Ремонт Дизайн Мебель

Воздухоотводный кран маевского, принцип работы устройства. Что такое кран маевского Что такое кран маевского


Главное препятствие нормальной работе батарей отопления – появление воздушной пробки. Вода в системе не может циркулировать, радиаторы не нагреваются. Для кого-то, возможно, будет открытием, что решение проблемы изобретено ещё восемь десятков лет назад и называется этот нехитрый прибор – кран Маевского. Принцип работы устройства основан на движении игольчатого клапана, позволяющего выпустить воздух из коммуникаций.

Кран Маевского – не большой, но эффективный прибор для устранения воздушной пробки

Появление воздушной пробки в отопительной системе происходит по нескольким причинам:

  • После работ по установке новой отопительной коммуникации остатки воздуха не могут быть вытеснены даже большим напором воды.
  • После простоя отопления в летний период, пузырьки воздуха скапливаются в высшей точке коммуникаций. В частных домовладениях недосмотр за наполнением может привести к возникновению воздушной пробки.
  • Естественная коррозия в алюминиевых элементах системы отопления приводит к химической реакции и скоплению газов, которые необходимо выпускать с помощью клапана.

Устройство и фото крана Маевского

Конструкция Маевского представляет собой игольчатый воздушный клапан и состоит из винта и металлического корпуса, плотно прилегающих друг к другу. Прибор воздухоотведения обычно изготавливается из латуни, отличающейся устойчивостью к коррозии. Само затворное устройство стальное, а кожух выполнен из прочного пластика. В некоторых разновидностях прибора корпус может поворачиваться по горизонтали.

Игольчатый клапан приводится в движение запорным винтом. Винт можно регулировать отвёрткой с крестовиной или вручную, в зависимости от модели.

Современные клапаны дополнительно оснащаются специальным ключом, который значительно упрощает процесс регулировки устройства. Особенно удобен этот ключ при регулировке прибора, расположенного в углу или в другом труднодоступном месте.

Обратите внимание! Устройство Маевского в вертикальной отопительной системе устанавливается только на верхних батареях. При горизонтальном расположении коммуникаций клапаны нужно установить на каждом радиаторе.

Основной принцип работы крана Маевского и его разновидности

Работа игольчатого клапана основана на принципе поплавка. Скопившийся воздух поднимает поплавок, который открывает выпускной клапан.

Виды крана

Прибор Маевского имеет несколько разновидностей:

  • Классическое устройство с ручным управлением, имеющее винт.
  • Автоматическая конструкция, предназначенная для систем индивидуального отопления.
  • Прибор с предохранительным клапаном. Предохраняет систему от чрезмерных перепадов внутреннего давления. Особенно востребован для систем с пластиковыми трубами.

Кроме того, КМ может иметь следующие варианты исполнения:

  • обычный вариант с резьбой;
  • с пластиковым колпачком (подходят только для отопительных приборов);
  • шаровые краны.

Устройство и принцип работы автоматического воздухоотводчика

В основе работы автоматического КМ используется все тот же поплавочный принцип. Скопившийся воздух поднимает поплавок и выпускает воздух, после чего возвращается на своём место.

Схематический принцип работы автоматического воздухоотводчика для отопления:

Этот клапан не требует к себе особого внимания, после установки можно о нем не вспоминать. Автоматический кран Маевского обычно имеет никелированный или латунный корпус и на всякий «пожарный» случай обеспечен возможностью ручного открывания.

Обратите внимание! Специалисты по монтажу отопительных систем не рекомендуют устанавливать автоматический КМ на чугунных радиаторах отопления старого образца. Вода в такой системе содержит множество примесей, из-за которых кран быстро забивается и перестаёт функционировать.

Для централизованных систем отопления стоит приобрести кран Маевского для чугунных радиаторов. Они могут противостоять давлению в пятнадцать атмосфер, выдерживают температуру до ста пятидесяти градусов и используются в паровом отоплении. Эти устройства маркированы аббревиатурой МС140.

Полезная информация! Ещё одна причина, по которой автоматические КМ не применяются для центральных систем отопления - маленький диаметр выпускного клапана. Он составляет всего два миллиметра, и выпускать воздух из центральной системы, при очередном её отключении, он будет несколько часов, раздражая своим шипением.

Достоинства и недостатки КМ

Стоит упомянуть, что задача воздухоотведения из систем отопления может быть возложена не только на кран Маевского. Принцип работы, схожий с этим устройством, заложен в шаровых вентилях и других сходных приспособлениях. Но у КМ есть очевидные преимущества:

  • быстрое удаление воздуха из системы;
  • клапаны с ручным управлением можно устанавливать в любые радиаторы;
  • автоматические КМ незаменимы для индивидуальных систем и позволяют стравливать воздух и без участия человека.

К недостаткам можно отнести лишь склонность этих устройств к засорению из-за примесей и грязи в системы.

Как правильно выбрать кран

Выбор КМ зависит лишь от особенностей системы отопления в доме. Для коммуникаций в частном доме можно использовать любую из перечисленных разновидностей кранов. Для радиаторов в доме с центральным отоплением понадобятся КМ с предохранителями для предотвращения гидроудара.

Автоматические КМ стоит устанавливать, только если существует уверенность в чистоте содержимого радиаторов. В противном случае клапаны придётся без конца чистить, а делать это во время отопительного сезона будет проблематично.

Полезная информация! Разница в стоимости ручного и автоматического КМ не велика, поэтому не может быть решающим аргументом в выборе устройства.

Как установить кран Маевского

Установить КМ очень просто – он просто вкручивается в пробку батареи отопления. Если в ней изначально нет отверстия, пробку следует заменить.

Обратите внимание! Прокладка в КМ должна быть из резины или силикона. Не стоит приобретать клапан с паронитовой прокладкой.

При установке устройства воздухоотведения следует проследить, чтобы выход воздуха был направлен вниз. Так вода, которая устремится из системы вслед за воздушной пробкой, попадёт в подставленную ёмкость, а не на стену или потолок. Для уплотнения резьбу прибора обматывают лентой фум.

Автоматический КМ

Чтобы сменить устройство воздухоотведения на новое, его просто выкручивают, придерживая газовым ключом пробку.

Обратите внимание! Все пробки на батареях отопления изготовлены с левой резьбой, поэтому, чтобы они не выкрутились при установке крана, их нужно фиксировать разводным ключом.

Если отопительные коммуникации изготовлены из пластиковых труб, для установки КМ потребуется установка дополнительного фитинга.

Изучив принцип работы крана Маевского и его устройство, установить клапан не составит труда. Следует лишь учесть несколько важных нюансов:

  • Воздух имеет свойство скапливаться во всех радиаторах, поэтому в системе индивидуального отопления лучше установить КМ на каждую батарею.
  • Игольчатый клапан нужно установить на петлевых конденсаторах, направленных петлёй вверх.
  • Воздухоотводящее устройство пригодится на змеевиках и регистрах отопления.
  • Если краном давно не пользовались, и на нем появилась ржавчина, перед воздухоотведением его следует смазать керосином и немного подождать.

Как правильно пользоваться краном

Если появилось подозрение, что в системе образовалась воздушная пробка, следует:

  • Убрать все ценные предметы подальше от батареи и приготовить ёмкость для воды.
  • Взять ключ для крана Маевского или отвёртку, вставить в резьбу и медленно осторожно вращать против движения часовой стрелки.
  • Прекратить вращать ключ после появления шипящего звука и подождать до те пор, пока из отверстия не пойдёт вода. После чего закрыть кран.
Обратите внимание! В системе отопления могут образоваться горючие газы, которые будут выходить вместе с воздушной пробкой. Поэтому во время воздухоотведения нельзя курить.

Если после удаления воздуха батареи все же холодные, возможно, радиатор вышел из строя. В этом случае лучше обратиться за помощью к профессиональному сантехнику.

Экономия и безопасность

Воздух в системе отопления разрушительно действует на котёл и мешает равномерному прогреву радиаторов. Кран Маевского не просто налаживает работу отопительных коммуникаций. Он позволяет значительно сэкономить средства на обогрев помещений.

Кроме того, прибор Маевского обезопасит жителей многоквартирных домов от неприятных разногласий с соседями по причине авральных затоплений. Именно поэтому это не большое но эффективное устройство следует установить в каждом доме.

Что такое кран Маевского (видео)


Возможно Вам также будет интересно:

Биметаллические радиаторы отопления. Какие лучше выбрать, подробный разбор типов и производителей Терморегулятор для радиатора отопления – выбираем правильное устройство

В некоторых случаях в отопительной системе скапливается воздух. Для открытых систем (с расширительными бачками открытого типа) это не проблема — он выходит сам, а для систем закрытых необходимо его удалять. Так как открытых систем становится все меньше — они считаются менее стабильными — то устройства для отведения воздуха стали неотъемлемой частью современного отопления. Сегодня есть как автоматические, так и ручные модели. Бывают разных конструкций, подсоединительных размеров, изготавливаются из разных материалов. Но функция у них одна — удалять газы из системы отопления.

В нормально спроектированных системах воздух появляется редко. В основном после заполнения или подпитки. При не совсем удачной компоновке подсос происходит постоянно. Чем грозит большое его содержание в системе? Самый неприятный момент — в этом случае активизируется коррозия, металлические компоненты системы быстро ржавеют и выходят из строя. Вторая проблема: повышенный уровень шумов. И третья — образуются воздушные пробки. Потому в каждой системе в самой высокой точке устанавливают автоматические воздухоотводчики.

Это радиаторный автоматический воздухоотводчик. Он лишь немного больше крана «Маевского», стоит порядка 2$, зато отводит газы сам

Чаще всего газы скапливаются в верхушках радиаторов. Тогда в нем ухудшается циркуляция теплоносителя. А это приводит к тому, что греется батарея только частично (какая часть остается холодной зависит от типа подключения). Потому в каждом отопительном приборе (радиаторе, регистре или полотенцесушителе) устанавливают ручные воздухоотводчики. В нашей стране чаще всего ставят кран «Маевского».

Почему на радиаторы ставят ручные модели? Они занимают меньше места и стоят дешевле. Но есть современные специальные модификации автоматических устройств, которые по размерам только чуть больше. Стоят они дороже (устройство сложнее), но воздух отводится сам.

Где устанавливают радиаторные воздухоотводчики? В свободном от труб верхнем коллекторе радиатора.

На какие радиаторы необходимо устанавливать газоотводчики

Обязательна установка на алюминиевых батареях. При контакте алюминия с теплоносителем вода разлагается на составляющие, одна из которых — водород. Потому в таких отопительных приборах отводить газы обязательно.

Желательна установка и на частично . В них площадь контакта алюминия с теплоносителем сильно уменьшена, но все равно присутствует. Потому и установка крана «Маевского» желательна.

Это прямой и угловой автоматический воздухоотводчик. Их тоже можно ставить на радиаторы, только «пимпочка» должна смотреть вверх

Полностью биметаллические радиаторы более безопасны в этом плане: вся сердцевина у них из стали. Но многие производители в рекомендациях по установке требуют наличия подобного устройства.

Неэффективны эти устройства на . В них удаление воздуха возможно только вместе с достаточно большим количеством теплоносителя. А эти приборы (и ручные, и автоматические) к этому не приспособлены. В этом случае для стравливания воздуха ставят стандартные или шаровые краны.

С трубчатыми радиаторами и регистрами дело обстоит примерно также, как и для чугунных: эффективно работают только краны. Потому ставить на них воздухоотводчики смысла нет.

Это — игольчатый воздухоотводящий клапан, или кран «Маевского»

На стальные панельные радиаторы установка кранов «Маевского» обязательна. Дело в том, что проходы для циркуляции теплоносителя имеют небольшой диаметр. И если образуется воздушная пробка, движение теплоносителя заблокируется. Он полностью или частично перестанет греться. Удалить пробку можно лишь слив большую часть теплоносителя и заполнив ее снова. Потому чаще всего панельные радиаторы прямо с завода идут с воздухоспускными клапанами.

Виды и технические характеристики

По способу отведения эти устройства бывают двух типов:

  • ручные;
  • автоматические.

Изготавливают их с разными диаметрами. Самые распространенные это 1/2” и 3/4” (полдюйма и три четверти дюйма). В природе существуют еще 1/8”, 1/4” и 3/8”, но в наших системах они не используются. Чаще всего используется модификации и полудюймовым диаметром 1/2”, в другой системе единиц он называется еще ДУ 15. В этом случае число 15 — это обозначение подсоединительного размера в миллиметрах.

Кроме диаметров важны еще такие параметры:

  • Рабочее давление. В большинстве моделей он 10 атм, есть устройства, рассчитанные на работу при 16 атм.
  • Тип рабочей среды. Есть воздушные клапаны, есть работающие с жидкостями. В системах отопления используются работающие жидкостям или универсальные (и воздух и жидкость).
  • Температура рабочей среды. Чаще встречаются с рабочей температурой 100 o C — 110 o C. Бывают, работающие до 150 o C.
  • Тип резьбы: наружная или внутренняя.

Эти технические характеристики воздухоотоводчиков нужно подбирать под существующий тип системы. Для индивидуальных систем отопления подойдут любые, а вот подбирая устройства для радиаторов, запитанных от централизованных систем, нужно знать и давление, и температуру именно для вашего дома (узнайте в ЖЭУ, ДЭЗ, ЖЭК и т.п.).

Принцип работы автоматического воздухоотводчика

Конструкции этих устройств могут меняться, но принцип действия остается один. Устройство, представляет собой полый цилиндр, который состоит из двух частей — верхней и нижней. Между собой они соединяются при помощи резьбы, герметичность обеспечивается резиновым (силиконовым) уплотнительным кольцом. В верхней части есть небольшой полый выступ цилиндрической формы. Через этот выступ и выходит из системы воздух. На нем имеется резьба, на которую накручивается пластиковая (полипропиленовая) крышка. Этой крышкой можно при желании прекратить стравливание воздуха (закрутить ее).

Одно из устройств — просто и эффективно

Работа автоматического воздушного клапана основана на плавучести размещенного внутри поплавка. Поплавок соединен со стержнем, который воздействует на подпружиненный золотник, перекрывающий выпускное отверстие. Если воздуха в системе нет, корпус воздухоотводчика заполнен теплоносителем, поплавок поднялся вверх. В таком положении стержень подпирает золотник, и воздух не выходит (и не заходит). При появлении в системе воздуха, теплоноситель понемногу вытесняется, поплавок опускается вниз. Стержень не так сильно давит на золотник, и пружина открывает выпускное отверстие. Скопившийся газ выходит, в корпус снова набирается теплоноситель, клапан закрывается.

В устройствах разных фирм механизм воздействия на золотник бывает разным, но принцип при этом неизменен: поплавок внизу, клапан закрыт, поднялся — открыт. Принцип действия одной из модификаций продемонстрирован в видео.

Виды автоматических воздухоотводчиков и их установка

Эти клапаны могут быть прямыми или угловыми, есть специальные модели для радиаторов. На батареи чаще устанавливаются специализированные или угловые модификации. Они вкручиваются в коллектор радиатора (если позволяет диаметр) или устанавливаются через переходник.

Вне зависимости от вида устанавливать устройство нужно так, чтобы выпускное отверстие (колпачок) было направлено вверх. Есть два способа монтажа:


Отсечной клапан имеет внутри подпружиненную прокладку, которая в отпущенном состоянии перекрывает теплоноситель. При установке воздухоотводчика клапан отдавливается вниз, открывая доступ к системе. Это нехитрое устройство очень желательно ставить в системах централизованного отопления. Оно позволяет без останова и слива системы снимать воздухоотводчики. А снимать их придется для чистки. В общих системах теплоноситель имеет много примесей, которые оседают и забивают золотник и подпирающий его механизм. Если грязи набирается много, через выпускное отверстие начинает проходить теплоноситель. Это означает, что пришла пора разбирать его и чистить. Вот тут и выручает отсечной клапан. С ним вы просто выкручиваете устройство для отвода воздуха, пружина освобождается и запирает отверстие прокладкой.

При установке автоматического воздухоотводчика есть несколько правил:


Немного о ценах. Она имеет значительный разброс и зависит от производителя, диаметра подключения (полудюймовые примерно на 10-15% дороже), а также от использованного материала. Самые дешевые модели стоят около 5$, самые дорогие — 15$. Но в разных магазинах цены на одни и те же модели могут сильно отличаться. К примеру, автоматический воздухоотводчик Danfoss ДУ 15 можете купить и за 7,63$, и за 11,5$. Но, конечно нужно внимательно смотреть, чтобы не купить подделку. Особенно опасно это с известными фирмами: Danfoss (Данфос), Wind (Винд) или Valtec (Валтэк).

Приведем также цены на запорные клапана. Разброс тоже есть, но не столь существенный: от 1,1$ до 1.8$.

Ручной способ удалить воздух в батареях

И все же чаще на радиаторы ставят ручные модели. И самый распространенный из них — кран «Маевского». Это небольшое, простое и эффективное устройство. Называют его еще игольчатый воздухоотводящий клапан.

Представляет собой металлическую шайбу с нанесенной по окружности резьбой. В шайбе проделано сквозное конусообразное отверстие с резьбой. Диаметр отверстия очень небольшой. С одной стороны 1-1,5 мм (в сторону радиатора) и около 5 мм с другой.

Схема крана «Маевского»

В отверстие вкручивается запорный цилиндр, на котором также нанесена резьба. В закрытом состоянии он перекрывает поток теплоносителя полностью. Выкручивания цилиндр, конус поднимают, отверстие открывается. Если в радиаторе скопились газы, они выходят. Если газов нет, выходит теплоноситель. Но его не может быть много: в дырку диаметром 1 мм много не вытечет.

В некоторых моделях к корпусу прикреплен пластиковый диск со спускным отверстием (диаметр тоже около 1 мм). Этот диск свободно оборачивается вокруг горизонтальной оси, что позволяет установить спускное отверстие в удобное положение.

Как пользоваться краном «Маевского»

Если у вас собрался воздух в радиаторе отопления, нужно взять специальный ключ (небольшой кусочек пластика, который идет в каждом комплекте) или обычную отвертку. Вставить ее в прорезь на диске воздухоотводчика, и повернуть ее на один/два оборота против часовой стрелки. При этом послышится шипение — это через небольшое отверстие рядом с диском начинает выходить воздух. Постепенно вместе с воздухом начинает выходить вода (струйка очень тоненькая, не пугайтесь). Когда струйка станет сплошной, закрываете кран, повернув ключ (отвертку) в обратном направлении.

Эта процедура нужна обычно при пуске системы, и время-от времени на протяжении года. После окончания отопительного сезона проверять наличие газов нужно тоже — теплоноситель сливать запрещено, так как «на сухую» очень быстро корродирует внутренняя поверхность радиатора. А так как теплоноситель остается в радиаторе, то и реакции продолжают происходить. Что можно сделать, чтобы не забыть стравливать воздух, это после отключения батарей немного провернуть кран. Тогда останется маленькое отверстие, через которое без давления вода (теплоноситель) течь не будет, а газы понемногу будут стравливаться.

Другой вариант ручного воздухоотводчика

Этот клапан производят те же фирмы, что и автоматические. Тут тоже присутствует конус, но конструкция устройства несколько иная. Кроме того имеется ручка. Ей, конечно, удобнее пользоваться, чем ключом. Принцип действия аналогичен: поворачиваете в одну сторону, конус отходит от отверстия, воздух выходит. Провернули в противоположном направлении, закрыли отверстие.

Немного о ценах. Цена крана «Маевского» 1,2-1,5 $, ручные клапана другого типа — от 2$. Сколько стоить может самый дорогой, сказать сложно, но есть модели «под старину», которые предлагают купить за 20$.

Как установить ручные модели

Кран «Маевского» вкручивается в переходник. Обычно проблем с подбором диаметров не возникает, так как это устройство идет в монтажном комплекте для радиаторов. Только при сборке нужно помнить, что если ставить будете на радиатор слева, нужно сначала в переходник вкрутить воздухоотводчик, подтянуть резьбу (обычным ключом, не прилагая чрезмерных усилий). После этого можно сборку вкручивать в коллектор. Вся установка.

Другой вариант ручного устройства устанавливается не сложнее. Процесс такой же, как при монтаже автоматического. В этом случае также желательна установка в паре с отсечным клапаном (кран «Маевского» без останова системы не снять). Если монтируете с клапаном, в переходник из монтажного набора вкручиваете именно клапан. Затем эту сборку устанавливаете на радиатор. А потом можно в установленный клапан вкрутить воздухоотводчик.

Иногда для обеспечения герметичности на резьбу накручивают подмотку. Только много ее мотать не нужно, и краску использовать нельзя. Лучше взять немного герметика (можно только герметик).

Как устанавливается кран «Маевского» продемонстрировано в видео.

Итоги

В правильно спроектированных системах для отвода воздуха из радиаторов вполне достаточно установить ручные водухоотводчики. Если же газы скапливаются регулярно, проще установить автоматические устройства, и не проверять постоянно греют ли батареи, или пора стравливать скопившиеся газы.

Кран-автомат Маевского (не Маяковского) всегда на слуху у жителей многоэтажных домов, особенно в начале отопительного сезона. Ведь они сталкиваются с неприятностями, в виде холодных батарей. Когда у соседей уже несколько дней в квартире тепло, а в собственной квартире – холодно. И при этом, еще очень бывает обидно, что за холодные батареи приходится еще и платить теплоподающей организации. Что же делать?

Необходимо разобраться, что собой представляет конструкция крана Маевского? Правильно этот кран называется – кран для спуска воздушной пробки. Кран необходим для того, чтобы удалять воздух из отопления и радиаторов.

Этот «воздушный» кран необходим для налаживания нормальной работы обогревательных приборов.

Дело в том, что часто в системе отопления скапливается излишний воздух, который и нарушает нормальную циркуляцию теплоносителя (горячей воды) внутри системы труб. И кран Маевского прекрасно справляется с этой проблемой.

Воздушные пробки могут возникать и в системе канализации, для устранения которых используются специальные клапаны. Почитать про это можно на

Кран Маевского в технической литературе имеет название:

  • Запорное оборудование;
  • Кран выпуска;
  • Радиаторный игольчатый вариант.

Изобретено это простое устройство давно, в 1930 г в СССР. Изначально это устройство было введено в эксплуатацию для того, чтобы воспрепятствовать населению, активно разбирать воду из системы отопления для своих нужд. А уже в процессе эксплуатации был выявлено и другое очень полезное свойство этого устройства – налаживать работу всей системы водяного отопления. Как устроен кран Маевского – это устройство очень простое, и состоит из конусного элемента, который крутится внутрь и корпуса.

Когда нужен клапан Маевского

Клапан Маевского – это соединение «конус в конусе», а между ними прокладка и крестообразная форма ключа. В корпусе есть небольшое отверстие для выхода воздуха. Это, по сути, простейшая схема устройства этого клапана. Необходимо разобраться, как именно работает кран или клапан Маевского?

При низкой скорости воды и при низком давлении в системе отопления, воздух скапливается в одном месте, и там появляются воздушные пробки. Они то и препятствуют циркуляции воды в системе. А также воздух попадает в систему при долгих простоях (летний, не отапливаемый период). И поэтому при подаче тепла в систему осенью, воздух необходимо вытеснить водой под большим давлением, чем предусмотрено.

Если это не удается, необходимо принудительно из системы.

Вот для этого необходим клапан Маевского. Система отопления остается под повышенным давлением, и при этом необходимо воздух выпустить через воздухоотводчик на верхнем уровне системы, в том числе, и в чугунных радиаторах – основной принцип работы крана.

Контроль давления необходим и в системах канализации. Для этого используются специальные клапаны. Более подробно о принципе работы и устройстве вы узнаете в нашем материале: .

Воздушные пробки могут возникать и в системе канализации, для устранения которых используются специальные клапаны. Узнать подробнее можно на

Как определить, что необходимо воспользоваться краном Маевского:

  • Теплоноситель горячий;
  • Батареи холодные;
  • Характерные звуки в теплоносителе.

Это означает, что где-то в системе находится воздушная пробка или их несколько, и необходимо убрать их из системы. Какие виды бывают у кранов Маевского – их несколько, и их все рассмотрим подробнее.

Кран Маевского для чугунных радиаторов: место установки

Система отопления с чугунными радиаторами – это система старой модификации, и в этом случае используют кран Маевского классического типа. Необходимо отметить, что все разновидности кранов Маевского, рассчитаны на высокое давление, и выдерживают давление до 15 атм, при температуре теплоносителя до +120 ᵒС.

На какие системы отопления устанавливаются краны Маевского классического типа:

  • На закрытые системы отопления (централизованная система отопления);
  • Вентиль полотенцесушителя;
  • Автономные современные системы отопления.

Кран Маевского правильно устанавливается на верхних этажах, если речь идет о централизованной системе отопления. Специалисты рекомендуют установить латунный кран Маевского. Он надежный, долговечный и дешевый.

Для каждого вида радиаторов необходимо подбирать свой тип крана.

Прежде всего, кран Маевского подбирают, согласовываясь по размеру резьбы с наружной стороны. В данном случае, при старой системе отопления с чугунными радиаторами используют кран с мелкой резьбой ¾ дюйма. А вот для других, более современных системах отопления, используют другие размеры крана со стандартной резьбой на конусе 1 дюйм или ½ дюйма.

Ключ для крана Маевского: виды

Как же необходимо смонтировать кран Маевского в имеющееся отопление? Первое правило – кран Маевского необходимо монтировать в батареях, причем в стороне, противоположной от точки врезки батареи в систему отопления.

Какие бывают ключи Маевского:

  • Классические;
  • Автоматические;
  • С предохранительными клапанами.

Монтаж производится только в верхней части радиатора, причем совершенно не важно, какова разводка системы – верхняя или нижняя. Главное, правильно установить оборудование необходимого типа, исключая протечек.

Автоматический кран Маевского: сфера применения

В современных системах отопления устанавливаются автоматический клапан Маевского. Чем же он отличается от других видов крана? Прежде всего, автоматический кран Маевского отличается принципом действия. Автоматический вариант устройства выглядит, как металлический цилиндр, а внутри его находится поплавок, который закреплен с клапаном в верхней части цилиндра – такое устройство автоматического клапана Маевского. А как выглядит его действие?

Когда воздух скопляется в цилиндре, при этом уровень горячей воды начинает уменьшаться, поплавок при этом опускается, нажимает на клапан, и отверстие открывается.

Далее излишний воздух выходит, давление воздуха в цилиндре уменьшается, и при этом повышается уровень теплоносителя. Поплавок идет вверх и запирает отверстие. Этот клапан действует в автоматическом режиме и лишь тогда, когда необходимо. Этот автоматический клапан Маевского специалисты рекомендуют установить только в тех местах отопительной системы, где чаще всего появляются воздушные пробки, но при этом есть некоторые нюансы. Этот автоматический кран устроен таким образом, что он очень капризен и требует качественного и чистого теплоносителя. Другими словами, этот прекрасная разновидность славного рода кранов Маевского, эти автоматы не подходят для систем централизованного отопления.

Где необходимо устанавливать автоматический краник:

  • В современных системах отопления;
  • Системы отопления с качественной очисткой теплоносителя;
  • В местах, где чаще всего появляется воздух;
  • В местах системы отопления, где затруднен доступ обслуживания системы;
  • На батарею, которая не имеет свободного доступа для ее обслуживания;
  • Индивидуальная система отопления с циркуляцией;
  • Индивидуальная система отопления с использованием алюминиевых радиаторов.

И еще один нюанс – если в системе отопления воздушных пробок много, особенно это касается индивидуальных систем отопления с циркуляцией в системе, то в этом случае необходимо сначала отключить электрический насос, потом уже стравливать воздух из системы. Это очень важно знать!

Инструменты для установки воздушного крана

Как же установить кран Маевского на существующий радиатор? Что для этого нужно сделать? Необходимо вывернуть пробку радиатора, и на это место произвести установку крана Маевского или воздушного крана с соответствующим диаметром наружной резьбы. А для герметизации необходимо применить резиновую или силиконовую прокладку, специально предназначенную для систем отопления.

Инструменты для установки крана Маевского:

  • Отвертка;
  • Резиновая или силиконовая прокладка для систем отопления;
  • Гайка;
  • Разводной ключ.

Если производить монтаж в систему отопления старого образца (с чугунными батареями), там применяют несколько другую технологию. В пробке старой чугунной батареи просверливают отверстие и нарезают резьбу. И потом уже устанавливают ручной классический кран Маевского.

Как правильно пользоваться клапаном Маевского

Так как же стравить воздух? Необходимо подготовить некоторые инструменты, место у батареи там, где расположено запорное устройство. Убрать вещи, продукты, так как вода в системе достаточно грязная. Поставить необходимо миску на пол, под краном.

Инструменты и материалы при работе с краном Маевского:

  • Миска для воды;
  • Тряпка;
  • Отвертка;
  • Булавка;
  • Керосин.

Отверткой необходимо отвернуть винт против часовой стрелки и подождать, пока выйдет воздух из системы. Если воздушная пробка существует, то кран необходимо еще немного открыть и подождать. Как только откроем кран, услышим шипение, так должно быть – это выходит воздух.

Если с системой отопления все нормально, то воздух очень быстро выходит из системы.

Как можно это определить, что воздух уже вышел? Очень просто. Как только начнет течь вода из крана Маевского, воздуха в системе более нет. И поэтому необходима миска под краном – вода в системе отопления очень грязная. Как только потекла вода, необходимо кран завернуть в обратном порядке. Иногда бывает, что кран Маевского сильно засорен и нет возможности его открыть. Почистить кран очень просто. Необходимо иголкой или булавкой прочистить отверстие в кране. Если кран Маевского заржавел, а это бывает достаточно часто, выход из этого положения прост – на резьбу необходимо немного накапать керосина и подождать минуты 2-3, и можно уже откручивать и спустить воздух.

О том, как стравить воздух из радиатора отопления видео другими способами, можно прочитать на

Если кран Маевского уже не выполняет свои функции, то поможет только замена новым. Необходимо использовать для демонтажа старого крана разводной или газовый ключ. Им зажимают пробку радиатора, и выкручивают старый кран. И таким же образом, монтируют новый кран, и далее опять можно им пользоваться. Лучшее время для подобной замены – это лето, или, когда система находится на профилактике, когда в системе отсутствует вода. Это можно выяснить в ЖЭКе. И еще один нюанс – постоянно держать устройство открытым не следует, он, а особенно вентиль, быстро приходит в негодность.

Кран Маевского: принцип работы (видео)

Выше рассмотрены виды крана Маевского и несколько способов их монтирования. Существуют, конечно, более сложная установка подобных кранов. В любом случае, необходимо проконсультироваться со специалистами и рассмотреть чертеж монтажа. Удачи!

Примеры крана Маевского (фото)

От автора: привет, друзья! Наверняка многие из вас сталкивались с ситуацией, когда батарея внезапно становится холодной. Иногда полностью, иногда - местами. Также бывают случаи, когда батарея в одной комнате становится гораздо холоднее, чем в другой, или же все радиаторы вдруг начинают недовольно шипеть и булькать.

Причина этому всегда одна - образование воздушной пробки в системе. Справиться с этой напастью поможет специальное оборудование - кран Маевского. Причем процедура довольно проста. О том, что такое кран Маевского как спустить воздух с его помощью, и в чем вообще заключается принцип завоздушивания батарей, мы и расскажем в сегодняшней статье.

Причины возникновения воздушной пробки

Для начала разберемся, откуда вообще в закрытом радиаторе берется воздух, да еще в количестве, способном повлиять на работоспособность всей системы. Причин тому может быть несколько:

  • неправильная процедура подачи отопления в дом. По-хорошему, делаться это должно медленно, а воздух в процессе должен стравливаться неоднократно;
  • нарушение герметичности какой-либо части отопительной системы. В таком случае воздух попадает в нее постоянно, и единственный выход из этой ситуации - ремонт;
  • замена радиатора. После удаления старой батареи и установки новой в системе всегда оказывается некоторое количество воздуха. Если его не стравить перед запуском, то он встанет той самой пробкой на пути воды. Это, кстати, самая частая причина возникновения проблемы;
  • плохое качество самого теплоносителя. Содержание воздуха непосредственно в воде может быть чрезмерно высоким, и со временем все это дело собирается все в ту же пробку.

Самое неприятное последствие подобного явления - это отсутствие обогрева, особенно если проблема возникает посреди зимы. Радиатор отопления просто прекращает функционировать. Но неприятности ограничиваются не только этим.

Например, воздух очень плохо влияет на металл, из которого обычно делаются батареи. В таких случаях высока вероятность возникновения коррозии, которая способна быстро разрушить оборудование.

Другим фактором является разница температур. В результате появления воздушной пробки одна часть находится под нагревом, а вторая охлаждается. Подобные перепады, опять же, ведут к разрушению его элементов.

Третья проблема касается подшипников циркуляционного насоса. Их эксплуатация предусматривает наличие воды вокруг. Воздух же провоцирует повышенное трение, поэтому циркуляционный насос может быстро сломаться.

Из вышесказанного становится понятно, что бороться с воздушными пробками необходимо. Проще всего это делать с помощью крана Маевского.

Устройство и разновидности крана Маевского

Источник: housechief.ru

Кран Маевского состоит из нескольких частей:

  • игольчатый клапан в форме конуса. Когда он закрыт, вода успешно удерживается в батарее. Открытый же клапан выпускает воздух, который успел накопиться внутри системы;
  • регулировочный винт - деталь, с помощью которой производится открытие и закрытие игольчатого клапана;
  • четырехгранный ключ - нужен для того, чтобы была возможность повернуть регулировочный винт. Впрочем, за неимением специального девайса можно обойтись и обычной отверткой;
  • корпус, в который прячется игольчатый клапан. Как правило, он сделан из сплавов с использованием латуни, что придает ему отличные антикоррозийные свойства.

Данные элементы составляют основу конструкции. Но есть некоторые различия, свойственные определенным разновидностям. Вообще, краны Маевского делятся на три группы: ручное оборудование, автоматическое и со встроенным предохранителем. Разберемся подробнее:

  • ручной представляет собой ту самую простую конструкцию, описанную выше. При необходимости регулировочный винт поворачивается с помощью отвертки или четырехгранного ключа, воздух спускается, затем винт закручивается обратно. Приспособление абсолютно простое и надежное;
  • в автоматическом кране нет игольчатого клапана, роль этой детали выполняет поплавок, сделанный ил пластика. Системы ручного управления тоже нет, как таковой, но при необходимости все же можно регулировать его работу и вручную. Принцип действия довольно прост: внутри латунного корпуса находится поплавок, который перемещается в зависимости от того, какое количество воздуха собралось в системе. При перемещении он открывает затворник. Через последний и происходит сброс воздуха. Затем поплавок поднимается обратно, тем самым перекрывая соответствующее отверстие;
  • устройство с предохранителем не только избавляет систему от лишнего воздуха, но и контролирует в ней давление. В случае повышения этого показателя до 15 атмосфер в оборудовании срабатывает специальный клапан, через который происходит стравливание излишков. Оптимально ставить такое устройство на трубы, сделанные из , поскольку сами по себе они плохо выдерживают слишком высокое давление.

Чтобы выбрать устройство, наиболее подходящее для вашего случая, необходимо учесть некоторые нюансы, в частности, тип отопления. Если оно централизованное, то имеет смысл ставить только ручной кран Маевского. Как правило, в таких отопительных системах вода очень грязная, поэтому автоматические разновидности оборудования будут либо быстро выходить из строя, либо требовать постоянной прочистки.

А вот для частных домов автоматика прекрасно подойдет, ведь там качество воды в радиаторах совершенно иного уровня. Кроме того, автоматически кран спасет положение в тех случаях, когда его приходится устанавливать в труднодоступное место: например, в нишу, стенки которой не дадут подобраться к винту ручного управления.

Для старых чугунных батарей также существует специальный кран Маевского с ручной системой управления. Но оптимальным вариантом считается установка латунного воздухоотводчика с автоматическим принципом работы. Такие изделия отличаются высокой прочностью и удобством в эксплуатации.

Установка и эксплуатация

Источник: teplodvor.ru

Самое главное в процедуре монтажа крана Маевского - это правильно выбрать точку установки. Вам нужен участок в верхнем сегменте радиатора, причем расположенный со стороны, противоположной месту поступления горячей воды в батарею. Именно здесь и возникают большие скопления воздуха.

В большинстве современных радиаторов отопления уже предусмотрено специальное место для установки крана Маевского. До монтажа оно закрыто с помощью заглушки. Ее нужно вынуть, предварительно слив всю воду из отопительной системы, а затем закрепить кран в соответствующем месте.

Для того чтобы сделать соединение наиболее надежным, используются специальные резиновые уплотняющие прокладки. Кроме того, резьбу необходимо слегка уплотнить с помощью ФУМ-ленты или льняной пакли.

В старых чугунных батареях места под кран Маевского, как правило, не предусмотрено, поэтому процедура установки будет несколько сложнее. В боковой части такого радиатора находится большая заглушка. В ней необходимо просверлить отверстие, при этом диаметр его должен быть немного меньше, чем у резьбы крана.

Затем с помощью специальных плашек внутри этого отверстия делается резьба. В завершение кран Маевского устанавливается и герметизируется так же, как и в случае с современными радиаторами. Не забудьте, что все работы выполняются только при отсутствии воды в отопительной системе.

Перейдем к тому, как использовать кран Маевского для спуска излишнего воздуха из радиатора. Естественно, мы будем говорить о ручной разновидности, поскольку остальные работают без вмешательства человека.

  1. В качестве подготовка поставьте на пол под тем местом, где будут проходить работы, тазик или другую пустую емкость. Также приготовьте тряпку. Когда вы будете выпускать воздух, на определенном этапе польется вода, поэтому следует предотвратить ее попадание на пол.
  2. Если работоспособность вашей отопительной системы обеспечивается за счет использования специальных насосов, то их следует отключить минимум за 10 минут до того, как откроете кран. Во время работы таких насосов воздух не успевает скапливаться в определенной точке, вместо этого он разносится вместе с водой по всей системе, поэтому толку от стравливания не будет.
  3. После того как подготовка завершена, нужно очень аккуратно открутить запорный винт. Делается это либо с помощью специального ключа, идущего в комплекте, либо просто отверткой. Вам нужно осуществить поворот против часовой стрелки, примерно на ¼ или ½ оборота. Еще раз упомянем об аккуратности. Поворачивать винт нужно очень плавно, особенно в том случае, если вы осуществляете первоначальный запуск нового радиатора.
  4. В результате поворота винта через кран начнет выходить воздух. Определить этот момент можно по специфическому шипению. Вам нужно держать кран в открытом положении до тех пор, пока из него вместо воздуха не потечет вода. Поначалу струйка будет прерывающейся - это значит, что процесс еще не закончен. А вот когда струя станет непрерывной, можно закрывать кран Маевского.

Если после проведенной процедуры батареи не начали нагреваться, это значит, что проблема заключается не в наличии воздуха. Скорее всего, в отопительной системе возник засор. Справиться с ним самостоятельно вы не сможете, поэтому придется вызвать сантехническую бригаду.

Как видите, в процессе спуска воздуха из радиатора с помощью крана Маевского нет ничего сложного. Но могут возникнуть две проблемы. Во-первых, иногда бывает так, что отверстие, через которое должен выходить воздух, засоряется. В этом случае можно просто устранить проблему с помощью иголки или еще чего-нибудь тонкого и острого.

Во-вторых, если вы редко занимаетесь стравливанием воздуха из батареи, регулировочный винт может банально заржаветь. Понятно, что повернуть его в такой ситуации будет проблематично. В этом случае вам понадобится специальный смазывающий спрей, который можно приобрести в соответствующих магазинах.

Этим средством необходимо побрызгать винтовую резьбу и подождать несколько минут. После этого процедура откручивания должна пройти безболезненно. Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, каждый раз после Маевского обрабатывайте регулировочный винт специальной смазкой на основе силикона. Это поможет уберечь его от воздействия воды и воздуха в системе отопления.

Даже самый простой и недорогой кран Маевского способен верой и правдой прослужить долгие годы при правильной эксплуатации и уходе. Так что не забывайте периодически чистить и смазывать это оборудование. В этом случае батареи всегда будут надежно обогревать ваше жилище. Удачи!

Появление воздушных пробок в радиаторах батарей ухудшает обогрев помещений и может приводить к сбоям в работе отопительной системы. Чтобы это предотвратить, необходимо спускать воздух. Задачу можно упростить, оснастив сложные места теплового контура краном Маевского – специальным устройством для отведения воздуха.

Воздушная пробка мешает теплоносителю передвигаться по контуру и поступать в отдаленные части батарей, что приводит к снижению эффективности обогрева, повышению давления в трубах и сбоям в работе системы отопления.

Постепенное выделение воздуха из горячей воды, циркулирующей по батареям, это естественный и неизбежный процесс. Скорость образования воздушных пробок увеличивается по следующим причинам:

  • воздух попал в систему на этапе монтажа, ремонта или замены отдельных участков;
  • во время продувания и последующего заполнения системы в ходе сезонной профилактики теплоноситель подавался с недостаточным давлением;
  • нарушена герметичность стыков труб и происходит подсос воздуха;
  • происходят коррозийные процессы – окисление материала труб и радиаторов, при котором выделяется кислород.

Обнаружив пробку, можно вызвать сантехника, который спустит скопившийся воздух. Если система склонна к завоздушиванию, то вызовы специалистов придется оплачивать регулярно. Можно решить эту проблему просто и эффективно, а главное дешево, установив в местах образования воздушных пробок кран Маевского.

Что собой представляет кран Маевского

Попытки решить проблему образования воздушных пробок в отопительных системах предпринимались еще в начале 20 века. Для этого активно использовались краны – они справлялись с задачей спуска воздуха, но их часто использовали не только по прямому назначению, но и для слива воды из отопительного контура для других целей.

Неконтролируемый сброс теплоносителя наносил ущерб теплосети, так как мог вызвать образование дополнительных воздушных пробок и изменение давления в трубах. Кроме того, из-за высокой температуры воды, поступающей в радиаторы, могли пострадать и люди, использующие ее.

Изобретатель Ч.Б. Маевский, чьим именем назван воздухоотводчик, придумал не сам кран для спуска воздуха, а способ герметизации его деталей. Маевский предложил соединять части крана конус в конус. Это позволило сохранить герметичность узла теплосети в закрытом положении. Кроме того, такая конструкция сделал неудобным набор воды из отопительного прибора.