Ремонт Дизайн Мебель

Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения. Логопедическое занятие «Дифференциация К - Г

Цели:

1. Закрепить умение дифференцировать согласные к- г в устной и письменной речи.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки для мнемонического приёма, наборы карточек для индивидуальной работы, таблицы Шульте, числовые ряды,

Ход занятия

1. Организационный.момент

Кинезиологические упражнения ("колечки","лизгинка", "ухо-нос", претиксы).

2. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии?

Характеристика звуков. В чём сходство, различие?

Сопоставление артикуляции звуков с их графическим изображением (мнемонический приём: буква к- аист несущий в клюве соломинку, подъёмный кран, буква г- гусь, крючок).

3. Сообщение темы занятия.

На занятии продолжаем учиться различать согласные к-г в устной и письменной речи.

4. Закрепление пройденного материала.

1) Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушать слоговые цепочки и повторить в той же последовательности:

ка-ка-га ку-гу-ку га-ка-га ко-ко-го го-го-ко гы-кы-кы

ки-ги-ки кю-кю-гю гя-гя-кя кё-гё-кё ге-ге-ке гя-кя-кя

б) Записать слоги в две строчки разными цветами (с буквой г - синей пастой, с буквой к - простым карандашом):

гы. кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еки, угу

Проверка.

2) Дифференциация в словах.

а) Работа с сигнальными карточками: горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, красная, красивые, горячее, глубокие, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

б) Игра " Весёлая семейка" /развитие фонематических представлений, развитие фонематического анализа, мыслительной деятельности/

в) Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 каникулы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кочегар

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 георгин

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 лягушка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кенгуру

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 велогонка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 калькулятор

Проверка: сравнить с записью на доске

г) Игра"Расшифруй слово": радуга, колокольчик, салфетка, магазин, прыгалка, матрёшка.

д) Работа по индивидуальным карточкам.

Вставить пропущенные буквы к, г разными цветами:

с...аз...а, ...амень, ...рафин, за...ад...и, ...ро....одил, ...усты, по...ода, ...олуб...а

Проверка.

Физпауза

3. Дифференциация в словосочетаниях

К словам из первого столбика подобрать слова из второго по смыслу, чтобы получились словосочетания:

Записать, получившиеся словосочетания. Буквы к, г подчеркнуть разными цветами.

Проверка.

4. Дифференциация в предложениях.

Работа по индивидуальным карточкам.

Исправить слова в предложении:

Под ёлкой вырос рыжий криб. На берег выполз серый граб. Молого лакает гот. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крикнул во весь колос. Любит Любочка гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит кора, эта корка изо льда.

5. Дифференциация в связной речи.

Чтение сказки "Как варить компот":

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: "Слушайте все, я прочитал в старой книге, как сварить компот!"

"Ну и как же его сварить?"

"Принесите каждый всё самое вкусное, остальное - за мной".

Вся компания отправилась искать самое, самое вкусное. А кот тем временем развёл костёр и повесил над ним котёл с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, а кролик - клевер. Сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, арбузные корки, кукурузу, клевер и колбасу в котёл и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

"Готово! Кушайте на здоровье!"

Попробовали друзья, плюются:

"Компот называется! Сам ешь!"

"Почему же так невкусно получилось"- мрачно размышлял кот.

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая буква вам чаще встречалась К или Г? Вспомните и назовите слова со звуком К, звуком Г.

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

1) Кто жил во дворе?

2) Что сообщил друзьям кот?

3) Что принесли животные коту для компота?

4) Понравилось ли друзьям угощение кота?

Пересказ сказки.

5. Итог. Рефлексия.

Сегодня на занятии вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы сегодня сделали ещё один шаг к успеху. А сейчас аплодисментами ответьте на мои вопросы:

Вы были успешны?

Чувствовали себя комфортно?

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ЗПР

Тема: Дифференциация звуков г-к в слогах и словах
Описание: Предлагаю вам конспект занятия коррекционной работы для детей 6 – 7 лет с ЗПР. Этот конспект направлен на знания и представления об окружающем мире, на речевое развитие, предполагающее владение обширным словарём, основами грамматического строя речи.

Цели. Закреплять правильное произношение звуков г, к, умение выполнять звуковой анализ слов.

Демонстрационный материал. Мяч.

Раздаточный материал. Кассы букв.

Ход занятия

Организационный момент.
Логопед загадывает детям загадку:
Съем червя, попью водицы;
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко-
Ребятишек угощу.
(Курица)

Основная часть
Характеристика звуков к, г.
- Какой первый звук в слове курица? (Звук к.)
- Какой буквой обозначается звук к? (Буквой К.)
- Найдите букву К в кассах букв.

Какой ещё звук обозначает эта буква? (Звук кь.)
- Сравните звуки к и кь. (При произношении звука – язык «горкой». Звук к – твёрдый, звук кь – мягкий.)
- Отгадайте загадку:

Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда!
Ему ж не снять их никогда.
(Гусь)

Какой первый звук в слове гусь? (Звук г.)
- Найди букву Г в кассах букв.
- Какой ещё звук обозначает буква Г? (Звук гь.)
- Сравните звуки г и гь.
- Чем похожи звуки г и к? (При их произнесении губы не меняют своего положения.)
- Чем они отличаются? (При произнесении звука г горлышко «дрожит», при произнесении звука к горлышко «не дрожит».)

Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Логопед произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: га – га – ка – га; ки – ке – ге – кё; гю – ги – ги – к – гё; ку – гу – гу – ку – гу.

Игра «Измени слово»
Логопед произносит слова со звуком к и по очереди бросает детям мяч. Они заменяют звук к на звук г и перебрасывают мяч обратно.
Слова: колос (голос), калина (Галина), кости (гости), кора (гора) и т.д.
Затем логопед произносит слова со звуком г, а дети заменяют его на к.
Слова: игра (икра), угол (укол), гол (кол) и т.д.

Физкультминутка
Игра «Кто как передвигается?»
Логопед детям показать, как передвигаются птицы (куры, петухи, индюки ходят по земле; утки, гуси ходят по земле и плавают в воде).

Игра «Сосульки»
На доске нарисованы длинные и короткие сосульки. В длинных сосульках написаны большие буквы, в коротких – маленькие буквы. Логопед предлагает детям сначала составить слово из букв, находящихся в длинных сосульках, затем – в коротких. (Курица, гусыня.)

Игра «Переставь слоги так, чтобы получилось слово»

Логопед произносит слова, переставив в них слоги. Дети должны догадаться, какое это слово, и назвать его.
Слова: ка –дюш – ин(индюшка), ту – шок – пе(петушок),лё – цып – нок (цыплёнок).

Работа на доске
Чтение слова по цифрам (курица).
Звуковой анализ слова голова.

Итог занятия
Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…»

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к].

Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

Ребенок. Гуси, куры.

Педагог. Как их можно назвать одним словом?

Ребенок. Птицы.

Педагог. Какие это птицы?

Ребенок. Домашние.

Педагог. Почему?

Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

Педагог. Как кричали гуси?

Ребенок. Га-га-га.

Педагог. Как кричали куры?

Ребенок. Ко-ко-ко.

Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

Ребенок. Со звука [г].

Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

Ребенок. Со звука [к].

Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] - звонкий, [к] - глухой.

Напоминаем!

Звук [г] - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку - чувствуется вибрация.

Проверь себя! Сравни звуки,

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание - это звонкий звук, если дро­жания нет - глухой.
  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове».

Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

Слоги:

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

Задание 4. Игра «Вставь правильное слово».

Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

Задание 5. Повторение словосочетаний с четким прогова риванием звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]:

га - га - га - вышли гуси на луга;

ка - ка - ка - наша елка высока;

го - го - го - не увижу никого;

ко - ко - ко - по теченью плыть легко;

гу - гу - гу - много пчелок на лугу;

ку - ку - ку - Катя сыпала муку.

Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Гоша катается на катке.

Коля любит есть галеты.

У Кати в косе голубой бантик.

Пол выложен голубой плиткой.

Крупная гусеница сидит на кусте.

Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

Мама купила попугая.

Катя пасла гусей.

У Кати на полке нитки, иголки.

Голубь клюет клюкву.

Задание 8. Повторение скороговорок с четким проговариванием всех звуков.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Покатил Костя к Гоше в гости.

Клава клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Шлепают гуськом

Гусак с гусаком.

Голубь, гусь и галка -

Вот и вся считалка.

У елки иголки колки.

На дворе - галка,

На берегу - галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов с четким проговариванием звуков [г] и [к].

Мне купили в магазине

Голубой костюм и синий,

Юбку в складку и в горошек,

И красивые сапожки.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно -
Стало заиньке темно.

К. Чуковский

Гусь гогочет и гогочет.

Не пойму, чего он хочет?

Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

Задание 10. Пересказ.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды - в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Задание 11. Пальчиковая игра .

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

распускающийся цветок.

Окружает все забор. Пальцами показать забор.

За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

как ворота отрываются.

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху.

Ольга Шестерикова
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме

Задачи:

Учить дифференцировать звуки [к], [кь] - [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К - Г при чтении и на письме;

Совершенствовать звуковой анализ и синтез, тренировать умение определять позицию заданных звуков в словах;

Закрепить правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова,

Совершенствовать умение соотносить звук и букву;

Продолжить учить правильному употреблению в речи неизменяемых слов;

Продолжать обучать звуко-буквенному анализу слова;

Совершенствовать связную речь детей;

Развивать артикуляционную моторику, просодические элементы речи;

Совершенствовать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, логику;

Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, координацию речи с движением;

Воспитывать у детей стремление к сотрудничеству, инициативность, интерес к обучению грамоте.

Игра «Рукопожатие»

Логопед: В стране согласных звуков

Большой переполох

Король с утра печален

Вздыхает: «Ох, да, ох».

Король нас приглашает

Свой замок посетить

Помочь ему порядок

В стране восстановить.

Дети проходят по дорожкам и садятся на места.

(Сообщение темы занятия).

Логопед : Вот ворота открываются, приключения начинаются.

(Логопед выставляет на магнитную доску двух клоунов).

Живут в стране два брата

Глухой и звонкий звук

Бывает очень сложно

Их отличить на слух.

Те братья друг на друга

Бывают так похожи,

Что где глухой? Где звонкий?

Король понять не может.

Логопед: Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на мячах у клоуна слева? (кран, кот, кисти, кит) С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков к, кь).

Что нарисовано на мячах у клоуна справа? (гитара, гусь, груша, гиря). С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков г, гь).

Логопед: Какие звуки не может различить король? ([к], [кь] - [г], [гь]).

Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь],

Логопед: Произнесите звук [г]. Сначала громко, а потом шёпотом.

Логопед: В какой звук превратился звук [г]?

Давайте, объясним королю, как это получилось?

(Аналогично со звуком [гь]).

Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]?

Дети: Звуки к, кь – глухие, они произносятся без голоса, а звуки [г], [гь] - звонкие.

Логопед: Как проверить, что звуки [г], [гь] – звонкие?

Дети: Надо положить ладонь на горло и произнести звук.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Логопед: Мы с вами оказались во дворцовом саду. Здесь много хвойных деревьев и кустарников. А как называется плод хвойного дерева? (Шишка). Возьмите шишку, давайте помассируем наши руки.

Дети катают шишку между ладонями, проговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

Логопед : Послушайте фразу и скажите, в каком слове спрятались и глухой и звонкий звук. У ёлки иголки колки.

Дети: Звуки [к] и [г] спрятались в слове иголки.

Д/И «Определи место звука в слове» [к], [кь] - [г], [гь].

У короля в саду есть волшебное дерево. На нем любят отдыхать разные птицы. Но братья клоуны так шалили, что птицы вспорхнули с насиженных веток и теперь не знают, на какую им сесть.

Логопед: Рассмотрите схемы слов.

(В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гъ].

Логопед: По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, попугай).

Дети: Голубь сядет на левую верхнюю ветку, потому что в начале слова стоит звонкий звук г.

Д/И «Доскажи словечко»

Братья-озорники запутали короля. Помогите ему разобраться, о чем идет речь.

К нам пришли сегодня (гости). – У собаки в миске (кости).

Вот высокая (гора). – У березы есть (кора).

Проплывает в море (кит). – А туристов водит (гид).

Логопед: Ребята скажите, кто такой гид?

(Гид – это человек, который сопровождает туристов и рассказывает им о достопримечательностях.)

Логопед: Сейчас я буду вашим гидом, мы осмотрим королевский замок.

Пальчиковая гимнастика

По ступенькам мы шагаем средний и указательный палец правой руки

Все вокруг запоминаем: «шагают» по согнутым пальцам левой

В королевском замке пальцы обоих рук соединены между собой

Стрельчатые арки. подушечками, ладони не соприкасаются

И колонны стройные, руки сжимаются в кулаки

Фронтоны треугольные. Пальцы сложены треугольником

Всех деревьев выше - левая кисть сжата в кулак

Шпиль на острой крыше. Правая ладонь приставлена к кулаку.

Физминутка в кругу

Беленькое облако дети держатся за руки, образуя неширокий круг

Поднялось над крышей поднять руки над головой

Устремилось облако Подтянуться руками вверх; плавные

Выше, выше, выше покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако Руками описать через стороны вниз

Зацепил за кручу. большой круг и опустить их;

Превратилось облако взяться за руки и сделать широкий круг.

В грозовую тучу.

Логопед: Ребята, давайте подуем так, чтобы развеять грозовую тучу.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Воздух носом набираем,

Плечи мы не поднимаем.

Щеки не надуваются,

Воздух выдыхается.

Подвижная игра «Живые слоги»

У детей на груди разноцветные таблички разных геометрических форм. На табличках написаны слоги. Дети маршируют по группе врассыпную под музыку. Как только стихает музыка, дети должны объединиться в группы по цвету и форме табличек. Затем дети должны встать в таком порядке, чтобы получились слова (кактус, галка, шашки, шахматы, катушка, сапоги, камыши, пушка, шпага, кошка, собака, мышка)

Вновь хорошая погода

На прогулку вышли слоги.

Стихнет музыка едва

Собираются в слова.

Надо правильно вам встать.

Усвоение правила написания согласной на конце слова.

Логопед: Ребята, король в замешательстве. Клоуны-озорники спрятали буквы г – к из названий картинок. Давайте напомним королю, как можно проверить, какую букву надо писать. (Дети читают стихотворение, логопед выставляет картинки на магнитную доску).

В конце слова звонкий звук

Братом притворяется.

Он звучит почти беззвучно,

То есть, оглушается.

Чтобы правильно писать

Надо букву проверять.

Ты, дружочек, не зевай,

Слово смело изменяй:

Мак на маки, луг – луга.

Будешь грамотным всегда.

Упражнение «Впиши букву»

Давайте поможем королю выбрать правильные буквы.

Пирог - пироги, паук - пауки, сапог - сапоги, волк - волки.

Что нарисовано на картинке? (стог, стог сена).

Какую букву надо дописать в конце слова? (Букву г)

Как проверить? (Надо изменить слово. Один стог, два стога) и т. д.

Логопед: А теперь зажмурим глазки.

И вернемся в сад из сказки.

Вспомните, где мы с вами побывали, что мы делали? (Мы побывали в городе согласных звуков. Мы помогали королю различать звуки к и г, кь и гь.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с