Ремонт Дизайн Мебель

Икона Николая Чудотворца. В чем помогает? Икона николая угодника

Святитель Николай настолько популярен среди верующих, что его в народе нарекли даже «русским богом». Святой является реальной исторической личностью, жил он в Малой Азии. Почитают его не только православные, но также католики, мусульмане. Даже те, кто не верит в Бога, твердо уверены в том, что Николай Чудотворец очень добр и выручает в любой ситуации.

История жизни Николая Чудотворца

Никола Можайский, Травный, Вешний, Зимний, Морской - сколько же их всего? Все эти прозвища относятся к одному человеку - святителю Николаю Мирликийскому , почившему в IV в. Родился он около 280 года в г. Патары, который сегодня территориально относится к Турции. В то время это была римская провинция.

Родители будущего подвижника были христианами, поэтому сына взрастили в своей вере. Особенное влияние на воспитание мальчика оказал его дядя, местный епископ. Николай рано начал помогать ему при храме. С малых лет он стремился к изучению Библии, созерцанию Господа, к уединенной жизни в монастыре. Усилилось в нем это желание после паломничества в Иерусалим. В то время юноша был уже священником.

Однако Господь распорядился иначе. Скромный образованный молодой человек так полюбился жителям г. Миры, что те избрали его своим епископом. Сегодня Миры Ликийские - это турецкий г. Демре.

После того как родители его отошли в вечность, священник раздал все свое состояние (а оно было немалым) беднякам. Именно рассказы об этом периоде жизни стали основой церковных преданий о бесконечной доброте и щедрости праведника. При всей свой скромности и любви к людям святитель отличался непримиримой позицией по вопросам вероучения. Резко восставал против ересей и язычества.

Еще при жизни архиерей совершил много чудес:

  • Остановил бурю во время морского путешествия.
  • Воскресил утонувшего подростка.
  • Смог осушить реку, когда нужно было срочно перебраться на другой берег.

После его отшествия в мир иной (между 345 и 351 гг.) мощи святителя стали источать миро - маслянистую жидкость с чудесным ароматом. И до сих пор происходит это необычное явление.

Описание внешности святого

Молитвы тысяч христиан по всему миру ежеминутно возносятся возле святого лика. Образ святителя появился на Руси вместе с принятием новой веры. Сегодня иконка, где изображен старец в облачении духовного лица, имеется в любом доме, в каждом (без преувеличения) православном храме. Часто изображается праведник и на складнях совместно с Иисусом Христом и Божией Матерью.

Почитание на родине архиерея началось сразу после его кончины . Предание сохранило для потомков точное описание внешности. Уже в наше время по мощам была сделана реконструкция лица, очень точно передано портретное сходство на иконах Николая Чудотворца. Фото реконструкции доступно в открытых источниках. Оказалось, что святитель был невысокого роста (около 168 см), коренастый, кожа смуглого оттенка.

Конечно, его лицо имеет на образах большую одухотворенность, это обычное свойство церковной живописи. Но ведь икона и не является портретом - это, скорей, отображение духовной реальности. Реальная же личность может отличаться от того образа, который рисует человеческая фантазия. Однако это не значит, что человек не обладал всеми достоинствами, которые позволили ему обрести особую благодать.

Виды образов

Наиболее известными среди православных верующих являются несколько видов образов:

Для молитвы можно использовать любой образ, это не имеет принципиального значения. По церковным канонам местонахождение его в доме может быть любым. Главное, чтобы рядом не было телевизора, неподобающих картин. Желательно, чтобы икона висела на стене или стояла на специальной полочке. Не допускается рядом класть искусственные цветы, знаки Зодиака, другие нецерковные вещи.

Функции и значение икон

Значение иконы Николая Чудотворца может быть для каждого своим. Ведь многие получают его святыню в наследство от бабушек и дедушек, в качестве подарка на свадьбу, день рождения. Но любой образ, прежде всего - окно в духовную реальность, которое должно помочь христианину сосредоточиться на молитве. Можно выделить и другие функции:

Иконописец пишет не портрет, а духовный образ. Ведь каждый верующий должен уподобиться Богу, достичь того состояния, в котором он был создан в Эдемском саду. Смотря на лик Николая Чудотворца, христианин понимает, что эта задача выполнима с Божьей помощью.

Праведные дела святого

Николай Чудотворец до того вошел в народное сознание, что каждый считает его своим заступником. Раньше даже верили, что и молиться ему необязательно - придет на помощь сам. Но, конечно, это заблуждение. Так о чем молятся праведнику? Святому приписывают множество достоинств:

  • Покровительствует всем, кто отправляется в дорогу, особенно на корабле.
  • Помогает прекратить давние ссоры.
  • Заступается за детей.
  • Может защитить от клеветы, помочь избежать несправедливого наказания.
  • Девицам находит выгодную партию.
  • Спасает от физических болезней.
  • Способствует избавлению от греховных привычек.

Летопись разных городов содержит множество свидетельств о невероятных событиях, произошедших как в наши дни, так и несколько веков назад. Весьма известно чудо спасения утонувшего младенца. Было это в 11 веке, когда семейная пара по Днепру совершала паломничество в храм Святой Софии (Киев). Малыш, который был единственным ребенком, выпал из лодки и утонул. Горю родителей не было предела. Но утром, когда они добрались до храма, обнаружили свое чадо живым напротив лика святителя. Ребенок был весь мокрый, как будто его только что достали из воды. С тех пор эта икона именуется «Никола Мокрый». Оригинал ее был утерян во время войны.

Хотя святитель не имел супруги, но к нему обращаются и тогда, когда нужно найти достойного мужа. Все потому что при жизни праведник помог своему земляку выдать замуж дочерей. Они были хорошо воспитаны, образованы, вот только их ждала печальная судьба. Отец потерял свое состояние, поэтому не мог обеспечить приданое. Оставался один вариант - отдать девиц в услужение (что было равносильно рабству).

Узнав о тяжелом положении своего знакомого (возможно, это даже был его сосед), епископ ночью тайно подбросил в дом мешочек с золотом. Так была выдана замуж первая дочь. Затем история повторилась. Тогда отец устроил и среднюю дочь. Ему очень хотелось узнать, кто был его благодетелем, он стал по ночам поджидать таинственного гостя. Так купец узнал, что спасителем семейства оказался св. Николай.




Правила обращения и чтение молитв

Обращаться к праведнику можно как в храме, так и дома. Хорошим вариантом будет прочтение акафиста, текст которого можно приобрести в любой церковной лавке. По договоренности со священником проводится молебен - особенно уместно совершить его перед отправлением в путь. Тропарь святому («Правило веры и образ кротости») имеется в молитвослове, его легко выучить наизусть и повторять при необходимости в любых обстоятельствах. Поможет и краткая молитва: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!»

Непременным условием для любого обращения к высшим силам является твердая вера в то, что помощь вскоре будет оказана. Православная молитва исключает прошения, которые противоречат библейским заповедям. В остальном строгих ограничений нет - можно призывать помощь когда угодно, используя для этого не только церковные тексты, но те слова, что подсказывает сердце.

Николай чудотворец почитается во всем мире. Даже в других религиях есть прообраз этого святого. У буддистов он - божество процветания и долголетия, в калмыцкой вере - покровитель Каспийского моря, на западе известная всем легенда о святом приняла образ поверья о Санта-Клаусе.

Существует множество икон Николая Угодника и ещё больше списков, которые можно приобрести в церкви или магазине. Это одна из самых почитаемых святынь среди православных христиан.

Биография и личность чудотворца

Точных дат биографии Николая не сохранилось. По различным летописям ученые смогли восстановить жизнеописание этого человека, основные события. Есть ряд упоминаний о сотворенных им чудесах.

Никола родился в конце III века в греческой колонии Патара. Семья была достаточно обеспечена. Он был необычным мальчиком: шумным играм будущий святой предпочитал чтение Священного Писания, изучение Евангелие, осмысление слова Божьего. Рано овладев грамотой, он все свободное время проводил в молитве, мысленном общении с Господом, чтении.

Тягу к вере и богослужению в мальчике увидел его дядя, настоятель местной церкви. Он сделал его вначале чтецом, а потом посвятил в сан священника, поручив проповедовать слово Божие в приходе.

Мальчик не остановился на достигнутом. Не из честолюбия или тяги к известности, а из-за желания сделать все, что он сможет, чтобы помочь нуждающимся, обратить к истинной вере как можно больше заблудших людей. По одной из версий, он сразу стал епископом Миры: одному из высокопоставленных священников во сне пришло знамение, он собрал совет, который назначил Николая на такую высокую должность.

Священнослужитель родился в непростое для христианства время. Оно получало развитие среди населения, но до сих пор существовали люди, яро противостоявшие этому мировоззрению. Один из них - Диоклетиан, римский император, правивший с 284 по 305 год. Он издал эдикт (указ), узаконивший преследование христианства во всей империи. Николай несколько раз попадал в тюрьму за проповедование. Он не понаслышке знал о несправедливом осуждении, поэтому всегда пытался помочь добиться правды. За такое качество его до сих пор ассоциируют с защитником слабых, оклеветанных людей.

Так или иначе, из Миры юноша отправился в Александрию. В те времена она была самым развитым образовательным центром. Там можно было получить знания, ознакомиться с книгами, которых не добыть в провинции.

Первое сотворенное чудо

В Александрию Никола добирался на корабле. Тогда произошло одно из первых сотворенных им чудес. Начался сильный шторм. Помогая складывать паруса, один из матросов сорвался с мачты. Её высота - несколько метров. Выжить после падения невозможно. Смерть парня до глубины души поразила Николая, так как он подружился с молодым человеком, много общался с ним. Священник пал ниц, начал искренне молиться Богу. Моряк воскрес. Это видела корабельная команда. По прибытии на сушу все до единого приняли христианство. С тех пор Николай считается покровителем моряков.

По жизнеописаниям известно, что после плавания у святого открылся дар. Молитвой он исцелял безнадежно больных, возвращал зрение, обращал на истинный путь духовно заблудших людей. Поэтому исцеление моряка считают первым сотворенным чудом.

Щедрость Николая

Николаю Мирликийскому была чужда жадность. После смерти родителей, получения от них наследства, епископ все раздал нуждающимся. По возможности он старался творить добро незаметно, чтобы никто не знал об этом. Смысл благодеяния не в том, чтобы получить благодарность, повысить самооценку, а в том, чтобы помочь ближнему, сделать богоугодное дело. Поэтому лучше делать это незаметно, чтобы не смущать человека, для которого творится добро.

Многим с детства известна история от трех сестрах. Никола узнал, что трех девушек отец собирается отдать в наложницы. Такой социальный статус равноценен рабству. Решение ему диктовали тогдашние порядки: девушки не мели права сами зарабатывать себе на жизнь, средств, чтобы выдать их замуж, не было (необходимо приданное). Чудотворец начал подкидывать в окно каждой из них увесистые мешочки с золотом. По одному каждую ночь, чтобы никто не заметил. На третий вечер отец девушек все же увидел Николу, пал ниц благодаря за щедрость. Угодник же лишь взял с него клятву, что никто не узнает об этом деянии.

С Чудотворцем связана легенда о Санта Клаусе. По другой версии, Никола подкидывал золото через дымоход, оно попадало в чулки девушек, развешенные перед камином. Так зародились рождественские традиции католицизма.

Пощечина на Никейском Соборе: клевета или правда?

История открывает факты, говорящие не только о благочестивости Николы, его любви к Господу, неслыханной щедрости. Он был также яростным воином за веру. Святому приписывают разрушение храма Артемиды. Писания говорят, что праведный гнев охватил Николая, когда он понял, что это невиданное по красоте место - пристанище демонов. Археологические раскопки показывают, что языческий храм разрушен землетрясением примерно во втором веке, ещё до рождения святого.

Много споров ведется о происшествии на Никейском Соборе - первом сборе всех православных священнослужителей Рима, который инициировал император Константин. Здесь Никола слышит богохульные, кощунственные изречения некоего Ария, дает ему пощечину. Это неприемлемо с точки зрения христианства, поэтому над митрополитом сразу устраивают суд. Авторитетные ученые заявляют, что ни одно упоминание о Никейском Соборе не содержит имени митрополита Мирликийского. Поэтому святого там в принципе не было. Но факт суда опровергнуть невозможно - есть прямые свидетельства этому. По какому именно поводу он случился, остается неизвестным.

О чем молятся святому?

Молитва - это общение с Богом. Молящийся обращается напрямую к Господу или к святым, чтобы они заступились перед Ним. Поэтому священнослужители сходятся во мнении, что не важно, о чем молиться тем или иным святым. Главное, чтобы все слова шли от чистого сердца, а на уме не было греховных помыслов. Но можно посмотреть на все под другим углом. Разные святые чаще внемлют определенной категории людей, быстрее отзываются на их молитвы. Угодника считают защитником путешественников, воинов, детей, несправедливо осужденных. Поэтому ему чаще всего молятся о следующем:

  • Помощи при поисках справедливости, когда человека осудили несправедливо.
  • Защиты в пути. Путешественники берут с собой иконы Николы Угодника. На многих кораблях и суднах есть специальные каюты под них. К Николаю обращаются родственники, переживающие за путников.
  • Помощь при учебе. Николай всегда тяготел к знаниям, любил учиться, читать. Поэтому часто ученики, студенты молятся святому о помощи при преодолении трудностей, связанных с обучением.
  • Возвращение веры, наставление на истинный духовный путь.

Иконография

Существует несколько иконографических типов изображения Святого Николая. Первые из них датируются 10-12 веком. Представляют собой фрески Михайловского Златоверхого монастыря (Киев). Ныне хранятся Третьяковской галерей. На изображениях Никола изображен в полный рост, одна рука застыла в благословляющем жесте, другая держит раскрытое Евангелие.

Поясной иконографический тип по древности не уступает ростовому. Он изображен на иконах. Древнейшая из сохранившихся находится в России, Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Вероятнее всего, написана в Российской Империи, датируется XII веком. Доподлинно известно, что икона сначала располагалась в Новгороде, после перевезена Иваном Грозным в Москву. Сегодня хранится Третьяковской галерей. Ещё один подобный образ (даже более древний) пропал во время Второй мировой войны.

Интересны житийные иконы Николая Угодника - на них изображены определенные моменты из жизни Чудотворца. Первые такие святыни появились в XI веке. Популярны среди иконописцев они стали к XIV столетию. Наиболее древние из сохранившихся святынь - новгородская (XIV век) и коломныцкая (сейчас находится в Третьяковской галерее).

Житийные иконы Николы Чудотворца делят на 3 типа:

  • детство - изображено рождение, обучение грамоте;
  • посвящение в духовные саны;
  • помощь ближним, сотворение чудес.

Считается, что Никола - защитник слабых, несправедливо осужденных, покровитель воинов, путешественников, моряков. Подобные поверья устоялись ещё при жизни святого. На самом деле он готов помочь каждому, кому это нужно. Главное, чтобы просьба была произнесена от чистого сердца.

Святитель Николай Мирликийский (ок. 270 г. – ок. 345 г.) почитается всеми христианскими конфессиями. В народе его называют Николай Чудотворец и Никола Угодник; именно он за свои деяния стал прототипом сказочного Санта-Клауса, а икона Святого Николая Угодника непременно есть в каждом православном храме. На Руси он стал самым народным и самым почитаемым святым, недаром икона святителя Николая Чудотворца занимает второе место в храмах по количеству после Богоматери.

Житие Николая Чудотворца

История жизни святителя Николая полна чудес. С самого детства он был искренне религиозным, истово молился и посвящал все время изучению Священного Писания. Когда его родители умерли, все свое немалое наследство Николай раздал нуждающимся, но всегда делал это втайне. Он рано начал служение в церкви, распространяя Истинную Веру еще в те времена, когда она преследовалась римскими императорами, боролся против язычества и арианской ереси. Он стал епископом города Миры в Ликии (на территории современной Турции), поэтому иногда встречается икона «Николай Мирликийский Чудотворец».

Как гласит предание, за благочестие и самоотверженную жизнь Господь еще при жизни наградил Николая даром творить чудеса, многие из которых изображены на иконе Николая Чудотворца с клеймами.

Так, он молитвой воскресил моряка, который разбился, сорвавшись с мачты; в другой раз усмирил шторм, грозивший кораблю гибелью.

Но не меньшее значение имеют и добрые дела, свершенные святителем Николаем, которые многие почитали за чудо. Широко известна история о том, как он помог трем бедным сестрам с приданым, незаметно подбрасывая им по очереди мешочки с золотом. Когда две старшие благополучно вышли замуж, и оставалась на очереди третья сестра, их отец решил узнать, кто стал благодетелем семьи, и, спрятавшись, увидел святителя Николая. Он бросился ему в ноги с благодарностью, но Николай строго-настрого запретил ему рассказывать о своем благодеянии.

За свою жизнь святитель Николай спас множество оклеветанных и невинно осужденных, выступал умиротворителем враждующих и поборником справедливости для всех независимо от звания и богатства.

Описание иконы

Сложился определенный иконографический канон, о котором мы можем судить на основании старых икон Николая Чудотворца. Согласно византийскому преданию, самая старинная икона Николая Чудотворца была создана по описанию людей, видевших святителя своими глазами, поэтому портретный образ Николая Чудотворца в иконах всегда примерно одинаков: это седовласый и седобородый старец с высоким лбом и мудрыми глазами, на лике которого лежит отпечаток духовной святости и твердости в вере.

В житие его лик назван «ангельским» и сказано, что всякий видевший его укреплялся духом и обретал утешение в своих скорбях.

Существующий канон написания иконы Николая Чудотворца сохраняет эту традицию – от его лика действительно исходит аура святости и благодати. Один лишь взгляд на святителя при его жизни или на икону св. Николая Чудотворца вносил и вносит в душу умиротворение и уверенность в его заступничестве за каждого искренне молящегося.

Чаще всего изображение Николая Чудотворца на иконах поясное или в полный рост; он всегда в епископском облачении, на некоторых иконах в епископской митре, но неизменно со Священным Писанием в левой руке и поднятой в благословении правой рукой. Иногда на иконе в полный рост Николай Чудотворец изображается с воздетыми в молитве руками, как на иконах Богоматери Оранта.

В настоящее время считается, что самые старые иконы Николая Чудотворца на Руси – это новгородская, датируемая 14 веком, а также икона из Коломны, которая хранится в Третьяковской галерее. Иконописный образ святителя настолько узнаваем, что даже надпись на иконе Николая Чудотворца с его именем не обязательно, чтобы понять, кто изображен на иконе.

Значение иконы Николая Чудотворца

В каждом русском доме, от крестьянской избы до боярских хором, рядом с иконами Спасителя и Матери Божьей была икона св. Николая. На Руси он стал «своим» святым – Николой Угодником, которому молились об урожае, о защите от всяческих напастей – засухи, мора, чумы, неправедного навета, об исцелении от хворей и др. Считалось, что все, что просят у иконы Николая Чудотворца, будет даровано при искренней вере в молитву. В этом и заключается значение иконы Николая Чудотворца – народного заступника и защитника. Она есть и в каждой маленькой сельской церкви, и в самых больших храмах, и везде молитва перед иконой святого Николая возносится не менее часто, чем перед ликами Иисуса и Девы Марии.

В чем помогает икона Николая Чудотворца

Святитель является защитником всех, кто путешествует по суше и по морю; он покровительствует воинам, мореплавателям, земледельцам и детям; его считают своим покровителем торговцы, банкиры, студенты, парфюмеры, а также все оклеветанные и невинно осужденные.

Считается, что сильная икона Николая Чудотворца – не обязательно старинная, Никола Заступник защитит каждого по вере его. Многочисленные чудеса, явленные иконой и молитвой Николай Чудотворцу, исцеляют не только от болезней, но и от неправедного навета, примиряли враждующих. Святитель помогает обрести семейное благополучие и счастье материнства, вырастить здорового ребенка, найти выход из, казалось бы, безвыходного положения.

Молитва иконе

О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуйяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отовсюду уловляемых, всякого блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяних наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и ко пресвятому образу твоему припадающе помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О почитании святителя Николая на Руси

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе – иконы Николы Угодника. Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что его стали называть покровителем русского народа, в иконописи помещали нередко по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богородица).

К Николаю Чудотворцу обращаются за помощью в самых неразрешимых делах, как духовных, так и житейских. Медные образки-обереги, найденные на полях битв, свидетельствуют о глубокой вере русского солдата в покровительство святителя Николая Чудотворца. Стрелецкая стража в Древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: «Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!» Особенно почитают Николая Чудотворца моряки, он наравне с праведным Федором Ушаковым и святым апостолом Андреем Первозванным является покровителем русского Военно-морского флота. Неслучайно главный морской собор Санкт-Петербурга – Никольский.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей (Никола Ратный). Никольская башня Московского Кремля, построенная в 1491 году, названа по образу Святого Николая Чудотворца, размещавшемуся над проездными воротами. С этим образом связано несколько удивительных событий. В 1812 году, когда Наполеон оставлял Кремль, он приказал взорвать Никольские ворота. Несмотря на то что взрыв был очень сильным (камни и бревна летели в стороны, лопались стекла), образ Николая остался неповрежденным. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ Николая Чудотворца был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В 1918 году перед празднованием Первомая фасад башни, включая образ Николая Чудотворца, был задрапирован красным материалом, но в канун праздника сильные порывы ветра, скрутив ткань, освободили лик Николая Чудотворца. К сожалению, в том же году образ был утрачен.

Во время Гражданской войны в России (1917-1922) был учрежден орден Святого Николая Чудотворца. Эта награда приравнивалась к ордену Святого Георгия. Подход к награждению этим орденом был очень строгим. Орденом Святого Николая Чудотворца мог быть награжден лишь тот, кто, «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный явным успехом и принесший полную пользу». Также существовал Императорский военный орден Святителя Николая Чудотворца – фамильный орден Российского Императорского дома.

Так почему же Мирликийский святой настолько почитаем в России, что бывало и половина всех храмов в городе – Никольские? В телепередаче «Церковь и Мир» архиепископ Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, так отвечает на этот вопрос: «А почитание это произошло не по какой иной причине, как только потому, что в опыте - в жизненном, в духовном опыте – сотен, тысяч и миллионов людей Николай Чудотворец сыграл какую-то очень существенную роль. То есть люди молились к нему и получали ответы на эти молитвы. Люди обращались к нему за помощью и совершались чудеса. И этот опыт не только людей древности, но и современных людей. Зайдите в любой православный приход и опросите людей, которые пришли на службу: чем вам помог Николай Чудотворец, почему он вам дорог? И почти каждый, наверное, вам расскажет какой-нибудь случай из собственной жизни, который связан с помощью, с небесным заступничеством Николая Чудотворца. Таких историй много».

Протоиерей Николай Погребняк в своей статье «Из истории иконографии свт. Николая» дополняет ответ: «Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа».

О степени почтения к Николаю Чудотворцу в Православной Церкви можно судить уже хотя бы по тому, что каждую неделю по четвергам Николаю Чудотворцу совершается особая служба наряду с апостолами.

Житие св. Николая Чудотворца

«…Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым – прозрение, хромым – хождение, глухим – слух, немым – дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да похваляется устами всех во веки. Аминь…» (ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского).

Пожалуй, самый обширный труд о житии, чудесах и иконах Николая Чудотворца был создан в конце XIX века: книга «Житие и чудеса святого Николая Чудотворца и слава его в России» (Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. – СПб., 1899, переизд. 1994). В связи с изменениями, произошедшими за годы советской власти в России, и с открывающимися возможностями современной науки в настоящее время этот фундаментальный труд требует дополнения.

Исследователи в области николаеведения каждый год организуют международные конференции, чтобы создать новый сводный труд о Николае Чудотворце. По благословению 15-го Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II А.В. Бугаевским в соавторстве с архимандритом Владимиром (Зориным) по совокупности всех древнейших текстов (которые стали доступны современному исследователю) составлен и издан новый текст Жития Николая Чудотворца («Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, Великий Чудотворец», - М.: Скиния, 2001).

Из нового Жития Николая Чудотворца исключены факты жизни святого Николая, епископа Пинарского, архимандрита Сионского, который тоже жил в Ликии, но в VI, а не в IV веке. Ошибочно привнесенные в Житие Николая Чудотворца Мирликийского примерно в X веке и впервые выявленные архимандритом Антонином (Капустиным) в XIX веке подробности Жития Николая Пинарского крепко закрепились в православной литературе и изображены в житийных сценах на иконах Николая Чудотворца Мирликийского .

Упоминание о родителях с именами Епифаний (Феофан) и Нонна, дяде, епископе Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели, – факты из жизни Николая Пинарского. А также историческое противоречие вызывает факт паломничества, которое Николай Мирликийский, согласно житию, совершил будучи еще пресвитером. Этот факт невозможен, так как храм Воскресения Господня был освящен только в 335 году, ориентировочно в этом же году Николай Чудотворец Мирликийский умер. Паломничество на Святую землю совершал тоже Николай Пинарский.

Но какие бы открытия не сделали ученые, новые факты из жизни Николая Чудотворца позволяют лишь дополнить его земной образ. Главным же вот уже семнадцать веков подряд остается вера в его чудесное заступничество. «Правилом веры и образом кротости» называет Николая Чудотворца Мирликийского Православная Церковь.

«Каждый святой проживает как бы три жизни, – говорит архиепископ Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, – одна – это его реальная жизнь, которую он прожил на земле в какой-то определенный исторический период времени. Иногда мы об этой жизни знаем очень много, иногда знаем очень мало. Другая жизнь святого – это житие. Хорошо, если оно пишется людьми, которые его знали, которые могут в этом житии рассказать реальные подробности жизни.

Очень часто жития писались много веков спустя, и тогда, по сути дела, житие писалось как икона. То есть вообще житие – это не словесный портрет, а именно словесная икона святого. Очень часто житие может состоять из каких-то рассказов, которые являются общими для нескольких святых, которые кочуют из одного жития в другое, поэтому к житию не стоит относиться как к вполне достоверному историческому источнику. Точно так же, как на икону мы не смотрим как на портрет человека. Икона – это именно некий символический образ.

Третья жизнь святого – это его жизнь в опыте тех людей, которые на протяжении веков обращаются к нему с молитвой. И это та самая реальная жизнь святого, которую мы можем ощутить на своем опыте».

Доброта, милосердие, щедрость, желание прийти на помощь – за эти черты Николая Чудотворца почитают не только взрослые, но особенно любят дети. В подражание милосердной помощи, оказанной Николаем Чудотворцем трем девицам, которых он спас от нищеты и поругания, тайно подбросив в их дом мешочки с золотом (см. Житие), в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Имя Санта-Клаус, то есть Святой Николас, представляет собой искажение голландской транскрипции имени св. Николая. Жаль, что постепенно христианская составляющая, представление о том, что это именно Николай Чудотворец, христианский епископ, подвижник, ушла и осталась просто фигура Санта-Клауса, который ничем не отличается от нашего Деда Мороза.

Перенесение мощей святого Николай Чудотворца

На погребение Николая Чудотворца из всех городов Ликийской области в Миры собрались епископы, клирики, иноки и множество народа. Тело Николая Угодника было положено в построенной им соборной церкви. От святых мощей его совершалось множество чудес, приходящие поклониться Николаю Чудотворцу получали исцеление от телесных и душевных недугов. Святые мощи архиепископа Николая Мирликийского находились в построенном им храме семь с половиной веков – до перенесения в Бар в 1087 году (большей их части) и в Венецию в 1097 году (оставшейся в Мирах части мощей).

Загадка о том, где хранятся настоящие мощи Николая Чудотворца, решалась почти тысячелетие. С одной стороны, сохранились рукописи XI–XIII веков, рассказывающие о перенесении святых останков из Мир в Бар, с другой – немало письменных свидетельств начала XII–XIII века и о том, что святые мощи были похищены из Ликии венецианцами. Анатомо-антропологические исследования в 1992 году доказали, что большая часть хранится в Бари, а оставшаяся – в Венеции.

А.В. Бугаевский в своей публикации «Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)» пишет: «То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей».

В этой же статье приводится историческая хроника данного события. А.В. Бугаевский рассказывает о том, что жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (Миры – ныне город Демре на юге Турции), в XI веке была уже неспокойной, Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков, и жителям Мир то и дело приходилось скрываться в горной части области…

…У латинян шла настоящая охота за святынями. Считалось, как бы ты мощи ни достал – они тебя все равно будут спасать. Бар был очень крупным портовым городом. Венеция – столица полукупеческой-полупиратской морской державы. Оба города хотели завладеть мощами Николая Чудотворца как покровителя мореплавателей…

…В храме Николая Чудотворца оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей…

…Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах с целью также забрать мощи Чудотворца. И все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили все, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей святителя…

…Так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая…

День прибытия святых мощей в Бар – один из первых русских праздников, появившихся в нашем православном месяцеслове. Наши предки в глубокой древности почтили песнопениями это событие, составив специальную службу, чего не было и нет у греков. Вот почему в литийной стихире праздника говорится: «Отче Николае, аще и мирская страна молчит, но мир весь, иже тобою просвещаемый, мира же благоуханий и чудес множествы, взывает благохвальными песньми...»

Когда власти Турции предъявили претензии на мощи Николая Чудотворца, настоятель храма в итальянском городе Бари, где находится гробница Николая, заметил, что справедливее было бы передать святыню русским, ибо так, как они почитают святителя, не почитает больше никто в мире. И, действительно, 12 марта 2001 года в Свято-Даниловом монастыре состоялась церемония передачи представителями Ватикана частицы мощей Николая Чудотворца, а также мира, которое источают мощи Николая Чудотворца, находящиеся в городе Бари, Русской Православной Церкви. В настоящий момент ковчег с частицей его мощей хранится в Свято-Даниловом монастыре Москвы.

А 1 марта 2009 года храм в честь Николая Чудотворца (построен в 1913–1917 годах) вместе с подворьем РПЦ в Бари переданы Русской Православной Церкви.

Какое чудо произошло

На протяжении десяти столетий, как в Византии, так и в России, было создано много вариантов изображения Николая Чудотворца. Из известных на Руси образов Николая Чудотворца самый ранний – деталь мозаичного святительского чина в алтаре собора Святой Софии в Киеве (XI век). Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, изображен в полный рост в ряду других святителей. Служба Николаю Чудотворцу и первые русские жития его составлены уже к концу XI века.

Один из самых распространенных и древних – поясной тип изображения Николая Угодника. Он благословляет, в руках у него Евангелие. Древнейший подобный образ Николая Чудотворца (XI век) находится в монастыре Святой Екатерины на Синае. Самая древняя из сохранившихся русских икон (XII–начало XIII века) этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Икону Николая Чудотворца в Москву из Новгорода привез Иван Грозный в 1564 году. В 30-е годы XX века, после закрытия Новодевичьего монастыря, икона Николая Чудотворца находилась в Историческом музее, сейчас – в Государственной Третьяковской галерее.

Среди разнообразных иконописных ликов образ Николая Чудотворца легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.

Британский антрополог Кэролайн Вилкинсон и ее коллеги из Манчестерского университета подтвердили, что иконы верно передают облик Николая Чудотворца. Для проведения анатомо-антропологического исследования, по разрешению Ватикана, была вскрыта гробница в Бари, в которой хранятся святые мощи Николая Чудотворца. Исследования проводились итальянским антропологом Луиджи Мартино в 1953–57 годах. Он же, будучи совсем пожилым человеком, в 1992 году, проводя исследования мощей Николая Чудотворца, хранившихся в Венеции, установил, что здесь находится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, таким образом, разрешив тысячелетние сомнения в подлинности части мощей Николая Чудотворца в Венеции. Кроме того, исследования мощей показали, что Николай Мирликийский не ел мяса, а питался только растительной пищей и болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем – в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан Николай Чудотворец был брошен в темницу).

По материалам публикации А.В. Бугаевского
«Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)»


Первое чудо Николая Чудотворца на Руси связано с образом Николы Мокрого. Эта икона прославилась в Киеве в конце XI века. Одни родители спешили в Вышгород ко дню памяти первых русских святых – сыновей равноапостольного князя Владимира страстотерпцев Бориса и Глеба. Туда и обратно они путешествовали по Днепру. Когда же они возвращались, у них, упав в реку, утонул младенец. В своем горе родители вознесли молитвы к вечному помощнику Николаю Угоднику. Утром в мокрой одежде младенец был найден живым в киевском соборе Святой Софии пред иконой Николая Чудотворца . Его образ, перед которым был найден утонувший младенец, стали называть «Никола Мокрый».

Долгое время святой образ хранился в Никольском приделе Софийского собора, в 1943 году, во время немецкой оккупации, икона исчезла. По сведениям писателя-агиографа, николаеведа А.В. Бугаевского, образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и сейчас находится в Троицком храме в Бруклине.

Один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи – круглая новгородская икона с поясным изображением Николая Чудотворца. История ее явления описана в новгородских летописях – «Сказание о дивном обретении чудотворной иконы Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище».

Согласно сказанию, летом 1113 года сильно заболел великий князь Мстислав Святославович, и в молитве он обращался за помощью к всеобщему заступнику и помощнику в бедах – Николаю Чудотворцу. В то время уже было известно о перенесении мощей Николая Чудотворца из Мир в Бар, где многие получили исцеление. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой Николая Чудотворца в Киеве. В одну из ночей во сне великому князю явился святой Никола Угодник и повелел послать в Киев за святой водой от его иконы и для исцеления окропится этой водой. Николай Чудотворец указал, что икона эта круглой формы, показал «меру» (размер) ее и повелел всегда помнить об иконе с его изображением.

Великий князь Мстислав отправил посольство в Киев, однако в пути им пришлось задержаться на три дня из-за сильной бури на озере Ильмень. На четвертый день повар, нагнувшись за борт, чтобы зачерпнуть воду для приготовления обеда, увидел плавающую в воде круглую доску. Вытащив же доску из воды, посольство князя увидело икону Николая Чудотворца , именно той «меры», которую им дал князь. Икона была доставлена в Новгород и торжественно там встречена. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы, окропился ею, и был исцелен.

В память об этом чуде князь воздвиг каменную церковь во имя Николая Чудотворца, в этой церкви и была поставлена чудотворная икона Николая Угодника. Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом дворище) – один из древнейших новгородских храмов – широко известен и в наше время.

В одном из списков новгородской Уваровской летописи есть продолжение истории круглой иконы Николая Чудотворца: «В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть».

Круглая икона Николая Чудотворца пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой. Список с этой чудотворной иконы (XVI век) в настоящее время находится в Новгородском музее.

Наиболее известны среди чудотворных икон Николая Чудотворца образ Можайский (Ратный), Угрешский, Зарайский, Великорецкий.

Можайский образ Николая Чудотворца

В небольшом городе Можайске образ Николая Чудотворца обрел новую символику: меч и храм (град).

Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на горячие молитвы защитников города последовало явление Николая Чудотворца. С грозным видом стоял он над Никольским собором, держа в одной руке меч, а в другой храм. Меч и храм, как символы не только защиты города, но и православной христианской веры. Устрашенные знамением враги бежали от стен Можайска, а благодарные жители вырезали из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе. К этому святому образу приезжали поклониться многие русские цари и святейшие патриархи. Скульптура Николая Чудотворца защищала древний Можайск, находясь на главных крепостных воротах кремля, спустя время Никола Ратный появился на стенах других городов, оберегая покой жителей, был образ святителя и на Никольской башне Московского Кремля.

Угрешский образ Николая Чудотворца

В конце XIV века прославился образ святителя Николая Угрешского. Он явился московскому князю Димитрию накануне Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». Явление чудесного образа, так много говорившего русскому сердцу, ободрило князя перед битвой. Великий князь воскликнул: «сия вся угреша сердце моего» (согрела сердце мое). На месте явления образа Николая Чудотворца великий князь после победы устроил Свято-Никольский Угрешский монастырь, который стал местом паломничества для русских людей.

После революции и закрытия монастыря Угрешский образ был перенесен в музей в Коломенское, потом в Русский музей в Ленинграде, а в 1934 году в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас. В основном икона хранится в запасниках и выставляется редко. В средней части иконы – поясное изображение Николая Чудотворца в епископском облачении, правой рукой он благословляет, на ладони левой держит закрытое Евангелие. Вокруг – девятнадцать сцен жития. В основе сюжетов – византийские тексты с русскими добавлениями. В книге «Угреша» (М. 1897) духовного писателя Д.Д. Благово приводятся сказания о благодатной помощи от чудотворной иконы Николая Чудотворца на Угреше.

Зарайский образ Николая Чудотворца

В русском искусстве этот тип изображения святого появляется в XIII веке, а распространяется в XIV. Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, с широко разведенными руками: с Евангелием на левой руке и с отведенной в сторону благословляющей правой. Отличительной особенностью образа является поза святителя, выходящего в центр храма для проповеди Слова Божия.

Существуют два сказания о первом появлении образа Святого Николая Зарайского, оба они повествует о том, что икона была доставлена в Рязань из Корсуни (Херсонеса) в XII веке. В одной версии святой образ привезла византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора, в другой говорится о том, что образ был перенесен священником Евстафием из храма Апостола Иакова в Корсуни по воле самого святителя – явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

Долгое время считалось, что по названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в рязанских пределах и начала творить чудеса. Сейчас икона находится в Музее А.Рублева в Москве.

Великорецкий образ Николая Чудотворца

История Великорецкого образа Николая Чудотворца напрямую связана с широко известным Великорецким крестным ходом. В 1383 году образ Николая Чудотворца явился в Вятской земле на берегу реки Великой местному крестьянину. Сразу же после перенесения иконы в деревню начались чудеса исцеления. Люди ближайших деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте. С этого началось почитание места явления иконы. На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества.

В то время Вятская земля была заселена в основном языческими племенами. Для того чтобы сохранить святой образ, его перенесли в столицу Вятского края – Хлынов (теперь Вятка). Жители Хлынова дали обещание ежегодно приносить икону на место ее явления. Так родилась одна из самых давних традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

Слава о чудесной иконе дошла до столицы. Дважды икона призывалась царями в Москву, первый раз по велению Ивана Грозного (тогда же один из приделов строившегося храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца ), второй раз по указу Михаила Романова для того, чтобы поддержать дух людей после Смутного времени. Оба раза икона Николая Чудотворца возвращалась в Хлыновский кафедральный собор. За время путешествий иконы с нее было сделано множество списков, многие из них тоже чудотворные.

До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе города Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Чудеса нашего времени

Множество чудес происходило от иконы Святого Николая Чудотворца. Одно из них потрясло всех, поскольку эхо его докатилось до наших дней под названием «Зоино стояние». В 1956 году в Самаре (в то время Куйбышев) работница трубного завода собрала друзей на Новый год, хотя ее верующая мать противилась празднику, который у нас приходится на Рождественский пост. Ее молодой человек опаздывал, Зоя была обижена и потому заявила, что, мол, раз ее друга нет, она потанцует с Николаем Угодником, и сняла икону с божницы. Ее подруга предупредила, что не стоит так дерзновенно относиться к образу Чудотворца, но комсомолка Зоя, смеясь, ответила, что если Бог есть, то пусть Он ее накажет. Держа икону в руках, она пошла танцевать вкруговую. Но на третьем круге в комнату ворвался вихрь, случился ужасный шум, сверкнула молния, все выбежали вон. Одна Зоя, окаменев, осталась стоять, по-прежнему держа икону в руках. Ни сместить ее, ни оторвать от пола было невозможно. Девушка не ела, не пила, хотя сердце билось, было слышно дыхание. Никакие попытки медицинской помощи не помогали – иглы шприцев ломались об окаменевшие ткани.

Когда все пришли в себя от шока, городские власти выставили вокруг дома круглосуточную милицейскую охрану, чтобы оградить поток любопытствующих, но всем приходящим говорили, что ничего такого нет и быть не может. Хотя один из охранников слышал, как Зоя кричала по ночам, призывая мать молиться о спасении от погибели в грехах. Приглашали священников, те молились, но никто не мог вынуть икону из ее окаменевших рук. На праздник Рождества Христова в дом пришел о. Серафим (Тяпочкин). После молебна с водосвятием и освящения комнаты он смог вынуть икону из Зоиных рук. Перед Благовещением к дому пришел незнакомый старичок. Дважды он просил охрану пропустить его к Зое, но его пропустили только с третьего раза 7 апреля в само Благовещение. Милиционеры слышали, как он спрашивал Зою, устала ли она стоять. Шло время, а неизвестный старик из комнаты не выходил. Когда к Зое заглянули, то, кроме окаменевшей девушки, в комнате никого не оказалось. Другой двери из помещения не было, получалось, старец таинственным образом исчез. Все, кто знал об этом посещении, были уверены, что это был сам святитель Николай и что Зоя теперь помилована, но окаменение будет ей отменено только в Пасху.

Так и было. Чудо «Зоиного стояния» продлилось от Нового года до Пасхи, которая в 1957 году пришлась на 6 мая по новому стилю. В ночь на Пасху Зоя громко кричала, что земля в огне, призывала молиться и каяться. А в день Светлого Христова Воскресения мышцы начали размягчаться, ее смогли уложить в постель. Неизвестно, что Зоя видела в видениях во время своего «стояния», но и потом она продолжала просить всех молиться о мире, который полон беззакония перед Богом. Когда ее спрашивали, как она была без еды и питья, кто ее кормил, она отвечала, что ее кормили голуби.

Это потрясшее всех событие не было вымыслом – слишком много оказалось рядом участников и свидетелей. Один из милиционеров, видевших стоящую Зою, поседел на месте.

Если бы не молитвы святителя Николая Мирликийского к Господу, неизвестно, чем бы закончилось это стояние. Также известно, что, несмотря на попытки властей (дело было в хрущевский период) замять историю, максимально пресечь огласку, после Пасхи того года уверовало множество людей. Желающих принять Святое Крещение было такое количество, что в церквях не хватало нательных крестиков.

Прихожанка одного из подмосковных храмов, жительница Солнечногорска по имени Екатерина, рассказала, как как-то зимой 1991 года она пошла погулять по берегу озера Сенеж, положив в сумку по какому-то необъяснимому движению души «Молитвослов». Присела на скамейку рядом с сидевшей уже на ней старушкой. У них завязался разговор, который потом перешел на темы, связанные с Богом, Божьей помощью, Православной верой и пр. Старушка рассказала, что церковь не посещала и не молилась никогда, потому что молитв не знает. Тут Екатерина поняла, что подсказала ей интуиция верующего человека. Она достала «Молитвослов» и подарила его старушке. Та вдруг почти испуганно покосилась на нее и спросила, не исчезнет ли она прямо сейчас. Екатерина очень изумилась и спросила, что такое со старушкой. Та сказала, что подумала, не ангельского ли Екатерина роду. И рассказала историю, которая случилась с ней неделю назад.

В семье, где она жила, старая, ставшая всем лишней обузой, ее довели до состояния, когда она уже сочла за лучшее самовольно уйти из жизни. Перед тем как броситься в полынью, она присела на скамеечку. Тут к ней подсел старичок с белыми как лунь вьющимися волосами, очень благообразный, аккуратно одетый. У него было очень доброе лицо, и он, ни о чем не расспрашивая, задал ей вопрос, куда это она собралась, уж не топиться ли. И знает ли она, в какой ужас собралась, решив стать самоубийцей. Ведь в месте, куда они уходят, несказанно страшней, чем у нее в доме. Спросил, почему в храм не ходит, Богу не молится. «Так не учили, не умею», – отвечала та. «А грехи твои как же?» – спрашивает старец. «А какие у меня грехи?» – удивилась бабушка. И тут он как начал перечислять ей все недобрые деяния, грешные дела, о которых она сама забыла, но только сама могла знать.

Старушка даже испугалась, говорит, как же ей молиться, если она молитв не знает. А старичок ей говорит, чтобы приходила она на это же место через неделю, и молитвы она получит, только пусть ходит в храм Божий и молится. Тут старушка спросила старца, как его зовут, и он ответил, что зовут его Николаем. В этот момент ее что-то отвлекло, она отвернулась, а когда повернулась, старец исчез.

Екатерина сразу поняла, что старец тот был святой Николай Чудотворец, и это он тихо подсказал ей взять с собой молитвенник.

Таких чудес бесчисленное множество, однажды молитва святителю Николаю помогла коммунисту найти потерянный партбилет, потеря которого в советское время грозила ему серьезными неприятностями.

По молитве ему спаслись из реки мать с ребенком. Это было на реке Велетьме, где берега топкие, илистые и дно от берега круто обрывалось вниз. Трехлетний мальчик соскользнул с бревна в топь, мать кинулась за ним, но плавать не умела, и оба начали тонуть. Мать взмолилась Николаю Угоднику о спасении. Тут поднялась с реки большая волна и вынесла обоих на берег, на сухое лежащее дерево, перегородившее, как барьер, путь к топи. Мать принесла за чудесное спасение Николаю Чудотворцу благодарственную молитву.

Вот так и любая молитва наша, сердечная, горячая, от всей души вознесенная к любимому святому, непременно будет передана его молитвенным ходатайством за нас Тому, Кто вершит всё. Главное, верить и молиться с усердием, поскольку мы всё получаем по вере нашей, а Царство Божие – силою дается.

Значение иконы

Значение иконы Святителя Николая, ближайшего помощника Божьей Матери, Которая часто являлась другим святым в их земной жизни и тем, кто обращался к Ней в слезной молитве, вместе с ним для русского человека – огромно. Всё, описанное в разделе «События…»: перенесение мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в Бар и то, что торжественное событие сопровождалось многими чудотворными исцелениями недугующих, прибывших в Бар, чтобы сопровождать процессию до церкви Святого Стефана, еще более увеличило почитание имени святого. Но поначалу, в силу средневековой традиции только местного почитания святых, его почитание в восточном и западном христианстве не было широко распространено, хотя паломников в Бар стекалось немало.

Удивительно, но в России, почти сразу после Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем в конце IX века, впрочем, это было не моментальное событие, а продлившееся примерно до XII века, всенародное почитание святого развилось и укрепилось очень быстро. К тому же известие о перенесении мощей из оккупированной турками Греции в Италию, в Бар привело к тому, что Русской Православной Церковью был установлен и весенний праздник памяти святого в честь этого славного события.

С тех пор нет, наверное, ни одного христианского дома в России, где не хранился бы образ прекрасного Божия Угодника, как сказано в одной из молитв ему, «преизящного и предивного Чудотворче», его образ – в каждом русском храме. К молитвенному участию его прибегают в самых разных случаях жизни. Кроме упомянутых главных праздников, имя святителя Николая Чудотворца каждый четверг чтят во всех русских церквах. С древности и до наших дней выстроено и строится сейчас множество церквей и соборов. Есть множество почитаемых чудотворных списков иконы. Наиболее известные – Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный, и молитвенное предстательство за нас к Богу святителя Николая является незаменимым подспорьем нам в наших просьбах, возносимых к Божьему Престолу.

В ЧЁМ ПОМОГАЕТ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ?

Святитель Николай Чудотворец ещё при жизни своей был благодетелем рода человеческого. Не перестал он им быть и после своей земной кончины. Николай Угодник как и прежде помогает людям. повествует, как уже с самого рождения будущий Чудотворец показал своё предназначение на особое служение Господу. Он начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

В чём помогал Николай Чудотворец? Где бы ни был святой везде он прилагал заботы к врачеванию недугов людей, исцелял их от неизлечимых болезней. Одним помогал в их бедном положении, другим подавал утешение в скорбях. Он прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Святитель Николай был кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих - питателем, для плачущих - утешителем, для притесненных - заступником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим её. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Икона святого Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца с изображением Христа и Богоматери

Икона Николая Чудотворца узнаётся верующими сразу. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов икон святого было создано на протяжении десяти столетий. Древнейшими и наиболее распространенными являются поясные образы Николая Чудотворца, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются фигуры Христа и Богоматери. Это символизирует то, что сам Господь вручил святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор (т.е. облачение епископа). Другим древнейшим типом икон являются ростовые изображения святителя.

Житийные иконы Николая Чудотворца изображают деяния святителя. Эти образы известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о из разоренных турками Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 г.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря святой Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».


Существует достаточно чудотворных икон святого Николая, почитание которых возникло после чудесной помощи святителя. Так, русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Особое место занимает Великорецкая икона святителя Николая, которая является чудотворной. Этот образ состоит из средника с поясным изображением Николая Чудотворца и восьми живописных клейм с изображением чудес святителя. По преданию в 1383 году на высоком берегу реки Великой недалеко от града Хлынова (ныне г. Киров) крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление.

В 1392 году образ был перенесен с берегов реки Великой в город Хлынов, жители которого дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так зародился В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«8 июля 1555 года Шестакова города девица Марфа Федотова дочь Букриева полтора года не видела левым оком, прииде в соборную церковь святителя Николы и приложися к чюдотворному его образу и исцеление получи».

В 1559 году записано:

«30 мая жена некая именем Неонила Андреева жена Хохрякова, немочна была год, и прииде в соборную церковь и молебная пев приложися к чюдотворному образу бысть здрава».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. И сегодня святитель Николай помогает всем нуждающимся, которые обращаются к нему с