Ремонт Дизайн Мебель

Как правильно выделять суффиксы словах. Суффиксы. Начальная школа. Суффиксы в существительных

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания...» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти » (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений...» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание... а в неизменяемых – только основа...». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении... Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)... Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий) , прошедшего времении (нес-л-а) , инфинитива (нес-ти) , причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши) ...» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По... своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие... Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти ... Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу...».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа -ть, писа -л, писа -вш-ий) . На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л- ), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

o суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий) ;

o суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а) ;

o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь );

o суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый) ;

o суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши) ;

o суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва -я- сь , прочита -вш-ий, буд -учи) .

4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса . В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор -е, торопл -ю- сь , осенн -ий) . В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу -ющ-ий, свеж -айш-ий, привез -л-а) . В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр -ее, проигра -в, откры -ть, принес -и) .

5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.


Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж- ок , рам- оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

    суффикс –ть ( -ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде- ть , нес- ти

    суффикс -л- - форму глаголов прошедшего времени: чита- л , дума- л .

Суффиксы –ть ( -ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)- те, поед(ем)- те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю) сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

    словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.

    словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных
-ник- :

лес -ник , школь -ник , уче -ник , троеч -ник , спут -ник , курорт -ник , льгот -ник , суббот -ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель- ск (ий), деревен- ск (ий), мор -ск (ой), москов- ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс
-ник -, - от - . - ок - ( гриб-ник, крас- от (а), друж- ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот- ск (ий) ) - для образования только прилагательных; - ыва -,- ива - ( обдум- ыва -ть ) - только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

    от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;

    от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;

    от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

    суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь - доч- к (а) - доч- еньк (а), дом - дом- ик ;

    увеличительное значение: рука - руч- ищ (а) ;

    суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;

    для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;

    для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д

    выражение отношения к лицу: хитр юг а, жад юг а, мал явк а, коз явк а, лен тяй , слюн тяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс - тель в конце слова - существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс -
от - - существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс -
ск - - прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после
Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья - [врун’ / й’ / а] , эмиграция - эмигр, двое - дв, лисьего [л’ис’/ й’ /ива], лисьей [л’ис’/ й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

    Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) - стар-инн(ый) корень стар -, окончание -ый ;

    Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар- ин (а) , в котором -ин - - суффикс, выделяем его: стар- ин- н(ый) .

    Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-

    Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород (ый) (от огород), мод- н (ый) (от модный), осен- н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.

    Вывод: стар- ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Пример

Их работа

Образуют существительные

-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-

рыба - рыб к а
ключ - ключ ик
замок - замоч ек
друг - друж ок
рука- руч еньк а
лиса- лис оньк а
Ваня – Ван ечк а
игла – игол очк а
дед – дед ушк а
поле - пол юшк о

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-

лес - лес ник
возить - воз чик
барабан - барабан щик
учить - учи тель
учить - учитель ниц а
радист - радист к а

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

Образуют прилагательные

-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-

скала - скал ист ый
город - город ск ой
горох - горох ов ый
шаль - шал ев ый
лето - лет н ий

Образуют глаголы

-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)

звук – звуч а ть
рана –ран и ть
белый – бел е ть
зима – зим ова ть
кольцо - кольц ева ть
укачать - укач ива ть
открыть -откр ыва ть

-ся-(-сь-)

учить - учить ся - учу сь
лечить - лечить ся - лечу сь

Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

Формообразующие суффиксы

-ть-
-ти-

чита ть
нес ти

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

-л-

читаю – чита л ;
говорю - говори л

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова - чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.

Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.

Какие бывают суффиксы

Виды суффиксов:

  • Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук "е", нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук "и", то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
  • Буквы "ч" и "щ" в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв "д", "т", "з", "с" и "ж", нужно писать букву "ч" . Во всех остальных случаях пишется "щ". Примеры: рассказчик, бурильщик.
  • Буквы "о" и "е" после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву "щ", без ударения - писать "е". Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение - слово "дешевый".
  • Одна и две буквы "н" в тех прилагательных, которые образованы от существительных.

Две буквы "н" будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:

  1. От существительных, основа которых заканчивается на "н".
  2. От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.

Есть в этом правиле исключение - это слово "ветреный".

Одна буква "н" пишется:

  1. В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
  2. В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.

Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на "ч", "к", "ц", нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.

Как найти в слове суффикс

Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.

    • Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
    • Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
    • Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
    • Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником - ^. В слове может быть больше одного суффикса.

Типичные ошибки при выделении суффиксов

  • Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
  • К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
  • Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например "грамот-н-ость".
  • При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.

Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

К языкознанию люди чаще всего обращаются в двух случаях: во время учебы на лингвистическом факультете и в попытках помочь своему ребенку с домашними заданиями. Тема формообразующих суффиксов считается не самой легкой. Огромный список морфем при беглом взгляде на него не обнаруживает четкой системы. Кажется, что составлен он коллективно. И даже возникает мысль, что кто-то придумал эту тему ради шутки и сам в ней не очень-то разбирался. Но это все только на первый взгляд. На самом деле тема словообразующих и формообразующих суффиксов очень интересна и легка для восприятия.

Определение понятий

Для начала стоит обозначить все возможные термины, чтобы не путаться в них.

Итак, суффикс - это изменяемая часть слова, стоящая между окончанием и основой (или другим суффиксом). Эта морфема служит для образования новых слов или его форм. Суффиксы (как языковое явление) часто свойственны В языкознании также используется термин "аффикс", который, по сути, можно считать синонимом. Однако иногда этот момент может запутать, поскольку аффиксами также называются и другие морфемы, кроме окончания, образующие другие формы и виды слова. Существует несколько видов суффиксов, но нас интересуют только два, поскольку они тесно связаны друг с другом.

Словообразовательный суффикс - это морфема, предназначение которой видно уже из названия. Она служит для образования новых слов. А формообразующий суффикс, в свою очередь, помогает создавать не новые слова, а, как тоже понятно из названия, его формы, то есть различные вариации уже существующего слова.

Очень важно не путать эти два понятия.

На самом деле главная сложность темы суффиксов заключается в напускном неподчинении каким-либо правилам и отсутствии системы как таковой. Закономерности, однако же, есть, просто они не рассматриваются в школьной образовательной системе из-за ненужности. Казалось бы, решение верное, ведь тот, кому интересна эта тема, будет и дальше развивать себя в этой стезе. Но вместе с этим, остается куча незакрытых пробелов, из-за чего дети в дальнейшем обучении или просто зазубривают все аффиксы, или просто пишут и делают задания наугад.

Для многих станет открытием, что появление того или иного суффикса в слове зависит от его свойств, от его основы. Какие-то из них присущи только глаголам, какие-то - только прилагательным, какие-то обозначают части тела, а какие-то - характеристики. Суффиксы различаются и по своему количеству: каких-то много, а какие-то существуют только в единственном варианте.

Говоря о последнем моменте, необходимо упомянуть о двух группах, на которые можно поделить все аффиксы. Это живые суффиксы, которые активно образуют слова и его формы, и мертвые, определить которые возможно только при глубоком анализе.

Формообразующие суффиксы глаголов

Рассмотрим их подробнее. Примеры формообразующих суффиксов широко встречаются в глаголах. Например, для образования различных времен или наклонений, инфинитивов и так далее. Некоторые примеры можно увидеть в этой таблице:

Итак, здесь приведены самые популярные суффиксы. Не замечая того, люди очень часто их используют. Глаголы - наиболее употребляемая часть речи в русском языке. И аффиксы в них необходимы, чтобы разнообразить речь.

Также интересен тот факт, что существует не только но и нулевой суффикс.

Формообразующие суффиксы причастий и деепричастий

В некоторых учебниках эти формы рассматриваются как особые вариации глагола, однако лучше выделить их в отдельном пункте. Итак, список формообразующих суффиксов для причастий и деепричастий:

Деепричастия и причастия используются реже, чем глаголы, но тем не менее указанные выше суффиксы все равно употребляются достаточно часто.

Примеры суффиксов в прилагательных

Формообразующие суффиксы в прилагательных выражаются в образовании форм простой сравнительной и простой превосходной степеней. Суффиксы -е-/-ее (-ей), -ше, -же относятся к простой степени сравнения, а аффикс -ейш-/-айш- - к превосходной.

Суффиксы в существительных

Формы существительных образуются при помощи краткого списка суффиксов.

Множественное число и косвенные падежи образуются через аффиксы -ес-, -ер-, -ен-, -ят- и другие. Одним из суффиксов образования формы единственного числа является -ин-.

Чтобы тема лучше усвоилась, обратите внимание на слова с формообразующими суффиксами:

Примеры на суффиксы для инфинитива

Смотреть, вести, мочь

Примеры на формообразующие суффиксы для прошедшего времени

Смотрел, вертела

Примеры на суффиксы для повелительного наклонения

Иди, пишите

Примеры на формообразующие суффиксы для причастия

Посмотревший, пишущий, видящий, прочитанный и др.

Примеры на суффиксы для сравнительной степени

Лучше, сильнее, больше

Примеры на формообразующие суффиксы для превосходной степени

Лучший, сильнейший, величайший

Примеры на суффиксы для множественного числа имени существительного

Матери, чудеса, котята, племена

Примеры на формообразующие суффиксы для единственного числа имени существительного

Гражданин

Некоторые ошибки, касающиеся суффиксов

Необходимость знакомства с разными видами морфем, в том числе и с формообразующими суффиксами, объясняется одним из заданий школьной программы. Имеется в виду морфемный разбор слова. Основные ошибки, касающиеся данного задания, связаны именно с этими аффиксами. Например, некоторые буквы суффиксов добавляются к окончаниям и корням. Другой ошибкой является складывание двух аффиксов в один - для этого очень важно знать и различать разные морфемы.

Также нужно помнить о том, что любые формообразующие морфемы, в том числе и суффиксы, не входят в основу слова. Это важно, потому что это - еще одна грубая ошибка, которую совершают ученики во время разбора слова на морфемы.

Как дело обстоит в английском языке?

В отличие от русского языка, в английском намного меньше формообразующих суффиксов. Их всего пять, и все они описаны в этой таблице:

Суффикс -ed

Суффикс, образующий форму простого, продолженного, перфектного прошедшего времени, а также причастия

Суффиксы -s/es

Суффикс, служащий для образования формы простого настоящего времени глагола и множественного числа существительного

Суффикс -ing

Суффикс, образующий герундий (отглагольная форма, означающая действие как предмет), который используется для образования форм продолженного прошедшего, настоящего и будущего времен

Суффикс -er

Суффикс, образующий форму сравнительной степени прилагательного

Суффикс -est

Суффикс, образующий форму превосходную степень прилагательного

Намного сложнее дела состоят со словообразовательными суффиксами. Их намного больше, поэтому запомнить их несколько проблематичнее.

Как можно заметить, формообразующие суффиксы часто употребляются с глаголами и прилагательными, что отлично от русского. Это объясняется принадлежностью языков к разным группам.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема формообразующих суффиксов, хоть и является достаточно объемной, но в то же время не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Лингвистика и языкознание необходимы не только на факультете иностранных языков во время изучения теории и практики словообразования. Тема суффиксов не зря так рано рассматривается в школе, потому что даже ребенок в состоянии разобраться в этом вопросе. Пусть он и кажется сумбурным, но любой сможет выучить весь этот большой и странный список, который пригодится ему потом.