Ремонт Дизайн Мебель

Начальник военно медицинского управления мо рф. Центральное военно-медицинское управление министерства обороны ссср

4 апреля 2016 г. на базе филиала Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Москва) проходила научно-практическая конференция «Актуальные вопросы военно-врачебной экспертизы», посвященная 95-летию Центральной военно-врачебной комиссии (ЦВВК) Минобороны России.

В работе конференции приняли участие 160 чел., в том числе – руководящий состав ГВМУ МО РФ и ВМедА им. С.М. Кирова, председатели ЦВВК силовых ведомств, руководители Центральных военно-медицинских организаций и их заместители, главные медицинские специалисты Минобороны России, представители военно-врачебных комиссий (ВВК) округов и флотов.

Право открытия торжественного заседания было предоставлено начальнику 1 управления - заместитель начальника ГВМУ МО РФ генерал-майор медслужбы К.Э. Кувшинову, возглавлявшему ЦВВК МО РФ с 2009 по 2012 г., который обратился с приветственным словом к участникам конференции, отметил наиболее значимые достижения военно-врачебной экспертизы и пожелал участникам научного форума плодотворной работы.

Состоялось награждение ветеранов ЦВВК МО РФ. Ценным подарком от начальника ГВМУ МО РФ был награжден Н.Н. Каменсков, грамотами начальника ГВМУ МО РФ - В.А. Гришин, В.В. Дмитриев, Я.М. Ивануса.

В работе конференции активное участие приняли представители делегации ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Минобороны России во главе с начальником госпиталя полковником медслужбы П.Е. Крайнюковым. С научным докладом выступил начальник отделения сложных нарушений сердечного ритма и проводимости Центра сердечено-сосудистой хирургии ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Минобороны России – главный аритмолог Минобороны России полковник медслужбы В.И. Стеклов.

Программа конференции включала 11 научно-практических докладов, посвященных актуальным вопросам ВВЭ, с которыми выступили главные медицинские специалисты Минобороны России.

С пленарным докладом, посвященным становлению и развитию военно-врачебной экспертизы России в XX и XXI веке выступил начальник Главного центра военно-врачебной экспертизы – главный военно-врачебный эксперт Минобороны России, полковник медслужбы А.Л. Чаплюк.

В докладе главного терапевта Минобороны России полковника медслужбы Ю.В. Овчинникова были отражены проблемные вопросы медицинского освидетельствования военнослужащих с артериальной гипертонией.

Современным подходам к сложным и нерешенным вопросам военно-врачебной экспертизы военнослужащих с последствиями закрытых черепно-мозговых травм был посвящен доклад Главного невролога Минобороны России полковника медслужбы И.В. Литвиненко.

Главный психиатр Минобороны России полковник медслужбы запаса В.К. Шамрей сообщил об особенностях военно-врачебной экспертизы граждан с психическими расстройствами и предболезненными состояниями при призыве на военную службу и поступлении на военную службу по контракту.

Проблемы медицинского освидетельствования лиц, работающих с токсическим веществами, были отражены в докладе главный клинический токсиколог-радиолог Минобороны России полковник медицинской службы запаса С.Ю. Матвеев.

Главный онколог ГВКГ имени академика Н.Н. Бурденко Минобороны России полковник медслужбы И.И. Ушаков представил доклад, посвященный экспертным подходам при проведении медицинского освидетельствования у военнослужащих с новообразованиями.

Ортопедо-травматологические аспекты при проведении военно-врачебной экспертизы у военнослужащих с повреждениями коленного и плечевого суставов были отражены в докладе Главного травматолога Минобороны России полковника медслужбы Хоминца В.В.

Главный аритмолог Минобороны России полковник медслужбы В.И. Стеклов представил доклад, посвященный методическим подходам в медицинскому освидетельствованию военно-врачебной экспертизы граждан с нарушениями сердечного ритма и проводимости.

Заместитель Главного центра военно-врачебной экспертизы Минобороны России полковник медслужбы С.Г. Бровкин в своем докладе остановился на проблемных вопросах совершенствования нормативных правовых документов по военно-врачебной экспертизе.

Актуальным вопросам вопросы военно-врачебной экспертизы военнослужащих и граждан, поступающих на комплектование войск были появщены доклады начальников отделов – заместителей Главного центра военно-врачебной экспертизы Минобороны России подполковников медслужбы С.В. Корякина и А.В. Дацко

Итоги научно-практической конференции были подведены на заседании круглого стола, посвященного актуальным вопросам военно-врачебной экспертизы, в работе которого приняли участие представителей органов и учреждений военно-врачебной экспертизы федеральных органов исполнительной власти.

Сегодня в СМИ со ссылкой на на пресс-службу Минобороны РФ появились сообщения о задержании в рамках расследования уголовного дела о коррупции начальника Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны РФ генерал-майора Александра Белевитина. Предлагаем вашему вниманию статью "опального" генерала "Перспективы медицинской службы Вооруженных сил России при переходе на новый облик" , опубликованную в журнале "Экспорт вооружений" №4, 2010. А также комментарий к этому тексту, пришедший от одного из офицеров военно-медицинской службы ВС России, как отклик на публикацию.


"Перспективы медицинской службы Вооруженных сил России при переходе на новый облик"

Александр Белевитин , начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ

Новый облик Вооруженных сил России, определенный Указом президента России от 29 декабря 2008 г. № 1878 «О некоторых вопросах ВС РФ» и соответствующими директивами министра обороны, требует от медицинской службы Вооруженных сил приведения своей структуры и численности в соответствие с новыми параметрами. Работа ведется по двум основным направлениям:
. построение в ВС РФ трехуровневой системы медицинского обеспечения;
. оптимизация штатной численности офицеров медицинской службы.

Трехуровневая система медицинского обеспечения предполагает:
. 1-й уровень - профилактическую работу и диспансеризацию личного состава силами медицинской службы войскового звена (медицинские роты бригад, медицинские пункты воинских частей);
. 2-й уровень - оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в окружных (флотских) военных госпиталях по территориальному принципу;
. 3-й уровень - оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в Военно-медицинской академии, Главном, 2-м и 3-м центральных военных клинических госпиталях.

Создание трехуровневой системы позволит:
. обеспечить преемственность в оказании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
. повысить эффективность эксплуатации диагностической и лечебной аппаратуры;
. оптимизировать численность управленческого аппарата и создать строгую вертикаль управления;
. централизовать систему финансирования военно-медицинских учреждений за счет наделения учреждений 2-го и 3-го уровня полномочиями распорядителей бюджетных средств.

В свою очередь, оптимизация штатной численности офицеров предполагает, что более 30 % офицеров военно-медицинских учреждений будут замещены гражданским персоналом. В новом облике ВС РФ численность офицеров медицинской службы составит около 5800 должностей. При такой численности ежегодная потребность в военных врачах составит около 300 человек, что сможет полностью обеспечить Военно-медицинская академия. В связи с этим приняты решения о расформировании до конца 2010 г. филиалов Военно-медицинской академии в Саратове, Самаре, Томске, а также о ликвидации Государственного института усовершенствования врачей Минобороны России.

Организация медицинского обеспечения

В соответствии с нормативно-правовыми актами сегодня право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Минобороны России имеют около 7 млн человек (см. рисунок 1). Медицинское обеспечение ВС ведется по территориальному принципу, в границах военного округа (флота). Принцип территориальности является организационной основой построения всей современной системы лечебно-диагностической работы в ВС и ведет к повышению эффективности системы медицинского обеспечения всех контингентов Минобороны России.

Рисунок 1. Структура контингента, прикрепленного на медицинское обеспечение по линии Министерства обороны РФ


Медицинская служба ВС сегодня имеет в своем составе 13 системообразующих военных госпиталей, включающих 105 филиалов и структурных подразделений, клиники Военно-медицинской академии им. Кирова и Военно-медицинских институтов (Саратовского, Самарского, Томского) общей емкостью более 30 тыс. коек. Ежегодно в военно-лечебных учреждениях стационарное лечение получают более 800 тыс. человек.

Приоритетными направлениями в совершенствовании работы военных госпиталей и клиник являются:
. реорганизация стационарной помощи с учетом имеющейся материальной базы, а также величины и структуры обслуживаемых контингентов;
. дальнейшее углубление специализации медицинской помощи на основе целевых программ ее развития;
. дальнейшее повышение роли восстановительного лечения;
. постоянная работа, направленная на повышение квалификации специалистов военно-лечебных учреждений;
. усиление контроля за работой войсковой медицины и амбулаторно-поликлиническими филиалами и структурными подразделениями.

Продолжает развиваться система амбулаторно-поликлинической помощи, где осуществляется более 15,3 млн посещений в год, выполняется около 5 млн лечебных процедур и 17,2 млн диагностических исследований, проводится более 122 тыс. амбулаторных хирургических операций. Основными направлениями ее совершенствования являются:
. оптимизация сети амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с количеством и структурой обеспечиваемых контингентов;
. управление качеством лечебно-диагностической работы на амбулаторном этапе оказания медицинской помощи на основе использования медицинских стандартов в диагностике и лечении больных;
. преемственность и последовательность в оказании медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом и госпитальном этапах;
. снижение затратности амбулаторно-поликлинической помощи с одновременным повышением ее эффективности;
. внедрение стационарозамещающих технологий как основы реформирования лечебно-диагностической базы военного здравоохранения (развертывание дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, специализированных отделений по приоритетным направлениям);
. дальнейшая специализация медицинских центров и крупных консультативно-диагностических поликлиник;
. изменение методологических подходов к диспансеризации и основным ее составляющим - углубленному медицинскому обследованию и диспансерному динамическому наблюдению;
. улучшение материальной базы и повышение диагностических возможностей за счет оснащения современной аппаратурой и оборудованием.

Особое место в работе занимает оптимизация медицинской службы войскового звена, которому принадлежит главная роль в первичной профилактике болезней военнослужащих и в конечном итоге в поддержании высокой боеготовности войск. С переходом соединений и воинских частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также с переходом на один год военной службы по призыву роль войсковой медицины еще более возросла. Основные направления работы медицинской службы войскового звена:
. постоянная, адресная профессиональная переподготовка специалистов войскового звена;
. профилактика наиболее распространенных в войсках заболеваний и травм;
. повышение значимости и качества профилактической и лечебно-диагностической работы;
. дальнейшее совершенствование системы диспансеризации;
. формирование активной позиции военнослужащих в вопросах сохранения здоровья;
. повышение роли медицинского контроля за физической подготовкой военнослужащих;
. совершенствование системы медицинского снабжения.

Особое значение придается частям и соединениям постоянной готовности. Переход на новую структуру медицинской службы в войсках, на оптимальное соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала. Сегодня во всех соединениях и частях постоянной готовности мы имеем оптимальную структуру медицинской службы, имеющую комплект сил и средств постоянной готовности, предназначенный как для участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, так и для развертывания в условиях боевых действий.

В 2010 г. в соответствии с приказом министра обороны России от 3 марта 2009 г. № 210 «О назначении дополнительных выплат офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях ВС РФ, в 2010 г.» 642 офицерам медицинской службы, добросовестно исполняющим должностные обязанности, назначены дополнительные ежемесячные выплаты денежных средств, что явилось мощным фактором привлекательности военной службы для офицеров медицинской службы.

Состояние здоровья военнослужащих ВС РФ

Состояние здоровья молодых людей, призываемых на военную службу, не вызывает оптимизма. Количество реально годных в медицинском отношении к призыву граждан постоянно снижается - если на конец 2007 г. годных призывников было 70,4 %, то на конец 2009 г. - уже 68,4 %. При этом процент годности дает четкую обратную корреляцию с уровнем урбанизации и доходов в различных регионах России. Наименьший процент годности призывников на конец 2009 г. наблюдался в Сибирском (65,2 %) и Московском (66,9 %) военных округах, а наибольший - в Северо-Кавказском (72,6 %) и Дальневосточном (72,2 %) военных округах.

В течение последних лет количество призывников, необоснованно признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, имеет стойкую тенденцию к снижению, что свидетельствует о достаточной «барьерной» функции призывных комиссий, что стало возможным благодаря активному участию в работе призывных комиссий военных врачей. В 2009 г. в соответствии с указаниями министра обороны и Генерального штаба впервые в состав медицинских комиссий военных комиссариатов было привлечено 279 врачей-специалистов во время весеннего призыва и 494 врача-специалиста во время осеннего призыва.

Рисунок 2. Структура основных заболеваний, послуживших причиной освобождения граждан РФ от призыва в 2009 г.


Источник: Министерство обороны РФ.

Еще одной из особенностей призывной кампании 2009 г. (осень) стало привлечение военных врачей-специалистов к проверкам объективности заключений призывных комиссий муниципальных образований об освобождении граждан от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Данная работа осуществлялась в 49 субъектах РФ. По результатам проверки более 23 тыс. призывников направлено на контрольное медицинское освидетельствование, по результатам которого отменено около 6000 заключений призывных комиссий муниципальных образований.

Важнейшей задачей является недопущение призыва на военную службу граждан с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом, ВИЧ, хроническими гепатитами, наркоманией). В структуре социально значимых заболеваний, послуживших причиной увольнения с военной службы военнослужащих по призыву, сохраняется следующая ситуация: туберкулез - 2,8 %, ВИЧ-инфекция - 0,3 %, хронический вирусный гепатит - 2,5 %. Так, в 2009 г. выявлено и освобождено от призыва на военную службу 502 ВИЧ-инфицированных, 3224 больных туберкулезом.

Сейчас с целью улучшения качества диагностики заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, военно-врачебные комиссии военных комиссариатов субъектов РФ оснащаются современной диагностической аппаратурой, позволяющей комплектовать войска здоровым контингентом. Число военнослужащих по призыву, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, имеет тенденцию к снижению и весной 2009 г. составило 0,11% от количества призванных (в 2008 г. - 0,15 %, в 2007 г. - 0,3 %). Это свидетельствует об эффективности лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых медицинской службой Вооруженных сил.

Санаторно-курортное обеспечение

В целях сохранения и укрепления здоровья и профессионального долголетия военнослужащих по указанию министра обороны медицинская служба принимает участие в реализации Стратегического плана развития медицинского и санаторно-курортного обеспечения ВС РФ на период до 2020 г., разработанного в рамках Стратегии социального развития ВС РФ на период до 2020 г.

Сегодня санаторно-курортное лечение как раздел медицинского обеспечения является одним из основных направлений деятельности военно-медицинской службы. Эта работа проводится в 45 военных санаторно-курортных учреждениях Минобороны России.

В 2009 г. санаторно-курортным лечением было обеспечено 205,8 тыс. военнослужащих, пенсионеров Минобороны России и членов их семей, а также гражданского персонала ВС РФ, что на 10 % больше, чем в 2008 г. Структура получивших санаторно-курортное лечение представлена на рисунке 3. Кроме того, в военных санаториях прошли медицинскую реабилитацию после госпитального лечения 1200 военнослужащих.

Рисунок 3. Структура получивших санаторно-курортное лечение и отдохнувших в военных санаториях в 2009 г.


Источник: Министерство обороны РФ.

С выходом в свет приказа министра обороны от 8 мая 2009 г. № 385 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих ВС РФ» в военных санаторно-курортных учреждениях впервые за постсоветское время началась практическая реализация мероприятий медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих, позволяющая сохранять их психическое и физическое здоровье, обеспечить поддержание на высоком уровне трудоспособности (боеспособностт) указанных воинских контингентов, продлить их профессиональное долголетие.

В 2009 г. в санаторно-курортных учреждениях Минобороны России на медико-психологической реабилитации находилось более 2000 военнослужащих, из них военнослужащие ВДВ составили 2 %, дежурные силы РВСН - 18,8 %, ВВС - 11 %, дежурные силы КВ и ВВС - 11,3 %, военнослужащие корабельной авиации - 22 %, военнослужащие надводных кораблей - 8,9 %, подводных лодок - 19%, ВМФ - 2 %, другие контингенты, в том числе водолазы-глубоководники, морская пехота - 5 %.

В рамках совершенствования организованного (оздоровительного) отдыха детей военнослужащих, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах разработаны и утверждены соответствующие приказы министра обороны (№№ 151 и 152 от 9 апреля 2009 г. и № 500 от 11 июня 2009 г.). В рамках реализации этих приказов Главным военно-медицинским управлением Минобороны РФ в 2009 г. организована работа 27 детских оздоровительных лагерей, в которых был организован отдых более 12 тыс. детей военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ. Организовано бесплатное санаторно-курортное лечение детей военнослужащих на Пятигорском курорте в Центральном детском санатории.

В 2009 г. был введен в эксплуатацию бассейн лечебного плавания в Кисловодском ЦВС, завершается строительство спального корпуса на 200 коек со столовой в военном санатории Золотой Берег (Анапа), завершается реконструкция спального корпуса на 200 коек в Сочинском ЦВС и бассейна лечебного плавания в Пятигорском ЦВС. Намечено строительство спального корпуса на 2500 мест с полной инфраструктурой в военном санатории Десантник (Анапа), строительство бассейна лечебного плавания в Ессентукском ЦВС. Кроме того, планируется переход на более высокий уровень организации питания в военных санаторно-курортных учреждениях по типу «шведский стол».

Таким образом, реализация мероприятий Стратегии в развитии медицинского и санаторно-курортного обеспечения позволит:
. улучшить здоровье прикрепленных контингентов, обеспечить снижение в 2,2 раза уровня смертности от болезней системы кровообращения, в 1,6 раза - уровня заболеваемости социально-значимыми заболеваниями и уровня инвалидизации;
. реализовать подпрограммы, имеющие профилактическую направленность, в том числе увеличение объема амбулаторной помощи, что позволит повысить качество оказания медицинской помощи и эффективность использования коечного фонда, приведет к снижению в 1,8 раза затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и обеспечит удовлетворение потребности в данном виде медицинской помощи;
. обеспечить надежную профилактику заболеваний и устойчивое санитарно-эпидемиологическое благополучие войск (сил).

Медицинское снабжение

Построение трехуровневой системы оказания медицинской помощи предусматривает дальнейшую оптимизацию системы медицинского снабжения. В настоящее время в военных округах (флотах):
. созданы центры обеспечения медицинской техникой и имуществом;
. введены в штаты военных госпиталей отделы медицинского снабжения для обеспечения воинских частей и медицинских учреждений в зоне ответственности;
. перераспределены запасы медицинского имущества.

В дальнейшем планируется оптимизация штатной структуры подразделений медицинского снабжения окружных (флотских) военных госпиталей в связи с включением в их состав госпиталей и амбулаторно-поликлинических учреждений в качестве филиалов и подразделений.

Система медицинского снабжения будет осуществляться по территориальному принципу. В системе централизованных поставок медицинского имущества будут доминировать адресные поставки поставщиками продукции до конечного получателя (войсковой части, учреждения). По лекарственному обеспечению будет сохранена централизованно/ децентрализованная система обеспечения.

Одной из важнейших задач является оснащение военно-медицинских учреждений современной высокоэффективной медицинской техникой. Так, в 2010-2011 гг. по линии гособоронзаказа планируется закупить более 500 наименований медицинского оборудования, приборов и аппаратов на общую сумму более 6,5 млрд руб. Только в 2010 г. планируется поставить 277 наименований, в том числе аппараты, приборы для рентгенодиагностики и ультразвуковой диагностики, оборудование для хирургии и нейрохирургии, приборы для функциональных исследований, аппараты для эндоскопии.

Важным аспектом медицинского снабжения является накопление и содержание неприкосновенных запасов медицинского имущества. В 2010 г. планируется завершить разработку новой системы комплектно-табельного оснащения войскового звена медицинской службы, что позволит оптимизировать содержание неприкосновенных запасов и уменьшить затраты на их освежение. Новая система комплексного технического обслуживания медицинской службы войскового звена предусматривает наличие 45 наименований аптечек, сумок, комплектов мединструментов и наборов вместо существующего 71 наименования. С 2011 г. планируется приступить к переходу на новую комплектно-табельную систему.

Таким образом, проводимое переоснащение войскового, амбулаторно-поликлинического и госпитального звеньев медицинской службы современной медицинской техникой позволяет на новом качественном уровне осуществлять комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

Научное обеспечение деятельности медицинской службы

Эффективность деятельности медицинской службы во многом определяется научными разработками, выполненными на основе имеющегося практического опыта и современных достижений медицинской науки и техники. В целях совершенствования имеющихся и создания новых подходов организации научной деятельности в медицинской службе необходимо:
. оптимизировать управление научной деятельностью;
. выполнить ревизию и определить потенциальную эффективность выполняемых научных исследований;
. согласовать тематику научных работ с приоритетными направлениями развития ВС РФ;
. объединить научно-техническую базу и создать условия для ее комплексного переоснащения;
. внедрить методы экономического анализа, как обязательное условие при обосновании научных работ;
. повысить информатизацию научных подразделений и информационную емкость проводимых научных исследований;
. обратить особое внимание и осуществлять в приоритетном порядке разработки в областях нано-, био- и других инновационных технологий;
. разработать систему оценки результативности научной деятельности.

Формирование единого научного комплекса медицинской службы происходит в рамках общегосударственной реорганизации образовательной и научной деятельности, направлено на создание условий для проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.

Сегодня головным учреждением, координирующим проведение всех видов научных работ, определена Военно-медицинская академия. Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины включается в состав академии в качестве обособленного структурного подразделения в целях сохранения основного предназначения института по разработке фундаментальных и прикладных научных исследований по решению проблем укрепления обороноспособности и безопасности страны.

При переходе к новому облику медицинской службы ВС РФ формируется техническая политика и планируется применение информационных технологий, соответствующих современным требованиям. Так, в целях совершенствования медицинского оснащения на поле боя предполагается внедрение индивидуальных носителей медицинской информации и регистраторов жизнедеятельности военнослужащих, средств временного гемостаза, роботизированных систем розыска и вывоза-выноса раненых с поля боя и последующей их эвакуации с функциональным мониторингом.

Сохраняет актуальность и совместная работа медицинской службы и войск РХБЗ по разработке новых более эффективных медицинских средств противохимической и противорадиационной защиты, разработанных на основе методов молекулярной биологии, генной и клеточной инженерии.

Реализация масштабных преобразований медицинской службы в условиях реформирования ВС РФ позволит в полном объеме выполнить задачи, поставленные перед военными медиками министром обороны РФ:

1. Сохранение гарантированного уровня оказания медицинской помощи всем контингентам Минобороны России по территориальному принципу;
2. Завершение работы по оптимизации состава и структуры сил и средств медицинской службы в связи с переходом к новому облику ВС РФ;
3. Совершенствование материально-технической базы военно-лечебных учреждений лицензированием их деятельности и работой в системе обязательного медицинского страхования;
4. Реализация мероприятий Стратегии социального развития ВС РФ до 2020 г. в части, касающейся медицинского и санаторно-курортного обеспечения;
5. Бесперебойное и достаточное обеспечение медицинской техникой и имуществом воинских частей и учреждений ВС РФ в пределах выделенных ассигнований;
6. Выполнение государственного оборонного заказа на 2010 г.;
7. Контроль за своевременным вводом в эксплуатацию медицинского оборудования.

Не успели военные следователи разобраться с коррупцией среди командования Липецкого государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний ВВС РФ («Свободная пресса» подробно написала об этой истории 20 мая в статье «ВВС России: „Откат“ нормальный »), как в Министерстве обороны разразился новый скандал на ту же тему. На сей раз гнездо лихоимцев обнаружено в Главном военно-медицинском управлении (ГВМУ ) ведомства, возглавляемого Анатолием Сердюковым. По подозрению в получении крупной взятки задержан и отстранен от службы начальник ГВМУ генерал-майор медицинской службы Александр Белевитин и его заместитель полковник медицинской службы Алексей Никитин . Как сообщил источник в правоохранительных органах, им «вменяется получение крупной взятки в качестве „отката“ за приобретение медтехники. Также есть ряд вопросов по махинациям с недвижимостью». Уголовное дело в отношении Белевитина и Никитина возбуждено по части 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки). Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Следствие ходатайствует об аресте обоих фигурантов. В том, что суд удовлетворит это ходатайство, сомнений нет.

Вначале несколько слов о том, кто такой 51-летний генерал-майор медицинской службы Белевитин. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Награжден орденами Почета, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, многими медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги». В составе спецназа Главного разведывательного управления Генштаба воевал в Афганистане. Естественно, в качестве врача. В недавнем прошлом — начальник клинического отдела Военно-медицинской академии, спустя два года — заместитель начальника Военно-медицинской академии по клинической работе. Затем — начальник этой академии.

Начальником Главного военно-медицинского управления назначен в 2009 году. Принимая во внимание служебную биографию генерала, специалисты с самого начала заявляли, что ничего хорошего от Белевитина на этом посту не ждут. Потому что врачебная работа в уважаемой академии, это, конечно, хорошо. Но чтобы возглавлять всю военную медицину, хорошо бы вначале послужить, скажем, начальником медслужбы округа или флота. Чтобы, так сказать, проникнуться масштабом и сложностью задач.

Прогнозы пессимистов начали сбываться тут же. После прихода в ГВМУ нового начальника, начался форменный разгром медицинского обеспечения в Вооруженных силах. В первый же год работы нового руководства офицерский состав военных медиков был сокращен почти в три раза — с 15,9 тысячи человек до 5,8 тысячи, ликвидированы три военно-медицинских вуза, более 30 госпиталей военных гарнизонов и десятки военных поликлиник в различных регионах РФ . Оставленную Белевитиным Военно-медицинскую академию решено из центра Питера быстренько сплавить в Сестрорецк.

Довершение картины таково: на сегодняшний день 22 процента военных врачей профнепригодны . Это не «Свободная пресса» придумала. Сей прискорбный факт в марте нынешнего года горестно признал заместитель начальника ГВМУ полковник медицинской службы Никитин. Тот самый, что теперь отдыхает на нарах рядом с Белевитиным. «Кое-где наломали дров. Это надо сказать абсолютно честно», — посетовал в том интервью полковник Никитин.

Но за развал порученного дела в России сегодня не сажают. Тогда о каком именно лихоимстве военных медиков на этот раз идет речь? Наверняка это продолжение истории, которая началась летом прошлого года. Тогда глава контрольного управления администрации президента РФ Константин Чуйченко доложил главе государства Дмитрию Медведеву о частых случаях значительного завышения закупочных цен на медицинские томографы. Президент назвал такие факты «циничным воровством» государственных денег и дал указание генпрокурору РФ Юрию Чайке и и.о. руководителя СК РФ Александру Бастрыкину провести расследование и привлечь виновных к ответственности .

Поскольку материалы оказались под контролем администрации президента, машина закрутилась неожиданно быстро. По итогам проверок в целом ряде регионов тотчас были возбуждены уголовные дела. По крайней мере, одно из них касалось военных. Главная военная прокуратура доложила, что Минобороны России в соответствии с государственным контрактом на поставку 35 проявочных машин для рентгеновских пленок заплатило ООО «ИнМедТех» более 26 миллионов рублей. При этом выяснилось, что стоимость закупленного медицинского оборудования была завышена более чем в три раза .

По материалам проверки в отношении ряда должностных лиц главного военно-медицинского управления и управления государственного заказа Минобороны возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), сообщала Генпрокуратура.

В сообщении отмечалось, что чиновники военного ведомства и коммерсанты своими незаконными действиями нанесли государству материальный ущерб на сумму свыше 17 миллионов рублей. Фамилии не назывались, но было понятно, что отвечать придется и генералу Белевитину. Закупки оборудования на такие суммы без санкции начальника Главного военно-медицинского управления не совершаются. Хотя, конечно, корыстный мотив его подписи еще требовалось доказать.

Очевидно, предварительное расследование за минувшие полгода подошло к концу. Вот и пришли следователи за Белевитиным и его замом.

В Министерстве обороны эта история тут же вызвала грандиозный переполох. Это стало понятным тотчас же, когда выяснилось, что и мобильные, и служебные телефоны руководителей Управления пресс-службы и информации МО РФ, которые уполномочены в оборонном ведомстве давать комментарии прессе, оказались дружно и надежно отключены . Сотрудники управления рангом пониже на вопрос о внезапно возникшей странной недоступности начальства только посмеивались: «Значит, они знают, что делают».

На сайте Следственного управления появилось сообщение, что задержанные вину признали и начали давать показания. Но и там не стали ни слова добавлять к выверенному официальному тексту.

Все это выглядело довольно странно. Ну, допустим, проворовался генерал-майор. За последние годы в белоснежном здании на Арбате не он первый, не он последний. Чего скрывать-то? Но еще более странно другое. В некоторых вчерашних сообщениях журналистов по горячим следам говорилось, что вместе с генералом Белевитиным и полковником Никитиным якобы задержана и некая чиновница Минобороны Чернова . В тот же день, правда, появились уточнения, что названная дама на самом деле на свободе. Что, правда, не исключает ее активное привлечение к следственным действиям. Ни должность, ни имя авторы не знали. В официальных сообщениях Минобороны и Следственного комитета о ней — ни слова.

Кто такая эта Чернова и каким боком она может быть связана с махинациями в ГВМУ? Рискну предположить, что речь может идти о начальнице Главного организационно-инспекторского управления Министерства обороны Российской Федерации Ольге Черновой . И если так, то возникшая нервозность в Министерстве обороны понятна. И дело даже не в высоком чиновничьем ранге Ольги Николаевны. Дело в том, что она из многочисленной плеяды военных руководителей, которых в МО РФ привел с собою лично Анатолий Сердюков. В бытность его главным налоговиком России, госпожа Чернова возглавляла вначале Управление контроля налоговых органов ФНС, а потом одноименный департамент там же.

Могла Чернова знать о махинациях в ГВМУ? Не исключено. Достаточно заглянуть в официальное положение о Главном организационно-инспекторском управлении МО РФ. В статье 9 к функциям Главного управления, в частности, отнесена «организация и проведение проверок центральных органов военного управления, …анализ результатов проверок по выявленным нарушениям и принятие мер по их устранению». В общем, если руководитель такого уровня даже не знала о злоупотреблениях, которые выявила Главная военная прокуратура, то за это тоже положено отвечать. Ну, а если знала ?

Если в этой коррупционной истории и в самом деле замешана Ольга Чернова, то «дело врачей» неизбежно бросает тень и на всесильного министра обороны. В такой ситуации участь руководства Управления пресс-службы и информации МО РФ незавидна. Сболтнешь лишнее журналисту — завтра окажешься на улице. По-человечески, коллег понять можно. Хотя и противно все это.

Странные связи

В пятницу в «деле врачей» появились новые скандальные подробности. СМИ сообщили, что для задержания генерала-взяточника Александра Белевитина и его подчиненного полковника Алексея Никитина пришлось сформировать 15 оперативных групп. По предположению следствия, по такому количеству адресов могли в то утро находиться подозреваемые. Причем, как в Санкт-Петербурге, где располагаются служебные кабинеты и квартиры обоих военных, так и в Москве, где у обоих другое собственное жилье. В Петербурге военных не оказалось, так как еще 30 мая, как пояснили родственники, генерал и полковник срочно уехали в Москву, где их и взяли.

Никитина задержали в тот момент, когда он выходил из подъезда дома в Головинском районе. Полковник пытался оказать сопротивление спецназовцам, затеяв драку. Белевитина схватили в доме на Рубцовской набережной, где проживает его коллега, начальник Главного организационно-инспекторского управления Минобороны Ольга Чернова. Что в столь ранний час Белевитин делал у госпожи Черновой — с этим еще предстоит разобраться. После того, как дверь в квартиру едва не проломили с помощью тарана, военный медик сам открыл ее и сдался.

Достоянием гласности стали и сведения вовсе уж злодейского характера. Руководитель Главного военно-медицинского управления Минобороны России генерал-майор Александр Белевитин мог планировать убийство бывшего заместителя министра здравоохранения Романа Вилькина, единственного свидетеля незаконной сделки о закупке медицинского оборудования на 120 миллионов рублей. Об этом в Московском военном гарнизонном суде, где решался вопрос об аресте генерал-майора, заявили следователи.

В адрес свидетеля, по их данным, неоднократно поступали угрозы. Убить его арестованные планировали под видом оказания медицинских услуг.

Эту информацию следствие получило благодаря прослушке. Прослушка также показала, что еще в марте подсудимые предполагали, что их ждут крупные неприятности. И даже обсуждали, какие нужно давать показания по этому делу.

На самом верхнем фото: начальник ГВМУ генерал-майор медицинской службы Александр Белевитин

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР (ЦВМУ МО СССР) - центральный орган управления медицинской службой Вооруженных Сил СССР.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции первоочередной задачей в области военной медицины явилась коренная перестройка старого государственного аппарата и прежде всего устранение пагубной многоведомственно-сти в руководстве военно-медицинской службой. В качестве первых шагов были предприняты меры по реорганизации Главного военно-санитарного (до 1909 года военно-медицинского) управления, существовавшего в русской армии. Военно-медицинской организации дореволюционной русской армии были свойственны глубокие пороки, обусловленные характером, общественно-социальных отношений и государственного строя, экономической отсталостью России, бездушно-бюрократическим отношением правящих кругов к нуждам личного состава армии. Руководство различными сторонами деятельности военно-медицинской службы было разобщено, рассредоточено по различным министерствам и ведомствам. Так, эвакуационное дело находилось в ведении Генерального штаба, а военно-санитарные управления округов подчинялись Главному военно-санитарному управлению (ГВСУ) лишь по отдельным вопросам, санитарные части фронтов не были подчинены ему вовсе. Даже военно-госпитальное дело было передано ГВСУ лишь незадолго до первой мировой войны - в 1911 году.

4(17) декабря 1917 года В. И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О назначении Коллегии для заведования Главным военно-санитарным управлением» в составе врачей М. И. Барсукова, И. С. Вегера,

А. Н. Винокурова и М. В. Головинского. В январе 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР учрежден высший медицинский орган рабоче-крестьянского правительства - Совет врачебных коллегий (см.). В его состав вошли медицинские коллегии всех народных комиссариатов, в том числе и коллегия ГВСУ. Аппарат ГВСУ укреплялся врачебными кадрами, преданными революции, в его деятельность настойчиво внедрялись принципы советской системы руководства делом здравоохранения. В августе 1918 года ГВСУ вошло на правах самостоятельного отдела в учрежденный, согласно принятой в июле 1918 года Конституции РСФСР, единый государственный орган руководства советским здравоохранением - Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Возникла система двойной подчиненности ГВСУ - с одной стороны, оно подчинялось наркому здравоохранения (начальник ГВСУ был одновременно заместителем наркома здравоохранения), с другой - должно было выполнять указания народного комиссара по военным делам (позже - народного комиссара по военным и морским делам). Двойное подчинение вносило определенную сложность в деятельность аппарата ГВСУ, но в то же время это позволило в трудный период иностранной военной интервенции и Гражданской войны собрать воедино и наиболее эффективно использовать силы и средства гражданского и военного здравоохранения для медицинского обеспечения действующей армии, борьбы с эпидемиями. В этот период ГВСУ сосредоточило руководство всеми сторонами деятельности военно-медицинской службы как в тылу, так и на фронтах. В сентябре 1918 года ему было полностью передано руководство всеми вопросами эвакуации раненых и больных. В 1920 году был издан приказ Революционного военного совета Республики (РВСР), согласно которому ГВСУ объединило военно-санитарное дело всех родов оружия и всех комиссариатов. В 1929 году постановлением ЦИК и СНК СССР ГВСУ (переименованное к этому времени в Военно-санитарное управление РККА) было передано из Наркомздрава в полное подчинение народному комиссару по военным и морским делам. В последующем организационно-штатная структура и наименование ГВСУ изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием военного дела и военной медицины. Возглавляли управление видные деятели военной медицины: М. И. Баранов (1918-1920 годы и 1928-1937 годы), 3. П. Соловьев (1920-1928 годы), Е. И. Смирнов (1939-1947 годы и 1955-1960 годы),Н. И. Завалишин (1947 -1952 годы), П. Г. Столыпин (1952-1955 годы) и др.

В самом начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, в связи с резким усложнением задач военно-медицинской службы и необходимостью осуществления оперативного управления ею в исключительно трудных условиях Санитарное управление Красной Армии было реорганизовано в Главное военносанитарное управление. В его состав вошли: управления - лечебноэвакуационное, кадров, снабжения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом и ряд отделов. Кроме того, в штат ГВСУ входили главные медицинские специалисты - хирург, терапевт, инфекционист, токсиколог и др. Главные медицинские специалисты являлись консультантами, организаторами и инспекторами по разным отраслям военной медицины. В ходе войны в штат ГВСУ были введены противоэпидемическое управление и ряд отделов. На ГВСУ было возложено руководство всей деятельностью военно-медицинской службы и прежде всего организация мед. обеспечения действующей армии, руководство эвакуацией раненых и больных, организация лечебной помощи, санитарного надзора и мероприятий по противоэпидемическому и санитарно-химическому обеспечению Красной Армии. ГВСУ сыграло важную роль в организации развертывания сил и средств медицинской службы с началом войны, в налаживании всей работы мед. состава действующей армии, в быстрейшем внедрении в практику и наиболее полной реализации системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения). На протяжении Великой Отечественной войны ГВСУ осуществляло высококвалифицированное и эффективное руководство деятельностью мед. службы в действующей армии и в тылу страны, координировало и направляло работу органов управления медицинской службы фронтов, армий, а также эвакопунктов, разрабатывало и внедряло в практику медицинского обеспечения передовые принципы и методы работы, обеспечивало медицинскую службу всем необходимым.

Исключительно важное значение для совершенствования медицинского обеспечения действующей армии имели инструктивные документы, разрабатывавшиеся ГВСУ на основе анализа состояния дел на местах практически по всем направлениям деятельности медицинской службы, а также служебные письма начальника ГВСУ. Так, только в 1942 году в действующую армию были направлены директивы и циркулярные письма, посвященные: специализированной помощи раненым, начиная с армейского района; остановке кровотечения; проникающим ранениям живота; учету, диагностике, профилактике и лечению шока и др.

Важное значение имела работа Ученого медицинского совета при начальнике ГВСУ, объединившего крупнейших ученых и специалистов военной медицины. В Ученый совет входили: Е. И. Смирнов (председатель), H. Н. Бурденко, H. Н. Аничков, М. Н. Ахутин, Т. Е. Болдырев,В. И. Воячек, С. С. Гирголав, Н. И. Завалишин, Ф. Г. Кроткое, П. А. Куприянов, Л. А. Орбели, В. Н. Шамов, В. Н. Шевкуненко и др. (см. Медицина военная). В период Великой Отечественной войны состоялись три расширенных пленума Ученого медицинского совета (5, 6 и 7-й), активно работали его секции. Внедрению в практику мед. обеспечения положений единой военно-полевой медицинской доктрины содействовали 5-й и 6-й пленумы Ученого медицинского совета, проведенные в феврале и августе 1942 года. На них были рассмотрены такие важнейшие проблемы военной медицины, как организационные основы медицинского обеспечения боевых действий войск, патогенез, клиника и лечение травматического шока, лечение легкораненых; были подведены первые итоги деятельности медицинской службы в Великой Отечественной войне, намечены пути дальнейшего совершенствования мед. обеспечения войск, в частности заложены принципиальные основы организации специализированной медпомощи. Решения и рекомендации пленумов Ученого медицинского совета в короткие сроки доводились до всего мед. состава Вооруженных Сил.

Успешному решению задач, стоявших в годы Великой Отечественной войны перед ГВСУ, во многом способствовало привлечение к руководству медицинской службой организаторов, специалистов, ученых, обладавших большим опытом, высокой квалификацией, всесторонней подготовкой. На протяжении всей войны ГВСУ возглавлял Е. И. Смирнов. Главными медицинскими специалистами были видные ученые - главным хирургом Красной Армии H. Н. Бурденко, главным терапевтом - М. С. Вовей, главным эпидемиологом - И. Д. Ионин, Т. Е. Болдырев (он же начальник противоэпидемического управления), главным гигиенистом - Ф. Г. Кротков, главным токсикологом - Ю. В. Другое. Большой вклад в организацию мед. обеспечения боевых действий войск, в четкую и эффективную работу органов ГВСУ внесли: Н. И. Завалишин, Ю. М. Волынкин, П. М. Журавлев, К. Д. Тиманьков и др.

В послевоенный период ГВСУ решало задачи организации медицинского обеспечения перестройки Вооруженных Сил, перехода их на мирное положение, реорганизации медицинской службы, развертывания работы по обобщению, анализу и глубокому изучению опыта, накопленного медицинской службой за годы Великой Отечественной войны. Вскоре научно-техническая революция в военном деле поставила задачи по разработке проблем медицинского обеспечения боевых действий войск в условиях применения новых средств ведения вооруженной борьбы, изучению этиологии, патогенеза боевой патологии, обусловленной применением средств массового поражения, поисков средств и методов оказания медпомощи и лечения при этих видах поражений. Разностороннюю масштабную научную и организационно-практическую деятельность медицинского состава Вооруженных Сил направляло и координировало ГВСУ. В связи с перестройкой Вооруженных Сил в послевоенный период изменялись организационно-штатная структура и наименование управления. В 1962 году управление было преобразовано в Центральное военно-медицинское управление МО СССР (ЦВМУ МО).

ЦВМУ МО осуществляет руководство деятельностью медицинской службы Вооруженных Сил, общее планирование медицинского обеспечения Вооруженных Сил, организационно-методическое руководство лечебно-профилактической и противоэпидемической работой в войсках и на флоте, обеспечение медицинской службы всеми видами медицинского имущества и др. В состав ЦВМУ МО СССР входят командование во главе с начальником ЦВМУ - начальником медицинской службы Вооруженных Сил, главные медицинские специалисты Министерства обороны СССР, управления и отделы по основным направлениям деятельности медицинской службы. При ЦВМУ действует Ученый медицинский совет, включающий ведущих ученых в области военной медицины и практических работников. Руководств© военно-медицинской службой осуществляет заместитель министра обороны - начальник тыла Вооруженных Сил СССР.

См. также Медицина военная.

Библиогр.: Барсуковы. И. Великая Октябрьская социалистическая революция и организация советского здравоохранения, М.,1951; Очерки истории советской военной медицины, под ред. Д. Д. Кувшинского и А. С. Георгиевского, JI., 1968; Смирнов Е. И. Война и военная медицина, 1939-1945 годы, М., 1979; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 1, ст. 1286 М., 1946. ф. и. Комаров