Ремонт Дизайн Мебель

Сделать ворота из профнастила. Изготовление ворот своими руками: пошаговая инструкция. Пошаговая инструкция по постройке ограждения своими руками

Заборы из профнастила — это практичная и надежная конструкция, которую можно построить своими руками. Для этого необходимо изучить принцип устройства такого забора и запастись необходимым инструментом и материалом.

распашные ворота из профнастила с калиткой нестандартной конфигурации

Монтаж забора из профнастила своими руками

Перед тем как начать монтаж забора из профнастила своими руками следует составить план строительства, в котором будут расписаны все этапы возведения забора.

Этапы строительства забора:

  • подготовительные работы (разметка территории и необходимые замеры);
  • подготовка траншеи и устройство фундамента;
  • возведение конструкции забора (заложение столбов, лаги);
  • устройство ворот и калитки ограждения;
  • обшивка конструкции забора профлистами.

Для получения более качественного результата, перед началом монтажных работ, рекомендуется произвести конструктивный расчет будущего забора.

схема устройства конструкции ворот из профнастила с кирпичными столбами

Как правильно организовать ворота из профнастила, фото

Одним из важных и достаточно сложных этапов монтажа забора из профнастила своими руками считается организация ворот и калитки. Данный процесс требует детального подхода и строгого соблюдения всех требований.

Организация ворот для забора происходит следующим образом:

  1. В процессе проектирования забора нужно определиться с местом размещения и шириною ворот;
  2. Решить в какую сторону будут открываться створки ворот (внутрь или наружу);
  3. Определить место для калитки. Очень удобно, когда ворота из профнастила включают в свою площадь калитку (так называемая встроенная конструкция).

чертеж ворот из профнастила с калиткой внутри секции (хорошо видны горизонтальные направляющие)

Преимуществами такого конструктивного варианта (забор с калиткой) выступает существенная экономия пространства. Данный вариант применим в случае, когда зона въезда ограничена. Как правило ширина таких ворот делается 4 м.

расчетная схема распашных ворот из профнастила с калиткой рядом

Если пространство входной (въездной) зоны позволяет, калитку можно организовать рядом с воротами. В данном случае ширина ворот с калиткой может занять 5 м.

Инструкция по монтажу своими руками ворот из профнастила с калиткой

Рассматриваемый вариант — это распашные ворота из профнастила с калиткой, которая будет размещена в одной из створок.

Этапы строительства, фото и видео

Устанавливаем опорные столбы, на которые будут крепиться створки ворот. Исходя из того, что на данные столбы будет приходится большая нагрузка — они должны быть максимально закреплены. Для этого опорные столбы обязательно подвязывают к основной конструкции забора, что исключит нежелательные перекосы несущих опор.

подробная схема устройства ворот из профнастила в разрезе

Приступаем к сборке каркаса и вычислению параметров створок. При этом общую ширину проема делим на две равные части. Важно помнить, что металл имеет свою толщину и это необходимо учитывать при снятии размеров.
При организации каркаса можно применять профильную трубу — она практична в сборке, имеет небольшой вес и приемлемую цену.

Важно. Все горизонтальные направляющие в двух секциях ворот необходимо размещать на одном уровне. Это будет способствовать симметричному закреплению листов профнастила на каркасе.

схема устройства ворот из профнастила с калиткой (на чертеже показаны места заложения лаг и петель)

В одной из секций забора устраиваем проем для калитки. Для этого от каркаса створки забора, со стороны его крепления к опорным столбам, делаем необходимый отступ в сторону и привариваем вертикальную направляющую. В дальнейшем эта вертикальная направляющая будет держать конструкцию калитки.

подробная схема устройства калитки для забора из профнастила

Переходим к изготовлению калитки. Сначала собираем прямоугольный каркас заданных размеров. Здесь очень важно соблюдать точность, вплоть до миллиметров. Поэтому лучше не торопиться и лишний раз перепроверить параметры проема будущей калитки. Направляющие на каркасе двери следует выставить на том же расстоянии, что и направляющие на створках ворот.

схема размещения петель для забора из профнастила с калиткой

Приступаем к установке навесных петель на калитке и секциях ворот. Для этого дверной проем прикладываем на свое место (в одну из секций) и устанавливаем петли. Чтобы избежать перекосов калитки, вышеописанное действие необходимо проводить на ровной плоскости.

Монтаж петель на опорные стойки и на каркас секций осуществляется несколько иначе. Сначала на столбах делаем разметку согласно высоте створок. При этом нужно помнить, что створки ворот не должны касаться земли. Затем от каждой отметки отступаем 25 см по столбу навстречу друг другу и крепим штуцер (половину петли). Далее делаем разметку на каждом каркасе створки, с учетом вычета внутренней половины петли.

Упростить установку петель и снизить нагрузку на них можно при помощи специальной монтажной планки, которую следует приварить к петле. Но только сделать это необходимо заранее.

ворота с калиткой обшиты листами профнастила

Обшиваем створки ворот и калитку профлистами. Данный процесс также рекомендуется проводить на ровной плоскости. При помощи болгарки в профлисте вырезаем проем для калитки и крепим его саморезами к металлическому каркасу одной из секций ворот. Далее крепим листы профнастила к другой створке и производим установку ворот с калиткой.

Цена на монтаж и материалы

Стоимость изготовления ворот из профнастила с калиткой, а также цена на материал будут зависеть от ряда показателей. Например: от сложности конструкции, от вида профнастила (цвет, конфигурация), от фурнитуры (петли, замки, заклепки).

варианты профлистов в сечении для забора с калиткой

Для предварительного расчета стоимости устройства ворот из профнастила с калиткой поможет определиться небольшая смета.

цена на материал и фурнитуру для забора из профнастила с калиткой

Отметим, что монтаж ворот из профнастила с калиткой своими руками значительно экономит денежные средства. Ведь при таком варианте деньги понадобятся только для закупки материала и инструмента (если такового в наличии нет).

Ворота из профнастила подойдут к любому забору: они легки, неплохо смотрятся, достаточно стойки и долговечны. К тому же их вполне возможно сделать самому, обойдясь минимумом покупных комлектующих. При изготовлении на заказ такие ворота тоже обойдутся дешевле прочих. Так что давайте разберемся, как оценить работу мастеров по их рекламе и как, если вы человек мастеровой, сделать ворота своими руками.

Выбор схемы открывания

Сначала «привяжем» ворота к – согласуем их по способности выносить эксплуатационные нагрузки; главная из них ветровая. Что толку городить изящную и добротную конструкцию, если первая же буря превратит ее вместе с добрым куском забора в покореженный «пропеллер»? Второе, что нужно учесть – нагрузку от самих ворот на забор. Если она чрезмерна, то скажется это не сразу, а исправить покосившуюся ограду будет сложно. Наконец, необходимо, чтобы створка не наподдала как-нибудь автомобилю по «пятой точке». И желательно снабдить ворота автоматикой, чтобы не тужиться, оскальзываясь, под дождем или снегом.

Ворота из профлиста выполняются распашными или сдвижными. Первые дешевле, проще, слабо нагружают забор, но могут стукнуть, снабдить их автоматикой самому очень сложно, а покупная обойдется чрезмерно дорого и будет работать под большой нагрузкой, т.е. не особо надежно. Чтобы самостоятельно сделать вторые, придется постараться, нужно место для отката створки и прочный забор: при весе створки в 250 кг (это еще легкая), кратковременные нагрузки на него могут превышать 2 т.

Поэтому сразу же определимся на месте установки. Распашные ворота нужно делать при невыполнении одного любого из следующих условий:

  • В обе стороны от проема ворот свободного места на заборе менее 1,5 ширины проема плюс 0,45 м на фурнитуру ворот. Если он, к примеру, 3,8 м (минимальный автомобильный габарит по ширине), то до любого ближайшего углового столба должно быть не менее 6,15 м совершенно свободного забора;
  • Все столбы забора в обе стороны от проема ворот до углов должны быть забетонированы на глубину не менее 1,2 м в средней полосе и не менее 1,7 м в местах с суровой зимой;
  • Воротные столбы должны быть либо кирпичными с замурованной штангой жесткости из профтрубы 60x80x2, либо сварными из 4-х таких же труб (см. рис.).

Под откатные ворота должны быть выполнены все три условия, и с кое-какими примечаниями. Проем лучше делать не уже 4,2 м, чтобы грузовик (придется же когда-то что-то привозить) мог заехать во двор с некоторым разворотом. Что касается глубины бетонирования столбов, то она должна превышать глубину промерзания грунта в данной местности как минимум на 0,6 м. Лучший способ определить нужную глубину бетонирования – расспросить своих газовиков, на какой глубине они укладывают магистральные трубы.

Сварные из профтрубы столбы дешевле и крепче кирпичных, но места схождения внутренних углов труб нужно проварить вверху и внизу; место сварки – в центре правой поз. рис. Это увеличит жесткость столба примерно на четверть. Верхний торец нужно прикрыть от осадков крышкой из любого подходящего материала.

Выбор металла

Нам придется делать железные ворота: профлист почти не сопротивляется поперечному изгибу и кручению. Он хорошо держится только на жестком металлическом каркасе. Деревянные рейки можно будет подкладывать, чтобы вывести обшиваемую поверхность в одну плоскость, заподлицо. Тогда крепежные саморезы нужно будет вгонять в металл сквозь дерево.

На каркас ворот понадобится металлопрофиль следующего сортамента:

  1. Профруба 60х40х2 мм для рамы створок (створки).
  2. Профтруба 40х20х2 мм для подкосов и ребер жесткости каркаса.
  3. Металлический лист 4-6 мм для закладных в кирпичные столбы и подкрепляющих каркас косынок (только в ветреных местах).
  4. Швеллер 200 или 160 мм длиной в пол-проема, только для сдвижных ворот.
  5. Арматура для железобетона 12-14 мм, тоже только для сдвижных ворот.

Собственно профнастил нужно брать стеновой (марка С) с высотой волны в 15-21 мм, т.е. С15-С21. Настилы Н (несущий) и НС (несущий стеновой) ничего к прочности ворот не добавят, но будут гораздо тяжелее и дороже. Размеры створок нужно высчитывать исходя из эксплуатационной, с учетом нахлеста волн, ширины листа (чаще всего – 1100 мм) и его длины (3-12 м), чтобы не образовалось слишком много обрезков. Лист нужно заказывать с порезкой на куски по вашим размерам, т.к. при порезке его любым кустарным способом с краев очень скоро пойдет коррозия.

Стапель

Если предполагается делать сдвижные ворота, а вы в этом деле новичок, то для полного успеха вам нужен простейший временный стапель: «пропеллер» или «восьмерка» створки сведут на нет всю работу, а если ворота распашные, то, может быть, они и закроются, но вид у них будет смехотворный. Стапель потом может пригодиться для других работ, напр. изготовления стропил, стеновых рам и т.п.

Сделать стапель не так уж сложно, см. рис:

  • На ровном участке отбиваем по шнуру базовую линию, а от нее перпендикуляр.
  • Проверяем перпендикулярность «магическим треугольником», со сторонами 3:4:5 любых, но точно равных друг другу отрезков, поз. 1 на рис. «Магический треугольник» можно сделать из любого нерастяжимого шнура.
  • По перпендикуляру ставим первую скамейку стапеля из бруса 100х100, ровной трубы, швеллера и т.п.; ее горизонтальность выверяем уровнем (поз.2). Если стапель предназначен для постоянного использования, то его скамейки ставим на столбики, а горизонтальности добиваемся за счет подсыпки в ямах под них.
  • Снова проверяем перпендикулярность скамейки, тоже поз. 2.
  • Устанавливаем вторую скамейку, как и первую. Они должны соответствовать сторонам прямоугольника, что проверяется как обычно, диагоналями (поз. 3 на рис.)
  • Дополнительно с помощью ровной рейки – правила – и уровня, проверяем концы скамеек на «пропеллер», т.е. перекос монтажной плоскости, поз. 4.
  • Ставим точно так же третью, и, если нужно, следующие скамейки.
  • Если стапель стационарный, бетонируем столбики скамеек и, пока бетон не застыл, еще раз проверяем все пары скамеек на «пропеллер» и аккуратно подправляем «уехавшие».

Рамы створок

Главная причина того, что со временем ворота расхлябываются – ветровые нагрузки. Большая из часть приходится на верх створок. Ветровая стойкость особенно актуальна для ворот из профнастила, т.к. его жесткость на кручение ничтожна, всю ветровую нагрузку несет на себе рама. Поэтому ее изготовление, хотя само по себе и не сложно, требует внимательного подхода.

На раме под профнастил лучше особо не экономить, а сразу сделать ее пожестче, из двух труб, 60х40х2 и 40х20х2, сваренных (в разрезе) в виде буквы Т. «Столбики» Т на противоположных балках рамы (верх-низ, право-лево) должны быть обращены друг к другу, см. рис. В места, залитые бежевым, крепятся деревянные рейки 40х20 под обшивку. Кстати говоря, при надлежащем расположении связей жесткости (поперечин, подкосов) и общая материалоемкость такой рамы с трудоемкостью оказываются небольшими.

Варят раму на стапеле, прихватами по 40-60 мм с шагом в 500-600 мм, иначе никакой стапель не поможет, поведет до безобразия. Точно так же сваривают и сборные столбы под ворота из профтруб, см. выше. Общее правило сборки рамы таково: верхние углы сводят со срезом наискось, чтобы внутри не развилась коррозия от осадков, а нижние – встык под прямым углом, для проветривания внутри, см. рис. ниже.

Примечание: при расчете высоты створок берут дорожный просвет в 50-70 мм для средней полосы, а для прочих мест – по среднегодовой высоте снежного покрова.

Распашные ворота

В конструировании распашных ворот есть два тонких момента: петли и связи жесткости ее каркаса.

Петли

Въездные ворота – не гаражные. Первые почти не парусят, а вот вторые – отличный парус. Поэтому, покупая гаражные петли для ворот, лучше взять подороже, на опорных пошипниках, см. рис. Установку петель производят до монтажа в раме связей жесткости и ее обшивки: так орудовать, подгоняя петли, куда легче. Но все равно, для этой работы нужен помощник.

К раме створок петли приваривают еще на стапеле. Точной установки по разметке тут мало. Нужно еще, прижав петли струбцинами, проверить их соосность глазом, как бы прицеливаясь поверх ствола. Затем прихватить парой «тычков» электродом, еще раз прицелиться визуально, и уж тогда, если все ОК, варить прочно.

Чтобы обеспечить угол открывания не менее 90 градусов, внешний диаметр петли должен быть больше толщины рамы плюс высота волны настила, т.е. 75-81 мм. Это огромные грубые петли, и щель между рамой и столбом они дадут такой же ширины. Поэтому петли к раме приваривают, сдвинув к ее краю в сторону открывания створки. Лучше всего, чтобы петля лежала на самом краешке, выступая почти на полдиаметра, тогда угол открывания будет 120 градусов и более.

К столбам из пучка профтруб петли приварить проще всего: в шов между трубами они укладываются как родные. Если же столб кирпичный в закладными-«пятаками», то, чтобы добиться полной соосности, лучше пользоваться не отвесом, а куском трубы с внутренним диаметром таким, чтобы в нее входил штырь петли. Длина трубы – расстояние между петлями минус высота подшипника.

Примечание: закладные в каменную кладку или бетон – вмуровываемые в них металлические детали, к которым потом будут крепиться другие металлоконструкции.

Трубу вначале туго приматывают к столбу веревкой, ровняют по вертикали и по высоте от грунта. Затем в нижний конец трубы вводят штырь нижней петли, ровняют ее по трубе и прихватывают 2-3 «тычками». Верхнюю петлю ставят донышком на срез трубы и также прихватывают. Далее навешивают раму, проверяют ход, дорожный просвет, самооткрывание/закрывание. Если все в порядке, раму снимают, петли приваривают наглухо и продолжают работу.

Каркас

Конструкция каркаса рамы створки должна быть рассчитана на сильную ветровую нагрузку в верхней части. Для сдвижных ворот, между прочим, тоже. И в то же время его жесткость на кручение необходимо обеспечить при минимальном расходе материала и труда. Разберем примеры каркасов удачных и не очень по рис. Не забудем только, что диагональное ребро работает по принципу жесткости треугольника: изменить его форму, не сломав, невозможно, но загнуть его уголок можно даже очень.

Справа вверху – рама исключительно рациональная. Два острых угла треугольников сходятся как раз там, где ветровая нагрузка максимальна. В средней полосе, где сильные ветра редки, такую раму можно сделать из одинарной трубы 60х40х2. Для дачи, где эстетика не суть как важна и на расхождение створок вверху на несколько см через 3-5 лет никто не обратит внимания, милое дело: дешево и сердито.

Примечание: долговечности без потери вида в 7 и более лет для такого каркаса можно добиться, наварив по углам косынки примерно 200х300 мм из 6 мм стали.

Для жилого дома более подойдет каркас, показанный слева вверху. Дополнительную устойчивость на поперечный изгиб дают перекрещивающиеся подкосы и промежуточная продольная балка. Безо всяких сложных теорий: просто треугольников стало больше, а сами они – меньше.

Справа внизу – каркас не весьма удачный. Такая система подкосов хорошо работает в бипланном крыле или стреле подъемного крана, но, в отличие от них, здесь конструкция плоская и основная нагрузка приходится поперек нее. А слева внизу – каркас и вовсе неудачный: крепче всего он там, где меньше всего нагружен, материала же нужно много.

О калитке

Если калитка отдельная, то для нее нужен только третий воротной столб. Рама такой калитки – простой прямоугольник из трубы 40х20х2. При обычной ширине калитки в 800-1100 мм никаких дополнительных подкреплений для рамы из профтрубы не нужно.

Но если калитка врезная, картина меняется. Вспомним, ворота все время настежь никто не держит, под давлением ветра их створки, связанные запорами, работают как одно целое. А теперь створки от ветра будут нагружены несимметрично, поэтому ту, в которой калитка, нужно дополнительно подкрепить, она сильнее нагружена. Так что каркас калитки придется сделать посложнее, он должен принять на себя большую нагрузку, чтобы нагрузка на створки выровнялась. Чертеж таких ворот показан на рис. Общую ширину можно увеличить до 4 м, оставив калитку такой, как есть.

Видео: простые распашные ворота из профлиста

Сдвижные ворота

Сдвижные ворота не так давно были роскошью: комплект фурнитуры к ним и привод самому не сделать, а более-менее приличная «фирма» стоила где-то от 150 000 руб. Тогдашних, не сегодняшних. Сейчас комплектующие для откатных ворот сильно подешевели, и они доступны людям среднего достатка.

Сдвижные ворота могут выполняться по одной из следующих схем:

  • На нижних роликах, катящихся по рельсу, уложенному на грунт.
  • Подвесные к верхнему рельсу.
  • С нижним рельсом, катящимся по опорным роликам.
  • С рельсом на заборе и роликами-бегунками на створке.
  • С плавающим рельсом.

Ворота первой схемы остались кое-где в старых производственных помещениях. Такие можно полностью сделать самому, но игра не стоит свеч: от мусора на рельсе механизм то и дело ломается, створки соскакивают. Подвесные ворота позволяют получить проем практически любой ширины, но очень сложны, для примера см. рис., поэтому в быту не применяются. В воротах с плавающим рельсом его части телескопически входят друг в друга. Такие ворота несколько дешевле прочих и не требуют фундамента под механизм, но часто заклинивают от грязи, а починка требует полного демонтажа.

Самая употребительная схема ворот для частных домов – с нижним рельсом на опорных роликах. Для этих ворот требуется покупная фурнитура, уже доступная, но пока еще не дешевая. Ворота с рельсом на заборе и бегунками требуют прочного забора и довольно трудоемки, но их можно сделать самому и для них не нужен фундамент под механизм. Эти схемы мы и рассмотрим подробнее.

Те и другие ворота выполняются консольными. Это значит, что их створка имеет скошенный «холостой» вынос, удерживающий ее на весу в закрытом положении. Подкос консоли створки с нижним рельсом на каретках работает на растяжение, а створки с бегунками в рельсе на заборе – на сжатие, которое металл держит куда лучше. Поэтому вынос консоли ворот с нижним рельсом нужен не менее 0,5 ширины проема, а в самой консоли – подкрепляющий ее каркас. Для ворот на бегунках достаточно выноса в 0,25 ширины проема, а их консоль – простая рама без усиления.

Примечание: далее в тексте мы для краткости будем называть столб, на который навешена створка, опорным, а противоположный ему концевым или отбойным. Детали и узлы, ближние к проему, будем считать внешними, а дальние от него – внутренними.

Ворота с нижним рельсом

Устройство ворот с нижним рельсом на каретках показано на рис. В их основе роликовые опоры: качающиеся на шарнирах каретки с 4 роликами. Ролики расположены по дуге, это исключает заклинивание при смене хода створки на обратный. К закладной в фундамент механизма они крепятся посредством регулируемых подставок – подпятников.

Здесь уместно будет сразу же сказать о двух очень распространенных ошибках, причем отдельные «профи» допускают их преднамеренно, чтобы ускорить и удешевить работу. Первая (см. рис. слева) – закладную ставят короткую, только под внешнюю (ближнюю) каретку, а дальнюю крепят к шпилькам, замурованным в фундамент. Год-два «гарантии» ворота держатся, а потом бетон под дальней кареткой начинает крошиться от знакопеременных нагрузок.

Вторая, мол, овчинка не стоит выделки – варим опоры с каретками прямо к закладной (рис. справа), а подставки-регуляторы вообще не покупаем. Имея отработанные навыки, так можно точно собрать ворота тоже на год-другой. Затем сказывается усадка фундамента, но «гарантия» уже истекла.

О фурнитуре и приводе

Фурнитуру для ворот нужно покупать от проверенного производителя. В РФ неплохо зарекомендовали себя итальянские CAME и Rolling-Center (Италия) и отечественные DOORHAN и РОЛТЕК. Дело тут в рельсе и роликах. Рельс из пересушенного металла (китайцы им ох как грешат) скоро потрескается, а из сырого деформируется. Пластиковая оболочка роликов нужна не только для глушения рокота, но и для того, чтобы обоймы роликов (они, в сущности, шарикоподшипники) не полопались. Поэтому ролики нужны либо в оболочках их неистираемого пластика, либо в обоймах их хромованадиевой стали. На вид качество рельса и роликов может оценить только очень опытный материаловед, а в спецификациях об этом часто умалчивают.

Приводы откатных ворот применяются в основном ременные, цепные и зубчатые. Ременные не рассматриваем: ремень он и Африке ремень, тянется, лопается, от мороза трескается. Цепной провод немного дешевле зубчатого, но цепь провисает и может соскочить, как в велосипеде, кроме того, за ней нужен уход. А самое главное: ворота с цепным приводом без замка открываются руками, что может сделать и любой прохожий.

Зубчатый привод, если смазать ведущую шестеренку-трибу и зубчатую рейку графитовой смазкой, ухода практически не требует. Провернуть редуктор с ротором мотора, толкая створку ворот, труднее, чем просто снести ее. Но точно так же невозможно будет открыть ворота при пропадании электропитания. В гаражных комплексах в таком случае дежурный крутит редуктор вручную ключом, но он же всегда внутри, а вы-то окажетесь снаружи. Поэтому в воротах с зубчатым приводом обязательно должна быть калитка с замком.

О ручках и замках

Вполне может быть, что вы и вовсе не станете тратиться на привод; толкать створку правильно построенных ворот не так уж тяжело. В таком случае, нужны ручки и замок. Обычные дверные ручки не пойдут: поставить их так, чтобы они не упирались в столбы (точнее, чтобы не ломались об них), невозможно. Нужны скрытые ручки, см. рис, со сквозной прорезью или глухие. Первыми легче и удобнее орудовать, но, чтобы никто не подглядывал на подворье, изнутри их придется занавесить листами резины или гибкого пластика.

Обычный замок с выдвижным ригелем-языком пойдет на распашную калитку, но на створку его придется ставить ригелем вниз и прикрыть от непогоды каким-то чехлом. Однако и это не выход: гнездо под ригель придется делать из приваренного к нащельнику (см. далее) куска уголка или швеллера, выступающего в проем ворот на ширину замка. Об эту железину, ясное дело, легко поцарапаться. Поэтому для створки ворот нужен замок с поворотным ригелем-крюком; гнездо под него вырезается прямо в нащельнике. Ну, а для совсем уж непритязательных хозяев вариант испытанный: навесной амбарный замок, обмотанный промасленной тряпкой.

Делаем ворота

С нижним рельсом

Монтаж сдвижных ворот на каретках в общем производится в такой последовательности:

  1. Планируем (лопата, уровень, трамбовка) площадку под ворота в горизонт дороги длиной на ширину проема плюс по 1 м под столбы, плюс полпроема под механизм. Ширина площадки – по 0,7 м в стороны от осевой Линии створки;
  2. Ставим, если их еще нет, воротные столбы;
  3. Формируем фундамент механизма;
  4. Пока фундамент набирает прочность, делаем раму в каркасом, но пока без нижнего рельса и обшивки;
  5. Прихватываем сваркой к закладным концевого столба, или прямо к нему, если столб металлический, нащельник – уголок 150х150 или такой же швеллер и временно крепим к нему улавливатели;
  6. Прихватываем к закладной фундамента подпятники опор, ставим верхнюю удерживающую каретку;
  7. Надеваем на каретки рельс и, передвигая его, регулируем опоры и нижний улавливатель;
  8. Привариваем рельс к раме, временно ставим створку на место;
  9. Регулируем удерживатель и верхний улавливатель;
  10. Устанавливаем на фундамент привод, на рельс – зубчатую рейку, обшиваем сворку профлистом, монтируем калитку, замки и ручки;
  11. Ставим створку на место, регулируем по горизонту – ворота готовы.

Поясним дополнительно самые существенные моменты.

Фундамент

Размеры и схема фундамента показаны на рис. Бетон – не ниже М400, подсыпка в смесь – 3:1. На подсыпку берут песок и гравий в равных долях. Выдержка для набора прочности после заливки – не менее 1 недели летом и не менее 3-х недель в прохладную погоду. При строительстве летом схватившийся фундамент нужно сверху увлажнять смоченной водой ветошью.

Рама

Рама створки сдвижных ворот представляет собой как бы две соединенные створки ворот распашных, поэтому верхнюю ветровую нагрузку она держит лучше. С другой стороны, нужно дать дополнительное подкрепление посредине рельса: он дорог, а его деформация выведет ворота из строя. Исходя из этого и рассчитывают расположение подкосов с ребрами жесткости. Две относительно мало материалоемкие конструкции для мест без частых сильных ветров показаны на рис. После сборки, разумеется, раму грунтуют и красят.

Нащельник

Крепить улавливатели прямо к металлическому столбу или к закладным кирпичного неправильно. Створка может сильно ударить по ним, и крепежные элементы будут при этом работать на изгиб или сдвиг. Со временем от этого сварочные швы треснут, а болты расшатаются. При монтаже на нащельник крепеж улавливателей будет работать преимущественно на сжатие, которое металл держит вечно. А трещину в креплении нащельника, вдруг она образуется, можно не торопясь подварить, не прекращая пользования воротами.

Нащельник приваривают к столбу (к его закладным) вертикально по отвесу. Расстояние от кромки столба берут исходя из размеров улавливателей, они не должны выступать в проем ворот. Поначалу нащельник прихватывают парами «тычков» сверху и снизу, а после регулировки по створке окончательно варят прихватами по 50 мм через 300-350 мм. Улавливатели поначалу также крепят временно, чтобы при окончательной сборке их можно было переставить.

Опоры

Опоры, вообще говоря, должны быть расположены подальше друг от друга, чтобы как можно больше разгрузить консоль. Длинное плечо рычага при закрытых воротах большое, и выгаданный лишний сантиметр означает лишний год службы ворот. Удлинить консоль нельзя: стандартные размеры рельса кратны 6 м. Исходя из этого, опоры ставят в такой последовательности:

  • Сначала просто ставим их на закладную фундамента и выравниваем по ее оси; расстояние от столба – 100 мм.
  • Качаем каретки и смотрим, чтобы ролики не выходили за пределы закладной.
  • Прихватываем опоры сварочными «тычками».
  • Надеваем на каретки рельс, двигая его туда-обратно до предела, смотрим, чтобы ролики не выталкивали заглушки рельса. Без заглушек он скоро поржавеет внутри, и ворота начнут клинить.
  • Если нужно опоры передвинуть, «тычки» срезают болгаркой.

Обшивка, привод и сборка

Профлистом раму створки обшивают, как и забор: по саморезу в каждом углу, а по линиям между углами, горизонтальным, вертикальным и наклонным – с шагом 400-500 мм, но так, чтобы на каждую сторону рамы приходилось не менее 3-х точек крепления. К примеру, на верхнюю и нижнюю перекладины калитки пойдет по 3 самореза. Для крепления профлиста к элементам жесткости на каждый из них накладывают деревянную рейку 40х20 мм, закрепив ее 2 саморезами по концам. Настил в таких местах крепят саморезами длиной 50 мм, чтобы лист держался на металле, а не на дереве.

Рельс изнутри, зубчатку и рейку привода перед установкой смазывают графитовой смазкой. Любая органическая в таких местах скоро наберется пыли, присохнет и превратится из смазки в абразив. Графитовая смазка невероятно пачкается, поэтому лучше брать привод не с боковой, а с нижней зубчатой рейкой.

Примечание: привод управляется с пульта-замка по радио. Если есть возможность, приобретите к автоматике ворот выносную антенну и источник бесперебойного питания (UPS), автоматика в такой комплектации позволяет разблокировать привод дистанционно снаружи. Но калитка на всякий случай все равно нужна.

Далее, задвинув сворку немного более чем наполовину (в положение равновесия), регулируем верхний держатель, чтобы створка стояла строго вертикально и не хлябалась в стороны. После этого створку выдвигаем почти до конца и регуляторами подпятников выставляем горизонт и дорожный просвет. Последний этап перед полной готовностью ворот – по створке окончательно регулируем верхний и нижний улавливатели: срезаем «тычки» болгаркой и варим прихватами точно по месту.

Примечание: обратите внимание на рис. с устройством ворот. В днище нижнего улавливателя видна прорезь, с нее немного проваливается концевой ролик рельса и не дает самопроизвольно откатываться разблокированной створке. Нижний улавливатель нужно выставить так, чтобы толчок для ручного откатывания створки требовался не слишком сильный. От этого будет легче не только вам, но и концевому ролику, а он – одна из наиболее подверженных износу деталей механизма.

С бегунками

Для ворот на роликовых бегунках, как уже сказано, не нужна покупная фурнитура и фундамент под привод, но нужен прочный забор. Все его столбы до каждого от ворот угла должны быть усиленными, как и воротные. Сделать такие ворота по плечу только достаточно опытному и умелому мастеру, поэтому мы просто приводим их чертежи, см. рис. Бегунки изготавливаются из шарикоподшипников (лучше самоустанавливающихся), а их оболочки – из прочного, упругого, вязкого износостойкого пластика. В порядке предпочтения: фторопласт, капролактам, текстолит, упругий (малосернистый) эбонит.

До недавнего времени ворота и калитку обшивали металлическими листами толщиной 2−3 мм. Но конструкция была тяжелой и нередко деформировала опорные столбы. После изобретения профильных листов специалисты успешно начали использовать их для ограждений. За счет малого веса материала ворота из профиля стали легче, следовательно, опорные столбы подвергаются меньшей нагрузке, а срок их службы существенно увеличился.

Достоинства и недостатки материала

Если раньше металлические листы крепились на каркас за счет сварки, то профлисты монтируются на гайки и шурупы. Специалисты выделяют следующие преимущества:

  • удобство в уходе и эксплуатации;
  • быстрота закрепления листов;
  • возможность оборудовать ворота автоматикой;
  • низкая цена на материал;

Наряду с преимуществами материал имеет минусы. Практически все недостатки заключаются в том, что материал подвержен механическим повреждениям, к примеру, профильный лист может погнуться при незначительном ударе. В остальном существует несколько минусов:

  • красочное покрытие материала очень чувствительное, и если поверхность случайно поцарапать, через некоторое время появится ржавчина, которая начнет стремительно разрушать весь лист;
  • материал закрепляется только на болты и гайки, сварка в этом случае недопустима (с одной стороны, это удобно тем, кто не сталкивался со сварочными работами, но с другой - за счет сварки монтаж материала существенно бы ускорился);
  • неустойчивость к ударам и прочим подобным нагрузкам.

В остальном с такими воротами нужно аккуратно обращаться, даже при чистке снега вблизи конструкции нужно постараться не задеть покрытие, иначе ржавчины не избежать.

Параметры конструкции

Мастера придерживаются одних размеров, по которым изготавливают распашные ворота из профнастила. Вы также должны изготавливать конструкцию по определенным параметрам, соблюдая технологию. Шире ворота сделать не получится - это связано с тем, что опорные столбы не выдержат чрезмерной нагрузки и попросту перекосятся, а такая неприятность приведет к реконструкции изделия.

Стандартная ширина

Обычно ворота предназначаются для автомобилей, которые будут заезжать на дачный участок, поэтому проем делается по ширине автомобильного транспорта с учетом зеркал. Также к проему добавляются дополнительные 100 см на свободную маневренность машины, которая будет проезжать через ворота. Кроме этого рассчитывается ширина опор. Если калитка будет монтироваться независимо от ворот, отдельно, то потребуется установить 3 колонны. Также берется во внимание величина щелей между столбом и калиткой и ширина зазора между каркасом ворот и колоннами. Сюда же входят параметры фурнитуры.

Необходимо все точно рассчитать, чтобы не получилось ситуации, когда фундамент под колонны уже сделан, а они окажутся на рабочей ширине створок, следовательно, размер ворот уменьшится. Следом за этим придется увеличивать ширину калитки, а иметь калитку огромной ширины нецелесообразно. Ширина калитки по стандарту составляет 120 см, а для ворот - от 450 до 500 см. Ширину ворот нужно подгонять под параметры листов, поскольку для монтажа одного профлиста будет мало.

Стандартная высота

Классическая высота ворот составляет от 220 до 250 см . Стандартный лист имеет длину 200 см, но есть и длиннее, но от очень больших листов может остаться много обрезков. В любом случае придется предварительно поинтересоваться у консультанта о параметрах профнастила.

Как правило, под калиткой и воротами всегда предусматривается зазор, потому что при слишком маленькой щели между землей и каркасом может происходить постоянное цепляние изделия за поверхность грунта или плитки. Оптимальный зазор составляет 5−10 см. Некоторые увеличивают это расстояние до 30 см, но это не эффективно ввиду того, что на территорию могут проникнуть некрупные собаки.

Высоту ворот из профиля своими руками можно увеличить не путем наращивания листов, а с помощью кованых элементов. За счет такого способа можно не только увеличить высоту, но и украсить изделие. При грамотном подходе конструкция будет смотреться вполне респектабельно.

Внимание! В зимний период под воротами и калиткой вероятнее всего будет образовываться наледь. Ее нужно своевременно удалять, иначе возникнет сложность при открывании створок.

Рабочий проект

Несложный проект нужен для упрощения рабочего процесса. Простая схема поможет не забыть все параметры деталей, а также количество материала, которое надо купить. Существует два способа установки конструкции:

Чертежи ворот из профнастила своими руками должны учитывать ширину створок, конфигурацию каркаса и количество опор - их глубину и высоту. Также надо определить высоту и ширину изделия и указать в проекте, будут ли дополнительные декоративные элементы. Далее вычисляется величина калитки, которая может устанавливаться внутри ворот или отдельно. Учитываются зазоры между колоннами и конструкцией.

На схеме указываются места расположения шарниров, замка и шпингалетов, которых должно быть 3 штуки. Один шпингалет, горизонтальный - для калитки, а последние, которые фиксируют конструкцию, устанавливаются на нижнюю часть ворот в вертикальном положении. В обязательном порядке в чертеж ворот вносятся детали, усиливающие каркас створок. Надо определиться с их расположением. Будут ли они крестообразной формы или просто установятся по диагонали. В любом случае важно учитывать любую мелочь.

Материалы и инструменты

После составления проекта приступите к подготовке рабочего инструмента и материала. Здесь главное - уметь пользоваться сварочным аппаратом и электрической дрелью. Первым делом купите материал:

  • стеновые профлисты;
  • болты и гайки;
  • профильную трубу диаметром 80 х 80 мм;
  • для изготовления створок понадобится труба диаметром 40 х 40 мм;
  • для усиления створок приобретаются квадратные трубы сечением 20 х 20 мм;
  • для создания бетонного раствора необходимы щебень, песок и цемент;
  • при необходимости купите металлический лист, который послужит косынками;
  • замки, петли, заглушки, задвижки и щеколды.

В работе будет задействовано мало инструментов, и наверняка некоторые из них имеются на дачном складе. Также будут использованы инструменты, без которых невозможно работать, поэтому их необходимо купить или попросить у соседа.

Перечень принадлежностей:

  • угольник;
  • болгарка;
  • рулетка;
  • гаечные ключи;
  • дрель;
  • сварочный аппарат;
  • ножницы для резки металла;
  • кисточки.

После подготовки всего необходимого можно приниматься за работу.

Пошаговый монтаж изделия

Делайте работу в определенной последовательности. Вначале ставятся столбы, затем сооружается каркас, потом устанавливаются профильные листы. В самом конце конструкция обустраивается фурнитурой и остальными декоративными элементами.

Установка опор

По технологии первым делом устанавливаются столбы. Когда бетон будет высыхать, можно заняться сборкой каркаса. После изготовления каркаса бетон уже высохнет, и тогда можно производить последующие манипуляции, связанные с опорами. Если калитка будет отдельной от ворот, то монтируется 3 опоры. Порядок работы:

  1. С помощью лопаты выкопать 3 лунки на глубину 120 см. Не стоит копать слишком широкие ямы, поскольку это повлияет на перерасход бетона.
  2. Сделать подушку из песка и щебня толщиной 15 см. Затем нанести на профильную трубу грунтовку.
  3. После чего, используя уровень, поставить трубу ровно по вертикали. Нужно максимально ровно установить столб, в случае перекоса вся конструкция не будет работать так, как нужно.
  4. Квадратная труба фиксируется распорками и заливается подготовленным бетоном. Наверх столба приварить заглушку, чтобы во время дождя вода не попадала внутрь.

По желанию установленные металлические трубы облицовываются декоративным кирпичом. Однако надо предусмотреть места для закрепления петель.

Изготовление каркаса

Бетонные столбы установлены, бетон сохнет. Чтобы не тратить время, в процессе высыхания бетона нужно приняться за изготовление каркаса для створок. Последовательность изготовления ворот из профлиста своими руками по технологии:

  1. Нарезать детали по размерам. Угол среза квадратных труб составляет 45 градусов. Конечно, можно приварить элементы встык, но так получится менее эстетично, поэтому желательно на краях заготовок сделать углы.
  2. Взять все детали и начать их выкладывать на ровной поверхности, чтобы получилась створка. Все места соединений прихватываются несколькими точками. Затем конструкция корректируется. После чего каркас обваривается со всех сторон.
  3. Две створки готовы. Обычно их усиливают перемычками - косыми или крестообразными. Например, если выбраны перемычки, которые будут привариваться по диагонали, то квадратная труба прикладывается к левому верхнему углу правой створки и приставляется к нижнему углу этой же створки. Такая манипуляция проделывается с другой створкой. Теперь в центре двух створок по горизонтали приваривается другая перемычка. Таким способом делают усиление ворот.
  4. В конце сварные швы освобождаются от шлака и зачищаются. Весь металл окрашивается краской, но важно не забыть предварительно нанести грунтовку.

Предупреждение! Ворота при закрывании не должны тереться створками, поэтому очень важно точно рассчитать зазор.

Приваривание петель

Если навесы приварить криво, то ворота будут открываться неровно и со скрипом. Поэтому этот этап работы можно считать самым важным. Профессионалы прикрепляют петли по такому принципу:

  1. Вначале навесы надо приварить к опорам. На столбе отмечается мелом вертикальная линия, к которой приставляются шарниры и прихватываются. После прихватки последует точная корректировка. Только после этого петли полностью обвариваются.
  2. Затем такая процедура проделывается со створками и калиткой. Если вы желаете, чтобы ворота открывались внутрь и наружу, то шарниры прикрепляются встык к колонне. Если в планах, чтобы створки открывались только наружу, то навесы привариваются только внахлест с уличной стороны.

Примечание! Шарниры должны установиться симметрично друг другу с точностью до 1 мм. От низа колонн они привариваются на 20−30 см от земли.

Крепление профильных листов

Иногда профнастил закрепляется только с внешней стороны, а бывает и с обеих сторон. Мастера быстро делают работу по установке листов, они придерживаются следующих правил:

  1. В раме и на листах с помощью дрели проделываются отверстия. Шаг между отверстиями составляет 15 см. Сверление касается не только периметра створок, но и диагональных перемычек.
  2. Далее нужно взять болты, гайки и гаечные ключи. Прикручивать сверху, продвигаясь в сторону по створке, затем - по бокам конструкции и в самом низу.

Примечание! Для закрутки болтов можно применить шуруповерт со специальной шестигранной насадкой. С одной стороны придерживать гайку ключом, а с другой - вкручивать сам болт.

По окончании работы в листе на калитке вырезается отверстие для замка. Далее необходимо прикрепить горизонтальную задвижку. В нижней части створок закрепить две вертикальные задвижки, которые опускаются в трубки, предварительно вбитые в грунт.

Время чтения ≈ 11 минут

Для того что бы сделать нужно, как минимум, обладать навыками слесаря и электросварщика. В противном случае вам не помогут, ни чертежи, ни схемы, ни эскизы, которые предоставлены ниже. Но если вы хотя бы немного искушены в таких профессиях, то конструкция глухих ворот не будет для вас чересчур сложной.

Ворота из профнастила с элементами ковки

Этапы монтажа

Все работы по изготовлению и установке ворот такого типа можно разделить на рабочие этапы. Впрочем, некоторые из этих процессов вам не обязательно делать самостоятельно – можно воспользоваться помощью.

Определение размеров с калиткой и без неё

В этой статье я расскажу, как установить (откатный механизм гораздо сложнее и для него требуется отдельное обсуждение). Следует отметить, что ширина проезда напрямую влияет на планировку и интерьер участка.

Определяем параметры:

Маркировка Ширина, мм Толщина, мм Масса мпогонный/к Масса, м2 Цена, м2/руб
С-8 1200 0,4 4,4 3,667 139,36
ОН 5,.4 4,5 152,42
0,55 5,9 4,917 182,39
0,7 7,4 6,167 225,45
МП-48 1150 0,4 4,4 3,826 146,05
ОН 5,4 4,696 159,05
0,55 5,9 5,13 190,32
0,7 7,4 6,435 235,25
МП-20 1150 0,4 4,4 3,826 146,05
ОН 5,4 4,696 159,05
0,55 5,9 5,13 190,32
07 7,4 6,435 235,25
0,8 8,4 7,304 263,11
МП-40 1110 ОН 5,4 4,696 159,05
0,55 5,9 513 190,32
0,7 7,4 6,435 235,25
С-21 1051 0,4 4,4 4,186 159,81
ОН 5,4 5,138 17403
0,55 5,9 5,614 208,25
0,7 7,4 7,041 257,41
НС-36 1060 ОН 5,4 5,094 172,55
0,55 5,9 5,566 206,48
0,7 7,4 6,981 255,22
0,8 8,4 7,925 285,45
0,9 9,3 8,774 320,76
МП-35 1076 ОН 5,4 5,019 169,98
0,55 5,9 5,4483 203,41
0,7 7,4 6,877 251,43
0,8 8,4 7,807 281,21
0,9 93 8,643 316,99
С-44 1047 ОН 5,4 5,158 174,69
0,55 5,9 5,635 209,05
0,7 7,4 7,068 209.05
0,8 8,4 8,023 289
Н-60 902 0,55 5,9 6,541 242,65
0,7 7,4 8,204 299,93
0,9 9,4 9313 335,48

Примечание. В таблице указаны параметры не только стенового, но и кровельного профнастила. Но для заборов иногда применяют высоковолновые кровельные листы.

Для того чтобы определится с шириной ворот, вам нужно знать габариты своего автомобиля вместе с зеркалами плюс полметра на каждую сторону. Скорее всего, что в общей сложности этот параметр получится не менее трёх метров, но, как правило, их делают гораздо больше. Чистая ширина определяется расстоянием от внутренней части одной опоры до другой, но это не является размером двух створок. Дело в том, что между столбом и створкой, а также между створками всегда есть расстояние,

Существуют также общепринятые параметры, на которые можно ориентироваться, хотя они не обязательны в исполнении:

  • чаще всего ширину проезда устанавливают от 3,5 до 5 м;
  • калитку подгоняют по ширине листа, следовательно, она может быть от 1076 мм (МП-35) до 1200 мм (С-8).

Кованые ворота изнутри закрыты профлистом

Теперь поговорим о высоте. Этот параметр чаще всего определяется длиной листа и может варьироваться от 2000 до 2500 мм, чтобы не делать рез (резаная кромка может подвергнуться воздействию коррозии). Но створки могут быть сделаны с элементами ковки, как на фото вверху и тогда они получатся более высокими, если панель не подрезать.

Ещё одним фактором, влияющим на высоту ворот можно назвать зазор между ними и поверхностью земли, а это плюс 100-300 мм (зависит от количества осадков в регионе). Это расстояние необходимо в зимний период, когда возможна гололедица или высокий снежный покров, а эти природные явления помешают нормальному функционированию створок при их открытии и закрытии.

Рекомендация. Возможно, зазор у поверхности земли покажется вам большим, во всяком случае, в тёплое время года, когда нет снега и обледенения. В таком случае снизу можно приспособить съёмную планку, которая перекроет это расстояние.

Составляем чертежи

Пример чертежей каркаса ворот с автономной и встроенной калиткой

Прежде чем делать , следует составить чертежи, схемы или эскизы – только так конструкция может обрести реальные размеры. То есть, вы замеряете ширину проезда (ели опоры установлены) или задаёте её самостоятельно, после чего чертите каркас на бумаге в соответствии с шириной и высотой профнастила. Так вы сможете рассчитать все зазоры, необходимое количество профилей для каркаса и необходимое количество листов.

Одностворчатые распашные ворота

Распашные ворота с одной створкой

Если сделать только одну створку, вы, безусловно, сэкономите на профиле, из которого делают каркасную раму (полый профиль квадратного или прямоугольного сечения). Но с другой стороны, это значительное увеличение нагрузки на петли и, естественно, на несущую опору. Кроме того, для открывания такого проезда понадобится много места. Что можно позволить не на каждом приусадебном участке.

Двустворчатые распашные ворота

Распашные ворота с двумя створками

В этом случае для изготовления рамы, безусловно, понадобится больше материалов – металлического профиля и навесов. Зато при распахивании такая конструкция требует вдвое меньше места и обладает пониженной нагрузкой на опоры. Еще в перечне преимуществ двустворчатых ворот можно указать на повышенную сопротивляемость ветровым нагрузкам, так как здесь меньшая парусность.

Что должно входить в схему

Общая схема каркасов распашных ворот

При составлении эскиза или чертежа каркасной рамы туда следует включить:

  • чистую ширину проема – она рассчитывается от одной опоры до другой по внутренней части;
  • ширину рамы каждой створки;
  • количество и сечение опорных столбов;
  • конструкцию каркасной рамы с учётом сечения профиля;
  • расположение и размер калитки. Встроенная в створку калитка позволяет сократить расходы на несущие опоры и не требует отдельного тротуара при входе во двор. В данном случае меняется конфигурация каркаса;
  • места, где будут приварены петли (вверху, внизу и, возможно, посредине опорного столба);
  • места, где будет вмонтирован замок на воротах и калитке;
  • места для внутреннего вертикального и горизонтального шпингалета.

Вертикальные засовы, вид изнутри

Ветровая нагрузка бывает разной, но в некоторых регионах она достаточно сильная, а здесь, по сути, готовый парус. Поэтому, чем сильнее ветры в вашей местности, тем мощнее должны быть вертикальные и горизонтальные шпингалеты вместе с замком. Такие засовы, как правило, делают самостоятельно, используя гладкий стальной прут сечением 14-16 мм и трубу, внутренний диаметр которой (ДУ) на 1,5-2 мм больше чем у прута.

Как усилить створки из профнастила

По углам рамы приварены косынки для усиления

Ка известно, треугольник, это единственная геометрическая фигура, где при жёстком соединении углов люфт невозможен вообще. На верхнем изображении показано, как рама усилена косынками, хотя вместо них можно приварить перемычки из профиля аналогичному сечению каркаса. Главный недостаток такого укрепления в том, что оно эффективно для створок не более 1500 мм шириной.

Уголок увеличит жёсткость рамы

Обратите внимание на фотографию вверху – там уголок приварен внутри рамы и сама конструкция такого профиля подразумевает увеличение жёсткости. Но его не обязательно размещать внутри каркаса – приварить уголок также можно и по наружной стороне периметра – жёсткость останется такой же, но внешний вид несколько изменится. Шаг между прихватами профиля здесь должен составлять 200-300 мм.

Каждый из шести вариантов подразумевает создание рёбер жёсткости

И наконец, третий, самый мощный вариант для повышения жёсткости рамы:

а) каждая створка состоит из двух треугольников и поддерживается петлями. Такая конструкция больше подходит для местности с небольшими ветровыми нагрузками, так как профнастил в основном фиксируется только по периметру и рама слабая;

б) пожалуй, это наиболее экономичный вариант, где лист можно прикрутить не только по периметру, но и в поперечнике. Недостаток здесь заключается в отсутствии треугольников, но перемычка даёт возможность для удобного монтажа замка и горизонтальной задвижки;

в) здесь есть один серьёзный недостаток (не укреплённые внутренние углы). В местности, где часто дуют сильные ветры, возможна деформация рамы;

г) благодаря перемычке, рама образуется из четырёх треугольников, что, естественно, увеличивает жёсткость. Но это не всё – лист здесь можно фиксировать не только по периметру, но и в поперечнике, что позволит выдерживать большие ветровые нагрузки. Недостаток заключается в отсутствии усиления внутренних углов;

д) усиление двух внутренних углов на каждой створке отсутствует и при сильном ветре это может привести к её деформации;

е) самый лучший из всех вариантов. По восемь треугольников на каждой створке плюс вертикальная и горизонтальная перемычка. Усилены места врезки замка и фиксации навесов. Рама здесь не погнётся даже при штормовом ветре.

Примечание. Вместе с шириной створки, должна увеличиваться и её жёсткость. Приведенная выше пошаговая инструкция последовательно указывает на возможности укрепления в нарастающем порядке. Ниже находится видео ролик монтажа.


https://youtu.be/uVo_e6jdbYk

Видео: Распашные ворота из профнастила и металлического профиля

Материалы

Вот перечень требуемых материалов:

  • профлист – лучше остановитесь на стеновом варианте, так как у него ниже волна и больше ширина;
  • саморезы для профнастила – их подбирают по цвету;
  • заклёпки – понадобятся для скрепления листов друг с другом;
  • металлический квадратный профиль 60×60 мм или труба такого же сечения для опор;
  • профиль 40×40 или 60×20 мм для сборки рамы;
  • профиль 20×20 или 20×40 мм для усиления жёсткости;
  • стальной гладкий прут сечением 14-16 мм и труба с ДУ на 1,5-2 мм больше для задвижек (шпингалетов);
  • замки и петли;
  • декор (это обычно ковка, но её использовать не обязательно);
  • цемент, песок, щебень кирпич для монтажа опор.

Установка опор

Принцип установки опорных столбов

Теперь разберёмся, как поставить опорные столбы. Глубина ямы должна составлять третью часть от чистой длины столба, например, для профиля 300 см понадобится яма на метр глубиной. Её лучше сделать буром 120 мм в диаметре (для профиля 60×60 мм), так как лопата разроет целый котлован и придётся затратить много бетона.

Сначала засыпают песочно-щебневую подушку на 15-20 см, которая не просто служит уплотнением, но и является буфером от морозного пучения грунта. Также через неё будет происходить отток воды при выпадении осадков. Опору покрывают антикоррозийной грунтовкой, красят и устанавливают в яму. При этом нужно использовать отвес или длинный уровень, чтобы столб стоял строго вертикально.

Убедившись в чёткости вертикали, опору бетонируют. После этого обязательно нужно закупорить полость – здесь подходят декоративные крышки (продаются в магазинах, торгующих стройматериалами) или металлические пластины, которые приваривают поверх отверстия. В редких случаях в полость также заливают бетон.

Сборка рамы

Стыковку лучше делать «на ус»

Пожалуй, сборка и монтаж рамы, это самый сложный и ответственный момент в изготовлении распашных ворот. Здесь нужна предельная точность, так что прежде чем нарезать заготовки (профиль) сверьте реальные размеры с составленным ранее эскизом или чертежом. Не забывайте о зазорах между опорами и рамами, а также между створками. Если получится на пару миллиметров меньше, то это не страшно – щель перекроет притворная планка, которую можно приварить в любой момент, но если больше, то придётся разрезать раму.

Угловые соединения профилей лучше всего делать не «в стык», а «на ус», то есть край режете под углом 45⁰ — это позволяет закупорить полости. Кроме того, такое угловое соединение жёстче прямого и сделать его несложно. Рёбра жёсткости приваривают «в стык».

Установка петель

После приваривания швы шлифуют болгаркой

Приваривание петель удобнее начинать с рамы – отступите от низа и верха по 200 или 300 мм и прихватите части навесов с колпаком. Затем перенесите эти размеры на опору, ориентируясь от её верхней части и приварите элементы со штырями, куда будут надеваться колпаки. Если ворота будут открываться только в одну сторону, то с той же стороны половинки со штырями приварите путём накладывания. Но в том случае, когда имеется потребность открывания на две стороны (внутрь и наружу), то штыри приваривают с внутренней стороны проёма.

Примечание. Для тяжёлых усиленных ворот или если там будет много элементов ковки, понадобится по три навеса на каждую створку. Для облегчённого варианта достаточно приварить по две петли.

Установка фурнитуры

Установка фурнитуры на раму

Перед креплением профнастила следует установить всю фурнитуру: замки, задвижки и защёлки – так гораздо проще, потому что не будут мешать листы. Задвижки из стального прута и труб фиксируют электросваркой, но вот замки и защёлки при сильном нагреве могут пострадать. Поэтому для их фиксации сверлят отверстия и закрепляют болтами – это даже не требование, а просто практическая наработка.

Крепление профнастила

Головки саморезов бывают разного цвета

Профнастил крепят внахлёст на одну волну, но при необходимости, чтобы не резать лист, можно перекрывать 2-3 волны. Если всё-таки есть необходимость раскроя материала, то кромку следует заделать эпоксидной смолой, чтобы защитить от коррозии (смола прозрачна, и её можно заметить только на очень близком расстоянии).

Кровельный саморежущий шуруп невозможно принудительно вкрутить в стальной профиль, и для этого предварительно делают отверстие. Стандартный диаметр самореза 4,8 мм, поэтому используйте сверло диаметром 3,8-4 мм. А сейчас вы можете посмотреть, как сделать ворота и калитку из профнастила своими руками. Видео ролик расположен ниже.


Видео: Красивые ворота из профнастила в домашних условиях

Заключение

Вы сейчас узнали про ворота из профнастила, причём, используя руководство из статьи, вы сможете сделать их самостоятельно. Если весь процесс показался вам очень простым, то советую перечитать статью ещё раз – лучше потратить время на обучение чем на переделку работы сделанной с ошибками.

Ворота и калитка - необходимое дополнение к забору их профлиста. Ворота обеспечивают проезд на участок автомобилей и спецтехники, а калитка предназначена для тех, кто пришел пешком. В отличие от забора конструкция ворот и калиток оказывается более сложной, поэтому для них разрабатывается отдельный чертеж и производится специальный расчет материалов.

Мы хотим предложить вам несколько готовых чертежей ворот и калиток из профнастила, которые вы сможете подстроить под ваши условия. Высота забора и калитки должна соответствовать высоте забора.

Основные виды ворот для дачных и загородных домов

  • распашные - представляют собой две распашные створки, которые открываются внутрь или наружу. Простые и дешевые в установке, однако, при въезде могут повредить автомобиль, особенно если будет сильный ветер. Также под них нужно расчищать значительное пространство.
  • сдвижные или откатные ворота с направляющим рельсом - дверь двигается на роликовом механизме вдоль линии забора. Сложная конструкция, специальная дорогостоящая фурнитура делает такие ворота не самыми доступными. Но они обеспечивают более высокий уровень комфорта: автоматизированный привод дает возможность открывать их, не выходя из машины.

Чертежи распашных ворот и калиток

При составлении чертежа важно определить ширину проема ворот и калитки, высоту, а также модель каркаса. Не стоит забывать, что при проектировании ворот нужно правильно распределить нагрузку по створке, ведь она крепится на боковые петли и их вес полностью ложится на столбы опор. По этой причине столбы ворот нередко делают из более толстой профильной трубы или выкладывают из кирпича.

Толщина металла профильной трубы должна составлять не менее 3-4 мм. Соответственно и фундамент под опорами ворот должен быть достаточно надежным. Слабые опоры приведут к провисанию створок и деформации конструкции от ветровых нагрузок и силы тяжести створок. Для каркаса нужно использовать более легкую профильную трубу, чтобы не допустить перегрузку на створках, однако слишком тонкий каркас не устоит перед ветровыми нагрузками.

Обратите внимание на выбор ширины ворот. Оптимальной является ширина в 4 метра она позволяет спокойно въезжать как легковым, так и грузовым автомобилям даже с узкой улицы. Помните, чем шире створка, тем большую нагрузку она создает на опоры (в соответствии с законом рычага).

Схемы ворот и калитки из профнастила с параллельным каркасом

1. Перед нами «классический » и хорошо сбалансированный чертеж ворот с калиткой. Высота в 2 метра соответствует традиционной высоте забора из профлиста. Столбы 60х60 должны справиться с каркасом из трубы 40х20. Сам каркас не перегружен, прост в расчетах, не требует много материалов. У него лишь один недостаток - отсутствие диагональной жесткости. Ее компенсирует наличие сразу двух горизонтальных планок профильной трубы, которые образуют на створке три секции шириной 60-70 см.

Также характерной особенностью является наличие верхней перекладины. Она дает более сбалансированное распределение нагрузки, предотвращает смещение столбов по направлению друг к другу однако для успешного въезда на участок высоких машин нужно сделать ее съемной.

2. Еще один вариант чертежа. На этот раз без перекладины. Обратите внимание, что опорные столбы в связи с отсутствием перекладины имеют больший диаметр.

3. Распашные ворота со встроенной калиткой. Такая схема прекрасно подойдет тем, кто имеет ограниченное пространство для входа/въезда на территорию. На ширине в 4 метра помещаются и ворота, и калитка. Однако, стоит понимать, что наличие калитки увеличивает массу створки, а значит сечение бокового столба должно быть не менее чем 10х10 см и лучше разместить калитку ближе к столбу (по закону рычага она даст меньшую нагрузку опору ворот).

Схемы ворот и калитки с диагоналями

Наличие диагональных элементов каркаса повышает жесткость конструкции и делает ее устойчивой к различного рода деформациями, однако следует помнить, что дополнительные линии - это дополнительная нагрузка и здесь важно правильно подобрать рисунок. Так вместо двух горизонтальных планок лучше использовать одну. Варианты расположения диагональных планок приведены в чертежах ниже. Сечение опорных столбов для забора с диагоналями должно быть не менее 80х80.

1. Диагонали от крайних углов к середине или наоборот. Такие схемы достаточно красиво выглядят. Одна похожа на снежинку, другая образует ромбовидный рисунок.

Длина гипотенузы:, где а и b - стороны прямоугольного треугольника.

2. Диагонали от одного угла створки к другому. Схема позволяет минимизировать нагрузку на створку и при этом придать необходимую жесткость, однако сваривать такую диагональ не очень удобно.

3. Небольшие диагонали по углам створок. Достаточно красиво выглядит создает минимум нагрузки, однако такие створки обладают высокой парусностью, а, значит, могут пострадать от ветровых нагрузок.

В следующем видео вы получите ценные советы, как предотвратить скашивание опорных столбов под тяжестью створок:

Чертежи откатных ворот из профнастила

Самым оптимальным вариантом сдвижного забора, который можно возвести собственными силами, является конструкция с направляющим рельсом. Для нее достаточно просто подобрать комплекты фурнитуры и системы автоматизации. Ворота включают выдвижную створку с нижним рельсом, который движется по специальной системе роликов. Для того чтобы конструкция уравновешивалась в закрытом виде к каркасу сбоку приваривается дополнительная треугольная консоль.

Как можно заметить каркас ворот состоит из рамы и консоли, которые выполнены из более толстой профильной трубы (60х40 ). Внутренние элементы консоли также лучше сделать из этой трубы. Внутри рамы ворот рисунок каркаса можно сделать в разных вариантах (с прямоугольниками или треугольниками. Главное, чтобы труба была более легкой трубы (например , 40х20). Также не стоит делать решетку слишком частой. Порядок монтажа откатного забора представлен в следующем видео:

Надеемся, что приведенные чертежи помогут вам сделать собственные ворота и калитку из профнастила, которые будут удобными, надежными и долговечными.