Ремонт Дизайн Мебель

Почему я учу своих детей. Почему дети так мало знают о происхождении человека "Во мгле времен. Динозавры и другие доисторические жители"

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств.

Чери Филдс

Это было лето 2012 года. Я только что начала писать книгу о детях и креационизме, как вдруг один известный ‘ученый муж’ заявил в СМИ, что невозможно быть ученым, не верующим в эволюцию. Я не могла дождаться, чтобы ответить ему и точно знала, у кого взять интервью. Мой брат был инженером. Он с детства обучался дома. Мне нужно было просто позвонить ему и собрать необходимые доказательства.

Однако перед тем как набрать номер, мое сердце сжалось от страха: несколько лет назад мой брат выбрал приоритеты и стандартны этого мира, а не Бога.

Что если теперь он верит в эволюцию? В любом случае, я должна была спросить его. Как и следовало ожидать, он стал теистическим эволюционистом. Мой брат верил в Иисуса как своего Спасителя и в эволюцию, как часть Его творения. Он осторожно намекнул мне о том, что его взгляды поменялись не в колледже. Это случилось в подростковом возрасте, после того, как он прочел одну интересную статью в популярном научном журнале.

Благие намерения, но…

Мои родители начали учить нас дома в 1982 г., но в их арсенале было мало хороших источников. Мы использовали единственную программу, которую знали и были довольно счастливы.

Я помню, как нам рассказывали о приобретенных признаках Ламарка, в которые больше никто не верит, и о неточности истории о берёзовой пяденице, но это было всё, что родители могли рассказать нам об эволюции.

Позднее мы нашли новую программу, включающую множество потрясающих медицинских и научных фактов, но в ней совсем ничего не говорилось о Сотворении и эволюции.

Это было сделано умышленно. Идея заключалась в том, чтобы дети учили правду, только правду и ничего кроме правды, и чтобы, когда они услышат ложь, сразу могли её распознать. Звучало вполне разумно. Но слишком часто такой подход обращался катастрофой.

Многие молодые люди, выросшие в христианских семьях, где их учили только тем вещам, которые они должны были принимать как правду, впоследствии легко принимали на веру мирские вещи.

Мир хорошо знает, как упаковать свои идеи в привлекательную, практичную и яркую обёртку. Дети, не имеющие способов распознания и противостояния лжи, находятся в серьезной опасности.

Теперь я сама учу дома своих детей. Я знаю, что не смогу всегда защитить их от цунами безбожного мышления и мирских предположений. Как же мне подготовить их к этому натиску? Вот, что я думаю. В послании к Евреям 5:13–14 сказано: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла » .

Наша способность распознать правду похожа на способность нашей иммунной системы распознавать инородных захватчиков.

Так же как мы тренируем свои тела, я тренирую своих детей: я показываю им то, с чем они столкнутся, чтобы они знали, как нейтрализовать опасность. Этот метод медленно и тщательно помогает им наращивать духовные мышцы, которые необходимы для различения добра и зла.

Обучая детей, мы хотим, чтобы они знали намного больше, чем хотели бы эволюционисты.

Конечно же, в 2-3 года мы не рассказываем нашим детям об особенностях строения пернатых динозавров, но мы изучаем другие программы, наполненные более тонкими идеями, которые начинаются в более позднем возрасте.

Мы говорим об этом. Обучая детей, мы хотим, чтобы они знали намного больше, чем хотели бы эволюционисты. Если дети заранее знают принимаемые учёными предположения, менее вероятно, что они поверят им на слово.

Один из моих сыновей как раз сейчас начинает изучать историю мира. Мы пользуемся учебниками, по которым детей учат во всех школах. Когда в учебнике говорится, что люди жили более 10000 лет назад, я быстро рассказываю о методе датирования по углероду. В следующий раз, когда мы встречаем в учебнике такую огромную цифру, я спрашиваю сына, откуда ученые «знают», что это было так давно, и что говорит об этом Библия.

(Кстати, когда мы читаем о том, как люди могли «придумать» фермерство, металлургию, музыку и т.д., мне нравится обращаться к начальным главам книги Бытие. Нам не нужно гадать, как это делает мир, но мы доверяем простому описанию истории, которое сохранил для нас Бог!)

freeimages.com/samlevan

Недавно мы с детьми начали изучать землеведение. На двух страницах учебника по этому предмету была нарисована временная шкала жизни, начинающаяся с «первых клеток». Здесь мы остановились и опустились в историю намного глубже. Эволюционисты не хотят посвящать детей в такие тонкости. Мы поговорили о Спонтанной генерации, переименованной сегодня на абиогенез . Затем мы обсудили то, что появление каждого нового типа организма основано на последовательности их захоронения.

Двое моих старших детей сейчас изучают анатомию и биологию. Это хорошее время познакомить их с мутациями – единственным механизмом, с помощью которого эволюция «создает» новые признаки. И, конечно же, нельзя не упомянуть естественный отбор.

Ни один учебник для детей, которые мне приходилось видеть, не объясняет, почему его авторы верят в то, чему учат. Они просто делают окончательные выводы, словно это неоспоримые факты. То же самое можно сказать и о большинстве материалов для взрослых. В действительности, чтобы найти основание научных заявлений, зачастую мы вынуждены обращаться к научным статьях и работам, написанным специально для учёных - посвящённых людей, надёжно защищающих хрупкие секреты своих предположений.

Последняя тема, которую мы рассматриваем на наших занятиях, касается последствий эволюционного мышления для мировоззрения. Как любая другая философия, эволюционизм и креационизм должны ответить на основные вопросы о жизни:

  1. Кто я?
  2. Почему я здесь?
  3. Куда я иду?
  4. Что в действительности имеет смысл в жизни?

Библия изобилует ответами на эти вопросы. У эволюционистов они тоже есть, но обычно о них мало говорят, потому что эти ответы не очень-то и привлекательны. Посмотрите на них:

  1. Случайное скопление материи
  2. Нет никакой причины (или же только для того, чтобы передать вашу ДНК, что в любом случае не имеет смысла)
  3. В никуда
  4. Ничего

Трудно представить себе человека, который хотел бы выбрать пустоту натурализма, если только он не скован грехом и гордостью. Большинство детей из христианских семей не опустились до такого уровня – пока.

Гарантирует ли это, что мои дети всю жизнь будут крепко держаться Господа? Нет, но мне не страшно за них. Мое дело – молиться за них, жить в посвящении Иисусу и предложить им присоединиться к своему Отцу и ко мне в Его царстве.

Ни один человек не может изменить сердце. Это – работа Бога. Я хочу дать Святому Духу инструменты, с помощью которых Он будет менять моих детей.

«Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». (Матфея 18:14).

PS : Вы обнаружили, что ваши детей столкнулись в школе с темой эволюции? Здесь могут помочь те же принципы. Возьмите учебник и изучите несколько следующих глав. Сконцентрируйтесь на мышлении, лежащем в основе сделанных выводов. Учите своих детей большему, чем хотелось бы эволюционистам. И наконец, учите детей тому, как быть свидетелями в этом мире.

» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения по поводу основных проблем преподавания теории эволюции в школе.

У меня не было опыта преподавания биологии в средней школе, но, не зная процесса, имею дело с продуктом, в том числе со студентами-первокурсниками. По-моему, теорию эволюции в школе вообще не преподают. Вообще есть словосочетание «эволюционная биология» в современных школьных курсах? Я не знаю. Мы успешно привлекаем к работе школьников, но все они продукт биологических кружков и/или «специальных» школ, и по ним нельзя судить о школьном образовании в целом.

Теория эволюции должна быть основой всего курса биологии в школе, его стержнем с самого начала обучения предмету. Надо обратить внимание на удивительное разнообразие жизни и загадку его происхождения, постепенно разгадываемую с переменным успехом на протяжении сотен лет. А уже потом, с акцентом на эволюционные процессы, изучать строение клетки растений и животных, разнообразие тычинок и пестиков, жгутиков, лап, ушей, хвостов, прочих внутренних и внешних органов, ландшафтов, природных зон, поток и обмен веществ, жизненные циклы, размножение, механизмы изменчивости и наследственности. Эволюционные идеи должны быть основой изучения всей биологии. Тем более что основные загадки, принципы и механизмы эволюции можно объяснить просто и доступно, включая роль ДНК, причем так, чтобы это не осталось просто аббревиатурой, которую должен знать каждый приличный человек. Завершить курс школьной биологии можно эволюцией теории эволюции, происхождением жизни.

Важно также в самом начале объяснить ненавязчиво, что мы тоже продукт биологической эволюции: мы устроены по подобию братьев наших меньших, а не наоборот. Тогда будет легче объяснять и основные закономерности эволюции. Может, это лоббизм, но поведение животных и человека - это недооцененный, как мне кажется, в школьных курсах предмет для изучения и понимания эволюции. И, что важно, привлекательный для любого возраста.

Также важна практика, если не «живая» в каких-нибудь лабораториях (даже - это большое дело), то хотя бы компьютерная или через кино и прекрасные лекции для детей, доступные в специальных образовательных программах. И еще игра «Эволюция» - прекрасный образовательный продукт.

Конечно, может, все именно так и устроено, но мне кажется, что нет. Один знакомый мальчик к первому сентября вдруг вспомнил, что должен был за лето сделать практическую работу по биологии. Пошел, купил двух рыбок - одну большую, другую маленькую, посадил в банки и подписал: «Эту все лето кормил» и «Эту все лето не кормил». Получил пять.

Основных проблем в преподавании теории эволюции в школе две. Первая - это учебник Вертьянова, то есть попытка переиначить биологию под религию, что вредно и для биологии, и для религии. Этот учебник принят не во всех школах, но он достаточно широко распространен. Вторая проблема - общая «болезнь» всех школьных программ - это неполнота. Но с этим ничего не сделаешь, ведь школа есть школа.

То, что написано в Библии, то есть сотворение мира за 6 дней, никак не укладывается в современную не только биологию, но и геологию, дантологию и так далее. Но поскольку с физикой спорить трудно, спорят с биологией, и в основном по вопросу, произошел человек от обезьяны или нет, эта проблема остается со времен Дарвина. Естественно, ортодоксальная православная религия этого не приемлет, хотя ортодоксальная католическая религия приняла уже давно. Дело в том, что трудно увязать с религией то, что мы знаем об эволюции, - там творение, тут развитие. Поэтому не прекращаются нападки, попытки фальсифицировать биологические факты или хотя бы интерпретировать их с религиозных позиций.

Под теорию эволюции отводится недостаточное количество часов в школе, но на сегодняшний день мало часов отводится на биологию в целом. И это очень плохо.

Мария Медникова

доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН

Я никогда не преподавала в средней школе. Но у меня есть опыт преподавания на протяжении нескольких лет первокурсникам, будущим психологам, в том числе опыт чтения лекций по эволюционной антропологии. Поэтому я могу судить о степени подготовки недавних абитуриентов преимущественно московских школ.

Во-первых, безусловно, существует колоссальный разрыв между школами. Некоторые из них очень хорошо известны, и о судьбе их выпускников не стоит беспокоиться. Но подавляющее большинство составляют другие учебные заведения. В системе ценностей нашего среднего образования биология не является главным предметом. В этом меньше всего стоит винить учителей, на которых лежат большие нагрузки, большая бумажная работа. Но результаты налицо.

Молодые люди восполняют пробелы в своих познаниях не из школьного курса, а из других источников, где на поверхности плавают довольно мутные образцы. Иногда слушать ответы студентов относительно деталей становления человечества на экзаменах было смешно, но все чаще это становилось печально. К числу самых экзотических и симпатичных версий я могу причислить происхождение человека от медведя или от инопланетян.

Часто можно слышать, что школьные и даже вузовские учебники отстают на десятилетия от современного состояния науки. Дескать, напишем хороший учебник и решим проблему. Боюсь, что это не решение, ведь в самых устарелых учебниках нет ни о медведях, ни о пришельцах, а есть о дарвинизме. Кроме того, любой учебник должен быть прочитан. А если люди ставят целью отказ от научного знания как такового, они этого просто делать не будут.

Я думаю, коренным образом улучшить преподавание биологии в школе станет возможным, когда мы изменим ситуацию за ее пределами. Когда неприличным станет для врача или телеведущего изрекать фразы типа «Неужели вы думаете, что человек действительно произошел от обезьяны?» или «Как широко известно, теория Дарвина давно опровергнута (вариант: устарела)…». Пока мы очень от этого далеки.

Что можно сделать в конкретной ситуации? Сегодня на школьного учителя, преподавателя вуза ложится особая ответственность. Говоря о , надо быть суперпрофессиональным, располагать новыми фактами, излагать не занудно и не формально. Роль личности в истории очень велика, и преподаватель теории эволюции должен быть харизматичным. По счастью, такие люди у нас в стране есть, и они присутствуют в медийном пространстве. По-настоящему мы нуждаемся в новой эпохе просвещения. Нельзя допустить, чтобы наша страна попала в неосредневековый тупик.

Александр Марков

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор РЭШ, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ

Я не имел дела с первокурсниками-биологами, но это и не выборка для оценки знаний по теории эволюции после школы - они готовятся к поступлению и специально занимаются дополнительно. Но я работаю с первокурсниками-экономистами. Чтобы не заморачиваться, я просто считаю, что их уровень знаний по эволюционной биологии равен нулю, что, в принципе, недалеко от реальности, и мы с ними всю программу проходим с начального уровня. То есть, по-моему, тем уровнем биологической грамотности, который прививается в средней школе, если не брать, конечно, специализированные классы специализированных школ, можно смело пренебречь, считать его нулевым.

Когда студентов тестируешь на первых занятиях, чтобы проверить базовый уровень, получается, как правило, очень большой разброс. От ребят с нулевым уровнем, которые вообще ничего не знают по биологии, до ребят с очень хорошим уровнем, какой бывает у старшеклассников, интересующихся биологией, читающих книжки, самостоятельно изучающих интересные им темы. Но преобладает, конечно, низкий уровень знаний. Детей, которые хорошо знают биологию, единицы.

Непросто понять логику религиозного ума современного гомо сапиенса. Вот взять к примеру человеческие расы, большие и малые - все как они есть: многоликие, многоцветные и разноязыкие. На вопрос, происходят ли папуасы, японцы, индейцы и эфиопы от Адама и Евы так же, как и представители евразийской расы, религиозно-мыслящий человек, не без колебаний конечно, но всё же отвечает "да". Следующий в этом логическом ключе вопрос «а как же так вышло, что потомки Адама и Евы столь не похожи на своих пращуров и друг на друга?», вызывает уже значительные затруднения, но при помощи дополнительных наводящих вопросов большинство верующих, способных к умозрительному = философскому размышлению, приходят к следующим умозаключениям:


  1. различные расы приобрели свои генетические особенности, обусловливающие эти видимые внешние различия (изменчивость );

  2. особенности эти они несомненно передают своим потомкам (наследственность );

  3. различия сии развились с целью адаптации к среде обитания различных популяций (естественный отбор ) при расселении человека по планете (изоляция ).

В скобках я обозначил основные понятия, на которых базируется теория эволюции живого на Земле. Таким образом, в рамках вида Homo sapiens очевидные факты заставляют людей признавать как минимум микроэволюцию человека, в результате которой образуются новые расы. Но если мы признаем, что человек способен эволюционировать в расы за столь короткий исторический срок, почему те же выводы не экстраполируются и на другие виды живых организмов, и почему разум религиозно-мыслящего не постигает, что, будучи непрерывной, эта эволюция меняла виды раньше, меняет сейчас и будет менять впредь, покуда существует жизнь, а значит - любые микроэволюции неизбежно становятся макроэволюциями, когда отдельные изолированные популяции одного вида меняются настолько, что становятся видами новыми?

Постараюсь объяснить причины непонимания и неприятия теории эволюции.

Только не называй это эволюцией! Этим ты оскорбляешь чувства того малого позади...

Начнем с того, что вышеизложенные доводы, в принципе простые, на уровне средней школы, к сожалению не доходят до большинства религиозных, да и нерелигиозных обывателей по той простой причине, что их мозг не способен оперировать логикой рационального мыслящего собрата.

КАКОЙ ИЗ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ ОБЕЗЬЯН ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМ БЛИЖАЙШИМ РОДСТВЕННИКОМ?

ОТВЕТ: Шимпанзе.

ПОЯСНЕНИЯ: Генетическая дивергенция линий человека и шимпанзе, по новейшим данным, произошла лишь около 5 млн лет назад, окончательное же расхождение обоих видов на уровне популяций (оно всегда происходит позже генетической дивергенции) имело место всего 3-4 млн лет назад. Следующими по родству идут горилла и орангутан. Общим предком человека, гориллы и шимпанзе был ископаемый накалипитек , живший 10 млн лет назад.

Эволюционное древо гоминид. По оси абсцисс внизу - млн. лет.

НАСКОЛЬКО МЫ БЛИЗКИ С ШИМПАНЗЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ?

ОТВЕТ: По современным подсчётам общий геном шимпанзе и человека составляет до 98%.

ПОЯСНЕНИЯ: При том, что геном (набор генов) у человека и шимпанзе почти не различается, у последних, как и у всех отличных от Homo представителей семейства гоминид, на одну хромосому больше, чем у людей. Дело в том, что у предков человека две хромосомы слились вместе. Это хорошо видно на рисунке: 2-я хромосома человека подобна 2-м хромосомам шимпанзе (В каждой паре слева хромосома человека разумного, справа - шимпанзе ).

Признаки соединения хромосом хорошо видны. На хромосоме человека имеются рудиментарные центромеры . Обычно хромосома имеет только одну центромеру, но на длинном плече 2-й хромосомы человека имеются остатки еще одной. (Avarello R. et al, 1992). Кроме того, на хромосоме человека видны рудиментарные теломеры . Обычно теломеры находятся только на концах хромосомы, но последовательности теломерных нуклеотидов наблюдаются ещё и в середине 2-й хромосомы человека. (Ijdo J.W. et al., 1991). Таким образом, 2-я хромосома представляет собой убедительное доказательство эволюционного происхождения людей и других человекообразных обезьян от общего предка. Подробнее .

ПОЧЕМУ ЛЮДИ РАЗУМНЫ, А ОБЕЗЬЯНЫ - НЕТ?

ОТВЕТ: Потому что это заблуждение. Вышеперечисленные виды высших приматов тоже разумны, но интеллект их ниже по сравнению с нашим видом. Отличия здесь больше количественные, нежели качественные.

ПОЯСНЕНИЯ: Гориллы, орангутаны и шимпанзе в своем интеллектуальном развитии достигают примерно уровня 3-4-ех а иногда даже 6-летнего человеческого ребенка.

Шимпанзе по основным аспектам поведения мало отличимы от людей. И, чем дольше изучают этих обезьян этологи, тем прочнее постулируется это сходство.

Шимпанзе передают традиции использования орудий труда и навыков поведения, и традиции эти различаются в разных популяциях обезьян, т. е. по сути в случае шимпанзе можно говорить о примитивных культурах. Поскольку у шимпанзе достаточно легко совершается переход особи из одной группы в другую, культурные навыки могут передаваться из стаи в стаю, но могут и утрачиваться, если ни один представитель молодого поколения им не обучился.

Свои традиции распространяются и в область общения. Например, отличаются способы приветствия. Есть даже группы шимпанзе, в которых принято рукопожатие. Шимпанзе очень сходны с человеком по способам выражения эмоций. Пристальный взгляд и оскал у обезьян, как и у человека, означают угрозу, а ласковое прикосновение и поглаживание - дружелюбие. Наконец, они, как и все прочие гоминиды, смеются, у них есть юмор.

Шимпанзе способны кооперироваться для охоты на мелких животных - мартышек или карликовых антилоп.
Наконец, они обладают важнейшим признаком разума - способностью использовать орудия труда. Все, что коренным образом отличает из здесь от человека - шимпанзе не способны использовать одни орудия для изготовления других, т.е. они либо пользуются тем, что нашли, либо используют для изготовления орудий свои пальцы и зубы.

О том, что обезьяны, причем не только человекообразные, способны использовать, а в экспериментальных условиях даже изготавливать простейшие орудия, в том числе каменные, известно очень давно. Еще в 1843 г. американские миссионеры Сэвидж и Уайман, работавшие в Западной Африке, сообщили о том, что шимпанзе были замечены за таким занятием, как раскалывание орехов с помощью камней. Об этом факте было известно Чарльзу Дарвину, который и сам наблюдал обезьян, пользовавшихся орудиями, но не в природных условиях, а в Лондонском зоопарке. В настоящее время данных об орудийной деятельности высших приматов накоплено огромное количество, и с каждым десятилетием объем их возрастает в геометрической прогрессии (подробнее читайте ). Как-нибудь я расскажу о своих личных наблюдениях за трудовым поведением шимпанзе в нацпарке Тай в Кот-д"Ивуаре, который я посетил прошлой весной.

А ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНЫ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ?

ОТВЕТ: Из-за особенностей строения гортани.

ПОЯСНЕНИЯ: При том, что другие гоминиды не способны членораздельно артикулировать, они а) понимают речь, б) способны общаться языком жестов подобно тому, как это делают глухонемые люди.

Под "понимают речь" я говорю не о понимании собак, а о самом что ни на есть разумном восприятии речи.

Горилла по имени Коко понимает на слух более 2000 английских слов и активно общается жестовым языком глухонемых (около 1500 жестовых слов). Подробней .

Для интересующихся деталями происхождения языка настойчиво рекомендую книгу Светланы Бурлак «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы».

А ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНЫ ДО СИХ ПОР НЕ СТАЛИ ЛЮДЬМИ?

ОТВЕТ: Потому что не захотели.

ПОЯСНЕНИЯ: Почему не все крысы стали бобрами и почему не все рыбы вышли на сушу? Ответ понятен - «им и так хорошо». Вот и тем обезьянам, что по-прежнему живут в лесах, хорошо в их среде обитания и к этой своей среде они прекрасно адаптированы. Им там хорошо уже миллионы лет и никакой эволюционной необходимости становиться кем-то другим они не испытывали. Но леса «не резиновые», да и случались климатические периоды естественного обезлесивания, а потому появлялись обезьяны-«отщепенцы», которые вынуждены были осваивать и африканскую саванну. Они-то и стали нами с вами.

Не лишним будет подчеркнуть, что все современные виды обезьян тоже эволюционировали как и мы, но не в сторону наращивания интеллекта и прямохождения, а туда, куда им было выгодно для выживания в лесах. Впрочем, некоторые виды (например, бабуины) стали осваивать и саванну, что даже их - мартышек - приблизило по ряду поведенческих показателей к гоминидам. Скажу более: по ряду признаков современные обезьяны больше отличаются от древних обезьян, чем человек, так что они эволюционировали ничуть не медленней нас.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРУГИХ ПРИМАТОВ В СТРОЕНИИ ТЕЛА?

ОТВЕТ: Найти морфологический критерий разграничения высокоразвитых ископаемых человекообразных прямоходящих приматов, систематически использовавших различные природ-ные предметы в качестве орудий (австралопитеки), от тех, которые изготовили первые искусственные орудия и тем самым стали первыми людьми, невозможно.

Если сравнивать с другими ныне живущими гоминидами, человек наиболее существенно отличается следующим:


  • прямохождение;

  • кисть, приспособленная к изготовлению орудий;

  • высокоразвитый головной мозг;

  • маленькие клыки, не выступающие за линию других зубов.

КАК ДАВНО ЧЕЛОВЕК ПОДЕЛИЛСЯ НА РАСЫ?

ОТВЕТ: Выход человека разумного из Африки, приведший к появлению изолированных популяций, обитающих в различных экологических условиях, а значит - к появлению всех прочих рас, кроме негроидной, по всем данным, был первоначально осуществлен немногочисленной группой людей из Восточной Африки, скорее всего - древними негроидами или предками восточноафриканской расы.

Генетики обычно датируют этот выход 80 тысячами лет назад, палеоантропологические и археологические находки указывают на достоверное появление сапиенсов за пределами Африки от 46 до 63 тысяч лет назад (Demeter et al., 2012). Таким образом, все внеафриканские расы сформировались за последние четыре-пять десятков тысяч лет. По генетической кладе первыми от общего ствола отделились бушмены, за ними пигмеи, потом мандинка, далее папуасы и, наконец, разошлись линии европеоидов и монголоидов (Nature, July 3, 2013)

Для интересующихся деталями расоведения, рекомендую свежею монографию молодого, но весьма продвинутого ученого-антрополога Станислава Дробышевского «Происхождение человеческих рас».

НАСКОЛЬКО ВЕЛИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РАСОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ?

ПОЯСНЕНИЯ: Начну с того, что замерить уровень интеллекта не так-то просто. Методики определения IQ ориентируются на оценку математических навыков (счет, запоминание чисел, абстрактно-геометрическое мышление), т.е. речь здесь идет не только о качестве ума, но и об образованности. Посему методики эти малоприменимы к народам, где большая часть населения неграмотна. Значит ли это, что интеллект этих людей ниже немецкого или японского? Нет!

Интеллект - вещь все-таки прикладная. Наиболее краткое и смыслоемкое определение интеллекта звучит так: это способность ставить адаптогенную цель и достигать её. Если жителю деревни в Лесото для адаптации к тамошним условиям выживания не требуется развитое абстрактно-математическое мышление, нет никакого смысла его у него замерять. Свой мозг он занимает другими насущными вещами, которыми не удосуживаются озаботиться математики Европы: как вырастить урожай и скотину, как построить дом и т.п. При общении с «дикарями», я дивлюсь их глубоким познаниям о жизни окружающей природы: их память переполнена сведениями о свойствах ядовитых существ, съедобных и целебных трав, о повадках добычи или болезнях скота, они много чего способны сделать своими руками. В нашем обществе вся эта информация распределяется по мозгам узких специалистов, но в условиях ведения натурального хозяйства и собирательства многое приходится держать в собственной голове.


Кроме того, интеллект определяется не только врожденными качествами мозга, но и его развитием. Компьютер, сколь бы навороченным не было его «железо», не станет работать без «софтов», т.е. без сложных программ. Точно так же и у человека врожденный интеллект может реализоваться лишь при должном обучении. Знания и навыки, увы, не передаются генетически, поэтому из поколения в поколение приходится заново учить и воспитывать каждого.

При этом необходимо учитывать, что успех обучения зависит не только от методики преподавания и качества внедряемой в мозг ребенка информации. Многое определяется и обучаемостью субъекта, которая определяется как его врожденными талантами и наклонностями, так и общесоматическим состоянием организма, которое в свою очередь тоже может быть как врожденным (уровни гормонов, влияющих на усидчивость и направленность интересов, и рецепторы к ним на клетках-мишенях), так и приобретенными (недостаток белка или йода в пище, например, может привести к недоразвитию головного мозга, а нейроинфекции или алкоголь способны загубить даже гения).

Т.о. очень и очень многое определяется у человека не только врожденными качествами, но и средой, в которой развивается его интеллект (особенно до 7-8 лет).

Что касается врожденных свойств мозга, отрицать отсутствие каких-либо различий между расами нельзя, ибо они существуют. Мы видим это и по представителям разных рас, воспитывающихся в одном многонациональном сообществе. Однако не следует эти различия преувеличивать, и тем более оценивать их как более или менее интеллектуальные. Если представители негроидной расы более склонны воспринимать джазовую музыку, это не значит что джаз примитивней народной китайской музыки или ораторий Баха. Многие врожденные интеллектуальные отличия могут быть оценены как культурологические нюансы, как эволюционная подгонка некоторых наклонностей представителей рас под требования той среды, в которой эти расы сформировались. Мышление представителей различных рас имеет свои врожденные особенности, точно так же, как отличаются они и физически, но не корректно при этом говорить, что одни расы умнее, а другие - глупее, что одни красивее, а другие - страхолюднее, что телосложение одних более совершенно, а других - природа сделал ущербными.

Часто приходится слышать контраргументы на примере США - вот, мол, давным-давно афроамериканцы и китайские мигранты сожительствуют в представителями евразийской расы, а вот показатели по школьной или университетской успеваемости в смешанных классах очень разные - традиционно рулят азиаты, а негроидная раса плетется в хвосте. Но и здесь многое преувеличивается в силу недостаточного анализа всех факторов. К примеру, сравним китайских студентов в университетах Лиги плюща и в московском РУДН - земля и небо! Очевидно, дело здесь не в расовых особенностях интеллекта, а в индивидуальном отборе учащихся, едущих в ту или иную страну. В Штаты едут богатые отличники, уже приобретшие хорошее образование на родине, к нам - оставшиеся.

Не станем сбрасывать со счетов и рабовладельческую селекцию афроамериканцев. Искусственным отбором всего за 10 000 лет из волка сделали и умнейших пуделей и бультерьеров с пекинесами - всё это по сути разные расы = породы одного вида. Какие были возможности интеллектуального развития у негров ещё в середине прошлого века?! Меж тем, есть данные, согласно которым тот же IQ в США за XX век вырос и у европеоидов, и у негроидов. У европеоидов в первой половине XX века IQ был примерно тот же что сейчас у негроидов, потом подрос. Интересно еще и то, что у негроидов темпы прироста IQ существенно выше, чем у европеоидов, ибо жизнь белых особо никак за эти годы не усложнилась, а вот негры просто вынуждены были ответить на вызов «цивилизованной среды». Учтем и то, по сей день в США наблюдается значительная расовая сегрегация по месту обитания - негроиды живут в одних кварталах, азиаты в других, белые в третьих. Так что говорить о равномерном влиянии среды на развитие интеллекта представителей различных рас в США не приходится.

Белые склонны по умолчанию считать себя то богоизбранной, то самой интеллектуальной расой, однако происходит это чаще в силу нашего недалекого ума. Белый «обыватель» не имеет никакого понятия о достижениях африканцев каменного века, древнеегипетской, шумерской и индской цивилизации, бронзового века Вьетнама, империй инков и ацтеков. Немногие имеют представление и о мраке раннего железного века Северной Европы на фоне одновременного культурологического расцвета южных цивилизаций.

Отсюда делаем вывод, что надо учиться самим и передавать знания и навыки предков нашим детям. Тогда и с интеллектуальным уровнем собственной нации всё будет в порядке, и морфологическая и культурная эволюция других рас и народов будет восприниматься адекватно.
_____________________________________

В подготовке этого поста я активно пользовался материалами, опубликованными на сайте http://antropogenez.ru . Дополнительно рекомендую и научный сайт "Доказательства эволюции ". Читайте сами и пересказывайте вашим детям!


Поражаясь красоте и многообразию окружающего мира, люди на протяжении столетий гадали: как он появился, каким образом сформировались планеты, как зародилась жизнь, почему земная жизнь основана на углероде и использует четыре типа звеньев в ДНК, и в конце концов каким образом из космической пыли возникла та самая, первая, живая клетка?

Безусловно, все эти вопросы волнуют и юные умы. Сейчас, пожалуй, нет ни одного первоклассника, который не интересовался бы темой возникновения мира и человека. Более того, даже дошколята задаются похожими вопросами. Естественно, издатели не могут оставить их интерес без внимания. И сегодня на рынке детской литературы выходит немало качественных детских книг на такие темы как: "Происхождение Земли", "Эволюция человека" и "Зарождение жизни".

Именно о них мы сегодня и поговорим.

"История жизни. Моя первая книга об эволюции"



Книга полностью соответствует своему названию, это действительно вводный курс в замечательный и столь завораживающий мир природы и эволюции. В ней с детским подходом приведена история о том, как развивалась жизнь на нашей планете. Описан период более 4 миллиардов лет, начало которого – это хаос, вулканический пепел и горячая лава, а итог – зарождение чего-то очень удивительного и всем нам столь нужного.

Поразительно легкий, логичный, трансформирующийся в самостоятельные мысли текст. Все разложено по полочкам, понятно что из чего вытекает и почему одно заменяется другим. Несмотря на то, что охвачен огромнейший кусок истории, после прочтения весь процесс неизбежно станет понятен.

Кроме содержания, хочу обратить ваше внимание на оформление книги. Это действительно детский вариант. Манера повествования, изложение, иллюстрации – все рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, книга будет интересна и более младшим читателям, которые смогут рассматривать красочные иллюстрации и впервые задумываться о том, как же возник окружающий их мир.

Возраст: 4+

Подробнее


"История жизни. От первичного бульона до наших дней"



Краткая история Вселенной. Только задумайтесь краткая-история-Вселенной! То есть история нашей планеты длинной чуть более 13.5 миллиардов лет, от момента Большого взрыва до наших дней.

Повествование в книге начинается с далекого Катархея, периода, длившегося около полумиллиарда лет и начавшегося около 4,5 миллиардов лет назад.

Именно тогда происходит формирование твердой земной поверхности, подобие того, что мы наблюдаем сегодня. Также в этот период формируется атмосфера и гидросфера.


Далее Архей – зарождение жизни; Эдиакарий – первые водоросли и животные; Кембрийский период – эра трилобитов; Ордовикский период – первые растения, медузы, губки и иглокожие; Силурийский период – выход на сушу, развитие коралловых видов; Девонский период – слой плодородной почвы, первые акулы и земноводные; Каменноугольный период – первые рептилии; Пермский период – рыбы и аммониты, ящерообразные; Триасовый период – первые динозавры, деление Пангеи и массовые вымирания земноводных; Юрский период – эпоха гигантов и первые млекопитающие; Меловой период – дальнейшее деление Гондваны, первые цветы, насекомые и птицы; Эоцен – деление Лавразии, адаптация к новому климату; Плейстоцен – резкое похолодание, ледниковый период, мамонты и саблезубые кошки; Голоцен – современный период, охватывающий период от 11700 лет назад и до наших дней.

Кроме периодики и этапов развития и формирования жизни на земле, из этой книги читатель узнает: почему древняя многоножка вырастала до метра длиной, с какой скоростью бегал тираннозавр, что общего между китом и оленем или вороной и динозавром, что такое нефть, кто такие австралопитеки, зачем растению цветы и плоды, и о других занимательных фактах, описанных в сносках "любопытная обезьянка"

Возраст: 5+

Подробнее


"От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира"



Оговорюсь сразу, что "От тираннозавра к петуху" не является книгой про "динозавриков". Это и их родителей, которые знают о доисторических животных чуть больше, чем просто их названия. Здесь рассмотрен процесс эволюции продолжительностью в несколько миллионов лет, и на примере нескольких видов животных разобран ее ход.

Будь то огромный тираннозавр (самый большой из тероподов), превратившийся каким-то волшебным образом в домашнюю птицу, меганевра с размахом крыльев 65 см и пожирающая всех и вся, но ставшая вполне безобидной (по крайней мере, для человека) стрекозой, или же дорудон (он же – современный кит), потерявший все свои зубы, но сохранивший плавники и внушительные размеры, спустя каких-то 100-150 миллионов лет!

Также хотелось бы отметить разделы из книги, посвященные сравнению "тех" и "этих", например, сравнительные рисунки археоптерикса и современного петуха (да-да, того самого, который ближайший родственник тираннозавра). Или вот еще – объясняющие почему и отчего лошадь лишилась своих пальцев, получив взамен не менее полезные копыта. Или как получилось, что страусы хоть и птицы, но не умеют летать… Мне кажется, очень познавательно, и не только для детей.

Возраст: 6+

Подробнее

"Во мгле времен. Динозавры и другие доисторические жители"



Автор книги – Сергей Юрьевич Афонькин, совместно с супругой Еленой Юрьевной издал несколько десятков книг и брошюр, в основном, о природе и человеке.

Что касается этой книги, то она включила в себя максимум необходимой информации. Здесь нет голых фактов и цифр. Зато есть последовательность и умение донести смысл до юных читателей.

Поражают воображение и иллюстрации Андреева. Здесь фантазия художника явно была ничем не ограничена. Ведь до сих пор никто точно не знает, как именно выглядели эти зубастые и крылатые ящеры.


Книга включает в себя несколько разделов. Первым встречает читателя феерическое вступление, после которого уже не можешь остановиться и, одурманенный услышанным, читаешь дальше, проглатывая информацию как... динозавр. Вместо заключения – геохронологическая шкала: от Архея до Кайнозоя. Которая, как это ни странно, не так часто встречается в подобных книгах. А ведь это – основа основ.

Возраст: 6+

Подробнее


"Происхождение жизни" и "Происхождение человека" (школьные путеводители)



Из этих книг юные читатели узнают о существующих гипотезах и предположениях, о теориях и фактах, связанных с появлением жизни на планете Земля, о далеких родственниках человека, которые много тысяч лет назад жили на ней.

Книги из серии "Узнай мир" помогут разобраться дошкольникам и младшим школьникам не только в вопросах происхождения жизни и человека, но и позволят лучше понять и представить, какими были первые формы жизни, как проживали свой недолгий век, и чем занимались...

Возраст: 6+

Подробнее и 

"Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила"



Что делают морские ракушки на вершине горы? Почему вымерли исполинские олени? Почему женщины становятся все красивее, а мужчины – нет? Почему некоторые животные хотят умереть? Как из рыбы стать четвероногим? Почему в школе мы пишем ископаемыми? Как найти амфирыбу, или рыбофибию? Наконец, при чем тут грязные носки?

Известный нидерландский популяризатор науки Ян Паул Схюттен не оставляет ни один из этих вопросов без ответа. Отвечая на них, он доступно рассказывает о сложнейших вещах. Например, о том, как появилась Вселенная, что такое Большой взрыв, как зародилась жизнь на Земле, и даже как будут выглядеть инопланетяне, когда мы их наконец обнаружим. А помогает ему остроумная и ироничная художница Флоор Ридер, чьи рисунки прекрасно дополняют эту захватывающую историю.

Возраст: 12+

Подробнее 

"Отпечатки жизни. 25 шагов эволюции и вся история планеты"



Автор множества бестселлеров, палеонтолог Дональд Протеро, превратил научное описание двадцати пяти знаменитых прекрасно сохранившихся окаменелостей в увлекательную . Двадцать пять окаменелостей, о которых идет речь в этой книге, демонстрируют жизнь во всем эволюционном великолепии, показывая, как один вид превращается в другой.

Мы увидим все многообразие вымерших растений и животных – от микроскопических до гигантских размеров. Мы прочтем о фантастических сухопутных и морских существах, которые не имеют аналогов в современной природе: первые трилобиты, гигантские акулы, огромные морские рептилии и пернатые динозавры, первые птицы, ходячие киты, гигантские безрогие носороги и австралопитек "Люси".

Возраст: 12+

Подробнее


"Достающее звено. Книга первая. Обезьяны и все-все-все" и "Достающее звено. Книга вторая. Люди"



Теория эволюции человека называется антропогенезом. Именно ей и посвящены книги биолога и популяризатора науки Станислава Дробышевского. По названиям томов – "Обезьяны и все-все-все" и "Люди" сразу становится понятно, кто в них главные герои.

Прелесть научпопа в том, что он написан для неопытных читателей. Автору этой книги очень быстро удается ввести неподготовленных в курс дела и во многом благодаря легкому и метафорическому языку постоянно поддерживать интерес к чтению. Особенно заумные места можно пропускать, тогда даже останется время, чтобы поспать.

Сергей Кумыш в статье на Posta Magazine по объему и увлекательности сравнил "Достающее звено" с "Властелином колец", отведя в книге Дробышевского не последнее место хоббитам, – весьма высокая оценка художественных достоинств книги.

Возраст: 12+
Подробнее 

"Вопрос жизни"



Автор книги – Ник Лейн – английский биохимик, научный сотрудник отделения генетики, эволюции и окружающей среды Университетского колледжа Лондона.

Миллиарды лет назад, в гадейский период, наша планета жила обычной для сравнительно недавно появившегося небесного тела жизнью. Это был относительно спокойный водный мир с редкими островами, а не огненный ад с постоянно извергающимися вулканами, как любят изображать художники.

И вдруг произошло нечто, что в корне изменило всю дальнейшую историю планеты. На ней появилась жизнь. Что это было: случайное совпадение миллиона различных факторов или неизбежный ход событий? Какой была первая клетка? Как она менялась, развивалась, усложнялась, и как, в результате, возникло все то разнообразие живых организмов, которое мы можем наблюдать вокруг себя: от человека и растения, до бактерий и вирусов? Какие тайны хранит наша ДНК? Почему появляются генетические заболевания? Одни ли мы во вселенной? Ник Лейн предлагает революционный и совершенно неожиданный взгляд на возникновение жизни.

Возраст: 14+

Подробнее



Фото обложки: