Ремонт Дизайн Мебель

Коррупция чиновников – спасателей – чрезвычайная ситуация. МЧС:Коррупция в ведомстве Яблоко от яблони…

В жизни каждого человека присутствует определенный элемент того, что
называется судьбой, если человеку предназначено пережить определенные события,
рано или поздно он все равно пройдет через них. Это лишь вопрос времени.

(Вячеслав Эглит, начальник ГУ МЧС России по Иркутской области).

«Во время первой мировой его дед чудом уцелел в перестрелке красных и белых. Будучи еще младенцем, он крепко спал в своей люльке, подвешенной за потолок старинной русской избы. Когда бой улегся, и насмерть перепуганная мать бросилась к своему ребенку, она увидела, что на сыне нет ни царапинки. Зато платок, державший люльку, был весь изрешечен пулями…».

Так Вячеслав Эглит начинает свою презентацию на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области. И это ничего, что в Первой мировой (1914 г. - 1918 г.), в которой участвовали более 30 стран мира, «беляки» с «красными» перестреливаться никак не могли, так как приказ о создании Красной армии был подписан Троцким в конце 1918 года, после подписания мирного договора. Да и потолок «старинной русской избы» (чудесным образом «подвешенной за потолок люлькой»), на территории Украины и Белоруссии, театре военных действий Российской империи в 1-ю мировую звучит уж больно нелепо, но так уж генералу захотелось, а отказывать себе в чём-либо главный спасатель Иркутской области отвык уже давно. Во всяком случае, так утверждают сослуживцы генерала Эглита, готовые нести бремя служебных обязанностей, но не желающие обслуживать «генеральскую кормушку», каковой, по их убеждению, стала в последние годы занимаемая генералом государственная должность.

«Вынужден обратиться к Вам по просьбе сотрудников Главного управления МЧС России по Иркутской области, которые не могут терпеть беззаконие, самоуправство и произвол, который происходит в ГУ МЧС России по Иркутской области».

Так начинается заявление бывшего сотрудника МЧС В, В. Шарова, направленного им в адрес президента РФ Д. Медведева, ряда силовых ведомств и зарегистрированного Следственным коммитетом при прокуратуре РФ Иркутской области. В заявлении, подкреплённом многочисленными документами, содержатся факты позволяющие представить реальные масштабы казнакрадства и коррупции в ГУ МЧС по Иркутской области, а так же схемы и методики реализуемые генералом-спасателем в целях не имеющих ничего общего со служением государству. Предлагаем читателям самим оценить смелость и сноровку Вячеслава Эдуардовича, размещая заявление с минимальными сокращениями.

«К службе в данном подразделении мы добросовестно относимся многие годы, но с приходом на должность руководителя ГУ МЧС генерал-майора Эглита В.Э., стиль работы в ГУ МЧС резко изменился не в лучшую сторону, так как этим генералом установлены свои порядки, далеко не всегда соответствующие Конституции РФ и кодексу чести сотрудника МЧС. При общении с подчиненными (не взирая на пол и возраст) им не соблюдаются элементарные этические нормы, применяются грубые нецензурные выражения как при личном общении, так и в присутствии других офицеров и даже высокопоставленных должностных лиц. При этом он нередко угрожает увольнением свом подчиненным, иногда показательно воплощая угрозы в жизнь….

В настоящее время генерал продолжает уничтожать людей ему не угодных или тех, кто не хочет обеспечивать его благосостояние — «Денег нет, где хочешь, там и ищи — проси, доставай» - так он превратил сотрудников МЧС в «попрошаек» и «доставал». Если опросить личный состав пожарных частей Иркутского гарнизона, то станет ясно, чем занимается руководство отряда вместо исполнения своих должностных обязанностей.

Тушение пожаров не соответствует никаким нормативным документам, профессиональная подготовка личного состава крайне низкая, время прибытия пожарных расчетов корректируется заместителем начальника ГУ Нелюбовым В.Н. Личный состав гарнизона Иркутска и Иркутской области не знает нормативных документов, регламентирующих деятельность служб, пожаротушения, занятия с личным составом проводятся формально либо не проводятся вообще. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение в большинстве случаев не отвечают требованиям техники безопасности. Объекты сгорают до основания, а пожарные только и успевают что белить да красить. Возмущение гражданского населения растет.

Показатели служебной деятельности не соответствуют действительности. Происходит сокрытие пожаров, погибших, травмированных в результате этих возгораний, то есть «подгонка» показателей до уровня, показывающего улучшение обстановки в области, и соответственно, «хорошую» работу Эглита В.Э. Скрывают реальную картину руководство УНД (Аргунова Н.П., Пашков В.В., Назаров И.В.).

Как можно сократить число погибших в разы? - только если их показать сначала травмированными, а потом «забыть» перевести в разряд погибших. А о пожарах и говорить нечего.

Оценка деятельности ГУ МЧС по результатам московской проверки (апрель 2010г.) - «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».

В настоящее время, с 15 по 18 февраля 2011 года на территории Иркутской области работала комиссия МЧС России в связи с поступившими жалобами на генерала Эглита В.Э. («Разбирались» по жалобам, однако оказалось, что «разбор» зависел от встречи комиссии и соответственно после хорошей встречи появился желаемый для генерала результат).

По результатам проверки комиссия провела совещание с личным составом ГУ МЧС России по Иркутской области, расположенном в здании по ул.Красноармейская, 15, пригласив на это совещание только избранных лиц, приближенных к генералу, а про остальной личный состав ГУ МЧС вспоминать не стали, хотя это более 3,5 тысяч человек.

По манерам и методам работы комиссии всем стало ясно - «Приехали спасать генерала Эглита». Зачем потратили государственные деньги? Устроили показуху в актовом зале, назначили выступающих, из выступлений которых следовало, что все жалобы, поступившие на генерала, безосновательны и не заслуживают внимания. А выступающие ораторы - это те люди, чьи фамилии указанны на первых страницах приказов о поощрении. Достаточно лишь прочитать приказы о поощрении за 2010 год - несомненно можно сделать вывод о круге приближенных лиц. Премии выплачиваются по 50-80 тысяч рублей, а то и выше, что не распространяется на простых сотрудников, у которых дух захватывает, когда они видят суммы премий свиты генерала. А приказ по итогам работы за 2010 год вообще не показывают никому - боятся что простые пожарные просто разбегутся, если увидят суммы, которые им и за 5-10 лет не заработать. Отправили целого подполковника собирать подписи в пользу генерала - он и собрал их у «своих». Премии таких размеров подпадают под действие УК РФ, как злоупотребление (превышение должностных полномочий).

Уезжали члены комиссии не с пустыми руками, их багаж составил более 120 кг на человека, что легко установить в кассе аэропорта, так как доплата за этот багаж была произведена провожающими!

Генерал-майор Эглит В.Э. прибыл для дальнейшего прохождения службы из Республики Бурятия. Удивляет тот факт, что столь высокую должность занимает человек, ранее публично уличенный в присваивании государственного имущества(по месту предыдущего места службы), а именно — приватизации служебной квартиры, приобретенной за счет государства. Факт присвоения денежных средств имел место (в виде присвоения квартиры), но реакции МЧС РФ так и не последовало, более того, состоялся перевод генерала в Иркутскую область, что дало новое масштабное поле деятельности генералу.

В 2007 году СибРЦ ГУ МЧС приобретена за счет бюджетных средств квартира площадью 198,2 кв.м. в элитной новостройке компании «Новый город», в качестве служебного жилья (стоимость квартиры на момент покупки составляла 5 миллионов рублей). В последствии указанная квартира перешла в собственность Эглита Вячеслава Эдуардовича.

На сегодняшний день по той же схеме действует и его первый заместитель - Омельянчик С.А., который уволился со своей должности для получения сертификата на приобретение квартиры, приобрел квартиру и благополучно восстановился в своей должности, при этом факт прохождения ВВК Омельянчиком С.А. вызывает сомнения, так как последний не знает расположение кабинетов врачей ВВК и с трудом назовет даже адрес расположения ВВК.

В 2006 году, когда в процессе реорганизации областные учреждения по вопросам ГО и ЧС и аварийно-спасательные службы области были переданы в оперативное управление ГУ МЧС по Иркутской области, мишенью генерала стал руководитель Центра ГО и ЧС Смирнов, имеющий огромный опыт работы в области ГО и ЧС. Генерал любыми средствами и методами принуждал уйти с должности Смирнова «по собственному желанию», используя необоснованные обвинения по неисполнению указаний и приказов. Поставленная цель была достигнута в итоге, после чего он (генерал) поставил на данную должность угодного ему человека.

Центром ГО и ЧС было обнародовано открытое письмо губернатору с просьбой защитить своих сотрудников от действий Эглита В.Э. (АС «Байкал ТВ», 20.04.2006 г, Татьяна Климова, сайт в интернете as.baikal.tv). В том же году Центр ГО и ЧС был сокращен и вместо него образовано новое, приносящее генералу доход учреждение «Областной Отряд пожарной охраны» с годовым бюджетом в один миллиард семьсот тысяч рублей.

Большая часть бюджета растрачивалась на устройство личного благополучия генерала — обустройство рабочего кабинета, ремонта и обстановки квартиры, приобретение дорогостоящего автотранспорта (Тойота Камри, 2006 г.в. - гос.номер Е 001 РА 38, Тойота Лэнд Крузер-100, 2006 г.в. - гос.номер У 001 ОТ 38). Этот факт подтверждается представлением прокурора Иркутской области № 7-05-2008 от 10.11.2008 г., где указано, что Соглашение Министра МЧС и Губернатора Иркутской области должно быть использовано на благо населения Иркутской области, а денежные средства тратиться на тушение пожаров. Эглитом В.Э. денежные средства тратились для своего личного блага. Стоимость указанных в представлении прокуратуры предметов, обеспечили бы 2-3 пожарные части противопожарным оборудованием, но все это «осело в кармане» генерала, областные деньги были использованы не по целевому назначению.

Руководство областного отряда под угрозой увольнения исполняет все прихоти генерала. Так, при проведенной с 29.01.2008 г. по 17.03.2008 г. проверке целевого и эффективного использования средств областного бюджета ОГПС МЧС России по Иркутской области, согласно Акта № 18-11/9 установлено нецелевое использование бюджетных средств, а именно:

Проведение ремонта, в том числе подведение сантехнических коммуникаций и устройство душевой кабины в рабочем кабинете генерала Эглита В.Э., на сумму 125 тыс.рублей;

В декабре 2006 года и в июне 2007 года ОГПС в нарушение ст.38, 70, 163 Бюджетного кодекса РФ были приобретены за счет областного бюджета новые автомобили импортного производства «Тойота Камри» и «Ниссан Икс-Трэйл». Фактически данный служебный автотранспорт эксплуатировался ГУ МЧС России по Иркутской области и находился в распоряжении начальника ГУ МЧС и его первого заместителя согласно распоряжения от 21.11.2007 г. № 620 «Об организации эксплуатации служебного автотранспорта в подразделениях ГУ МЧС по Иркутской области, содержание которых предусмотрено расходными обязательствами федерального бюджета». В нарушение статей 38, 85, 161 БК РФ, на содержание указанных транспортных средств списаны нецелевые расходы на сумму 134 тыс.руб. (постановка на учет, страхование ОСАГО, установка сигнализации, ТО, бронирование стекол, капота).

По Указаниям ОГПС МЧС России по Иркутской области от 07.12.2007 г. с № 124 по № 131, на основании актов приема-передачи объекта основных средств от подразделений была получена дорогостоящая мебель, приобретенная за счет средств областного бюджета, и установлена в служебных помещениях, занимаемых Эглитом В.Э., на сумму 941991,44 рублей. Кроме того, за счет средств областного бюджета ОГПС МЧС России по Иркутской области приобретены дорогостоящие предметы (цена выше рыночной) и установлены в служебном кабинете Эглита В.Э. на сумму 467197 рублей.

С 2007 по 2009 год генералом потрачена энная сумма областного бюджета не по целевому назначению. Это также подтверждается письмом начальника ГУВД Иркутской области генерала-лейтенанта Антонова А.А. от 25.11.2009 г. № 16/24-4827. Неужели о таких махинациях Эглита В.Э. не было известно руководителям СибРЦ?

И в настоящее время Эглит В.Э. пытается убедить губернатора Иркутской области, что все назначения на руководящие должности в ОГУ Иркутской области должны согласовываться с ним, а также и выделяемые денежные средства. Если это произойдет, то Иркутская область станет беднее на многие миллионы рублей, а защищенность области, прикрытие территорий в сфере МЧС так и останется мелкой проблемой Иркутской области.

Устроенная Эглитом В.Э. кадровая чехарда привела к тому, что в нарушение положения о прохождении службы и других нормативных документов, основные службы ГУ МЧС России по Иркутской области возглавляют лично преданные ему и его жене сотрудники, не имеющие базового образования:

Н.П. Аргунова - начальник УГПН Иркутской области, заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области- полковник внутренней службы - по образованию эколог;

В. Нелюбов - заместитель начальника по ГПС (службы пожаротушения)-полковник вн.сл. - по образованию техник по обслуживанию самолетов;

О. Вьюнова - начальник управления кадров - полковник вн.сл. по образованию преподаватель физ.воспитания.

У генерала в 2006 году странным образом появился новенький автомобиль Тойота Ленд Круизер - 100. Автомобиль приобретен Верхнеленским банком за покровительство на территории г.Усть-Кута и Усть-Кутского района. С целью легализации данного автомобиля, планировалась передача его в аренду ИОО ВДПО по договору аренды от 19.11.2006 г. Документация была подготовлена, но председатель ИОО ВДПО Уханов И.П. отказался от участия в данной махинации и впоследствии был снят с этой должности не без участия генерала. В итоге автомобиль был передан во временное владение и пользование ГУ МЧС по договору пользования ТС от 19.11.2006 г. № 547.

Указанием Эглита В.Э. от 04.12.2006 г. № 38/4-378 данный автомобиль был поставлен на баланс ГУ ПТЦ ФПС по Иркутской области, его эксплуатация полностью осуществлялась за счет федерального бюджета. На содержание этого автомобля из бюджета ГУ МЧС потрачены средства в размере 900 тыс.рублей, что можно проверить по отчетным документам. На одни только «обвесы» Лэнд Крузера было потрачено 160 тысяч рублей федеральных денег и бюджета ПТЦ. Как и на что за год на обслуживание нового автомобиля (2006 года выпуска) возможно потратить такую сумму? В 2008 году данный автомобиль перешел в собственность генерала и оформлен на подставное лицо (в графике 2008 года, утвержденном 1-м заместителем Омельянчиком С.А., данного автомобиля уже нет). Все это легко можно узнать в МРЭО ГИБДД г.Иркутска (гос.номер У 001 ОТ 38).

В Главном управлении МЧС России по Иркутской области, имеющей внушительное финансирование, вызывает отдельный интерес деятельность финансового отдела, подконтрольного генералу. Так, в настоящее время и на протяжении длительного времени в пожарных частях и других подразделениях ГУ МЧС Иркутской области проводятся ремонты, но реально денежные средства на эти цели бухгалтерией ГУ МЧС не выделяются. Строительные и отделочные материалы начальниками этих частей берутся у предпринимателей «в долг». Аналогичным образом производится ремонт пожарной автомобильной техники. Отсутствует также и снабжение подразделений расходными материалами, необходимыми для работы - канцелярскими принадлежностями, бумагой и т.п., не закупается оргтехника, а которая имеется - приобретается и приносится работниками лично, так как в настоящее время невозможно работать по старинке, но а выделенные денежные средства уходят в «черную» кассу ГУ МЧС, держателем «общака» - иного термина в данном случае употребить нельзя - является главный бухгалтер Голуб И.М. либо в период ее отсутствия - Суханова О.Б.). При этом в различные организации направляются письма с содержанием: «… денег нет на нужды МЧС, помогите кто сколько может!» Хотя организация является бюджетной и все расходы планируются заранее.

За 5 лет руководства Эглита В.Э. ГУ МЧС по Иркутской области потеряло немало хороших, квалифицированных офицеров, которые не стали идти на поводу «ненасытного» генерала. За 5 лет «деятельности» генерала, пожарные разучились тушить пожары, с утра до вечера все красят и белят, а начальники пожарных частей, чтобы не попасть в «черный список» неугодных генералу, закрывают на это глаза.

Начиная с 2006 года, генералом была разработана и успешно действует следующая схема получения денежных средств. Лицам, приближенным к генералу выписываются солидные денежные премии. Круг приближенных лиц, количество премий и их размер определяется генералом. Наглядным примером могут служить два приказа №№ 751, 752 оба от 15 сентября 2010 г., в которых указано, что люди генерала получили по этим приказам более 150 тысяч рублей. Такие приказы издаются с регулярностью не реже чем каждый месяц (иногда и по два приказа в один день, как вышеуказано). Основания для издания приказов и награждения приближенных лиц заложены законные. Так, один из приказов от 15.09.10 г. издан за обеспечение безопастности проведения 6-го Байкальского экономического форума, но лица, поощренные за это не имели непосредственного отношения к проведению форума, что можно проверить, сравнив приказ о поощрении № 751 от 15.09.2010 г. и приказ о проведении и обеспечении безопасности форума. Имеются и другие подобные приказы: № 711 от 06.09.2010 г.; № 413 от 26.05.2010 г.; № 189 от 05.02.2010 г.; № 92 от 04.02.2010 г.; № 542 от 01.07.2010 г.; № 957 от 19.11.2010 г.; № 874 от 26.10.2010 г. и так далее.

Из премий, полученных данными сотрудниками, 50 % собиралось в «черную» кассу, что отражалось в соответствующих ведомостях. Сбором денежных средств и ведением «черной» бухгалтерии занималась начальник ФЭО ГУ МЧС Чумаченко (Голуб) И.М., у которой в сейфе и хранились все документы и деньги.

Основной же фонд «черной» кассы формируется за счет наличия порядка 60 вакантных должностей по Иркутской области, на которые выделяются из бюджета денежные средства, но люди на данные должности не назначены. В течение длительного времени начальник отдела кадров Вьюнова О.В. удерживает порядка 60 вакантных должностей, фактически люди на них не назначаются, но проверяющим показывают иную картину. Можно запросить форму 2-НДФЛ Вьюновой за 2009 год - 2 миллиона рублей!

Кстати, в сведениях о доходах, официально размещенных на сайте МЧС, Вьюнова О.В. за 2009 год продекларировала 1,6 млн.руб. (это 133 тыс.руб. в месяц!) - но и это в три раза больше доходов сотрудников, занимающих подобные должности. Аналогичные суммы (согласно сведений о доходах на сайте МЧС) получили: Омельянчик С.А. - 1,82 млн.руб.; Нелюбов В.Н. - 1,62 млн.руб.; Гоголев Е.И. - 1,5 млн.руб.; Голуб И.М. - 1,5 млн.руб.; Аникеев Д.А. - 1,15 млн.руб.; Назаров И.В. - 1,54 млн.руб.; Разумнов В.С. - 1,4 млн.руб.; Сурикова Н.В. - 1,1 млн.руб. Сам же генерал в 2009 году заработал даже меньше своего заместителя - 1,65 млн.рублей. В 2010 году этот круг «избранных» еще увеличился, а соответсвено и материальное положение генерала улучшилось.

Таким образом, за год «теневой» оборот денежных средств составлял миллионы рублей. С 2008 года Министерством отменены ограничения по выплате денежных премий, после чего их размер был увеличен до 200-400 тыс.рублей на сотрудника. Теперь уже 70% от получаемых премий собирается в «черную» кассу, оборот «теневых» денежных средств возрос до десятков миллионов рублей в год. Для ограничения выдачи премий, уходящих от таких сборов, первый заместитель генерала Омельянчик С.А. обвинил начальников подразделений в якобы необоснованной подаче большого числа сотрудников на поощрение денежными премиями. Количество сотрудников, регулярно получающих премии солидных размеров значительно снижено и ограничено до 15-20 человек, которые и составляют данную схему (получение, расписка в документах и возврат).

В настоящее время вся подтверждающая документация и сама «касса» находится в сейфе, непосредственно в кабинете у начальника ФЭО, обязанности которого исполняла Суханова О.Б. (на период декретного отпуска Голуб И.М.). Сама Голуб И.М. даже раньше на год вышла из декретного отпуска - «надо же на что-то достраивать коттедж», о чем она имела неосторожность похвастаться на очередном корпоративе.

Все автомобили руководящего состава ГУ МЧС по Иркутской области ремонтируются и заправляются «на халяву», применяя принцип «крышивания». Эти отношения оформляются в виде бесплатного получения топлива по именным карточкам, создавая цель легализации этого бизнеса (Эглит В.Э., Назаров И.В. имеют карточки ОАО «Крайснефть»).

Жена генерала также обеспечена автомобилем и личными водителями, формально устроенными в МЧС (т.е. работая как личные водители физического лица, заработную плату получают как работники ГУ МЧС). Служебный автомобиль Волга Сайбер передан вместе со 2-мя водителями (Ружниковым) в распоряжение жене Эглита В.Э. и более того, этот автомобиль передвигался в сопровождении ВАИ МЧС во главе с майором внутренней службы Пацевичем В. - особо приближенным к генералу. Кстати, ранее Пацевич В. был судим и отбывал срок лишения свободы по ч.1 ст.93 УК РФ с последующей переквалификацией по ч.2 ст.144 и освобожден условно-досрочно. В период проверки следственными органами Пацевича уволили в течение 2-х часов. Разве это не превышение должностных полномочий - принимать на службу осужденных лиц?

В конце 2008 года, начальникам 6-ти ближайших к Иркутску подразделений — г.Шелехова, Ангарска и т.д. (ОГПС) ГУ МЧС были выделены денежные средства для закупки мебели, при этом определена конкретная фирма-поставщик — «СибАтом». Часть средств действительно была потрачена на закупку мебели для подразделений, а оставшаяся часть потрачена на благоустройство квартиры генерала — покупку дорогостоящей мебели (кровати, гарнитуры и т.п.). Данные факты легко проверяемы, информация о проводимых закупках имеется в документации ОГПС за 2008 год, а также в фирме «СибАтом».

Обращения к генералу Сайко А.В. - заместителю директора департамента территориальной политики (13 апреля 2010 г. он проводил личный прием в г. Иркутске) о «беспределе», который творит Эглит В.Э., о кадровом аппарате, который возглавляет полковник Вьюнова О.В., о юридической службе майора Елисеева С.В. никаких результатов не дали. В составе комиссии МЧС с 15 по 18 февраля 2011 г. ГУ МЧС посещали заместители генерала Сайко А.В.

Очень хотелось, чтобы правда все-таки восторжествовала. За 5 лет уволено 75% личного состава всех категорий от рядового до полковника. Жаль, что многие просто не хотят связываться и просто уходят на пенсию, хотят забыть такую службу, вычеркнуть ее как страшный сон (как правило, это еще молодые, но уже опытные кадры), а я считаю, что государство затрачивает необходимые суммы на их обучение и должно получать с этих людей отдачу, а не тратить государственные деньги на обучение новых кадров, только потому что кто-то стал неугоден генералу, так как закон существует и на таких командиров. Генерал унижает людей, при этом сам гуляет «по полной» - обеды в дорогих ресторанах, развлекательная программа за счет коммерсантов. Сутками посещают оздоровительные центры, где не обходится без женщин сомнительного поведения (ОЦ «Тройка»).

Пока Эглит В.Э. борется со стихией, успешно развивается его семейный

бизнес. Эглит Стелла Владиславовна — кто в городе не знает эту женщину (жена генерала) представляет московскую алкогольную фирму «Русь-Алко».

Используя служебное положение мужа, для организации своего бизнеса она «пользовалась» фирмой «СибАтом» бесплатно — помогли, предоставили помещение на льготных условиях, тем самым Эглит С.В. полностью (пока это ей было нужно) патронировала данную фирму.

Аналогичная история с сетью итальянских химчисток-прачечных «Pavlin-Mavlin» (г.Иркутск, ул.Ширямова, 11). Одним из учредителей данной фирмы является жена генерала.

И почему так не везет ГУ МЧС Иркутской области с материально-техническим обеспечением? Не закупаются современные средства связи, оргтехника, канцелярские товары и т.п., но в тоже время благополучие высокопоставленного чиновника Эглита В.Э. и его семьи заметно улучшается.

Хотелось бы узнать куда смотрят контролирующие и надзирающие органы выполняя указ президента о борьбе с коррупцией? Начинаешь верить словам генерала, о том, что во всех структурах он «легко» разбирается. Все это позволяет ему в настоящее время строить свой личный коттедж в Иркутском районе в п.Ново-Лисиха (одно из престижных и дорогостоящих мест в пригороде г.Иркутска). Не трудно догадаться, ресурсы какой государственной структуры используются для этого строительства. Сотрудники ОГУ на базе ст.Горка работают на строительстве коттеджа, и это еще далеко не все, что делается для генерала. Ошаров И.Д. - начальник РВПЧ ОГУ (друг генерала) создал на территории областного центра (ст.Горка) частное предприятие и даже уже успел пристроить свою дочь (Беляева Е.И.) - сначала на контроль бензина, а теперь уже в отдел надзорной деятельности г.Иркутска.

Хотя Президент России поручил компетентным органам организовать в 1-м квартале 2011 года итоговую проверку, мы настоятельно просим провести проверку ГУ МЧС по Иркутской области и привлечь к ответственности виновных лиц в соответствии с действующим законодательством как по указанным фактам так и особое внимание уделить при проверке деятельности бухгалтерии, кадрового аппарата, юридической службы, МТО, в особенности службы пожаротушения Главного Управления МЧС по Иркутской области».

Суждено ли Вячеславу Эглиту пережить, как следует из его цитаты в начале статьи «определённые события» в должности начальника ГУ МЧС России по Иркутской области и звании генерала, покажет время. Надеемся, что среди тех, кто будет осуществлять проверку, найдутся честные и достойные сотрудники верные своему долгу и тогда, отставка в должности и суд над генералом спасателем станет лишь «вопросом времени».

ГУ МЧС России по Московской области продолжает подтверждать статус одной из самых корруппированных структур этого ведомства. Прошло чуть больше года с того момента, как 2 мая 2012 года указом президента РФ был отправлен в отставку генерал Е.Секирин, возглавлявший подмосковный МЧС, однако существенных изменений в стиле работы этой организации не произошло. Чиновники этой структуры продолжают незаконную деятельность по развалу противопожарной службы и нецелевому использованию бюджетных средств. Раздутые штаты главного управления, центра управления кризисными ситуациями содержатся за счет "урезания" штатов противопожарной службы районного звена. Нормальным считается требование выполнения указаний без необходимого финансирования.

Начальникам отрядов противопожарной службы районов отдаются приказы распоряжения, выполнение которых требует материальных затрат, однако денежные средства и техническое обеспечение для выполнения необходимых мероприятий для этого, зачастую, не выделяются. От руководства отрядов противопожарной службы должностные лица главного управления требуют "решать все вопросы на местах". При этом совершенно непонятно куда "уходят" средства федерального бюджета, которыми в соответствии с российским законодательством, эти мероприятия должны "подкрепляться" (ст.23. федерального закона №68-ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера"; ст.10. Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности").

"Нормальным" стилем работы чиновников подмосковного МЧС является хамское отношение к подчиненным, нарушение их законных прав и свобод, гарантированных российским законодательством, а также перекладывание на плечи должностных лиц противопожарной службы функций ЦУКС ГУ МЧС России по МО в ущерб исполнению должностных обязанностей и основных задач противопожарной службы, определенных российским законодательством (ст.4.; ст.22. Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Не могу говорить за весь МЧС, но ГУ МЧС России по Московской области по отношению к подчиненым структурам работает по принципу: "Мы вам задачу поставили, а как вы ее будете выполнять, нас не волнует. Вы обязаны выполнить приказ". Кто служил в армии, знают, что там если бойцу старшина ставит задачу "копать от сих до сих", то для этой цели выдает ему лопату. Здесь же принцип такой: "Копать от сих до сих, а где вы возьмете лопату - нас не волнует. Решайте на местах." Интересно, да. А теперь представьте, если бы в армии солдатам сказали: "Завтра вы идете в атаку, но только автоматы ищите сами. Можете попросить на время в соседней части, можете купить за свои деньги или украсть у кого-нибудь. Это - ваши трудности.". Абсурд? Полнейший! Но для чиновников подмосковного МЧС - это "нормальный" принцип организации своей "подрывной" деятельности.

Конечно, их подчиненые сами виноваты, что терпят хамское отношение и молчат, боясь, что их уволят не дав доработать до пенсии. Однако, таким отношением они только способствуют процветанию коррупции, не информируя о фактах нарушения законности соответствующие органы. А, между тем, "аппетит" чиновников МЧС только растет.

Характерный тому пример - настоящий "шедевр" юридической грамотности Приказ №220 "О мероприятиях по организации оперативного управления в ГУ МЧС России по МО при реагировании на ЧС", а вернее приложение №3 этого приказа "Положение об оперативной группе гарнизона пожарной охраны", которая должна выполнять отнюдь не функции оперативного штаба пожаротушения, а те функции и задачи, которые возложены и находятся в компетенции центра управления кризисными ситуациями данного ведомства. Конечно, в самом факте создания такой оперативной группы нет ничего незаконного, если под это дело создается штат личного состава, выделяется необходимая техника и оборудовании в соответствии с необходимым перечнем. Ан, нет. Не угадали. Согласно этого "Положения..." оперативная группа нештатная и для обеспечения ее деятельности (суточных дежурств) задействуются должностные лица противопожарной службы, которые по своим прямым должностным обязанностям отвечают за боеготовность пожарных подразделений и это в условиях отвратительного снабжения запасными частями для ремонта пожарной техники, "урезанной" ниже нормативных требований численности личного состава и лишь частично обновленного благодаря природным пожарам лета 2010 года, парка пожарной техники.

Хотелось бы задать вполне резонный вопрос чиновникам от МЧС: "Вот пока должностное лицо пожарной охраны находясь на суточном дежурстве в этой оперативной группе (при ежедневном графике работы по должностным обязанностям) занимается "игрищами" ЦУКС в виде видеоконференций, выезжает по прорыв коллекторов, отключение электричества и т.п. (а что, у пожарной охраны есть для устранения этих аварий какие-то силы и средства?), а на пожарах вместо руководства тушения пожаром и спасением людей, или руководства собственным подразделением бегает с фотоаппаратом и видеокамерой, а затем организует для ЦУКС видео-онлайн через ноутбук (в некоторых деревнях при пожаре за это можно получить вилы в бок от жителей), кто отвечает за боеготовность его подразделения? И кто будет отвечать, если в подразделении произойдет (не дай бог) какое-нибудь ЧП?" А ведь человеку после суточного дежурства положен еще и отдых. Нет, о положенных законом 3 сутках отдыха речь даже не идет. Дай бог дали бы отоспаться денек.

Похоже, что ответом на эти вопросы чиновники от МЧС особо не заморачиваются: своя рубаха ближе к телу. Ведь для создания штатных оперативных групп, скорее всего придется немножко "урезать" свои чрезмерно раздутые штаты. Помните у Салтыкова-Щедрина одно произведение называлось "Как один мужик двух генералов прокормил". Так вот это - про пожарную охрану и МЧС, поскольку скоро на одного пожарного (при таких тенденциях) будет приходится ну если не два генерала, то уж два чиновника МЧС точно. Конечно, простой обыватель может сказать: "А мне-то что от того, что происходит в этом ведомстве?" И будет не прав, поскольку скоро "оставшиеся в живых" (т.е. не сокращенные за счет "раздувания" штатов чиновников МЧС) представители противопожарной службы ввиду их малой численности вместо тушения пожаров и спасения на них людей будут заниматься только "фиксацией" этих пожаров с помощью фото- и видеоаппаратуры по указанию МЧС. А тушить пожары будет просто некому.

И на все это чиновникам от МЧС (конкретно ГУ МЧС России по Московской области) совершеннейшим образом наплевать. Они заняты другими, более "важными" делами. И похоже, что для своих нужд им средств из федерального бюджета уже не хватает, нужно получить доступ и к областному. По другому невозможно объяснить тот факт, что для дежурства в этих оперативных группах этим же приказом №220 поочередно с должностными лицами федеральной противопожарной службы они решили привлечь и должностных лиц противопожарно-спасательной службы Московской области на своей технике и со своим личным составом. Похоже, что чиновники МЧС совсем заигрались в свои "военные игрища" (не для кого не секрет, что костяк чиновничьего аппарата МЧС составляют бывшие офицеры министерства обороны) и совершенно не изучают российское законодательство, если думают, что могут отдавать такие приказы гражданским организациям, не согласовав их ни с руководством, ни с профсоюзным комитетом и грубо нарушив ст.7 Федерального закона №69-ФЗ "О пожарной безопасности", которая гласит, что в отличие от сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы (которые руководствуются "Положениями..." о прохождении службы в МВД и ВС) "На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде", т.е. Трудовой Кодекс РФ, Коллективный договор, договор между работником и работодателем . Работодателем же для работников Московской областной противопожарно-спасательной службы является начальник этой организации, а не ГУ МЧС России по Московской области, т.е. налицо прямое вмешательство в трудовые отношения между работником и работодателям.

В этом случае руководству ГУ МЧС России по Московской области прежде чем "махать шашкой" не мешало бы изучить кроме собственного "Положения о прохождении службы" еще и Трудовой Кодекс РФ, которым гарантируются права и свободы работников, в том числе право на отдых и право на работу по своей специальности. Ведь опять для суточных дежурств задействуются должностные лица противопожарной службы, отвечающие за боеготовность пожарных подразделений, которым, к тому же, договором с работодателем установлены непосредственные служебные обязанности и регламент работы в виде 5-дневной недели и 2-х выходных дней. Даже к свехурочной работе работодатель имеет право привлечь работника без его письменного согласия в соответствии со ст.99 Трудового Кодекса только при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии, либо для устранения такой катастрофы, аварии или стихийного бедствия, а также при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е в случаях ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения. Но ведь в приказе №220 речь идет не о выездах на ЧС (в которых противопожарная служба с одними лишь пожарными машинами не может эффективно решать эти вопросы), а о суточных дежурствах на постоянной основе. Т.е. опять вместо того, чтобы решать вопросы пожарной безопасности (профилактика и тушение пожаров, спасение на них людей) должностные лица противопожарной службы в ущерб безопасности жизни населения должны заниматься деятельностью, не соответствующей их трудовой функции. А ведь даже работодатель в соответствии со ст.74 Трудового Кодекса не имеет на это право: "В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменение в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника ."

Да и продолжительность сверхурочной работы в соответствии со ст.99. Трудового Кодекса не должна превышать для каждого работника 4 часов в течении двух дней подряд и 120 часов в год, а в соответствии со ст.91 этого же Кодекса нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Вот и получается, если должностное лицо пожарной охраны отдежурило сутки в оперативной группе (при графике работы 5 дней в неделю и 2 выходных), то у него остается на этой неделе только 2 дня для выполнения своих служебных обязанностей. Ай да МЧС, ай да молодцы! Получается, гори страна "синим пламенем", главное - это личные интересы. Получается, государство с этого года в 2 раза подняло им зарплату, а они не только не хотят работать, но и взваливают свои обязанности на других. И все бы ничего, да ведь и население может от этого пострадать. Таким образом МЧС не занимается ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а само их же и провоцирует. А нужно ли нам вообще такое МЧС? Хотя нет, не будем пока говорить за весь МЧС - а нужны ли нам такие чиновники МЧС?

Хотелось бы верить в лучшее, но если мы будем продолжать молчать, то мы никогда не победим хамство и коррупцию. Наше молчание только провоцирует их на все новые и новые "подвиги". Видимо настало время проинформировать о нарушении законности соответствующие органы. Ведь только Приказ №220 ГУ МЧС России по Московской области нарушил 4 российских федеральных закона включая Конституцию и Трудовой Кодекс. Господин генерал И.Панин - сделайте соответствующие выводы, или за Вас это сделают органы осуществляющие контроль за соблюдением законности!

April 3rd, 2017

Хорошо быть министром. А министром-реформатором - еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро - через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного - спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 - 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:

И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту - огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.

История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года - уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 - 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.

История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:


И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:


Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.

История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается - как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное - в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном - министр на работу, а на другом - жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.

Котельная ВНИИПО МЧС РФ в Балашихе. Источник фото: panoramio.com

Объектом преступления стала котельная научно-исследовательского института противопожарной обороны в Балашихе, в котором наибольший вес приобрел не финансовый, а социальный аспект. Высокопоставленные чиновники ГУ МЧС России подписали акты о приёмке выполненных работ, не проверяя факт исполнения государственного контракта.

Еще с советских времен эта котельная не только отапливает сам институт, но и ближайшие 13 жилых домов, в которых живет около трех тысяч человек. А еще детский сад, в который ходит больше сотни малышей из тех самых домов.

5 лет не срок, а жизненный урок

Следователи занялись этим делом не сразу - между обращением сотрудников института к руководству и постановлением о возбуждении уголовного дела прошло почти пяти лет.

В далеком 2012 году Управление капитального строительства министерства чрезвычайных ситуаций нашло деньги на капитальный ремонт вышеупомянутого института: реконструкцию цехов опытного производства и обслуживания робототехнических комплексов, а так же котельной. Выделило 83 млн рублей и самостоятельно контролировало трату этих самых миллионов.


ВНИИПО МЧС России.

Строительством занималась фирма ЗАО «СУ-336». Это был не первый опыт застройщиков. Ранее они ремонтировали НИИ им. Приорова и ряд других объектов. Общая сумма контрактов за последние годы, по данным системы СПАРК, примерно два миллиарда рублей. Только вот в последнее время дела у ЗАО «СУ-336» идут не очень: настолько «не очень», что уже назначен конкурсный управляющий, а субподрядчики и контрагенты ждут завершения процедуры банкротства. Неудивительно также, что телефоны в офисе «СУ-336» молчат и связаться с бизнесменами практически невозможно.

На момент начала строительства претензий к подрядчикам не было - все шло по плану: «СУ-336» самостоятельно выполняло работы и отчитывалось обо всех этапах перед заказчиком. К финалу же представители самого института от одного только упоминания подрядчиков нервно вздрагивали: « тут не доделали, а вот тут тоже как-то не так, как должно быть». Но представители Управления капитального строительства МЧС все претензии сотрудников института отметали как несущественные.

Жалобы института в руководстве МЧС проигнорировали

А в конце, как и предполагалось, ткнули носом «балашихинских» в бумаги и заявили: подпись или «кресла». Таким образом руководство института оказалось меж двух огней: с одной стороны — высокое московское руководство, которое, возможно, нажилось на ремонте , а с другой - 3,5 тысячи человек, да детский сад, которые рискуют остаться без тепла.
Руководство института даже думало за свой счет ввести оборудование в эксплуатацию: ну, чтобы и с руководством не ругаться, и детишек без тепла не оставить. Только вот сумма оказалась неподъемной . Миллионы рублей.

Собственное расследование

Поняв, что проблем не избежать, и придется или подписывать акты о невыполненных работах или увольняться, сотрудники НИИ противопожарной обороны обратились в частную московскую фирму за независимой экспертизой произведенных работ. По ее результатам выяснилось, что опасения инженеров института оправдались:
В котельной не введено в эксплуатацию теплопоставочное оборудование
Не перестелена черепица на крыше
Остекление не произведено
Вентилируемый фасад не построен

И еще много чего не сделано или сделано так, что лучше бы не делали.

Общая сумма разночтений впечатлила даже самих МЧСовцев: 37 млн 840 тысяч 541 рубль 70 копеек. Огромная сумма. Вытерев пот со лба, сотрудники института ответственность за ввод котельной в строй брать на себя отказались.

Жалобы сотрудников НИИ в руководстве ведомства проигнорировали. Балашихинские инженеры начали писать заявления в различные инстанции. Одно из них и выстрелило: взялось за тему ГСУ СК по Москве, возбудив дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями», а это до 10 лет лишения свободы. Такой срок рискует получить сотрудник главка, подписавший акт приемки.
К сожалению, в оперативном режиме получить комментарий официального представителя СК по Москве не удалось, но редакция ПАСМИ держит ситуацию на контроле. Более того, нам удалось выяснить, что в этом году на ремонт одного из котлов в той самой котельной, которая так и не была толком доделана, вновь выделялись деньги.


Отказ от проведения тендера на ремонт котла.

В сумме 3 829 983 рубля. Правда в последний момент институт МЧС почему-то отменил тендер - такое право у них есть по закону. Причем отменил 3 августа 2017 года, после чего новых тендеров по ремонту котельного оборудования ВНИИПО МЧС России не объявляло, а значит жилой район Балашихи и детский сад в отопительный сезон вошли с котлом, требующим ремонта.

МЧС в деталях: возникали ли раньше проблемы с оповещением о стихийных бедствиях? Сколько стоит послать смс всем жителям столицы? Какие нарушения в МЧС выявила Счетная палата? Выяснял Эдуард Белозеров.

Наводнение в Крымске Краснодарского края, начавшееся в ночь на 7 июля 2012 года, стало первым серьезным испытанием для нового главы МЧС Сергея Шойгу. В том числе из-за оповещений о надвигающемся бедствии: по словам местных жителей, не было ни смс, ни других сигналов - тревожных сирен или звона колоколов.

8 июля Александр Ткачев, находившийся тогда на посту губернатора Краснодарского края, сообщил: информация об идущем на город потоке воды стала известна местным властям за три часа до пика наводнения. Сам глава МЧС спустя два дня после начала наводнения признал ошибки.

«Со стороны руководителей на местах и отдельных служб были допущены ошибки... Не все население было оповещено в установленные сроки», - заявил Пучков прессе.

Жертвами неожиданного паводка стал 171 человек. Правда, внезапным стихийное бедствие было не для всех: кое-кто из местных чиновников заблаговременно вывез семью за пределы опасной зоны. Например, глава Крымского района Василий Крутько, глава Крымска Владимир Улановский, заместитель руководителя Управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты района Виктор Жданов и глава Нижнебаканского сельского поселения Ирина Рябченко.


Крымск, наводнение, фото - drugoi.livejournal.com

Позже они предстали перед судом: Крутько получил шесть лет колонии-поселения и вышел по УДО в феврале 2016 года. Рябченко присудили 4,6 лет колонии-поселения условно - их осудили за халатность, а Улановский сел на 3,6 года за служебный подлог. Жданов получил 4,6 лет заключения: он попытался получить компенсацию как пострадавший от наводнения.

Похожая история случилась 29 мая 2017 года, когда большая часть москвичей не получила уведомлений об урагане от МЧС. В министерстве часть ответственности переложили на прогноз Росгидромета - якобы он не подпадал под категорию «чрезвычайная ситуация». Сами же операторы сообщали , что именно медлительность МЧС была причиной столь поздних оповещений: люди получали сообщения по телефону тогда, когда появились вести о первых жертвах. Всего от стихии погибло 16 человек, пострадали более 170 жителей столицы.

Тем не менее, за такой провал в МЧС или других органах власти пока никто не ответил. Каксообщил анонимный сотрудник специального штаба по расследованию произошедшего в столичном управлении Следственного комитета России, активной работы в нем пока не проводится: «Все ждут политической воли. Будет команда − начнутся поиски тех, кто устанавливал рухнувшие остановки, рекламные конструкции, кто следил за состоянием деревьев, кто не оповестил».

За предупреждения людей в МЧС отвечает «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» − сокращенно ОКСИОН. Среди таких средств оповещения - большие экраны в местах скопления людей в 44 городах страны. Также используются каналы телевидения, радиовещания, СМС-сообщения и интернет.

Систему начинали создавать в 2006 году. За два года на ее разработку потратили порядка 2 млрд рублей, а точная сумма совокупных расходов на систему неизвестна. Стоимость обслуживания только в Москве обходится примерно в 800 млн рублей, а всего по стране - в 6 млрд рублей.

Тем не менее, даже самый простой и дешевый способ оповещения - через СМС − не работает.

ГЛАВА МЧС

На заработки в оборонном ведомстве никто из высшего руководства пожаловаться не может. В 2012 году, когда Пучков только занял пост главы МЧС, его годовой доход составлял 5,2 млн рублей, а заработок его супруги - 2,4 млн рублей. Помимо этого, Пучков владел 4,5 квартирами общей площадью 217 кв. м (часть жилплощади в совместной собственности с его супругой и детьми), земельным участком (1500 кв. м) и частью гаража. В собственности супруги - автомобиль Toyota Camry и гараж.

В 2016 году глава МЧС стал зарабатывать уже 12 млн рублей в год, получил в пользование жилой дом в 403,1 кв. м. Его жена за два года успела сменить две машины − Mercedes-Benz E-класс и Mercedes-Benz GL-класс. Это неудивительно, ведь ее доходы стабильно росли на 2 млн рублей в год: в 2013 она зарабатывала 4 млн рублей, а в 2016 году ее годовой заработок составил 11,8 млн рублей.


Глава МЧС Владимир Пучков на демонстрационных учениях по ликвидации чрезвычайных ситуаций, фото - Григорий Сысоев/РИА «Новости»

В сентябре 2016 года в прессе начали говорить о возможной отставке Пучкова с поста министра. К нему накопилось достаточно претензий: гибель спасательного отряда на шахте «Северная» в Республике Коми, смерть главы МЧС по Приморскому краю во время наводнения, потеря авиатанкера Ил-76 и его экипажа, вылетевшего на тушение пожара под Иркутском, и систематическое занижение площадей лесных пожаров.

Проблемы с пожарами связывают с бюрократией - со значительным сокращением кадров в 2012 году. Штат Федеральной противопожарной службы планировали сократить на 20% − на 40 тыс. человек. В 2014 году стало известно о проблемах в одной из пожарных частей Алтайского края: по словам рядовых сотрудников, сокращение штата проходило с грубыми нарушениями законодательства. Из-за этого местные пожарные даже объявляли голодовку. В 2016 году курганские пожарники жаловались на болезненное сокращение заработной платы - на 5 тыс. при зарплате в 15 тыс. рублей.

КОРРУПЦИЯ В МЧС

Не все в порядке и с госзакупками ведомства. В 2016 году внутренний аудит МЧС выявил нарушения на 10 млрд рублей, обнаружили 3587 нарушений при учете имущества и материальных ценностей. Больше всего недосчитались на Северо-Западе - 78,1 млн рублей. В 2015 году сообщалось о 2492 случаях недоплат денежного довольствия на 12,1 млн рублей.

В Северо-Западном регионе бывшие заместители начальника ГУ МЧС России по Мурманской области Марк Давиденко и Юлия Кондратьева стали фигурантами уголовных дел в 2014 году. Также под следствие попали начальник ФГКУ «1-й отряд ФПС по Мурманской области» Андрей Лебедев и его заместитель Сергей Артамонов.

По данным СК, в период с 2009-го по 2011 годы Давиденко в составе преступной группы похитил более 200 млн рублей, которые предназначались для премий сотрудникам ведомства, за что былприговорен к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима и штрафу в 900 тыс. рублей. в самом докладе, в 2014−2016 годы новые сотрудники, отвечавшие за госзакупки в ведомстве, не имели «соответствующего образования в сфере закупок или размещения заказа для государственных нужд». Нарушались планы-графики закупок, сроки подписания дополнительных соглашений и заключения государственных контрактов.

Обнаружились завышенные цены на закупку 110 пожарных автоцистерн с улучшенными ТТХ: покупали за 15 и 16,6 млн рублей, хотя средняя стоимость обычных автоцистерн на базе КАМАЗа всего 6,6 млн рублей. В 2015 году федеральным казенным учреждением «Центр обеспечения деятельности» (ЦОД) были приобретены четыре специальных пожарно-спасательных мотоцикла за 2,6 млн рублей за штуку, хотя расчетная стоимость оказалась ниже на 923 тыс. рублей.


Шторм в Москве, фото - pwebru

Некоторые средства просто неэффективно тратились. Например, в 2014 году тот же ЦОД заключил контракт с ООО «Златоустовская оружейная компания» на поставку 15 комплектов драгунских сабель и 15 комплектов офицерских сабель в наградном исполнении на общую сумму 8,8 млн рублей. Этим оружием планировалось награждать граждан России. Награждать, по всей видимости, оказалось некого: на складах за два года скопилось 360 комплектов.

Не эксплуатируются должным образом закупленные автомобили BMW 750Li XDrive (стоимость 6,9 млн рублей), Audi A8L (стоимость 7,6 млн рублей), Chevrolet Tahoe (стоимость 4,2 млн рублей), отмечала Счетная палата.

Отдельно в докладе коснулись нарушений по контрактам, связанным с закупкой и строительством жилья. На 31 декабря 2015 года в бухгалтерском учете МЧС числилось 63 объекта незавершенного жилищного строительства на сумму 5,7 млрд рублей.

Большая часть из них - на 3,4 млрд рублей (59,7%) - приходилась на долю ФКУ «УКС МЧС России», отмечалось в докладе. Всего же финансовых нарушений в результате проверки Счетной палатой было выявлено более чем на 3,5 млрд рублей.