможности осуществления в России идеала гражданского общества по западному образцу.

Ещё одна причина состоит в том, что для того, чтобы эти публичные теории Запада заработали в России в общемировом режиме, необходима наследственная система кланов - носителей эзотерической теоретически не формализованной традиции управления на макроуровне экономики. Времени на становление такой системы ни История как таковая, ни «мировая закулиса» России не отпустили.

Такое отношение «мировой закулисы» к России объясняется тем, что идея гражданского формально демократического общества на основе частнокапиталистической системы хозяйствования это - та идея, которую «мировая закулиса» с конца первой половины XIX века если и поддерживает, то только вынужденно, причём исключительно - в границах некой более широкой системы «взаимных скреп и противовесов», дополняя ею какие-то другие политические сценарии. А в своей глобальной стратегии она её приговорила к искоренению, поскольку в ней невозможно сдержать гонку бессмысленного потребления и частного обогащения, разрушительных как для общества, так и для биосферы Земли, что представляет реальную опасность и для «мировой закулисы».

На замену этой идее в середине XIX века был предложен марксистский псевдокоммунизм. Но чтобы «мировая закулиса» сохранила свою безраздельную внутриобщественную власть над людьми и в условиях порождаемого ею государственного рабовладения, «коммунизм» на идеологической основе марксизма предполагал культ атеизма и культовую экзотерическую социологию, реально непригодную для решения задач управления делами общества и его хозяйственной деятельностью, в частности.

Поскольку исторически реальный традиционный ислам был сведён социальной “элитой” к обязаловке ритуальной дисциплины и приспособлен к поддержанию толпо-“элитарной” организации жизни общества на основе избирательного прочтения и перетолковывания Корана и Суны (одно из крайних проявлений этого в России - деятельность лидеров “независимой Ичкерии” и неспособность остального населения Чечни поставить свою зарвавшуюся “элиту” на место), то мусульманская цивилизация не воспользовалась ключами, содержащимися в Коране, к выходу из культуры толпо-“элитаризма” и разноликого рабовладения в культуру человечности.

В силу этого традиционно исламские общества перенимают техносферу и публичную науку, порождённые в библейской цивилизации, включая и социально-экономические теории, выражающие как идеи гражданского общества на основе частнокапиталистической системы хозяйствования, так и идеи марксистского псевдокоммунизма, о несостоятельности которых говорится во многих работах ВП СССР .

В традиционно мусульманских странах, где есть устойчивые в преемственности поколений “элитарные” клановые системы, порождённые Западом теории гражданского общества и экономики частнокапиталистического толка отчасти обеспечивают управляемость хозяйства на макроуровне, но не в соответствии с кораническими идеалами, а в русле библейской доктрины скупки мира иудеями; т.е. только усугубляя глобальный кризис.

30-й год от Рождества Христова. Северная часть Израиля, Галилея языческая. Иисус находится в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». (Матф.4:14-16) С того времени Иисус начал Свое служение на земле и проповедовать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» . Но некоторые из фарисейской знати явно не довольны Им и Его растущей популярностью. Непонимание и зависть заставляют их утверждать: «Ты тот, кто нарушает закон, вводя в соблазн народ Израильский!»

Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.
Иисус Христос – «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29) , - так говорит о Нём Иоанн Креститель. Иисус призвал апостолов, завоевал их сердца, сделав Своими учениками. Жизнь, смерть и воскресение Его произвели в Израиле глобальную перемену взглядов целого народа, реформацию религии и раскол общества. На смену иудейской религии, приходит христианство. Новозаветные Апостолы благовествуют спасение через Христа Иисуса, отметая старую идеологию.
На смену закону приходят новые заповеди, о которых говорит Иисус:
1. Возлюби Бога всеми силами, всей душой и всем разумом твоим;
2. возлюби ближнего своего, как самого себя.
На этих двух заповедях утверждаются закон и пророки. Мф.22:37-40.
Вскоре Апостол Павел в своих посланиях напишет следующее:
«Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». (Гал.2:16)
«Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего». (Рим.10: 4)

Возникает вопрос: действительно ли Иисус упразднил закон?
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Матф.5:17-20)

Что же означают слова Христа: «Я пришёл исполнить закон?»
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять, что же это за закон, о котором говорил Иисус.
Конечно же, это Тора (Пятикнижие Моисея). Еврейское слово "Тора" буквально означает "учение, доктрина", т.е. свод учений и наставлений для еврейского народа, целью которых были Божья забота и гарантии, при соблюдении Его условий жизни общества.

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». (Иис.Нав.1:8).

Греческий перевод слова «Тора» (септуагинта) – «Номос», на русском языке звучит, как «закон», который состоит из
нравственного закона - 10 заповедей, которые дал непосредственно Сам Господь;
проверить на знание заповедей.
обрядового закона;
гражданского закона, который написан людьми, под водительством Бога.
Всего же закон содержал 613 заповедей, о которых написано в Священном Писании.

Представьте, если бы нам нужно было бы выполнять все эти правила и установления. Это же невозможно! Как хорошо, что мы не под законом, а под благодатью! Ведь Апостол Павел говорит: «делами закона перед Богом не оправдывается никакая плоть, ибо законом познаётся грех». Рим. 3:20
А Христос исполнил весь закон! Как Он смог это сделать?
Иисус действительно, совершенным образом исполнял предписания Торы и предсказания Пророков, но здесь речь идёт о другом.

"…не нарушить пришел Я, но исполнить..."
Греческое слово «плеросай» , переведённое, как «исполнить» , в этом месте Писания имеет совершенно другое значение, - «наполнить, дополнить, сделать совершенным» .
Если читать текст дальше, то мы увидим, что Иисус говорит следующее:
«вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам…» Мф.5:21-22. Поэтому Иисус, ни в коем случае, не пришёл нарушить Тору, как толковали Его слова и поступки фарисеи и книжники, но наполнить её до конца, сделать закон полным и совершенным ! Хотя и существует такое мнение, что Иисус пришёл именно исполнить закон, и Он это сделал за всех нас!
Возникает вопрос: Какой смысл в том, что Законодатель, Сам пришел исполнить Свой же закон? Да и не исполнил Он его в полноте своей. Например: Он не был женат, поэтому не мог исполнить законы, относящиеся к браку.

Какой главный мотив прихода Иисуса Христа?
1) Сын человеческий пришёл спасти погибшее (Мф.18:11);
2) Пришел разрушить дела дьявола, т.е. сделать его дела - не имеющими силы. (1Ин. 3:8).
В этом Его цель, а закон, по словам Апостола Павла, вёл к ожиданию и приходу Мессии.
«Конец закона - Христос», правильно перевести, как «Цель закона – Христос, к праведности всякого верующего» . Создателю нужно было подготовить Свой народ, к тому правильному духовному состоянию, чтобы ему было легко принять и узнать Мессию, когда Он прейдёт.

Ещё в иудаизме Тору называют законом Моисея и Пророков - Талмудом.
Действительно, многие пророки говорили об ожидании и пришествии Мессии. Так через Моисея говорит Господь: « Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор.18:18).
И действительно это пророчество свершилось. Приходит Иисус и заявляет следующее: «
Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне, в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук.24:44). «Ибо истинно говорю вам: небо и земля не исчезнут, до тех пор, пока всё ни исполнится в законе до самой маленькой йоты». Мф.5:18 Йота – это самая маленькая буква еврейского алфавита.

И снова возникает вопрос: а исполнилось ли всё с приходом ожидаемого Мессии?
Нет, ведь Сам Иисус, пророчествовал о Своём возвращении, которому ещё предстоит совершиться. Судьба Израиля, по-прежнему, не завершена, мир всё ещё во зле.
Тогда о чем говорит здесь Христос?
Если перефразировать Его слова, то смысл получится следующий: «Когда наступит время, закон исполнится до последней мельчайшей буквы, и перестанет действовать, вот тогда произойдёт изменения неба и земли».
Получается, что закон еще не исполнен полностью. Есть ещё место в Священном Писании для пророчеств об языческих народах, об Израиле, о втором пришествии, о вечном суде и царствии небесном. Всё это ещё будет иметь место в будущем.
В книге Откровение читаем такие слова: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось». (Отк.21: 5-6). Вот он тот момент, когда Бог изменит закон, данный для Израиля и всего мира, и только тогда Господь будет творить новую землю и новое небо.

Продолжая читать текст евангелия от Матфея, обращаешь внимание на два рода людей.
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Мат.5:19
Малейшие и великие.
Кто такие малейшие?

Люди, которые идут против воли Бога, нарушая Его уставы и постановления, и учат поступать также других, могут ли иметь шанс на вхождение в Царство Небесное? Нет. Вот они и называются здесь малейшими.
В книге пророка Иезекииля 45:9 это же слово «малейший» используется в значении «изгнание, выселение, вытеснение» . Другими словами, в Царствии Небесном, о таких людях, которые нарушали заповеди, будут говорить, как об изгнанных .
И наоборот, те люди, которые соблюдают Божьи заповеди и учат этому других, будут в Царствии Небесном названы великими . Вывод: исполнять Божьи заповеди важно.
Господь Иисус Христос входит в конфликт с религиозными вождями Израиля, говоря:
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мат.5:20)

О какой праведности Иисус ведет здесь речь? Разве у фарисеев и книжников была своя религиозная праведность, которой Он был не доволен?
Дело в том, что после возвращения из вавилонского плена, народ Израильский принялся внимательно читать и ревностно соблюдать всё, что было написано в законе, в исполнении которого были Божьи благословения и обетования. Со временем в иудаизме возникают новые религиозные школы фарисеев, саддукеев и ессеев, которые по-своему толкуют законы и пророков. Страх исполнить закон не так, как надо, создаёт целую систему надстроек, своего рода забор, ограждающий закон.

Например (рассмотрим только одну заповедь): «день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в этот никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих». (Исх.20:10)
Суббота - день, который должен был посвящен быть Богу, начинает обрастать человеческими толкованиями, в которых и запутались сами религиозные лидеры Израиля и учили этому народ Божий.
Появился день субботнего пути - расстояние, больше которого нельзя проходить в субботу. Запрещалось писать более двух букв, вставлять новые шнурки в обувь… Дошло до того, что даже сегодня в ортодоксальных районах Иерусалима есть лифты, у которых нет кнопок, они останавливаются на каждом этаже. Вот эти-то надстройки над заповедями Божьими беспощадно и рушил Господь.
И не удивительно, что когда Христос задает фарисеям вопрос:
«Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» Мар.3:4. Они молчали. Молчали, потому что не знали ответа.
Итак, Христос при Своей земной жизни не нарушал четвёртую заповедь, в чем часто обвиняли Его первосвященники, а преобразил её так, что из единственного дня встречи с Богом, Он подарил всем людям возможность приходить к Отцу Небесному в любую минуту жизни, не зависимо не от чего! Христу Слава! И сегодня христиане продолжили традицию собираться в церквях на богослужения, но день посвящения Богу, уже не оговорен был Христом.

Некоторые верующие думают, что Иисус Христос заменил старый закон Божий на новый, но это не так. Он не только не отменил заповеди, которые Моисей получил на горе Синай, но и поднял нравственную планку этих заповедей.
Зачем Он делает это, если спасение зависит только от веры в Него, а не в соблюдении заповедей?
Дело в том, что на основании Божьих заповедей сложены все фундаменты юридических основ человеческого общества, его гражданская и нравственная основы, что являются солью, сохраняющей общество от разложения и гниения. Если убрать заповеди, то общество мгновенно деградирует.

И тут мы на своем христианском пути можем столкнуться с двумя крайностями.
1. Надо обязательно соблюдать все заповеди, иначе погибнешь!
И здесь заповеди вновь обрастают человеческим пониманием и трактованием. Отсюда вновь: субботство, религиозный страх и фанатизм. И это не то, к чему призывает Иисус! Свобода в Боге освобождает от страха, даёт мир и спокойствие.
А вот вторая крайность:
2. Иисус исполнил закон за нас, поэтому нам надо только веровать и будем спасены.
Чем опасно такое понимание?
Такое понимание создаёт опасную тенденцию, которая заключается в том, что: «мне ничего не страшно, я спасён. Теперь можно делать, что угодно, всё равно буду в раю».
Хочу ответить вам словами апостолов:
1 5 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
18 Освободившись от греха, вы стали рабами праведности.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.(Рим.6:15-23)
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». (1Иоан.3:9)

Нам нужно только признать себя грешниками перед Христом и отдать Ему свои сердца, чтобы не пойти в вечную погибель. И за это мы получаем от Него великую силу для изменения своей греховной натуры, силу для жизни по правилам Бога, Его святым законам, ибо «без Меня не можете делать ничего», - говорит Господь. (Ин.15:5)
Часто мне задают такой вопрос: и что истинно верующий человек никогда не оступается и не впадает в грех? Оступается!
«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан.1:8) , - говорит Апостол Иоанн. Но «прежде, чем человек согрешит, праведник 7 раз споткнётся».

Если же мы согрешили, то приходим ко Христу с покаянием, и Он «…будучи верен и праведен, прощает нам грехи наши и очищает нас от всякой неправды». (1Иоан.1:9) А если же мы не желаем оставить грех, то всё равно получаем жизнь вечную, но качество нашей земной жизни будет скверным, и даже возможна потеря жизни. Хотим ли мы этого? Я думаю, нет.
Поэтому Иисус даёт нам силу противостоять искушениям. Искушение не является грехом, но борьбой. Борьба, которой мы можем победить, если в данный момент обратимся к Богу с молитвой о помощи. Если же мы выбрали путь следования своим похотям, то не стоит, потом, обвинять Бога в несправедливом отношении к нам!
Иисус желает коренным образом помочь верующим в Него изменится, стать более совершенными людьми, чтобы жизнь была наполнена верой, надеждой и любовью, а так же смыслом, радостью и победами. И смысл закона, состоящего из 10 заповедей, действительно заключается в любви к Богу и в любви к ближнему. Новое небо и новая земля, будут наполнены другим содержанием, но любовь останется всегда.

Пусть наша праведность будет праведностью Христовой, исполнение же Божьего закона - радостью, желанием расти в любви к Богу и к людям. Да благословит нас в этом Иисус Христос! Аминь! !

Моему доброму другу Антону Воеводину
с благодарностью за многие интересные идеи
посвящается.

Был небольшой перерыв между сменами, и Падре, припарковав машину невдалеке от бюро, в тени развесистых кустов, на бесплатной стоянке, опустил оба окна, чтобы был небольшой сквознячок в машине, прикрыл глаза. Надо было немного отдохнуть, ибо предстояла вскорости вторая смена. Весь медицинский персонал в больницах, домах престарелых и амбулантных службах патронажного ухода по закону должен дежурить минимум одни выходные в месяц. Падре это правило тоже касалось, и он наравне со своими коллегами-медиками также дежурил: в выходные делали двойную смену - утреннюю и послеобеденную до вечера с несколькими часами перерыва между ними. Кто-то из коллег ездил на перерыв домой. Падре жил в другом городе и потому предпочитал оставаться на перерыве в пределах досягаемости бюро, отдаваясь во время перерыва размышлениям или исследованиям в рамках интересующих его тем, для чего возил в багажнике необходимую литературу. На этот раз он захотел просто посидеть в спокойствии, а может, если удастся, и немного вздремнуть.

Купив на ближайшей заправке стаканчик кофе, Падре решил насладиться им в тени на стоянке, слушая весенний щебет птиц. Была вторая половина апреля, но вот уже неделю стояла почти июльская жара. Вся природа расцвела в одночасье, и самым прекрасным был птичий щебет, который начинался еще до рассвета и продолжался до глубокого вечера, несмотря на интенсивный ритм городской жизни. Это было прекрасное сочетание звуков проезжающих невдалеке машин, голосов детей, шедших с родителями на прогулку в парковую зону, и щебета птиц. Под эти звуки Падре погрузился в дрему...

Внезапно он огляделся и увидел, что сидит в тени беседки в небольшом скверике на территории своей бывшей епархии. А напротив него сидит в плетеном кресле его бывший Архиепископ и внимательно смотрит на него, ожидая откровенного разговора. Падре показалось, что это должно быть продолжение беседы, прерванной когда-то давно, более двух десятилетий назад, но так и не законченной. Что-то помешало им обоим тогда найти взаимопонимание и правильный, доверительный тон.

Однако тут же он увидел, что за столиком сидели еще трое мужей ученого вида и вели какой-то интересный разговор, прерванный его появлением. Ближе всех к Архиепископу сидел старик, видом похожий на еврейского раввина, только без кипы на голове, в солидном дорогом костюме при галстуке.

Аарон Моисеевич, - представил его Архиепископ лично, - преподаватель древнееврейского языка в Духовной Академии. Еще он в Академии ведет факультатив по арамейскому, для желающих. И вообще, знаток древних языков.

Я ничего не упустил, ребе? - обратился Архиепископ к Аарону Моисеевичу.

Нет, Владыко, все корректно, - Аарон Моисеевич улыбнулся, и в этой улыбке Падре почувствовал такое тепло и дружеское расположение, которое он давно уже не ощущал в подобных собраниях.

Даниель Леви, - представился сам другой собеседник Архиепископа, сидевший со стороны Аарона Моисеевича. В его речи был слышен легкий иностранный акцент. Он был одет несколько нетипично для обстановки: бежевые джинсы Brax, с первого взгляда было видно, прекрасного немецкого качества, туфли-мокасины Salamander, и легкая куртка из очень тонкой дорогой кожи, которую продают в Европе. Из-под куртки была видна майка-polo в тон джинсов. Короче, типичный европеец среднего класса в солидной компании, но в неофициальной обстановке.

Доктор физической химии Леви, - дополнил Архиепископ, - является ведущим научным сотрудником одного европейского физического института и участвует в международном межцерковном проекте "Физика и христианство: физика и любовь".

Ну, а с Федором Михайловичем ты уже знаком, - завершил Архиепископ представление собеседников.
Федор Михайлович Малышев был историком и профессор философии. Падре довелось одно время сотрудничать в его группе по разработке инновационных программ для общеобразовательных школ.

Падре был несколько обескуражен от такого общества во владениях Архиепископа, издавна славившегося своими консервативными взглядами и казенным патриотизмом. Впрочем, нелепо было бы ожидать чего-то иного, ведь он фактически состоял на гос. службе, занимая в церковной иерархии дипломатические посты. А ни для кого общность политических интересов государства и миссионерских интересов церкви не была секретом, особенно, если речь заходила о деятельности церкви за пределами Родины.

Однако, решив, что сие собрание представителей, образно говоря, полу-враждебного лагеря на территории Архиепископа может относиться к его неафишируемой в официальном формате позиции и, более того - к дипломатической деятельности, - Падре прислушался к дискуссии, которая была прервана его появлением.

Владыко, простите, - обратился к Архиепископу Аарон Моисеевич, - позвольте, я кратко введу Вашего нового гостя в суть нашей дискуссии?

Да, конечно, - милостиво и с хитрецой улыбнулся Архиепископ. - Было бы интересно узнать, что он об этом думает.

Итак, Падре, мы говорили об одном месте из Нагорной Проповеди Иисуса, Мф. 5, 17: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить я пришел, но исполнить". Как Вы полагаете, о чем здесь может идти речь? - Аарон Моисеевич тоже улыбнулся. Но в его улыбке проявился неподдельный интерес к новому мнению.

Вы ведь, кажется, некогда лингвистикой занимались, не так ли? Как Вы прокомментируете это место с точки зрения лингвиста? - добавил он.

А почему Вы рассматриваете этот стих только в русском варианте? - невольно вырвалось у Падре. - Ведь даже церковнославянский текст имеет в этом месте разительное отличие от русского: "Не приидохъ разорити законъ..."

Федор Михайлович, - обратился Падре к профессору Малышеву, - Вы, как профессор философии и историк, как можете прокомментировать различие в значениях "нарушить закон" и "разорить закон" ?

Вот! - воскликнул улыбаясь профессор Малышев. - это и есть именно то, к чему мы должны были неминуемо прийти! К сравнительному анализу текста - к тому, как отражаются понятия в языковых культурах разных народов.
Если в древности, в Средние века, да впрочем, и всегда, враги или кто-то еще разоряли город, он больше не мог функционировать как прежде - вся его инфраструктура и экономика были разрушены, они попросту быльше не работают. В этом и состоит сущность разорения.

В этом отношении, - включился в разговор доктор Леви, - интересен перевод на немецкий, сделанный Мартином Лютером. Лютер использовал глагол "aufloesen", который в данном контексте можно понимать как "распустить" (например, какую-нибудь организацию) или "растворить" (в химическом смысле, сделать какой-то раствор). То есть, опять же, низложить в определенном функциональном смысле.

Или "сделать неактуальным", - подвел черту под сказанным Аарон Моисеевич. - Кстати, в греческом тексте используется глагол "kataluo" именно с тем же значением - "разрушать", "уничтожать", "отменять", "упразднять". Но только не "нарушать"!
То есть, в самом тексте нет даже намека на какое-либо действие против закона. "Нарушить" и "сделать неактуальным" - две совершенно разные вещи.

Иначе говоря, - подытожил профессор Малышев, - смысл слов Иисуса можно свести к тому, что Он пришел актуализировать закон, но отнюдь не нарушать его принципы.

А теперь, простите, о каком законе идет речь? - доктор Леви вопрошающе посмотрел на Архиепископа. - Ведь далее, в следующем стихе говорится, что "ни одна йота, ни одна черта из закона не прейдет, пока все не исполнится".

- "Дондеже вся будут...", - дополнил его Падре цитатой из церковнославянского текста.

Да, - подтвердил Аарон Моисеевич, - в греческом тексте тоже стоит глагол "genetai", который переводится как "совершится". Да, и в немецком переводе Лютера использован глагол "geschehen" в соответствующей форме, т.е. "произойдет". Но никак не "исполнится", как стоит в русском тексте. Опять разница в значениях. Небольшая, но разница, которая при детальном рассмотрении может оказаться весьма существенной.

Тут доктор Леви поднял руку, как ученик на уроке, при этом немного лукаво улыбаясь.
- Давайте, господа, все же вернемся к заданному вопросу. Владыка, - посмотрел он уже серьезно на Архиепископа, - что Вы можете сказать?

По лицу Архиепископа скользнула легкая тень недовольства. Чувствовалось, что он был внутренне рад тому, что дискуссия вроде бы качнулась в сторону, уводящую от неожиданного и, очевидно, очень нежеланного для него вопроса.
- Ну, закон, - собравшись с мыслями, начал он, - можно здесь рассматривать как Заповеди, полученные Моисеем на горе Синай.

Ой ли? - ехидно возразил Малышев. - А как же остальное законодательство, описанное в Книгах Левит и Числа и повторенное в Книге Второзаконие? Ведь там представлен закон в достаточно обширном виде. И именно по нему, по тому закону жил народ Израиля, не только Иудея, а именно весь народ, во времена Иисуса.

На лице Архиепископа появилось выражение, как-будто ему поставили клизму.

Кстати, Аарон Моисеевич, - продолжил свою мысль профессор Малышев, - а как мы можем с юридической точки зрения охарактеризовать этот закон? Имеется в виду закон в его обширной форме, не ограничиваясь лишь Десятью Заповедями.

Если исключить мистическую составляющую из всего закона, включая и Десять Заповедей, то получится Кодекс уголовного, гражданского и семейного права. - четко ответил Аарон Моисеевич. И чуть подумав, добавил. - Характерный для того региона, для той исторической эпохи и, самое главное - для того народа, которому он был дан.
И еще чуть подумав, он продолжил:
- Вообще, если рассматривать все законодательства разных цивилищаций, возникавших в том регионе, - от Средиземноморья до Каспия, - то в них можно увидеть очень много похожих положений. Именно в тех отраслях, которые я только что обозначил. Начиная от законов Хаммурапи.
Еще могу добавить к этому также и начало морали. То есть, если можно так выразиться, "морального права".

Ну, что касается "морального права", - поддержал мысль Аарона Моисеевича Архиепископ, - то именно оно является, образно говоря, квинтессенцией Нагорной Проповеди Христа. Ведь, суть того, что Он говорил, что изложено в 5- 7 главая Евангелия от Матфея, сводится к тому, чтобы люди не цеплялись за формальную букву закона, к мелочному исполнению его положений, а выносили из них моральную составляющую и следовали именно ей.

Если коротко сказать, "зри в корень", - подытожил его мысль профессор Малышев.

Но позвольте! - вскричал доктор Леви. - Как тогда соотнести то, что Вы тут все говорите, с теми словами Иисуса, что Он говорил об актуализации закона? Какой смысл актуализировать, если из него лишь стоит "извлечь моральную составляющую" и только"следовать ей"?

А у Вас есть какое-то иное мнение по этому вопросу? - спросил Архиепископ с оттенком неприязненного интереса в голосе. Падре, знающий Архиепископа почти четверть века, понял, что стиль поведения в дискуссии и манеры доктора Леви очень сильно раздражают его. Уж очень вольно вел себя доктор - так свободно, без оглядки на "политическую коньюнктуру" выссказывать свое мнение по спорным вопросам принято в Европе. Но в России за последние два десятилетия, да что там такая смешная цифра! - за всю историю ее существования - такого никогда не было.

А почему никто не рассматривает законов, по которым сотворен и существует мир и человек в нем соответственно? - с оттенком некоторой обиды в голосе спросил Леви.

Дорогой доктор Леви, а какое эти законы имеют отношение к теме нашего разговора? Как они могут соотноситься с тем, что говорил Христос? - в голосе Архиепископа слышалось уже плохо скрываемое раздражение.

Одну минуточку, Владыка, - тут доктор Леви, повернув голову, обратился к Падре: - Вы, кажется, физик по своему первому образованию?

Химик, - уточнил Падре. - Одно из направлений физической химии.

Превосходно! - радостно воскликнул доктор Леви. - В таком случае я прошу Вас помочь мне: я буду излагать мысль, а Вы будете меня дополнять или корректировать, если потребуется. Идет?

Охотно, - согласился Падре. Ему было ужасно интересно, с одной стороны исследовать тему соотношения законов, по которым был сотворен мир, с законами морали, а с другой - еще в свою бытность работы в группе профессора Малышева Падре предлагал Архиепископу инициировать исследования с целью отработать учебные методики преподавания интегрированного курса христианской культуры в учебные предметы естественного цикла школьных программ. Тогда его позиция, мягко говоря, не нашла абсолютно никакого понимания со стороны Архиепископа. Поэтому сегодня Падре начало просто распирать от желания поучаствовать в дискуссии в стане оппонентов своего бывшего начальника.

Итак, - начал доктор Леви, - давайте позволим себе подойти немного вольно (с канонической точки зрения, разумеется, - Леви сделал легкий кивок головой в сторону Архиепископа) к толкованию Писания и рассмотрим как версию: 1 глава Книги Бытия - в самых первых стихах говорится о сотворении света. Это вполне согласуется с теорией Бора. Падре, Вы в общих чертах можете изложить теорию Бора, продолжив мою мысль?

Вы имеете в виду переход электрона в состоянии возбуждения с уровня с более высокой энергией на уровень с более низкой энергией?

Именно, - обрадованно от того, что был правильно понят, Леви продолжил, - при этом, эти уровни различаются на определенную фиксированную величину, равную энергии фотона, т.е. светового кванта.

То есть, - Падре решил предвосхитить дальнейшую мысль доктора Леви, - изначально закладывается так сказать "принцип энергосбережения"?

Именно так! - Леви обрадовался не только тому, что его мысль была понята правильно, но и также тому, что обрел в лице Падре союзника.

Далее формируется твердь, - продолжил Леви свою мысль, - то есть, элементы периодической системы и из них неорганические соединения. И этот "принцип энергосбережения" заложен в каждый атом каждого элемента периодической системы. Причем, этот же принцип заложен и в формирование самой системы - электронные оболочки атомов формируются и заполняются именно по принципу наименьшей затраты энергии. А вот, при формировании химических соединений и в химических реакциях этот принцип явлен в параметре... Падре, помогайте!

Энтропия! - и снова Падре решил предвосхитить дальнейшую мысль доктора Леви, - смысл которой в том, что любая термодинамическая, да и не только термодинамическая, система стремится к хаотическому состоянию, как наиболее энергетическивыгодному.

Иначе говоря, - продолжил мысль Падре уже сам Леви, - любая система, любое вещество или соединение, в том числе, а может даже, и в первую очередь, органическое подвержено естественному распаду - рано или поздно оно должно распасться на простые элементы или соединения, из которых оно/она состоит, и состояние которых менее энергозатратно.
Кстати, любая система ведет себя так - стремится к наименее энергозатратному, или, правильнее сказать, наиболее выгодному энергетическому состоянию. Будь то в термодинамике, механике или еще где. Все более "энергозатратные" состояния - это состояния, достигнутые при приложении энергии "извне" системы, от какого-то "внешнего источника". Также и в органике: основа всех органических соединений, в ряду которых стоит газ метан, - углеродная цепь, где атом углерода находится в состоянии возбуждения. Вопрос - откуда взялась энергия для этого его состояния? Причем, действие ее, прошу заметить, имело целенарпавленный характер...

То есть или иначе говоря, - поднял свой голос Аарон Моисеевич, - Вы хотите сказать, что так сказать установка на смерть, как наиболее энергетически выгодное состояние, если можно так выразиться, содержится в природе всего живого? Ну, если по сути этого принципа, заложенного при творении и формировании мира.

Именно так оно и есть, - подтвердил Леви. И в его голосе послышалось сожаление. - И первозданный человек, вкушавший в Эдемском саду плоды от Древа жизни - само это описание есть ни что иное как литературный эпитет - получал, иначе говоря, энергию от "какого-то" источника, преодолевавшую энтропию, так сказать, энергию жизни. А после нарушения "правил игры", когда он познал "добро и зло", иначе говоря, актуализировал в себе энтропию, он более не мог уже получать энергию от этого источника, энергию жизни - попросту говоря, стал неспособен эту энергию принимать; что-то нарушилось в его естестве, и он стал вынужден искать иные источники энергии жизни. "И теперь, как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни и не вкусил, и не стал жить вечно" - 22 стих 3 главы Книги Бытия.

И какой же физики предлагают выход из создавшегося положения? - с язвинкой спросил Архиепископ. По его лицу было видно, что его эта дискуссия уже очень сильно раздражает, и он не знает, как ее завершить или, как минимум, самому из нее выйти.

А выход предлагают не физики, - живо ответил Леви. - Сам Иисус дает нам методику. В Нагорной Проповеди. Он призывает каждого к совершенству, говоря: "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный", и тут же показывает путь к этому совершенству.

На минуту воцарилось молчание, которое было прервано продолжением монолога самого Леви:
- Кстати, очень интересное место в ней: глава 5, стих 39. В русском переводе написано: "не противьтесь злу" . Тут можно понимать двояко. А вот, что говорит греческий текст, Аарон Моисеевич?

Правильно, - подтвердил Леви, - в физике противосточние может рассматриваться как действие силы, направленное против какой-то иной исходно действующей силы. Направление этой силы противоположное, а вот сущность, так сказать, та же. Иными словами, если мы на зло, совершенное нам, ответим, как это разрешено по формальному закону, равным злом, то есть воздадим равным за равное, - "око за око, зуб за зуб", - то мы приумножим зло, мы усилим тенденцию к распаду, то есть, энтропию.

Как в математике, - вставил свое дополнение Падре, - минус единица, сложенная с минус единцей, в сумме дают минус два.

Подобное порождает подобное, - подвел итог мысли профессор Малышев. И добавил, - Или, говоря языком физиков, Третий закон Ньютона: любое действие порождает равное по силе и противоположное по направлению противодействие.

Верно, - радостно подтвердил его вывод Леви. По виду доктора чувствовалось, что он так увлечен рассуждениями, что уже ощущает себя в привычной аудиторной обстановке с докладом перед коллегами.

А дальше, в Нагорной Проповеди Иисус дает методику как погасить зло - не противостоять ему, причем, на внутреннем уровне, то есть, даже на уровне помышлений. А вот метод возрастания в совершенстве дан уже в более позднем, по времени появления, Евангелии, от Иоанна - "да любите друг друга- . Любовь порождает любовь. Опять же, по принципу "подобное порождает подобное" .
- Причем, - продолжил Леви, пользуясь всеобщим молчанием, - интересно, что предполагается, согласно этой заповеди, не просто индивидуальное возрастание в стремлении к совершенству, а именно, всем вместе, "друг с другом" . Иными словами, вместе отступили от источника энергии - вместе предстоит и возвращаться.

Теория Вернадского-де Шардена о ноосфере, или? - спросил профессор Малышев, и сам продолжил, - И так мы неминуемо приходим к парусии...

Тут его размышления вслух были прерваны внезапно появившимся юношей в подряснике - очевидно, это был сотрудник Канцелярии Архиепископа. Он подошел к нему сбоку и что-то коротко сказал на ухо. Архиепископ поднялся со своего места. По нему было видно, что он несказанно рад закончить дискуссию.

Дорогие, - сказал Архиепископ. Падре знал, что стоит за этим его "дорогие - он всегда так обращался к тому или тем, к кому испытывал по меньшей мере неприязнь или раздражение. - Мне только что сообщили, что к нам прибыла икона царственных мучеников с частичкой мощей оных. Согласно патриаршему благословению, в епархии начинаются молитвенные мероприятия - икона должна посетить каждый храм, где с ней пройдут Крестные ходы. В этих мероприятиях будут задействованы все студенты Духовной Семинарии и учащиеся Духовного Училища, а также на помощь к ним призван преподавательский состав Института повышения квалификации учителей в полном составе. Так что, уважаемые, Аарон Моисеевич и Федор Михайлович, а также, господин Леви, к сожалению, в ближайшее время все занятия и планы по нашему сотрудничеству откладываются на потом...

Все три собеседника исчезли, а перед Падре возникло лицо Архиепископа, но уже без напускной доброжелательности. И он отчетливо услышал слова, уже обращенные персонально к нему:
- Нам нужны смиренные и послушные прихожане, ане физики и философы. Они слишком горды от своей учености и, через то, слишком вольнодумны.

От такой резкости Падре вздрогнул, открыл глаза и посиотрел на часы. Было пора начинать вечернюю смену: выполнять назначение врачей для пациентов их амбулантной службы...