Ремонт Дизайн Мебель

Обобщающий урок по биологии в виде игры. Своя игра. По общей биологии. Урок повторения с элементами игры. Оборудование для практической работы

Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время»

Опыт актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой - нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя - это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны - это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра - ведущий метод (уроки - ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - смотры знаний, уроки - викторины, урок - расследование, урок - экспертиза и другие).

Начну с уроков - игр.

1. Урок - ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок - обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли - роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе - цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика - зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.

Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой - подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок - смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок - контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация - описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды - определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание - команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 - 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) - каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

3. Урок - путешествие «Клетка - единица живого». Этот урок я провожу в 11 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке. 2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям. 3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся - определить, о каком организме идёт речь. 4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом. 5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют. 6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

4. Урок - конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс - «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс - «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс - «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки - учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс - «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс - «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс - «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс - «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс - «Рассказ - небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников - найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

5. Урок - ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач - инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся - «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

8. Урок - игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения. Кроме уроков - игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика - «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 - 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее. Игра - «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу я провожу игру «Химическое лото» , где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений. Игра - «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное». Игра - «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее - семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны - яблоко, т. к. это многосемянный плод.

Игра - «Составь пары». 7 класс Класс Рыбы.

1) Лососевые; Латимерия. 2) Осетровые. Жерех. 3) Карпообразные. Ёрш. 4) Колючепёрые. Белуга. 5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА ВИД + АСТРА = СТАВРИДА ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА ТРЕК + АС = ТРЕСКА АС + ПЛУТ = ПАЛТУС БАЛ + КАМА = КАМБАЛА ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.

Описание: Я предлагаю урок-игру по теме «Формы размножения. Бесполое размножение», которая проводится в форме эфира некоторых известных телевизионных передач. С первой минуты - «Оргмомент» и до последней - «Рефлексия», он построен в на игровом сюжете. Обучающиеся сразу интригуются учителем в «Прогнозе погоды», под лирическую мелодию, на ближайшие 45 минут (психологическая установка на «добро») и затем виртуально попадают в телецентр «Останкино», где, сначала, озвучивается «Программа передач на сегодня» (этапы урока), а затем ребята заочно участвуют в хорошо знакомых им телевизионных играх, которые завуалированы под традиционные этапы урока: киножурнал «Хочу всё знать!», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать биологом?», «Огород круглый год», и конечно программа «Вести». Смена одного этапа другим сопровождается несколькими аккордами музыкальной заставки той телепередачи, которая начинается (т.е. следующий этап урока), если ребёнок на секунду отвлёкся, он всё равно обратит внимание на звук! В ходе игры обучающиеся участвуют практически во всех видах деятельности присущих для урока и данного возраста. Этот урок-игра предназначен для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ (обучающихся по программе В. В. Пасечника). Методическая разработка урока-игры может быть использована учителями биологии при подготовке и проведении открытого урока по данной теме. Этот урок-игра был разработан мною специально для участия в районном туре конкурса «Учитель года» и получил огромный успех не только у учеников из районной школы, но и у коллег, и жюри!

Цель урока:

1. Сформировать теоретические знания о формах размножения организмов. Дать сравнительную характеристику способам бесполого размножения как у растений, так и у животных. Закрепить знания о споровом и вегетативном размножении растений.

2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через игровую форму проведения урока, применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах и группах); ответственное отношение к собственной работе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма проведения урока: эфир телепередач

Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах

Материалы и оборудование:

1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;

2. Презентация «Вегетативное размножение растений»с музыкальными заставками известных телепередач, используемых на уроке

3. Модель «Окно»для рефлексии (магниты, магнитная доска)

Натуральные объекты : комнатные растения: сенполия, зефирантес, гибискус, сансевьера, хлорофитум, фиалка

Раздаточный материал:

Контрольные карты,

Инструкция для практической работы,

Этикетки для цветов,

Цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки)

Материал из СМИ «Клонирование овцы Долли», схемы для заполнения

«Формы размножения организмов» (на каждого ученика)

Оборудование для практической работы:

Небольшие горшочки, заполненные грунтом - (по количеству учеников)

Палочки для пикировки

Салфетки;

Посадочный материал: стеблевые черенки гибискуса, листовые черенки сенполии, фиалки, побеги хлорофитума (отделённые от усов), корневые черенки сансевьеры, луковицы зефирантеса; гладиолуса, тюльпана, клубни георгин

Вода для полива растений.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами заочно побываем в телецентре «Останкино» и примем участие в различных эфирах известных вам телепередач. К тому же, каждый из вас уйдёт с урока с новым другом, а каким, вы узнаете чуть позже…

«Прогноз погоды» на ближайшие 45 минут: в Шебалинской школе ожидается спокойная, солнечная погода, грозовых туч в кабинете биологии и ливневых дождей на лицах девятиклассников не ожидается…

Итак, программа телепередач на сегодня (слайд)

Киножурнал «Хочу всё знать!» (Изучение новой темы)

. «Что? Где? Когда?»

. «Кто хочет стать биологом?» (Закрепление изученного)

. «Огород - круглый год» (практическая работа)

. «Вести» (итог урока)

2. Изучение нового материала

Учитель: Итак, я приветствую вас в киножурнале «Хочу всё знать»!

О том, какую сегодня будем изучать тему урока, вы должны угадать сами, прочитав на слайде слова американского биолога Меллера и ответив на вопрос: «О каком процессе идёт речь?».

(слайд): «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (размножение)

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов - способности к размножению. А что такое размножение? (воспроизведение себе подобных) Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Запишите число и тему урока в тетради: «Формы размножения. Бесполое размножение»

Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:

“Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.

Поэтому я предлагаю вам, в ходе урока заполнить левую часть таблицы, которая лежит перед вами, а правую мы заполним на следующем уроке.

Учитель: Какое размножение называют бесполым?

Ученики: Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

Осуществляется без участия половых клеток;

В основе размножения лежит митоз;

Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

Преимущество - быстрое увеличение численности.

Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

Учитель: Какое размножение называется половым?

Ученики: Половое размножение - это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

Происходит с образованием гамет.

Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

Недостаток: риск остаться без потомства.

Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете?

Ученики: Деление клетки, спорообразование, вегетативный….

Учитель: Правильно! Запишите в схему первый способ бесполого размножения: деление клетки. Какие организмы размножаются этим способом? (бактерии, амёбы, простейшие…)(слайд)

Учитель: Второй способ бесполого размножения, который вы назвали - спорами. Перед вами на столах лежат гербарии различных растений. Выберите только те, которые размножаются спорами. (Работа в группах: выбирают мхи, хвощи, плауны, папоротники). Проверяется правильность выполненного задания. Записывают в схему.

Запишите третий способ бесполого размножения, который вы назвали вначале урока - вегетативное размножение.

Учитель: Что значит вегетативное размножение?

Ученики: Частями организма.

Учитель: Правильно. Назовите эти части растений. (….) Перед вами на слайде изображение трёх растений. Ваша задача: угадать их и назвать какими частями размножается каждое из них. (на слайде: картофель - клубнями, виноград - черенками, клубника - усами)

Обратите внимание на следующий слайд: Какие растения изображены? (фиалка, тюльпан, пырей ползучий, вишня). Ребята, перепутались названия способа размножения этих растений. Ваша задача, всё расставить на свои места. Итак, вишня размножается (вылетают на слайде стрелки)-корнем, фиалка - листом, пырей ползучий - корневищем, тюльпан - луковицей). Запишите в схему.

Скажите, а бесполым путём размножаются только растения? (….)

(на слайде изображены: гидра, дождевой червь, медуза и дрожжи)

Учитель: Назовите эти организмы. Что их объединяет?

Ученики: Гидра и дрожжи размножаются почкованием, дождевой червь и медуза - могут размножаться фрагментацией. Что произойдет с дождевым червём или медузой, если мы их нечаянно разделили. (восстановление утраченных частей тела - регенерация)

Запомните:

Можем резать гидру смело

Восстановит свое тело

Это не сенсация,

А регенерация.

У животных в силу высокой специализации клеток организма вегетативное размножение встречается значительно реже. Кроме кишечнополостных, оно встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей. У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма.

Учитель: Ребята, а как будет называться вегетативное размножение зародышей? (полиэмбриония)

У отдельных видов млекопитающих (южноамериканский броненосец)(слайд) встречается вегетативное размножение зародышей, когда в ранний период эмбрионального развития зародышевый диск дает начало нескольким особям (от 4до 8). Подобное явление можно наблюдать и у человека - однояйцевые близнецы. (слайд)

А что произойдёт с однояйцевыми близнецами, если произойдёт нарушение в цитокенезе и зигота не полностью разделится на 2 части?) (сиамские близнецы- слайд)

Как называется искусственный способ бесполого размножения животных? (клонирование)

При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

Что такое клонирование?

Дети: Клонирование - это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование - это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма.

Учитель: Ребята! Вам наверняка известен случай с появлением на свет овцы Долли. О её клонировании нам сейчас расскажет… (на предыдущем этапе, одному из сильных учеников даю распечатку материала об овце Долли, и он рассказывает то, что понял)

Итак, ваша схема заполнена. Проверьте её правильность (слайд). Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите.

3. Закрепление

Учитель: Я приветствую вас в эфире телепередачи «Что? Где? Когда?» (муз. заставка и логотип передачи на слайде)

Самым интригующим моментом этой игры является «чёрный ящик». Не обошлись без него и мы. (Учитель достаёт «черный ящик).Когда я шла к вам сегодня на урок, я достала из морозильной камеры микроорганизмы, создала на кухне из того что было под рукой питательную среду им, и сейчас они, в этом ящике не только питаются, но растут и размножаются! Что лежит в чёрном ящике?

Ученики: дрожжи. (учитель достаёт баночку с дрожжами, показывает). Каким способом размножаются дрожжи? (почкованием)

Молодцы! Перед вами на парте тестовое задание «Характеристика бесполого размножения». Ваша задача, выбрать правильный ответ на каждый вопрос.

(Работа в парах, взаимопроверка. На слайде - правильно заполненная таблица). Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки!(…) Вы получаете «5»,одна ошибка?(…)-«4», две ошибки? (…) «3». Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием!

Учитель: Итак, я приглашаю вас принять участие в телеигре «Кто хочет стать биологом?» (звучит муз. заставка игры и логотип передачи, только слово «миллионером» заменено на «биологом»). У вас есть две подсказки: 50/50, помощь друга.

Вопросы:

1. Что такое размножение?

А) увеличение числа особей

Б) Деление клеток

В) Воспроизведение себе подобных

Г) Образование новых видов

2. Пресноводная гидра размножается:

А) регенерацией

Б) фрагментацией

В) почкованием

Г) делением клетки пополам

3) Клонирование-…

А) способ полового размножения

Б) Способ искусственного бесполого размножения

В) Способ селекции организмов

Г) способ гибридизации

Молодцы! Вы настоящие биологи!

4. Практическая часть.

Учитель: Я с удовольствием приглашаю вас принять участие в передаче «Огород-круглый год» (в ходе всей пр. работы звучат разные голоса птиц) Учитель приглашает по группам подойти к первым партам, на которых стоят маленькие горшочки с землёй с приклеенными фамилиями, именами учеников, сосуды с водой, лежат инструкции по выполнению практической работы «Вегетативное размножение растений», луковицы тюльпанов, гладиолусов, клубни георгин, различные отростки комнатных растений).

Помните, вначале урока я вам сказала, что каждый из вас сегодня уйдёт с урока с новым другом? Вот его то вы сейчас и обретёте, посадив одним из способов вегетативного размножения понравившееся вам растение. Нового «друга» заберёте домой и будете ухаживать за ним. Приступайте.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ»

1. Выберите посадочный материал: луковица, стеблевой черенок, листовой черенок, корневище с побегом.

2. В почве с помощью палочки сделайте углубление.

3. В углубление поместите луковицу, корневище или 1/3 часть черешка листа или стебля. Луковица и корневище должны полностью находиться в почве.

4. Присыпьте почвой и слегка придавите.

5. Проверьте правильность посадки: слегка потяните надземную часть, если растение не вытаскивается из почвы, то посажено правильно.

Обязательно полейте растение

5. Подведение итогов урока и задание на дом . Программа «Вести» (звучит муз. заставка к телепередаче)

Д/З: выучить таблицу,которую заполнили на уроке, реферат «Клонирование: «за» и «против»

6. Рефлексия.

Учитель: Ребята, перед вами лежат картинки комнатных цветов: фиалки и кактусы. Я подарила вам по другу, поэтому и вы выходя из класса поставьте на подоконник моего «окна» (магнитная доска искусственно преобразована в окно, штора и т.д.) фиалку, если вам было интересно на уроке и тема вами понята, и кактус, если вы что-то из нового материала не усвоили, и ещё хотели бы вернуться к нему.

Спасибо за урок (слайд). До свидания.

Список литературы:

1. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. Детгиз, 1954. - 335 с., ил.

2. Тавлинова Г.К. Комнатное цветоводство. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Агропромиздат, ТОО «Диамант», 1996. - 480 с., ил.

  • Слайд 2

    Правила игры

    • Играют четыре команды
    • Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра»
    • Право первого хода разыгрывается жребием
    • Правильный ответ оценивается суммой баллов, назначенной за вопрос
    • При неправильном ответе - право хода передается соперникам
  • Слайд 3

    Значение знаков

    • «Счастливый случай» - команда получает удвоенное число баллов за данный вопрос; если ответ неверный - баллы не снимаются.
    • «Своя игра» - команда имеет право увеличить или уменьшить число баллов за данный вопрос.
    • Вопрос-аукцион - одна команда может перекупить вопрос у другой.
    • «Кот в мешке» - вопрос надо отдать другой команде.
    • «Ва-банк» - вопрос перебивается только ва-банком
  • Слайд 4

    • Заключительный раунд
    • Из предложенных 5 тем путем вычеркивания остается одна. Команда делает ставку на определенное число баллов. Зачитывается вопрос, ответ участники команды записывают на листах. По окончанию времени (1 минута) ответы зачитываются вслух. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
  • Слайд 5

    • 1 раунд
  • Слайд 6

    • Клетка
    • Ткани
    • Великие анатомы
    • Доказательства
    • Железы
  • Слайд 7

    10

    • Человеческий организм состоит примерно из одного квадриллиона 1015 именно этих структур
    • клеток
  • Слайд 8

    20

    • Эта клеточная структура выполняет роль таможни и благодаря ей не все проникает в организм
    • Клеточная мембрана
  • Слайд 9

    30

    • Небольшие шарообразные структуры, содержащие вещества, которые уничтожают старые структуры клетки
    • Лизосомы
  • Слайд 10

    10

    • Клетки какой ткани изображены на рисунке
    • Гладкая мышечная
  • Слайд 11

    20

    • Межклеточное вещество именно этой ткани является упругим эластичным
    • Хрящевая
  • Слайд 12

    30

    • Именно эта ткань образует самую крупную железу нашего организма
    • Эпителиальная
  • Слайд 13

    10

    • 15 г этого гормона хватило бы для всех людей земного шара. Благодаря ему человек способен проявить фантастичную выносливость. Назовите гормон и железу.
    • Адреналин Надпочечники
  • Слайд 14

    20

    • В сказке золушка есть такое описание
    • …разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму - нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Эти симптомы схоже с болезнью именно этой железы
    • Щитовидная железа. Базедотва болезнь
  • Слайд 15

    30

    • Болезнь Иценко-Кушинга. Жир сосредотачивается в районе плечевого пояса, надключичных областях, в шейном районе позвоночника. Одновременно протекает утончение рук и ног ввиду потери жировой ткани и атрофирования мышц. Лицо приобретает округлую форму, щеки окрашиваются в красноватый цвет, появляются труднозаживающие язвы, сухостью ее и высоким сшелушиванием, высокая хрупкость капилляров, при пустяковых ушибах проявляются гематомы. Вместе с этим возникает чрезмерная пигментация эпидермиса в районах трения (шея, локти, подмышки). У женщин нередко регистрируется высокий гирсутизм на лице (усы, борода) и в районе груди.
    • Гипофиз
  • Слайд 16

    10

    • По свидетельству этого ученого, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы.
    • Изучение его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII в
    • Леонардо да Винчи
  • Слайд 17

    20

    • Врач лечит, природа исцеляет
    • Противоположное излечивается противоположным
    • Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости
    • Гиппократ
  • Слайд 18

    30

    • Наиболее известный персидский врач (980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки» (около 1000 года), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым он прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами, как утверждал Платон, а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком.
    • Авицена
  • Слайд 19

    10

    • Назовите явление
    • Атавизм
  • Слайд 20

    20

    • В настоящее время принято полагать, что зубы мудрости является зачаточными вследствие изменения рациона питания (уменьшение потребления твёрдой и жёсткой пищи). Назовите научный термин нефункционирующий
    • Рудимент
  • Слайд 21

    30

    • Книги «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных». Доказывают родство человека и животных. Автор
    • Чарльз Дарвин
  • Слайд 22

    • 2 раунд
  • Слайд 23

    • Органы чувств
    • Мышцы
    • Кровь
    • Кости
  • Слайд 24

    10

    • Масса этого органа у мужчин составляет в среднем 1375 граммов, у женщин - 1275 граммов, индивидуальные колебания - от 900 до 2000 граммов. Для сравнения – масса органа Тургенева - 2012 грамма, Павлова - 1653 грамма, Менделеева - 1751 грамм, Гете - 1210 граммов. Работают только около 4 процентов имеющихся клеток, остальные находятся в резерве. Ежечасно гибнет около тысячиклеток этого органа.
    • Головной мозг
  • Слайд 25

    20

    • Часть головного мозга, регулирует температуру тела так же, как термостат.
    • Эта часть знает, что температура вашего тела должна быть (около 98,6 по Фаренгейту или 37 по Цельсию), и если вашему телу слишком жарко, он показывает это с помощью пота. Если вам слишком холодно, он заставляет вас дрожать. Дрожь и потливость помогают привести температуру вашего тела в норму.
    • Промежуточный мозг
  • Слайд 26

    30

    • Именно это занятие с маленьким ребенком способствует развитию его мозга
    • Чтение вслух и частый разговор
  • Слайд 27

    10

    • В этом органе человека около 110-130 миллионов рецепторов. ОН не способен воспринимать неподвижное, поэтому, они все равно движутся, делая в секунду от 20 до 70 движений с минимальной амплитудой.
  • Слайд 28

    20

    • Если вы съели слишком много, он становится менее острым. Попробуйте немного ограничить себя в еде, если необходима идеальная острота
  • Слайд 29

    30

    • Человек способен различать до 10 000 запахов. В верхней части носовой полости размещается около 10 млн обонятельных рецепторов. Каждый рецептор заканчивается пучком тонких нитевидных жгутиков - обонятельных волосков. Вдыхаемые с воздухом молекулы пахучих веществ растворяются в слизи эпителия и взаимодействуют с обонятельными волосками. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Назовите рецептор
    • Обонятельная луковица
  • Слайд 30

    10

    • Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
  • Слайд 31

    20

    • Большеберцовая кость
    • Эта кость может выдержать осевую нагрузку в 1600-1800 кг (легковой автомобиль). Она же - и самая длинная кость скелета, около 27 процентов от роста человека.
  • Слайд 32

    30

    • Эта кость не связана ни с какими костями туловища, ее фиксируют 15 мышц.
    • Лопатка
  • Слайд 33

    10

    • На долю именно этого пальца кисти приходится 75 процентов ее функции
    • Большого
  • Слайд 34

    20

    • Самая сильная на растяжение мышца человека. Она способна удержать груз весом до 130 кг
    • икроножная
  • Слайд 35

    30

    • Когда мышечная ткань подвергается нагрузкам, она делает именно это, затем заново ….и от этого приобретает еще большую силу.
    • Повреждается и восстанавливается
  • Слайд 36

    10

    • За один удар в этот сосуд выбрасывается примерно 130 миллилитров крови
    • Аорта
  • Слайд 37

    20

    • Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у мальчика не появились. Кто сделал эту привывку
    • Луи Пастер
  • Слайд 38

    30

    • Жидкость внутри этих плодов может быть использована как заменитель плазмы крови. Первые банки крови появились во время Второй Мировой войны. Их основателем принято считать американца Чарльза Дрю, который, по жестокой иронии, умер в 1950 году от потери крови в результате автомобильной катастрофы
    • Зеленых кокосов
  • Слайд 39

    • 3 раунд
  • Слайд 40

    • Пищеварение
    • Разное
    • Витамины
  • Слайд 41

    10

    • Длина этого органа 1,5-1,8 метра, диаметр его может увеличиваться с 6-8 до 40-45 сантиметров.
    • Толстый кишечник
  • Слайд 43

    30

    • Кого на Древнем Востоке кормили только вареным мясом и почему они были недовольны?
    • Приговоренных к смертной казни людей кормили только мясом. Происходило зашлаковывание организма, и человек погибал от самоотравления
  • Слайд 44

    10

    • В 1897 г. голландский врач Хейкман заметил, что куры на его ферме и больные в тюрьме (он был тюремным врачом) тяжело болеют, если питаются очищенным рисом, но, питаясь неочищенным рисом, выздоравливают. Он сделал вывод, что в шелухе риса находится какой-то элемент, отсутствие которого вызывает эту болезнь.
    • В1 тиамин
  • Слайд 45

    20

    • Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг витамина …
  • Ходакова О.В.

    МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2 города Зубцова», Тверской области

    Игры на уроках биологии

    Каждого человека всегда, где бы он не находился, окружают различные животные и растения. Биология достаточно сложный предмет, где изучают не только видовой состав флоры и фауны, но и большое количество понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной задачей современного учителя.

    В настоящее время, главной проблемой школы является большая информационная загруженность и нежелание детей учиться. Но в процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, учащиеся способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

    Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности, развивает мыслительную деятельность учащихся, коммуникативность, прививает любовь к предмету. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ученика самостоятельно учиться.

    Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.

    Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.

    В своей работе я использую несколько вариантов игровых моментов, которые выступают как составляющие урока, так и игровые уроки, посвящённые закреплению изученного материала. Вот некоторые примеры игровых моментов:

    1. Загадки

    Кто быстрее всех летает,
    черной молнией мелькает,
    ртом открытым на лету
    ловко ловит мошкару?

    (Черный стриж .)

    Хоть не птицы, а летают,
    Ультразвуки издают,
    В темноте людей пугают,
    В спячку зимнюю впадают,
    Насекомых истребляют
    В дуплах днем они живут.
    (Летучие мыши)

    Близка опасность – он в клубок
    И иглы выставляет,
    А ночью с аппетитом он
    Личинок поедает.
    А с наступлением зимы,
    При недостатке пищи
    Впадает в спячку до весны –
    Никто его не ищет. (Еж).

    Тело желтоватое, круглое в разрезе,
    Острыми концами держатся в кишке,
    Три губы имеют и раздельнополы, Кто это такие? Назовите мне.
    (Аскариды )

    2. Игра “Ты – мне, я – тебе”.

    На предыдущем уроке учащимся было дано домашнее задание придумать несколько вопросов по теме, чтобы они отличались от вопросов параграфа.

    Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик.

    Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос.

    Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику.

    Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним).

    3.«Семь бед - один ответ»

    Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно называть только отдельные слова)

    4.Биологическая шарада.

    Отыщите непрерывную ломаную линию, которая так обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь и никуда не заходя дважды, чтобы следуя за линией, можно было прочесть о значении жуков щелкунов.

    Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

    Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии? Этот вопрос

    волнует многих учителей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по биологии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все больше и больше. Я считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в будущем. Проведение различных игровых моментов на уроке (практические работы, уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН) способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся. Совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Кроме того учащиеся приобретают широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в ВУЗах или в других учебных заведениях.

    Список использованных источников

    1. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1996. №6. С.137-142.

    2. Конышева, Н.М. Игры в учебном процессе / Н.М. Конышева // Нач. школа. 1984. №5. С. 17-21.

    3. Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод. пособие / А.С. Малыгина. – Саратов: Аквариус, 1998. 24 с

    4. Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии / Г.Ф. Федорец // Биология в школе. 1984. № 3. С. 31-35..