Ремонт Дизайн Мебель

"о мерах по дальнейшему совершенствованию военно-исторической работы в вооруженных силах российской федерации". Планирование повседневной деятельности воинской части Теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооружен

Анализ войсковой практики системы морально-психологического обеспечения, работы с личным составом по воспитанию и обучению, подготовки войск и сил к выполнению повседневных и боевых задач, боевого дежурства показал, что одним из важнейших направлений в системе деятельности должностных лиц органов военного управления является военно-историческая работа.

В ходе исследования проведенного в интересах выявления основных путей воспитания стойкости и мужества военнослужащих ВС РФ было установлено, что именно активизация данной работы в частях и подразделениях может быть результативным путем реализации задач данного процесса в повседневной практике. Военно-историческая работа организуется в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 265 от 10 июня 2001 года «О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», также она регламентируется такими документами как Федеральный закон от 13.03.1995 №32-ФЗ (ред. от 01.12.2014)»О днях воинской славы и памятных датах России», Приказ Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях, Приказ Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов» и другие.

Военно-историческая работа - это целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и других общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной истории опыта защиты государства, в интересах совершенствования строительства и подготовки ВС РФ, а также обучения и воспитания ее личного состава.

Составными частями военно-исторической работы является:

1) Исследовательская работа по изучению истории

2) Военно-историческое образование

3) Военно-патриотическое воспитание

4) Музейное и архивное дело

5) Военно-мемориальная и военно-ритуальная работа

Названные выше составляющие имеют свои особенности и признаки. Так,

военно-историческое образование и военно-патриотическое воспитание как составные части военно-исторической работы неразрывно связаны. Без пропаганды исторического прошлого, героического наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защите невозможно воспитывать патриотизм. Военная история России имеет тысячи примеров героического и мужественного поведения военнослужащих и народа.

В апреле 2010 года Ставропольским региональным отделением Российского общества социологов (РОС) совместно с Центром социологических исследований СГУ был проведен опрос студенческой молодежи Ставропольского края «Великая Победа глазами студенческой молодёжи». Было опрошено 828 студентов 1-5 курсов 8-ми вузов края: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», ГОУ ВПО «Северо - Кавказский государственный технический университет», ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия, ГОУ ВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе, Кавмиводский институт сервиса (г. Пятигорск), Северо - Кавказский социальный институт, Ставропольский институт экономики и управления имени О.В. Казначеева (филиал ФГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет»). Студентам был задан вопрос: «Каких героев Великой Отечественной Войны вы знаете?». Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь практически не знает. Были единично названы З. Космодемьянская, А. Мересьев, А. Матросов, И. Кожедуб, А. Покрышкин, Н. Гастелло. Данное исследование наглядно нам показывает, что знания молодежи о героях и их подвигах находится на очень низком уровне. Не зная своих героев и их подвигов, военнослужащие просто не будут иметь ту модель героического поведения военнослужащих. Именно поэтому очень важно рассказывать военнослужащим о военной истории, а также героях и их подвигах в системе общественно-государственной подготовки, при просмотре исторических и документальных фильмов, при организации вечеров-чествований, художественно оформлении комнат боевой славы, плакатов и стенгазет. Все это позволит не только дать военнослужащим знания о военной истории России, но и даст ту самую модель стойкого и мужественного поведения, которая присуща всем героям.

Целью же военно-патриотического воспитания является развитие у военнослужащих гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. В Российской Федерации существует «Государственная программа патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг.» которая определяет основные направления и задачи деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, органов военного управления по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Субъекты военно-педагогического процесса также должны опираться на основные задачи Государственной программы патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг., и основными из них являются:

1) формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву;

2) внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

3) повышение профессионализма организаторов патриотического воспитания;

4) развитие материально-технической базы патриотического воспитания в воинских коллективах и общественных объединениях.

В системе военно-исторической работы более детально я хотел рассмотреть несколько форм, а именно:

1) Ведение исторического формуляра воинской части

2) Создание комнат боевой славы

3) Организация работы ветеранских организаций

Военно-исторический формуляр воинской части является документом, в котором отражаются организационное развитие и боевая деятельность воинской части, соединения и военно-учебного заведения, важнейшие события, происшедшие в жизни воинской части, и ее боевая подготовка.

Исторический формуляр ведется в мирное время. В военное время при убытии воинской части на фронт исторический формуляр сдается на временное хранение в штаб военного округа, отдельной армии по месту дислокации, а вместо исторического формуляра в воинской части ведется журнал боевых действий, выписки из которого при переходе части на мирное время заносятся в исторический формуляр. Воинские части, не входящие в состав действующей армии, продолжают ведение исторического формуляра и в военное время.

Исторический формуляр ведется:

каждой отдельной воинской частью (от отдельного батальона и выше), которой положено иметь Знамя части;

каждым военно-учебным заведением;

каждым воинским соединением;

Генералы и офицеры знакомятся с историей части (соединения) путем личного изучения исторического формуляра части, а остальной личный состав ознакомляется с важнейшими событиями в истории части командиром части и командирами подразделений на специальных собраниях. И наша задача, как заместителей по работе с личным составом, организовывать данные собрания.

Исторический формуляр является очень мощным средством воспитания личного состава, так как каждая часть имеет свою уникальную историю, свой боевой путь, своих героев и знакомясь с этим, у военнослужащего возникает чувство гордости за свою воинскую часть (соединение). На таких собраниях и мероприятиях целесообразно использовать все средства наглядности, начиная от демонстрации самого формуляра и заканчивая фильмами (которые на тематику конкретного времени), приглашения ветеранов того времени и героев.

Создание музеев и комнат боевой славы регламентируется отдельно Приказом Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях».

Комната воинской (воинской и трудовой; воинской и спортивной) славы, комната (каюта) военно-морской (военно-морской и трудовой; военно-морской и спортивной) славы - помещение в воинской части (на корабле), специально оборудованное в целях популяризации истории русской армии и флота, боевого пути, пройденного воинской частью (кораблем), и героики мирных будней воинов и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Особенностью данной формы является то, что при организации комнаты боевой славы необходимо делать упоры на личные вещи героя и наглядность. Например, форма военнослужащего, боевые награды, какие-либо грамоты со школы, отзывы учителей, обращение матери или друзей, личные фотографии с гражданской жизни - все это делает героя как можно реальнее и ближе к военнослужащим. В следствие этого возникает тот самый притяжательный компонент (о котором мы говорили выше), который позволяет задуматься военнослужащему о том, что такой же «простой» парень совершил героический поступок, проявил стойкость и мужество, и военнослужащий однозначно задаст себе вопрос «А чем я хуже? Разве я не могу также?». И нам очень важно добиться этого.

Третья форма военно-исторической работы - это работа с ветеранскими организациями. Она регламентируется приказом Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов»

Работа с ветеранскими организациями это очень мощный инструмент военно-педагогического процесса. Организуя работу с ветеранами и встречи с ними, мы добиваемся преемственности поколений, традиций и опыта, что очень важно для военнослужащих. Ветераны могут не только рассказать о боевом опыте, который у них был, но также и о том самом чувстве долга, который они исполнили перед Отечеством. Работа с ветеранскими организациями также может включать такие формы как посещение музея организации, выезд на места боевых действий, организация вечеров-встреч в честь памятных дат. Опять же, очень важно осуществлять это в совокупности с другими формами и методами военно-исторической работы.

Таким образом, военно-историческая работа является мощным инструментом воспитания военнослужащих. Активизация и грамотная реализация основных формы военно-исторической работы позволит значительно улучшить качество обучения и воспитания личного состава. Основными условиями реализации данного пути будут являться:

1) создание притяжательного компонента при пропаганде героического поведения сослуживцев;

2) широкое использование средств наглядной агитации, создание стенгазет и стендов с героями;

3) участие родственников героя в проведении вечера-чествования данного военнослужащего;

4) использование личных вещей героя при пропаганде;

Выводы по главе

Подводя общий итог хотелось бы сказать, что воспитание стойкости и мужества у военнослужащих ВС РФ является первичной задачей помощника командира по работе с личным составом. Основными формами реализации данного процесса являются:

1) Пропаганда среди военнослужащих примеров героического поведения сослуживцев при выполнении служебных и боевых задач и основной спецификой данной формы является создание притяжательного компонента для ассоциации военнослужащего с героем.

2) Формирование у военнослужащих готовности к мужественному преодолению трудностей военной службы в ходе боевой подготовки частей и подразделений ВС РФ. Основной спецификой является создание максимально приближенной обстановки к реальным боевым действиям путем создания трудных и сложно решаемых психологических и физических задач.

3) Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях ВС РФ. Основной спецификой данной формы является преемственность традиций и боевого опыта у старшего поколения.

Таким образом, грамотная реализация данных форм, хорошая организация и всесторонняя подготовка позволят проводить эти мероприятия на очень высоком уровне. Применяя средства наглядности и творческий подход эти мероприятия станут для военнослужащих действительно интересным и ожидаемым событием, что позволит вывести формирование таких важных качеств как «стойкость» и «мужество» на абсолютно новый уровень.

Введение

РАЗДЕЛ 1. Историография и источники проблемы 23

РАЗДЕЛ 2. Теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооруженных Силах 82

РАЗДЕЛ 3. Организация военно-исторической работы в армии и на флоте Советского государства 141

РАЗДЕЛ 4. Военно-историческая деятельность в сфере военной науки 200

РАЗДЕЛ 5. Военно-историческая работа в процессе обучения кадров Вооруженных Сил 259

РАЗДЕЛ 6. Военно-историческая деятельность в воспитании военно служащих 318

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 377

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 412

ПРИЛОЖЕНИЯ 446

Введение к работе

Процесе развития Российского государства, его военной организации невозможен без обращения к истории. Научное осмысление прошлого, правдивое его освещение позволяют нам воспринимать и использовать на современном этапе лучшее, глубже осознать ошибки и избежать их в будущем. Непреходящее значение и глубокий смысл имеют слова русского историка Н. Карамзина о том, что история есть завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего 1 .

В нынешних условиях успешное строительство Вооруженных Сил России невозможно, в определенной мере, без развития военно-исторической работы в военной сфере государства, постоянного совершенствования содержания и организации данной деятельности 2 .

По мнению автора, военно-историческая работа в Вооруженных Силах - это разносторонняя творческая и организаторская деятельность по глубокому изучению военной истории и распространению военно-исторических знаний с целью более эффективного выполнения задач, стоя-

См.: Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. -М.: Наука, 1989. -Т. 1. -С. 13.

2 Диссертант рассматривает понятия «работа» и «деятельность» как синонимы, исходя из имеющихся определений: Работа - 1) работать, заниматься каким-либо делом, трудиться; 2) определенный вид деятельности, труда, круг занятий, обязанностей (научная, воспитательная и др. работы по специальности), (см.: Большой толковый словарь. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 1054); 1) нахождение в действии, деятельность, 2) процесс превращения одного вида энергии в другой, 3) занятие, труд, 4) целенаправленная деятельность, 5) продукт труда, готовое изделие. (См.: Энциклопедический социологический словарь / Ин-т социально-политических исследований РАН. Общ. ред. Г.В. Осипова. -М, 1995. -С. 620); Деятельность - работа, занятие кого-либо в какой-либо области (педагогическая, научная, общественная деятельность) (См.: Большой толковый словарь. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 256); целесообразное изменение и преобразование окружающего, процесс включающий цель, средства и результат. Формы деятельности: научная, образовательная, воспитательная и др. (См.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 172).

щих перед военной организацией, в интересах строительства Вооруженных Сил, обучения и воспитания военнослужащих, достижения готовности их и всех граждан России к защите Отечества 2 .

Специфика военно-исторической работы заключается в том, что она объединяет интегрирующие направления военно-социальной деятельности, связанные с военной историей, проведением научной военно-исторической деятельности, применением военно-исторических знаний в обучении военнослужащих и воспитании личного состава.

На взгляд соискателя, обращение к военно-исторической работе в Вооруженных Силах Советского государства актуально по ряду причин. К числу наиболее важных относятся следующие:

    Необходимость утверждения преемственности в проведении военно-исторической работы в целях сохранения военно-исторического наследия армии и флота нашей страны (опыта военного и военно-морского строительства, ведения военных кампаний и операций, воспитания воинов-патриотов и др.) в интересах развития военной сферы современного государства.

    Жизненность расширения исследовательского поля за счет введения в научный оборот новых архивных и документальных источников, неизвестных ранее широкой научной общественности и представляющих теоретико-методологический интерес для специалистов в области организации и проведения военно-исторической работы; рост интереса к опыту постановки целей и решения первоочередных задач в области военной истории в советский период, к анализу идей и подходов военных историков к содержанию данной работы, разработанным ими методам научного познания военно-исторических явлений и процессов.

См.: Кривенко A.M. Военная организация государства: социально-философский анализ. -М.:ВУ,2001.

2 См. глоссарий (прил. 11).

    Важность освоения на нынешнем этапе развития военной сферы Российского государства как положительного, так и отрицательного прошлого опыта, для определения путей совершенствования военно-исторической работы с учетом современных требований к строительству вооруженных сил, для выявления объективных закономерностей и тенденций этого процесса, анализа современных проблем, влияющих на военное дело, прогнозирования с помощью научных методов тенденций работы в области военной истории.

    Потребность в использовании опыта военно-исторической работы рассматриваемого периода в целях повышения как профессиональной подготовки, так и общего развития военных кадров. В современных условиях этот опыт представляет собой ценнейший материал для совершенствования системы распространения военно-исторических знаний среди офицеров, развития форм и методов выработки специальных качеств военных специалистов, таких как боевая способность и боевая готовность кадрового военнослужащего решать боевые задачи. Изучение процесса военно-исторической работы в Вооруженных Силах Советского государства представляет неоспоримый научный интерес, позволяет извлечь исторические уроки и сделать научные и практические выводы относительно дальнейшего строительства военной организации Российского государства.

    Обязательность возрождения величия былой России, истоки достижения которого лежат в героическом прошлом государства. Конструктивное решение данной проблемы требует объективного анализа важнейших направлений, форм и методов проведения военно-исторической работы в армии и флоте Советского государства, может внести ощутимый вклад в процесс формирования исторического сознания россиян, усиления патриотического воспитания личного состава современных Вооруженных Сил России. Эта проблема становится особенно актуальной в наши дни, особенно в период утверждения идей государственности среди различных слоев населения России.

Именно военно-историческая работа может в значительной степени способствовать совершенствованию системы патриотического воспитания военнослужащих.

Хронологические рамки научного труда (1918 - 1991 гг.) определены, исходя из периода существования Советских Вооруженных Сил 1 , возможности целостного обобщения и анализа военно-исторической работы в рамках единого этапа исторического развития.

Период существования Советского государства отмечен определенными достижениями в области военно-исторической работы. Всестороннее изучение накопленного опыта этой работы в годы советской власти представляет большой интерес для исторической науки, для практики военного строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

Степень научной разработанности проблемы . Осуществленный диссертантом анализ показал, что по избранной проблеме имеется незначительное количество научных исследований, дающих фрагментарные представления о военно-исторической работе 2 .

Советские Вооруженные Силы существовали с 15 (28) января 1918 г. до момента их преобразования в Вооруженные Силы Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.).

2 См.: Золотарев В.А., ТюшкевичС.А. Опыт и уроки отечественной военной истории. -М.: АРБИЗО, 1995; Литвинов А.В. Военно-историческая работа - дело каждого // Ветеран границы. -1997. -№ 1. -С. 43-48; Опыт военно-исторической работы в частях и соединениях: (Обобщенный материал по ряду военных округов) // Воен.-ист. журн. -1976. -№ 9; 1979. -№ 2; 1980. -№ 12; 1986. -№ 2, 11; 1987. -№ 1, 11; 1988. -№ 2-5; 1989. -№ 3, 7; Очерки советской военной историографии / А.И. Бабин, В.Е. Быстрое, П.А. Жилин и др. -М., 1974; Панов Б.В., Португальский P.M., Суденок И.Я. Методика организации и проведения полевой военно-исторической поездки по изучению опыта Великой Отечественной войны. -М.: ВАФ, 1979; Португальский P.M. Методологические основы военно-исторического исследования: Учеб.-метод. пособие. -М.: ВАФ, 1992; Его же. Методика организации и проведения военно-исторической работы в войсках и военно-учебных заведениях. -М.: ВАФ, 1990; Португальский P.M., Хорьков А.Г. Военно-историческая работа. -М.: Воениздат, 1990; Серебрянников В.В., Карноухов В.А. Воспитывать историей // Воен.-ист. журн. -1989. -№ 7; Уткин Б. Опыт использования военной истории в воспитании воинов // Воен.-ист. журн.-1981.-№5.

В целом эти научные труды раскрывают прикладной опыт лишь по некоторым направлениям организации и осуществления военно-исторической работы как части военной науки. Нет завершенной картины о деятельности органов военно-исторической работы в советский период отечественной истории в области военной науки, периодической печати армии и флота; не показана роль военной истории в обучении военных кадров Советских Вооруженных Сил, не определено место военно-исторической деятельности в воспитании военнослужащих. Поэтому для более полного охвата вышеуказанных проблем потребовалось более глубокое и всестороннее их изучение.

Актуальность темы, недостаточный уровень ее разработанности в современной науке стали для автора побудительным мотивом для ее научного исследования.

Объектом исследования является военно-историческая работа в Вооруженных Силах Советского государства.

Предметом исследования выступают основные направления, методы, формы и средства осуществления военно-исторической работы органами военного управления и структурами, созданными для изучения военной истории, ее использования в строительстве Вооруженных Сил Советского государства, повышении их боеготовности и боеспособности, обучении и воспитании военнослужащих.

Цель диссертации заключается в том, чтобы, опираясь на достигнутый уровень изученности проблемы, осуществить ее комплексное исследование, дать объективную оценку военно-исторической работе в исследуемый период, выработать практические рекомендации по творческому использованию опыта военно-исторических органов, специалистов и должностных лиц при совершенствовании организационной, содержательной и познавательной сторон работы в области военной истории.

    Оценить степень разработанности проблемы в историографии.

    Проанализировать теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооруженных Силах Советского государства.

    Исследовать структуру организации военно-исторической деятельности в Советских Вооруженных Силах.

4. Рассмотреть военно-историческую деятельность в области военной
науки и ее отражение в военной сфере государства.

    Определить степень влияния военно-исторической работы на системы образования и воспитания военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота.

    Обобщить опыт, сделать выводы и выработать рекомендации по повышению эффективности военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Теоретико-методологические основы исследования . При написании диссертационной работы автор руководствовался научными принципами и методами исторического познания, и в первую очередь диалектической методологией, развитой в трудах представителей научной мысли.

Исследование проблемы осуществлялось с помощью общенаучных принципов. В первую очередь использования принцип научности 1 как главного принципа общенаучного анализа и историко-теоретического исследования. Принцип научности в данном случае, по мнению автора, представляет собой описание, объяснение и прогнозирование исторических событий на основе выявленных научных законов. Критериями применения данного

Принцип научности - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (исторических событий) на основе открываемых научных законов. (См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. -М.: Большая Российская Энциклопедия. -М., 2001. -С. 1027; Советский энциклопедический словарь. -3-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1984.-С. 863).

принципа стали такие его составляющие, как объективность, всесторонность, независимость в оценке и критике, использование современных отечественных и зарубежных источников.

Деятельность в области военной истории в советский период развития государства была неотъемлемо связана с господством коммунистической идеологии, ее внедрением в сознание военнослужащих. Это предопределяло применение при анализе проблемы принципа историзма 1 .

Универсальное значение имеет реализация принципа историзма. В той или иной мере данный принцип применялся как представителями общественных демократических течений в России, так и идеологами марксизма-ленинизма 2 .

Руководствуясь принципом историзма, диссертант понимает под ним ориентацию на изучение внутренних законов военно-исторической проблемы, выявление главных ее особенностей на разных стадиях развития, рассмотрение исторического события в непрерывном единстве с другими событиями, каждое из которых может быть понято в соотнесении не только с прошлым, но и с будущим, учитывая тенденции их изменения.

Принцип историзма - залог научной объективности 3 исследования. В историографии он предполагает диалектический подход при анализе концепций

Принцип историзма - подход к действительности (природе, обществу, культуре, истории) как становящейся (изменяющейся) и развивающейся во времени. (См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. -М.: Большая Российская Энциклопедия. -С. 599; Советский энциклопедический словарь. -3-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1984.-С. 510).

2 Так в письме к И. Арманд В.И. Ленин сформулировал краткое определение принципа
историзма: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рас
сматривать лишь исторически; лишь в связи с другими; лишь в связи с конкретным опытом
истории». (См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. -Т. 49. -С. 329).

3 Объективное - то, что принадлежит самому объекту, предметное, не зависящее от субъ
ективного мнения и интересов (от субъекта, существует вне и независимо от сознания чело
века). (См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. -М.: Большая Российская Эн
циклопедия. -С. 1098; Советский энциклопедический словарь. -С. 911).

историков, выявление как положительных, так и отрицательных сторон их теоретических построений.

Предпринимая исторический анализ, автор исходил из того, что проблема военно-исторической работы в Советских Вооруженных Силах раскрывалась исследователями на каждом этапе развития исторической науки по-разному, в зависимости от конкретной исторической обстановки, уровня профессиональной подготовки исследователей, источниковой основы, политического климата в стране и других объективных и субъективных факторов, влияющих на исследовательскую практику.

Использование общенаучных принципов в данном исследовании означает, что в ходе работы автор стремился рассматривать все стороны проблемы.

Современный историк в своей работе вряд ли сможет обойтись без теоретических положений, получивших детальную разработку в русле представляемой методологии. Среди них: учение об историческом процессе, его сложном и противоречивом характере, о зависимости функционирования армии от состояния и уровня развития материальной и духовной жизни общества, типа и структуры доминирующих в ней политических и социальных отношений, от решающей роли народных масс в защите Отечества и др.

Исследователь не может не учитывать вклад политических деятелей, ученых-историков марксистской направленности в разработку некоторых важных методологических проблем связанных с историографией, источниками и предметом исторического исследования, со значением факта в историографическом труде, критериями научности историографического анализа и другими. Перед современными историками

1 См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. -М., 1956. -Т. 2. -С. 332; Ленин В.И. Поли. собр. соч. -Т. 2. -С. 4, 178; Т. 30. -С. 351; Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. -М., 1933. -Вып. 2. С. 98; Нечкина М.В. История истории // Историография СССР. -М., 1965. -С 123-147; Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. -1990. -№ 5. -С. 3-14 и др.

стоит задача критического, но объективного осмысления марксизма, использования его позитивных методологических приемов.

Автор как патриот своего Отечества в исследовании актуальной проблемы считает своей обязанностью критически рассмотреть основной методологический опыт советского прошлого по утверждению с помощью военно-исторической работы в стране «государственности», исходя из важности укрепления государственной власти в России, с учетом имевшихся недостатков. Современные историки не должны пренебрегать историческим наследием своих предшественников, в том числе и представителей военной школы, которые исследовали вопросы развития государственности независимо от партийности политического строя, через призму диктатуры «правового» государства 1 .

Рассматривая методологию не только как совокупность определенных принципов, но и как систему соответствующих методов и подходов в изучении поставленной научной проблемы, автор использовал ихвсвоем исследовании.

Среди общенаучных методов , приоритет отдается логическому, проблемному, классификационному, из специальных исторических методов автор выделяет прежде всего синхронный и диахронный, актуализации и экстраполяции, а также проблемно-хронологический подход и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки 2 .

1 Из исторических концепций, унаследованных исторической наукой XIX в., особенно
важную роль в творчестве как русских, так и советских историков играла государственная
теория (школа), которой придерживались такие советские историки, как М.М. Богослов
ский, С.Ф. Платонов, М.А. Дьяконов, Ю.В. Готье, СВ. Бахрушин, Б.Д. Греков и др. (См.:
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года: Учеб. пособие. -СПб.:
Культура, 1993).

2 См.: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. -2-е изд., испр. / Отв. ред.
Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1987; Иванов В.В. Методологические основы историче
ского познания. -Казань, 1991; Ковальченко И.Д. Методология исторического иссле
дования. -М., 2004; Санцевич А.В. Методика исторического исследования. -2-е изд.,
перераб. и доп./Отв. ред. Ф.П. Шевченко. -Киев: Наукова думка, 1990 и др.

Одним из важных методов анализа исторических источников по проблеме является классификационный (систематизации) метод 1 . Классификация используется как средство для установления связей (системы) между соподчиненными понятиями в исследуемой области, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих фактов.

Классификационный метод фиксирует закономерные связи между одинаковыми событиями с целью определить место конкретного события в системе, которое указывает на его свойства. По мнению автора, классификация (систематизация) выражает систему законов, присущих отображенному в ней событию истории и обусловливающих зафиксированные в методе свойства и отношения объектов. В то же время при использовании систематизации необходимо учитывать, что в жизни нет строгих разграничений и переходы от одного класса к другому - неотъемлемое свойство действительности. Это находит отражение в специальных приемах: использование, например, в большинстве классификаций отсылок («смотри», «смотри также») и размещение одного и того же понятия в различных местах классификации.

В ходе исторического исследования последовательно применяется про-блемно-хронологический подход. Проблемность исследования, как считает

Классификация (от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) как систематизация -1) система подчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов; 2) общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов или групп, по которым эти области распределены на основании их сходства в определенных свойствах. (См.: Российский энциклопедический словарь. 2001. -С. 688; Новая философская энциклопедия. -М.: Мысль, 2001. -Т. 2. -С. 255).

2 Проблема (от греч. problema - задача) - все, что требует изучения и решения; проблемный - заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-либо проблемы, 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; проблемный подход - в научном познании способы разрешения проблем, совпадающие с общими методами и приемами исследования. (См.: Новая философская энциклопедия. -Т. 3. -С. 356); Хронология (от «хро-но» и «логия») - 1) последовательность исторических событий во времени, 2) вспомогательная историческая дисциплина, направленная на изучение различных систем летоисчисления в целях более точного установления дат старых событий и времени. (См.: Новейший энциклопедический словарь. -М.: ACT, 2004. -С. 1339).

диссертант, состоит в том, что исторические события рассматриваются через противоречие между имеющимся знанием о их развитии и возможными результатами их реализации.

Для отображения исторических событий в развитии автор использовал хронологию, которая представляет собой, по его мнению, процедуру рассмотрения исторических событий во временной последовательности, в движении и изменениях. Необходимость сосредоточения внимания в диссертационном исследовании на определенных особенностях исторического развития анализируемой деятельности потребовала определения ее исторических рамок.

Применение в ходе исследования проблемно-хронологического метода дает возможность выделить как общее, так и отличительное, особенное в происходящих одновременно исторических событиях. Наиболее выразительно этот метод проявляет себя при составлении хроник событий, которые обычно между собой связаны тематически и генетически.

Диссертация построена главным образом с использованием проблемно-хронологического метода изложения материала, что дает возможность проследить зарождение, становление и развитие военно-исторической работы в период с 1918 по 1991 г., проанализировать ее на всех этапах развития Вооруженных Сил Советского государства.

Диссертант выделил в общих частей проблемы составляющие компоненты и каждый компонент рассмотрел в хронологической последовательности, с учетом относящихся к нему исторических фактов.

В представляемом исследовании применяются и междисциплинарные методы, такие как контент-анализ, структурно-системный, а также статистический.

Наиболее активно в исследовании используется контент-анализ, так как он позволяет дать интерпретацию содержания исследуемых источников через количественные показатели. В авторском понимании контент-анализ - это количественно-качественный анализ содержания текстового массива историографии и источников в исследовательских целях. Он дает возможность выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа. С помощью контент-анализа возможно установление скрытых мотивов исторических персоналий и авторов и даже исторических причин свершения определенных событий истории.

Названные принципы, методы и подходы, разумеется, не охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Исходя из изложенного, автор представляемого научного исследова-ния выдвигает концепцию проблемы диссертации , которая диктуется современными условиями развития военной организации государства. Автор считает, что, исходя из принципа конструктивности 3 , военно-историческая работа в Вооруженных Силах - это комплексно-

Контент-анализ (от англ. content - содержание) - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности (в частности, источника текста сообщения). (См.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 299-301).

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различного вида деятельности. (См. Советский энциклопедический словарь. -С. 624).

Конструктивный - такой, который можно положить в основу чего-либо, плодотворный (Современный словарь иностранных слов. -2-е изд. стереотип. -М.: Изд-во «Русский язык», 1999. -С. 303); создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный, результативный (Большой толковый словарь. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 450).

синтезированная 1 деятельность как теоретического (исследовательского),
так и прикладного (практического) характера. Она входит в различ
ные сферы жизнедеятельности видов и родов Вооруженных Сил, го
сударственных структур и общества и одновременно включает в
себя в различной степени научно-теоретическую (теоретико-
методологическую) и научно-исследовательскую (познавательно-
методическую) работу в области военной истории (в том числе
военно-научную работу как часть образовательного процесса по обу
чению военных кадров в военно-учебных заведениях), воспитатель
ную работу с военнослужащими через патриотическое (военно-
патриотическое), идейно-политическое (идеологическое) воздействие 2 ,
посредством культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской
работы, деятельности военных средств массовой информации 3 .

Источниковую базу диссертации составили документы и материалы ряда российских архивов, фундаментальные коллективные труды советских и российских историков, справочные и статистические издания, отечественная историческая литература по исследуемой проблеме.

Аналитическая работа по указанной теме проводилась на базе изучения соответствующих материалов ряда архивов: Российского Государственного военного архива (РГВА), Центрального архива Министерства обороны Рос-

1 Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность, сочетание предметов, явлений, действий или свойств, составляющих одно целое. (См. Советский энциклопедический словарь. -С. 613). Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. (См. Советский энциклопедический словарь. -С. 1206).

Воспитание воинское (воинское воспитание) содержит общественно-гуманитарное, патриотическое, правовое, нравственное, физическое и другие виды воспитания. (См.: Военная энциклопедия: В 8 т. -М.: Воениздат, 1994. -Т. 2. -С. 281-282).

3 См.: глоссарий (прил. 11).

сийской Федерации (ЦАМО), Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации (ИВИ МО РФ), Военно-мемориального (Военно-исторического) центра Вооруженных Сил Российской Федерации (ВМЦ ВС РФ), Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (ОВА ВС РФ) и Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (ВУ МО РФ).

В ходе работы над диссертацией автор особое внимание уделял анализу аналитических публикаций российских историков, которые в той или иной мере отражали исследуемую тему. В их числе - докторские и кандидатские диссертации, авторефераты и научные (научно-теоретические) работы и статьи. Для изучения проблемы использовались также материалы советской, партийной и военной периодической печати того времени, воспоминания, дневники и мемуары военачальников и полководцев изучаемого периода.

При анализе источниковой базы исследования работы в области военной истории автор диссертации опирался на разработанную отечественными учеными-историками методику современного исторического источниковедения 1 . Исходя из этого, в работе представлено, согласно современной методологии, строгое изложение фактов и собы-

См.: Гареев М. Истины и заблуждения исторической науки // Свободная мысль. -1992. -№ 6; Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. -1991. -№2; Жилин П.А. Марксистско-ленинская методология военной истории. -М.: Наука, 1976; Елисеев Н.В. Теоретические проблемы исторических исследований. -М., 1998; Историческая наука: Вопросы методологии. -М., 1986; Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. -Казань, 1991; Келле В.Ж., Коваль-зон М.Н. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. -М., 1987; Клягин СВ. Новый образ науки в военно-специальных исследованиях. -М., 1997; Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. -1995. -№ 1; Кудрявцев В.Н. Об особенностях методологии социальных и гуманитарных наук // Новая и новейшая история. -1993. -№ 3; Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. -М., 1987 и др.

тий в соответствии с исторической действительностью, определение их объективной ценности, установление связей между ними и образование комплексов источников, необходимых для получения совокупности научных сведений.

По мнению автора, технология 1 данного исследования заключается в
комплексном, целостном использовании источников, историческом и
теоретическом анализе вопросов, изучаемых в научных трудах. В
соответствии с этим представляется правомерным осуществлять
историографический и источниковый анализ в единстве объективного и
субъективного, возможного и действительного, закономерного и
случайного, массового и единичного, социального и индивидуального,
применяя методы общенаучного характера (исторический и логический),
специально-исторических наук (проблемный, хронологический,

ретроспективный), смежных наук (статистические, социологические) и др. Научная новизна исследования вытекает как из самой постановки проблемы, так и из ее содержания. Она определяется недостаточностью разработанности темы, результатами проведенного анализа и состоит в следующем.

Во-первых , в отечественной исторической науке впервые проводится комплексный научный анализ, который предоставляет возможность увидеть в целом военно-историческую работу в советский период истории Отечества.

Подразумевается социальная технология, представляющая собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование объекта, достижение заданного результата. (См.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 823).

Во-вторых , в научный оборот в новом рассмотрении вовлекается значительное количество имеющихся и вводимых автором источников и литературы по данной проблематике.

В-третьих , глубокому анализу подвергаются основные направления, формы и методы военно-исторической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, ее успехи и неудачи в ходе строительства военной организации Советского государства.

В-четвертых , научная новизна представленной диссертации состоит в том, что в ней впервые проанализированы основополагающие теоретико-методологические положения о военно-исторической работе в военной сфере общества.

В-пятых , в результате исследования предлагаются практические рекомендации, позволяющие по-новому взглянуть на перспективы развития военно-исторической работы с учетом современных приоритетов строительства военной организации Российского государства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, возникает научная проблема , представляющая собой историческое исследование военно-исторической работы в Советских Вооруженных Силах, формулирование на основании полученных результатов научного анализа ответов на комплекс теоретических вопросов и нахождение решений практических задач, имеющих на сегодняшний день актуальное значение.

В отличие от ранее опубликованных работ, в которых раскрывалась историография лишь отдельных этапов исследуемого периода или часть вопросов рассматриваемой проблемы, в данном исследовании дается полная картина военно-исторической работы в заданных хронологических рамках.

На защиту выносятся:

    Результаты комплексного анализа военно-исторической работы в Советских Вооруженных Силах в 1918-1991 г. и ее влияния на повышение боеготовности личного состава армии и флота.

    Общие методологические выводы о целях, содержании, особенностях и принципах военно-исторической деятельности в рамках Вооруженных Сил СССР.

    Научные оценки итогов военно-исторической работы в области организации (управления), генезиса (развития), науки (теории), печати (публицистики), обучения (образования) и воспитания (педагогики) военной сферы государства, а также исторические уроки, вытекающие из них.

    Обобщающие суждения 1 о роли военной истории и ее использовании в развитии (реформировании и строительстве) Вооруженных Сил в советский период.

    Сформулированные исторические уроки, практические рекомендации, определяющие понимание целесообразности и рациональности действий руководства Вооруженных Сил в отношении органов военно-исторической работы и их деятельности.

6. Обобщающие выводы и предложения, которые, по мнению автора,
могли бы способствовать возрождению и развитию лучших традиций военно-
исторической работы в новых исторических условиях и укреплению на этой
основе морально-психологического состояния личного состава Российских
Вооруженных Сил.

Суждение, 1) то же, что высказывание; 2) умственный акт, регулирующий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. (См.: Советский энциклопедический словарь. -С. 1281).

Научная значимость диссертации заключается:

в разработке одной из значимых проблем отечественной истории в широких хронологических рамках;

рассмотрении теоретико-методологических основ военно-исторической работы, прежде всего методологической функции, а также целей и задач деятельности в области военной истории;

исследовании основных направлений и составных частей военно-исторической работы, таких как научно-исследовательская, научно-просветительская и военно-историографическая деятельность, сбор, обобщение и распространение военно-исторической информации при обучении военных кадров и воспитании военнослужащих;

создании историко-теоретической и фактической базы для научной концепции военно-исторической работы в военной организации государства.

Практическая значимость исследования состоит:

в новом представлении большого количества архивных материалов и исторической литературы, обобщающей характеристике источников по основным группам, показе их сильных и слабых сторон в освещении военно-исторической работы советского периода истории Отечества;

современном осмыслении практической работы военно-исторических органов, специалистов в области военной истории и должностных лиц по использованию своих знаний и опыта в деле подготовки военнослужащих к защите Отечества;

потенциальной возможности использования сделанных в нем обобщений, выводов и предложений для развития военно-исторической работы в Вооруженных Силах России, подготовки кадров военных историков, в учебной, практической и научной деятельности;

создании теоретической базы для дальнейших исследований в области военно-исторической работы в годы ближайшего исторического прошлого и

повышения с их помощью эффективности данной деятельности в современных Вооруженных Силах.

Рассмотрение изучаемого периода в исторической последовательности дает возможность сделать более обоснованные научные выводы, касающиеся осуществления военно-исторической деятельности, и, исходя ИЗ "ЭТОГО, провести ее корректировку, для достижения высокой результативности И эффективности; показать, что данная работа имеет комплексную сущность, т.е. является направлением военной науки, частью военной (военно-политической и военно-социальной) истории Отечества, что находит свое отражение в армейской и флотской печати, процессах обучения кадров и воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил России.

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Рассматриваемые вопросы объединены во введение, 6 разделов и заключение. Диссертация имеет список источников и литературы, а также одиннадцать приложений и перечень сокращений.

Апробация исследования была проведена с учетом имеющихся теоретико-методологических положений, выводов, обобщений и практических рекомендаций по военно-исторической работе и получила положительную оценку научной общественности и практикующих специалистов в области военной истории и данной работы.

Диссертация обсуждалась на кафедрах истории и истории войн и военного искусства, в научно-исследовательском отделе, ее положения неоднократно освещались в научных докладах и сообщениях на теоретических конференциях и семинарах, в учебных и публичных лекциях.

Положения диссертационного исследования использованы в учебно-методической деятельности и практической работе автором и другими преподавателями Военного университета.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

    Русское Военно-историческое Общество, его роль в развитии исторической науки: Учеб. пособие -М.: ГАВС, 1993. В соавт. с А.В. Винокуровым. -4,0 п.л.

    Императорское Русское Военно-Историческое Общество: Научная статья // Независимое военное обозрение. - 1997. -№ 39 (66). -0,3 п.л.

    Военно-историческая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: Теоретико-методологические аспекты, современное состояние, перспективы // Сборник научных трудов. -№ 3. -М.: ВУ, 1999. -1,0 п.л.

    Обращение к истокам: Российской армии нужна военно-историческая служба. Независимое военное обозрение. -1999. -№ 3 (126). В соавт. с А.В. Кирилиным. -0,5 п.л.

    Военно-историческая работа в Вооруженных Силах Советского государства (1918 - 1991 гг.): Монография. -М.: ВУ, 2003. -9,7 п.л.

    Организация и состояние военно-исторических исследований в СССР // Вопросы истории. -2005. -№ 4. -1,0 п.л.

    Военно-историческая работа в процессе патриотического воспитания военнослужащих Советских Вооруженных Сил // Военно-исторический журнал. -2005. -№4.-1,0 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследований - около 20 п.л.

Историография и источники проблемы

Исследование военно-исторической работы предполагает анализ историографии по данному процессу. Исходя из того, что проблема диссертации сама является частью военной истории, то автор проводит свой анализ через ее специальную отрасль - военную историографию1.

Осуществляя анализ историографии проблемы, автор преследовал цель: охарактеризовать процесс накопления знаний о военно-исторической работе; установить круг вопросов по проблеме диссертации, которые получили отражение в литературе; проследить уровень разработанности названной проблемы в исторической литературе; определить основные направления исследования данной темы.

В целом проанализировать процесс становления и развития историографии военно-исторической работы в советский период, углубления и расширения круга научных изысканий, определив при этом, какие вопросы изучены с наибольшей полнотой, какие решены неполно, трактуются неоднозначно, противоречиво и ошибочно, какие стороны проблемы мало или совсем не изучались;

Выяснить, в какой степени в имеющейся литературе освещается роль государственных органов, общественно-политических организаций, и в первую очередь Коммунистической партии, крупных исторических деятелей в становлении и развитии военно-исторической работы в советский период отечественной истории;

Объективно оценить и проанализировать идейно-теоретический, научный и фактологический уровень исследований, посвященных историческому анализу деятельности государственных и военных органов по обеспечению действенности военно-исторической работы; широту и многообразие их ис-точниковой базы.

Осуществляя историографический анализ избранной проблемы в широких хронологических рамках (с начала осуществления военно-исторической работы в Советском государстве и до сегодняшнего дня), автор исходит из реалий экономического, социально-политического, духовного состояния общества и развития собственно военной организации государства в указанные годы. Во-первых, это были десятилетия созидания принципиально нового общества, как бы к нему ни относиться и как бы его ни оценивать, с его позитивными и негативными сторонами. Во-вторых, руководящей силой общества и его военной организации в эти годы была Коммунистическая партия. Ее политика определяла экономический, социально-политический и культурный облик советского общества на всех этапах его развития, облик Вооруженных Сил. Она направляла всю деятельность в стране на укрепление своего положения в армии и народе, в том числе и через патриотическое воспитание на основе истории.

Теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооруженных Силах

Одной из основных составляющих обучения и воспитания воинов - важнейшего фактора укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил, частью деятельности командиров, органов воспитательной работы, всех офицеров любого уровня является военно-историческая работа. Эффективность этой ра-боты непосредственно зависит от актуальности ее содержания, понимания ее значения, соответствия форм и методов запросам личного состава, уровню их образованности, от профессиональных, национальных, психологических особенностей, умения организаторов воспитательной работы опираться на достижения науки, передовой опыт, учитывать новые тенденции развития военного дела, конкретные задачи частей и кораблей.

Теоретические основы военно-исторической работы Успешное решение задач военного строительства, результативность деятельности командования и штабов, соответствующих структур воспитательной работы, выполнение прямых служебных обязанностей командирами и начальниками всех степеней зависят в немалой степени не только от проведе-ния военно-исторической работы, но и от понимания ее сущности.

Какой исторический опыт военно-исторической работы советского периода пригоден для её организации и проведения в современных условиях, выработки требований, форм, способов ее ведения, реализации соответствующими должностными лицами своих обязанностей в данной области? Для того чтобы ответить на этот вопрос, автор проанализировал сущность, научно-теоретического понимания военно-исторической работы, ее основных направлений, выявил закономерности и существенные связи работы с действительностью в указанных хронологических рамках, определил основные пути повышения ее эффективности с учетом решения задач обучения и воспитания личного состава, строительства Вооруженных Сил.

Анализ всевозможных источников показал, что появление термина «военно-историческая работа» и его определение можно отнести ко второй половине 20-х гг. Первое теоретическое обоснование «военно-исторической работы как творческой исследовательской деятельности специалистов», предложил А.А. Свечин1. В те годы какого-либо дальнейшего научно-методологического рассмотрения военно-историческая работа не получила".

В конце 50-х - начале 60-х гг. термин «военно-историческая работа» стал использоваться как обобщающее понятие любой деятельности, связанной с военной историей3.

Развитию понимания военно-исторической работы как социального процесса дала толчок научно-техническая революция, под воздействием которой объединялись в единое целое близкие по своему содержанию виды деятельности, в том числе и в военной сфере.

Организация военно-исторической работы в армии и на флоте Советского государства

Уровень и достижения военно-исторической работы в Вооруженных Силах России на всех этапах ее развития определялись многими факторами, прежде всего наличием организации1 военно-исторической работы, как объекта ее осуществления. Объект военно-исторической работы включает, во-первых, систему органов по ее руководству и во-вторых совокупность учреждений, заведений, подразделений, специалистов и общественных объединений, проводящих данную работу. Именно эта зависимость предопределила важную роль военно-исторической деятельности в армии и на флоте и то большое внимание, которое ей уделялось.

Сегодня представляет большой практический интерес история организации и осуществления военно-исторической работы в прошедшие годы. При этом немаловажным для понимания ее значимости является исторический срез всей системы организации работы в прошлом и настоящем.

Еще при зарождении российской государственности многие летописцы, желая сохранить в памяти народной главные деяния предков, описывали основные военные события, в которых принимали участие русские воины. И здесь велико значение Указа Петра I о сохранении полковых историй. Петр заложил основу военно-исторической работы. Намерение увековечить самобытность каждого полка выразилось в так называемых полковых сказках. В них различные чины излагали по памяти («сказывали»), эпизоды из истории полка и свое прохождение службы, тем самым оставляя потомкам драгоценный исторический материал. Этот материал стал базой для военно-исторического анализа, позволил определить принципы военного искусства, создать основу теории и практики подготовки и ведения боевых действий. «Без светильника истории, - говорил А. Суворов, - тактика - потемки».

По мере развития военного дела стала очевидной необходимость организации целенаправленной военно-исторической работы1. Первые органы, занимавшиеся ею, появились в 1802 г. вместе с образованием Военного министерства, в штате которого был создан Архив при канцелярии. В 1812 г. был сформирован Архив инспекторского департамента Главного штаба. Архивы стали не только центрами хранения документов, представлявших историческую ценность, но и предшественниками органов военно-исторической работы.

Позднее с 1832 г. архивной работой стало заниматься 6-е отделение Военно-топографического депо Генерального штаба и 1-е отделение штаба Канцелярии генерал-квартирмейстера Главного штаба Его императорского Величества, а исторической работой - 3-е отделение штаба Канцелярии (отделение военной статистики, топографическое и историческое).

К середине XIX в. была создана довольно стройная система органов, занимавшихся военно-исторической деятельностью. В нее входили Военно-ученый отдел, Отдел по размещению и передвижению войск, Отделение канцелярии и Инспекторский департамент Генерального штаба, в обязанности которых входило совершенствование исторического образования командного состава армии.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(23)/2008

ЗАСЕДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доклад заместителя начальника

Генерального штаба ВС РФ

генерал-полковника А.С. Скворцова

« О перспективах развития военно-исторической работы в свете решений о подготовке и проведении празднования 65-летия памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов »

Военно-историческая работа в ВС РФ занимает одно из ведущих мест в деятельности главнокомандующих видами, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений МО РФ. Организацией и проведением этой работы занимаются штатные и нештатные органы и должностные лица соответствующих органов военного управления.

Справочно:

военно-исторической работой занимаются

ВСЕГО военнослужащих - 333

гражданский персонал -318

в том числе НЕШТАТНЫХ

военнослужащих - 101

гражданский персонал -48

без учета нештатных специалистов соединений и воинских частей (кораблей)

Одной из важнейших задач, имеющих важное значение на современном этапе развития нашего государства является патриотическое и воинское воспитание, пропаганда военно-исторических знаний, истории и традиций Вооруженных Сил, героических подвигов советского народа, а также выполнение Плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военного строительства и защиты Отечества.

При этом, в современных условиях в связи с активными попытками исказить отечественную историю, принизить роль нашей страны в Великой Отечественной войне, переписать, а чаще - исказить многие страницы нашей истории - роль этого направления существенно возрастает.

В этой работе трудно переоценить вклад ветеранских организаций, которые проводят масштабную работу по пропаганде памятных событий и дат отечественной истории, увековечению памяти и вклада в отечественную историю видных государственных, военных и общественных деятелей. Кроме того, мы активно взаимодействуем со многими общественными, молодежными организациями и объединениями.

Другой не менее важной из основных задач военно-исторической работы в ВС РФ является исследование и обобщение опыта прошлых войн и вооруженных конфликтов, творческое его преломление применительно к задачам современного этапа строительства Вооруженных Сил, развития форм и способов их применения. К числу приоритетных направлений исследований, безусловно следует отнести изучение опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов не только в прилегающих границам России регионах, но и в других «горячих точках» планеты. На сегодня особое значение приобретает, в частности, обобщение опыта борьбы с терроризмом.

При проведении военно-исторической работы важное место, наряду с проведением исследований и разработкой военно-исторических трудов, (на выставке представлены некоторые из них) занимает организация военно-исторических конференций, посвященных памятным датам отечественной истории. Так в 2006 - 2008 гг. центральными органами военного управления, Институтом военной истории МО и военными академиями ВС РФ совместно с ветеранскими организациями было проведено более 150 военно-исторических конференций по проблемам Великой Отечественной войны, в том числе посвященных 65-летию битвы под Москвой, Сталинградской битвы и битвы на Дону.

Однако мы понимаем, что результаты военно-исторической работы нельзя оценивать только по количеству проведенных мероприятий или подготовленных научных трудов и публикаций. Главный ее итог можно оценить лишь по степени воздействия на каждого военнослужащего, на каждого гражданина нашей страны.

Поэтому мы обращаем серьезное внимание на участие в проведении военно-исторических, военно-патриотических мероприятий в войсках, учебных заведениях, городах, небольших населенных пунктах. И как показывает практика именно те мероприятия, к которым наряду с ветеранами привлекаются школьники, суворовцы, широкий круг общественности и молодежи, приносят наибольшую пользу.

Наглядные примеры этому - конференции, прошедшие в Волгограде и Воронеже, празднование 90-летия Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова на тверской земле и его родине в поселке Молоково, 110-й годовщине со дня рождения Маршала Советского Союза Г.К.Жукова в д. Стрелковка ныне г. Жуков Калужской области. Такие мероприятия с участием администрации областей, представителей Генерального штаба и ветеранских организаций стали яркой страницей патриотического воспитания. Регулярно публикуются материалы посвященные жизни и деятельности видных полководцев - маршалов Советского Союза Ивана Степановича Конева, Александра Михайловича Василевского, Матвея Васильевича Захарова и др.

Считаю, что необходимо значительно активизировать участие в пропаганде нашей героической истории в СМИ в первую очередь - электронных, причем не только военных, но и шире привлекать к этой работе общероссийские радиостанции и телеканалы.

Одним словом резервов для повышения действенности и эффективности военно-исторической работы у нас очень много и мы должны их эффективно использовать.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации продолжается работа по выполнению Поручения Президента Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 1230 ГС, о разработке фундаментального многотомного военно-исторического труда «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». К настоящему времени разработаны Концепция труда, планы-проспекты томов, подготовлен проект Положения о Главной редакционной коллегии. Организована и активно ведется работа в архивах по поиску и вводу в научный оборот ранее неизвестных документов.

Одной из особенностей исторической работы является то, что сколько бы ни было сделано, предстоит сделать еще больше.

Современный мир быстро меняется. Появляются новые угрозы и вызовы безопасности России, которые в ряде случаев пытаются увязать с различными историческими событиями. Это находит свое отражение в попытках предъявить территориальные претензии к России, обвинения в якобы не правомерных ее действиях в прошлом, в извращении существа военной помощи нашим союзникам, в переоценке роли отдельных исторических личностей.

Позволю небольшое отступление. Сейчас мы как бы по-новому открываем для себя Ф.И.Тютчева. Так вот он в стихотворении «Славянам» еще в 1867 году писал:

«А между нас, - позор немалый, -

В славянской, всем родной среде,

Лишь тот ушел от их опалы

И не подвергся их вражде,

Кто для своих всегда и всюду

Злодеем был передовым:

Они лишь нашего Иуду

Честят лобзанием своим.»

Надо отметить, что в последнее время эти попытки приобретают все более активный, и я бы даже сказал, - наступательный характер. Не случайно все чаще можно услышать использование термина «историческая экспансия». Особенно тревожно то, что в новой «официальной» истории отдельных стран СНГ, прослеживается устойчивое стремление исказить историю России, а по существу нашу общую историю. Особенно наглядно это проявляется в странах Балтии, в определенных кругах Украины и Грузии.

Исходя из этого, одной из важных задач военно-исторической работы, проводимой в Вооруженных Силах, является противодействие фальсификациям не только военной истории, но и всей нашей отечественной истории. Эта работа должна быть направлена на аргументированное отстаивание исторической правды формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военной истории, военного строительства и защиты Отечества.

Борьба с фальсификациями военной истории перестала быть задачей только Министерства обороны, требование времени делает ее задачей общегосударственной. «Военно-исторический журнал», газета «Красная Звезда», окружные, флотские газеты, телерадиокомпания Министерства обороны «Звезда», активно ведут эту работу. Однако взаимодействие с гражданскими СМИ (особенно, телевидение, радиовещание) по вопросам противодействия фальсификации военной истории имеет серьезные недостатки.

Порой недопонимание серьезности этой задачи, приводит к тому, что в отдельных случаях в нашей печати и на телевидении появляются материалы, содержащие искажения отечественной истории.

В этих условиях назрела необходимость создания межведомственного органа по объединению и координации усилий по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, по нашей оценке, следует приветствовать создание межведомственной рабочей группы при Правительстве Российской Федерации. При этом важно, что в ее состав предлагается включить не только представителей федеральных органов исполнительной власти, но и представителей Федерального собрания Российской Федерации, авторитетных ученых, общественных деятелей, представителей культуры, руководителей государственных СМИ.

Работа данной группы должна носить долговременный и приоритетный характер в области государственной политики.

Одним из новых направлений в пропаганде углубленного изучения военной истории стало ежегодное проведение Всеармейской военно-исторической олимпиады, в котором принимают участие курсанты военно-учебных заведений. Это позволяет будущим офицерам на основе опыта Великой Отечественной войны, других войн и вооруженных конфликтов послевоенного времени расширить свой военный кругозор и использовать знания военной истории в процессе обучения и воспитания.

Сложные и ответственные задачи стоят перед нами в связи с приближающейся 65-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим основными перспективными направлениями дальнейшего развития военно-исторической работы в Вооруженных Силах в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2007 года «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» на наш взгляд являются:

1. Формирование у личного состава Вооруженных Сил государственного патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям. Воспитание сознательного отношения к исполнению воинского долга на основе лучших примеров героической истории России, традиций ее вооруженной защиты.

2. Исследование исторического опыта развития и боевого применения войск в Великой Отечественной войне1941-1945 гг., формирование на его основе выводов и рекомендаций, необходимых для решения задач строительства Вооруженных Сил на современном этапе их развития.

3. Оперативное разоблачение искажений и фальсификаций отечественной военной истории и формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военного строительства и защиты Отечества не только в военных, но и в общероссийских средствах массовой информации.

4. Выполнение мероприятий Плана реализации Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» по вопросам военной истории.

Справочно:

почетное звание Город воинской славы получили города Белгород, Владикавказ, Воронеж, Ельня, Елец, Курск, Малгобек, Орел, Ржев;

на заседании РОК «Победа» в марте с.г. принято решение о присвоении звания Город воинской славы городам Ростов, Туапсе, Полярный, Луга.

5. Выполнение в полном объеме перечня мероприятий по проведению Дней воинской славы в ознаменование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Следующим памятно-мемориальные мероприятия, посвященные Дню разгрома советскими воинами немецко-фашистских войск в Курской битве, запланированы на август 2008 года, а на январь 2009 года - посвященные Дню снятия блокады г. Ленинграда. Кроме того необходимо тщательно подготовить и провести военно-исторические «Походы памяти» по местам морских сражений и подвигов советских моряков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

6. Внедрение в учебный процесс вузов новых учебников и учебных пособий по военной истории, активизации работы военно-научных обществ.

7. Повышение качества обеспечения военно-исторических исследований архивными, информационными и другими документами.

8. Совершенствование материальной базы военно-исторической работы (архивов, военно-исторических музеев и мемориалов, комнат боевой славы, библиотек, средств наглядной агитации, направленных на пропаганду военно-исторического наследия нашей Родины).

9. Повышение уровня подготовки специалистов военно-исторических органов Вооруженных Сил, особенно занимающихся военно-исторической работой в войсках.

Справочно:

В мае сего года будет проводиться учебно-методический сбор военных историков ВС РФ. К сбору будут привлечены штатные и нештатные военные историки центральных органов военного управления, видов и родов войск, научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений, отделений научной и военно-исторической работы военных округов (флотов), военных журналов, архивов и музеев. На этих сборах мы намерены провести серьезный анализ проделанной работы, определить перспективы, оценить первый опыт подготовки кадров военных историков на базе Общевойсковой академии.

10. Широкое внедрение в практику войск активных форм военно-исторической работы (военно-исторических полевых поездок, круглых столов, олимпиад конкурсов).

Уважаемые товарищи! В своем выступлении я остановился на основных аспектах совершенствования организации и проведения военно-исторических работы в ВС РФ. Надеюсь, что участники Совета в своих выступлениях дополнят меня, внесут предложения по решению имеющихся проблем и повышению эффективности военно-исторической работы в ВС РФ.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военно-историческая работа

целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и др. общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной пограничной истории, опыта защиты и охраны ГГ в интересах совершенствования строительства и подготовки ПС РФ, обучения и воспитания её личного состава. Составными частями В.-и.р. являются: научно-исследовательская работа по изучению пограничной истории; военно-историческое образование; военно-патриотическое воспитание; музейное и архивное дело; военно-мемориальная и военно-ритуальная работа.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Военно-историческая работа" в других словарях:

    Военно-исторические комиссии - создавались в России для составления официальной истории войн. Содержание 1 Военно историческая комиссия по описанию русско турецкой войны … Википедия

    Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского - Военно космическая академия имени А. Ф. Можайского (ВКА) Международное название Mozhaisky Military Space Academy Прежние названия Военная инженерная школа … Википедия

    Военно-исторические комиссии - создавались в России для составления официальной истории войн. 1) В. и. к. по описанию русско турецкой войны 1877 78 при Главном штабе (с 1905 при Главном управлении Генштаба), создана в 1879. В 1886 составление описания войны на… … Большая советская энциклопедия

    ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - (от лат. excursio поездка) наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее … Советская историческая энциклопедия

    Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов

    Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны - Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов… … Википедия

    Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов - Год основания 17 декабря 1986 (27 ноября 1991) Основатели Кирилл Трофимович Мазуров и др. Расположение … Википедия

    Блокада Ленинграда - У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

    История вермахта - Основная статья: Вермахт Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Советско-финская война (1939-1940) - См. также: Советско финские войны Советско финская война (1939 1940) Вторая мировая война … Википедия

Книги

  • Русско-Японская война 1904-1905 гг. (9 томов) Том 8. Часть 2 , Гурко В.И.. В 1906 году при Главном управлении Генерального Штаба была создана Военно-историческая комиссия по описанию русско-японской войны 1904-05 годов. К началу 1910 г. работа была закончена, и в…

Составная часть научной работы, проводимой в РВСН; представляет собой деятельность командиров и штабов всех уровней, направленную на изучение опыта войн, создания РВСН, боевой подготовки и боевого дежурства, его использование в современной практике строительства и подготовки РВСН, воспитания личного состава.

В.-и.р. реализует две функции: познавательную (направлена на приобретение военнослужащими профессиональных знаний, развитие кругозора и творческого мышления) и воспитательную (способствует формированию объективных взглядов на современные события и перспективу развития военного дела).

Основными задачами В.-и.р. являются изучение истории войн, боевого опыта Вооруженных Сил и РВСН, истории РВСН, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и других учреждений; истории военного искусства РВСН, разработка истории создания и развития вооружения и военной техники РВСН; ведение исторических формуляров; создание и организация функционирования военных музеев; увековечивание памяти погибших воинов; воспитание личного состава в духе патриотизма и другие. Задачи В.-и.р. в РВСН определяются приказами и директивами Министра обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Командующего и Штаба Ракетных войск стратегического назначения. Руководство военно-исторической работой является прямой служебной обязанностью командиров и начальников всех степеней и осуществляется ими через свои штабы. Организатором В.-и.р. в РВСН является Штаб РВСН. Непосредственное планирование и проведение мероприятий по В.-и.р. осуществляют: Штаб РВСН, Военно-научный комитет Ракетных войск стратегического назначения, Управление боевой подготовки Ракетных войск стратегического назначения, Управление кадров и военного образования РВСН, Управление воспитательной работы Ракетных войск стратегического назначения, Служба информации и общественных связей Ракетных войск стратегического назначения. Организация военно-исторической работы в управлениях, направлениях и службах РВСН, объединениях, соединениях, частях, учреждениях и вузах реализуется нештатными военными историками, назначаемыми из числа офицеров или гражданских лиц.

Формами В.-и.р. являются: учебные занятия, лекции, доклады, научные сообщения; разработка военно-исторических трудов, очерков истории, учебников, диссертаций, ведение исторических формуляров; проведение конференций, семинаров, сборов, «круглых столов»; работа в архивах по изучению боевых и других докумен¬тов; посещение музеев, мемориалов, полевые военно-исторические поездки; участие в работе ветеранских организаций и исторических обществ; публикация статей, очерков, создание кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач на военно-исторические темы и другие.