Ремонт Дизайн Мебель

Альтернативный вариант покраски деревянных кораблей. FAQ по окраске моделей для начинающих Окраска пластиковых моделей кораблей

В современном мире краской покрыто почти все, что нас окружает от маленьких до больших объектов. И она существует с каменного века. За обычным баллончиком с краской скрывается целая индустрия. В наши дни производство краски вышло на очень качественный уровень, взять хотя бы покраску судов и кораблей, секрет которой естественным образом не разглашается.

Когда речь идет о покраске кораблей или судов стоит заглянуть на английский завод «X International », где делают корабельную краску с 1891 года, так как британцам не было равных в море. Необходимые компоненты для изготовления корабельной краски со временем принципиально не изменились. Для чего необходимо пигмент, который создает нужный цвет, растворитель, чтобы краску можно было легко использовать, и связующий элемент, который будет сдерживать все это вместе. Для корабельной краски в магазинах типа «Сделай сам» необходимых ингредиентов вы не найдете. Для ее изготовления используют новейшие достижения в науке и технике.

Почему корабль или судно нельзя покрасить обычной краской, почему нужна специальная краска, которая стоит в 30 раз дороже. В это трудно поверить, но самыми страшными врагами являются морские обитатели. На первый взгляд это кажется забавным, но когда миллионы этих «вредителей» прикрепляются на корпус корабля, они нарушают обтекаемость и как следствие эффективность движения судна падает на 40 процентов. С этой целью для изготовления корабельной краски привлечены ученые.

противообрастающая корабельная краска компании «X International»

Дело в том, что структура противообрастающей краски для судов неоднородна, а на микроскопическом уровне она похожа на мозаику или шахматную доску, поэтому, когда моллюск прикрепляется на нее, оказывается что такая поверхность для него новая и непонятная, поэтому он предпочитает искать другое пристанище. Еще одной особенностью противообрастающей краски для судов является ее скользящая поверхность. Эта характеристика хранится в составе краски для кораблей и состоит в том, что морские организмы не могут хорошо закрепиться на ней и при воздействии морской воды с корпусом сползают с поверхности. Силы трения воды о корпус судна достаточно чтобы очистить поверхность от нежелательных пассажиров.

На любой верфи, где строятся корабли, довольно много выполняется покрасочных работ. Представьте в среднем на площадь 14000 кв. м надо нанести корабельной краски стоимостью около 300000 евро.

очищение корпуса судна от старой поверхности

Прежде чем рабочие приступят к покраске судна, первым делом красящую поверхность необходимо подготовить для нанесения трех слоев грунтовки. Для чего каждый модуль - часть судна, зачищается. Для очищения поверхности используется специальное устройство, которое в 25 раз превышает давление в распылителе на автомойке, выбрасывает мелкие песчинки с водой, которые в свою очередь и отчищают поверхность, сметая все на своем пути.

нанесение антикоррозийного слоя на корпус судна


Следующим шагом перед покраской судна является нанесение антикоррозийного слоя, который продлевает жизнь корпусу корабля.

судно после покраски

После чего на весь корпус судна наносится третий связующий слой, на который наноситься корабельная краска . Перед тем как краску нанесут на корпус судна, в нее добавляют несколько реагентов, чтобы обеспечить прекрасную фиксацию. Краска подается к распылителю по трубам, и чтобы она не засохла после вскрытия бочки, ее периодически перемешивают миксером. Корабельная краска хранятся в бочках по 10 литров.

Покраска судна выполняется в течение одной недели, после чего качество работ проверяется представителями контроля качества. В противном случае на пропущенном участке поверхности корпуса может возникнуть коррозия, что приведет к появлению ржавчины.

Удивительно, но огромный корпус судна красят не роботы, а обычные люди. После покраски корпуса, корабельную краску наносят на палубы и остальные поверхности надстроек.

Средняя стоимость судна составляет 100 миллионов евро, поэтому без применения противообрастающей краски корпус корабля может стать отличным домом для морских обитателей и уже через два года судну снова потребуется капитальный ремонт.

Противообрастающее покрытие играть ключевую роль в сокращении общих эксплуатационных и коммерческих расходов судна. Чистый и гладкий корпус корабля напрямую связан с экономией топлива и может составлять до 50 процентов общих эксплуатационных расходов. Кроме того, высокая производительность противообрастающего покрытия предоставит массу других преимуществ судовладельцу таких как, сокращение интервалов посещения сухого дока и снижение затрат на техническое обслуживание и как следствие, снижение выбросов парниковых газов за счет снижения потребления топлива.

Старинные парусные корабли зачастую были раскрашены весьма разнообразно. Но сейчас мы можем судить об этом только по иллюстрациям в старинных книгах, да по живописным произведениям. Точные сведения получить бывает весьма проблематично
К сожалению, весьма часто даже в достаточно подробныо разработанных комплектах чертежей не указывается окраска корабля. Можно считать удачей, если найти цветную репродукцию. Ну а если нет, то вполне можно подключить и фантазию, тем более, что корабли за их долгую жизнь неоднократно перекрашивались, и могли изменять свою расцветку. При этом в каждой стране с развитым судостроением существовала своя характерная палитра.
Верхнюю часть борта голландских кораблей чаще окрашивали в оливковый или тёмно-зелёный цвета. Именно из Голландии были первые корабельные мастера, приглашённые на Русь ещё в 1668 году царём Алексеем Михайловичем для постройки первого Русского военного корабля .
Они привезли с собой не только зелёный цвет борта, но и цвета национального флага. Именно на «Орле» бело-сине-красный флаг впервые был поднят как государственный!
В Голландии во время своего Великого Посольства начинал учиться корабельному ремеслу и Пётр I . Неудивительно, что зелёный цвет борта, или его отделки, в результате прижился и в Русском флоте.
Примерно в середине XVIII века в Европе сложилась традиция окрашивать военные корабли в чёрно-белую гамму. Т. е. основной цвет корпуса был чёрным, а полосы орудийных портов – белые (иногда они могли быть кремовыми или светло-жёлтыми).
Английские корабелы чаще красили свои корабли в чёрный с золотым декором или в темно-синий цвета. Во Франции и в Швеции предпочтение отдавали небесно-голубым тонам (яркий пример этого - шведский корабль ), а испанцы предпочитали охристо-коричневую гамму с декором национальных цветов – красно-жёлтым. Довольно разнообразно, но с преобладанием красного и белого были выкрашены корабли Ганзейского союза.
Декор, как правило, был желтым или желто-красным. Дорогой золочёной отделкой пользовались только в исключительных случаях, а серебряный цвет не встречался вообще.
Практически всегда чёрными или тёмно-коричневыми были планширь, бархоуты, кран-балки и руслени.
Внешние стенки надстроек, выходящие на палубу переборки, други эллементы конструкции обычно сохраняли свой естественный цвет древесины.
Этот «цветовой набор», конечно, не был незыблемым правилом, но заметная тенденция всё же явно просматривается.
Внутреннюю поверхность фальшборта (борта выше уровня палубы), косяки пушечных портов, края и внутренние стороны их крышек примерно до конца XVIII века почти во всех странах на военных кораблях обычно красили в кроваво-красный цвет. На торговых судах чаще использовался коричневый или охристый. Он же позже стал приживаться и в военном флоте.

В кругу начинающих моделистов не принято красить первую модель. Потому мы поговорим про тот момент, когда вы чувствуете необходимость наполнить «горы пластика» цветами и придать им лакированный блеск. Согласитесь, одними переводными рисунками здесь не обойтись, поэтому рассмотрим процесс окраски моделей детально.

Что понадобится в первую очередь?

Это деньги, причем деньги немалые. Необходимо учесть тот факт, что моделист тратит на свое хобби порядочные суммы, однако расходы сполна окупаются потрясающей эстетикой моделей и удовольствием от создания потрясающих моделей из вороха пластиковых деталей. В зависимости от способа окрашивания вам понадобятся:

Краски или эмали

Под словом «краски» мы подразумеваем вещества, которые не так просто, а порой и вовсе невозможно смыть водой. Они наносятся раз и навсегда, с ними стоит быть особенно осторожным. Их вы или не смоете, или сполна надышитесь растворителями. Что же касается эмали, большинство из них можно с легкостью смыты растворителями. На тематических форумах вы найдете множество советов от мастеров, которые привыкли считать себя «истинами в последней инстанции». Стоит отметить, что найти «свои» краски и эмали можно методом проб и ошибок. Потому не рекомендуем ввязываться в споры на форумах - они лишь отнимут у вас энергию и потратят нервные клетки.

Какими принципами стоит руководствоваться в процессе выбора?

Рекомендуется экспериментировать со всеми вариантами. Однако необходимо учитывать и свойства красок, эмалей. Например, нитрокраски обладают резким запахом и не подойдут людям с особенно чувствительным обонянием, не рекомендуется использовать их и при присутствии в комнате маленьких детей (до 12 лет). В этом случае обратите внимание на водоэмульсионные и акриловые краски - они обладают менее резким запахом. Отметим также, что упомянутые выше нитрокраски просты в использовании, но легко просачиваются через прозрачные детали и плохо смываются с рук после работы.

При окраске львиной доли моделей вам потребуются эмали или краски следующих цветов:

  • Серебряный
  • Черный
  • Белый

Краски этих цветов следует приобрести в первую очередь, остальные можно докупать в зависимости от моделей, над которыми вы работаете в данный момент. Главное никогда не смешивать краски на разных основах и эмали разных производителей - они могут прийти в негодность. Что же касается количества, то одной банки эмали или краски, при окрашивании аэрографом, хватает в среднем на 2 модели. При работе с кисточкой - на 1 модель, при окрашивании мелких деталей и элементов - на 9-11 штук. Новичку лучше приобрести классические краски в банках - они подходят и для работы кисточкой, и для окрашивания моделей посредством кисточки.

Грунт

Масса, наносимая на поверхность модели, которая фактически играет роль соединительного материала между пластиком и краской (эмалью). Материал подбирается индивидуально, в зависимости от используемых вами красок или эмалей. Важно учесть особенность нитрокрасок - при окрашивании модели кисточкой она слегка въедается в пластик - в этом случае можно обойтись и без грунта. Но при работе с водорастворимыми красками и эмалями использование грунта обязательно. В противном случае вы столкнетесь с адгезией - вода будет капельками скатываться на поверхности модели, равномерного слоя окрашивания добиться не удастся. В случае, если вы работаете с аэрографом грунт необходим всегда - в противном случае краска потрескается и равномерно на поверхности модели не закрепится.

Лак

Лакировка окрашенной поверхности необходима для обеспечения долговечности и практичности модели, а также для придания ей завершенной, максимальной эстетики. Вы сможете протирать и мыть изделия, не боясь сползания краски и появления трещин. Такие изделия не стыдно показать друзьям, они смотрятся эффектно и профессионально. Лаки принято подразделять на нитро- и водорастворимые. Так при использовании нитрокрасок стоит использовать нитро или акриловый лак. При окрашивании поверхности водорастворимыми красками нужно учитывать специфику их структуры и покрывать только специализированными лаками, рекомендованными производителями. Интересно, что краски, эмали, лаки и грунты продаются в виде аэрозолей, которые не требуют растворителя и просты в использовании. Однако их стоимость на порядок выше цены классических материалов.

Растворитель

Нужен для разбавления и оттирания красок, эмалей. Определиться с выбором предельно просто: на начальных этапах рекомендуется использовать средства, указанные на упаковке с красящими материалами. По мере нарастания опыта вы сможете экспериментировать с растворителями и подбирать наиболее подходящие самостоятельно. Однако все производители красок выпускают для них специализированные растворители (разбавители) и подобрать что-то лучшее навряд ли удастся (только если нечто более дешевое). Если на краске стоит пометка «разбавить водой», то лучше использовать кипяченую или дистиллированную воду - она не содержит минералов и прочих ненужных примесей.

Смыватель

Техническая смывка - это средство для очистки кистей, инструментов, рук, рабочей поверхности и других испачканных вами предметов. Не путайте ее со «смывками», применяемыми в попытках искусственно «состарить» модель и добавить визуальных эффектов. Отметим также, что эмали лучше смывать растворителем, а вот для красок (не водорастворимых) стоит использовать техническую смывку. Очистку стоит производить сразу после завершения работ, не дожидаясь высыхания и затвердевания красок.

Тара

Обычно краски в банке густые и при работе их необходимо разбавлять. Проще всего использовать для этого жестяные крышки, в которых вы сможете смешать краску и растворитель. Не рекомендуем выбрасывать крышки после использования - со временем они не только пригодятся вновь, но и составят полноценную палитру, с помощью которой вы сможете подбирать необходимый оттенок для исполняемых моделей. Здесь же можно повторно размешать краски с растворителями. При образовании трещинки на поверхности моделей вы также сможете повторно развести остаток в крышке и использовать его в качестве «ремонтного материала». Для тары также подойдут стеклянные пузырьки из-под всевозможных лекарств и продуктов.

Как выбрать способ покраски?

В целом все моделисты разделяются по своим предпочтениям в выборе одного из двух типов окраски моделей - посредством кисточки или с помощью аэрографа. Согласитесь, вам не так важно, как и чем красить, главное - получить отлично окрашенную модель. Потому для первых моделей подойдут варианты из цветного пластика. После успешной сборки изначально окрашенный пластик можно слегка украсить узорами на свой вкус. И уже после опыта успешной сборки вы сможете приобретать неокрашенный пластик и самостоятельно насыщать его поверхность цветом.

Если ваши домашние не против дальнейших экспериментов, приобретаем модель, которую потребуется окрасить целиком и полностью. Далее определяемся, чем будем красить - кисточкой или аэрографом? Первый способ - сложен и экономичен. Второй - более дорог и эстетичен. В случае работы с кистями никаких других инструментов не понадобится, а вот для аэрографа придется приобрести компрессор. Проверьте свою способность окрашивать поверхность кисточкой ровно. Для этого возьмите обычное стекло и постарайтесь равномерно нанести на него краску, не допуская появления пузырьков, разводов и прочего. Если получается - работайте кистью. Если же все попытки не увенчались успехом - сделайте выбор в пользу аэрографа.

Также для окрашивания можно использовать специальные аэрозольные баллончики, однако не забывайте, что этот способ покраски самый дорогой. При выборе способа окрашивания кисточками - приобретайте инструменты. Не скупитесь на покупку кистей разной толщины, формы, изготовленные из разных материалов. При выборе аэрографа - приобретите компрессор, не забудьте при необходимости использования вытяжки.

Собираем модель под покраску

Помните анекдот «Все инструкции по сборки на русском языке должны начинаться с фазы «Ну что, сломал?»». Разбивайте этот миф, и внимательно читайте инструкцию и собирайте модель в строгом соответствии с рекомендациями. Однако учтите важный нюанс: после итоговой сборки прокрасить изделие полностью уже невозможно. Потому заранее посмотрите, какие детали стоит покрасить, прежде чем наклеить следующие. Так фигурки стоит красить полностью, за исключением вооружения.

Бронетехнику также красим полностью (корпус), отдельно перед прикреплением окрашиваем колеса, гусеницы, оборудование, ящики и прочие элементы, в частности внутреннее убранство техники. Вы едва ли достанете кисточкой до руля после сборки - красьте его отдельно. Учитывайте индивидуальную конструкцию каждой модели, ведь по своей сути она уникальна и неповторима, оценивайте фронт работ заранее и экспериментируйте. Первый блин может и не быть «комом», если вы заранее все просчитаете.

Отделочные работы

В процессе отделки модели учитывайте последовательность этапов работ, которые в итоги позволят вам получить по-настоящему красивую, полноценно созданную модель. Итак, представляем вам алгоритм.


Подготовка

Учитываем важный нюанс: на шероховатую поверхность краска ложиться лучше, чем на идеально гладкое изделие. Одновременно отметим, что шероховатости всегда портят внешний вид модели. Потому перед покраской неровные поверхности обычно разглаживают и полируют. Обычно для этого используется «шкурка» зернистости М-40 и меньшей. Идеальные полировочные материалы можно приобрести и в магазинах для моделистов, однако стоимость их чуть выше, чем на том же рынке. «Шкурку» смачивают водой и приступают к полировке поверхности, удаляя, в том числе, следы клея. В идеале начинайте работу крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к более мелкому «зерну». Продолжаем полировать поверхность, пока она не станет идеально гладкой. Заметим, что большое количество продолговатых и выступающих элементов существенно увеличивают фронт работы, но пренебрегать их полировкой не стоит.

Далее готовим детали непосредственно к покраске - насаживаем их на оправу или другие держатели, где элементы будут находиться в процессе окрашивания и высыхания. Минимальное количество моделей имеют конструкцию, позволяющую красить детали, не срезая их с литников. Часто в качестве держателей используются обычные зубочистки, палочки и те же литники. Элемент крепят к держателю таким образом, чтобы он не касался никаких поверхностей. Место крепления к держателю = место крепления к модели, потому его можно спокойно оставлять неокрашенным. В процессе наполнения цветом первых моделей можно использовать край стола в качестве подставки для оправки, в дальнейшем рекомендуем вооружиться специальной доской с множеством отверстий, куда можно будет крепить несколько оправок одновременно. Внимание: после насадки деталей руками ее не касаемся.


Обезжиривание поверхности

Для качественного окрашивания необходимо заранее обезжирить поверхность. При этом использовать можно как специальные средства для моделистов, так и простые средства для мытья посуды и даже бензин. Чаще всего используется спирт - после обезжиривания с его помощью не требуется сушить детали, тогда как после использования бытовой химии нужно прополоскать водой каждую деталь и тщательно высушить. В процессе обезжиривания ни в коем случае не касайтесь детали руками. При попадании каких-либо частей (пыли, волосков) смахните их сухой кисточкой.

Первичная грунтовка

Напомним, грунтовка необходима для надежного крепления краски к поверхности изделия. В случае использования нитрокрасок она может и не понадобиться, однако при работе с другими красочными материалами, эмалями, а также при окраске баллончиком или аэрографом грунтовать модель обязательно. На прозрачные части в процессе грунтовки наносим защиту (подойдет простой малярный скотч), которую снимаем только после нанесения последнего слоя краски или финишной лакировки. Далее равномерно наносим грунт на поверхность. В случае образования неровностей НЕ СТИРАЕМ ее, а оставляем как есть и дожидаемся полного высыхания грунтованных деталей.

Промежуточная шлифовка

Выполняется в случае получения неровной поверхности по итогам грунтовки. Берем самую мелкозернистую «шкурку» и тщательно шлифуем грунт, убирая все подтеки, капли и бугорки. Будьте внимательны и осторожны: если вы слишком увлечетесь шлифовкой, то вполне вероятно, что некоторые места будут стерты «до пластика». В этом случае грунтование поверхности придется повторить.

Финишная грунтовка

После промежуточного шлифования всегда выполняется финишная грунтовка. Она позволяет покрыть составом чрезмерно «вычищенные» участки, а также создать идеально ровную поверхность. Будьте предельно осторожны: в процессе повторного, заключительного грунтования начинающие, да и опытные моделисты нередко вновь допускают образование подтеков и капель. Возможен вариант, при котором никаких оплошностей вы не допускали, но поверхность всё же кажется ребристой. В этом случае попробуйте вновь отшлифовать грунтовку, используя шкурку с более мелким зерном.

Основной тон

Под основным тоном понимается цвет наибольшей площади окрашиваемой поверхности. Его определяют по схеме, заранее планируя цветовую гамму. При этом в процессе работы со светлыми цветами (красный, желтый, бежевый, голубой и другие) под тон рекомендуется наносить белую краску - так модель будет смотреться намного ярче. Основным тоном может быть окрашена поверхность всей модели (при условии, что работаете вы не с красным цветом). Обычно наносится несколько тонких слоев - смотрятся они намного лучше, чем один жирный слой. При работе с водорастворимыми красками рекомендуется покрывать каждый слой бесцветным лаком.


Камуфляж

Процесс нанесения камуфляжа - самый ответственный момент в окраске любой модели. В ходе него вы можете создать либо идеальную эстетику изделия, либо окончательно испортить его. Отметим, что техника нанесения рисунка у всех моделистов разная и нарабатывается в процессе окраски множества моделей. Однако стоит все же придерживаться ряда правил. Так сначала наносят светлые тона и только затем - темные. Элементы, которые не нужно подвергать окраске, необходимо защитить простым малярным скотчем или специализированными жидкостями.

Финишная отделка

На этом этапе отклеиваются все защитные ленты (только после того как краска полностью высохнет), модель покрывается тонким слоем лака (при необходимости) и ему также дают высохнуть. Будьте внимательны: наносить лак необходимо в момент, когда все защитные покрытия еще не сняты. Далее, опять же при необходимости, на поверхность могут наноситься различные декали (переводные изображения). Ваша модель, наконец, готова. Отныне она положит начало вашей коллекции или же станет ее достойным продолжением. Осталось найти место, где расположиться модель и с гордостью продемонстрировать ее.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что стоит запастись терпением и постараться учесть все рекомендации, приведенные в этой статье. Поверьте, далеко не всегда первая модель получается идеальной. Моделист - это крайне терпеливый, усидчивый и действительно старательный человек. Каждая модель требует массы времени и сил, за что она сполна вознаградит вас своей потрясающей эстетикой и правдоподобностью. Наберитесь терпенья и дерзайте!

Для окраски моделей кораблей и судов чаще всего применяются масляные, эмалевые, нитроэмалевые краски.

Чтобы качество окраски было хорошим, необходимо соблюдать все стадии технологического процесса, состоящего из подготовки поверхности, грунтования, местного и сплошного шпаклевания; шлифования шкурками; нанесения краски и шлифования ее тонкими шкурками; полирования пастами.

Подготовка поверхности к окраске. Чтобы подготовить поверхность деревянной модели к покраске, надо обработать корпус рубанком, напильником и шкуркой, а также устранить дефекты (задиры, трещины, выпавшие сучки). Металлические модели обрабатываются напильниками, шкурками и обезжириваются содовым раствором или мыльной водой.

Грунтование модели Корабля

Грунтование корпуса под масляные краски для лучшего прилегания последующих слоев производится специальным грунтом № 138а, за неимением этой марки можно использовать натуральную олифу или жидкую масляную краску (лучше - свинцовый сурик). Для нитрокрасок можно применять грунт № 138, клей АК-20, эмалит и нитролаки.

Грунт наносят на поверхность 2-3 раза. Каждый слой после высыхания обрабатывают мелкой наждачной шкуркой.

Шпаклевание модели Корабля

Шпаклевание предназначено для выравнивания поверхности. Местное шпаклевание (заполнение ямок, царапин и пр.) производится густой шпаклевкой. После просыхания ее зашкуривают и производят общее шпаклевание модели жидкой шпаклевкой в несколько слоев. Шпаклевку под масляные краски можно приготовить так: 1. Тальк или мел - 70%; олифы - 25%; краски (лучше свинцовый сурик или свинцовые белила) - 5%; 2. Мел - 350 г; лак масляный - 100 г; железный сурик - 40 г. Густая шпаклевка наносится шпателем, ножом или куском упругой резины толщиной 6-8 мм, а жидкая - мягкой кистью, флейцем или распылителем. Под нитрокраски применяется шпаклевка АШ-30, АШ-24, АШ-32.

Нитрошпаклевку можно приготовить, замешав тальк (детскую присыпку) на нитроклее АК-20, эмалите или любом другом нитролаке.

Шлифование. Шлифование необходимо для устранения шероховатости после шпаклевки или окраски.

В начале работы (после местного шпаклевания) применяют шкурки № 48-80; после первых слоев сплошного шпаклевания - № 80-120; последние слои шпаклевки шлифуются шкурками № 140-170-280.

Для экономии шкурки рекомендуется производить мокрое шлифование. Если оно производится водостойкой шкуркой, то поверхность обильно смачивают водой. Если водостойкой шкурки нет, то шлифуют обычной, смоченной в керосине. После каждого шлифования с керосином, перед последующими покрытиями поверхность надо тщательно промыть содовой или мыльной водой и просушить

Окраска модели Корабля

Качество окраски модели во многом зависит от практических навыков юных корабелов, от умения подготовить поверхность и от марок применяемых красок.

Обычно окраска производится краскораспылителями марок КР (КР-10, КР-11, КР-12 и др). Компрессоры можно применять любые, дающие давление до 3 атм, в том числе и малогабаритные С-511 и С-21.

Положение краскораспылителя должно быть таким, чтобы струя от него направлялась перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, расстояние до которой должно быть в пределах 250-300 мм. Передвигать пистолет надо равномерно, с постоянной скоростью. При слишком быстром движении краска будет ложиться тонким слоем, при медленном - толстым, вследствие чего могут появиться подтеки. Наносить краску нужно последовательными параллельными полосами. Каждая полоса должна перекрывать соседнюю на 10-20 мм.

Необходимо следить за правильным соотношением давления воздуха и густоты краски, поступающей из краскораспылителя. Давление воздуха должно составлять 2-3 атм. Чем больше давление, тем гуще должна быть краска и наоборот. Это определяется опытным путем на пробной поверхности.

Мелкие детали можно красить простейшим пульверизатором. Для этой цели нитрокраска разводится довольно жидко. При окраске кистями немаловажное значение имеет сорт волоса кисти. Лучшими считаются кисти из беличьего, хорькового, барсучьего и медвежьего меха.

Перед началом работы новые кисти нужно оклетневать (обвязать) у основания ниткой или тонким шпагатом. Под густые краски свободная от обвязки часть делается короче, под жидкие - длиннее. Во время покраски кисть следует держать под углом 45-55° к окрашиваемой поверхности, движения делать легкими и свободными. При этом нужно следить, чтобы краска ложилась равномерным тонким слоем и не образовывала подтеков.

При окраске модели нитрокрасками надо помнить, что сохнут они очень быстро. Поэтому проводить дважды по одному месту кистью не следует. Мазки надо делать короткими, в одном направлении. Если на поверхность попала большая капля - ее нужно немедленно растереть.

Нитрокраски разводятся растворителями РДВ, № 646, 647, 648 и 649. Разводить их ацетоном нельзя, так как краска от него пересыхает и трескается.

Покрытие обычно производят масляными красками в 2-3, а нитрокрасками в 10-15 слоев.

Первый слой покраски считается «выявительным». Он дает возможность обнаружить оставшиеся дефекты на подготовленной поверхности. Их необходимо устранить повторной шпаклевкой и шлифованием.

Перед нанесением каждого последующего слоя предшествующий должен быть хорошо просушен. Время просушки для масляных красок должно быть не менее 24 часов. Полирование. В покраске модели полирование является заключительным этапом. Его производят специальной полировочной пастой для легковых автомобилей или пастой ГОИ. Пасту накладывают на мягкую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до зеркального блеска. Затем ее протирают полировочной водой, керосином или жидким маслом.

Выбор цвета. Окраска модели не должна отличаться от окраски настоящих судов подобного типа. Можно рекомендовать следующие основные правила при выборе колера (цвета).

Надводная часть военных кораблей окрашивается в различные оттенки шарового (серого) цвета. Для получения его в белила добавляется 5-7% черной краски.

Надводную часть пассажирских судов (корпус и надстройки) красят в белый цвет. У грузовых и грузопассажирских судов корпус красится черной краской, а надстройки - белой. Дымовые трубы у судов с белым корпусом - белые, с черным - черные.

Подводная часть окрашивается зеленой или красной краской. Ватерлинию рекомендуется отбивать полоской целлулоида.

Теперь вы знаете, как строить модели кораблей.

Ни для кого не новость то, что существует множество разновидностей лакокрасочных материалов. Автомобилям требуется одно, самолетам - другое, фабрикам - третье, жилым помещениям - четвертое. Естественно, и корабли не стали исключением. Такой титан, как лакокрасочная промышленность, уже очень давно участвует в ремонте и строительстве самых разных кораблей, от огромных лайнеров до крохотных частных лодок.

Основной принцип создания красок для кораблей за эти годы не изменился, краска по-прежнему состоит из какого-либо пигмента, растворителя и соединяющих элементов, но вот отдельные детали постоянно совершенствуются. Судостроение - очень важная область, поэтому в ней активно применяются новейшие краски, обладающие различными полезными свойствами. Они недешевы, как, впрочем, и любые корабельные краски.

Цель покраски кораблей

Задача лакокрасочных материалов при покраске корабля - не только украшение, они должны по мере возможности облегчать работу судна, и им это удается. Конечно, совершенству нет предела, но современные краски для кораблей способны на многое.

Корабли целыми месяцами и годами находятся в крайне враждебной среде, от которой защищают в том числе и лакокрасочные материалы. Постоянный контакт с водой, иногда - плавающие льды, ракушки, стремящиеся облепить корпус... К слову, именно эти морские животные представляют собой очень серьезную проблему.

Одна-единственная ракушка, конечно, мелочь, особенно если вспомнить о размерах многих современных кораблей, но дело никогда не ограничивается одной, двумя, десятком или даже сотней. Ракушки стремятся облепить всю подводную часть судна. Чем это опасно, помимо ухудшения внешнего вида? Увы, колонии ракушек снижают мореходные качества корабля. Замедляется скорость, растет расход топлива, владельцы судна теряют доходы. Как может помочь краска? Ее задача - не дать им возможности закрепиться.

До появления современных красок люди много лет пытались бороться с этой напастью, изобретая самые разные методы. Здесь и покрытые смолой корпуса, и множество слоев обшивки, и даже использование для защиты дегтя, пороха или мышьяка. Официально в одной Великобритании было зарегистрировано приблизительно триста различных патентов, и это за двести лет, то есть более одного нового средства в год. А сколько идей так и не было закреплено юридически? А сколько их появилось в других государствах?

Теперь все это позади. В действие вступило множество лакокрасочных покрытий, содержащих убивающие ракушки вещества. Это дорогостоящий, но эффективный метод. В прочем, нужно сказать, что и те средства, которые предшествовали ему, обходились недешево. Возможно, в будущем появится дешевая краска, способная предотвращать обрастания и подходящая по прочим параметрам, но пока этот день не наступил.

Естественно, способность предотвращать обрастание ракушками - не единственное требование, которое предъявляется к лакокрасочным материалам, использующимся в судостроении. Также необходимо обеспечить решение проблемы коррозии, причем эффект должен быть долгим. Не менее важна и способность адекватно взаимодействовать с остальными механизмами защиты от коррозии.

Что касается процесса нанесения, то краска должна сделать его предельно быстрым и удобным. Она должна высыхать как можно быстрее, не требовать для нанесения идеальных погодных условий, подходить для покраски судна с помощью различных механизмов, не конфликтовать с другими красками, использующимися в судостроении, и хорошо ложиться, даже если поверхность далека от идеала. Корабли, как правило, велики, и мало кто может позволить себе красить их вручную, подолгу и исключительно при хорошей погоде или в защищенном помещении.

Существует еще множество условий, которым должны соответствовать лакокрасочные материалы, использующиеся в судостроении. Здесь и физические, и химические, и технологические характеристики. Слишком дорого может обойтись применение неподходящей краски. Имеет значение и то, для чего предназначен корабль. Конечно, ледокол и круизный лайнер, который ходит в теплой воде, не стоит красить одной и той же краской - слишком разные условия работы. Но, о каком бы судне речь ни шла, все материалы должны иметь высокое качество, подтвержденное соответствующими документами. Контролировать это обязана компания, которая проводит работы, связанные с покраской судна.

Некоторые материалы прибывают в уже готовом виде, к примеру, однокомпонентные всех разновидностей. К сожалению, иногда они оказываются загустевшими, но это можно исправить, грамотно применяя разбавитель в количестве, соответствующем разновидности краски. В целом эта цифра составляет 5-20%.

Материалы же, состоящие из нескольких, обычно двух или трех, компонентов, необходимо соединить воедино перед началом покраски. Вся необходимая информация, такая как верное соотношение одних компонентов к другим, то, сколько можно хранить готовую смесь и подходящий уровень вязкости, обязана оговариваться в технической документации.

Еще одно характерное свойство судостроительных лакокрасочных материалов - они не должны мешать сварочным работам с неудаленной грунтовкой.

Это необходимо, так как грунтовка применяется для защиты простаивающих кораблей. Если из-за краски сварочный шов окажется слабее, чем нужно, это может привести к катастрофе.

В зависимости от того, какое оборудование есть на предприятии, работающем с покраской корабля, будет разниться и способ покраски. Это следует учитывать, выбирая компанию. Для разных способов покраски рекомендовано использовать разные методы очистки корпуса. Таким образом, если на предприятии ограниченный набор очистного оборудования, некоторые типы покраски окажутся для него недоступны.

При покраске судна должно соблюдаться множество параметров.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Окрашивание корабля должно проводиться по строго определенной технологической схеме, возможные вариации замены заранее заданы. В случае крайней необходимости в замене одной краски на другую, этот вопрос требуется отдельно обговорить с разработчиком. Какой бы этап покраски не осуществлялся, он должен тщательно контролироваться, для чего существуют специальные службы. Их дело - следить и за тем, насколько хорошо подготовлена поверхность, и за тем, правильно ли наносится краска. То, что на плохо очищенную поверхность и краска ляжет хуже, очевидно, именно поэтому подготовке к окрашиванию уделяется не меньшее внимания, чем самому процессу. Некачественная подготовка приводит к недостаточно высоким защитным свойствам краски и уменьшению ее износостойкости.
  2. Если участок сильно поврежден, допустим, из-за коррозии, необходимо полностью избавить его от всех без исключения слоев испорченного покрытия. Иногда подобную процедуру нужно провести со всем или почти всем корпусом. Иногда с незначительной частью, иногда она не требуется.
  3. Если ситуация не слишком плоха, участок не пострадал от коррозии и вообще не имеет существенных повреждений, достаточно ограничиться частичной обработкой в тех местах, где покрытие пришло в негодность. Порог допустимых повреждений - 20%, если он выше, частичную обработку заменяют полной. 4. Чтобы понять, как хорошо сохранилось покрытие, его следует проверить на прочность сильной струей воды или специальной металлической щеткой.
  4. Крайне не рекомендуется отклоняться от инструкции во время нанесения материала. Это приведет к различным дефектам и общему ухудшению качества покрытия.
  5. Несмотря на то, что лакокрасочные материалы, применяемые в судостроении, во время покраски достаточно устойчивы к погодным условиям, эта устойчивость не безгранична. Строго запрещено проводить покраску на свежем воздухе во время туманной, дождливой или ветреной погоды. Если поверхность корабля оказалась подо льдом или хотя бы инеем, покраску тоже нельзя проводить. Возможность проводить ее в защищенном от погодных факторов месте не всегда доступна, хотя это и решает данную проблему.

Таким образом, лакокрасочная промышленность, проникшая во все сферы жизни современного человека, помимо прочего облегчает жизнь множества моряков, как обычных, так и военных, владельцев и сотрудников, связанных с судоходством компаний, любителей прогулок на кораблях и людей, работающих в судостроении.