Ремонт Дизайн Мебель

Отдых на меловых карьерах. Белорусские «Мальдивы

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», - объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском - одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то - на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей.

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку.

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», - считают многие путешественники.

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи - 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания - это не лучшее место. 10 человек уже утонули.

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает.

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать» , - заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» .

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло , в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф - от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, - продолжает Александр Самойло. - Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, - говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский . - Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться - все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет» , - заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали , который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак , летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, - говорит специалист. - Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем» , - пояснила директор центра.

Девственные леса, кристально чистые озера и богатая фауна - все это чудесная , являющаяся истинным достоянием государства. Одним из прекраснейших мест в стране можно считать Меловые озера около Волковыска, привлекающие все больше туристов, решивших воссоединиться с дикой природой. Нынче эти места пользуются популярностью не только у белорусов, но и у других народов, среди которых особенно выделяются русские и украинцы.

История возникновения

Белорусское чудо появилось вследствие меловых разработок, деятельность которых продолжается вот уже свыше одного века. ОАО "Красносельскстройматериалы" производит смеси, цемент, известь, трубы и всевозможные детали. Добыча и дальнейшая перевозка мела здесь производится круглосуточно, однако это нисколько не помешает вашему отдыху, ведь уже образованные озера располагаются на некотором расстоянии от нынешних месторождений. Многочисленные посетители подтвердят великолепие природы и чистый воздух, царящих в этих местах близ такого замечательного места, как город Волковыск. Меловые озера есть и в Минской области, но о них мы расскажем немного попозже.

"Белорусские Мальдивы"

В последние годы Меловые озера под Волковыском стали настоящей природной У берегов этих рукотворных водоемов постепенно вырастают кустарники и деревья, а вода приобретает бирюзово-изумрудный оттенок. Несмотря на то что к этому месту не проложены хорошие дороги, люди все чаще приезжают сюда, дабы насладиться чистым воздухом и водой, которые так манят любителей экотуризма. Стоит отметить, что каждое из озер уникально: у вод одного вздымаются обрывистые берега, поросшие молодыми соснами, а другое встречает посетителей пологими спусками. Именно последние стали излюбленным местом отдыха горожан. Конечно, не все водоемы пригодны для купания, хотя это и не помешает отыскать с десяток миловидных озер, где водная гладь сродни самим небесам. Хороши эти воды и для любителей рыбалки, ведь озера богаты карасем, красноперкой, щукой, плотвой, толстолобиком и другими видами рыб. Тем не менее Меловые озера являются совершенно «необузданными», так как считаются техническим объектом, а поэтому не ожидайте встретить там облагороженные пляжи, бары или базы отдыха. Как бы там ни было, неповторимые пейзажи и бирюзовые воды озер постоянно привлекают множество путешественников, да и местных жителей, выехавших на шашлыки.

Маршрут

Меловые озера (а точнее, карьеры) находятся недалеко от города Волковыска Гродненской области. От Минска придется проехать порядка 270 км, от Москвы - 1000 км. Уточним тот факт, что вплотную к озерам подъехать не удастся (разве что на внедорожнике), а поэтому придется пройти пешком 500-700 метров. Множество туристов отправляются к ним с палатками и мангалами, дабы отлично провести выходные вдали от городской суматохи. Карту проезда смотрите ниже.

Предупреждение

Завершим же рассказ о Меловых озерах под Волковыском одним существенным «но». Дело в том, что вышеупомянутое предприятие ОАО «Красносельскстройматериалы» не рекомендует посещать водоемы и купаться в них. Такое предостережение объясняется несоответствием санитарным правилам и нормам вод озер, которые были проверены Волковысским зональным центром гигиены и эпидемиологии в 2013 году. По его данным, количество ОКБ (общих колиформных бактерий) и ТКБ (термотолератных превышает норму в 60-100 раз. Конечно, это очень большой недостаток, однако он мало кого останавливает. Еще один немаловажный факт - это большая глубина озер (свыше 10 м), из-за чего необходимо быть особенно осторожными.

Меловые озера под Солигорском

Похожая ситуация наблюдается недалеко от еще одного города. Это Солигорск. Меловые озера здесь также являются затопленными меловыми карьерами, однако разработка полезных ископаемых уже не проводится вблизи от этих водоемов. Ближайший населенный пункт - это небольшой городок Уречье. Лазурная вода, сосновые леса и свежий воздух для жарки шашлыков - что еще нужно для отдыхающих? Стоит отметить, что в этом месте водоемов гораздо меньше - их всего 2. Тем не менее они огромны, а поэтому всем отдыхающим хватит мест. как мы лаконично упоминали выше, сравнивают с Мальдивами. 90% людей вряд ли смогут позволить себе путешествие к последним, однако зачем идти на такие меры, если можно прекрасно провести время на родных землях? Не забудьте взять с собой фотоаппарат, ведь десятки прекрасных снимков вам обеспечены.

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).

По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).


Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».

Ключевая ценность этой статьи — актуальная карта проезда к меловым карьерам с подробными пояснениями.
Надеюсь, вам будет легче добраться до места отдыха.

Пишу заметку, которой не хватало нам самим во время поездки на Беларусские Мальдивы.

В статьях о карьерах за прошлые года не вся информация актуальна. Следуя указанному в статьях маршруту, мы постоянно натыкались на неопределенности и неприятные неожиданности. В пабликах о меловых карьерах под Волковыском в вконтакте можно найти только вопросы от желающих посетить достопримечательность впервые, а ответов почти нет.

  • Меловые карьеры в Беларуси прекрасны. Вода действительно лазурного цвета.
  • Нахождение и купание на карьерах официально запрещены, возможен штраф. Туристам там не рады.
  • От Минска на авто ехать 3 часа в одну сторону.
  • Очень много клещей в траве.
  • В городе Волковыск смотреть особо нечего.

Как доехать

В Красносельском районе есть старые и новые карьеры. Вам нужно на новые:)
Дорога на автомобиле от Минска до карьеров занимает чуть больше 3-х часов.

Координаты: 53.279295, 24.470577.

В Гугл навигаторе достаточно ввести поисковый запрос «Меловые карьеры».

Вот подробная карта с пояснениями как доехать до карьеров в районе п. Красносельский:

При въезде в д. Новоселки тоже будет знак «Движение запрещено», но через 700м. Можно оставить машину и идти пешком это дополнительное расстояние.
Другой вариант — проехать 700м и легально оставить машину рядом с указанной меткой в д. Карповцы. Учитывайте, что ехать придется через деревню по грунтовой дороге с ямами.

Как пройти

Идти пешком придется в любом случае)

Готовьтесь встретить на пути много предупреждающих об опасности знаков и сформируйте заранее отношение к ним всех участников вашей поездки)
В правом верхнем углу на карте указан финишный участок маршрута. На первой половине этого участка дорога перекопана:
Преодолеть этот участок на транспорте крайне затруднительно. Запаситесь подходящей обувью.
Вторая часть финишного маршрута более приятна:
Еще несколько шагов по тропинке — и вы у цели:)

Штраф

Размер штрафа: от 3 до 10 базовых величин. Сейчас базовая 23 бел. рубля. Итого, штраф может составить 230 бел. рублей/7400 российских рублей/130$.

В некоторых источниках встречалась информация о патрулировании милицией территории карьеров. Но отзывов оштрафованных туристов мы не встречали.

Старые меловые карьеры

Старые карьеры не такие красивые. Вода в них более зеленая, почти стандартного цвета воды в обычном пруду.

Кратчайший путь от новых карьеров до старых перегорожен очередным знаком «Движение запрещено», поэтому добираться придется в объезд через п. Россь.

Карта проезда от новых карьеров к старым:

Приятных Вам путешествий!)
Если статья была вам полезна, напишите ниже комментарий об этом?)

В Волковыском районе Гродненской области, что у нас в Беларуси, есть поселок городского типа - Красносельский. Район, считавшийся на протяжении 100-летия, промышленным, стал в последнее время популярным среди туристов. Привлекает нас, туристов, все необычное, примечательное и оригинальное. А в Красносельском есть такие вот водохранилища, вид которых зачаровывает.
В нашем путешествии, с доброй воли стечения стихийных, но замечательных обстоятельств, нас сопровождали два замечательных парня, родом из этих мест, а кто, если не местные жители, могут рассказать обо всем в подробностях, и показать все

Почти 100 лет назад, в 1914-м, построили в Красносельском цементный завод, и для него стали добывать мел, коим район очень богат. Добывают его вот в таких карьерах и по сей день. Ребята показали, с чего начинается то, что превращается потом в живописные водохранилища, к которым лет 5 назад началось настоящее паломничество туристов.

Вот мы на дне такого карьера. Даже еще не совсем на дне при разработке углубляются до 30 м.

Белазы круглосуточно совершают рейсы с карьеров на завод и обратно.

На карьер - пустыми, обратно - гружеными 30 тоннами мела.

Пригласили покататься на этих громадинах, да, нелегкий у ребят труд. От карьера до завода около 9 км.

За смену в 12 часов каждая машина делает 15-16 рейсов. Ребята поделились, что за смену "доезжают до Минска", проезжают 260-270 км.

Вот так вот при разгрузке пуговичкой отмечают очередной рейс, а в эту тетрадку водитель просил не заглядывать - там ведутся некие финансовые расчеты.

Вдоль маршрута Белазов белым-бело, вся растительность и близлежащие дома покрыты слоем мела.

Итак, мел из карьера вынимают и увозят, когда начинает поступать вода - узеньким таким ручейком, ее удаляют насосами.

Но ресурс карьера заканчивается, и разработка его завершается. Он заполняется водами. И из-за оставшихся меловых и глиняных пород вода здесь такого цвета - в каждом карьере - своя, и в каждом неповторимо прекрасная.

Первоначально закрытый для разработки карьер выглядит вот таким образом, инопланетный пейзаж без растительности. На этом карьере разработка закончилась около года назад.

Но постепенно берега зарастают травой, деревьями и кустарниками. И карьеры становятся совершенно похожи на природные объекты. Залетные птицы приносят на лапках икру, и водоемы обогащаются рыбой.

Эх, эти бы объекты, да в хорошие руки!.. Туризм здесь совершенно дикий, нет никаких условий, мусор не вывозятся, о какой-либо инфраструктуре и говорить нечего.

Кучи мусора, стихийные кострища, огромные строительные бетонные балки, запрещающие въезд машин напоминают, что посещение здешних мест туристами... запрещено законом. Именно так... Со своими крутыми берегами, скользким глиняным дном карьеры считаются опасными для туристов.

Ребята свозили нас на 7 карьеров, залитых уже водой. На многих из них купаются люди. Чистейшая вода, с хорошим входом, есть места поглубже, есть помельче, где бултыхаются малыши, твердо ступая ножками по песчаному дну. Да, есть скользкие места, есть крутые берега, но какое море или озеро на Земном шаре полностью благоприятно для туризма? наверное, ни одно... Развивать туристические маршруты нет средств ни у завода, во владении которого карьеры находятся во время разработки, ни у государства, в чьи руки попадают карьеры после рекультивации.

Рекультивация - следующая стадия жизни карьеров. Огромные шагающие экскаваторы засыпают карьеры, сглаживая крутые берега и делая их безопасными и пологими. Именно сюда, кстати, предлагают приезжать туристам - безопасно, надежно, никакого экстрима. Выше на фото карьер засыпанный с одной стороны, когда засыпят с обоих, он станет узким, с такими вот берегами, и вернется ли вода к прежнему цвету, меняющемуся от карьера к карьеру - лазурный-небесный-голубой-синий-изумрудн ый-зеленый - неизвестно.

Ну, хватит о грустном. Пока есть возможность любоваться, будем любоваться. Ведь есть чем!

Красиво и здорово, и хочется релаксировать и медитировать, сидеть на берегу и наслаждаться. Не так много...