Ремонт Дизайн Мебель

Кто помог печорину украсть беллу. Что толкает печорина на похищение бэлы. Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Тема урока (серия, 2 урока)

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

Актуализация

Мы продолжаем работать над психологическим романом.

Сколько частей в этом романе?

Введение в тему

Перед нами «Бэла» - «восточная повесть»

Где происходит событие повести?

Кто является главным героем?

Кто рассказывает историю Бэлы?

Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.

Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов

Работа с таблицей

Подберите описание каждому герою

Маским Максимыч

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

Образ Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).

Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?

Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный -слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

Краткий пересказ

Как же развивались события в этой повести

Вашим домашним заданием было подготовить план событий

Расположите пункты плана по порядку

Встреча повествователя и Максим Максимыча

Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным

Приезд Печорина в крепость

Приглашение на свадьбу к князю

Встреча с Бэлой

Ссора Азамата и Казбича

Сговор Печорина с Азаматом

Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза

Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку

Бэла влюбляется в Печорина

Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте

Неожиданное появление Казбича

Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту

Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение

Смерть Бэлы

Отъезд Печорина в Грузию.

Итог урока

Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером

Вам понравился этот герой? Почему?

Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина

Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)

Беседа по содержанию

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Как Бэла оказывается у Печорина?

Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Как Печорин добивается любви Бэлы?

Любит ли Печорин Бэлу?

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Введение нового понятия «самоанализ»

Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста

В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.

Что мы узнаем о Печорине?

«у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)

Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)

Составление сравнительной таблицы

Попробуем сравнить наших героев

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

25 лет: «...молодой человек лет двадцати пяти...»

Внешность

Глаза героев

«...Как только вспомню взгляд холодный...»

«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..»

Происхождение

Дворянин

Дворянин

Оба выросли в роскоши

«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...»

Характеры героев

Оба странные

«...Неподражательная странность...»

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

<...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

Оба несчастны

«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…»

Заполните таблицу

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»

Внешность

Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»

Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...»

Глаза героев

Происхождение и занятие героев

Происхождение

Оба выросли в роскоши

«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...»

Характеры героев

Оба странные

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»

«...влюблялся в светских красавиц и был любим - но <...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»

Оба несчастны

«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»

Подведение итогов

В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)

У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.

Неслучайно одна из повестей названа редким и красивым именем Бэла. История любви молодой черкешенки и русского офицера не оставит равнодушным никого. Лермонтов пытался донести до читателя драматизм сюжета и в очередной раз акцентировать внимание на том, что Печорин не способен никого сделать счастливым.

Взаимоотношения Печорина и Бэлы в романе «Герой нашего времени» развиваются по классическому жанру любовного романа, но финалом стала не свадьба счастливых влюбленных, а трагедия.

Первая встреча

Прибыв на Кавказ по долгу службы, Григорий Александрович Печорин, был переводом направлен в крепость N. Неподалеку от места службы жил князь, чья дочь выходила замуж, и в числе приглашенных на свадьбу оказался Печорин. Именно в гостях происходит знакомство с Бэлой, младшей дочерью князя.

Девушка очаровала его. Юная, трогательная и чистая.

«…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

Много женщин у Григория было до нее, но черкесская красавица не выходила из головы, сидя в сердце занозой.

Начало отношений

Чем неприступней казалась девушка, тем больше распаляла в нем воображение. Она была не похожа на прежних подруг, готовых по щелчку пальца бежать за ним на край света. Понимая, что добровольно она с ним не пойдет, Григорий решает выкрасть ее из родительского дома. Заключив с братом Бэлы пари, сестра в обмен на коня о котором парень давно грезил, он получает «новую игрушку».

Долго пришлось добиваться Печорину ее любви. Гордая и неподкупная Бэла не кидалась на шею в знак благодарности за дорогие подарки.

«…Подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее – да и только…»

Григорию пришлось выучить татарский язык, чтобы общаться с девушкой на родном для нее языке, но и это мало помогало.

Когда Печорин решил плюнуть на все и отпустить ее домой, Бэла не захотела уходить, решив остаться с ним.

Счастливое время

Четыре месяца были самым счастливым периодом их совместной жизни. Они наслаждались обществом друг друга. Бэла полюбила Печорина всей душой. Ради него девушка была готова на все. Печорину собачья преданность с немым обожанием в глазах вскоре надоела. Наигравшись вдоволь, он притомился. Перестал появляться дома, уделять внимание Бэле.

Трагедия

Любовь, самоотверженная, безграничная стала причиной смерти Бэлы. Девушка погибла от рук разбойника Казбича. Даже в бреду она повторяла имя любимого. Печорин смерть Бэлы воспринял спокойно. Его лицо не выражало никаких эмоций. Слова утешения вызвали в нем смех. Кем она была для него? Любимой, вряд ли. Скорее эпизодом в жизни, простым и ничего не значащим.

Публикуя в 1840 году роман “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов поставил после заглавия романа подзаголовок: “Из записок офицера на Кавказе”. Это было не просто смелостью – это было в высшей степени неосмотрительно со стороны автора. “Кавказские” повести подражателей А. Бестужева-Марлинского наводнили отечественную литературу того времени и, как правило, изобиловали экзотическими для русского читателя горскими страстями. Творческий метод М. Ю. Лермонтова иной: его роман – произведение реалистическое. Уже в первой его

Части – повести “Бэла” – горская жизнь предстает прозаической и бедной. Все события рисуются глазами Максима Максимыча, ставшего случайным попутчиком автора. Максим Максимыч прослужил на Кавказе большую часть своей жизни и хорошо знает нравы и обычаи горцев. Он не слишком образован, и в его взглядах на жизнь преобладает здравый смысл и житейский опыт старого служаки. Горцы для него не романтическое племя, а люди со своими обычаями, которые он признает как должное: с отцом Бэлы они “кунаки”, а значит, нельзя отказаться от приглашения на свадьбу старшей дочери князя. Сын князя Азамат, с точки зрения Максима Максимыча, избаловался легкими деньгами, которые ему платили в русской крепости за мелкие услуги. Он “ужасно падок на деньги”, но при этом горяч и безрассуден. Печорин также показан читателю глазами Максима Максимыча: он “немного странен” своими противоречиями, и у него “на роду написано”, что с ним “должны случаться разные необыкновенные вещи”. Конечно, ни причин разочарования Печорина в жизни, ни его сложных внутренних противоречий Максим Максимыч понять не мог – с его точки зрения, англичане, выдумавшие “моду скучать”, всего-навсего “отъявленные пьяницы”.
Встреча Печорина с Бэлой произошла в доме князя, куда русские офицеры были приглашены на свадьбу. Бэла необыкновенно хороша собой, и молодые люди произвели друг на друга впечатление, хотя ни один из них в этом не признается. Эта встреча могла бы остаться без последствий, если бы не еще один персонаж – разбойник Казбич. Казбич в какой-то степени воплощение горской морали: главные ценности в его жизни – оружие и верный скакун Карагез. Для Азамата Казбич становится своего рода примером для подражания, а обладание его лошадью – заветной мечтой. Он готов украсть у отца его лучшую винтовку или шашку в обмен на Карагеза, готов украсть Бэлу в жены Казбичу. Но песня, которую тот поет в ответ на это предложение, подтверждает, что для горца система ценностей иная и нет ничего более дорогого, чем верный скакун, способный вынести из боя и “не отстать от вихря”. Казбич унизил Азамата, посмеявшись над ним, назвав его мальчишкой, – горец не может этого простить.
Максим Максимыч рассказал обо всем, что слышал, Печорину. “Он посмеялся, – такой хитрый! – а сам задумал кое-что”. Скрытность Печорина, его тайные замыслы остаются неведомыми доброму штабс-капитану, но раскрывают и еще одну сторону характера Печорина – его умение разбираться в людях и использовать их слабости в своих целях. Он умело играет на самолюбии юного горца, расхваливая лошадь Казбича и поддразнивая Азамата. Азамату нелегко согласиться на предложение Печорина украсть Бэлу для него – ведь согласия отца на брак сестры с русским офицером он не получит. И Печорин снова дразнит Азамата: “Я думал, что ты мужчина, а ты еще ребенок: рано тебе ездить верхом…” Конечно, Азамат “вспыхнул” от этих слов: ведь еще живо в памяти недавнее унижение от Казбича. Отъезд отца на несколько дней упростил задачу, и сговор Печорина и Азамата состоялся. Азамат привез связанную Бэлу, а Печорин украл для него Карагеза. После этого Азамат уже не вернулся в семью, став абреком, и вернувшийся домой отец не застал ни сына, ни дочери. Бэла стала жить в крепости, и Печорин потихоньку приручает к себе дикую горянку. Она горда и поначалу не принимает щедрых подарков, но Григорий Александрович вновь проявляет себя проницательным человеком, знающим природу людей. Он “решился на последнее средство”: придя к ней, сказал, что она свободна, а он едет в горы искать своей погибели. Конечно, это рассчитано на жалость девушки, и Печорин не ошибся: Бэла признается ему в любви, и они счастливы какое-то время. Смерть отца от руки Казбича, отомстившего за обиду и кражу коня, от нее какое-то время скрывали и сообщили ей об этом, когда она уже вполне привыкла к новой жизни. Но счастье Бэлы оказалось недолгим. Печорин стремится к тому, что ему недоступно, а добившись своего, скоро охладел к желанной цели. В пространном монологе он признается Максиму Максимычу, что ошибся: любовь простодушной дикарки надоедает ему так же быстро, как кокетство светской барышни. Ему скучно с Бэлой, он начинает ею тяготиться, уезжая в горы все чаще, и девушка страдает. Она горда и готова сама уйти домой к себе: “Я не раба его – я княжеская дочь! ” Но возвращаться ей, по сути, некуда – семья разрушена, отец убит, брат исчез. В отсутствие Печорина Казбичу удалось похитить Бэлу, и, спасаясь от преследования, он наносит ей смертельную рану. Бэла умирает долго и мучительно, только перед смертью снова почувствовав любовь к себе Печорина. “Она хорошо сделала, что умерла”, – говорит о ней Максим Максимыч, так как “рано или поздно” Григорий Александрович ее покинул бы. Трагическая гибель девушки – результат равнодушия Печорина к судьбам окружающих людей. Ценящий только свои желания, Печорин добивается цели любой ценой, но в данном случае цена его сговора с Азаматом слишком велика – гибель всей семьи князя, Бэла, ставшая жертвой его прихоти, увидевшая в жизни короткое счастье и множество страданий, погибшая в расцвете сил и красоты. Возможно, Печорин сознает свою вину, так как не любит ни говорить, ни вспоминать о Бэле, но уже ничего нельзя ни изменить, ни исправить.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Роман “Герой нашего времени” критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидел в писателе “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”. Но в печати звучали и голоса критиков, абсолютно Read More ......
  2. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроений, “быстрые переходы от величайшего беспокойства Read More ......
  3. Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максимом Максимычем в крепости за Тереком (“Бэла”):”Он явился Read More ......
  4. Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, Read More ......
  5. Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 1.Образ Бэлы. 2.Образ Мери. 3.Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина. М. Ю. Лермонтов – один из немногих великих поэтов и прозаиков, Read More ......
  6. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроений, “быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности”; “она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню”. Ее речи загадочны и по форме Read More ......
  7. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри” и “Фаталист”. Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и Read More ......
  8. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, наряду с “Евгением Онегиным” А. С. Пушкина, является одним из величайших произведений русской литературы XIX века. Произведение состоит из новелл: “Бэла”, “Максим Максимыч” и “Журнала Печорина”, включающего в себя повести “Тамань”, “Княжна Мери” Read More ......
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы Роман «Герой нашего времени» критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем «совершенно новый мир искусства», увидел в писателе «глубокое знание человеческого сердца и современного общества», «богатство содержания и оригинальность». Но в печати звучали и голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, А. С. Бурачок, называл образ главного героя романа, Печорина, «эстетической и психологической нелепостью», а само произведение получило характеристику лишенного философии, «религиозности русской народной».
Но независимо от отношения критики, роман читался, как читается и поныне, а образ главного героя и по сей день считается наполненным тонким психологизмом. На протяжении всего произведения образ Григория Александровича Печорина раскрывается во многих эпизодах. Каждая из композиционных составляющих романа, каждый эпизод важны для наиболее полного понимания образа главного героя.
Повесть «Бэла» была впервые опубликована в 1839 году в журнале «Отечественные записки». В ней описывается ис/гория любви Печорина к черкешенке Бэле. Суть повествования проста. Печорин, приехав в кавказское селение, пожелал заполучить прелестную девушку - Бэлу. Он ее заполучил, но завершилась любовная
история трагически.
В этой повести Печорин предстает перед нами как человек импульсивный, сам себя неспособный понять. Рассказ в повести «Бэла» ведется от лица Максима Максимыча, штабс-капитана и близкого приятеля Печорина. В сущности, Максим Мак-симыч явился и косвенной причиной разворачивающейся на страницах повести трагедии. Ведь именно он, желая развлечь Печорина и изменить отношение героя к черкешенкам, везет Печорина на свадьбу к князю. Максим Максимыч и подсказывает Печорину способ похищения Бэлы. Азамат, в сущности, лишь орудие, средство для достижения цели.
В повести «Бэла» показаны те черты характера, которые только разовьются в дальнейшем повествовании: это вечная неудовлетворенность героя окружающим миром, стремление менять обстановку, неспособность удовлетвориться исполненным желанием, эгоизм и прочее.
Сговор Печорина с Азаматом оказал трагическое влияние на судьбу Бэлы. Бэла была похищена Азаматом и отдана Печорину. Девушка полюбила героя, но ее простота, безыскусность вскоре наскучили ему. Печорин, слегка развлеченный чувствами очаровательного создания, вскоре вновь погрузился в пучину скуки и неудовлетворенности миром. В сущности, и сговор с Азаматом послужил способом хоть на какое-то время уйти от этой странной тоски.
Печорин не способен удержаться в обществе одних и тех же людей, на одном месте. Его отличает постоянное стремление к действию. Поэтому он не может быть счастлив, пожалуй, ни с одной женщиной. Бэла же - непосредственное милое дитя кавказских гор, юная и нежная, полюбила не человека, она полюбила образ - тоскующий и трагический, а трагичность всегда придает нечто романтичное. Бэла не выдержала изменения к ней отношения Печорина. Она чахла, грустила, тосковала.
В этом эпизоде уже начал проявляться своеобразный талант Печорина ¦)- сеять зло, раскрывать самые негативные стороны человеческой натуры. Он воздействовал на страсть Азамата к лошадям, чтобы получить желаемое. Наскучившая ему девушка оказалась в одиночестве, он не проявлял к ней внимания и интереса, чем медленно убивал ее. Но при этом Печорин не выглядит однозначным злодеем. Он - человек страдающий, мечтающий о каком-то счастье, о заполнении пустоты в своей душе и жизни. Но жизнь его «...становится все пустее день ото дня». Жизнь Бэлы - тоже, она не понимает охлаждения к ней героя, даже порой винит себя.
В сущности, сговор Печорина с Азаматом, произошедший по искренней любви к лошадям одного и любопытства другого, стал точкой отсчета трагедии, погубленной юной жизни. Если бы события развивались по иному сюжету, если бы Печорин никогда не оказался поблизости от Бэлы, она бы, возможно, прожила благополучную полную и насыщенную событиями жизнь. Но на ее жизненном пути встретился Печорин, сыгравший в какой-то степени роль демона-искусителя. Под его влиянием Азамат выкрал Бэлу, девушка привыкла к Печорину, искренне привязалась к нему и даже полюбила своего похитителя, ему же наскучили ее чувства, как и все в этом мире. Стремление Печорина «к чему-то» обернулось трагедией. Влияние на жизнь Бэлы этого загадочного человека оказалось слишком сильным, ее судьба была покалечена встречей с ним.
Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор своему герою. Он старался проникнуть вглубь этого противоречивого характера, этой сложной натуры, в итоге оказавшейся портретом типичного представителя того времени. И эпизод с Бэлой привносит яркие штрихи в образ Печорина.

На вопрос зачем печорин украл беллу? заданный автором Галина Милованова(Вилкова) лучший ответ это Читая первую главу романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", мы захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке Бэле.
Нельзя ответить однозначно, почему Печорин полюбил Бэлу, и любил ли он ее на самом деле? Может быть, он "от скуки" (как признается сам) выбрал ее, потому что надоело "кокетство светских барынь". А возможно, Печорин ищет чего-то нового, доселе ему неведомого. Это он находит в сфере горцев, чье обаяние, смелость и гордость подчиняют себе главного героя. Он сам в минуту откровенности признается в том, что подражание чужому обычаю - страсть для него привычная.
А, может, любовь Печорина к Бэле - это не каприз, а попытка вернуться в мир естественных, искренних чувств? Ведь именно Бэла является примером чувственной стороны жизни. Вот как описывает ее автор: "высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны".
Этимология имени Бэла не установлено. Среди традиционных мусульманских имен такого имени нет. Существует мнение, что Бэла - кабардинка, дочь кабардинского князя, поэтому Максим Максимыч и Печорин называют ее черкешенкой
Предлагая Казбичу украсть для него Бэлу, ее брат Азамат относится к ней как к вещи, которую он обменивает на коня в этом торге. Азамат расхваливает ее достоинства, ценившиеся горцами: ее красоту, способность к танцам, мастерство в рукоделии
Максим Максимыч сравнивает скакуна с Бэлой. Это традиционный восточный мотив- сопоставление лошади и женщины.
Печорин и сам не знает, любит ли он Бэлу Но ведь настоящая любовь - это забота о том, кого любишь, волнение за другого-, желание принести радость. Но, как мы видим, Печорин не умеет думать о Бэле, Он занят собой и своими переживаниями, ему грустно, одиноко, он нуждается в любви молодого, чистого существа - и добивается этой любви
Печорин понимает, что разделяет его и Бэлу принадлежность к разным культурам, обычаям, разным религиям, то есть к разным человеческим мирам. И в разговоре с ней он воздействует на ее сознание, устраняя все преграды, обращается к той идее, которая лежит в ее воспитании и жизни. Печорин развивает здесь идею неизбежности судьбы: "ведь ты знаешь, что рано или поздно должна быть моею". Бэла пораженная этой, как бы вновь открытой, но знакомой истиной, покоряется. Печорин стремится походить на горца в отношениях с Бэлой. Он хвалит ее красоту, дарит подарки, хитростью завоевывает ее доверие. Печорин играет, но делает это так искренне, что его игра становится реальностью. Он и сам забывает о первоначальном намерении в отношении Бэлы.
А она-то полюбила по-настоящему. Бэла призналась, что "он часта ей грезился во сне, и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления"
Печорин не различает зла в выборе своих поступков. Похищение Бэлы, которое повлекло за собой гибель ее семьи, вовсе не осознается им как зло Он разрушает судьбу и жизнь пленительной горянки.
Бэла умирает от удара кинжалом в спину. В предсмертных сценах она показана не просто как экзотическая красавица, а как сущестическая красавица, а как существо, глубоко любящее Печорина. В последние свои минуты она задается не свойственными для нее вопросами о вере и душе, трогательно заботится о Григории Александровиче. Смерть ее не бессознательна, она умирает как глубоко думающий и чувствующий человек, осознавая свой близкий конец, но сохраняя при этом достоинство. Ведь она - "княжеская дочь, а не раба".
Умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о Печорине. Она предана ему до последней минуты, Бэла печалится, что "она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой". До последней минуты своей жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти, вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему. Живя одной любовью, Бэла оказалась перед смертью гордой женщиной, полной человеческого достоинства...
далее, здесь... [ссылка появится после проверки модератором]