Ремонт Дизайн Мебель

Васнецов поэма семи сказок. «Поэма семи сказок» Виктор Васнецов

В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов : им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок» . В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru

В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.

В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru

К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.

В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru

Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».

В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru

Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.

Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru

«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.

В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru


Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов : им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок» . В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.



Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.





Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.



К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.



Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».



Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.



«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.





«Без поэзии, без мечты ничего нельзя сделать в жизни», – утверждал художник и воплощал этот принцип в своем творчестве. Его полотна символичны и содержат немало секретов. .

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
«Поэма семи сказок»
Виктора Васнецова

Наверное, ни один из русских художников рубежа XIXХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем
творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и
называли истинно народным художником, то обвиняли в
«ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания
профессора Академии художеств в знак протеста против
увлечения студентов в большей степени политикой, чем
живописью.
В революционные годы Васнецов создал свою самую
волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он
постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком
которой себя считал.

Виктор Васнецов родился в семье сельского
священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской
среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской
народной культуры. Его первыми рисунками стали
иллюстрации к пословицам.
Фольклор для него был воплощением истинной
сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был
убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь
цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и
настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.

Начиная с 1900 г. и до конца своих дней Васнецов
работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него
вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевналягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна»,
«Сивка-бурка» и «Ковер-самолет».
В этих сказочных сюжетах художник искал
воплощение основных черт национального характера
своего народа, среди которых выделял душевную чистоту,
мужество и патриотизм.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Автопортрет 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На рубеже 19-20 века в русском искусстве было немало художников, которые развивали так называемый неорусский стиль, который, в сущности, был одной из вариаций модерна.

Виктора Васнецова (с некоторыми оговорками) тоже можно отнести к этой категории художников.

Тема русских сказок, а точнее, русского фольклора, появилась в его творчестве с начала 1880-х годов. До этого он был вполне типичным для художника своего поколения мастером критического реализма. Например, его первой картиной, показанной на выставке передвижников, было «Чаепитие в трактире».



Чаепитие в трактире (В харчевне) 1874
холст, масло
Вятский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Впрочем, задел для работы над полотнами исторического жанра (а «сказочные» и «былинные» картины относятся именно к историческому жанру живописи) у него уже был, поскольку еще в Академии Васнецов получил серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом».

Первым полотном соответствующего жанра стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке. Это была еще не совсем сказка, вернее совсем не сказка, поскольку с одной стороны Васнецов использовал в качестве сюжета мотивы «Слова о полку Игореве», но с другой, поход князя Игоря был вполне реальным историческим событием.



После побоища Игоря Святославича с половцами
На сюжет из «Слова о полку Игореве» 1880
холст, масло
205 x 390 см


Картина, на которой изображены не менее десятка трупов, хотя и довольно симпатичных, одетых в художественно выполненные доспехи или задрапированных в изысканные восточные ткани, и принявших вполне картинную смерть без единой капли крови, вызвала весьма неоднозначные суждения в обществе. Крамской, Репин и Чистяков восхищались, Мясоедов топал ногами и требовал убрать «мертвечину» с выставки. Но в целом, надо полагать публика осталась в недоумении, и ответа на вопрос «что это было?» никто дать не смог. Ну а Васнецов пошел дальше.



Алёнушка 1881
холст, масло
178 x 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появилась «Аленушка», затем «Витязь на распутье», «Иван Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Почему Васнецов так резко сменил направление в искусстве и перешел от критического реализма к какому-то не самому реалистичному фольклорному историзму объяснить не могли ни его современники, ни нынешние исследователи его творчества. Вполне правдоподобных версий выдвигалось достаточно: переезд художника в Москву и сближение с кружком Мамонтова («Аленушка» была написана в Абрамцево), желание вернуться к неким духовным истокам русского народа (критики писали о связи в картинах Васнецова между «русской сказкой и русской верой»), тем более, что Васнецов был из семьи священника.



Богатыри 1881-1898
холст, масло
295,3 x 446 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений. Это и была «Поэма семи сказок».



Кащей Бессмертный. 1927-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

В «Поэму семи сказок» Виктора Васнецова входят картины:
- «Спящая царевна»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна-Несмеяна»;
- «Ковер-самолет»;
- «Сивка-бурка»;
- «Баба-яга»;
-«Кощей Бессмертный».


Царевна-Несмеяна 1914-1926
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Несомненно, одним из источников вдохновения Виктора Васнецова (помимо детских воспоминаний и впечатлений и определенных идейных соображений о судьбах русского народа) для создания «Поэмы семи сказок» стали знаменитые «Народные русские сказки», сборник, составленный А. Н. Афанасьевым, и вышедший первым изданием в 1855-63 годах, а вторым, переработанным в 1873 году. Это было значительное событие русской культурной жизни того времени, которое оказало значительное влияние на многие области русской гуманитарной науки (например, Афанасьев предпринял первую в мировой истории попытку классификации сказочных сюжетов). Но и рядовых читателей, к которым относился и Виктор Васнецов, не могло не захватить богатство русского фольклора.



Народные Русские сакзки А. Н. Афанасьева

Сейчас мы часто забываем о том, что народные сказки (не литературные, созданные писателями дл конкретной читательской аудитории, а именно народные), совершенно не были предназначены для детского чтения. Для детей Афанасьев выпустил отдельный сборник специально отобранных и адаптированных сказок, причем даже из них не все цензура пропустила в печать, полагая некоторые сюжеты опасными для неокрепшей детской психики или вредными с точки зрения воспитания.



Спящая царевна 1900-1926
холст, масло
214 x 452 см

В сказках, опубликованных для взрослой аудитории действительно достаточно много и насилия, и эротических мотивов, и так нелюбимого цензурой 19 века вольнодумства. И если внимательно рассмотреть полотна Васнецова из «Поэмы семи сказок», то можно понять, что его картины также очень далеки от благостных иллюстраций из детских книг.



Царевна-Лягушка 1901-1918
холст, масло
Дом-музей В. М. Васнецова

Его Баба-Яга или Кощей Бессмертный могут надолго обеспечить юного зрителя ночными кошмарами. Так что сказочная, а, точнее, языческая Русь представляется страной достаточно мрачной. Очень может быть, что Васнецов подсознательно изображал в своих картинах дохристианскую Русь страной богатой, но варварской и беззаконной. Мне кажется, что исследователи зря восхищаются народностью этих полотен и приписывают художнику это свое восхищение. Скорее всего, он старается убедить зрителей, язычество – это дикость, а цивилизация возможна только в христианском мире.

Урок развития речи. 5 класс

«Поэма семи сказок» В. М. Васнецова и

подготовка к написанию сочинения по картине «Аленушка».

Цель: 1) Познакомить учащихся с творчеством В.М.Васнецова

2) Подготовить учащихся к встрече с творчеством художника в следующем 6 классе

3) Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине «Аленушка»

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, репродукция картины «Аленушка», портрет художника В.М.Васнецова.

Ход урока .

Васнецов является лучшим

И наиболее красноречивым

Выразителем русской души.

(из статьи в одном из французских журналов)

(см. слайд №2)

    Слово учителя. Сведения о художнике В.М.Васнецове (слайд №3)

В.М.Васнецов родился в г. Рябове Вятской губернии в семье священника. Окончил духовное училище, самые высокие оценки получил за церковную живопись и архитектуру. Поступил в духовную семинарию, но не закончил ее, приехал к отцу и попросил благословения на учебу в петербургской Академии художеств. Твердо сказал: хочет быть художником – и только. Будет служить своему народу любимым делом. Михаил Васильевич выслушал сына, вздохнул и дал свое родительское согласие.

Юношей покинул отчий дом Виктор Васнецов. Томили его высокие мечты, желал пойти своим путем.

«У этого молодого вятича – особый глаз,- замечают педагоги из Академии художеств.- Он видит человека насквозь». Рисунки Васнецова посылают на Лондонскую международную выставку, и они получают две бронзовые медали. Академия награждает его серебряными медалями.

А он смущается от похвал и молчит, слушает, впитывает в себя столичные премудрости. Он не спорщик. Выслушает совет, подумает – и поступит по-своему.

Вечерами собираются у кого-нибудь на квартире. Крик, шум, споры до утра!

Назначение живописи – изображение жизни такой, какая она есть, ничего не выдумывая! – кричат одни.

Искусству не нужны лапти и несмазанные телеги!- считают другие. – Уродства отвратительны для глаз. Красота – вот назначение искусства!

Виктору близки передвижники, но мысли о красоте ему очень дороги. «Конечно, искусство – правда, но все-таки это правда особенная, красивая. А что такое красота? Красота – это любовь, это добро, она живет в душе человека, в душе народа. А душу свою он раскрывает в сказке, в песне, в предании. Может быть, там и нужно искать ему, художнику, красоту и правду?»

Высказывание – слайд №4

    Выступление учащихся о творчестве В.М.Васнецова.

(слова заранее раздаю учащимся, дети рассказывают о картинах художника)

Увеличение картины «Баба Яга» (слайд №5)

До чего же отвратительна Баба Яга, Мчащаяся в ступе по лесу! Оскал ее страшен, опасны жилистые руки и уродливая костяная нога. Хохот злой колдуньи словно пронизывает лес. Лес заколдован, он враждебен маленькому Иванушке, которого уносит старуха.

Красные оттенки леса пугающе багровы. Только светлое пятнышко стремительно летящей сороки дает надежду на спасение мальчика.

Увеличение картины «Кащей Бессмертный » (слайд №6)

А вот Кащей в подземелье. Тот же когтистый крючковатый нос и беззубый запавший рот, что у Бабы Яги. Кажется, нет выхода из этого подземелья прекрасной царевне.

Увеличение картины «Царевна-лягушка » (Слайд №7)

Но вот словно раздаются звуки музыки. Звуки бодрые, веселые, чистые. Это заплясала Василиса Премудрая, царевна-лягушка. Взмахивает платочком. Поводит рукой. Стройный стан отклонен назад, струятся по спине волосы, дробно пристукивают каблучки туфель.

Как хороша сказочная царевна в своем древнерусском уборе с разлетающимися от движения темно-зелеными, по-старинному свободными рукавами! Все в движении, все в лад ее смелому танцу!

Музыканты только успевают перебирать струны, ускоряют ритм, того гляди, пустятся в пляс. Гусли, балалайки, домра, рожок – целый оркестр народных инструментов!

Светлые краски расписного терема, лебеди на пруду, дальние березы, крестьянский хоровод на лужайке – все живет в красоте и гармонии.

Увеличение картины «Ковер-самолет» (слайд № 8)

А Иван-царевич предстает любящим женихом.

Жених и невеста плывут, обнявшись, по утреннему небу на ковре-самолете, и большего счастья им не надо. Очищается от утреннего тумана земля, открывается ее певучая неброская даль.

И ковер не похож на гордую птицу. По небу плыть уже не чудо. Мечта человека уже осуществилась: самолет изобретен.

Картина «Ковер-самолет» - это мечта о счастье. Но окончить ее художник не успел…

Увеличение картины «Спящая царевна» (слайд № 9)

А пока, до лучших времен, спит сказочное царство беспробудным сном.

Спит на высоком ложе царевна в парчовом сарафане и золотой короне, откинула белую руку. На древнюю книгу уронила голову девочка-семилетка. Спят барышни, спят сенные девушки, спит придворный шут, сморили коварные чары медведя и кота. Спит Древняя Русь во всей своей яркой красе.

Но не увяли красные маки, не засохли еловые леса, зеленеют березки. Живет природа, значит жива сказка.

Тронь ее волшебной палочкой – проснется. Чтобы жили на земле Красота, Добро, Радость…

Разве не для этого писал свои сказки старый художник. И был убежден, что в любом произведении искусства «сказывается весь, цельный облик народа, внутренний и внешний,- с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Увеличение картины «Царевна Несмеяна» (слайд № 10)

Увеличение картины «Сивка Бурка » (слайд № 11)

III . Слово учителя

Увеличение картины «Аленушка»

Обращаем внимание учащихся на высказывание на слайде № 12

«Каждый народ интересен по-своему. У каждого свой характер, свой темперамент, свои обычаи и своя история. В.М.Васнецов хочет понять русский национальный характер, хочет выразить лучшие черты своего народа»

Виктор Михайлович рассказал, что на Хотьковской дороге, по которой шли нищие на богомолье в монастырь, он увидел странную девочку. Одиноко брела она, и была в ее глазах страшная тоска. О судьбе этой девочки и хочется рассказать ему в своей картине «Аленушка».

Нравится художнику это певучее русское имя. Напоминает грустную сказку про двух сирот – Аленушку и ее братца Иванушку.

Виктор Михайлович рисует в альбом деревенских девочек. Найдет похожую на свою Аленушку и просит посидеть терпеливо. Он исполнил уже множество рисунков и эскизов – все ищет верное настроение, передающее печаль и боль обиженного судьбой человека. Саму картину заканчивает он в Москве зимой 1881 года.

(слайд №13)

В этюдах – нежные елочки у опушки. Молодая осина со склоненными ветвями у темного пруда. Берег с осокой. Вода мрачная, опасная, и лес на берегу стоит глухой стеной.

Босоногая крестьянская девочка сидит на камне у воды. Сжалась в комочек, опустила голову на колени. За ее спиной – темное пятно леса.

Какое отчаяние в позе девочки, примостившейся на камне-валуне! Загрубевшие от работы руки устало сцеплены. Рыжие волосы растрепались. Ноги измучены долгой ходьбой. Линялый сарафан изодран. Прибежала она к темному пруду одна со своим горем.

В том же движении, что и руки Аленушки, наклонилась ветка осины у воды. Заросли осоки в опасной воде как бы охраняют девочку от неверного шага. На березовой ветке, изогнутой в лад склоненной фигурке, сидят белогрудые стрижи. А сзади дозорными встали молодые ели. Природа сочувствует девочке и старается ей помочь.

А в скромной цветовой гамме картины слышится печальный напев. Кажется, сам воздух пронизан тихой мелодией деревенской песни «Ох, горе, тоска- печаль великая». Горе в песне летит серой утицей, сизым голубем. И тон картины такой неяркий, серовато-блеклый. Зеленые. Желтые, синие, розовые краски словно тронуты легкой серебристой дымкой.

Вместе грустят и девочка. И осина, и птицы на ветке, и небо, сливаясь в задумчивую сказку.

    Рабочие материалы - слайд № 14

    Обсуждаем тему и идею сочинения – слайд №15

    Вспомним, какая композиция должна быть у сочинения - слайд №16

    План сочинения - слайд № 17

    Написание сочинения