Ремонт Дизайн Мебель

Почему не реализуются внутрироссийские газовые проекты. Национальный проект по газификации страны провалился. Упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре

На всем протяжении развития газовой отрасли, одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов и созданием Единой системы газоснабжения развивалось такое важное направление деятельности ПАО «Газпром» как газоснабжение и газификация субъектов Российской Федерации.

История

В 2001 году, в процессе совершенствования данной работы, в ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») с привлечением ООО «Газпром межрегионгаз» впервые была организована работа по формированию и утверждению ежегодных программ газификации по субъектам Российской Федерации на основе системного подхода к выбору объектов для строительства.

В 2005 году для ускорения темпов газификации российских регионов, главным образом населенных пунктов в сельской местности, руководством ОАО «Газпром» было принято решение о значительном увеличении объемов инвестиций. Функции по организации и координации работ, связанных с выполнением Программы газификации регионов РФ, были возложены на «Газпром межрегионгаз». При этом региональным компаниям по реализации газа, входящим в структуру «Газпром межрегионгаза», было поручено представлять интересы «Газпром межрегионгаза» в регионах и осуществлять контроль на всех этапах реализации проектов.

Выполнение функций заказчика строительства было поручено организациям ОАО «Регионгазхолдинг» и ОАО «Газпром газораспределение» (c 18 апреля 2016 года - АО «Газпром газораспределение»).

Графики синхронизации определяют ответственность сторон.

Начиная с 2005 года, основной целью реализации программ газификации является доведение газа до конечного потребителя. Для ее решения совместно с администрациями регионов стали ежегодно подписываться планы-графики синхронизации выполнения программ газификации. В планах-графиках по каждому населенному пункту, к которому подводится межпоселковый трубопровод, указывается планируемое количество потребителей, в том числе домовладений и котельных, которые подлежат газификации, с четкими сроками завершения работ.

В соответствии с закрепленными сферами ответственности, ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляет строительство межпоселковых газопроводов согласно утверждаемой ПАО «Газпром» Программой газификации регионов Российской Федерации, которая формируется на основе предложений администраций регионов.

При этом строительство уличных (внутрипоселковых) распределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа обеспечиваются администрациями субъектов Российской Федерации за счет привлечения средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования.

Таким образом, «Газпром межрегионгаз» обеспечивает финансирование проектно-изыскательских работ и строительства межпоселковых газопроводов. На «Газпром межрегионгаз» также возложены функции взаимодействия с администрациями субъектов РФ по координации работ.

Подписываемые между ПАО «Газпром» и администрациями регионов планы-графики направлены на обеспечение синхронности работ по строительству межпоселковых газопроводов и строительству распределительных сетей с подготовкой потребителей к приему газа с момента ввода в эксплуатацию построенных мощностей.

В соответствии с Концепцией участия ПАО «Газпром» в газификации регионов РФ при строительстве внутрипоселковых газопроводов регионы должны применять технические требования ПАО «Газпром». Это позволяет значительно повысить безопасность строительства и эксплуатации объектов газораспределения, а также не нарушает архитектурный облик газифицируемых населенных пунктов, так как техтребования предусматривают строительство внутрипоселковых газопроводов надземным способом только в случае специального обоснования.

Приоритеты финансирования Программы газификации в регионах:

  • полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ;
  • экономическая эффективность предлагаемых к строительству объектов газификации;
  • обеспечение готовности потребителей к приему газа;
  • загрузка существующих газопроводов-отводов и газораспределительных станций;
  • содействие со стороны администраций регионов в работе по внедрению энергосберегающих технологий.

Объемы инвестиций для нового строительства предусматриваются в тех регионах, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей в необходимых объемах по программам.

По итогам реализации ежегодных программ газификации следует отметить, что взятые на себя обязательства «Газпром» стабильно выполняет в срок и в полном объеме.

Итоги реализации программы

Совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов Российской Федерации позволила сделать значительный шаг в развитии газификации Российской Федерации.

Если всего за 12 лет (с 2001 года) по Программам газификации регионов РФ было выделено более 190 млрд рублей, то за период с 2005 по 2016 год - порядка 295,2 млрд рублей, и это без учета денежных средств, направленных на проектирование и строительство газопроводов-отводов и ГРС (газораспределительных станций), являющихся неотъемлемой частью газификации регионов.

Вложенные с 2005 по 2016 годы средства позволили обеспечить строительство 2 046 газопровода - протяженностью более 28 тысяч км. При этом было газифицировано 5 060 котельных, более 815,1 тысяч домовладений и квартир.

Обязательства ПАО «Газпром» выполняются в полном объеме.

В результате реализации Программы газификации регионов РФ с 2005 по 2016 гг. средний уровень газификации в России вырос с 53,3% до 67,2% в том числе в городах - с 60% до 70,9%, в сельской местности - с 34,8% до 57,1%.

Настоящее и будущее

Для реализации Программы газификации регионов РФ в 2016 году были выделены инвестиции в объеме 25 млрд рублей - для проектно-изыскательских работ, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов и строительства газораспределительных сетей в 67 субъектах РФ.

Для закрепления обязательств ПАО «Газпром» и администраций регионов в 2016 году была продолжена практика совместного подписания планов-графиков синхронизации выполнения программ газификации.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, при распределении объемов выделяемых ПАО «Газпром» инвестиций на 2017 и последующие годы будет особо учитываться выполнение субъектами РФ своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа в прошлые годы и соблюдение потребителями платежной дисциплины при оплате за поставленный им газ.

Концепция газификации

В соответствии с Концепцией участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, «Газпром» осуществляет дифференцированное участие в газификации, с учетом наличия и развития в регионах запасов природного газа, а также с использованием альтернативных энергоносителей, включая сжиженный и компримированный природный газ (СПГ и КПГ), сжиженный углеводородный газ (СУГ). При этом в зависимости от уровня и перспектив развития систем газоснабжения регионы могут быть отнесены к следующим трем группам.

В первую группу входят регионы, имеющие развитую систему газопроводов и подключенные к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Их газификация будет осуществляться преимущественно сетевым природным газом. Для отдаленных районов может применяться автономная (с использованием только СПГ, КПГ и СУГ) или комплексная газификация (путем строительства как газопроводов, так и объектов автономной газификации).

Вторая группа включает в себя субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения. Газификация этих регионов будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей. Если региональная система газоснабжения еще не создана или слабо развита, предусмотрена автономная газификация, которая может быть сохранена на постоянной основе для отдаленных районов.

В третью группу объединены регионы, не подключенные к ЕСГ и не имеющие ни региональных систем газоснабжения, ни газовых (газоконденсатных) месторождений. Здесь будет применяться только автономная газификация.

Уполномоченной компанией в группе «Газпром» по строительству и эксплуатации объектов автономной газификации СУГ и СПГ определено АО «Газпром газэнергосеть» , (дочернее общество ООО «Газпром межрегионгаз»).

Стратегия

Основными приоритетными направления деятельности ПАО «Газпром» в области газификации регионов остаются:

  • дальнейшее развитие газификации регионов РФ: направлено на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территорий, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, улучшение бытовых условий жизни населения, преимущественно в сельской местности, и рост экономического потенциала субъектов РФ;
  • совершенствование совместной работы ПАО «Газпром» и администраций субъектов РФ: направлено на синхронное создание комплекса «газопровод - потребитель» и загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации;
  • газификация и газоснабжение регионов Дальнего Востока и южных регионов России.

По итогам 2017 года уровень газификации в России вырастет с 67,2 до 68,1 процента, сообщил вчера зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев. Несмотря на ускорение темпов, нынешняя модель остается неэффективной из-за местных властей, которые не обеспечивают подготовку потребителей к приему газа. При этом уровень проникновения сетевого газа в ряде регионов крайне низок, поэтому отказываться от поставок альтернативного топлива - в баллонах - минэнерго не собирается.

"Пока у нас есть население, которое зависит от поставок газа в газовых баллонах, мы будем этот вопрос контролировать, стараться найти правильные элементы взаимодействия", - сказал замминистра энергетики Кирилл Молодцов на форуме "Газ России-2017", имея в виду регионы, которые отвечают за такого рода газоснабжение, и поставщиков топлива. "Пока существует регулирование цены сетевого газа, <...> мы будем особое внимание уделять альтернативному газу, с тем чтобы у любого нашего гражданина была возможность говорить: "Да, у меня есть газ", - подчеркнул Молодцов.

По его словам, до сих пор по темпам газификации Россия отстает от других стран. Так, в Белоруссии этот показатель в середине 2016 года составлял 73,9 процента, в Азербайджане, Армении, на Украине - 75-93 процента. Этому есть географо-экономическое объяснение - огромная территория, требующая значительных инвестиций в газотранспортную инфраструктуру. Но есть и другие препоны.

"С точки зрения дальнейшей газификации и развития подключения к сетям органы местного самоуправления и местные власти делают это неэффективно, достаточно сложно по срокам ввода в эксплуатацию этих внутренних сетей", - сказал начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, даже через несколько лет после строительства сетей власти "не понимают, что с ними делать", но главная проблема заключается в том, что все это время с момента ввода газопровода потребитель газ практически не потребляет.

Большинство экспертов считают, что внутреннее потребление газа, в том числе населением, будет стагнировать. Повышенный спрос на это топливо будут предъявлять разве что газохимия и электроэнергетика, полагает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон.

Чтобы увеличить темпы газификации, нужно менять модель ценообразования на газ и концепцию внутреннего рынка в целом, указали участники дискуссии. При этом надо понимать, что стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна, говорил ранее Молодцов. Целевой показатель - 85 процентов, включая автономную газификацию.

Тема газификации регионов РФ стала настолько актуальна, что даже ранним-ранним утром было пущено в эфир интервью с замминистра энергетики РФ К. Молодцовым. Голосовать!

Москва, 5 июл - ИА сайт. Тема газификации регионов РФ стала настолько актуальна, что даже ранним-ранним утром было пущено в эфир интервью с замминистра энергетики РФ К. Молодцовым.

К. Молодцов отлично разбирается в теме, в газовой отрасли он с 1998 г.

Тезисы от К. Молодцова:

Со времен СССР исторически сложилось, что тогда у РФ коэффициент газификации был ниже 50%, а газ уходил, в основном, в Белоруссию и на Украину;

Программа газификации существует с 2004 г;

Задача в том, чтобы рынок газа для населения стал не рынком поставщика, а рынком потребителя;

Методологическая неточность в том, что федеральной программы газификации нет, а есть Программа газификации между Газпромом и регионами, в которой участвуют порядка 85 регионов;

Принятые в 3 м чтении поправки к Закону о газификации от 1999 г направлены на изменение этой ситуации;

В ФЗ уточнено понятие газификации, с другой - дана возможность муниципальным властям указывать на приоритеты газификации;

Есть сложности с подключением населения (в тч с разводкой внутри домов), работа по которым идет последние 3 года с Газпромом и др участниками рынка: по ценам, по ответственности исполнителей, работа с участниками рынка:

2 задачи, которые власти пытаются решить: сделать прозрачным ценообразование, убрать административные барьеры, а значит - сократить сроки подключения потребителей;

Нужно поменять принцип формирования бюджета, сейчас этим занимаются власти, а должна - газоснабжающая организация;

Задача газификации населенных пунктов, расположенных в створах магистральных газопроводов (МГП) высокого давления или рядом с уже существующими ГРС, должна решиться в течение 10-15 лет;

Мы не газифицируем сетевым газом все регионы РФ, к примеру, арктический регион. Там логичнее обеспечить автономную газификацию;

Целевой показатель газификации регионов РФ - 85% , это не самый большой %, но самый нуждающийся. Ранее он заявлял о том, что показатель на уровне 85% в среднем по России может быть достигнут к 2030-2032 гг.

Пока в РФ России уровень газификации составляет 68,1%.

Попытки граждан вложить свои деньги в газификацию успешны только на этапе вложения кровных денежек.

Нередко деньги вложены, СМР проведены, но газ не идет.

Уровень газификации - это тоже лакмусовая бумажка эффективности работы властей.

Денег то в стране собирается - ой, как много.

Многим кажется, что если и своровать немножко, то от страны не убудет.

На самом деле - убудет.

Денег должно было бы хватить и на газификацию отдаленных регионов, где газ нужен даже больше, чем в крупных мегаполисах.

В деревне - нет газа, топи дровами.

Тогда в г Д. Медведев даже предлагал проработать подключение независимых производителей газа к программе газификации.

В ноябре 2017 г правительство РФ решило принять поправки в ФЗ о газоснабжении регионов РФ.

В ноябре 2017 г К. Молодцов, выступая в рамках круглого стола Комитета ГД РФ по энергетике, поведал о том, что инвестиции в газификацию РФ до 2020 г оцениваются в 350 млрд руб.

Распоряжением № 2501-р от 11 ноября 2017 г правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на стимулирование темпов газификации регионов.

Наконец, 3 июля 2018 г ГД РФ приняла в 3 м, окончательном, чтении ФЗ, определяющий полномочия органов власти и местного самоуправления в важном деле газификации страны:

ФЗ уточнил понятие Газификация. Теперь, Газификация - это деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах ЖХК, промышленных и иных объектах;

ФЗ определил полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения:

  • подготовка населения к приему газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации ЖКХ,
  • согласование схем газоснабжения населения.

Развитие газификации регионов осуществляется на основании схем газоснабжения населения, порядок разработки и реализации которых устанавливается правительством.

Правительству РФ дано право утверждать методику расчета показателей газификации или определять орган власти, уполномоченный утверждать такую методику.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Осталось понять, как это повлияет на реальную газификацию в стране?

Достаточны ли действия властей по газификации регионов РФ?

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Программой газификации с 2005 по 2025 год предусмотрено выполнение мероприятий по 833 объектам. Общая протяженность построенных газопроводов составит 4856 км. Будут созданы условия для газификации 742 населенных пунктов Подмосковья, в которых проживает более 370,2 тысяч человек.

Критерии программы:


1. Для мероприятий по развитию газификации населенных пунктов Московской области - количество граждан, постоянно проживающих в населенном пункте Московской области, от 100 человек (за исключением населенных пунктов Московской области, развитие газификации которых планируется осуществить в рамках исполнения обязательств Московской области по Плану-графику синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации, согласованному с ПАО "Газпром").

2. Для мероприятий по увеличению пропускной способности газораспределительной системы:
1) проектирование и строительство новых газораспределительных станций, строительство межпоселковых газопроводов-связок, необходимых для бесперебойного функционирования существующих сетей от газораспределительных станций, мощность которых достигла проектной и/или реконструкция которых предусмотрена Договором о газификации Московской области от 18.03.2015 N 03, подписанным между Правительством Московской области и ООО "Газпром трансгаз Москва";
2) строительство газопроводов-связок в городах и сельских населенных пунктах Московской области, в том числе газопроводов-связок между пунктами редуцирования газа и социально-бытовыми объектами, необходимость которых связана с минимально зафиксированным давлением в сетях:
для газопроводов высокого давления I категории менее 0,6 МПа;
для газопроводов высокого давления II категории менее 0,3 МПа;
для газопроводов среднего давления менее 0,005 МПа;
для газопроводов низкого давления менее 0,0013 МПа;
3) реконструкция газопроводов в связи со значительным их износом или повреждениями, выявленными на основании результатов: диагностики газопроводов сроком эксплуатации более 40 лет; приборного обследования (каждые 5 лет); коррозионного обследования (ежегодно).

3. Для мероприятий по созданию условий для обеспечения развития газоснабжения земельных участков для реализации инвестиционных проектов на территории Московской области на период до 2025 года - соответствие инвестиционных проектов, подлежащих реализации на соответствующих земельных участках, постановлению Правительства Московской области от 03.09.2015 N 757/24 "О порядке заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области" и наличие заключенного соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области

Основные цели и задачи Программы

  1. Реализация государственной политики по обеспечению населения Московской области природным газом на основе внедрения прогрессивных технологий и максимального использования потенциала газораспределительной системы Московской области.
  2. Создание благоприятных условий для перспективного развития газоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
  3. Создание благоприятных условий для газификации сельских населенных пунктов Московской области.
  4. Создание благоприятных условий для перевода систем газораспределения населенных пунктов Московской области с сжиженного углеводородного газа на природный газ и перевода котельных с иных видов топлива на природный газ с внедрением энергосберегающих технологий и современных материалов, децентрализация систем отопления и горячего водоснабжения.
  5. Содействие проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства в Московской области.
  6. Улучшение условий жизни населения Московской области, обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  7. Повышение инвестиционной привлекательности Московской области и развитие инвестиционной активности субъектов экономики.
  8. Создание новых источников газоснабжения для подачи газа в газораспределительную систему Московской области.
  9. Увеличение пропускной способности газораспределительной системы