Ремонт Дизайн Мебель

Проект по басне свинья под дубом. Конспект урока на тему: И.А.Крылов "Свинья под дубом". Осмеяние невежества и неблагодарности

Ответы к школьным учебникам

К стр. 65

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество - с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие - о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

К стр. 65

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон - это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) - это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения - свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.

13.05.2015 9009 0

Цели:

развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.) **

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

Басня - это произведение, призванное передавать в своем содержании некий смысл. Жителям России этот вид творчества известен по нетленным стихотворениям Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни вот уже более 150 лет тому назад, и они продолжают пользоваться

спросом по сей день. В чем секрет популярности рифмованных историй про животных, которые вышли из-под пера Крылова? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос при помощи одного из наиболее популярных его произведений - «Свинья под дубом». Басня наилучшим образом передает моральный смысл при помощи ассоциативного сравнения животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» - басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои - это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности. Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.

Мораль басни «Свинья под дубом»

У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.

В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» - басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.