Ремонт Дизайн Мебель

Спор с японией. Почему Япония претендует на Курильские острова

Споры о четырех Южно-Курильских островах, принадлежащих в настоящее время Российской Федерации, ведутся уже довольно давно. Эта земля в результате подписанных в разное время соглашений и войн переходила из рук в руки несколько раз. В настоящее время эти острова являются причиной нерешённого территориального спора между Россией и Японией.

Открытие островов


Вопрос об открытии Курильских островов является спорным. По утверждению японской стороны, японцы первыми ступили на землю островов в 1644 году. Карта того времени с нанесенными на нее обозначениями - «Кунасири», «Эторофу» и др. бережно сохранена в Национальном музее японской истории. А русские первопроходцы, считают японцы, впервые пришли на Курильскую гряду только во времена царя Петра I, в 1711 году, и на русской карте 1721 года эти острова названы «Острова японские».

Но в реальности дело обстоит иначе: во-первых, первую информацию о Курилах (с языка айнов - «куру» означает «человек, пришедший ниоткуда») японцы получили от местных жителей айнов (древнейшее неяпонские население Курил и Японских островов) в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году. Причём до самих Курильских земель японцы из-за в постоянных конфликтов с местным населением не добрались.

Надо отметить, что айны были враждебны японцам, а к русским первоначально относились хорошо, считая их своими «братьями», из-за сходства во внешнем облике и методов общения русских с малыми народами.

Во-вторых, Курильские острова открыла голландская экспедиция Маартена Герритсена де Фриса (Фриза) в 1643 году, голландцы искали т. н. «Золотые земли». Голландцам земли не приглянулись, и они продали подробное их описание, карту японцам. Именно на основе голландских данных японцы и составили свои карты.

В-третьих, японцы в то время не владели не только Курилами, но и даже Хоккайдо, только на его южной части был их опорный пункт. Японцы начали завоевание острова в начале 17 столетия, и борьба с айнами шла два столетия. То есть, если бы русские были заинтересованы в экспансии, то Хоккайдо мог стать русским островом. Это облегчалось хорошим отношением айнов к русским и их враждой к японцам. Об этом факте есть и записи. Японское государство того времени официально не считало себя сувереном не только Сахалина и Курильских земель, но и Хоккайдо (Мацумаэ) - это подтвердил в своем циркуляре глава правительства Японии Мацудайра в ходе русско-японских переговорах о границе и торговле в 1772 году.

В-четвертых, русские исследователи побывали на островах раньше японцев. В Российском государстве первое упоминание о Курильских землях относится к 1646 году, когда Нехорошко Иванович Колобов дал отчёт царю Алексею Михайловичу о походах Ивана Юрьевича Москвитина и рассказал о населяющих Курилы бородатых айнах. Кроме того, о первых русских поселениях на Курилах того времени сообщают голландские, скандинавские и германские средневековые хроники и карты. Первые сообщения о Курильских землях и об их жителях дошли до русских ещё в середине XVII века.

В 1697 году в ходе экспедиции Владимира Атласова на Камчатку появились новые сведения об островах, русские исследовали острова до Симушира (остров средней группы Большой гряды Курильских островов).

XVIII век

Пётр I знал о Курильских островах, в 1719 году царь отправил на Камчатку секретную экспедицию под руководством Ивана Михайловича Евреинова и Фёдора Фёдоровича Лужина. Морской геодезист Евреинов и геодезист- картограф Лужин должны были определить, есть ли между Азией и Америкой пролив. Экспедиция дошла на юге до острова Симушир и привела местных жителей и правителей к присяге Российскому государству.

В 1738-1739 годах мореплаватель Мартын Петрович Шпанберг (по происхождению датчанин) прошёл вдоль всей Курильской гряды, нанёс все встреченные острова на карту, в том числе всю Малую Курильскую гряду (это 6 больших и ряд мелких островов, которые отделены от Большой Курильской гряды Южно-Курильским проливом). Он исследовал земли вплоть до Хоккайдо (Мацумая), приводя местных айнских правителей к присяге Российскому государству.

В дальнейшем русские избегали плаваний к южным островам, осваивали северные территории. К сожалению, в это время отмечены злоупотребления в отношении айнов не только со стороны японцев, но и со стороны русских.

В 1771 году Малая Курильская гряда была выведена из состава России и перешла под протекторат Японии. Российскими властями, чтобы исправить положение, были посланы дворянин Антипин с переводчиком Шабалиным. Они смогли склонить айнов к восстановлению российского подданства. В 1778-1779 годы русские посланники привели в подданство более 1,5 тыс. человек с Итурупа, Кунашира и даже Хоккайдо. В 1779 году Екатерина II освободила принявших российское подданство от всех податей.

В 1787 году в «Пространном землеописании Российского государства…» был приведён список Курильских островов вплоть до Хоккайдо-Мацумая, статус которого ещё не был определён. Хотя земли южнее острова Уруп русские не контролировали, там действовали японцы.

В 1799 году по указу сэйи-тайсёгуна Токугава Иэнари, он возглавлял Сёгунат Токугава, на Кунашире и Итурупе были построены два форпоста, там разместили постоянные гарнизоны. Таким образом, японцы военным методом закрепили статус этих территорий в составе Японии.


Космический снимок Малой Курильской гряды

Договора

В 1845 году Японская империя в одностороннем порядке сообщила о своей власти над всем Сахалином и Курильской грядой. Это естественно вызвало бурную негативную реакцию со стороны российского императора Николая I. Но, принять меры Российская империя не успела, помешали события Крымской войны. Поэтому, было принято решение пойти на уступки и не доводить дело до войны.

7 февраля 1855 года было заключено первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией - Симодский договор. Его подписали вице-адмирал Е. В. Путятин и Тосиакира Кавадзи. Согласно 9-й статье трактата устанавливался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Японии отошли острова от Итурупа и южнее, Сахалин объявили совместным, нераздельным владением. Русские в Японии получили консульскую юрисдикцию, русские корабли получили право заходить в порты Симода, Хакодатэ, Нагасаки. Российская империя получала режим наибольшего благоприятствования в торговле с Японией и получила право открыть консульства в открытых для русских портах. То есть, в целом, особенно учитывая тяжёлое международное положение России, договор можно оценить положительно. С 1981 года японцы именно день подписания Симодского договора отмечают как «День северных территорий».

Надо отметить, что фактически японцы получили право на «Северные территории» только за «постоянный мир и искреннюю дружбу между Японией и Россией», режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях. Их дальнейшие действия де-факто аннулировали это соглашение.

Первоначально положение Симодского договора о совместном владении островом Сахалин было более выгодно для Российской империи, которая вела активную колонизацию этой территории. Японская империя не имела хорошего флота, поэтому в то время не имела такой возможности. Но позже японцы начали усиленно заселять территорию Сахалина, и вопрос о его принадлежности стал приобретать все более спорный и острый характер. Противоречия России и Японии были решены подписанием Санкт-Петербургского договора.

Санкт-Петербургский договор. Его подписали в столице Российской империи 25 апреля (7 мая) 1875 года. По этому соглашению Японская империя передавала Сахалин России в полную собственность, а в обмен получала все острова Курильской гряды.


Санкт-Петербургский договор 1875 года (Архив МИД Японии).

В результате русско-японской войны 1904-1905 годов и Портсмутскому мирному договору 23 августа (5 сентября) 1905 года Российская империя, согласно 9-й статье соглашения, уступила Японии юг Сахалина, южнее 50 градуса северной широты. В 12 статье было соглашение о заключении конвенции по рыбной ловле японцами вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей.

После гибели Российской империи и начала иностранной интервенции японцы оккупировали Северный Сахалин, участвовали в оккупации Дальнего Востока. Когда партия большевиков одержала победу в Гражданской войне, Япония долго не хотела признавать СССР. Только после того как советские власти в 1924 году аннулировали статус японского консульства во Владивостоке и в этом же году СССР признали Великобритания, Франция и Китай, японские власти решили нормализовать отношения с Москвой.

Пекинский договор. 3 февраля 1924 года в Пекине начались официальные переговоры СССР и Японии. Только 20 января 1925 года была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений между странами. Японцы обязались к 15 мая 1925 года вывести свои силы с территории Северного Сахалина. В декларации правительства СССР, которая была приложена к конвенции, подчеркивалось, что советское правительство не разделяет с бывшим правительством Российской империи политическую ответственность за подписание Портсмутского мирного договора 1905 года. Кроме того, в конвенции было закреплено соглашение сторон, что все заключённые между Россией и Японией до 7 ноября 1917 года соглашения, договоры и конвенции, кроме Портсмутского мирного договора, должны быть пересмотрены.

В целом, СССР пошёл на большие уступки: в частности, японским подданным, компаниям и ассоциациям были предоставлены права на эксплуатацию сырьевых естественных богатств на всей территории Советского Союза. 22 июля 1925 года был подписан контракт о предоставлении Японской империи угольной концессии, а 14 декабря 1925 года - нефтяной концессии на Северном Сахалине. Москва пошла на это соглашение, чтобы стабилизировать таким образом ситуацию на российском Дальнем Востоке, т. к. японцы поддерживали белогвардейцев за пределами СССР. Но в итоге японцы стали систематически нарушать конвенцию, создавать конфликтные ситуации.

В ходе советско-японских переговоров, которые прошли весной 1941 года по поводу заключения договора о нейтралитете, советской стороной был поставлен вопрос о ликвидации концессий Японии на Северном Сахалине. Японцы дали на это своё письменное согласие, но оттягивали выполнение соглашения в течение 3 лет. Только когда СССР стал одерживать верх над Третьим рейхом, японское правительство пошло на выполнение данного раньше соглашения. Так, 30 марта 1944 года в Москве подписали Протокол об уничтожении японской нефтяной и угольной концессий на Северном Сахалине и передаче Советскому Союзу всего концессионного имущества японцев.

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции три великие державы - Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания - достигли устной договорённости о вступлении СССР в войну с Японской империей на условиях возвращения ему после окончания Второй мировой войны Южного Сахалина и Курильской гряды.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорилось, что японский суверенитет будет ограничен только островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и другими более мелкими островами, которые укажут страны победители. Курильские острова не упоминались.

После разгрома Японии, 29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав американским генералом Дугласом Макартуром из японской территории были исключены острова Тисима (Курильские острова), группа островов Хабомадзе (Хабомаи) и остров Сикотан (Шикотан).

Согласно Сан-Францисскому мирному договору от 8 сентября 1951 года, японская сторона отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но японцы утверждают, что Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (острова Малой Курильской гряды) в состав островов Тисима (Курильских островов) не входили и от них они не отказывалась.


Переговоры в Портсмуте (1905) - слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) - Плансон, Набоков, Витте, Розен, Коростовец.

Дальнейшие соглашения

Совместная декларация. 19 октября 1956 года Советский Союз и Япония приняли Совместную декларацию. Документ прекращал состояние войны между странами и восстанавливал дипломатические отношения, а также говорил о согласии Москвы на передачу японской стороне островов Хабомаи и Шикотан. Но их должны были передать только после подписания мирного договора. Однако позже Япония была вынуждена отказаться от подписания мирного договора с СССР. Соединенные Штаты пригрозили японцам не отдать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, если они откажутся от претензий на другие острова Малой Курильской гряды.

После того как в январе 1960 года Токио подписал с Вашингтоном Договор о взаимодействии и безопасности, продлив военное присутствие американцев на Японских островах, Москва заявила, что отказывается рассматривать вопрос о передаче островов японской стороне. Заявление было обосновано вопросом безопасности СССР и Китая.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях. В ней говорилось, что РФ – это правопреемник СССР и признаёт соглашение 1956 года. Москва выразила готовность начать переговоры по поводу территориальных претензий Японии. В Токио это оценили как признак грядущей победы.

В 2004 году глава Министерства иностранных дел РФ России Сергей Лавров сделал заявление о том, что Москва признаёт Декларацию 1956 года и готова вести переговоры о заключении мирного договора на её основе. В 2004-2005 годах эту позицию подтвердил президент России Владимир Путин.

Но японцы настаивали на передаче 4 островов, поэтому вопрос не был решён. Причём постепенно японцы усиливали своё давление, так, в 2009 году глава правительства Японии на заседании правительства назвал Малую Курильскую гряду «незаконно оккупированными территориями». В 2010-начале 2011 года японцы настолько «раздухарились», что некоторые военные эксперты стали говорить о возможности новой русско-японской войны. Только весенняя природная катастрофа - последствия цунами и страшного землетрясения, авария на АЭС Фукусима - охладили пыл Японии.

В итоге громкие заявления японцев привели к тому, что Москва объявила, что острова являются территорией Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, это закреплено в Уставе ООН. И российский суверенитет над Курилами, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит. Также были объявлены планы развития экономики островов и усиления там военного присутствия России.

Стратегическая важность островов

Экономический фактор. Острова экономически малоразвиты, но на них есть залежи ценных и редкоземельных металлов – золота, серебра, рения, титана. Воды богаты биоресурсами, моря, которые омывают берега Сахалина и Курильских островов, являются одними из наиболее продуктивных областей Мирового океана. Большое значение имеют и шельфы, где найдены месторождения углеводородов.

Политический фактор. Уступка островов резко понизит статус России в мире, возникнет юридическая возможность пересмотреть и другие итоги Второй мировой войны. К примеру, могут потребовать отдать Калининградскую область Германии или часть Карелии Финляндии.

Военный фактор. Передача островов Южно-Курильской гряды обеспечит Военно-морским силам Японии и США свободный выход в Охотское море. Позволит нашим потенциальным противникам осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами, что резко ухудшит возможности развертывания сил Тихоокеанского флота РФ, включая АПЛ с межконтинентальными баллистическими ракетами. Это будут сильным ударом по военной безопасности РФ.


Введение

Заключение

Введение


Политические конфликты всегда имели важную и, несомненно, неоднозначную роль в мировом дипломатическом сообществе. Особенно привлекающими внимание кажутся споры по принадлежности территорий, тем более, настолько долговременные, как дипломатический конфликт между Российской Федерацией и Японией по вопросу принадлежности Южных Курильских островов. Именно это и определяет актуальность данной работы.

Курсовая работа написана простым и понятным широкой публике языком. Она имеет не только теоретическую, но и практическую ценность: материал можно использовать в качестве опорного конспекта при подготовке к экзамену по истории или основам теории международных отношений по теме проблематики русско-японских отношений.

Итак, нами была поставлена цель :

Проанализировать существующую проблему принадлежности Курильских островов и предложить возможные пути решения данной проблемы.

Цель определила и конкретные задачи работы:

ñСобрать теоретический материал по данной теме, проанализировав и систематизировав информацию;

ñСформировать позиции каждой стороны в дипломатическом конфликте;

ñСделать выводы.

Работа построена на изучении монографий по конфликтологии и дипломатии, исторических источников, новостных и репортажных обзорах и заметок.

С целью облегчения восприятия поступающей информацию мы поделили всю работу на три этапа.

дипломатический конфликт курильский остров

Первый этап состоял в определении ключевых теоретических понятий (таких как конфликт, государственная граница, право на владение территорией). Он составил понятийный фундамент данной работы.

На втором этапе мы рассматривали историю русско-японских отношений в вопросе Курильских островов; сам русско-японский конфликт, его причины, предпосылки, развитие. Отдельное внимание мы посвятили настоящему времени: провели анализ состояния и развития конфликта на сегодняшний этап.

На заключительном этапе были сделаны выводы.

Глава I. Сущность и понятия дипломатического конфликта в системе международных отношений


1.1 Определение конфликта и дипломатического конфликта


Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические, территориальные и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн. И хотя такое определение истории страдает известной абсолютизацией, нет сомнения в том, что роль и место конфликтов в человеческой истории более чем существенны. Окончание "холодной войны" в 1989 г. в очередной раз породило радужные прогнозы о наступлении эры бесконфликтного существования на планете. Казалось, что с исчезновением противостояния двух сверхдержав - СССР и США, - канут в Лету региональные конфликты и угроза третьей мировой войны. Однако надеждам на более спокойный и благоустроенный мир в очередной раз не суждено было сбыться.

Итак, из всего вышесказанного следует, что конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии. Следовательно, в международном конфликте участвуют государства, имеющие противоположные точки зрения на предмет спора.

Когда страны пытаются решить конфликт дипломатически - то есть без применения военных действий - их действия направлены на то, чтобы, прежде всего, найти компромисс за столом переговоров, что бывает весьма сложно. Этому есть объяснение: часто руководители государств просто не хотят идти на уступки друг другу - их устраивает некое подобие вооруженного нейтралитета; также, нельзя ни учитывать причины конфликта, его историю и, собственно, предмет спора. Национальные особенности и потребности играют немаловажную роль в развитии конфликта - в совокупности это может существенно затормозить поиск компромисса между странами-участницами.


1.2 Государственная граница и право её оспаривания другой страной


Дадим определение государственной границы:

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Из определения косвенно следует следующее утверждение - государство охраняет свой суверенитет, и, следовательно, свои воздушные и земельные ресурсы. Исторически, одной из самых побудительных причин к военным действиям является именно раздел территорий и ресурсов.


1.3 Право на владение территорий


Вопрос о юридической природе государственной территории предполагает ответ о том, что есть государственная территория с правовой точки зрения, точнее, что есть государственная территория с международно-правовой точки зрения.

Государственная территория - это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое верховенство. Другими словами, государственный суверенитет лежит в основе юридической природы государственной территории. Согласно международному праву территория связана с ее населением. Государственная территория и ее население - необходимые атрибуты государства.

Территориальное верховенство означает полную и исключительную власть государства на своей территории. Это означает, что на территории конкретного государства не может действовать публичная власть другой державы.

Тенденции развития современного международного права свидетельствуют о том, что государство свободно в праве пользования своим территориальным верховенством в той мере, в какой не затрагиваются права и законные интересы других государств.

Понятие юрисдикции государства более узкое по объему, чем понятие территориального верховенства. Под юрисдикцией государства понимается право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать любые дела в пределах своих границ в отличие от территориального верховенства, означающего всю полноту государственной власти на определенной территории.

Глава II. Русско-японский конфликт в отношении Курильских островов


2.1 История конфликта: причины и этапы развития


Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова - цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), отделяют Охотское море от Тихого океана. Состоят из двух параллельных гряд островов - Большой Курильской и Малой Курильской4. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов.



В 1745 г. большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.

В 70-х гг. XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 г. Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо в основном завершилась.

Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 г. построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 г. на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных - Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

февраля 1855 г. был подписан первый русско-японский договор - Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 г. Россия подписала русско-японский договор, согласно которому она уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 г. Курильские острова находились под управлением Японии.

февраля 1945 г. между руководителями Советского Союза, США и Великобритании - Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом, Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 г., по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

сентября 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 г. предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

октября 1956 г. в Москве подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 г. японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 г. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 г., подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 г. в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов5.


2.2 Развитие конфликта в настоящее время: позиции сторон и поиск решения


В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов. Одним из результатов такой работы стало начало реализации в сентябре 1999 г. договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей. Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 г.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 г., по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.) и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

Несмотря на все принимаемые меры, недавнее посещение Д.А. Медведева 1 ноября 2010 года спорной территории вызвало бурю недовольства в японских СМИ; Так, правительство Японии обратилось к российскому президенту с просьбой отказаться от мероприятия во избежание обострения отношений между странами.

МИД РФ ответил на просьбу отказом. В частности, в сообщении дипломатического ведомства отмечалось, что "президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны", а советы на этот счет "извне" являются неуместными и неприемлемыми7.

В то же время сдерживающее воздействие нерешенности территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

Заключение


Проблема остается проблемой. Россия и Япония со времен Второй мировой войны живут без всякого мирного договора - это неприемлемо с дипломатической точки зрения. Тем более, что нормальные торгово-экономические отношения и политическое взаимодействие возможны при условии полного решения вопроса Курильских островов. Окончательную точку, возможно, поможет поставить голосование среди населения спорных Курильских островов, ведь в первую очередь, нужно прислушаться к мнению народа.

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран - это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом - залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время.

Список использованных источников


1.Азрилиян А. Юридический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2009 г. - 1152 с.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - СПб.: Питер, 2008 г. - 496 с.

.Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 2008 г. - 688 с.

.Зуев М.Н. История России. - М.: Юрайт, 2011 г. - 656 с.

.Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч.2. - М.: Репринтное издание, 1925 г. - 415 с.

.Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. - М.: ГУВШЭ, 2006 г. - 792 с.

7.http://www.bbc. co. Uk


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption До Путина и Абэ вопрос подписания мирного договора между Россией и Японией обсуждали все их предшественники - безрезультатно

Российский президент в ходе двухдневного визита в Нагато и Токио договорится с японским премьером Синдзо Абэ об инвестициях. Главный же вопрос - о принадлежности Курильских островов, - как обычно, отложат на неопределенных срок, считают эксперты.

Абэ стал вторым лидером стран "Большой семерки", который принял у себя Путина после российской аннексии Крыма в 2014 году.

Визит должен был состояться еще два года назад, но был отменен из-за санкций в отношении России, поддержанных Японией.

В чем суть спора между Японией и Россией?

Абэ добивается прогресса в многолетнем территориальном споре, в котором Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также архипелаг Хабомаи (в России такого названия не существует, архипелаг вместе с Шикотаном объединены под названием Малая Курильская гряда).

Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Александр Габуев, эксперт Московского Центра Карнеги

По окончании Второй мировой войны, в которой Япония воевала на стороне нацистской Германии, СССР изгнала с островов 17 тысяч японцев; между Москвой и Токио так и не был подписан мирный договор.

Сан-Францисский мирный договор 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией установил суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако Токио и Москва так и не договорились, что понимать под Курилами.

Токио считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными "северными территориями". Москва считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит.

В 2016 году Синдзо Абэ дважды прилетал в Россию (в Сочи и Владивосток), они с Путиным также встречались на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме.

В начале декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у Москвы и Токио есть совпадения в позициях по мирному договору. В интервью японским журналистам Владимир Путин назвал отсутствие мирного договора с Японией анахронизмом, который "должен быть устранен".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Японии до сих пор живут переселенцы с "северных территорий", а также их потомки, которые не против вернуться на историческую родину

Он также заявил, что министерствам иностранных дел двух стран нужно решить между собой "чисто технические вопросы", чтобы японцы получили возможность посещать южные Курилы без виз.

Однако Москву смущает, что в случае возвращения южных Курил там могут появиться военные базы США. Такую возможность не исключил глава Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти в беседе с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, писала в среду японская газета "Асахи".

Ждать ли возвращения Курил?

Короткий ответ - нет. "Никаких прорывных договоренностей, да и обычных тоже, по вопросу принадлежности южных Курил ждать не следует", - считает бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе.

"Ожидания японской стороны, как обычно, расходятся с намерениями России, - сказал Кунадзе в интервью Би-би-си. - Президент Путин в последние дни перед отъездом в Японию неоднократно говорил, что для России проблемы принадлежности Курил не существует, что Курилы - это, в сущности, военный трофей по итогам Второй мировой войны, и даже о том, что права России на Курилы закреплены международными договорами".

Последнее, по мнению Кунадзе, - вопрос спорный и зависит от интерпретации этих договоров.

"Путин имеет в виду договоренности, достигнутые в Ялте в феврале 1945 года. Договоренности эти носили политический характер и предполагали соответствующее договорно-правовое оформление. Оно произошло в Сан-Франциско в 1951 году. Советский Союз мирный договор с Японией тогда не подписал. Стало быть, никакого другого закрепления прав России на территории, от которых отказалась Япония по Сан-Францисскому договору, нет", - резюмирует дипломат.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Россияне, как и японцы, не ждут от своих властей уступок по Курилам

"Стороны стараются максимально сдуть шарик взаимных ожиданий публики и показать, что прорыва не произойдет", - комментирует эксперт Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

"Красная линия России: Япония признает итоги Второй мировой войны, отказывается от притязаний на южные Курилы. Мы в качестве жеста доброй воли передаем Японии два маленьких острова, а на Кунашире и Итурупе можем сделать безвизовый въезд, свободную зону совместного экономического развития - все, что угодно, - полагает он. - Россия не может отдать два больших острова, поскольку это будет проигрыш, эти острова имеют хозяйственное значение, туда вложено много денег, там большое население, проливы между этими островами используются российскими подлодками, когда они выходят патрулировать Тихий океан".

Япония, по наблюдениям Габуева, в последние годы смягчила свою позицию по спорным территориям.

"Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Япония ищет варианты, при которых она забирает маленькие и сохраняет претензию на большие. Для России это неприемлемо, мы хотим решить вопрос раз и навсегда. Эти две красные линии пока не настолько близки, чтобы можно было ожидать прорыва", - считает эксперт.

Что еще будет обсуждаться?

Курилы - не единственная тема, которую обсуждают Путин и Абэ. Россия нуждается в иностранных инвестициях в Дальний Восток.

По данным японского издания "Иомиури", из-за санкций сократился товарооборот между двумя странами. Так, импорт из России в Японию сократился на 27,3% - с 2,61 трлн иен (23 млрд долларов) в 2014 году до 1,9 трлн иен (17 млрд долларов) в 2015-м. А экспорт в Россию на 36,4% - с 972 млрд иен (8,8 млрд долларов) в 2014 году до 618 млрд иен (5,6 млрд долларов) в 2015-м.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption В качестве главы российского государства Путин последний раз посещал Японию 11 лет назад

Правительство Японии намерено посредством госкорпорации нефти, газа и металлов JOGMEC приобрести часть газовых месторождений российской компании "Новатэк", а также часть акций "Роснефти".

Ожидается, что в ходе визита будут подписаны десятки коммерческих соглашений, а в рабочем завтраке российского президента и премьера Японии примут участие, в частности, глава Росатома Алексей Лихачев, глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава "Роснефти" Игорь Сечин, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, предприниматели Олег Дерипаска и Леонид Михельсон.

Пока Россия и Япония только обмениваются любезностями. По тому, воплотится ли в жизнь хотя бы часть экономических меморандумов, станет ясно, могут ли они еще и о чем-то договариваться.

История Курильских островов

История вопроса

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639-1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854-1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), - говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904-1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., - те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2-3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX-начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60-80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос - неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена»)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев - есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3-4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это - район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, - ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия - Япония - США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, - то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» - Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 - 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы - Хоккайдо - Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.
Источник

Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ о намерении разрешить территориальный спор по поводу Курильских островов и вновь привлекло внимание широкой общественности к так называемой «проблеме Южных Курил» или «северных территорий».

Громкое заявление Синдзо Абэ, однако, не содержит главного — оригинального решения, которое могло бы устроить обе стороны.

Земля айнов

Спор вокруг Южных Курил своими корнями уходит в XVII век, когда ни русских, ни японцев на Курильских островах ещё не было.

Коренным населением островов можно считать айнов — народность, о происхождении которой учёные спорят и по сей день. Айны, некогда населявшие не только Курилы, но и все Японские острова, а также низовья Амура, Сахалин и юг Камчатки, сегодня превратились в малую народность. В Японии, по официальным данным, насчитывается около 25 тысяч айнов, а в России их осталось чуть более ста человек.

Первые упоминания об островах в японских источниках датируются 1635 годом, в российских — 1644 годом.

В 1711 году отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов.

Всё больше активности на Курилах проявляли и японцы, однако никакой лини разграничения и никаких договорённостей между странами не существовало.

Курилы — вам, Сахалин нам

В 1855 году был подписан Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией. Этот документ впервые определил границу владений двух стран на Курилах — она прошла между островами Итуруп и Уруп.

Таким образом, под властью японского императора оказались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, то есть те самые территории, вокруг которых идёт сегодня спор.

Именно день заключения Симодского трактата, 7 февраля, объявлен в Японии так называемым «Днём северных территорий».

Отношения между двумя странами были достаточно хорошими, однако их портил «сахалинский вопрос». Дело в том, что на южную часть этого острова претендовали японцы.

В 1875 году в Санкт-Петербурге был подписан новый договор, согласно которому Япония отказывалась от всех притязаний на Сахалин в обмен на Курильские острова — и Южные, и Северные.

Пожалуй, именно после заключения договора 1875 года отношения между двумя странами развивались наиболее гармонично.

Непомерные аппетиты Страны восходящего солнца

Гармония в международных делах, однако, штука хрупкая. Япония, вышедшая из многовековой самоизоляции, стремительно развивалась, а вместе с тем росли и амбиции. Территориальные претензии у Страны восходящего солнца возникли едва ли не ко всем соседям, в том числе и к России.

Это вылилось в Русско-японскую войну 1904- 1905 годов, завершившуюся для России унизительным поражением. И хотя русской дипломатии удалось смягчить последствия военной неудачи, но, тем не менее, в соответствии с Портсмутским договором, Россия утратила контроль не только над Курилами, но и над Южным Сахалином.

Такое положение вещей не устраивало не только царскую Россию, но и Советский Союз. Однако изменить ситуацию в середине 1920-х было невозможно, следствием чего стало подписание в 1925 году Пекинского договора между СССР и Японией, по которому Советский Союз признавал сложившееся положение вещей, но отказывался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В последующие годы отношения между Советским Союзом и Японией колебались на грани войны. Аппетиты Японии росли и стали распространяться и на континентальные территории СССР. Правда, поражения японцев на озере Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939 году заставили официальный Токио несколько сбавить обороты.

Однако «японская угроза» так и провисела дамокловым мечом над СССР во время Великой Отечественной войны.

Месть за старые обиды

К 1945 году тон японских политиков в отношении СССР изменился. О новых территориальных приобретениях речи не шло — японскую сторону вполне устроило бы сохранение существующего порядка вещей.

Но СССР дал обязательство Великобритании и США, что вступит в войну с Японией не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Оснований жалеть Японию у советского руководства не было никаких — уж слишком агрессивно и вызывающе вёл себя Токио в отношении СССР в 1920- 1930-х годах. Да и обиды начала века вовсе не были забыты.

8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. Это был самый настоящий блицкриг — миллионная японская Квантунская армия в Манчжурии была наголову разбита в считанные дни.

18 августа советские войска начали Курильскую десантную операцию, целью которой было овладение Курильскими островами. Ожесточённые бои развернулись за остров Шумшу — это было единственное сражение скоротечной войны, в котором потери советских войск оказались выше, чем у противника. Тем не менее, 23 августа командующий японскими войсками на Северных Курилах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми капитулировал.

Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции.

Курильские острова. Фото: www.russianlook.com

Взяли Курилы, могли взять и Хоккайдо

22 августа главком Советских войск на Дальнем Востоке маршал Александр Василевский , не дожидаясь падения Шумшу, отдаёт приказ войскам занять Южные Курилы. Советское командование действует по плану — война продолжается, противник не капитулировал полностью, значит, следует двигаться дальше.

Первоначальные военные планы СССР были куда шире — советские подразделения были готовы к высадке на остров Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Как бы развивалась в этом случае дальнейшая история Японии, остаётся только гадать. Но в итоге Василевский получил приказ из Москвы — десантную операцию на Хоккайдо отменить.

Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2- 4 сентября 1945 года, то есть уже после капитуляции Японии. Боёв в этот период не было — японские солдаты безропотно сдавались в плен.

Итак, по окончании Второй Мировой войны Япония была полностью оккупирована союзными державами, причём основные территории страны попали под контроль США.


Курильские острова. Фото: Shutterstock.com

29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

Таким образом, де-факто Южный Сахалин и Курильские острова перешли к России.

Почему СССР не подписал мирный договор с Японией

Однако эти территориальные изменения не были официально закреплены договором между двумя странами. А политическая ситуация в мире изменилась, и вчерашний союзник СССР Соединённые Штаты превратился в ближайшего друга и союзника Японии, в связи с чем не был заинтересован ни в урегулировании советско-японских отношений, ни в решении территориального вопроса между двумя странами.

В 1951 году в Сан-Франциско был заключён мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции, который СССР не подписал.

Причиной тому явился пересмотр США прежних договорённостей с СССР, достигнутых в Ялтинском соглашении 1945 года, — теперь официальный Вашингтон полагал, что Советский Союз не имеет прав не только на Курилы, но и на Южный Сахалин. Во всяком случае, именно такая резолюция была принята Сенатом США во время обсуждения договора.

Тем не менее, в итоговом варианте Сан-Францисского договора Япония отказывается от прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но и здесь закавыка — официальный Токио и тогда, и сейчас заявляет, что не считает, что Хабомаи, Кунашир, Итуруп и Шикотан являются частью Курил.

То есть, японцы уверены — от Южного Сахалина они действительно отреклись, а вот от «северных территорий» никогда не отказывались.

Советский Союз отказался подписывать мирный договор не только из-за неурегулированности своих территориальных споров с Японией, но и из-за того, что он никак не разрешал аналогичных споров между Японией и тогдашним союзником СССР - Китаем.

Компромисс погубил Вашингтон

Лишь спустя ещё пять лет, в 1956 году, была подписана советско-японская декларация о прекращении состояния войны, которая и должна была стать прологом к заключению мирного договора.

Был озвучено и компромиссное решение — Японии будут возвращены острова Хабомаи и Шикотан в обмен на безоговорочное признание суверенитета СССР над всеми остальными спорными территориями. Но случиться это могло только после заключения мирного договора.

На самом деле Японию эти условия устраивали вполне, однако тут в дело вмешалась «третья сила». Соединённые Штаты совершенно не радовала перспектива налаживания отношений между СССР и Японией. Территориальная проблема выступала отличным клином, вбитым между Москвой и Токио, и её разрешение Вашингтон считал делом крайне нежелательным.

Японским властям было объявлено — в случае достижения компромисса с СССР по «курильской проблеме» на условиях дележа островов США оставят под своим суверенитетом остров Окинава и весь архипелаг Рюкю.

Угроза была поистине страшной для японцев — речь шла о территории с более чем миллионным населением, имеющей важнейшее историческое значение для Японии.

В результате возможный компромисс по вопросу Южных Курил растаял, как дым, а вместе с ним и перспектива заключения полноценного мирного договора.

К слову, контроль над Окинавой окончательно перешёл к Японии лишь в 1972 году. При этом 18 процентов территории острова и по сей день занимают американские военные базы.

Полный тупик

По сути дела, никакого продвижения в территориальном споре с 1956 года не произошло. В советский период, не достигнув компромисса, СССР пришёл к тактике полного отрицания какого-либо спора в принципе.

В постсоветский период у Японии затеплилась надежда, что щедрый на подарки президент РФ Борис Ельцин отдаст-таки «северные территории». Тем более, что подобное решение считали справедливым весьма заметные фигуры в России — к примеру, нобелевский лауреат Александр Солженицын.

Возможно, в этот момент японская сторона допустила ошибку, вместо компромиссных вариантов вроде того, что обсуждался в 1956 году, став настаивать на передаче всех спорных островов.

Но в России маятник уже пошёл в другую сторону, и те, кто считает невозможной передачу даже одного острова, сегодня звучат значительно громче.

И для Японии, и для России «курильский вопрос» за прошедшие десятилетия стал делом принципа. И российским, и японским политикам малейшие уступки грозят если не крахом карьеры, то серьёзнейшими электоральными потерями.

Поэтому продекларированное стремление Синдзо Абэ решить проблему, несомненно, похвально, но совершенно нереалистично.