Ремонт Дизайн Мебель

Цыганский язык. Самые распространенные цыганские фразы

Цыганский язык (цыг. Romani chib [романи́ чиб]) - язык западных ветвей цыган. Относится к индоарийской ветви индоевропейских языков. Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и новоиндийскими языками. За столетия странствий цыганский язык смешался со словами, заимствованными из языков стран, где жили цыгане. Английские цыгане говорят на ломаном языке, который представляет собой смесь цыганских и английских слов. По-английски цыганский язык называют «романи» . На этом же языке название цыганского дома на колесах - «вардо» . Cуществует очень много диалектов. Основные: восточноевропейский (Россия, Украина, Белорусь) и его разновидности в Польше, балканский - албанские цыгане и т. д. , плюс маладвские, венгерские, румынские. И западноевропейский - континентальная Европа, Англия и т. д. Дело в том, что кроме "коренных" слов в язык примешивается очень много местных диалектических слов.. . На территории Восточной Европы (в том числе России) наибольшее распространение имеют следующие диалекты: котлярский (кэлдэрарский) - довольно консервативен, в лексике высок процент заимствований из румынского языка, заметно влияние русского языка. ловарский (карпато-цыганский) - в лексике повышенный процент заимствований из венгерского и румынского языков. русско-ромский (севернорусский) - в значительной степени подвергся креолизации; синтаксис и словообразование перестроились под влиянием русского языка, артикль почти не используется. Часто используются префиксы и частицы русского происхождения. Много заимствований из польского и немецкого языков. Находится в родстве с диалектами польских, чешских, словацких, литовских цыган, а также цыган-синти. На территории Западной Европы существует несколько диалектов цыганского языка. Цыгане синти говорят на диалекте, родственном диалектам русских и прибалтийских цыган, но с заимствованиями преимущественно из немецкого и французского. Свои диалекты у различных британских цыган. В связи с активными миграциями цыган из Румынии, а также ловарей, активно используются кэлдэрарский и близкие к нему диалекты, а также ловарский диалект. Цыгане, проживающие в Стране басков, говорят на креольском языке эрроминчела, основанном на баскской грамматике и преимущественно цыганской (кэлдэрарской) лексике. Наддиалектная норма Существует также цыганское наддиалектное койне, khetani romani, на котором, в частности, пишутся статьи в цыганской Википедии. Ввиду большой степени расхождения между диалектами khetani romani не отражает особенностей живой цыганской речи и используется преимущественно для написания коротких публикаций пропагандистского характера или письменного (редко - живого) общения между представителями разных цыганских групп. Большое влияние на khetani romani оказал кэлдэрарский диалект, ввиду распространённости кэлдэраров по миру.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Цыганский язык иногда рассматривается как группа диалектов или родственных языков, составляющих единую генетическую подгруппу. Он не является официальным языком ни в одном государстве, однако признан как язык национального меньшинства во многих странах. А в странах с большой долей цыганского населения (например, в Словакии) цыганский язык находится сейчас в процессе кодификации. Можно выделить четыре крупнейших разновидности цыганского языка – влашский цыганский (примерно 900 тысяч носителей), балканский цыганский (700 тысяч), карпатский цыганский (500 тысяч) и синти (300 тысяч).

Цыганский язык – близкий родственник языков центральной и северной Индии, которая и считается родиной цыган. Обычно цыганский язык относят к центральным индоарийским языкам (вместе с гуджарати, раджастхани и др.). Есть даже теория, согласно которой само слово «синти» произошло от названия области Синдх (северо-восток Пакистана и запад Индии).

Цыганский язык очень консервативен с точки зрения грамматических структур. В нем сохранились практически в неизменном виде индоарийские маркеры согласованности по лицу в настоящем времени и консонантные окончания именительного падежа – явления, исчезнувшие в большинстве других современных языков центральной Индии. А развившаяся относительно недавно модель согласованности по лицу в прошедшем времени роднит его с языками северо-запада Индии – кашмири, шина и др. Этот факт считается дополнительным подтверждением того, что родиной цыган является центральная Индия, откуда они мигрировали на северо-запад.

До сих пор не известна причина, вынудившая предков цыган эмигрировать с Индийского полуострова, однако существуют различные теории. Например, прослеживающееся влияние греческого, турецкого и, в меньшей степени, иранских языков указывает на продолжительное пребывание в Анатолии. Вторжение монголов в Европу, начавшееся в первой половине 13-го века, вызвало еще одну волну миграции. В это время цыгане прибыли в Европу, откуда и рассеялись по другим континентам.

Хотя первые записи на цыганском языке появились еще в 16-м веке (преимущественно в Восточной Европе), литературной цыганской традиции так и не сложилось – главным образом, потому, что он использовался в основном как тайный язык или арго. В 1989 году французский лингвист Марсель Куртиад предложил орфографический стандарт на основе латиницы, который и стал официальным алфавитом Международного цыганского союза. Наиболее примечательная особенность системы Куртиада – использование «метасимволов», призванных сгладить фонологические различия между диалектами (особенно в степени палатализации), и «морфографов», которые используются для отображения морфофонологического чередования падежных суффиксов в разных фонологических позициях.

Кроме нее, используются также панвлашская, кириллическая и различные англизированные системы письма.

Панвлашская орфография не имеет единой стандартной формы, а представляет собой скорее набор орфографических норм с общими графемами. Она основана на латинском алфавите, дополненном несколькими диакритическими знаками, как в восточноевропейских языках. Орфография на английской основе используется преимущественно в Северной Америке, и графемы с диакритическими знаками в ней заменены диграфами: č = ch, š = sh, ž = zh. А румынские и российские цыгане пользуются кириллической письменностью.

Кроме латинского и кириллического алфавитов, цыгане пользуются и другими видами письменности. Например, в Греции цыгане пишут преимущественно греческим алфавитом, а в Иране – арабским. В целом же среди носителей цыганского языка прослеживается тенденция к использованию орфографии, основанной на письменности основного контактного языка. Еще одна тенденция – все более активное употребление ненормированной англизированной орфографии, что, видимо, связано с распространением Интернета и электронной почты.

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.

Случайно наткнулся.

Цыганский язык (романо ракирэбэ).

Приветствия

Привет - бахталэс
Здравствуйте - дубрИдин
Добро пожаловать! - Мишто явъЯн!
Счастливо пребывать! (многим людям) - тэ явЭн бахталЭ!
Счастливо пребывать! (мужчине) - тэ явЭс бахталО!

Добрый день (всем) - дэвЭс лачО (сарЭнгэ)

Стандартные фразы

Спасибо - Наис
Будьте здоровы - явЭн састэ
Спокойной ночи - лачи рят
Как твои дела? - Сыр тэрЭ дела?
Как ты поживаешь? - Сыр ту дживЭса?
Все идет хорошо! - Са авЭла мишто!
Как тебя зовут? - сыр тут кхарэн?
Меня зовут… - ман кхарэн…
У тебя красивое имя - тУтэ гОжо лаф
Извини - прОсти
Что ты сказал? - Со ту пхэндЯн?
Ты меня слышишь? - Ту ман шунЭса?
Понял (а)? - ПолыЯн?
Как ты себя чувствуешь? - Сыр ту пэс чувствуешь?
Что мне делать? - Со мАнгэ тэ кирА?
Чего ты хочешь? - Со ту камЭс?
Я тебя люблю - мэ тут камАм/камАв
Я тебя ненавижу - мэ тут накамАм/накамАв
Даю тебе слово - дава тукЭ мирО лаф
У меня болит… - ман о дукхал…
Я тебя прошу - мэ тут мангАв
Ты знаешь? - ту джинЭс?

Пошли домой - явЭн кхарЭ
Я приду - мэ авАв
Ничего я тебе не скажу - ничИ мэ тУтэр на пхэнАва
Подожди! (Стой!) - тырдЁв!
Так и есть - дэй сы
Это правда - ада чачипЭ
Кто там? (когда стучатся) - кон дый?
Не уходи! - на уджА!
Иди сюда - яв дарИк
Иди отсюда - джАдад кхэр / яв дурИк
Я тебя прошу - мэ тут мангАва
Я вижу - мэ дыкхАв
Я думала - мэ думиндЁм
Не знаю, как это сказать - на джинОм, сыр ада пхэн
Смотри! - Дык!
Не злись - на холясОв
Не кури - на тырдЫ; идешь покурить? - авЭса тырдЭс?
Я виноват? - мэ банго ли?
Я все помню - мэ са рапирАва
Мне купили - мангэ кимлЭ
Что ты будешь есть? - Со ту лЭсэ тэхАс?
Я посижу здесь? - Мэ датЭ побушАла?
Ты знаешь, куда идти? - Ту джинЭс, карИк тэ джяс?
Где ты бал? - Кай ту санАс?
Мы уезжаем - амЭ карадАса
Я в порядке - мэ шукАр
Я пошла (мы пошли) - мэ гэОм (амЭ гаЁм)
Готово - гАта
Бог мой! - мирО дэвЭл!

Закрыто - закЕр
Открыто - уткЕрдо

Местоимения

Я - мэ
С меня - мАндэр
Мне - мАнгэ/мангЭ
Со мной - мАнца
Без меня - би мирО
У меня - ман о/мандэ
Ко мне - кэ мэ
Мой (моя, мои) - мирО (мирИ, мирЭ)

Мы - амЭ
Нам - амЭнгэ
Наш (наша, наши) - аморО (аморИ, аморЭ)
К нам - кэ ямэ

Ты - ту
Тебя - тут
У тебя - тУтэ
Тебе - тУкэ
Твой (твоя, твои, твоё) - тё/тэрО (ти/тэрИ, тэрЭ, тирО/тэрО)
К тебе - ки ту
Без тебя - би тэрО

Вы - тумЭ
Ваш (ваша, ваши) - тумарО (тумарИ, тумарЭ)

Он - ёв
Ему - лэскэ
Его (в родительном падеже) - лэс
Его (как прилагательное) - лэскО

Она - ей/юнэ
Ее - ла

Они - Ана
Им - лэнгэ
Их (в родительном падеже) - лэн

Сам - кокурО
Свой - пЭнго
Себе - пэскЭ
Себя - пЭс

Это - ада
Этот - какО

Всё - са (сарО)
Все - саворЭ
Всех - сарЭн
Всем - сарЭнгэ
Совсем - сарЭса

Кто - кон
Никто - никОн
С кем - кАса

Так - кадЯкэ
Вместе - кхэтанэ
Потому что - дулЭски
Что - со

Вопросики

Что? - Со?
Где? - Кай?
Куда? - КарИк?
Как? - сыр?
Зачем? - палсО?
Почему? - сОски? (но чаще - так же, как по-русски)
Когда? - кедЫ?
Кто? - кон?
Сколько? - бут?
Какой? - савО?

Ответы

Да - да; нет - нат
Нету - нанэ
Хорошо - шукАр/мишто
Плохо - нАшука
Ничего - ничИ
Никто - никОн
Все готово - са гАта
Много - бут
Немного - набутка
Даю тебе слово - дава тукЭ мирО лав

Описание

Красивый - гОжо
Уродливый - бэнк
Ты мой (моя) миленький (ая) - ту мирО (мирИ) миленько
Дорогой - дрАго
Любимый (ая) - камлО (камлЫ)
Хороший (хорошенький) - лачО (лачинько)
Дура (дурак) - дырлЫны (дырлЫно)
Маленький - мАленько
Большой - барО
Бедный - чарОро
Богатый - барвАло
Цыган - ром/ромал
Не цыган - гАджо
«Черт с рогами» - Бенг рогЭнса
Новый - нЭво
Хитрый/хитрая (хитрые) - ужЯнгло (ужЯнгле)
Умная - годявир
Счастливый (счастливая, счастливые) - бахталО (бахталЫ, бахталЭ)
Удалец (мужчина) - мурш
Цыганский - ромАно
Золотой (золотая, золотое, золотые) - санакУно (санакУны, санакУно, санакУнэ)
Нет больше таких на свете - нанэ ада вавир прэ свето

Описание состояния

Мне плохо (мне хорошо) - мангэ нАшука (мангэ шукАр)
Я устала - мэ кхраниО
Я поспала - мэ попАсио
Я заболела - мэ занасвалуЁ
С меня хватит! - МандЭр хватит!
Новый - нЭво
Счастлив (счастлива) - бахталО (бахталЫ)
Хочется спать - камЭлпэ тэсовЭс

Люди (монушА)

Народ - лумя
Хорошие люди - лаче монушА
Девочка/девушка - чАюри; «доча» - чай
Девочки/девушки - чаЯлэ
Женщина - рУмны
Мальчик/парень - чАворо; «сынок» - чавораАлэ
Мальчики/парни - чавАлэ
Мужчина - ром
Гадалка - драбаровкиня
Ведьма - шувани
Маленький мальчик - тыхненько чАворо
Друг (подруга, друзья) - вортАко (вортАка, вортАчя)
Ему (ей) … лет - лэскЭ (лакЭ) … бэрш
Два брата - дуй пшала

Родственники

Мама - дАе
С мамой - да са
Папа - дАдо/дад
Сын - чЯво
Дочь - чай
Сестра - пхрЭн
С сестрой - пхрэниА со
Брат - пшал
С братом - пэ пшалЭсэ
Брату - пшалЭскэ
Дедушка - пАпо
Бабушка - мАми
С бабушкой - бабА со
Сноха - бОри
Муж - ром
Жена - румны
Дядя - как
С дядей - какЭ сэ
Тетя - бИби
С тетей - бибЯ со

Время

Год - бэрш
Месяц - шён
День - дэвЭс/дэс
Ночь - рят; ночью - рЯтэ
Утро - дэдиминянцы
Вечер - дэкусарэ
Утром - додэсара
Сегодня - дадывэс
Завтра - тасЯ
Послезавтра - палтасЯ
Сейчас - так же, как и по-русски

Место

Дом - кхр (можно - кхэр)
Там - дутЭ
Здесь - датЭ
Дорога - дрОм; по дороге - пэ дромА
Сюда - дарИк
Туда - дурИк
Отсюда - датЫ
Вперед - палЭ
Назад - ангЕл

Части тела

Глаз (а) - якх (А)
Нос - накх
Губы - вышт
Зубы - дАнда
Лицо - муй
Рука - васт
Голова - шеро/шуру
Волосы - балА
Живот - пЭр
Нога - пунрро
На ногах - про гера

Продукты

Готовить еду - тэкарэлЭс хабэн
Женщина варит - рромни кэравЭла
Что ты ешь? - со ту хас?
Кушать - тэхАс
Пей - пьЕса
Вареный - кэрадо
Яблоко - пхабай
Груша - амброл
Арбуз - лубэныца
Дыня - харбузо
Абрикос - барацка
Картофель - коломпири
Капуста - шах
Рис - рэзо
Мясо - мас
Сахар - пракхУ
Вода - панИ
Молоко - тхуд
Кофе - кава
Водка - бравИнта

Существа и животные

Бог - дэвЭл
Черт - бэнг
Собака - джюкЕл
Конь - грай
Птица - чирЕклы

Одежда, украшения

Брюки - халуЁ
Платок - дыкхлО
Юбка - так же, как по-русски
Золото - сумнакАй
Золотое кольцо - санакУно ангрустЫ
Серебро - руп

Разное

Разговор - ракирэбэ
Правда - чачО/чачипЭ
Враньё - хохАйпэ
Дождь - бришИнд
Ветер - балвАл
Сердце/душа - Ило
Луна - шЁнуто
Звезда - чергОни; звезды - чиргИн(я); звездочка - чиргенорИ
Солнце - кхАм
Деньги - ловЭ
Без денег - без ловЭнги
Огонь - йаг
Вода - панИ
Кровь - рат
Стол - скамИнд
Кровать - чибЭ
Дверь - ударА
Песня - гилЫ
Любовь - камАм
Нож - чурИ
Свет - як
Листок/паспорт - лилОро
Свадьба - бьЯв
Камень - бар
Дорога/путь - дром
Дерево - кашт

«Крылатое»

Чтоб тебя Бог покарал! - Тэ скарИн ман дэвЭл!
Пес пса не укусит - джюкел джюклес на хала
Лежачий камень - пАшло бар
Поет как птица - багала сыр чирЕклы
Твои глаза как звезды - тэрЭ якхА сыр чиргинЯ

Разные фразы и действия

Иди/приди ко мне - яв кэ мэ
Он все знает - ёв сарО джинЭл
Дождь идет - бришинд джяла
Куда мне идти? / Знаешь, куда идти? - КарИк тэджав? / ДжинЭс, карИк тэджЯс?
Кто приходит? - кон авЭла?
Мы идем вместе - амЭ джЯса кхэтАнэ
Не бойся - на дАрпэ
Дай руку - дэ васт
Я это слышал(а) - мэ ада шуньдем
Я тебя прошу - мэ тут мангАв
Ни о чем я тебя не прошу - ничИ мэ тУтэр на мангАва
Я тебе скажу - мэ тут пхэнАва
Ничего я тебе не скажу - нИчи мэ тУтэр на пхэнАва
Слышишь? - шунЭса?
Пошли (домой) - явЭн (кхарЭ)
Что мне делать? / что будем делать? - со мАнгэ тэ кирА? / Со кирАса?
Я думал(а) - мэ думиндЁм
Горит, но не греет - хачЕн, нэ на татькирЭла
Целую - чамудЭв
Помню я песню - рапирАва мэ гилЫ
Ищу - родАм; нашёл - лакхтЁм
Ты разозлился - ту холысЯн
Ты тоже видишь это? - Ту чи дыкхЭс ада?
Ладно, я приду - Мишто, мэ явА
Ты врешь, я знаю - ту хохавЭса, мэ джинОм
Я ничего не знаю - Мэ ничИ на джинОм
Мэ жили в… - амЭ джиндЯм дэ…
Мы побывали в… - амЭ самАс дэ…
Мы идем на танцы - амЭ гаЁм по дискотЕке
Мы уезжаем - амЭ карадАса
Хочу к тебе - камАм/камАв ки ту
Да ладно тебе! - мишто акана брэ!
Ты что, ушел (пришёл)? - ту со, угеЯ (явдЯ)?
Хочется знать - камЭлпэ жянАв