Ремонт Дизайн Мебель

Зачем ученику начальной школы портфолио? Портфолио - это обязательно или добровольно? Зачем нужно формирование портфолио ученика для школы

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», – поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.

Зачем ученику потрфолио?

Каждый родитель с ответственностью и серьезностью относятся к подготовке своего малыша к школе и вот ребенок уже первоклассник. Только начинаются первые школьные дни, и ребенок сообщает, что ему теперь требуется портфолио ученика начальной школы .

Что ещё за портфолио? – задаете себе вопрос. Ведь вот он дневник, что же может быть еще? Не удивляйтесь, уважаемые родители, сегодня во многих школах кроме обычных дневников для оценок требуется ещё и портфолио ученика. Этот документ ведется с самого первого класса. Купить портфолио как дневник в магазине нельзя, если только папку и вкладыши. Но большую часть придется делать самим.

Естественно, ваш первокласник не сможет сделать портфолио один, так как он еще не умеет грамотно писать и читать, поэтому задача создания портфолио первоклассника ложится на плечи родителей.

Что же представляет собой портфолио ученика начальной школы и как его правильно сделать?

Термин «портфолио» не новый, он пришел к нам из эпохи Ренессанса. Портфолио школьника стало модным в школах США в 1980 годах. К нам в Россию практика составления портфолио пришла с задержкой.

Что представляет собой портфолио ученика начальной школы?

Портфолио – альбом, папка или, другими словами, дневник достижений. Портфолио представляет собой личный дневник учащегося, в который он самостоятельно (а в начальной школе с помощью родителей) вносит свои достижения, результаты олимпиад, грамоты и другие творческие успехи.

Зачем ученику нужно портфолио?

На этот вопрос Министерство Образования отвечает следующим образом: «Портфолио необходимо школьнику для повышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, для развития стремления к самосовершенствованию, для совершенствования навыков самооценки».

Обязательно ли нужно портфолио?

Не все родители согласны с тем, что ребенка начальной школы кроме школьной программы нужно еще нагружать работой по формированию портфолио. Работа по заполнению листов портфолио учеников первого-второго класса – это часто дело родителей, поскольку ребенок ещё не может правильно заполнить папки и не умеет грамотно писать. Некоторые родители признаются, что им приходится «фильтровать» материал, который дети создают для своего портфолио, например, это относится к семье и личной жизни ребенка в целом. Некоторые родители ограничивают время ребенка, проводимое за компьютером при составлении портфолио, поясняя это тем, что не следует раньше времени губить ребенку зрение. Но всё равно, несмотря на некоторые отрицательные моменты, многие родители положительно относятся к ведению такого дневника.

Правильное оформление портфолио ученика начальной школы

Удобнее всего для хранения портфолио использовать большую папку со скоросшивателем. В прозрачные файлы вкладываются листы формата А4 и подшиваются в папку. Такие листы удобно заменить при необходимости или дополнить нужный раздел новой информацией.

План составления портфолио

Классный руководитель ученика предлагает план для составления портфолио (в некоторых школах такой план принимается на педсовете школы). Основные разделы портфолио в любом случае похожи.

Оформление титульного листа

На титульном листе указывают: фамилию, имя и отчество ученика, его класс и школу. Неплохо, если на титульном листе будет фотография ученика.

Раздел портфолио «Мой мир»

В этом разделе можно разместить следующую информацию:

· происхождение и значение моего имени;

· моя семья, мои родственники;

· мой город (село), мой край;

· мои друзья;

· моё хобби, моё творчество (сочинения, стихи, рисунки);

· моя школа.

Раздел портфолио «Учеба»

В этом разделе размещается сводка успеваемости ученика, интересные творческие работы по разным предметам, график роста скорости речи и т.д. Этот раздел фактически дублирует школьный дневник с оценками по предметам.

Раздел портфолио «Мероприятия и экскурсии»

В этом разделе собираются сведения об участии школьника во внеклассных мероприятиях, его отзывы о мероприятиях и экскурсиях.

Разделы: Начальная школа

“Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Учебный “портфолио” в начальной школе для меня и моих детей – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Да, действительно, проблема портфолио наиболее актуальна в средней и основной школе.

Но я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:

  • Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
  • Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

И я могу с полной уверенностью сказать, что эти цели и задачи выполнены. Мы уже с ребятами 4-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.

А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.

В каждом портфолио несколько разделов:

Первый раздел “” представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. (Ежов, Стасевская )

Второй раздел “Папка регалии”

Мы стараемся не оставлять без внимания творческих успехи наших учеников, награждая их почётными грамотами, вручая благодарности. Грамоты, дипломы, благодарности, медали занимают достойное место в этой папке.

В этот раздел входят различные таблицы, такие как: Результаты тестирования (таб. ) сведения об участии в творческих работах (методических неделях, по предметам, конкурсах, выставках). (таб. )

Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах (Ежов ) интересные сведения о писателях (Стаценко, Геращенко, Иванова ) графики роста скорости чтения (Иванова, Шикунова, Лысанева ) летние дневники чтения (Загуменная, Лысанева )

Творческие работы по чтению:

а) загадки, прибаутки - Стащенко, Терников
б) стихотв. - Ежов
в) сказки - Курилова; Таня, Игорь

Всё это собираем в разделе “Литературное чтение”

Следующий раздел “Русский язык” - здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования. (Курилова, Лысанева, Красильникова )

Раздел “Окружающий мир” включает в себя больше всего творческих работ: докладов, сообщений, так как на уроках Окружающего мира широко используется метод проектов. Многие задания вовлекают детей в проектную деятельность. Первые работы, которые ребята начали выполнять в 1 классе, помогали оформлять родители, а ребята писали печатными буквами. Эти работы были небольшие. (Таня, Данил. Лиза )

Участие в проектной деятельности помогают ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Доказательством этому то, что свои работы ребята оформляли в виде животных (Никита ), приготовили коллекцию бабочек (Джессика ), делали книжки-малышки (Ваня, Таня, Катя ) тематические, книжки-раскладушки (Таня ) – так выполнялись краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные проекты, групповые и индивидуальные проекты. После защиты проекта, все работы ребята вставляют в нужный раздел (фотографии с уроков (презентац. ), видео Красильн. )

Радует то, что некоторые ребята даже на каникулах самостоятельно подготавливают сообщения, делают творческие работы.

Это значит, на каникулах сами открывали учебники, выбирали интересные для себя темы и готовились: читали дополнительную научную литературу, писали, оформляли. Пусть это пока 4-5 уч-ков, но это пример уже другим, и с этого всё начиналось у них с 1 класса.

Раздел “Наши праздники”

Ученики проводят в школе большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа требует разрядки, для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. И именно в начальной школе уч-ся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во вне урочной. Им хочется много знать, им всё интересно. Уч-ся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения. Поэтому наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Значительную часть её составляют праздники и процесс подготовки к ним. Есть в нашем классе свои традиции: “День именинника” проводили каждый сезон, каждый год готовим праздничный концерт мамам ко Дню матери (видео ), проводим спортивные соревнования (видео солдаты, фото с папами ). К подготовке внеклассных мероприятий мы привлекаем родителей, поэтому ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам к ним внимательнее относится. Все наши праздники, соревнования, поездки, экскурсии родители снимают на видео (отрывок праздник мам, спорт. сорев. ), а наши фотографы, их у нас трое: Красильникова Настя, Ежов Никита, Стаценко Данил, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам. А ребята создают себе странички в раздел “Наши праздники” (Никита, Ваня, Настя ). Здесь можно найти фотографии с экскурсией, походов; отзывы о проведённых праздниках (Ежов, Ястребинская ) и многое другое.

Раздел “Дополнительное образование”

В классе 24 ученика из них: 10 человек – танц. Кружок “Лотос”, в худ. школу – 11 чел., в Воскресной школе при церкви занимается 2 чел.. в муз. школе – 2 чел., спортивные секции – 22 человека, занимаются в “Пошке” - 2 чел.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках, как в стенах родной школы, так и в учреждениях дополнительного образования, всё это не должно остаться без нашего внимания. Поэтому в этом разделе:

  1. грамоты Гольева – районная “Моя семья” - рис., Ястребинская – г. Москва “Мечты о космосе”
  2. танцы: грамота районная + благодарн. танцорам.

Фотографии Танцы , листы дневников Ежов.

Раздел “Моя семья”

Сочинения про мам, а родители “Каким я вижу будущее моего ребёнка?” / показ + рубрика “Помощь на дому”

Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.

Мы делаем, собираем портфолио уже 4-ый год и можно уже говорить, что интерес к этому делу только возрастает и не только у ребят, но и у родителей. В конце второго класса мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: “Самый оригинальный портфолио” (слайд ), “За многогранность таланта” (+), “За творчество” (+), “За лучшее оформление работы” (+), были и др. номинации (веером )

Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа - плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, - говорит Виктор Болотов. - Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно - из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», - поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», - считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», - объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе - единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», - уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», - советует Александр Пименов.

Содержание

Говорят, что скромность украшает человека, но кто же лучше знает о ваших профессиональных возможностях и уникальных умениях, которыми вы обладаете? Чтобы быть востребованным в современном мире, нужно суметь качественно и эффектно рассказать о себе или своей организации окружающим. Для успешного решения такой задачи ознакомьтесь с подробной информацией, как оформить портфолио, какие есть виды такого досье, каковы правила его заполнения. Просмотрев примеры оформления таких работ, вы сможете выбрать нужный шаблон и сделать отличную презентацию своих достижений.

Что такое портфолио

Систематизированное собрание выполненных работ конкретного человека или организации называется портфолио. Как правило, такое досье выполняется в виде папки и/или электронного файла. Просмотрев содержимое, можно увидеть, какие достижения есть у человека, и сложить представление, какие услуги могут быть выполнены предъявителем этого документа и на каком уровне. Наличие информации о профессиональных возможностях человека ассоциируется с людьми творческих профессий – дизайнерами, художниками, фрилансерами.

На сегодняшний день из-за очевидного удобства структурирования данных такими книгами стали пользоваться люди разных профессий – врачи, учителя, воспитатели. Зачастую сокращенная версия перечня результатов человека может быть отображена в резюме, фактически являя собой подробно заполненную графу «Достижения». Для студента, который после окончания вуза не имеет профессионального опыта, но указавшего на успехи во время учебных семинаров или практики, шансы трудоустройства намного выше. Красиво, логично оформленный анализ выполненных заданий будет полезен даже школьнику.

Школьное портфолио

Школа – это место, где как будто встречаются два мира: сведущий учительский, который имеет базу знаний, и пытливый детский ум, который начал свой путь обучения. Но и для педагогов, и для учеников очень пригодятся папки, которые будут отображать их успехи. В каждой школе выработаны определенные шаблоны, перечни рекомендаций, разъясняющие, как оформить папку достижений для школьника, какие разделы сюда следует включить. Далее вы можете ознакомиться с особенностями составления и посмотреть примеры готового портфолио учителя, первоклассника, ученика старших классов или целого класса.

Педагога

Такая папка должна говорить об успехах педагога, о повышении им своей квалификации, свидетельствовать об активном участии не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности в школе. Сформировать такое досье стоит не только для позитивного прохождения аттестации, но и для объективного самоанализа и планирования конкретных действий, направленных на улучшение профессиональных навыков.

Рассмотрите пример с указанием основных разделов документа.

  • Общие сведения – анкетные данные, образование, стаж работы, повышение квалификации, награды, грамоты.
  • Портфолио достижений в педагогической деятельности – результаты усвоения учениками программы, участие в олимпиадах, медалисты.
  • Научно-методическая деятельность – участие в профессиональных конкурсах, разработка авторских программ, научная работа, публикация статей.
  • Внеурочная деятельность – сценарии мероприятий, работа в кружках.
  • Учебно-материальная база.

Класса

Такое досье – результат совместной творческой деятельности педагога и учеников. Начать стоит с общей фотографии класса, списка детей с указанием контактных данных, обязанностей, какие они выполняют в школе. Далее оформить отдельные листы на каждого ученика с указанием его анкетных сведений, информации о семье, указать достижения в учебе, занимается ли он в кружках.

Ознакомьтесь с примером портфолио класса. В нем стоит указать следующие разделы.

  • планы работы и отдыха обучающихся;
  • особые достижения в обучении (участие в олимпиадах);
  • спортивные свершения;
  • творческие успехи (какие хобби у учеников, участие в выставках и т. п.);
  • общественная деятельность (например, субботники);
  • совместные развлечения (информация вместе с фото).

Школьника начальных классов

Самостоятельно с созданием визитной карточки ребенок из начальных классов не справится. Родителям нужно помочь, но не делать все самим, ведь даже первоклассник сможет вспомнить первые удачи в учебе. Портфолио ребенка, который ходит в 1 класс, выглядит красочно. Такая папка отличается по внешнему виду в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Например, девочки в оформлении любят изображать принцесс, а мальчиков больше заинтересуют машинки. Скачайте готовые шаблоны на бесплатных онлайн-ресурсах.

Ученика старших классов

В этом возрасте у подростка уже сложился круг интересов, проявляются профессиональные склонности. Ученик или ученица готовятся к поступлению в ВУЗ, и визитка выпускника – это способ собрать воедино основные достижения за школьные годы, проявить стремления, сориентироваться при выборе профессии. Такую индивидуальную папку надо оформить четко структурировано, строго и лаконично.

Рассмотрите пример оформления портфолио с наработками старшеклассника. Помните, что цель – объективно представить проделанную вами работу, для этого сюда стоит включить разделы:

  • Мой портрет – автобиография.
  • Достижения – копии сертификатов, свидетельств, грамот, заверенные администрацией школы.
  • Курсы по выбору – предпочитаемые предметы, пройденные курсы по выбору, например, иностранного языка.
  • Олимпиады, конкурсы.
  • Исследовательская деятельность.
  • Мои увлечения – в каких секциях, кружках ученик участвует, примеры рисунков, стихов, эссе и т.п.

Для детского сада

Если говорить о том, как правильно подготовить портфолио в детском саду, то стоит отметить, что более регламентированным будут деятельность воспитателя детского сада и группы, которую он ведет. Такие папки должны свидетельствовать о профессиональном уровне педагога. Что касается иллюстрации навыков дошкольника, то это для ребенка и родителей творческий процесс. Одновременно малыш учится отслеживать развитие своих навыков. Далее рассмотрены примеры оформления портфолио для детского сада.

Воспитателя

Такая папка для педагога – важный атрибут при приеме на новую должность и для аттестации. Четких правил ее подготовки нет, и досье старшего воспитателя или методиста ДОУ будут отличаться между собой в силу разной категории и специфики работы. Прежде чем рассмотреть пример портфолио воспитателя, ознакомьтесь с разделами, которые можно в него включить:

  • девиз педагога, цели деятельности;
  • краткая трудовая биография;
  • повышение квалификации;
  • самообразование;
  • данные о проведении открытых занятий;
  • участие в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Группы

Папку для групп надо делать накопительной, так ребята смогут через каждые несколько месяцев оценить проделанный им путь. Вот примерное содержание:

  • знакомство с группой – указать девиз, разместить общее фото группы, кратко написать обо всех воспитанниках;
  • установленный распорядок дня;
  • путешествие по группе – фото интерьера комнаты, иллюстрированные рисунками и рассказами детей;
  • творческие выставки детей;
  • фоторепортажи о проведенных мероприятиях;
  • успехи группы;
  • страничка для отзывов родителей.

Дошкольника

Портфолио- хороший инструмент для отслеживания динамики развития ребенка, но для малышей дошкольного возраста это должно быть еще и интересной творческой деятельностью, которая фиксирует навыки и способности малыша. Данные собирают воспитатель и родитель, но ребенку разъясняется, почему ему важно самостоятельного заполнять эти странички. В дальнейшем просмотр страниц возможен только с согласия дошкольника.

  • о личности и окружении ребенка – семье, друзьях, родном городе;
  • режим дня;
  • в какие игры любит играть, чем любит заниматься;
  • какие мечты есть у ребенка, чего бы хотел достичь;
  • данные о физическом развитии;
  • какие познавательные и творческие навыки приобретены – например, выучены буквы, научился танцевать;
  • достижения ребенка – грамоты, благодарности, фото с участия в конкурсах, состязаниях;
  • впечатления ребенка – от поездок, посещения кинотеатра и т.п.,
  • отзывы и пожелания родителей.

Как сделать портфолио студента

Молодым людям, поступившим в ВУЗы, стоит очень серьезно подойти к формированию систематизированного сборника своих достижений и приобретенных навыков. Грамотно оформленное портфолио поможет обрести первое рабочее место, а для некоторых профессий, например, для архитектора, без такого собрания работ трудоустройство по специальности фактически невозможно.

Как правильно оформить это досье студенту? В деловом стиле, лучше в виде бланков. Студенту надо указать:

  • на титульном листе – свои анкетные данные, название учебного заведения;
  • какие выполнялись курсовые, исследовательские работы;
  • перечень достижений за время учебы, к которому приложить заверенные копии документов, подтверждающие их;
  • уровень знаний;
  • как он проявлял свои профессиональные навыки и умения, например, во время семинаров, при написании рефератов и т.п.;
  • как участвовал во внеучебной деятельности вуза;
  • отзывы и рецензии педагогов.

Профессиональное портфолио работ

Такой способ систематизации наработок часто применяется представителями творческих профессий, ведь их деятельность подразумевает изыскание свежих решений, создание новых направлений в выбранной сфере деятельности. Чтобы не прерывать творческий полет мысли, такие профессионалы зачастую не любят, чтобы им устанавливали строгие рамки подготовки своего портфолио по специализации, но соблюдение определенных рекомендаций при систематизации результатов творческой работы должно присутствовать.

Далее рассмотрены примеры и общие правила, которые пригодятся для фрилансера в сфере дизайна, программирования, фотографии и для представителей других творческих профессий. Примерные разделы такого вида портфолио:

  • продуманно оформленный титульный лист;
  • краткая автобиография с указанием профессиональных достижений;
  • примеры самых удачных работ;
  • отзывы клиентов.

Копирайтера

Такое собрание работ, ранее сделанных для других заказчиков – хороший способ рекламы и продвижения своих услуг. Как оформить портфолио копирайтера? Обязательно надо рассказать об опыте работы, количестве написанных статей. Сделайте скриншоты с сайтов, где опубликованы ваши самые удачные статьи. Постоянно обновляйте свое досье, размещая там новые работы, чтобы заказчик имел понятие об уровне вашего профессионализма. Рассмотрите пример оформления аналогичных папок других копирайтеров.

Дизайнера

Понятие «портфолио дизайнера» весьма обширно, ведь такая папка или электронное досье есть и у оформителя интерьера домов, и у web-дизайнера, который проектирует интерфейс сайтов. Систематизирует свои наработки и графический дизайнер, сферой деятельности которого является создание визуально-коммуникативных образов. Если перефразировать известную поговорку, можно сказать, что книга работ дизайнера кормит, потому, кроме хорошо оформленного печатного варианта, досье стоит размещать на разнообразных тематических веб-ресурсах или персональном сайте.

Можно делать несколько портфолио, например, в одном поместить разнонаправленные работы с целью увеличения числа клиентов, а в другом собрать задания, интересные конкретному заказчику, с которым бы хотелось сотрудничать на постоянной основе. Отбирайте для всеобщего обозрения только лучшие проекты, можете даже включить работы, не принятые заказчиком, но в которых вы точно уверены, что в них есть смысл и они вас характеризуют как уникального специалиста.

Архитектора

Как оформить архитектурное портфолио? Для представителей такой точной профессии печатный сборник наработок лучше оформить в сдержанном деловом стиле, а для создания цифрового досье лучше выбрать формат и размер файлов, который будет удобно пересылать электронной почтой. Структурировать наработки рекомендуется по таким разделам:

  • студенческие работы;
  • профессиональные проекты, сделанные на работе;
  • личные проекты, характеризующие ваше виденье объектов.

У архитектора говорить должна графика, изображения, а не слова, поэтому минимально включайте в структуру портфолио текст, пользуясь им только для необходимых пояснений. Включайте зарисовки, сделанные от руки, они подчеркнут вашу индивидуальность. Грамотно систематизированные и правильно, последовательно изложенные наработки архитектора – это своеобразный графический рассказ о достижениях и творческих планах.

Модели

Готовый бук модели – это ее визитная карточка и обязательное условие, с него начинаются переговоры о ее участии в проектах, показах или съемках. Такое досье складывается не за одну съемку, оно состоит из набора фотографий, которые лучше заказать у профессиональных фотографов. Снимки должны отображать достоинства девушки, ее умение перевоплощаться. Мужской модельный бук менее распространен.

В такое качественно сделанное досье входят:

  • минималистические фото для оценки внешних данных девушки (такие снимки делают на нейтральном фоне, портретные и в полный рост в нижнем белье или купальнике);
  • портрет с необычной прической, макияжем;
  • снимки, показывающие, как модель умеет позировать, с акцентом на выгодные ракурсы тела;
  • фото рекламных постеров, журнальные снимки и фото для каталога, отображающие умение рекламировать товары.

Художника

Как оформить книгу работ представителю этой креативной профессии? Сборник художника может быть очень разным, потому что каждый из представителей этой профессиональной сферы имеет свое видение, а также заказчики требуют создания самых разнообразных изображений. Самым лучшим выходом будет портфолио, которое легко изменить в зависимости от аудитории. Как общую схему можно использовать такой примерный план досье художника, в котором указано:

  • резюме с автобиографией;
  • какой творческой концепции составитель придерживается;
  • образцы выполненных работ.

Маркетолога

Самое главное в презентации своих профессиональных знаний специалистами этой сферы – взять хороший для портфолио и четко объяснить преимущества сотрудничества конкретно с ним. Графики и диаграммы, приведенные далее, должны дополнять указанную информацию. Включите в портфолио материалы, свидетельствующие об умении разрабатывать маркетинговые стратегии для продвижения аналогичных продуктов. Претендуя на определенную должность, следует ссылаться на проекты, в которых вы принимали участие, с конкретным указанием вашей роли при их осуществлении.

Программиста

Сборник доказательств мастерства такого специалиста должен включать много скриншотов – примеров сделанных работ. Еще надо не забывать разъяснять специальные термины, чтобы тексты были легко читаемыми. Нужно говорить об используемых технологиях. Оставляя ссылки на сайты, в создании которых вы принимали участие, обязательно указывайте, какую часть работы делали вы. Если уже есть определенный опыт в этой профессии, создайте сайт-визитку, где в выгодном свете отобразите свои профессиональные данные.

Фотографа

Как фотографу оформить портфолио своих работ? Хотя эти специалисты зачастую принимают участие в создании досье такого рода для других людей, им тоже будет полезно узнать некоторые нюансы удачной презентации своего творчества. Говорить о мастерстве фотографа будут сделанные им снимки, но первое, что надо сделать – выбрать их оптимальное количество, чтобы клиент имел возможность сложить впечатление о работе мастера, но и не заскучал, листая объемный альбом однотипных снимков.

Делайте портфолио не за один день: отобрав удачные снимки, отложите их на несколько дней, а затем снова отфильтруйте похожие фото. Сделайте качественную печать фото, оформите их в альбом и одновременно сделайте электронную презентацию своих работ, например, как слайд-шоу. Можно сделать несколько разнонаправленных портфолио, например, детское фото, свадебная фотосъемка. Не забывайте менять и обновлять свое досье, помещая в него новые, стильные, удачные фотографии.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Советы по оформлению портфолио