Ремонт Дизайн Мебель

Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833). Преподобный Серафим Саровский. Чудеса батюшки Рождение серафима саровского

Серафим, Саровский и всея России чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Машнин; в некоторых источниках — Мошнин) — русский святой, преподобный; по инициативе Императора Николая II канонизованный Российской Церковью в 1903.

Родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение
(Притч.18,14).

Серафим Саровский

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время были: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом.

Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

Стоит отметить, что иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Что есть в сердце лучшего, того мы без надобности обнаруживать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего.

Серафим Саровский

Серафим Саровский, биография которого известна всем православным христианам, родился в 1754 году в семье известного купца Исидора и его жены Агафии. Спустя три года не стало его отца, занимавшегося постройкой храма в честь преподобного Сергия. Труды мужа продолжила Агафия. Через четыре года храм был готов, и юный Серафим пошёл с матерью осматривать постройку. Забравшись на самый верх колокольни, мальчик оступился и упал. К радости матери, он не получил никаких повреждений, в чём она усмотрела особое Божье попечение о её сыне.

Первое видение

В возрасте 10 лет Серафим Саровский, биография которого является сильно заболел и оказался при смерти. Во сне ему явилась Небесная Царица и обещала даровать исцеление. В то время через их город крестным ходом несли чудотворный образ Божьей Матери. Когда процессия поравнялась с домом Агафии, начался дождь, и икону понесли через её двор. Она вынесла больного сына, и Серафим приложился к иконе. С этого дня мальчик пошёл на поправку.

Начало служения

В 17 лет Серафим Саровский, биография которого освещена в решил уйти из дома и посвятить себя жизни инока. Два года он провёл на богомолье в Киево-Печёрской лавре. Потом местный затворник Досифей, разглядев в юноше подвижника Христа, отправил его в В свободное от послушания время юноша регулярно уходил в лес. Такая строгость жизни привлекала внимание братии, восхищавшейся силой его подвигов, большинство которых читателю поведает житие Серафима Саровского. Например, как преподобный в течение 3 лет ел только траву. Или как на протяжении 1000 дней он стоял на камне в лесу, спускаясь лишь для приёма пищи.

Затворничество

После трёхлетнего стояния на камне Серафим вернулся в монастырь на новый подвиг - 17 лет затворничества. Первые 5 лет его не видел никто из братии, даже монах, приносивший старцу скудную пищу. После истечения этого срока Саровский иногда открывал дверь кельи и принимал желающих, но на вопросы не отвечал, так как дал обет молчания. В келье была лишь с аналоем и пенёк, служивший преподобному стулом. В сенях находился дубовый гроб, рядом с которым Серафим часто молился, готовясь к отходу в вечную жизнь. Ещё через 5 лет двери кельи открывались с начала утренней литургии и не закрывались до 8 вечера. В конце 1825 года во сне к старцу явилась Божья матерь и разрешила выйти из кельи. Так закончилось его затворничество.

Конец земного пути

Почти за два года до своей смерти преподобный Серафим Саровский вновь увидел Божью матерь, которая как бы предзнаменовала ему блаженную кончину и ожидающую его нетленную славу. 1 января 1833 года святой отправился в церковь и поставил свечи ко всем образам. После литургии он простился с молившимися, которые заметили, что святой почти обессилен. Но дух старца был радостен, бодр и спокоен. Вечером этого дня Серафим пел пасхальные песни. На следующий день братия вошла в его келью и застала преподобного стоящим на коленях перед аналоем. При этом голова его лежала на скрещенных руках. Они стали его будить и обнаружили, что старец был мёртв. Спустя семьдесят лет Серафим Саровский, биография которого была изложена в этой статье, был причислен Священным Синодом к

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать - Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора - купец - владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.


Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Подвижничество

В 17 лет юноша совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру в качестве паломника. Там он узнал место, где будет пострижен в монахи. Мать не стала противиться выбору сына, понимая, что он действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя два года юноша уже готовится стать монахом в монастыре для мужчин Саровская пустынь.


В 1786 году молодой человек сменил имя на Серафим и пополнил монашеские ряды. Его посвятили в иеродиаконы, а спустя семь лет - в иеромонахи.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой он поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние, равное пяти километрам.

Иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые предметы одежды, самостоятельно находил еду в лесу, спал непродолжительно, держал строжайший пост, перечитывал святое писание, часто предавался молитвам. Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом со своей кельей.


Многие годы Серафим ел только траву сныть. Кроме того, он избрал особый вид подвига - столпничество, при котором тысячу дней и ночей непрерывно молился на валуне из камня. Так Серафим стал именоваться преподобным, что означает образом жизни стремящимся стать подобным Богу. Миряне, заходя к нему, зачастую видели, как преподобный кормит большого медведя.

В житие описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что он успел разбогатеть, и его можно ограбить. Пока иеромонах молился, они избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на свою силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил. Случившееся недоразумение стало причиной того, что он остался сгорбленным на всю жизнь. Позже преступников поймали, а отец Серафим подарил им прощение, и их не наказали.


С 1807 года Серафим старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми. Он начал новый подвиг - молчание. Через три года он вернулся в монастырь, но ушёл в затворничество на 15 лет, найдя уединение в молитвах. По окончании затворнического образа жизни он возобновил приёмы. Серафим стал принимать не только мирян, но и монахов, обретя, как описано в книге о его жизни, дар пророчества и целительства. Сам царь был среди его посетителей.

Умер иеромонах Серафим 2 января 1833 года в своей келье. Это случилось на 79 году жизни, когда он совершал обряд коленопреклоненной молитвы.

Житие

Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя четыре года после его смерти. Оно и стало основным источником, написанным о Саровском. Однако и его много раз редактировали.


Так, в 1841 году житие переписал сам митрополит Филарет. Сказалось желание сделать привести житие в соответствие с требованиями цензуры того времени.

Редактором следующего издания стал настоятель одной из пустыней Георгий. Он дополнил книгу деталями о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях девы Марии.

Народное почитание и канонизация

Почитать Серафима начали ещё при жизни. Однако канонизирован он был после смерти по требованию супруги - . Это случилось 19 июля 1902 года. Николай II и Александра Фёдоровна верили, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник.


Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя, соответствующим церковным канонам.

Наследие

Православные и сегодня молятся Серафиму Саровскому. В прессе многократно писали об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, и других чудесах, связанных с ним.

До наших дней дошла самая известная икона, на которой изображён преподобный. Исходником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, который был сделан за пять лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков.


Также и по сей день православные знают ни одну молитву Серафиму Саровскому. В чём помогает этот святой: верующие просят у него умиротворения и окончания страданий, исцеления от недуга, гармонии и душевной стойкости. Зачастую к иконе с молитвой приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Молодые девушки просят послания спутника. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле.

Сегодня храм Серафима Саровского есть практически в каждом городе России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших сёлах. Это говорит о том, что святой и сейчас почитаем среди верующих.

Пророчества

Если верить дошедшим до наших дней источникам, Александру I Серафим предсказал, что род Романовых берёт своё начало и завершится в доме Ипатьева. Так и случилось. Первого царя по имени Михаил избрали в Ипатьевском монастыре. А в екатеринбургском доме Ипатьева погибла вся царская семья.


Среди предсказаний святого Серафима такие события, как:

  • декабристское восстание,
  • Крымская война 1853–1855 гг.,
  • закон об отмене крепостных отношений,
  • война между Россией и Японией,
  • мировые войны,
  • Великая Октябрьская социалистическая революция.
  • Серафим считал, что до пришествия антихриста миру осталось шестьсот лет.

Цитаты

  • Также до нас дошли и известные цитаты, некогда сказанные Саровским. Вот некоторые из них:
  • Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
  • Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  • От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.
  • Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
  • На хлеб и воду ещё никто не жаловался.
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Родился П.И. Мошнин в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. Когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Тепло принятый настоятелем пустыни, старцем Пахомием, юный Прохор сразу предался иноческим подвигам. И вот избранник Божий, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Строгость жизни Прохора привлекала к себе общее внимание братии и многие удивлялись силе его подвигов. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В иноческий ранг его посвятили с новым именем — Серафим. В переводе с древнееврейского оно означает «пламенный».

В 1794 году, стремясь к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Его подвижничество в это время сводилось к телесным ограничениям (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтению священных книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневной долгой молитве, столпничеству. Около кельи Серафим возделал огород и устроил пчельник. «Житие» сообщает о чудесах, например, о случае, когда Преподобный из рук кормил медведя хлебом.

Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В кельи они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в «Житии», дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре, в своей келье во время молитвы.

Стоит отметить, что иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка, книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841 году. Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок купца Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С.А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, еще при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А.А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит». Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III. Затем, по свидетельству графа С.Ю. Витте, в 1902 году канонизации потребовал лично Николай II, видимо, по настоянию супруги. 11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось констатировать факт сохранности «остова» Саровского старца и выразить мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.

В 1920 году было произведено вскрытие мощей с составлением акта, а в 1922 году они были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев. В 1990 году в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. Было установлено, что это были мощи преподобного Серафима Саровского. В 1991 году мощи Преподобного были перенесены в Дивеевский монастырь.

Батюшка Серафим поступил в Саровскую пустынь в 1778 и поручен был старцу иеромонаху Иосифу. Родиной Серафима Саровского был город Курск, где его отец - Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройками зданий, церквей и домов.

Родился в 1759 году и назван был Прохором. К тому времени у него еще был старший брат Алексей, потомки которого и сейчас живут в городе Курск. После смерти отца, Прохору (Серафиму) было около 3 лет, и его воспитывала матушка Агафья. То, что Прохор был избранником божьим, это видели все духовно-развитые люди, матушка также не могла не заметить это. Сначала произошел случай, когда мальчик перевалился и упал через перила в недостроенном соборе, при этом оставшись жить. Второй случай, во время болезни, никто не надеялся на его выздоровление, а ему было ночное видение Пресвятой Богородицы, которая обещала его исцелить, так и произошло. В 17 лет Прохор решил посвятить жизнь служению богу и уйти в монастырь. Встал выбор, в какой монастырь идти и Прохор решил сначала попросить наставления от киевских старцев в Киеве, куда он и пошел. Там он получил благословление в Саровскую пустынь. В течение 8 лет юный Прохор был послушником и прошел все степени монастырского искуса, был способен и готов принять монашеское обеты. В августе 1786 года послушника Прохора постригли в сан инока и было дано имя отец Серафим. В октябре 1786 монах Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, совершая молитвы и после службы. Господь одарил преподобного Серафима чудесными видениями во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был посвящен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.

После смерти настоятеля, отца Пахомия,

Серафим Саровский родился в 1759 году и назван был Прохором. К тому времени у него еще был старший брат Алексей, потомки которого и сейчас живут в городе Курск. После смерти отца, Прохору (Серафиму) было около 3 лет, и его воспитывала матушка Агафья. То, что Прохор был избранником божьим, это видели все духовно-развитые люди, матушка также не могла не заметить это. Сначала произошел случай, когда мальчик перевалился и упал через перила в недостроенном соборе, при этом оставшись жить. Второй случай, во время болезни, никто не надеялся на его выздоровление, а ему было ночное видение Пресвятой Богородицы, которая обещала его исцелить, так и произошло. В 17 лет Прохор решил посвятить жизнь служению богу и уйти в монастырь. Встал выбор, в какой монастырь идти и Прохор решил сначала попросить наставления от киевских старцев в Киеве, куда он и пошел. Там он получил благословление в Саровскую пустынь. В течение 8 лет юный Прохор был послушником и прошел все степени монастырского искуса, был способен и готов принять монашеское обеты. В августе 1786 года послушника Прохора постригли в сан инока и было дано имя отец Серафим. В октябре 1786 монах Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, совершая молитвы и после службы. Господь одарил преподобного Серафима чудесными видениями во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был посвящен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим Саровский с благословения настоятеля ушёл в пустынную келлию в нескольких километрах от Дивеевского монастыря, в лесу. Именно здесь он стал уединенно молиться, приходя в обитель только по субботам, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн.

Серафим Саровский проводил жизнь в суровых подвигах, со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный Серафим Саровский выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и развел пчёл. Сам себе добывал еду, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, обычные люди - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Спросив благословение настоятеля, преподобный запретил приходить женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном уединении и безмолвии. В затворе преподобный Серафим Саровский приобрел высокую душевную чистоту и получил от Бога особые благодатные дары - прозорливость и чудотворение.

Шло время, а он все жил в одиночестве, работал по хозяйству, много молился, читал и т.д. А вот уже в 1815 году ему было необычное видение, в котором господь повелел не скрывать ему своего дара, а быть доступным и видимым для каждого человека. Серафим Саровский стал принимать всех без исключения, разговаривая и поучая спасению, и жизнь старца приняла новое общественное направление. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех желающих. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и физические болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое".

Преподобный Серафим Саровский 15 лет провел в уединении, в дальней саровской пустыни, она находилась в 5 верстах от Дивеевской обители, среди соснового бора. Его монастырская келья была в братском одноэтажном келейном корпусе, состояла из комнаты с печкой, сеней и крылечка; под полом находилась сложенная из кирпича пещера 3 аршина шириной, куда Старец уединялся для молитв. Близ пустыньки был огород и забор,а пчелы приносили Старцу хороший мед. После смерти преподобного Серафима келью с Дальней пустыньки перенесли в святое Дивеево , в алтарную часть церкви Преображения Господня. К Саровским торжествам 1903 года бревенчатая келья на Дальней пустыньке была восстановлена и место благоустроено.

В 1825 преподобный Серафим Саровский стал просить Господа о благословении на окончание затвора. После видения Богородицы, которая разрешила выйти из затвора, Серафим стал посещать пустынь. И с того времени к отцу Серафиму начали ходить за благословением сначала сестры Дивеевской обители, а потом и сама начальница - Ксения Михайловна. Ближняя пустынька была облагоустроенна в конце жизни Преподобного, когда ему стало трудно ходить к Дальней. В ней он с 1825 года принимал многочисленных посетителей со всей России. Множество чудес происходило здесь по его молитвам. Здесь он смог видеть Пресвятую Богородицу в день Благовещения 25 марта 1831 года. В настоящее время на месте Ближней пустыньки установлен деревянный крест. Рядом - большой памятный камень, на нем табличка с надписью, что это место в 1903 году посетил Государь Николай II.

До самой смерти Серафим Саровский принимал здесь страждущих, исцелял духовно и телесно, наставлял ко благочестию и спасению. В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Старец сам указал место, где следовало похоронить его, - около алтаря Успенского собора. Первого января 1833 года преподобный Серафим Саровский в последний раз пришел в больничную Зосимо - Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся".

Второго января (2.01) келейник Серафима Саровского, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам батюшка стоял на коленях перед иконой Умиление в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем которого преподобный Серафим Саровский был всю жизнь.

15 января (2 января) - день памяти преподобного Серафима
1 августа (19 июля) - обретение мощей Серафима Саровского