Ремонт Дизайн Мебель

Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне. Вопрос о скульптуре в православной церкви Апостолы Петр и Павел на Камчатке

Кхаджурахо — так называется небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии . Здесь сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева, внешние и внутренние стены которого обрамлены 646 скульптурами. Все строения были возведены в 9-12 вв. н.э.

Во всем мире «Кхаджурахо» ассоциируется прежде всего с эротической скульптурой.

Подробное описание

Комплекса Кхаджурахо представляет собой уникальное художественное творчество, как много для его очень оригинальной архитектурой, как и для декора скульптурными удивительного качества, сделанные из мифологического репертуара многочисленные сцены забав, которые не являются наименее известных сценах, восприимчивы к различным интерпретаций, священные или осквернить.

Кхаджурахо является одной из столиц Чанделла правителей, династии раджпутов происхождения, которые пришли к власти в начале 10-го века и достигла своего апогея между 950 и 1050. Из 85 храмов, которые были построены в Кхаджурахо в период Чанделла (и которые по-прежнему блистательный: когда великий путешественник Ибн Баттута отметить их в 1335), 22 все еще ​​существуют, распространяются в рамках площадью около 6 км 2.

Как, памятники из двух различных религий, брахманизма и джайнизма, храмы Кхаджурахо, тем не менее отличался общей типологии: они содержат повышенные основание, над которым возвышается тело богато украшенное здание, "jangha, покрытый несколькими регистрами скульптурных панелей, на который ажурных галерей открыты. Это венчает серию комплекте с башнями криволинейных контуров, Sikharas.

Самый высокий находятся на святилище божества. Каждая из этих башен, что характерно для храмов в стиле Nagera, символизирует «космической горы", гора Kailasha. Типичный план включает в себя вход, большая гипостильного зал(мандапы), Dark Sanctuary и, наконец, различные приложения.

Наиболее важные группы памятников массируется в западной зоне, недалеко от археологического музея, в том числе храм Вараха, Лакшмана, Matangeshwara, Kandariya, Махадева Читрагупты, Chopra танк, Парвати, Vishwanatha и Нанди. Но на востоке и юго группы также включают Примечательно комплексов (храмы Ghantai, Parshvanath, Adinath, Shantinath, Dulhadeo, Chaturbhuja).

Яшоварман (AD 954) построил храм Вишну, теперь известный как храм Лакшмана, это богато и развивались примеру своего времени провозглашения престиж Chandellas. Вишванатха, Parsvanatha и Vaidyanatha храмы относятся ко времени царя Dhanga, преемник Яшоварман.

Jagadambi, Читрагупты, заслуживают внимания, среди западных групп королевских храмов Кхаджурахо. Самый большой и величайший храм Кхаджурахо является бессмертным Махадева Kandariya что связано с королем Ganda (1017-29).

Большое влияние на школы Тантрический мысли, Chandela королей способствовали различные доктрины Тантрический через памятников королевские, в том числе храмов. Скульпторы Кхаджурахо изображены все аспекты жизни. Общества того времени верили в дело честно и открыто со всеми аспектами жизни, включая секс. Секс важно, потому что тантрический космос делится на мужской и женский принцип. Мужской принцип имеет вид и потенциал, женщина обладает энергией. Согласно индуистской философии и тантрической, никто не может ничего добиться без друга, так как они проявляют себя во всех аспектах Вселенной. Ничто не может существовать без их сотрудничества и сосуществования. В соответствии с древним договорам по архитектуре, эротические изображения были зарезервированы для отдельных частей храма только. Остальная часть храма была обильно покрыты другими аспектами жизни, светской и духовной.

Legend/легенда

Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов.

Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра - бог луны, залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь.

Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями.

Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра. И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины.

Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо.


History/история

В IX-XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны - из Раджастана и Гуджарата.Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев - прирожденных царей и воинов.

раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов.представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование - Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой.

К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925-950),он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана.

Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха. Новые храмы воздвигались и в XI веке при царе Видхьядхаре (Vidhyadhara Deva, годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба. Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.

Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.
Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света.

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии.

храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки - строители величественных и совершенных храмов.

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX столетия. Сейчас Кхаджурахо - это небольшое местечко с населением около десяти тысяч человек. Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре.
В марте здесь проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца .

остальные фото статуй смотрите -


Бытует устойчивое мнение, что скульптурные изображения в храме православием запрещены. Если начать разбираться в вопросе, то окажется это не так.

Лишь в Деяниях VII Вселенского Собора мы найдём послание св. патриарха Германа Клавдиапольскому епископу Фоме, в котором он осторожно подчёркивает: возникшая у христиан традиция живописных икон «более прилична», нежели римский обычай воздвигать в память тех или иных событий медные статуи (которые, тем не менее, первыми христианами тоже использовались).

Гораздо позже и гораздо резче высказался по поводу храмовой скульптуры российский Святейший Синод, которому в 1722 году не угодили разом обычай, «вкравшийся» на Русь «от римлян и поляков» и «неискусные злокозненные невежды-иконники» (и ещё неизвестно, что больше).

Между тем, традиция храмовой скульптуры на Руси продолжала развиваться, питаясь сразу от нескольких источников – северорусской народной деревянной скульптуры; католических влияний, которые действительно наблюдались в русском искусстве, начиная с эпохи барокко и более поздней скульптуры классицизма.

Поддерживалось существование скульптуры также популярностью барочных резных иконостасов (чаще всего – с цветочным орнаментом), да разными образцами храмовой пластики вроде дарохранительниц.

Как видим, русская храмовая скульптура XVIII-XIX веков представляет собой очень пёстрое явление. Зато по каждой отдельной работе здесь можно хорошо представить, в рамках какой именно традиции находился художник.

Такие разные

Собирать храмовую скульптуру в России начали ещё в 1930-е годы, спасая её из разрушенных храмов. Искусствоведы утверждают, что именно первая подобная экспозиция, устроенная в 1935 году в галерее Большого Собора Донского монастыря, спасла от разрушения сам храм.

И всё же, даже в новом собрании, вырванные из храмовых интерьеров, скульптуры выглядят этакими сиротами. В других случаях необычная обстановка музейного зала позволяет подсмотреть секреты художников, очевидно рассчитывавших, что в храме на их творения зритель будет видеть лишь с определённого ракурса.

Например, скульптура Иоанна Богослова, если подойти к ней чуть сбоку, оказывается наполовину плоской. Это – почти горельеф, на который зритель должен был смотреть строго во фронт.

С традициями народной скульптуры очевидно связаны Распятие и Христос в темнице XVIII века.

Изображение человеческого тела – поза, мышечное строение, выражение лица – здесь пока условны. Руки Христа в распятии повторяют очертания утраченного креста так, будто приклеены к нему намертво и не имеют собственного веса.

Незначительную динамику, живость изображению, придают лишь поворот головы Христа в Распятии и скрещенные бессильно брошенные кисти рук Христа в темнице:

Ещё одно изображение Христа в темнице продолжает интересную народную традицию. Оказывается, в народной скульптуре сложился именно такой канон изображения Страстей – избитый стражниками Христос в терновом венце в тяжёлых раздумьях приложил руку к уху.

Следы тернового венца на челе и рубцы на теле Спасителя для большей достоверности художник нарисовал темперой.

Были среди скульптур на выставке и такие, в которых явно прослеживалось влияние западного искусства: Ветхозаветный первосвященник – вытянутая фигура, словно бы сошедшая со стен какого-нибудь готического собора

и стражник – пышноусый польский шляхтич в античном шлеме и кирасе.

Причём создатель Стражника очевидно обучался в Европе и проявил в своём творении немалое мастерство, равно как и знание анатомии. Только посмотрите на то, как изображены здесь сведённые ключицы и натянутые мышцы предплечья!

Очевидно, знаком с образцами классической скульптуры был и создатель Христа-Вседержителя.

Пожалуй, более всего удивляет в его скульптуре – материал, из которого она сделана. Согласитесь, столь тонкую работу куда легче представить в мраморе, чем в дереве.

Дополняли представленное собрание поволжская Богоматерь – яркое продолжение народной традиции, этакая то ли боярыня Морозова, то ли мама шамана,

барочный, румяный, словно бы кукольный ангел

и ещё один Иоанн Богослов, почему-то представившийся скульптору удивлённым простецом, больше похожим на сказочного Емелю.

Вот такой была русская храмовая скульптура – где-то мáстерская, а где-то наивная попытка представить евангельские события не просто в красках, но в позах, жестах, эмоциях и формах. Ведь можно мыслить и так.

В это время уже сложилась форма классического индуистского наземного храма кубической формы с плоским покрытием, к которому добавлялась башенная надстройка с большим количеством украшающих его скульптур. Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс в Эллоре. Так, один из его храмов (храм Кайласа) весь - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - высекался из одного цельного куска камня на протяжении 150 лет, представляя собой по сути гигантскую скульптуру.

В это время появляются двух- и трехэтажные пещерные храмы. Огромные горельефы, заполняющие широкие плоскости стен и доминирующие в общем архитектурно-пространственном решении внутреннего помещения, становятся пластической основой пещерного храма. Он также украшен большим количеством скульптур. Поэтому первое тысячелетие новой эры стало временем подлинного расцвета индийской скульптуры.

В выражении идеалов и ценностей индуизма (как и буддизма) искусство скульптуры играло, пожалуй, большее значение, чем архитектура, Древнеиндийская скульптура оставалась в основном религиозной, но мастера старались передать и внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. Так, в статуях Будды представлена не только его сила, красота и здоровье, но и высокая одухотворенность. Такова статуя Будды из Сарнатха. Будда изображен проповедующим дхарму.

Большинство из дошедших до нас скульптур того времени имеют культовый характер, но уже тогда существовала и светская скульптура. О значимости искусства скульптуры в художественной культуре свидетельствует тот факт, что были созданы специальные руководства по скульптуре, которые содержали правила создания скульптур, прежде всего для храмов и других культовых сооружений. Были разработаны и приемы скульптурной иконографии, отличавшиеся в разных религиозных традициях - существовали буддийский, джайнский и индуистский типы скульптурной иконографии.

Трехликий Шива в пещерном храме на острове Элефанта

Величественный бюст трехликого божества, одновременно воплощавшего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы. Поражают размеры этой статуи. Высота одних только голов достигает 6 м, тогда как грандиозность будто скрытого в камне туловища может только домысливаться воображением зрителей. Ощущение необычайной внутренней силы, какой-то космической мощи заключено в чрезмерно выпяченных крупных губах, тяжелом подбородке, сурово сдвинутых бровях и грозном выражении ликов, смотрящих на три стороны света

Проповедующий Будда из Сарнатха (IV в.)

Его лицо с полузакрытыми глазами обращено не к миру-страданию, а к будущему освобождению, к нирване. Формы тела сглажены, мускулатуры совершенно не чувствуется, черты лица правильны, поза свободна, от всей фигуры веет безмятежностью и отрешенностью


Храм Кайласанатха в Эллоре

Невероятные усилия, вложенные в сооружение этого монумента, уже в те времена осознавались как чудо. И поныне люди, увидевшие Кайласанатху, задаются вопросом, как можно было без сложных механизмов высечь из целой каменной глыбы такой огромный монумент

В XI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов- эфталитов. Их вторжение принесло огромный вред индийской художественной культуре. Завоеватели разрушили многие цветущие города, памятники древней архитектуры и искусства. И хотя власть эфталитов продолжалась короткий период, после них страна оказалась раздробленной на множество мелких государств. С этого времени Индия вступает в свой новый исторический этап - Средневековье.

Утверждение феодализма сопровождалось в Индии целым рядом перемен и в духовной жизни. Буддийское вероучение стало оттесняться вновь возрождающимися брахманскими верованиями, многое от них заимствуя и растворяясь в местных учениях и культах. Новобрахманское учение Средневековья укрепляло власть местных феодалов, поддерживало разобщенность страны, разделение жителей Индии на различные касты. Эти новые веяния времени ярче всего проявились в таких областях художественной культуры, как скульптура и архитектура.

В VII-VIII вв. началась вторая эпоха пещерного строительства, которая проходила под знаком прославления богов индуизма, используя для этого новые выразительные приемы. Ощущению драматизма эпохи, полной смут и тревог, стремлению прославить подвиги богов и легендарных героев отвечали и новые грандиозные масштабы храмов. Крупнейшие пещерные комплексы Эллоры и острова Элефанта, начавшие возводиться в VII-VIII вв. и продолжавшие сооружаться вплоть до XIII в., далеко отошли от своих буддийских прообразов, в основе которых лежали идеи отшельнической жизни и созерцательного покоя Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем пространства древних пещер. Уже ранние (VII в.) храмы Эллоры отличались большей сложностью форм, громоздкостью внутренних дворов. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом в толще скалы, достигали в глубину до 41 м. Длинные галереи, многоколонные террасы, так же как и стены храмовых помещений, были покрыты горельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса.

Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Эллоре небывалого совершенства. Массивные пухлые колонны имели капители и базы, покрытые сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов. Суровые и гневные каменные божества, взирающие на зрителей из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну и Шивой, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы - царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круговращение Вселенной.

Черты нового времени с особой наглядностью проявились в монументальней скульптуре трехликого Шивы в композиции пещерного храма на острове Элефанта.

Несмотря на повсеместное развитие пещерного зодчества, оно все же не могло полностью удовлетворить потребности в повествовательных видах искусства. Поэтому одновременно с пещерными храмами в VII-VIII вв. начинают воздвигаться и наземные культовые сооружения, основная масса которых была сосредоточена в южных районах Индии. К этому времени сложились основные типы наземного храма - северный и южный. В храмах южного типа обязательной деталью была шикхара - завершение святилища в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом. Северные же храмы делали шикхару параболических очертаний с диском наверху. Образцом южного храма считается храмовый комплекс Кайласанатха, композиция которого была повторена позже в одноименном храме Эллоры. Из храмов северного типа наибольшей известностью пользуются храмы Кхаджурахо.

В VIII в. окончательно завершился в архитектуре и скульптуре переход от образов древнего искусства к образам Средневековья. Огромный строительный и скульптурный опыт позволил мастерам в VIII в. вырубать в скалах грандиозные и неповторимые по своей выразительности пространственные комплексы. Таков классический памятник раннего индийского Средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места обитания бога Шивы). Архитекторы и скульпторы создали невероятный по трудоемкости, огромный по размерам, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором трехчастный монумент, включающий в себя пилоны, портики, галереи, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи.

VIII-XIII вв. - время подъема индийского каменного зодчества. Поражает обилие его форм, мощь воображения зодчих, безудержная повествовательная щедрость храмовой скульптуры и декоративных ремесел. Огромные храмы Индии в Средние века играли роль универсальных сводов знаний. Они были для того времени и музеями, и сокровищницами, и своеобразными научными и художественными энциклопедиями. Их стены, покрытые неисчислимым количеством статуй, можно было читать, как страницы каменных книг, увлекающих многообразием своих сюжетов, обилием фантастических персонажей.

Одним из интереснейших сооружений в Индии являются храмы в Кхаджурахо , построенные в конце X - начале XI в. Среди них шиваистский храм Кандарья- Махадева. Главным его элементом является шикхара, главная башня, возвышающаяся на высоту более 35 м над землей. Наружное оформление храма архитектурными деталями и декоративными украшениями создает эффект облегчения массы здания. Изящность и разнообразие пластического оформления как поверхности храма, так и его интерьера создают богатую живописную игру света и тени, а бесконечное количество грациозно изогнутых фигур апсар, небесных красавиц, танцовщиц и музыкантш, влюбленных пар и целых групп образует необыкновенно пластичный орнаментальный фриз. Все девятьсот скульптур и все горельефы этого храма проникнуты эротикой, являясь в каком-то смысле иллюстрациями к «Кама-сутре».

…Здесь всё есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберёте на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч…
Закрыта дверь. Потерян ключ.
Максимилиан Волошин. "Письмо". 1904 год

В этом стихотворении Волошин раздумывает о тайнах готических соборов. Современному человеку уже сложно понять, как воспринимал увиденное на стенах соборов средневековый человек, многое для нас загадочно, потому что непонятно для чего изображено.
Для человека Средневековья 10 тысяч квадратных метров стен собора, покрытые скульптурными изображениями - книга, которую можно прочитать. Конечно, эта книга - Библия с сюжетами из Ветхого и Нового заветов, хорошо известными, по проповедям священника. Не все, к тому же, умели читать. Однако трактовка библейских образов приближена к реалистическому изображению человека, даже можно судить по одежде фигур о моде того времени, например, отметить большие свисающие рукава. Прически, головные уборы эпохи.

12 век, время постройки собора был ознаменован еще шартрской школой философии с её представителями: Вильгельмом Конхезием, Тьерри Шартрским, Бернардом Сильвестром и Аланом Лилльским. Эти философы вернулись к идеям Платона, Конхезий писал с своих комментариях к Платону: " Красота мира - это всё то, что явлено в отдельных его элементах: звезды на небе, птицы в воздухе, рыбы в воде, люди на суше".
Идея, что человек - часть космической гармонии, стала первой ступенькой на пути от романского искусства с обезличенной скульптурой к ренессанной. Во время готики появились индивидуальные черты, которые могли бы сказать о индивидуальном характере и зачатках психологии в изображении человека.

Можно заметить разницу между фигурами на самом старом западном портале и более поздних, южном и северном.

Среди скульптур появляются образы почти портретные, как например,стоящий слева юный рыцарь Святой Федор.

Можно даже представить себе, что скульптор при работе держал в голове образ какого -то увиденного в жизни человека.

Позы и жесты многих скульптур очень естественны.

Посещение Марией Елизаветы.

Или Григорий Великий с хорошо проработанными руками в выразительном жесте.

В скульптуре появляется живость жестов.

Тут хочется процитировать известного французского историка Жана ле Гоффа: " Средневековая культура была культурой жестов. Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Жест уведомлял и обозначал позицию. В религиозной жизни значение его было еще больше. Жестом веры был Крест. Жестами молитвы были руки, сложенные, воздетые,руки скрещенные, окутанные покрывалом. Были жесты покаяния, когда ударяли себе в грудь, жесты благословения с возложением рук и совершением крестного знамения; жесты заклинания злых духов, воскурение. ...Церкви - это жесты в камне".

По скульптуре можно судить о представлениях человека того времени о прекрасном и безобразном. Прекрасное, разумеется было прерогативой ангелов, а безобразное - дъявола. Тут надо отметить, что в последующие века образ дъявола стал более многогранным, красивая женщина могла быть таким же дъявольским отродьем, поскольку её красота служила для совращения с пути истинного мужчин. На костер инквизиции отправлялись внушающие подозрение особи, как с врожденным уродством, печатью дъявола, так и подозрительно красивые.
Ангельская красота - это спокойствие черт, ангел не эмоционален. Цельность облика и пропорциональность. Изящество жестов.

Одной из самых известных скульптур собора является ангел с солнечными часами.

А рядом с ним примостился музицирующий осел. Отстал от бременских музыкантов.

Пропорциональность во времена готики была несколько иного рода, чем во время ренессанса. Если во время ренессанса она гораздо ближе к золотому сечению, Леонардо рисует человека с головой в одну восьмую тела; то, в эти времена, "модными" были вытянутые пропорции и осанка в виде буквы S , что иногда приписывали узкой одежде того времени. Но, по совсем раздетой Венере Лукаса Кранаха (одной из, у него их несколько), можно хорошо изучить "модельные"пропорции готических времен. Они близки к современной моде на худых плоскогрудых длинноногих манекенщиц.

Вытянутые пропорции соответствуют представлениям о прекрасной пропорциональности.

Дьявол, как символ безобразного, груб, волосат и вонюч. У него непропорционально большая голова, мохнатые ослиные уши, дикий взгляд, он корчит рожи, пасть с большими губами разинута, кривые короткие ноги, большие пятки, лошадиные зубы. Лоб низкий и сморщенный, нос приплюснут, борода жидкая, козлиная, взъерошенная щетина на голове, горб на спине. В таком виде его начинают изображать с 11 века, позже он еще приобретает крылья нетопыря.

На южном фасаде можно увидеть с левой стороны ангелов с праведными душами, а справа - чертей с грешниками.

В 13 веке активно развивались театральные мистерии, которые разыгрывали так же сцены из Библии, в таких постановках позже появился образ Фауста, которого забирает черт, по мотивам которых Кристофер Марло написал "Трагическую историю доктора Фауста", а Гете, позже, своего "Фауста". Народная легенда про чернокнижника, продавшего душу дъяволу за удовольствия имеет глубокие корни.
Скульптура словно разыгрывает перед зрителем мистерию, мы так и видим согрешивших, которых дъяволы утаскивают в ад. Кто-то еще судорожно хватается за мешок с богатством, от чертей не откупиться. У одного из чертей на животе дополнительное лицо, образ, встречающийся не только тут.

И еще мастерство скульптора заключалось в том, чтобы вписать все скульптурные фигуры в архитектуру, сохранить целостность восприятия архитектуры. Поэтому даже композиция из двух фигур - Авраама, который готовится принести в жертву Исаака, была объединена в единый цельный объем.


Продолжение следует...

Если вы помните, я уже , что в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР), в аптекарском приказе, с 18 февраля по 20 апреля 2014 года проходит выставка "Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков". На днях мы эту выставку посетили.
Что я могу сказать? Она прекрасна! Я всегда буквально цепенею, когда вижу церковную деревянную скульптуру. Она производит на меня очень сильное впечатление. Кажется, что передо мной живые люди, те самые, шагнувшие ко мне навстречу из невероятно далёкого прошлого. И они прекрасны, несмотря на всё их несовершенство.
Увы, сейчас храмовая деревянная скульптура практически забыта. Когда-то она наполняла каждый храм, но в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства, погибла, вместе с храмами их их интерьерами. И лишь небольшое количество попало в музеи. Благодаря чему и сохранилось. Многие из этих скульптур выставляются впервые.
Большинство выставленных памятников являются произведениями мастеров провинциальной школы. Они подчёркнуто просты, аскетичны и лишены анатомических изысканий. Тело в форме блока, руки и ноги выглядят как цилиндры, голова, как обобщённый объём, с торчащим клином носа, рёбра обозначены горизонтальными полосами. Однако, они притягивают взгляд. Вглядитесь в их лица. Они полны силы, в них ясно передана эмоция - страдание, отрешённость или боль, надежда или нежность.

Иоанн Богослов. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".


Богоматерь. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".
XVIII-XIX века, Ивановская область. Дерево, левкас, темпера.


Особенно часто в скульптуре представлены образы Ангелов и Херувимов. Они тонки и изящны, у них гармоничные и юные лица. Чаще всего они располагались в ярусах иконостасов, рядом с особо чтимыми иконами, осеняя значимые композиции и сакральные зоны, такие, как Царские врата.

Ангел.
XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Отдельный, очень популярный сюжет в церковной скульптуре, это страдания Христа перед распятием, называемый "Христос в темнице" или "Спас Полунощный". Трактовка этого образа отличалась от Западноевропейской. Уходит на второй план физическое страдание. Выделяется именно небесная сущность Иисуса. Он печален и отстранён. Он, как-будто, не замечает ни ударов, ни оскорблений его палачей.

Христос в темнице.
XIX век, дерево, левкас, темпера.
Частное собрание.

Посмотрите поближе на его прекрасное лицо. Оно удивительно живое, при этом такое отстранённое и спокойное.

И ещё одна скульптура "Христос в темнице":

XVIII-XIX века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Чаще всего такие скульптуры помещали в отдельные ниши. Для них создавали небольшие "темницы", так называемые "преторы", украшали их золочёной резьбой, портьерами и занавесками.

Различные скульптуры могли стоять как отдельно, так и целыми композициями. Вот фотографии фрагментов этих композиций:



Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Святой Лонгин сотник.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Происхождение: трапезная церковь Симонова монастыря в Москве.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Бюст воина.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

А вот удивительно красивая дарохранительница. Она исполнена в виде пятиглавого храма. А внутри неё даже устроено подобие церковного интерьера, с алтарной перегородкой и раскрывающимися Царскими вратами. Их изображают створки походного литого складня. Внутри ранее помещались Святые Дары.

И напоследок Царские Врата. На вратах изображена Тайная Вечеря. Христос и его 12 апостолов за столом.

XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота, металл.

Происхождение: иконостас церкви Вознесения Варфоломеевского монастыря в Москве (1729)
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Немного поближе обе створки:

Вот такая замечательная выставка. Кроме скульптуры, на ней представлено некоторое количество фотографий интерьеров храмов. И все экспонаты снабжены описанием и довольно полными и интересными комментариями.


Очень рекомендуем эту выставку к посещению.

Адрес : ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда)
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»,
«Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы :
Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00
В четверг - с 13:00 до 21:00.
Касса работает до 18.30.
В четверг - до 20:30.
Цена билета : полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Подробнее .
Увы, нет каталога выставки, что лично нас очень расстроило.