Ремонт Дизайн Мебель

Жизнь человека священна и никому. Заповедь “Не убивай”. Жизнь священна! Жизнь человека неприкосновенна

«Не убивай» (Исход 20:13).

На протяжении всей человеческой истории люди истребляли друг друга ради богатства, власти и славы. В шестой заповеди Закона Божьего Господь указывает на ценность человеческой жизни. Источником жизни на Земле является Бог. Жизнь - это священный Божий дар людям.

Жизнь человека неприкосновенна

Многие люди, признают, что человек сотворён Богом, по образу и подобию Бога и для Бога. Именно поэтому его жизнь неприкосновенна и бесценна. Человек не имеет права уничтожать её. Шестая Заповедь запрещает убийство, начало которому положил дьявол. Священное Писание говорит о нём как о «человекоубийце от начала» (Иоанна 8:44) .

Наш Спаситель Иисус Христос пришёл в этот мир как Сын Человеческий и посредством жертвы на Голгофском кресте принёс грешному человеку спасение от вечной смерти. Отнимать жизнь у человека - значит вмешиваться в планы Божьи относительно каждого, кто имеет в себе жизнь.

Всё, что сотворено Богом, служит для сохранения и продолжения жизни. Каждый человек дорожит своей жизнью и в моменты наибольшей опасности готов пожертвовать всем ради её сохранения. Например, когда в апреле 1912 г. потерпел крушение «Титаник», миллионеры предлагали огромные деньги только за то, чтобы им уступили место в спасательной шлюпке, но желающих сделать это не оказалось. И сегодня, чтобы сохранить свою жизнь, или хотя бы немного продлить её, люди готовы тратить большие суммы.

Кто-то может сказать, что в приличном обществе, особенно христианском, шестая заповедь излишня. Но, читая Священное Писание, мы убеждаемся, что она имеет значительно более глубокий смысл. Ссылаясь на шестую заповедь, Иисус Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: “не убивай, кто же убьёт, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” <пустой человек>, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Матфея 5:21, 22) .

Как видим, Иисус Христос причисляет к разряду нарушения шестой заповеди гнев, дух ненависти, мщение, злобные чувства. Люди, переполненные такими чувствами, разрушают своё духовное и физическое здоровье, убивая, прежде всего, себя. Мудрый царь Соломон утверждает, что «унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22) , и с этим соглашаются врачи. Более того, в определённый момент жизни такие чувства могут стать причиной убийства. Так случилось с Каином, первым человекоубийцей на Земле. «Каин сильно огорчился…» (Бытие 4:5) . С этого начинается рассказ об убийстве им брата - с ненависти по отношению к Авелю.

Глубокая внутренняя ненависть к окружающим людям и убийство часто тесно взаимосвязаны. Апостол Иоанн ясно говорит по этому поводу: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Иоанна 3:15) . Неожиданный порыв гнева нередко приводит к убийству, что никак не оправдывает преступника. Таким образом, под влиянием чувств человек может стать убийцей.

Грех самоубийства

К убийству относится также сознательное сокращение лет своей жизни. Употребляя табак, алкоголь, наркотики, люди разрушают своё здоровье. Апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы» (1 Коринфянам 3:16, 17) .

Мы ответственны перед Богом за тело, которое Он нам дал. Некоторые считают, что имеют право жить своей жизнью и относиться к собственному телу так, как им заблагорассудится, потому что несут ответственность только перед самими собой. Но Священное Писание опровергает такое мнение: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19, 20) .

Итак, всё, что разрушает физическое здоровье и сокращает продолжительность нашей жизни на Земле, является убийством. К разрушению организма нужно отнести также чрезмерную работу без отдыха, большие физические нагрузки, которые могут привести не только к различным заболеваниям и травмам, но даже к смерти. Неразумный, рискованный, невоздержанный образ жизни влечёт за собой нарушение шестой заповеди.

Убить можно словом

Говоря о заповеди «не убивай», нужно отметить, что убить человека можно морально: словами, нашим отношением к нему. Священное Писание предостерегает, что слова могут быть исполнены «смертоносного яда» (Иакова 3:8) , превратиться в «убийственную стрелу» (Иеремия 9:8) , «острый меч» (Псалом 56:5) , т.е. в орудия смерти. Необдуманными словами можно принести много горя окружающим людям. К разряду таких слов относятся угрозы и унижение, насмешки и клевета.

Соучастники убийства

Иногда люди сами не отнимают жизнь у человека, но становятся соучастниками преступления, что также является нарушением шестой заповеди. Поэтому виновны в убийстве и те, кто заказывает его. Например, убийство Урии в бою вменилось в грех царю Давиду, который разработал план гибели Урии (2 Царств 11:15; 12:9).

Об апостоле Павле читаем, что до своего обращения к Богу он одобрял убиение Стефана (Деяния 8:1), став соучастником убийства.

Бог является источником жизни, в том числе жизни, пребывающей в утробе матери, поэтому ненавидит смерть в любом её проявлении. Таким образом, заповедь «не убивай» направлена и против абортов.

Исполнять шестую заповедь - значит способствовать сохранению жизни. Слова «не убивай» призывают нас принять решение сменить гнев на милость, а ненависть и насилие - на прощение и любовь. Таково евангельское понимание этого выражения, в основе которого - благополучие и процветание человека.

Мирон Вовк

Закон Божий (Библия, Исход 20 гл.)

I . Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

II . Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

III . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

IV. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

VI. Не убивай.

VII. Не прелюбодействуй.

VIII. Не кради.

IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

X. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

У рок по предмету «Основы светской этики»

Тема: Жизнь священна

Цели: -дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;

Учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность;

Личностные результаты:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

Компьютер.

Медиапро ектор.

Презентация к уроку

Комплект карточек с пословицами

Расскраски для учащихся

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся, эмоциональный психологический настрой .

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

А.С.Пушкин

2. Тема урока и задачи.

Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня мы поговорим о смысле жизни.

Почему жизнь является священной?

Это мы сегодня и должны выяснить.

Работа с учебником стр.82 Слайд №1

    Прочитайте слова. Одинаковый ли отклик вызывают они или разный?

Работа в тетрадях

    Выпишите 5 наиболее значимых для вас понятий.

    Объясните свой выбор.

    (после высказываний уч-ся учитель делает обобщение) Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись.

Как видите, каждый из вас ответил на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл: - ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Слайд №2

Важно понять: - существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

Материальные – это то без чего не может существовать человек, духовные – то к чему стремится его душа. Слайд № 3

3.Знакомство с понятиями ДУХ-ДУША- ДУХОВНОСТЬ

    Прочитайте слова. Близкие понятия?

Обратимся к словарям. Слайд №4

Толковый словарь Ушакова

Дух- б одрость, моральная сила, готовность к действию.

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа

Словарь Ожегова

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

Дух - внутренняя, моральная сила

Душа - внутренний, психический мир человек а, его сознание

Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

Работа в группах.

(Делю класс на три группы и раздаю заранее подготовленные пословицы в виде раздельных слов. Учащиеся складывают и поясняют значение пословиц)

Давайте обратимся к истокам народного творчества, - к пословицам:

    К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

    Честная душа не меняется.

    Великие души понимают друг друга.

Как можно в жизни стремиться к высокому, главному?

Всё время говорим что нужно что-то делать, почему?

(Потому-что только в поступках проявляется духовное качество человека.

Сам человек и проявляется в поступках.

Вывод: какие поступки - такой и человек.)

А какие вы знаете сказки о добрых поступках? Слайд №5

Сказка «Гуси лебеди» - девочка пожертвовала собой чтобы сделать добро.

«Дюймовочка» - в поступках человека проявляется его духовное качество.

«Дикие лебеди» - какими качествами обладает героиня сказки?

4. Физминутка

Дети задают друг другу вопросы и выполняют произ­вольные движения.

КАК ЖИВЁШЬ?

Как живёшь? (Вот так!)

Как идёшь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Как ночью спишь? (Вот так!)

Как шалишь? (Вот так!)

Как грозишь? (Вот так!)

Как во дворе гуляешь? (Вот так!)

Как маме помогаешь? (Вот так!)

5. Мотивация. Слайд №6

Как часто мы задумываемся о том, как ведём себя с близкими, друзьями, с окружающими?

Восточная притча «О гвоздях»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Жизнь - это большое зеркало. Жизнь именно такова, какой мы её делаем.

А что вы, ребята, подумали о своей жизни?

7. Подведение итогов .

Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя.

Что для вас жизнь?

Что же может стать для человека главным и высоким?

Каков главный смысл понятия жизнь?

К чему стремится человек? (к созидательству) Слайд № 7

Назовите противоположное значение. (Разрушение)

Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

Какая же простая нравственная истина становится главной?

ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА. Слайд №8

8.Работа с изречениями. Слайд № 9

ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.

Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.

Омар Хайям

Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт.

9. Домашняя работа.

Слайд №10

Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и полезности.

8 . Рефлексия. Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял,что…

Я научился …

Я попробую…

Литература.

    Интернет

    Журнал «Этическое воспитание» № 3, 2010г А.И. Шемшурина д.п.н., профессор, зав. Лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО

    Словари Ожегова,Ушакова

Дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Жизнь священна.

Цели: дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты: осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Что такое этика?

Золотое правило этики?

Что мы называем общечеловеческими ценностями?

Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить»?

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях.

Выпишите 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.

Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?

ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

2. Знакомство с видами потребностей.

Cуществует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами?

К чему стремится душа?

3.Знакомство с понятиями ДУХ - ДУША – ДУХОВНОСТЬ.

- Прочитайте слова. Близкие понятия?

Обратимся к словарям.

4. Работа с толковым словарём Ушакова.

Дух-б одрость, моральная сила , готовность к действию.

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

5. Работа со словарём Ожегова.

Духовность - с войство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Дух - внутренняя, моральная сила.

Душа - внутренний, психический мир человек а, его сознание.

Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?

Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?

4. Притча «Сосуд жизни».

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

Так в чём же истина?

Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

Что же может стать для человека главным и высоким?

Каков главный смысл понятия жизнь?

К чему стремится человек? (К созидательству.)

Назовите противоположное значение. (Разрушение.)

Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

Какая же простая нравственная истина становится главной? (Жизнь священна).

- Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема).

5. Работа с высказываниями.

ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ. Омар Хайям

Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт?

V. Рефлексия. Подведение итогов.

Что вы считаете в жизни главным для себя.

Что для вас жизнь?


Урок светской этики 4 класс.
МОУ Дубровицкая школа г. о. Подольск
Учитель начальных классов
Андреева Ирина Анатольевна
Тема: Жизнь священна
Цели:
­ дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие
ценности;
­ учить формулировать вопросы и отвечать на них, работать с разнообразными
источниками информации, планировать и контролировать учебные действия,
оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность
­ активизировать творческую деятельность.
Личностные результаты:
­развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.

Предметные результаты:
­осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
­освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
­готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
­ дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
Ход урока.
Актуализация знаний
1. На доске написаны пословицы. Прочитаем.
«Не рой другому яму – сам в неё попадешь»,
«Как аукнется, так и откликнется»
«Добро всегда возвращается»
­ Что общего у всех пословиц?
(Ответ детей: все они относятся к золотому правилу нравственности)
На доске открывается:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ - «(не) поступай по отношению
к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к
тебе»
­ Как вы думаете: почему оставлены скобочки?
(ответ детей: можно прочитать по­другому: без частички –не)

Самоопределение к деятельности
­ В тетрадях вы писали мини­сочинения: «Скажи себе сам», в которых
анализировали изменения в своём характере, поведении. Давайте послушаем
некоторые из сочинений (2­3 ученика зачитывают)
­ Ребята слушали внимательно и смогут ответить на вопрос: Какие самые
значимые изменения произошли в характере и поведении ваших
одноклассников?
­ Каждый день важен для самовоспитания, важен для жизни. На доске мы
видим рисунки, на которых изображены события одного из ваших дней
(выполненное домашнее задание). Давайте послушаем, что вы хотели сказать
своими рисунками. (2­3 ученика)
­ Вы объясняли свои рисунки на тему: «Один день вашей жизни». Рассуждали,
думали.
Слайд №1 – Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить –
значит мыслить?» Объясните.
Работа по теме урока
­ Тема сегодняшнего урока «Жизнь священна»
1.Работа в учебнике стр. 82.
­ Прочитаем начало статьи (1 абзац). Выполняем задание, данное в этом
абзаце. Напишите слова в тетрадях. Какие слова выписали? (зачитывают 5­6
человек)
­ Каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью,
смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили
то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы
обойтись.
Слайд №2
­ Представление о человеке, о свойствах его личности складывается по тому,
какие потребности наиболее значимы для него.
Слайд №3.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое
условие его существования.
Потребности бывают материальные и духовные.
Слайд №4
­Назовите материальные потребности.
­Назовите духовные потребности.
­Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор,
что руководило вами? К чему стремится душа?
2.Послушайте несколько притч.
Притча о дружбе. Слайд 5.

Жили­были два соседа. Пришла зимушка­зима, выпал снег. Первый сосед
ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал
дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно
утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед
встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже
дорожка проложена. На третий день снегу намело - по колено. Встал еще
раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа - дорожка уже
ровная, прямая - просто загляденье! В тот же день встретились они на улице,
поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: -
Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй
сосед удивился сначала, а потом засмеялся: - Да я его никогда не убираю,
это ко мне друзья ходят!
­ Какая главная мысль этой притчи?
2) Притча о друзьях. Слайд 6.
Спросил как­то комар муху: - Есть ли здесь в окрестности цветы? - Насчет
цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. - А вот консервных банок,
навоза, нечистот в канавах полным­полно. И муха начала перечислять комару
все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел
комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. Не видела ли ты в
окрестностях какие­нибудь помойки? – спросил он у нее. - Помойки?
Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду
так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой
поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Вот
почему так важно правильно выбирать себе друзей.
­ Обсуждение притчи.
3) Притча о мудрости. Слайд 7.
Ученик попросил учителя:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься.
Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный
пакет.
– Если ты на кого­нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то
возьми картофель. Напиши на нём имя человека, с которым произошёл
конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И
каждый раз, когда на кого­нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое­то время. Пакет ученика пополнился
картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда
носить с собой. К тому же, тот картофель, что он положил в самом начале,

стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс,
некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во­первых, пакет слишком тяжёлый, а
во­вторых, картофель испортился. Предложи что­нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и с тобой. Просто ты этого сразу не замечаешь.
Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который
рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот
процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот,
обидеть кого­то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
­ Какие мысли у вас возникли после прослушивание этой притчи?
4) Притча «Сосуд жизни» .Слайд № 8
Как­то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный
сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил
учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и
несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки
между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил
учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд.
Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
­ Теперь, ­ обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли
увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера,
ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи,
которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу
жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для
более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию
израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется.
Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время
для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще
достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего
остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все
остальное песок…
­Так в чём же истина?
Слайд № 9

Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет
человеческую жизнь глубоким смыслом.
3. ­ Что же может стать для человека главным и высоким?
­ Каков главный смысл понятия жизнь?
­ прочитаем в учебнике на стр. 83 под рисунком слова6 «Отсюда одна из
важных истин…»
­ К чему должен стремиться человек? (к созидательству) Слайд № 10
­ Назовите противоположное значение. (Разрушение)
Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. ­ Какая же
простая нравственная истина становится главной?
Слайд №11
ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.
4. Учитель зачитывает слова из учебника на стр. 84 второй абзац: «Отсюда
главная и простая нравственная истина – жизнь священна…»
5. Рефлексия. Подведение итогов.
­Запишите в тетрадях, что вы считаете в жизни главным для себя. Что для
вас жизнь?
Слайд №12
Зачитывают дети.
Слайд № 13. Домашнее задание.
Д/з: Уч.с.82­85; д/з (вопросы для повторения, задания в тетради).