Ремонт Дизайн Мебель

Расточил раздал нищим. Библия онлайн. Кого же любит Бог

9:1,2 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих
Павел знает по прошлым сборам для Ахайи, что в Коринфе не должно было быть проблем со сборами для помощи святым - и на этот раз.

9:3,4 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены ,
однако перед тем, как ему самому прийти с Македонянами к ним - он послал братьев, чтобы к их приходу помощь была уже собрана:
[и] чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, - не говорю "вы", - похвалившись с такою уверенностью

9:5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор В противном случае может получиться конфуз от того, что уверенность Павла в их готовности - не оправдается, и Македоняне могут подумать, что из собрания Коринфа Павлу приходится личным авторитетом помощь для святых - как побор выколачивать, а не их милостью эту помощь в дар получать:

9:6,7 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет . Скупость или жадность – не христианское качество

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; Однако и при щедром дарении важны внутренние побуждения: лучше мало, но с радостью, чем много, но скрепя сердце. Бог любит не просто дающего что-нибудь, лишь бы отделались, а доброхотно дающего любит Бог.
Бог никого не принуждает ничего давать, всего лишь просит научиться понимать нужды других и помогать им в том, в чём помочь возможно.

9:8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело
Христианина должно больше интересовать богатство, состоящее из добрых дел, а не из денег.

9:9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. (Псал.111:9)
Неплохо, если христиане поступают по примеру Бога и Христа Его, которые не поскупились для «нищего» человечества и отдали самое дорогое, что было у каждого из них: Бог - сына, сын - жизнь. В результате человечество обогатилось надеждой на спасение.

9:10,11 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу
Сеют – святые, а чтобы они могли сеять - Бог их обеспечивают семенем (словом Своим) и хлебом в пищу (побуждает собирать пожертвования, например)

подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
Бог, поддерживающий сеятелей духовного, поддержит и их «всходы» (учеников) - умножением праведности в учениках, которая проявляется и в том, чтобы делиться своим с нуждающимися

так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Щедрость - это часть праведности христианина. Появление христиан, способных не скупиться и щедро помогать друг другу в деле Божьем - это проявление благодарности Богу, а Бога есть, за что благодарить.

9:12,13 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
Восполнение скудости святых – это не только доброе дело для жертвующего христианина и для получающих пожертвования, но и для тех, кто наблюдает за христианскими собраниями и видит желание помогать друг другу:
подобные примеры дел побуждают всех обильно прославлять Бога и благодарить Его за то, что Он помогает всем покоряться слову Его и изменяться в лучшую сторону, а это значит, что христиане - находятся в единстве общения с Ним и сыном Его Иисусом Христом и друг с другом:
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми ,

9:14,15 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию . Общение христиан друг с другом - не обязательно должно быть буквальным, можно молиться друг за друга и благодарить Бога за то, что так обильно одаривает всех христиан дарами щедрости и взаимовыручки.

1 Для меня, впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым,

2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена ещё с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сём случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,

4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью.

5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

6 При сём скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.

7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8 Бог же силён обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

9 как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век».

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;

13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,

14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)

9,1 Павлу не было необходимости писать коринфянам об оказании финансовой помощи нуждающимся святым, и все же он продолжал это делать. Возможно, в этом стихе заключена некоторая ирония. Действительно, в некотором смысле ему и не нужно было писать им. Они с самого начала проявили готовность участвовать в сборах для Иерусалима. В том, что касается их желания, они достойны похвалы. Но они не выполнили свои изначальные намерения. Вот почему он считает необходимым распространяться об излишнем.

9,2 В их усердии он не сомневается. С того времени, как впервые был поднят этот вопрос, они проявили ревность и серьезность. В действительности Павел хвалился ими перед христианами Македонии. Он говорил им, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года. Ахаия, южная часть Греции, используется здесь для обозначения Коринфа, поскольку Коринф располагался в этой области. Когда македоняне услышали, что христиане Коринфа готовы еще с прошлого года, многих из них (македонян) это поощрило; они заразились духом христианского жертвования и решили отдать ему себя от чистого сердца.

9,3 Когда Павел говорит здесь, что послал братьев, он действительно имеет в виду, что посылает их. Это событие описано в прошедшем времени с точки зрения читателя, а не писателя. Братья – это три человека, упомянутые в предыдущей главе: Тит и два неназванных христианина. Они посланы, чтобы хвалебный отзыв Павла о коринфянах в том, что касается сборов, не оказался напрасным. Миссия трех братьев заключалась в следующем: убедиться, что ко времени прихода Павла сбор пожертвований окончится.

9,4 Когда апостол отправится из Македонии на юг, в Коринф, возможно, в пути его будет сопровождать один из македонских верующих. Как стыдно будет апостолу Павлу, если после того как он хвалился коринфянами, он приведет одного из македонян и найдет, что коринфяне на самом деле ничего не сделали для дара Иерусалиму!

В таком случае уверенность Павла в коринфянах будет опозорена, не говоря уже о том, каким позором станет нерадивость коринфян для них самих.

Филлипс так переводит этот стих: "И чтобы, между нами, не случилось так, что кто-то из македонян, сопровождая меня к вам, обнаружит, что вы не готовы проявить щедрость! Нам (не говоря уже о вас) будет ужасно стыдно именно потому, что мы были так горды и уверены в вас".

9,5 Именно поэтому Павел почел за нужное упросить этих трех братьев пойти в Коринф до того, как пойдет он сам. Они предварительно подготовят возвещенное уже благословение для иерусалимских святых.

Дабы возвещенное уже благословение ваше было готово как благословение, а не как побор. Не допускается даже мысли о том, что эти средства у них будут вымогать; напротив, сбор должен стать проявлением их щедрости, благословения, пожертвования по их собственной доброй воле.

Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)

9,6 В стихах 6-15 апостол Павел перечисляет некоторые чудесные награды и привилегии за христианскую щедрость. Во-первых, он излагает закон урожая. В сельском хозяйстве хорошо известно, что для того чтобы снять щедрый урожай, надо щедро сеять семена. Возможно, земледелец готов опустить семя в землю. Должен ли он сеять обильно или же часть семенного зерна использовать в пищу в предстоящие месяцы? Мысль здесь такая: если он сеет щедро, то пожнет соответственно тому, как сеет.

Говоря о сельском хозяйстве, мы должны помнить, что земледелец пожинает не ровно то количество зерна, которое посеял, а во много раз больше.

Точно так же и с христианским даянием: назад получаешь не то, что отдал, а гораздо больше отданного. Конечно же, взамен получаешь не столько деньги, сколько духовные блага.

9,7 Каждый должен уделять по расположению сердца. Человек должен обдумать, что в данный момент необходимо для его собственных потребностей. Ему нужно подумать о юридических обязательствах, которые он должен исполнять в ходе обыденной жизни. Но, помимо этого, он должен подумать о нуждах его братьев-христиан и о правах Христа на него самого. Принимая все это во внимание, он должен отдавать не с огорчением и не с принуждением. Можно давать и при этом жалеть.

Можно давать под давлением эмоциональных призывов или публичного порицания. Ничто из этого не годится.

Доброхотно дающего любит Бог, потому что, как говорит Джоветт, "добровольное даяние рождается от любви, а потому это значит, что любящий любит любящего и радуется общению. Отдавать – вот язык любви; по сути, у нее нет другого языка. "Бог так возлюбил мир, что отдал!" Сама жизнь любви заключается в том, чтобы отдавать себя. Ее единственная гордость обладания – это радость капитуляции. Если у любви есть все, она все же не обладает ничем". (Jowett, Life in the Heights , p. 78.)

9,8 Здесь обещано, что если человек действительно хочет быть щедрым, Бог даст ему для этого возможность.

Благодать здесь используется как синоним слова "средства". Бог же силен дать нам средства для того, чтобы не только мы сами имели довольство, но и могли делиться тем, что имеем, с другими и таким образом были богаты на всякое доброе дело.

Обратите внимание на то, сколько раз здесь говорится "всякое" , "все": всякая благодать всегда (то есть во всякое время ), во всем, всякое довольство, всякое доброе дело.

9,9 Здесь апостол цитирует Псалом 111,9. Выражение "расточил" относится к сеянию семян. Стих описывает человека, который был щедр, сея семена, или, говоря точнее, в добрых делах. Конкретным проявлением его доброты было то, что он подавал нищим. Проиграл ли он, делая это? Нет! Правда его пребывает в век. То есть, если мы будем сеять доброту так, как сеятель разбрасывает семена, мы будем собирать для себя сокровище на небесах. Результаты нашей доброты пребудут вовек.

9,10 Параллель с сеющим продолжается. Тот же Бог, Который дает семя сеющему и хлеб в пищу, сделает так, что проявивший к другим доброту пожнет какую-то награду. Некоторые из наград перечисляются. Прежде всего, Он подаст обилие посеянному вами. То есть Он даст Своим детям большую возможность и более обильный результат проявления доброты. Далее, Он умножит плоды правды вашей. Коринфяне поступали праведно, жертвуя святым в Иерусалиме. В результате такой жертвы они получат плоды вечной награды. Если Бог умножил их способность отдавать и они умножили свою щедрость, то и награда соответственно увеличится.

9,11 Из этого стиха совершенно ясно следует, что человек никогда не обедняет себя, отдавая Господу. Скорее, каждое доброе дело сопровождается обратным действием, а награда неизмеримо превышает размеры дара. Таким образом, Павел говорит здесь, что христиане, отдавая, будут всем богаты на всякую щедрость, чтобы проявлять ее и в дальнейшем. Наблюдая за коринфянами и видя, что они возрастают в благодати жертвования, апостолы возблагодарят Бога.

9,12 Когда дар из Коринфа будет пущен в дело в Иерусалиме, он не только восполнит скудость святых, но и приведет к тому, что многие люди возблагодарят Бога. Мы уже много раз замечали, как особо подчеркивает Павел благодарение. Все, что приводит к вознесению благодарения Господу, имеет в глазах Павла большую важность.

9,13 Дар коринфян принесет и другие блага. Для иудейских христиан он будет ясным доказательством того, что в жизни обращенных язычников действительно проявилась работа Христа.

Какое-то время христиане-евреи и в самом деле сомневались в таких обращенных, как коринфяне. Возможно, они не считали их полноценными христианами. Но эта доброта явила бы им великий опыт, стала бы доказательством реальности веры коринфян, и они бы прославили Бога за то, что Евангелие Христово сделало в Ахаие, и за тот искренний щедрый дар, который они получили.

9,14 Но и это не все! Есть еще два блага. Получив коринфский дар, христиане-евреи в Иерусалиме будут впредь усердно молиться за коринфских святых, а это будет способствовать укреплению привязанности. Благодаря преизбыточествующей благодати Божьей, проявленной коринфянами, иерусалимские святые будут к ним расположены.

9,15 Здесь у Павла просто вырывается восклицание! Этот стих загадочен для многих исследователей Библии.

Они не видят тесной связи между ним и тем, о чем шла речь ранее. Им непонятно, что имеется в виду под неизреченным даром Его.

Но нам кажется, что когда апостол Павел заканчивает рассуждения, посвященные христианскому даянию, он не может не подумать о величайшем из всех дающих – о Самом Боге.

Он думает и о величайшем из всех даров – Господе Иисусе Христе. А потому он оставляет своих братьев-коринфян на этой высокой ноте. Они – дети Божьи и последователи Христа. Пусть же они следуют этим достойным примерам!

Доброхотно

Доброхо́тно I нареч. качеств.-обстоят. разг.
1.

Будучи расположенным к кому-либо; доброжелательно.


2.

Преисполнившись расположения к кому-либо, проникшись им.


II нареч. качеств.-обстоят. разг.

По собственному желанию; добровольно.


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Доброхотно" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 2 добровольно (28) доброжелательно (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели… … Православная энциклопедия

    Или Конисский (в миру Григорий Осипович) архиепископ Могилевский; родился в Нежине 20 ноября 1717 г. Род Кониских принадлежал к старинному Нежинскому поспольству, но прадед Кониского, Нежинский бургомистр Еремей Касьянович, в 1659 г. в грамоте… …

    Раскольничий писатель, по происхождению государственный крестьянин, род. в 1709 г., ум. в 1776 г. С. самоучкою достиг больших богословских знаний и, будучи членом поморской секты и хорошим оратором, с успехом боролся против феодосианцев,… … Большая биографическая энциклопедия

    Павел послал братьев наперед, чтобы они «были приготовлены». Двойное благословение от правильного жертвования; «доброхотно дающего любит Бог» … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Втор.15:7 2Кор.8:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Из глав поколений [некоторые] , придя к дому Господню, что в Иерусалиме, доброхотно жертвовали на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Почему необходимо было послать в Коринф братий – сборщиков (1–5). Новое увещание к щедрости в подаянии милостыни (6–15).

2Кор.9:1-5. Апостол послал в Коринф вышеупомянутых братий – сборщиков для того, чтобы Коринфяне к прибытию его и некоторых македонских христиан приготовили уже милостыню как совершенно добровольное даяние, не вынужденные к этому личным присутствием Апостола Павла.

2Кор.9:1. Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,

2Кор.9:2. ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

Апостол знает, что Коринфяне расположены подавать милостыню он уже хвалил их за это пред македонскими христианами. – Ахаия – см. 2Кор.1:1.

2Кор.9:3. Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,

2Кор.9:4. и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью.

2Кор.9:5. Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам, и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

Под влиянием печали, которую произвело в Коринфянах послание Апостола Павла (2Кор.7:9), сбор милостыни мог остановиться. В виду этого Апостол и посылает братий-сборщиков возгреть это доброе дело в Коринфе. Нужно было особенно возбудить в сердцах Коринфян расположение к сбору милостыни, чтобы этот сбор не показался им простым «побором».

2Кор.9:6-15. Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносить щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

2Кор.9:6. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф 5:7).

2Кор.9:7. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

Но при этом не должно быть никакого принуждения для имущего класса христиан: Бог любит и ценит только тех, кто дает добровольно (цитата из кн. Притч. 22по тексту 70-ти. В подлинном тексте этого выражения не имеется).

2Кор.9:8. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

2Кор.9:9. как написано: расточил, раздал нищим: правда его пребывает в век.

На вопрос о том, откуда у христиан могут найтись средства для благотворения, если они уже роздали что могли, Апостол отвечает, что Бог будет им посылать такие средства на добрые дела. Еще в Ветхом Завете о щедром раздаятеле милостыни сказано, что «его правда», т. е. его праведные дела, «пребывает во век» (Пс 111:9). Это значит, что Бог будет всегда награждать праведника и внешним благополучием (ср. Пс 111:3).

2Кор.9:10. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,

Ап. имеет здесь в виду изречение из кн. Исаии (Ис.55:10), где подлежащим в выражении «дающий семя» – конечно, подразумевается «дождь». С дождем сравнивается у пророка благость и всемогущество Божие. У Апостола подлежащим служить подразумеваемое выражение «Бог». Тот Бог, говорит Апостол, Который дарует сеятелю семя, дает Коринфянам и средства на благотворение и потом еще «умножит плоды правды вашей» (ср. Ос. 10:12), т. е. вознаградит богато за ваше расположение к бедным.

2Кор.9:11. так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Ту же мысль Ап. раскрывает здесь полнее. Полученное от Бога богатство сделает Коринфян еще более готовыми на подаяние милостыни. А как велико значение этой добродетели-щедрости! Чрез нее мы, слабые люди, возбуждаем во многих благодарные чувства по отношению к Богу и, таким образом, содействуем Его славе.

2Кор.9:12. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;

Повторение мысли 11-го стиха, но с отношением прямо к настоящим обстоятельствам Иерусалимской Церкви.

2Кор.9:13. ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,

Ни в чем так ясно не сказывается подчинение закону Евангелия – закону любви, как в щедром подаянии милостыни нуждающимися братиям. Чрез это дается и свидетельство о том, что благотворители и бедные пребывают между собою в действительном общении по духу.

2Кор.9:14. молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

Бедные, получая милостыню, молятся за своих благодетелей.

2Кор.9:15. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Павел заботился не только о том, чтобы бедным подавали деньги, но и о том, чтобы это делалось с великим рвением. Поскольку и Бог постановил творить милостыню для того, чтобы не только нуждающиеся получали пропитание, но и подающие были облагодетельствованы, и даже скорее ради последних, чем ради первых. Ибо если бы Он заботился только о бедных, чтобы им были подаваемы средства, Он просто дал бы такую заповедь, не требуя рвения от дающих. А ныне ты видишь, что апостол повелевает и выше, и ниже творить милостыню с радостью, дабы подающие подавали доброхотно . И говорит: не с огорчением, не с принуждением. Ибо доброхотно дающего любит Бог . Не просто дающего, но творящего милостыню с радостью.

О подаянии.

Свт. Василий Великий

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Поэтому дело таких людей не приемлется, как жертва, имеющая порок, и непозволительно смешивать его с работой прочих.

Пространные аскетические правила.

Свт. Максим Туринский

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Итак, благословенно подаяние, которое и принимающего обновляет, и дающего радует, ибо доброхотно дающего любит Бог , а посему лучше давать Ему первым. Так что рад и весел тот, кто заботится о бедных, и по праву, потому что за несколько мелких монет он обретает себе небесные сокровища; напротив, платящий налог всегда печален и угнетен. И не без оснований печалится тот, кто платит не из любви, а по принуждению силой. Христов должник, тем самым, радуется, а кесарев печалится, потому что первого побуждает платить любовь, второго заставляет страх наказания; первого привлекают награды, второго принуждают наказания.

Собрание речей.

Свт. Феофан Затворник

Кийждо якоже изволения имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог

Кийждо якоже изволение имать сердцем – пусть подает. Столько пусть подает, насколько расположено сердце. Что не по этой мере, то бесплодно будет. Это будет то же, что сеять семя, растерши его или измявши до повреждения ростка. Как такое семя есть мертвое семя, потому и бесплодное, так подаяние, даемое со скорбию и вынужденно, есть мертвое подаяние и никакого воздаяния не заслуживает. Убивает его сжатость сердца и отсутствие радушия при даянии. Что говорит: не от скорби, ни от нужды , то скорбию означается жаление о подаемом, когда дают, а сердцем жалеют и болят, что дают: это знак скупости; а нуждою означается вынужденность; не от сердца и не самоохотно дают, а будучи вынуждены, то необходимостию повиновения, то общностию дела, то другими какими внешними уважениями. Не будь этих понуждений, и подаяния не было бы. Апостол хочет, чтобы подаяние шло из сердца, как сочная трава из жирной земли. В подтверждение этого «приводит и свидетельство из Писания, говоря: доброхотна бо дателя любит Бог (Притч. 22:9) . Апостол употребил слово это (доброхотно ) с тем, чтобы побудить коринфян к радушному подаянию. Ибо как пример македонян и все прочее достаточно было, чтобы побудить их к щедрому подаянию, то не говорит уже о сем много, а ведет речь к тому, чтобы подавали не с принуждением. Ибо если милостыня есть добродетель, а всякое дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду, то Апостол справедливо напомнил о сем» (святой Златоуст). «То же сказал он и в послании к Римлянам: милуяй, с добрым изволением (пусть милует) (Рим. 12:8) , ибо денежному подаянию должно предшествовать благодушие» (Феодорит).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Итак, пусть никто не дает как бы из необходимости стыда с огорчением . Таковой потеряет награду свою и отвержен будет: ибо дающему доброхотно и добровольно обещаны дары, - такого любит и Бог .

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Прп. Анастасий Синаит

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Совершенная жертва есть та, которая приносится не с огорчением, не по необходимости, «ибо доброхотно дающего любит Бог» . Однако, поскольку мы слышим слова Господа, что Царство Небесное принадлежит понуждающим [себя] «и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12) , то мы веруем в Его благость [и уповаем], что, понуждая себя в чем-либо, мы за это обретаем награду [на небесах].

Вопросы и ответы.

Блж. Феофилакт Болгарский

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Останавливается на речи о подаянии с радушием, зная, что пример македонян достаточен, чтобы побудить их к большему подаянию и пристыдить их, если окажутся ниже тех. Врачует же ум их, чтобы совершаемое ими дело было добродетелью; ибо вынужденное не есть добродетель. Поэтому, как истинный учитель, хочет, чтобы ученики его, делая что-нибудь, делали то так, как требует добродетель, и притом добровольно, чтобы и награда им была полная; ибо сделанное по принуждению теряет свою награду. Поэтому говорит: каждый подавай по расположению, а не с огорчением и не с принуждением. Приводит и свидетельство из Соломона. Хотя в изречении Премудрого говорится о щедрости, но он относит оное и к подаянию с радушием, или, если хочешь, - к той и другому вместе.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Если существует некий вид общей копилки, то она собирается не в силу требуемой свыше обязанности вносить плату, словно бы религия продавалась. Каждый вносит небольшую долю в определенный день месяца или когда хочет, но только при условии, что этого хочет и может. Никто не принуждается, но делает взнос добровольно. Это своего рода сборы благочестия. Эти средства расходуются не на пиршества, не на попойки, не на бесполезные харчевни, а на поддержку нуждающихся, детей без родителей и средств существования, стариков, уже оставивших дела, а также потерпевших кораблекрушение, находящихся в рудниках, на островах и в темницах.

Апологетик.

Амвросиаст

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Это говорит Павел о медлительности тех, которые однажды обещали, но долго откладывали. Таким скупая будет жатва, ибо с сомнением сеющий не знает пользы от того, что делает. Тот с благословением сеет, кто по доброй воле в надежде на будущее воздаяние это делает. Из всех дающего по склонности сердца с радостью, а не из печали или необходимости любит Бог. Апостол учит коринфян, что если будут радушны, то это принесет им пользу в грядущем Царстве.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог

Но при этом не должно быть никакого принуждения для имущего класса христиан: Бог любит и ценит только тех, кто дает добровольно (цитата из кн. Притч. 22:8 по тексту 70-ти. В подлинном тексте этого выражения не имеется).

Толковая Библия.