Ремонт Дизайн Мебель

История крещения: как крестили в Древней Церкви. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство

20.01.2015 0 4070


Если спросить человека, изредка посещающего церковь, кто такие оглашенные, то чаще всего на ум придет только идиома «орет как оглашенный». Мы применяем поговорку, когда хотим сказать, что кто-то ведет себя неподобающим образом, шумит, нарушает покой. Но откуда взялась сама поговорка? Кто такой оглашенный и почему он орет?

B I веке, когда родилась новая религия - христианство, к вопросу принятия этой веры люди подходили очень серьезно. Для всех новообращенных это был сложный, а иногда и опасный выбор, полное изменение жизненного пути. За принадлежность к христианской общине могли отправить в тюрьму, подвергнуть мучительным истязаниям и даже убить.

В те времена храмы у христиан были тайными, и чаще всего это были даже не храмы, а комнаты, спрятанные в толще стен, или же подземные убежища, пещеры. К вере люди приходили в сознательном возрасте, и не все, решившие стать христианами, выдерживали такую подпольную жизнь.

Христиан ненавидели все: иудеи - за то, что их соотечественники предались опасной ереси, язычники - за то, что новоявленная иудейская секта не признавала их языческого пантеона.

Трудный выбор

Так что прежде чем креститься в новую веру, будущие члены общины проходили довольно внушительный испытательный срок. Сначала они внимали словам уже крещеных собратьев, усваивали основные правила, то есть проходили так называемую катехизацию - обучение основам христианства. Заявить священнику, что они все знают и все понимают и поэтому хотят получить крещение, новички не могли. Крещение в древней церкви проводили всего пару раз в год, когда набиралось достаточное количество желающих.

И крестить могли только самых достойных - тех, у кого горячая вера в сердце и кто может ответить на вопросы священника. А все остальные старались жить в согласии с установлениями христианства, заучивали молитвы, запоминали значение церковных событий - то есть учились быть христианами. Иногда обучение затягивалось на долгие годы. В христианской общине желающие креститься не занимали полноправного места.

Они считались новичками и даже не вполне христианами - ведь на них еще не сошел Святой Дух, они еще не были крещены. В Римской империи этих новичков называли катехуменами, то есть проходящими период подготовки к таинству Крещения - катехизацию. У нас это непонятное русским слово перевели как «оглашение», а катехуменов стали называть оглашенными, то есть высказавшими желание стать христианами, но еще ими не ставшими.

До крещения все катехумены считались язычниками. Общины были тогда неприветливы к новичкам: мало ли какое зло принесет новичок сообществу. Было немало случаев, когда язычники крестились, а потом снова возвращались к старой вере. Некоторые крестились и раскрещивались не один раз. Поэтому на Первом Вселенском соборе было особо оговорено - не принимать в общину без испытательного срока. А все случаи крещения язычников сразу же или вскоре после изъявления желания строго осудили.

Священников, нарушивших это правило, могли даже изгнать из клира. А новичкам предписывалось ходить на все огласительные проповеди в течение месяца. Потом и вовсе определили срок обучения - не менее трех лет. Уж за три года любой новичок разберется, готов ли он стать христианином. Катехумены старались принимать участие в жизни церковной общины, но к некоторым обрядам их не допускали.

Например, они не имели права присутствовать на всей литургии и могли находиться вместе с крещеными лишь на той ее части, которая так и называлась - «литургия оглашенных». В этой части литургии священник молился о скорейшем принятии оглашенных в лоно церкви. А потом обряд продолжался только для верных - дьякон трижды провозглашал: «Оглашенные, изыдите!», и в храме оставались только крещеные. Литургия для них так и называлась - «литургия верных».

Не допущенные к литургии

Равенства не было и среди самих катехуменов. К только что пришедшим относились с недоверием, приглядывались, подвергали испытаниям. Причем просто так явиться в общину они не могли. Будущего христианина приводил к священнику или епископу верующий мирянин или дьякон. Священник оценивал кандидата, читал ему соответствующую молитву, осенял крестным знамением и благословлял обучаться основам веры. У таких новичков пока что было одно право -внимательно слушать и запоминать.

Их так и называли - аудиенты, то есть слушающие. В храме они присутствовали только на чтении священных текстов. По мере обучения аудиенты переходили в более высокий разряд новичков - оранты (молящиеся), поскольку они уже могли участвовать в некоторых обрядах, молиться вместе с верными, вставать на колени, поститься, участвовать в литургии оглашенных, но не принимали причастия. Они изучали Символ веры и священные тексты.

Ни аудиенты, ни оранты не могли стоять в храме рядом с крещеными. Им было отведено особое место вместе с кающимися в грехах - в притворе, рядом с главным входом. В среднюю часть храма, где молились верные, их не допускали.

В древности крестили обычно на праздники Пасхи или Крещения, и к этому дню готовились очень тщательно. Перед обрядом оглашенные должны были исповедоваться священнику в своих грехах, а тот принимал решение, насколько велика тяжесть этих грехов и можно ли кандидата допустить к обряду крещения. Кандидат честно рассказывал о том, что побудило его прийти в церковь, а священник выяснял, не существует ли препятствий для крещения, и если катехумен прошел испытание, то его допускали к обряду.

Нельзя, например, перейти из католичества в православие через крещение. Нельзя вернуться в свою веру после извержения из церкви. В ранней церкви повторное крещение не поощрялось. Но когда церковь заняла устойчивое место и язычников не осталось, повторное крещение стало считаться недопустимым.

Не могли крестить катехумена, если тот был нерадив во время обучения или же не принимал каких-то догматов церкви. Это означало бы принять в общину негодного члена, или хуже того - будущего еретика. Отказывали в крещении человеку, который не желал принимать участия в делах своей общины. Отказывали и тем, кто изо всех сил стремился получить крещение, но продолжал вести грешную и безнравственную жизнь.

Существовал целый список занятий, которые не позволяли даже искренне верующему принять крещение - проституция, совершение абортов, блудная жизнь, волхвование и чародейство, сутенерство и т.п. И был только один способ пройти обряд крещения -принести покаяние. Впрочем, покаяние священниками не всегда принималось на веру.

Препятствием для крещения считалась и преждевременная смерть катехумена. Священник мог крестить человека, находящегося на смертном одре, но никак не мог окрестить умершего, даже если тот был при жизни оглашенным. Однако вполне разрешалось крестить невменяемых, если они прежде были оглашенными!

Как только оглашенный проходил обряд крещения, он превращался в равноправного члена общины. Хотя и после обряда должен был пройти завершающий этап катехизации.

Было бы желание

Когда христианская церковь стала господствующей, то нужда в оглашении взрослых отпала. Таковых стало столь мало, что в какой-то момент перестали даже строить притворы, где они бы находились во время церковных обрядов.

Крестить стали во младенчестве. И от оглашенных осталось только название. Но необходимость в обучении катехизису осталась. Правда, теперь катехизация касалась детей. В католичестве в положенном возрасте дети проходят обряд конфирмации и становятся полноправными членами церкви.

Взрослые в католичестве принимают крещение крайне редко. Предварительно они проходят евангелизацию, то есть учатся самым азам веры. Потом получают название катехуменов и более серьезно приобщаются к вере, в конце этого этапа они получают новое имя. Завершает подготовку к крещению долгий период молитвы и очищения души от скверны безбожия.

Теперь человек готов принять крещение и влиться в ряды христиан. За долгие годы существования христианства изменилось и отношение к катехуменам, не успевшим креститься при жизни. Теперь считается, что внезапно умерший катехумен как бы уже был крещен, поскольку получил «крещение желанием».

В некоторых христианских конфессиях крещение могут принять только взрослые люди, которые хорошо понимают, какой ответственный шаг делают.

Николай КОТОМКИН

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор ,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор .

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор , теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные - это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными , или приделами .

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор ,
  2. собственно храм или средняя часть храма , где стоят молящееся, и
  3. алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат : средние врата называются Царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог , то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно . Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор , или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом , то есть кораблем, или четвериком . Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея , а также амвон, клиросы и иконостас . Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом . Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея - это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви , то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря , вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата , расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери .

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя ,
а налево – икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами , так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот - это особая большая рама для иконы

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше» , то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами , по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест - звон в один колокол.

Трезвон - звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня , или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Алтарь – место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. (Сам храм предназначен для верующих, а в притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению, и кающиеся, отлученные на время от причастия.)

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю . Слово “алтарь” латинского происхождения и означает “возвышенный жертвенник “. Самое важное место в алтаре - престол , возвышающийся посреди него. На престоле располагается Евангелие - записанное Слово Божие .
Еще первые христиане-мученики, молившиеся в подземных (катакомбных) храмах, переднюю часть храма отгораживали решеткой и устраивали там алтарь. Как святыня ставилась в алтаре каменная гробница с останками святого мученика. На мощах святого мученика и совершалась Божественная литургия .

Гробница мученика за Христа символизировала Самого Христа. В наше время в центре алтаря стоит святой престол, на котором лежит антиминс с зашитыми в нем частицами мощей святых мучеников. Мощи святых небожителей устанавливают прямую связь алтаря земной Церкви с Церковью Небесной, с Царством Божиим .

Алтарь и все, что в нем, - величайшая святыня нашей Церкви. (Мученик - христианин, замученный за свою веру во Христа; Мощи - останки человека после погребения; мощи святых часто остаются нетленными).Уже в первые века христианства существовала алтарная преграда в виде низкой решетки. Со временем эта преграда превратилась в иконостас с Царскими и боковыми вратами . С древних времен и поныне алтари устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Посередине алтаря помещается святой престол.

В восточной стороне алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - апсида . На середине апсиды алтаря, напротив престола, сооружается возвышение, где ставится кресло для епископа как знамение трона , на котором невидимо восседает Вседержитель . Это место называется горним местом . Слева от горнего места расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия .
С северной стороны престола в алтаре принято поставлять икону Божией Матери на древке, а с южной стороны - крест с образом Распятия Христова . Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества . Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии , как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря Христа и Его учеников. И в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и всячески благоукрашается.

(Проскомидия - первая часть литургии (см. “Богослужение”); Евхаристия - Таинство установленное Христом на Тайной вечере, в котором христиане приобщаются Тела и Крови Господних под видом хлеба и вина (Мф. 26:26-29)).

Святость алтаря настолько велика, что в древности вход в алтарь был запрещен всем мирянам - не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам.

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.

Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.

Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.

Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru

Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций...

На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.

Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест , с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие , антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон . Кроме илитона есть и антимисная губка . С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru

Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.

Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.

Мирница. Фото: www.yapokrov.ru

Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.

Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.

Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета - Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.

Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru

Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.

Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.

Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru

На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир . Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота . Лжица для причастия . Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия - первая часть Литургии.

В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница , дикирий , трикирий и две рипиды .

Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.


Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru

Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.

Кадильница. Фото Илья Свинковский , www.foma.rukadilo.html

Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей „служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.

Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru

Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно „вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.

Использаванны материалы

3.„Устройство православного храма”. - http://berezniki.cerkov.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-xrama/

4. Макариополски епископ д-р Николай и ар химандрит д-р Серафим, „Храм” - http://www.pravmladeji.org/node/36

5. "Алтарь и церковная утварь” , Храм Пресвятой Богорицы в г. Балканабату (Туркменистан) - http://www.balkanabat.prihod.ru/

6. Из книги „Храм. Обряды. Богослужения” , сайт Святотроицкой Православной школы - http://www.holytrinitymission.org/index.php

магистр богословия

Фоторепортаж