Ремонт Дизайн Мебель

Маневровые локомотивы. Маневровые локомотивы Возможность частого включения и отключения, которые не влияют на срок службы компрессора, а также на его производительность

Компрессоры КТ-6, КТ-7 иКТ-6 Эл широко применяются на тепловозах и электровозах. КомпрессорыКТ-6 иКТ-7 приводятся в действие либо от коленчатого вала дизеля, либо от электродвигателя, как например, на тепловозах2ТЭ116 . КомпрессорыКТ-6 Эл приводятся в действие от электродвигателя.

Общее устройство компрессора КТ-6 показано нарис. 3.2.

Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый. поршневой с W - образный расположением цилиндров.

Компрессор КТ-6 состоит из корпуса (картера)13 , двух цилиндров 29 низкого давления (ЦНД) , имеющих угол развала 120°. одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД) и холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10 , узла шатунов 7 и поршней 2, 5.

Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21 , а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр 25 . Передняя часть корпуса (со стороны привода) закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 19 . Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верхней части цилиндров расположены клапанные коробки 1 и 4 .

Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балансиры 22 . Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов, показанных на рис. 3.2. пунктиром.

Таблица 3.1.

Техническая характеристика локомотивных компрессорных установок

Узел шатунов (Рис. 3.3.) состоит из главного 1 и двух прицепных 5 шатунов, соединенных пальцами 14 , застопоренными винтами 13 .

1- главный шатун, 2, 14 -пальцы, 3, 10 - штифты, 4- головка, 5- прицепные шатуны, 6- бронзовая втулка, 7- шпилька, 8- замковая шайба, 9- каналы для подачи смазки, 11, 12-вкладыши, 13- стопорный винт, 15- съемная крышка, 16- прокладка

Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна 1 и разъемной головки 4 , жестко соединенных между собой пальцем 2 со штифтом 3 и пальцем 14 . В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6 . Съемная крышка 15 прикреплена к головке 4 четырьмя шпильками 7 , гайки который стопорятся замковой шайбой 8 . В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12 , залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10 . Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 16 . Каналы 9 служат для подачи смазки к верхним головкам шатенов и к поршневым пальцам.

Основным преимуществом данной системы шатенов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки.

Поршни 2 и 5 (рис. 3.2.) - литые чугунные. Они присоединяются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 30 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения пальцев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые пальцы ЦНД - стальные, пустотелые, поршневые пальцы ЦВД сплошные. На каждом поршне установлены по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую (В) и нагнетательную (Н). (Рис.3.4.) .

В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 9 (рис. 3.2.), а со стороны нагнетательной полости - холодильник 8 . Корпус 6 клапанной коробки (рис. 3.4.) снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15 . В нагнетательной полости помещен нагнетательный клапан 4 , который прижат к гнезду в корпусе с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1 . Во всасывающей полости расположен всасывающий клапан 8 и разгрузочное устройство, необходимое для переключения компрессора в режим холостого хода при вращающемся коленчатом вале. Разгрузочное устройство включает в себя упор 9 с тремя пальцами, стержень 11 , поршень 13 с резиновой диафрагмой 14 и две пружины 10 и 12 .

Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 18 и 7 , а фланец стакана 16 - асбестовым шнуром 17 .

Всасывающие и нагнетательные клапаны (Рис. 3.5.) состоят из седла 1 , обоймы (упора) 5 , большой клапанной пластины 2 , малой клапанной пластины 3 , конических ленточных пружин 4 , шпильки 7 и корончатой гайки 6 . Седла 1 по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 1,52,7 мм.

Рис. 3.4. Клапанная коробка компрессора КТ-6.

1- контргайка, 2- винт, 3, 15- крышки, 4- нагнетательный клапан, 5, 9 -упоры, 6- корпус, 7, 18 -прокладки, 8- всасывающий клапан, 10, 12- пружины, 11- стержень, 13- поршень, 14- резиновая диафрагма, 16- стакан, 17- асбестовый шнур Б- всасывающая полость, Н- нагнетательная полость

Разгрузочные устройства компрессора КТ-6 работают следующим образом: как только давление в ГР достигнет 8,5 кгс/см 2 регулятор давления открывает доступ воздуха из резервуара в полость над диафрагмой 14 (рис. 3.4.) разгрузочных устройств клапанных коробок ЦНД и ЦВД . При этом поршень 13 переместится вниз. Вместе с ним после сжатия пружины 10 опустится вниз и упор 9 , который своими пальцами отожмет малую и большую клапанные пластины от седла всасывающего клапана. Компрессор перейдет в режим холостого хода, при котором ЦВД будет всасывать и сжимать воздух, находящийся в холодильнике, а ЦНД будут засасывать воздух из атмосферы и выталкивать его обратно через воздушный фильтр. Это будет продолжаться до тех пор. пока в ГР не установится давление 7,5 кгс/см 2 , на которое отрегулирован регулятор. При этом регулятор давления сообщит полость над диафрагмой 14 с атмосферой, пружина 10 поднимет упор 9 вверх и клапанные пластины прижмутся к седлу своими коническими пружинами. Компрессор перейдет в рабочий режим.

Компрессор КТ-6 Эл при достижении в ГР определенного давления в режим холостого хода не переводится, а отключается регулятором давления.

В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжатия охлаждается в холодильнике радиаторного типа (Рис. З.6.) .

Холодильник состоит из верхнего 9 и двух нижних коллекторов и двух радиаторных секций1 и3 . Верхний коллектор перегородками11 и 14 разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из 22 медных трубок 8 , развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах 6 и 10 . На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоотдачи.

Для ограничения величины давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан 13 , отрегулированный на давление 4,5 кгс/см 2 .Фланцами патрубков 7 и 15 холодильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжатия, а фланцем 12 - к клапанной коробке второй ступени. Нижние коллекторы снабжены спускными краниками 16 для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скапливающихся в них масла и влага.

Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД , поступает через нагнетательные клапаны в патрубки 7 и 15 холодильника, а оттуда - в крайние отсеки верхнего коллектора 9 . Воздух из крайних отсеков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в нижние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетекает в средний отсек верхнего коллектора, из которого через всасывающий клапан проходит в ЦВД . Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху.

В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчивается процесс нагнетания воздуха в ГР .

Рис. 3.5. Всасывающий (а) и нагнетательный (б) клапаны компрессора КТ-6

1- седла, 2- большие клапанные пластины, 3- малые клапанные пластины, 4- конические ленточные пружины, 5- обоймы (упоры), 6- корончатые гайки, 7- шпильки

Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 14 (рис. 3.2.) , который установлен на кронштейне 12 и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на муфте привода компрессора. Натяжка ремня осуществляется болтом 13 .

3 (рис. З.2.) , который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун 3 (рис. З.2.) , который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора. Сапун (Рис. 3.7.) состоит из корпуса 1 и двух решеток 2 , между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решеткой помещена фетровая прокладка 4 с шайбами 5, 6 и втулкой 7 . На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8 пружины 9 .

При повышении давления в картере компрессора, например, за счет пропуска воздуха компрессионными кольцами, воздух проходит через слой набивки сапуна и перемещает вверх фетровую прокладку 4 с шайбами 5 и 6 и втулкой 7 . Пружина 9 при этом оказывается сжатой. Сжатый воздух из картера компрессора выходит в атмосферу. При появлении в картере разрежения пружина 9 обеспечивает перемещение вниз прокладки 4 , не допуская попадания в картер воздуха из атмосферу.

Смазка компрессора - комбинированная. Под давлением, создаваемым масляным насосом 20 (рис. 3.2) , смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнительными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла служит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку 27 , а его уровень измеряют маслоуказателем (щупом) 26 . Уровень масла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр 25 .

Масляный насос (Рис. 3.8.) приводится в действие от коленчатого вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4 . Масляный насос состоит из крышки 1 , корпуса 2 и фланца 3 , которые соединены между собой четырьмя шпильками 12 и центрируются двумя штифтами 11 . Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5 . Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти 6 прижимаются к стенкам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер «А» и поступает в корте насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит за счет уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу «С» нагнетается к подшипникам компрессора.

К штуцеру «В» присоединена трубка от манометра. Для сглаживания колебаний стрелки манометра16 (рис. 3.2.) вследствиепульсирующей подачи масла в трубопроводе между насосом и манометром помещен штуцер с отверстием диаметром 0,5 мм, установлены резервуар 17 объемом 0,25 л и разобщительный кран для отключения манометра.

Редукционный клапан (рис. З.8.) , ввернутый в крышку 1 , служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картере.

Редукционный клапан состоит из корпуса 7 , в котором размещены собственно клапан8 шарового типа, пружина9 ирегулировочный винт 10 с контргайкой и предохранительным колпачком.

По мере повышения частоты вращения коленчатого вала растет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действием центробежных сил. и. следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла.

При частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см 2 .

Компрессор КТ-7 получает левое вращение коленчатого вала (если смотреть со стороны привода) вместо правого на компрессоре КТ-6 . Это обстоятельство вызвало изменение конструкции вентилятора для сохранения прежнего направления потока охлаждающего воздуха, а также масляного насоса.

В клапанных коробках компрессора КТ-6 Эл отсутствуют разгрузочные устройства, поскольку этот компрессор не переводится в режим холостого хода, а останавливается. На этом компрессоре не нужен и резервуар для гашения пульсаций стрелки масляного манометра, так как относительно низкая частота вращения коленчатого вала компрессора и валика масляного насоса не дают заметной пульсации стрелки, а вибрация компрессора при такой частоте вращения вала практически отсутствует.

Рис. 3.7. Сапун.

1- корпус, 2- решетка, 3- распорная пружина, 4- прокладка, 5,6- шайбы, 7- втулка, 8- упорная шайба, 9- пружина, 10- шпилька, 11- шплинт.

<>

1- крышка, 2- корпус насоса, 3- фланец, 4- валик, 5,9- пружины, 6- лопасть, 7- корпус редукционного клапана, 8- собственно клапан шарового типа, 10- регулировочный винт, 11-штифт, 12- шпилька.

Рис. 5.2 Устройство компрессора.

Компрессор КТ-6 рис.5.2 состоит из корпуса (картера) 13, двух цилиндров 29 низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°. одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД) и холодильника 8 радиаторного типа с предохранительным клапаном 10, узла шатунов 7 и поршней 2, 5. Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верхней части цилиндров расположены клапанные коробки 1 и 4. Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балансиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов.

Рис. 5.3 Узел шатунов.

Узел шатунов рис.5.3 состоит из главного 1 и двух прицепных 5 шатунов, соединенных пальцами 14, застопоренными винтами 13.

1 - главный шатун, 2, 14 - пальцы, 3, 10 - штифты, 4 - головка, 5 - прицепные шатуны, 6 - бронзовая втулка, 7 - шпилька, 8 - замковая шайба, 9 - каналы для подачи смазки, 11, 12 -вкладыши, 13 - стопорный винт, 15 - съемная крышка, 16 - прокладка

Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна 1 и разъемной головки 4, жестко соединенных между собой пальцем 2 со штифтом 3 и пальцем 14. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6. Съемная крышка 15 прикреплена к головке 4 четырьмя шпильками 7, гайки который стопорятся замковой шайбой 8. В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12, залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 16. Каналы 9 служат для подачи смазки к верхним головкам шатунов и к поршневым пальцам.

Основным преимуществом данной системы шатунов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки. Поршни 2 и 5 (рис.5.2.) - литые чугунные. Они присоединяются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 30 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения пальцев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые пальцы ЦНД - стальные, пустотелые, поршневые пальцы ЦВД сплошные. На каждом поршне установлены по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра. Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую (В) и нагнетательную (Н). (Рис.5.3).


Рис. 5.3. Клапанная коробка компрессора КТ-6.

1 - контрогайка, 2 - винт, 3, 15 - крышки, 4 - нагнетательный клапан, 5, 9 - упоры, 6 - корпус, 7, 18 - прокладки, 8 - всасывающий клапан, 10, 12 - пружины, 11 - стержень, 13 - поршень, 14 - резиновая диафрагма, 16 - стакан, 17 - асбестовый шнур Б - всасывающая полость, Н - нагнетательная полость

В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 9 (рис.5.2.), а со стороны нагнетательной полости - холодильник 8. Корпус 6 клапанной коробки (рис.5.2.) снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15. В нагнетательной полости помещен нагнетательный клапан 4, который прижат к гнезду в корпусе с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1. Во всасывающей полости расположен всасывающий клапан 8. Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 18 и 7, а фланец стакана 16 - асбестовым шнуром 17.

Рис. 5.4. Всасывающий (а) и нагнетательный (б) клапаны.

Всасывающие и нагнетательные клапаны (Рис.5.4) состоят из седла 1, обоймы (упора) 5, большой клапанной пластины 2, малой клапанной пластины 3, конических ленточных пружин 4, шпильки 7 и корончатой гайки 6. Седла 1 по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 1,5 - 2,7 мм. Компрессор КТ-6 Эл при достижении в ГР определенного давления отключается регулятором давления. В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжатия охлаждается в холодильнике радиаторного типа (Рис.5.5.).

Рис.5.5. Холодильник радиаторного типа.

Холодильник состоит из верхнего 9 и двух нижних коллекторов и двух радиаторных секций 1 и 3. Верхний коллектор перегородками 11 и 14 разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из 22 медных трубок 8, развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах 6 и 10. На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоотдачи. Для ограничения величины давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан 13, отрегулированный на давление 4,5 кгс/см2.

Фланцами патрубков 7 и 15 холодильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжатия, а фланцем 12 - к клапанной коробке второй ступени. Нижние коллекторы снабжены спускными краниками 16 для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скапливающихся в них масла и влага. Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД, поступает через нагнетательные клапаны в патрубки 7 и 15 холодильника, а оттуда - в крайние отсеки верхнего коллектора 9. Воздух из крайних отсеков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в нижние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетекает в средний отсек верхнего коллектора, из которого через всасывающий клапан проходит в ЦВД.

Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху. В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчивается процесс нагнетания воздуха в ГР. Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 14 (рис. 3.2.), который установлен на кронштейне 12 и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на муфте привода компрессора. Натяжка ремня осуществляется болтом 13.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун 3 (рис. 5.2.), который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора.

Рис. 5.6. Сапун.

Сапун (Рис. 5.6) состоит из корпуса 1 и двух решеток 2, между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решеткой помещена фетровая прокладка 4 с шайбами 5, 6 и втулкой 7. На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8 пружины 9. При повышении давления в картере компрессора, например, за счет пропуска воздуха компрессионными кольцами, воздух проходит через слой набивки сапуна и перемещает вверх фетровую прокладку 4 с шайбами 5 и 6 и втулкой 7. Пружина 9 при этом картера компрессора выходит в атмосферу. При появлении в картере разрежения пружина 9 обеспечивает перемещение вниз прокладки 4, не допуская попадания в картер воздуха из атмосферу .

Смазка компрессора - комбинированная. Под давлением, создаваемым масляным насосом 20 (рис. 5.2), смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнительными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла служит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку 27, а его уровень измеряют маслоуказателем (щупом) 26. Уровень масла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр 25.

рис. 5.7. Масляный насос.

Масляный насос (Рис.5.7.) приводится в действие от коленчатого вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4. Масляный насос состоит из крышки 1, корпуса 2 и фланца 3, которые соединены между собой четырьмя шпильками 12 и центрируются двумя штифтами 11. Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5. Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти 6 прижимаются к стенкам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер «А» и поступает в корте насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит за счет уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу «С» нагнетается к подшипникам компрессора. К штуцеру «В» присоединена трубка от манометра. Имеется разобщительный кран для отключения манометра. Редукционный клапан (рис. 5.7), ввернутый в крышку 1, служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картере.

Редукционный клапан состоит из корпуса 7, в котором размещены собственно клапан 8 шарового типа, пружина 9 и регулировочный винт 10 с контргайкой и предохранительным колпачком. По мере повышения частоты вращения коленчатого вала растет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действием центробежных сил и, следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла. При частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2.

Компрессоры КТ-6 широко применяется на тепловозах и электровозах. Компрессор приводят­ся в действие от коленчатого вала дизеля. Компрессоры КТ-6Эл приводятся в действие от электродвигателя.
Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой с W-образным расположением цилиндров.
Компрессор КТ-6 состоит из:

Корпуса (картера)

2 цилиндра низкого давления (ЦНД), имеющих угол развала 120°

Одного цилиндра высокого давления (ЦВД)

Холодильника радиаторного типа с предохранительным клапаном

Узел шатунов и поршней

Работа компрессора КТ-6:

При вращении коленчатого вала через узел шатунов происходит возвратно-поступательное движение 2-х поршней низкого и одного высокого давления в цилиндрах. При обратном ходе поршней через всасывающие фильтры, сборник и клапанные коробки воздух из атмосферы поступает в надпоршневое пространство, а при прямом ходе сжимается до давления 0,4 МПа и подается в холодильник для остывания. Последний состоит из ряда трубок с навитой на них латунной спиралью для увеличения охлаждающей поверхности. Этому же способствует вентилятор. На холодильнике установлен манометр масляного насоса и предохранительный клапан для защиты от избыточного давления при нарушении регулировки клапанных коробок.

Аналогично описанному происходит процесс сжатия воздуха из холодильника второй ступенью компрессора до давления ГР. В нижней части корпуса компрессора расположен картер с маслом и масляным фильтром. Смазка трущихся деталей комбинированная: разбрызгиванием и от масляного насоса

давление воздуха после первой ступени сжатия обычно составляет 0,2-0,4 МПа, и он направляется в холодильник для промежуточного охлаждения. Вторая ступень сжатия компрессоров обеспечивает повышение давления до конечного 0,75-0,9 МПа, необходимого для ГР локомотивов по условиям работы автотормозов.

Производительность компрессоров поверяется по времени наполнения главных резервуаров на электровозах - включать при 7,5 + 0,2, отключать при 9 + 0,2 кгс/см2;
на тепловозах - включать при 7,5 + 0,2, отключать при 8,5 + 0,2 кгс/см2

Смазочные материалы. Понятие о трении, коэффициент трения.

Правильный выбор и своевременное применение смазок оказывают значительное влияние на надежную эксплуатацию локомотивов и тяговых агрегатов, предотвращая интенсивный износ и нагрев трущихся поверхностей, а также защищая поверхности от воздействия коррозии. Для обслуживания локомотивов применяют жидкие консистентные и твердые смазки.

В качестве жидких смазок используют масла минерального происхождения: дизельные, авиационное, индустриальные, компрессорные, осевое и др.

Консистентные смазки являются пластичными смазочными материалами, которые изготовляют путем загущения минеральных масел мылами и другими загущающими веществами. Применяются следующие универсальные смазки: низкоплавкая УН (вазелин технический), среднеплавкая УС (солидолы), тугоплавкая ЖРО.

Твердые смазки. Сухую графитовую смазку СГС-0 наносят на полоз токоприемника в горячем состоянии при температуре 180°С.

ТРЕНИЕ (фрикционное взаимодействие) – процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде.

КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ- количественная характеристика силы, необходимой для скольжения илидвижения одного материала по поверхности другого

Устройство кабины электровоза. Система вентиляция электровоза.

7.1 Устройство кабины электровоза

В кабине машиниста обычно располагается следующее оборудование:

Пульт управления машиниста, контроллер машиниста.

Пульт управления помощника машиниста.

Приборы управления тормозами: кран машиниста, кран вспомогательного тормоза, блокировочное устройство.

Клапаны управления тифоном, свистком, песочницей.

Привод ручного тормоза.

Регулятор давления.

Прожектор.

Приборы безопасности: АЛСН, скоростемер, электропневматический клапан автостопа, дополнительные устройства безопасности.

Пульт управления радиостанцией.

Сиденье машиниста, сиденье помощника машиниста.

Печи отопления, калорифер обдува лобовых окон, вентиляционные устройства, кондиционер.

Потолочные светильники, лампы подсветки документов и подсветки измерительных приборов.

Стеклоочистители, теневые щитки или шторки.

На панели пульта машиниста находятся кнопочные выключатели, сигнальные лампы и измерительные приборы:

Вольтметр напряжения в контактной сети (на электровозах), вольтметр напряжения на тяговых электродвигателях, амперметры тока тяговых электродвигателей (отдельно на каждую секцию), амперметр тока возбуждения тяговых электродвигателей.

Манометры: главного резервуара, уравнительного резервуара, тормозной магистрали, тормозных цилиндров.

На пульте помощника машиниста находятся кнопочные выключатели, вольтметр напряжения на аккумуляторной батарее и в цепях управления, манометр давления сжатого воздуха в цепях электрических аппаратов.

7.2 Система вентиляция электровоза

На электровозах применяют принудительную вентиляцию для обеспечения нормальных условий работы тяговых двигателей, двигателей компрессоров, пусковых резисторов, резисторов ослабления возбуждения, индуктивных шунтов, выпрямителей, теплообменников трансформаторов, реакторов сглаживающих, блоков тормозных резисторов и другого оборудования, для обеспечения требуемого избыточного давления в кузове с

целью предотвращения проникновения в него пыли и снега во время движения электровоза, а также для охлаждения помещения кузова в летнее время. Воздух вентиляторами, приводимыми во вращение электродвигателями, засасывается через воздухозаборные устройства, состоящие из специальных камер с жалюзями и фильтрами Потоки воздуха, пройдя через воздухозаборные устройства, очищаются от влаги, снега и пыли и направляются в воздуховоды для охлаждения электрического оборудования.

Общие положения и основные показатели работы

Компрессоры предназначены для обеспечения сжатым возду­хом тормозной сети поезда и пневматической сети вспомогатель­ных аппаратов: электропневматических контакторов, реверсоров, песочниц и др.

Применяемые на подвижном составе компрессоры классифи­цируются по числу цилиндров (одно-, двухцилиндровые и т.д.); по расположению цилиндров (горизонтальные, вертикальные, V-и W-образные); по числу ступеней сжатия (одно- и двухступенча­тые); по типу привода (с приводом от электродвигателя или от двигателя внутреннего сгорания).

Вспомогательные компрессоры служат для наполнения сжа­тым воздухом пневматических магистралей, например, главного воздушного выключателя, блокирования щитов высоковольтной камеры и токоприемника при отсутствии сжатого воздуха в глав­ных резервуарах и резервуаре токоприемника после длительной стоянки электроподвижного состава в нерабочем состоянии.

Компрессоры должны полностью обеспечивать потребность в сжатом воздухе при максимальных расходах и утечках его в поезде. Во избежание недопустимого нагрева режим работы компрессора устанавливается повторно-кратковременным. При этом продолжи­тельность включения (ПВ) компрессора под нагрузкой допуска­ется не более 50 %, а продолжительность цикла до 10 мин.

Основные компрессоры, применяемые на подвижном составе, как правило, являются двухступенчатыми. Сжатие воздуха в них происходит последовательно в двух цилиндрах с промежуточным охлаждением между ступенями. Работа такого компрессора пояс­няется рис. 1.

При первом ходе вниз поршня 1 (рис. 1, а) открывается вса­сывающий клапан 3, и в цилиндр 2 первой ступени поступает воздух из атмосферы Ат при постоянном давлении. Линия всасы­вания АС (рис. 1, б) располагается ниже штриховой линии ат­мосферного барометрического давления на значение потерь на преодоление сопротивления всасывающего клапана. При ходе пор­шня 1 вверх всасывающий клапан 3 закрывается, объем рабочего пространства цилиндра 2 уменьшается и воздух сжимается по ли­нии CD до



1 - поршень; 2 - цилиндр первой ступени; 3 - всасывающий клапан; 4 - холодильник; 5- нагнетательный клапан

Рисунок 1 - Схема двухступенчатого компрессора (а) и теоретическая инди­каторная диаграмма его работы (б)

давления в холодильнике 4, после чего открывается нагнетательный клапан 5 и происходит выталкивание сжатого воз­духа в холодильник по линии нагнетания DF с постоянным про­тиводавлением.

В процессе последующего хода поршня 1 вниз происходит рас­ширение оставшегося во вредном пространстве (объем простран­ства над поршнем в его верхнем положении) сжатого воздуха по линии FB до тех пор, пока давление в рабочей полости не пони­зится до определенного значения и всасывающий клапан 3 откро­ется атмосферным давлением. Далее процесс повторяется. На пер­вой ступени воздух сжимается до давления 2,0...4,0 кгс/см2.

Аналогично работает вторая ступень компрессора со всасыва­нием воздуха из холодильника 4 по линии FE, сжатием по линии EG, нагнетанием в главные резервуары по линии GH, расшире­нием во вредном пространстве цилиндра второй ступени по ли­нии HF". Заштрихованная площадь индикаторной диаграммы ха­рактеризует уменьшение работы сжатия вследствие охлаждения воздуха между ступенями.

Сжатие воздуха сопровождается выделением теплоты. В зависи­мости от интенсивности охлаждения и количества теплоты, отби­раемой от сжимаемого воздуха, линия сжатия может быть изотер­мой, когда отводится вся выделяющаяся теплота и температура остается постоянной, адиабатой, когда процесс сжатия идет без отвода теплоты, или политропой при частичном отводе выделяю­щейся теплоты.

Адиабатический и изотермический процессы сжатия являются теоретической идеализацией. Действительный процесс сжатия яв­ляется политропным.

Основными показателями работы компрессора являются про­изводительность (подача), объемный, изотермический и механи­ческий КПД.

Производительностью компрессора называется объем воздуха, нагнетаемый компрессором в резервуар в единицу времени, за­меренный на выходе из компрессора, но пересчитанный на усло­вия всасывания. Производительность компрессора локомотива определяют по времени повышения давления в главных резервуарах с 7,0 до 8,0 кгс/см2.

Объемный КПД характеризует уменьшение производительнос­ти компрессора под влиянием вредного пространства; он зависит от объема вредного пространства и давления. Двухступенчатое сжатие позволяет понизить температуру воз­духа в конце сжатия, улучшить условия смазывания компрессора и уменьшить потребляемую компрессором мощность за счет рабо­ты, сэкономленной благодаря охлаждению воздуха в промежу­точном холодильнике, а также повысить объемный КПД за счет уменьшения соотношения давлений нагнетания и всасывания.

Изотермический КПД позволяет оценить совершенство комп­рессора

Механический КПД компрессора учитывает потери на трение в самом компрессоре и потери на привод вспомогательных меха­низмов - вентилятора и масляного насоса.

Устройство компрессоров КТ-6, КТ-7, КТ-6Эл

Компрессоры КТ-6, КТ-7 и КТ-6Эл широко применяются на тепловозах и электровозах. Компрессоры КТ-6 и КТ-7 приводят­ся в действие либо от коленчатого вала дизеля, либо от электро­двигателя, как, например, на тепловозах 2ТЭ116. Компрессоры КТ-6Эл приводятся в действие от электродвигателя.

Компрессор КТ-6 - двухступенчатый, трехцилиндровый, пор­шневой с W-образным расположением цилиндров.

Компрессор КТ-6 (рис.2) состоит из корпуса (картера) 18, двух цилиндров 12 низкого давления (ЦНД), имеющих угол раз­вала 120°, одного цилиндра 6 высокого давления (ЦВД), холо­дильника 7 радиаторного типа с предохранительным клапаном 14, узла шатунов 11 и поршней 1, 5 соответственно ЦНД и ЦВД.

1 - поршень ЦНД; 2 - клапанная коробка цилиндра низкого давления ЦНД (первой ступени); 3 - сапун; 4 - клапанная коробка ЦВД (второй ступени); 5- поршень ЦВД; 6 - ЦВД; 7 - холодильник; 8 - маслоуказатель (щуп); 9 - пробка для залива масла; 10 - пробка для слива масла; 11 - узел шатунов; 12 - ЦНД; 13 - поршневой палец; 14 - предохранительный клапан; 15 - манометр давления масла; 16 - тройник для присоединения трубопровода от регулятора давления; 17 - бачок для гашения пульсаций стрелки манометра; 18 - корпус (картер); 19 - коленчатый вал; 20 - масляный насос; 21 - редукционный кла­пан; 22 - дополнительный балансир; 23 - винт крепления дополнительного балансира; 24 - шплинт; 25 - масляный фильтр; 26 - вентилятор; 27 - всасы­вающий воздушный фильтр; 28 - болт регулировки натяжения ремня вентиля­тора; 29 - кронштейн вентилятора; 30 - рым-болт

Рисунок 2 - Компрессор КТ-6

Корпус 18 имеет три привалочных фланца для установки ци­линдров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу

прикреплен масляный насос 20 с редукционным клапаном 21, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масля­ный фильтр 25. Передняя часть корпуса (со стороны привода) за­крыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух ша­рикоподшипников коленчатого вала 19. Второй шарикоподшип­ник расположен в корпусе со стороны масляного насоса.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонталь­ным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют верти­кальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. В верх­ней части цилиндров расположены клапанные коробки 2 и 4.

Коленчатый вал 19 компрессора - стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну ша­тунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам винтами 23 прикреплены дополнительные балан­сиры 22. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленча­тый вал снабжен системой каналов, показанных на рис. 3.2 пунк­тирными линиями.

Узел шатунов (рис. 3) состоит из главного 1 и двух прицеп­ных 5 шатунов, соединенных пальцами 14, застопоренными вин­тами 13.

1- главный шатун; 2, 14 - пальцы; 3, 10 - штифты; 4 - головка; 5 - прицеп­ные шатуны; 6 - съемная крышка; 7 - прокладка; 8 - бронзовая втулка; 9 - каналы для подачи смазки; 11, 12 - вкладыши; 13 - стопорный винт; 15 - шпилька; 16 - замковая шайба

Рисунок 3 Узел шатунов.

Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна 1 и разъемной головки 4, жестко соединенных друг с другом паль­цем 2 со штифтом 3 и пальцем 14. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 8. Съемная крышка 6 прикрепле­на к головке 4 четырьмя шпильками 15, гайки которых стопорят­ся замковыми шайбами 16. В расточке головки 4 главного шатуна установлены два стальных вкладыша 11 и 12, залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом 10. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками 7. Каналы 9 служат для подачи масла к верхним головкам шатунов и поршневым пальцам.

Основным преимуществом данной системы шатунов является значительное уменьшение износа вкладышей и шатунной шейки коленчатого вала, которое обеспечивается передачей усилий от поршней через головку сразу на всю поверхность шейки.

Поршни l и 5 (см. рис. 2) - литые чугунные. Они присоеди­няются к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 13 плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения паль­цев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые паль­цы ЦНД - стальные, пустотелые; поршневые пальцы ЦВД - сплошные. На каждом поршне установлено по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую В (рис. 4) и нагнетательную Н. В клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен всасывающий воздушный фильтр 27 (см. рис.2), а со стороны нагнетательной полости - холодильник 7.

Корпус клапанной коробки снаружи имеет оребрение и закрыт крышками 3 и 15. В нагнетательной полости поме­щен нагнетательный клапан 4, который прижат к гнезду в корпу­се с помощью упора 5 и винта 2 с контргайкой 1. Во всасывающей полости расположены всасывающий клапан 8 и разгрузочное устройство, необходимое для переключения компрессора в режим холостого хода при вращающемся коленчатом вале. Разгрузочное устройство включает в себя упор 9 с тремя пальцами, стержень 11, поршень 13 с резиновой диафрагмой 14 и две пружины 10 и 12.

1- контргайка; 2 - винт; 3, 15 - крышки; 4 - нагнетательный клапан; 5, 9 - упоры; 6 - корпус; 7, 18 - прокладки; 8 - всасывающий клапан; 10, 12 - пружины; 11 - стержень; 13 - поршень; 14 - резиновая диафрагма; 16 - ста­кан; 17-асбестовый шнур; В - всасывающая полость; Н- нагнетательная полость

Рисунок 4 - Клапанная коробка компрессора КТ-6

Крышка 3 и седла клапанов уплотнены прокладками 7 и 18, а фланец стакана 16 - асбестовым шнуром 17.

Всасывающий и нагнетательный клапаны (рис. 5) состоят из седла 1, обоймы (упора) 5, большой клапанной пластины 2, ма­лой клапанной пластины 3, конических ленточных пружин 4, шпильки 7 и корончатой гайки 6. Седла 1 по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 2,5...2,7 мм.

Разгрузочные устройства компрессора КТ-6 работают следую­щим образом: как только давление в главном резервуаре достига­ет 8,5 кгс/см2, регулятор давления открывает доступ воздуха из резервуара в полость над диафрагмой 14 (см. рис. 4) разгрузоч­ных устройств клапанных коробок ЦНД и ЦВД. При этом пор­шень 13 переместится вниз. Вместе с ним после сжатия пружины 10 опустится вниз и упор 9, который своими пальцами отожмет ма­лую и большую клапанные пластины от седла всасывающего кла­пана. Компрессор перейдет в режим холостого хода, при котором ЦВД будет всасывать и сжимать воздух, находящийся в холодиль­нике, а ЦНД будут засасывать воздух из атмосферы и выталкивать его обратно через воздушный фильтр. Это будет продолжаться до тех пор, пока в главном резервуаре не установится давление 7,5 кгс/см2, на которое отрегулирован регулятор. При этом регу­лятор давления сообщит полость над диафрагмой 14 с атмосфе­рой, пружина 10 поднимет упор 9 вверх и клапанные пластины прижмутся к седлу своими коническими пружинами. Компрессор перейдет в рабочий режим.

1-седла; 2-большие клапанные пластины; 3-малые клапанные пластины; 4- конические ленточные пружины; 5-обойма (упор); 6-корончатые гайки; 7-шпилька

Рисунок 5 - Всасывающий (а) и нагнетательный (б) клапаны компрессора КТ-6:

Компрессор КТ-6Эл при достижении в главном резервуаре оп­ределенного давления в режим холостого хода не переводится, а отключается регулятором давления.

В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжа­тия охлаждается в холодильнике радиаторного типа. Хо­лодильник состоит из верхнего и двух нижних коллекторов и двух радиаторных секций. Верхний коллектор перегородками разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из 22 медных трубок, развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах. На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоот­дачи.

Для ограничения давления в холодильнике на верхнем коллек­торе установлен предохранительный клапан, отрегулирован­ный на давление 4,5 кгс/см2. Фланцами патрубков холо­дильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжа­тия, а фланцем 12- к клапанной коробке второй ступени. Ниж­ние коллекторы снабжены спускными краниками для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скап­ ливающихся в них масла и влаги.

Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД, поступает через нагне­тательные клапаны в патрубки холодильника, а оттуда - в крайние отсеки верхнего коллектора. Воздух из крайних отсе­ков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в ниж­ние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетека­ет в средний отсек верхнего коллектора, из которого через вса­сывающий клапан проходит в ЦВД. Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху.

В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчива­ется процесс нагнетания воздуха в главный резервуар.

Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 26 (рис. 2), который установлен на кронштейне 29 и приводится во вращение клиновым рем нем от шкива, установленного на муфте привода компрессора. Натяжка ремня осуществляется болтом 28.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмо­сферой осуществляется через сапун 3, который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора.

Сапун (рис. 6) состоит из корпуса 1 и двух решеток 2, между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решет­кой установлена фетровая прокладка 5 с шайбами 4, 6 и втулкой 7. На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8 пру­жины 9.

При повышении давления в картере компрессора, например из-за пропуска воздуха компрес­сионными кольцами, воздух проходит через слой набивки сапуна и перемещает вверх фетровую прокладку 5 с шайбами 4 и 6 и втулкой 7. Пружина 9 при этом оказывается сжатой. Сжатый воз­дух из картера компрессора выходит в атмосферу. При появлении в картере разрежения пружина 9 обеспечивает перемещение вниз прокладки 5, не допуская попадания в картер воздуха из атмос­феры.

Детали компрессора смазываются комбинированным способом. Под давлением, создаваемым масляным насосом 20 (см. рис. 2), масло подается на шатунную шейку коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы.

1-корпус; 2-решетка; 3-распор­ная пружина; 4, 6-шайбы; 5-про­кладка; 7-втулка; 8-упорная шай­ба; 9-пружина; 10-шпилька; 11-шплинт

Рисунок 6 Сапун

Остальные детали сма­зываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнитель­ными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла слу­жит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку 9, а его уровень измеряют маслоуказателем (щупом) 8. Уровень мас­ла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки мас­ла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр 25.

Масляный насос (рис. 7) приводится в действие от коленча­того вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4. Масляный насос состоит из крышки 1, корпуса 2 и фланца 3, соединенных четырьмя шпильками 12. Крышка 1, корпус 2 и фла­нец 3 центрируются двумя штифтами 11. Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5. Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти прижимаются к стен­кам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер А и поступает в корпус насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит вслед­ствие уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу С нагнетается к подшипникам компрессора.


1-крышка; 2-корпус насоса; 3-фланец; 4-валик; 5, 9-пружины; 6-лопасть; 7- корпус редукционного клапана; 8-клапан шарового типа; 10-регулировочный винт; И -штифт; 12-шпилька; А, В-штуцеры; С-канал

Рисунок 7 - Масляный насос:

К штуцеру В присоединена трубка от манометра. Для сглажива­ния колебаний стрелки манометра 15 (см. рис.2) из-за пульсиру­ющей подачи масла в трубопроводе между насосом и манометром помещен штуцер с отверстием диаметром 0,5 мм, установлены бачок 77 объемом 0,25 л и разобщительный кран для отключения манометра.

Редукционный клапан, ввернутый в крышку 1 (см. рис.7), служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картер. В корпусе 1 редукцион­ного клапана размещены собственно клапан 8 шарового типа, пру­жина 9 и регулировочный винт 10 с контргайкой и предохрани­тельным колпачком.

По мере повышения частоты вращения коленчатого вала рас­тет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действи­ем центробежных сил, и, следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла.

При частоте вращения коленчатого вала 400 об/мин давление масла должно быть не менее 1,5 кгс/см2.

Компрессор КТ-7 получает левое вращение коленчатого вала (если смотреть со стороны привода) вместо правого на компрес­соре КТ-6. Это обстоятельство вызвало изменение конструкции вентилятора для сохранения прежнего направления потока ох­лаждающего воздуха, а также масляного насоса.

В клапанных коробках компрессора КТ-6Эл отсутствуют раз­грузочные устройства, поскольку он не переводится в режим хо­лостого хода, а останавливается. На этом компрессоре не нужен и резервуар для гашения пульсаций стрелки масляного манометра, так как относительно низкая частота вращения коленчатого вала компрессора и валика масляного насоса не дает заметной пульса­ции стрелки, а вибрация компрессора при такой частоте враще­ния вала практически отсутствует.

2 РЕМОНТ И ИСПЫТАНИЕ КОМПРЕССОРОВ

  • Причина: малый подъем пластин нагнетательных клапанов
    Действия машиниста: заменить клапан и с помощью прокладки, устанавливаемой между обоймой и седлом клапана, добиться подъема его пластин на 2,5–2,7 мм;
  • Причина: Загрязнение холодильника компрессора, слабое натяжение ремня вентилятора, повышенные утечки воздуха из ТМ, низкая подача компрессора;
    Действия машиниста: Избегать дополнительного расхода воздуха. Учитывать, что расчетное отношение времени работы компрессора под нагрузкой к времени работы на холостом ходу у компрессора тепловоза составляет 1:3, непрерывная работа компрессора в рабочем режиме не должна превышать 15 минут.
  • Причина: Неисправность масляного насоса, засорение сетки его фильтра, низкий уровень масла в картере компрессора, загрязнение масла;
    Действия машиниста: при низком давлении масла в компрессоре, но достаточном уровне масла в картере компрессор остановить, так как из-за заклинивания узлов он может быть разрушен.
  • Причина: Включены оба регулятора давления 3РД;
    Действия машиниста: включить только один из регуляторов давления.

Выброс масла в нагнетательный трубопровод и через воздушные фильтры или через сапун в атмосферу

  • Причина: износ поршневых колец, высокий уровень масла в картере компрессора, повреждение нагнетательного клапана ЦВД;
    Действия машиниста: чаще продувать маслоотделители и влагосборники, излишки масла слить через спускное отверстие, при сильном выбросе масла отключить компрессор.

Выброс воздуха при работе компрессора под нагрузкой через фильтры ЦНД

  • Причина: повреждение или не закрепление клапанов ЦНД, излом медной прокладки клапанной коробки ЦНД;
    Действия машиниста: следовать с поездом дальше, учитывая, что подача компрессора понижена. При наличии запасных частей неисправность на стоянке устранить.

Снижение подачи компрессора

  • Причина: пропуск воздуха поршневыми кольцами; загрязнение воздушных фильтров; утечки воздуха в соединениях труб или через разгрузочный клапан компрессора КТ–6эл; излом пружин или пластин клапанов, нагар на пластинах клапанов, малый их подъем;
    Действия машиниста: следовать, ограничивая расход воздуха, до основного или оборотного депо. Устранить утечки воздуха через разгрузочный клапан (нажать на грибок электрического вентиля или завернуть регулировочный винт до упора).

Компрессоры не включаются или не отключаются

  • Причина: выход из строя регулятора 3РД (излом пружины, загар клапанов, обрыв штуцера);
    Действия машиниста: слегка постучать по корпусу регулятора, если это не даст результата, на двухсекционном локомотиве переключиться на исправный регулятордавления. На односекционном тепловозе регулятор отключить разобщительным краном и следовать далее, несмотря на периодическое срабатывание предохранительных клапанов, снизив регулировку одного из них до давления 8,0–8,5 кгс/см2 (при меньшем давлении компрессор перегревается). Для включения компрессора в работу под нагрузкой ослабить одну из накидных гаек трубки разгрузочного устройства.

Регулятор давления не обеспечивает включение и отключение компрессора при заданных давлениях

  • Причина: неправильная регулировка регулятора 3РД;
    Действия машиниста: для увеличения давлений включения и выключения затянуть пружины включающей и выключающей головки, вращая регулировочные винты по часовой стрелке. Для уменьшения давлений включения и выключения отпустить пружины включающей и выключающей головки, вращая винты против часовой стрелки.

Регулятор давления 3РД не срабатывает на включение, компрессор работает в режиме холостого хода

  • Причина: пропуск воздуха через выключающий клапан (клапан не садится на седло); Признаком этого является выход воздуха через атмосферное отверстие в корпусе регулятора.
    Действия машиниста: перейти на работу от исправного регулятора давления или очистить выключающий клапан.

Компрессоры КТ–6 эл не отключаются

  • Причина: выход из строя диафрагмы регулятора АК–11Б;
    Действия машиниста: сменить диафрагму или перейти на ручное управление компрессорами.

Срабатывание предохранительного клапана на холодильнике компрессора

  • Причина: неисправны клапаны ЦВД компрессора (малый подъем пластин, заедание пластин, не плотность пластин, излом пластин и пружин). Компрессор работает под нагрузкой.
    Действия машиниста: на двухсекционном тепловозе при сильном нагреве компрессора заглушить дизель и следовать до основного или оборотного депо на одном компрессоре. Если масса поезда не позволяет этого сделать, перевести неисправный компрессор на холостой ход, для чего под крышку диафрагмы разгрузочного устройства подложить прокладку толщиной 6–8 мм. При наличии крана на холодильнике компрессора приоткрыть его.
  • Причина: неисправность разгрузочного устройства ЦВД компрессора, работающего на холостом ходу; излом или обрыв трубки к разгрузочному устройству всасывающего клапана одного из ЦНД.
    Действия машиниста: при разрыве диафрагмы разгрузочного устройства сменить ее на остановке, заглушив дизель и перекрыв кранами воздухопровод от регулятора давления 3РД. Если запасной диафрагмы нет или произошел излом трубки, перевести соответствующий цилиндр на холостой ход.

Срабатывание предохранительного клапана на нагнетательном трубопроводе

  • Причина: неисправно разгрузочное устройство ЦВД;
    Действия машиниста: устранить неисправность. Можно использовать детали одного из ЦНД, но подача компрессора при этом снизится.
  • Причина: неисправен или неправильно отрегулирован регулятор давления 3РД;
    Действия машиниста: перейти на работу от другого регулятора или отрегулировать его.
  • Причина: замерзла напорная магистраль между секциями при включении регулятора давления на ведущей секции (давление повышается только на ведомой секции);
    Действия машиниста: устранить замерзание. Если поезд небольшой длины, следовать с питанием тормозной магистрали от компрессора одной секции, 3РД включить на каждой секции.
  • Причина: обрыв блокировочного рукавчика между секциями (будет срыв клапанов на обеих секциях), его замерзание, перекрыт один из кранов на магистрали блокировки компрессоров (произойдет срыв предохранительного клапана в той секции, где 3РД отключен).
    Действия машиниста: устранить причину срабатывания. При включении регулятора 3РД каждой секции, учитывать, что в рабочем режиме будет в основном работать только компрессор ведущей секции.
  • Причина: неисправность предохранительного клапана (ослабление пружины или его разрегулировка);
    Действия машиниста: отрегулировать клапан, заглушить штуцер крепления клапана. Не допускается закрытие сразу двух штуцеров предохранительных клапанов одного компрессора.