Ремонт Дизайн Мебель

АПК «Безопасный город». Перспективы развития, проблемы технологии, выработка решений защиты и эксплуатации. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город Перспективная федеральная система в апк безопасный город

Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования на них оперативных служб, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности играют современные средства оповещения о пожарной опасности, средства охранной сигнализации, средства контроля доступа на объекты, системы охранного телевидения. Для дальнейшего повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, противодействия росту преступности, обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан на улицах и в других общественных местах, безопасности дорожного движения на наиболее оживленных улицах и транспортных развязках, террористической устойчивости объектов особой важности и объектов жизнеобеспечения в городах создаются аппаратно-программные комплексы (АПК) «Безопасный город». В состав комплекса, как правило, входят: распределенная сеть видеонаблюдения (РСВ), сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» (ПЭС) и система мониторинга подвижных средств правоохранительных органов (СМПС ПО). Управление такими системами осуществляется централизованно сотрудниками городского УВД, для чего создается Ситуационный центр (СЦ) АПК «Безопасный город» (рис. 6.16).

Рис. 6.16 Функциональная схема АПК «Безопасный город»

Целью создания АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различных степеней важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел.

Задачи АПК «Безопасный город»:

1. Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.

2. Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма » населения.

3. Обеспечение безопасности объектов особой важности.

4. Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

5. Обеспечение безопасности образовательных учреждений.

6. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде.

7. Обеспечение безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками.

8. Обеспечение безопасной перевозки по территории города опасных грузов за счет дистанционного контроля и управления транспортными средствами, перевозящими их.

9. Обеспечение безопасного перемещения по территории города VIP-персон.


10. Обнаружение фактов угона транспортных средств граждан, оснащенных специальным оборудованием и дистанционный контроль за ними.

11. Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.

12. Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней.

13. Снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы.

14. Снижение уровня уличной преступности.

15. Повышение раскрываемости преступлений и сокращение сроков расследования преступлений.

16. Профилактика правонарушений.

В основе общих подходов к решению поставленных задач лежит системный анализ ситуации, осуществляемый в Ситуационном центре и определение объектов, требующих особой защиты в рамках функционирования АПК «Безопасный город».

Ситуационный центр представляет собой группу помещений оборудованных аппаратурой приема, обработки, визуализации, передачи и архивации всей необходимой информации, циркулирующей в рамках системы «Безопасный город».

Основными функциями городского Ситуационного центра являются:

  • контроль на экранах мониторов за информацией, поступающей с распределенной сети видеонаблюдения;
  • получение информации от граждан города через сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и реагирование на нее;
  • мониторинг сети стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и дислокации сил правопорядка на электронной карте города;
  • мониторинг на электронной карте города местоположения охраняемых VIP- персон;
  • мониторинг на электронной карте города маршрутов следования транспортных средств для перевозки особо опасных грузов;
  • мониторинг на электронной карте города маршрутов следования угнанных автомобилей, охраняемых специальными охранными системами.

Размещение элементов системы охранного телевидения удаленных объектов и стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» осуществляется, прежде всего, на следующих объектах и участках территории городского округа:

Объекты и участки территории с повышенной криминогенной обстановкой;

Объекты культуры и отдыха;

Развлекательные и спортивные сооружения;

Места массового пребывания граждан при проведении публичных мероприятий;

Места наиболее частого совершения дорожно-транспортных происшествий;

Объекты системы образования;

Объекты системы здравоохранения;

Объекты жизнеобеспечения городского округа;

Объекты повышенной опасности;

Остановки общественного транспорта;

Районы транспортных развязок; мосты;

Торговые центры;

Объекты промышленности и связи;

Объекты органов местного самоуправления;

Объекты правоохранительных органов.

К основным задачам, решаемым в рамках создаваемой системы, следует отнести первые одиннадцать, поэтому остановимся на них подробнее.

Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан включает:

  • осуществление контроля за обстановкой на: улицах и площадях, парках, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, спортивных сооружениях, других местах массового пребывания людей;
  • организация контроля обстановки на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах; автоматическое определение оставленных и забытых предметов; осуществление розыска и распознавание лиц.
  • оперативное реагирование на осложнение оперативной обстановки и оперативное управление силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка;
  • оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества.

Решение данной задачи осуществляется путем установки обзорных видеокамер наблюдения в местах массового пребывания граждан и передачи информации в ситуационный центр УВД и в районные отделы внутренних дел. Информацию анализируют в режиме реального времени операторы видеонаблюдения и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, оператор видеонаблюдения докладывает оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решение в соответствии с существующими инструкциями. Одновременно вся поступающая информация сохраняется в видеоархиве.

Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения включает организацию канала экстренной связи граждан с органами внутренних дел для получения информации о правонарушениях, преступлениях, чрезвычайных ситуациях и оперативного реагирования на поступившие сообщения.

Указанная задача решается путем установки оконечных устройств ПЭС. Желательно оборудовать такие устройства встроенной видеокамерой (аналогично вызывному блоку видеодомофона) с целью визуального наблюдения за развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова.

Такой сигнал от гражданина поступает в СЦ оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения докладывает оперативному дежурному. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение ПЭС на электронной карте города. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации а оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации.

Обеспечение безопасности объектов особой важности является важнейшей задачей как ведомственной службы безопасности, так и правоохранительных органов. Грамотно размещенная система внешнего видеоконтроля такого объекта, вписанная в структуру «Безопасного города», позволит обнаруживать угрозы на ранних стадиях их проявления. При возникновении угроз террористического или криминального характера, влекущих нарушение функционирования данных объектов, оператор видеонаблюдения передает сигнал тревоги оперативному дежурному, который принимает решение по предотвращению или ликвидации последствий выявленных угроз, а также информирует соответствующие службы.

Повышение безопасности дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий обеспечивается:

  • организацией мониторинга дорожной обстановки; потоков автотранспорта; чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия;
  • автоматическим обнаружением и регистрацией аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечения двойной сплошной, проезда под запрещающие знаки и сигналы) и транспортных средств - нарушителей;
  • оперативным реагированием на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС , медицину катастроф и т.д.;
  • розыском угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожно-транспортного происшествия автотранспорта;
  • определением номерных знаков транспортных средств;
  • мониторингом подвижных объектов специальных служб и, прежде всего, правоохранительных органов.

Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения на основных магистралях города и идентификационных камер для определения государственного номера транспортного средства по каждой полосе движения. Поступающая видеоинформация анализируется операторами видеонаблюдения, сотрудниками ГИБДД . В случае выявленных нарушений дорожного движения или осложнения дорожной обстановки подается сообщение оперативному дежурному полка ДПС. Одновременно видеоинформация поступает на сервер специализированного программно-аппаратного комплекса для автоматизированной обработки и распознавания номеров.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений является актуальной задачей. Из потенциальных угроз, подстерегающих сегодняшних школьников, стоит особенно выделить наиболее характерные из них, а именно:

  • кражи личных вещей учащихся и педагогов, расхищение и порча школьного имущества;
  • террористические акты, захват детей в заложники;
  • поступление на школьную территорию алкоголя, наркотикови употребление учащимися;
  • распространение среди школьников нежелательных изданий порнографического, сектантского и прочего характера;
  • техногенные аварии и природные катаклизмы .

Анализ потенциальных угроз позволяет сделать вывод о необходимости наличия в составе системы безопасности образовательного учреждения следующих подсистем:

  • система видеонаблюдения;
  • пункт экстренной связи с полицией;
  • система контроля доступа;
  • охранно-пожарная сигнализация.

Видеомониторинг школьной территории и внутренних помещений позволяет оперативно выявлять случаи проникновения посторонних лиц на территорию школы, предупреждать их действия, создающие угрозу учащимся, и регистрировать конфликтные ситуации и случаи нарушений дисциплины, предотвращать порчу школьного имущества, хищений личных вещей учителей. Для обеспечения безопасности учащихся и персонала образовательного учреждения, а также сохранности материальных средств применяются стационарные видеокамеры, установленные в следующих местах:

  • внешний периметр школьной территории;
  • ходы/выходы здания;
  • холлы и лестницы, раздевалки;
  • столовые и буфеты;
  • спортивный зал и уличные площадки.

Сеть пунктов экстренной связи с полицией обеспечивает незамедлительную связь с оператором Ситуационного центра УВД города любого учащегося или сотрудника образовательного учреждения.

Подсистема контроля доступа - еще один обязательный компонент системы безопасности. Она призвана обеспечить идентификацию всех входящих в школу через оборудованные считывателями турникеты . Система позволяет решать задачи предотвращения несанкционированного доступа в школу посторонних лиц, осуществлять контроль посещаемости учащихся с регистрацией времени их прихода и ухода и ряд других.

Охранно-пожарная сигнализация обеспечивает мониторинг состояния охраняемых помещений, зданий образовательного учреждения с выводом тревожных извещений на пункт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны .

В рамках проекта «Безопасный город» задействуются две первые подсистемы, причем выводы сигналов осуществляются, в первую очередь, из зоны центрального входа в образовательное учреждение.

Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде обеспечивается:

  • круглосуточным контролем обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также, при необходимости, входами в технические помещения жилых зданий;
  • двухсторонней связью с диспетчером предприятия, ответственным за эксплуатацию жилых помещений;
  • видеомониторингом кабин лифтов, подвалов, чердаков и других служебных помещений;
  • оперативным оповещением служб охраны правопорядка о возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества .

Указанные задачи решаются путем установки видеокамер в жилых подъездах и обзорных камер на придомовой территории. Видеоинформация поступает через сервер муниципального инженерно-технического центра в районные отделы внутренних дел.

Система обеспечения безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками, позволяет гражданам, нуждающимся в дополнительной защите, в случае угрозы нападения или по медицинским показаниям нажать кнопку на брелоке. Сигнал по радиоканалу поступит в Ситуационный центр, а дежурный центра направит в район бедствия ближайший наряд полиции.

Система обеспечения безопасной перевозки по территории города опасных грузов предназначена для дистанционного контроля и управления маршрутами следования транспортных средств, которые перевозят по территории города опасные грузы , и речевой связи с их экипажами. Для обеспечения безопасности транспортные средства на период перевозки по территории города опасных грузов оборудуются легкосъемными бортовыми комплектами.

Система обеспечения безопасного перемещения по территории города VIP- персон позволяет осуществлять:

  • санкционированное определение местоположения VIP-персон и отображение их на экране компьютера городского Ситуационного центра на электронной карте города в реальном масштабе времени;
  • голосовые переговоры с дежурным Ситуационного центра;
  • передачу сигналов тревоги.

Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города позволит:

  • повысить эффективность действий нарядов полиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений и оказанию помощи гражданам;
  • увеличить территорию контроля правопорядка за счет внедрения технических средств;
  • повысить уровень информационного обеспечения дежурной части УВД, что даст возможность обеспечить наличие необходимых сил и средств правопорядка в нужном месте и в нужное время;
  • сократить время реагирования органов внутренних дел на сообщения граждан, осложнение оперативной обстановки;
  • улучшить условия несения службы нарядами полиции;
  • осуществлять постоянный контроль за несением службы нарядами полиции общественной безопасности.

Для решения этой задачи необходимо осуществить:

  • интеграцию создаваемых в рамках системы информационных ресурсов различных подсистем, автоматизированных банков данных общего пользования, существующих автоматизированных информационных систем по линии ЕИТКС в единое информационное пространство правоохранительных органов, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени;
  • доступ к информационным ресурсам регионального и федерального уровня;
  • визуализацию на электронной карте города местонахождения дежурных нарядов патрульно-постовой службы, мест установки видеокамер и пунктов экстренной связи;
  • организацию автоматического документирования и анализа информации о чрезвычайных событиях и правонарушениях с элементами прогнозирования развития оперативной обстановки;
  • использование системы МЧС России «Оксион» по демонстрации видеоинформации в общественных местах: криминальной обстановки, складывающейся на территории города; ориентировок на разыскиваемых и без вести пропавших граждан; профилактических сюжетов по направлениям деятельности охраны общественного порядка (действиям граждан при обнаружении подозрительных предметов в общественных местах, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны);
  • защиту информации, циркулирующей в системе, а также каналов передачи данных.

Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней, снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы, снижение уровня уличной преступности, повышение раскрываемости преступлений, сокращение сроков расследования преступлений, профилактика правонарушений базируется на результативном решении и развитии первых одиннадцати задач.

Актуальных вопросов интеграции негосударственных структур безопасности (НСБ) в систему Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», всего два:

Необходимость и возможность интеграции НСБ в систему АПК «Безопасный город»

Поэтому, коротко о том, что из себя на сегодняшний день представляет АПК «Безопасный город»

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» - это:

оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени;

· ведение видео- и аудиоархива;

· автоматическое оповещение о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций, предоставление визуальной информации с мест установки телекамер;

· восстановление хода событий на основе записанных видеоматериалов;

· интеграция видеоинформации с информацией других автоматизированных систем городской инфраструктуры.

Внедрение программы «Безопасный город» позволит:

· максимально повысить безопасность на улицах и дорогах города;

· охватить основные магистрали города, перекрёстки, места проведения общественных мероприятий;

· лучше управлять дорожным движением в городе;

· более оперативно и обоснованно разрешать спорные ситуации при ДТП;

· эффективно бороться с криминальными и террористическими угрозами;

· осуществлять мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования

В тоже время следует отметить реальное положение дел, которое обсуждалось на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности в декабре 2016 года

Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используются для наказания нарушителей ПДД и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.

Не смотря на договорённости ведомств и региональных органов власти, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.

— Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин.

В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".

Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог - нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.

Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.

Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира - в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.

В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.

На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", - отметили в ведомстве.

Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".

Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. В последние годы они особенно активизировались и сотни раз за 2015-2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры, и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.

Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге

А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.

За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже.

В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства - Александра Чуприяна.

По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.

Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.

Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли – по данным Департамента региональной безопасности столицы.

Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах - например, видеонаблюдения на транспорте - есть прогресс.

Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему.

Основные проблемы отрасли, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю.

С нашей точки зрения необходимо добавить еще несколько неразрешенных проблем, связанных собственно с обеспечением общественной безопасности, противодействию правонарушений и преступлений. Эти противоправные действия происходят на земле: в конкретном месте, в конкретное время. И никакая система видеофиксации не способна их предотвратить, пресечь или оперативно задержать правонарушителя.

Для этого необходимо экстренно передать информацию в соответствующие оперативные службы. На сегодняшний день в ходе реформы численность сотрудников полиции существенно сократилась. По сведениям, которые были озвучены на одном из совещаний, количество сотрудников полиции в регионе почти вдвое меньше количества охранников. То есть возможность полиции и Росгвардии по оперативному реагированию не безграничны.

Еще одним недостатком можно назвать отсутствие в системе АПК «Безопасный город» программных продуктов, способных в автоматическом режиме идентифицировать потенциальные угрозы, анализировать информацию и предлагать варианты решений. Поэтому мы имеем пресловутый «человеческий фактор».

Мне кажется, что данной информации достаточно для понимания необходимости вовлечения сил и средств НСБ в систему АПК «Безопасный город».

Теперь о возможностях.

Частная охрана сегодня – это обученные, как правило ранее проходившие службу в силовых структурах, сотрудники, имеющие обмундирование, служебное и гражданское оружие, спецсредства, средства индивидуальной защиты.

Охранные организации, осуществляющие пультовую охрану имеют мобильные группы быстрого реагирования, высокотехнологичные мониторинговые центры, программные продукты (в т.ч. собственные разработки) по управлению силами и средствами, высокопрофессиональный инженерно-технический персонал, квалифицированных и ответственных операторов, а главное – это принципиальное понимание необходимости повышения уровня безопасности и собственное участие в этом процессе.

Все вопросы, возникающие по организации взаимодействия, обмена информацией, технологическими присоединениями – это только вопросы, которые разрешаются в рабочем порядке.

Конечно надо прорабатывать механизмы взаимодействия и сотрудничества НСБ и органов исполнительной власти. Эти механизмы должны быть правовыми и взаимовыгодными.

Гражданско-правовые договора, ГЧП, концессионные соглашения.

Большие надежды на продвижение наших предложений мы возлагаем на сформированный Координационный совет при Росгвардии, а также создаваемый Координационный совет при правительстве Санкт-Петербурга.

При создании КСА функциональных блоков АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации могут использоваться централизованная, децентрализованная и гибридная схемы создания, определяющие техническую и системную архитектуру КСА функциональных блоков АПК "Безопасный город".

Автономное размещение вычислительных и программных ресурсов для логических площадок на территории отдельных муниципальных образований;

Создание узловой централизованной логической площадки, обеспечивающей функционирование систем АПК "Безопасный город" для муниципальных образований, в которых не предполагается логических вычислительных площадок.

В начале работ по созданию АПК "Безопасный город" на территории субъектов Российской Федерации решением главы субъекта Российской Федерации должны быть определены муниципальные образования, на территории которых в первоочередном порядке будут построены сегменты АПК "Безопасный город" (пилотные муниципальные образования или муниципальные образования первой очереди).

После создания и перевода в эксплуатацию систем АПК "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях, а также после проведенного анализа результатов их внедрения рекомендовано реализовывать мероприятия по построению АПК "Безопасный город" во всех остальных муниципальных образованиях данного субъекта Российской Федерации.

Общая схема реализации АПК "Безопасный город" определяется выбранной схемой реализации КСА функционального блока "Координации работы служб и ведомств" (КСА Региональная платформа и КСА ЕЦОР) и определяет общую схему межсистемного взаимодействия. При этом компоненты других функциональных блоков могут быть реализованы по иным схемам (децентрализованной, централизованной или гибридной).

При реализации элементов систем функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры" рекомендуется обеспечить развитие и модернизацию подсистем интеллектуального видеонаблюдения, сетей оконечных устройств подсистем обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, сетей оконечных устройств подсистем обеспечения безопасности инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Одновременно с реализацией систем функционального блока "Координация работы служб и ведомств" и функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры", в целях обеспечения источников формирования доходной части бюджета, рекомендуется обеспечить развитие элементов подсистем функционального блока "Безопасность на транспорте", включая системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и нарушений правил транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Важно отметить, что география внедрения данных систем не должна быть территориально привязана к муниципальным образованиям, в которых создание систем АПК "Безопасный город" осуществляется в первую очередь, поскольку данные системы являются региональными.

Дальнейшее развитие систем осуществляется в соответствии с выбранной схемой построения АПК "Безопасный город".

Последующие этапы реализации систем АПК "Безопасный город" включают:

Развитие на территории муниципальных образований подсистем функционального блока "Экологическая безопасность", включая развитие сетей оконечных устройств и средств анализа подсистем мониторинга состояния окружающей среды и подсистем управления рисками окружающей среды;

Развитие на территории муниципальных образований подсистем мониторинга дежурного плана города функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры";

Развитие на территории муниципальных образований подсистем функционального блока "Безопасность на транспорте", включая подсистемы обеспечения безопасности дорожного движения (компонентов интеллектуальных транспортных систем), подсистемы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры;

Тиражирование решений, внедренных на территории пилотных муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в целом.

Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования на них оперативных служб, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности играют современные средства оповещения о пожарной опасности, средства охранной сигнализации, средства контроля доступа на объекты, системы охранного телевидения. Для дальнейшего повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, противодействия росту преступности, обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан на улицах и в других общественных местах, безопасности дорожного движения на наиболее оживленных улицах и транспортных развязках, террористической устойчивости объектов особой важности и объектов жизнеобеспечения в городах создаются аппаратно-программные комплексы (АПК) «Безопасный город». В состав комплекса, как правило, входят: распределенная сеть видеонаблюдения (РСВ), сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» (ПЭС) и система мониторинга подвижных средств правоохранительных органов (СМПС ПО). Управление



Целью создания АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различных степеней важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел.

Задачи АПК «Безопасный город»:

    Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.

    Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения.

    Обеспечение безопасности объектов особой важности.

    Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

    Обеспечение безопасности образовательных учреждений.

    Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде.

    Обеспечение безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками.

    Обеспечение безопасной перевозки по территории города опасных грузов за счет дистанционного контроля и управления транспортными средствами,

    перевозящими их.

    Обеспечение безопасного перемещения по территории города VIPперсон.

    Обнаружение фактов угона транспортных средств граждан, оснащенных специальным оборудованием и дистанционный контроль за ними.

    Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.

    Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степе-


    Снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные

    Снижение уровня уличной преступности.

    Повышение раскрываемости преступлений и сокращение сроков расследования преступлений.

    Профилактика правонарушений.

В основе общих подходов к решению поставленных задач лежит системный анализ ситуации, осуществляемый в Ситуационном центре и определение объектов, требующих особой защиты в рамках функционирования АПК «Безопасный город».

Ситуационный центр представляет собой группу помещений оборудованных аппаратурой приема, обработки, визуализации, передачи и архивации всей необходимой информации, циркулирующей в рамках системы «Безопасный город».

Основными функциями городского Ситуационного центра являются:

    контроль на экранах мониторов за информацией, поступающей с распределенной сети видеонаблюдения;

    получение информации от граждан города через сеть стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» и реагирование на нее;

    мониторинг сети стационарных пунктов экстренной связи «Гражданинполиция» и дислокации сил правопорядка на электронной карте города;

    мониторинг на электронной карте города местоположения охраняемых VIPперсон;

    мониторинг на электронной карте города маршрутов следования транспортных средств для перевозки особо опасных грузов;

    мониторинг на электронной карте города маршрутов следования угнанных автомобилей, охраняемых специальными охранными системами.

    Размещение элементов системы охранного телевидения удаленных объектов и стационарных пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» осуществляется, прежде всего, на следующих объектах и участках территории городского округа:

    объекты и участки территории с повышенной криминогенной обстанов-


    объекты культуры и отдыха;

    развлекательные и спортивные сооружения;

    • места массового пребывания граждан при проведении публичных мероприятий;

      места наиболее частого совершения дорожно-транспортных происшествий;

      объекты системы образования;

      объекты системы здравоохранения;

      объекты жизнеобеспечения городского округа;

      объекты повышенной опасности;

      остановки общественного транспорта;

      районы транспортных развязок; мосты;

    • торговые центры;

      объекты промышленности и связи;

      объекты органов местного самоуправления;

      объекты правоохранительных органов.

      К основным задачам, решаемым в рамках создаваемой системы, следует отнести первые одиннадцать, поэтому остановимся на них подробнее.

      Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан включает:

      осуществление контроля за обстановкой на: улицах и площадях, парках, территориях, прилегающих к торговым и развлекательным центрам, спортивных сооружениях, других местах массового пребывания людей;

      организация контроля обстановки на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах; автоматическое определение оставленных и забытых предметов; осуществление розыска и распознавание лиц.

      оперативное реагирование на осложнение оперативной обстановки и оперативное управление силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка;

      оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб города о возникновении или подозрении возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества.

Решение данной задачи осуществляется путем установки обзорных видеокамер наблюдения в местах массового пребывания граждан и передачи информации в ситуационный центр УВД и в районные отделы внутренних дел. Информацию анализируют в режиме реального времени операторы видеонаблюдения и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, оператор видеонаблюдения докладывает оперативному дежурному. Оперативный дежурный принимает решение в соответствии с существующими инструкциями. Одновременно вся поступающая информация сохраняется в видеоархиве.

Обеспечение личной безопасности граждан на территории города и повышение уровня их доверия к правоохранительным органам, снижение «правового нигилизма» населения включает организацию канала экстренной связи граждан с органами внутренних дел для получения информации о правонарушениях, преступлениях, чрезвычайных ситуациях и оперативного реагирования на поступившие сообщения.

Указанная задача решается путем установки оконечных устройств ПЭС. Желательно оборудовать такие устройства встроенной видеокамерой (аналогично вызывному блоку видеодомофона) с целью визуального наблюдения за

развитием событий непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова.

Такой сигнал от гражданина поступает в СЦ оператору видеонаблюдения, который после регистрации сообщения докладывает оперативному дежурному. Одновременно осуществляется запись переговоров с последующим архивным хранением и высвечивается расположение ПЭС на электронной карте города. Оперативный дежурный принимает решения согласно складывающейся ситуации а оператор видеонаблюдения осуществляет контроль за развитием ситуации.

Обеспечение безопасности объектов особой важности является важнейшей задачей как ведомственной службы безопасности, так и правоохранительных органов. Грамотно размещенная система внешнего видеоконтроля такого объекта, вписанная в структуру «Безопасного города», позволит обнаруживать угрозы на ранних стадиях их проявления. При возникновении угроз террористического или криминального характера, влекущих нарушение функционирования данных объектов, оператор видеонаблюдения передает сигнал тревоги оперативному дежурному, который принимает решение по предотвращению или ликвидации последствий выявленных угроз, а также информирует соответствующие службы.

Повышение безопасности дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий обеспечивается:

    организацией мониторинга дорожной обстановки; потоков автотранспорта; чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия;

    автоматическим обнаружением и регистрацией аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечения двойной сплошной, проезда под запрещающие знаки и сигналы) и транспортных средств нарушителей;

    оперативным реагированием на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС, медицину катастроф и т.д.;

    розыском угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожнотранспортного происшествия автотранспорта;

    определением номерных знаков транспортных средств;

    мониторингом подвижных объектов специальных служб и, прежде всего, правоохранительных органов.

Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения на основных магистралях города и идентификационных камер для определения государственного номера транспортного средства по каждой полосе движения. Поступающая видеоинформация анализируется операторами видеонаблюдения, сотрудниками ГИБДД. В случае выявленных нарушений дорожного движения или осложнения дорожной обстановки подается сообщение оперативному дежурному полка ДПС. Одновременно видеоинформация поступает на

сервер специализированного программно-аппаратного комплекса для автоматизированной обработки и распознавания номеров.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений является актуальной задачей. Из потенциальных угроз, подстерегающих сегодняшних школьников, стоит особенно выделить наиболее характерные из них, а именно:

    кражи личных вещей учащихся и педагогов, расхищение и порча школьного имущества;

    террористические акты, захват детей в заложники;

    поступление на школьную территорию алкоголя, наркотиков и употребление учащимися;

    распространение среди школьников нежелательных изданий порнографического, сектантского и прочего характера;

    техногенные аварии и природные катаклизмы.

    Анализ потенциальных угроз позволяет сделать вывод о необходимости наличия в составе системы безопасности образовательного учреждения следующих подсистем:

    система видеонаблюдения;

    пункт экстренной связи с полицией;

    система контроля доступа;

    охранно-пожарная сигнализация.

    Видеомониторинг школьной территории и внутренних помещений позволяет оперативно выявлять случаи проникновения посторонних лиц на территорию школы, предупреждать их действия, создающие угрозу учащимся, и регистрировать конфликтные ситуации и случаи нарушений дисциплины, предотвращать порчу школьного имущества, хищений личных вещей учителей. Для обеспечения безопасности учащихся и персонала образовательного учреждения, а также сохранности материальных средств применяются стационарные видеокамеры, установленные в следующих местах:

    внешний периметр школьной территории;

    ходы/выходы здания;

    холлы и лестницы, раздевалки;

    столовые и буфеты;

    спортивный зал и уличные площадки.

Сеть пунктов экстренной связи с полицией обеспечивает незамедлительную связь с оператором Ситуационного центра УВД города любого учащегося или сотрудника образовательного учреждения.

Подсистема контроля доступа – еще один обязательный компонент системы безопасности. Она призвана обеспечить идентификацию всех входящих в школу через оборудованные считывателями турникеты. Система позволяет решать задачи предотвращения несанкционированного доступа в школу посторонних лиц, осуществлять контроль посещаемости учащихся с регистрацией времени их прихода и ухода и ряд других.

Охранно-пожарная сигнализация обеспечивает мониторинг состояния охраняемых помещений, зданий образовательного учреждения с выводом тревожных извещений на пункт централизованной охраны отдела вневедомствен-

ной охраны.

В рамках проекта «Безопасный город» задействуются две первые подсистемы, причем выводы сигналов осуществляются, в первую очередь, из зоны центрального входа в образовательное учреждение.

Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде обеспечивается:

    круглосуточным контролем обстановки в жилом секторе путем видеонаблюдения за подъездами и дворовыми территориями, а также, при необходимости, входами в технические помещения жилых зданий;

    двухсторонней связью с диспетчером предприятия, ответственным за эксплуатацию жилых помещений;

    видеомониторингом кабин лифтов, подвалов, чердаков и других служебных помещений;

    оперативным оповещением служб охраны правопорядка о возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества.

Указанные задачи решаются путем установки видеокамер в жилых подъездах и обзорных камер на придомовой территории. Видеоинформация поступает через сервер муниципального инженерно-технического центра в районные отделы внутренних дел.

Система обеспечения безопасности граждан, оснащенных специальными охранными радиобрелками, позволяет гражданам, нуждающимся в дополнительной защите, в случае угрозы нападения или по медицинским показаниям нажать кнопку на брелоке. Сигнал по радиоканалу поступит в Ситуационный центр, а дежурный центра направит в район бедствия ближайший наряд полиции.

Система обеспечения безопасной перевозки по территории города опасных грузов предназначена для дистанционного контроля и управления маршрутами следования транспортных средств, которые перевозят по территории города опасные грузы, и речевой связи с их экипажами. Для обеспечения безопасности транспортные средства на период перевозки по территории города опасных грузов оборудуются легкосъемными бортовыми комплектами.

Система обеспечения безопасного перемещения по территории города VIPперсон позволяет осуществлять:

    санкционированное определение местоположения VIP-персон и отображение их на экране компьютера городского Ситуационного центра на электронной карте города в реальном масштабе времени;

    передачу сигналов тревоги.

    Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованным ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города позволит:

    повысить эффективность действий нарядов полиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений и оказанию помощи гражданам;

    увеличить территорию контроля правопорядка за счет внедрения технических средств;

    повысить уровень информационного обеспечения дежурной части УВД, что даст возможность обеспечить наличие необходимых сил и средств правопорядка в нужном месте и в нужное время;

    сократить время реагирования органов внутренних дел на сообщения граждан, осложнение оперативной обстановки;

    улучшить условия несения службы нарядами полиции;

    осуществлять постоянный контроль за несением службы нарядами полиции общественной безопасности.

    Для решения этой задачи необходимо осуществить:

    интеграцию создаваемых в рамках системы информационных ресурсов различных подсистем, автоматизированных банков данных общего пользования, существующих автоматизированных информационных систем по линии ЕИТКС в единое информационное пространство правоохранительных органов, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени;

    доступ к информационным ресурсам регионального и федерального уровня;

    визуализацию на электронной карте города местонахождения дежурных нарядов патрульно-постовой службы, мест установки видеокамер и пунктов экстренной связи;

    организацию автоматического документирования и анализа информации о чрезвычайных событиях и правонарушениях с элементами прогнозирования развития оперативной обстановки;

    использование системы МЧС России «Оксион» по демонстрации видеоинформации в общественных местах: криминальной обстановки, складывающейся на территории города; ориентировок на разыскиваемых и без вести пропавших граждан; профилактических сюжетов по направлениям деятельности охраны общественного порядка (действиям граждан при обнаружении подозрительных предметов в общественных местах, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны);

    защиту информации, циркулирующей в системе, а также каналов передачи данных.

    Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней, снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы, снижение уровня уличной преступности, повышение раскрываемости преступлений, сокращение сроков расследования преступлений, профилактика правонарушений базируется на результативном решении и развитии первых одиннадцати задач.

      Диспетчерский центр межрегионального кординационного центра (ДЦ МКЦ) по Московской области



      Основой АПК «Коридор безопасности» являются спутниковые диспетчерские системы, в которых транспортные средства определяют свое местонахождение с помощью глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС и /или GPS, а результаты местоопределения по каналам связи передают в диспетчерские центры.

      Центральным звеном спутниковой системы диспетчерского управления городским и пригородным автомобильным транспортом, перевозящим специальные грузы, является диспетчерский центр предприятия-грузоперевозчика, обеспечивающего указанные перевозки. В МВД России безопасность транспорта, перевозящим специальные грузы, обеспечивает межрегиональный координационный центр (МКЦ) ГУВО МВД России.

      Объектами управления являются закрепленные за ним автомобили, перевозящие специальные грузы. Взаимодействующими с диспетчерским центром организациями являются территориальные органы исполнительной власти (Ро-

      странснадзор, МВД (ГИБДД) и МЧС России) и предприятия грузоотправители (грузополучатели).

      Основными функциями системы диспетчерского управления транспортными средствами, перевозящими специальные грузы, являются следующие:

      1.Мониторинг, заключающийся в:

      • контроле местонахождения транспортных средств, маршрута следования, скоростного режима;

        контроле состояния транспортных средств, их водителей, состояния грузов и условий перевозки.

        Принятие управленческих решений на основе мониторинговой и другой актуальной информации.

        Доведение до исполнителей (водителей, сопровождающих груз лиц, работников транспортной компании, взаимодействующих организаций) принятых управленческих решений.

        Контроль исполнения принятых решений.

      Система информационного сопровождения и мониторинга городских и пригородных автомобильных перевозок опасных грузов не может подменять действующие системы диспетчерского управления. Она должна обеспечивать их актуальными и достоверными данными, т.е. являться информационной, но не управляющей системой. Поэтому на рассматриваемую систему следует возлагать только функции мониторинга, сбора, обработки, представления и отображения полученных данных, а также, возможно, функции информационного обмена, в том числе с взаимодействующими организациями. При этом формирование и согласование с ГИБДД схем движения транспортных средств, оперативное управление (формирование команд водителю, принятие решений о задействовании резервных транспортных средств и т.п.) не должно возлагаться на эту систему. Однако вся информация, необходимая для контроля перевозок органами внутренних дел и организации реагирования на внештатные ситуации, должна передаваться в дежурные части органов внутренних дел. В распространенных ныне системах мониторинга этот вопрос, как правило, не решен. В лучшем случае, органы внутренних дел информируются о уже имевшем место происшествии по каналам телефонной связи, без достаточной конкретизации сведений о характере происшествия и текущем местонахождении транспортного средства.





        Для надежного функционирования аэропортов должна быть обеспечена комплексная безопасность, наиболее важной составляющей которой является инженерно-техническая система безопасности, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт убедительно показывает, что одно только применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить процент террористических посягательств на охраняемые объекты.

        Важнейшим шагом в обеспечении авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров.

        Ограждения представляют собой инженерно-технические сооружения, препятствующие умышленному или непреднамеренному проникновению людей и транспорта на территорию охраняемого объекта либо на отдельные его участки. Для защиты аэропортов оборудуются основное, дополнительные и предупредительные ограждения.

        Служебные КПП аэропортов для авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, должны иметь шлюзовые кабины с встроенными автоматизированными системами контроля и управления доступом, противокумулятивными ограждениями, средствами противопулевой защиты персонала КПП. Дверь или ворота на выход, для находящегося внутри шлюзовой кабины человека, должны открываться только после блокирования входной двери или ворот шлюза, определения полномочий на проход (идентификация) и количест-

        ва проходящих (телеконтроль, взвешивание и т.п.). Шлюз рекомендуется оборудовать:

        • металлообнаружителями;

          обнаружителями взрывных устройств и взрывчатых веществ;

          обнаружителями отравляющих веществ;

          аппаратами рентгеновского досмотра.

        Шлюзовая кабина позволяет предотвратить проход по принуждению, например, под угрозой применения оружия, проход группы по одному идентификационному признаку и локализовать нарушителя (нарушителей).

        КПП, через которые осуществляется проезд автотранспортных средств, должны быть оборудованы автоматизированными устройствами блокирования их движения. Участки возможного подъезда автотранспортных средств с внешней стороны ограждения должны быть оборудованы устройствами ограничения скорости их движения (железобетонными блоками, столбами и т. п., расположенными в определенном порядке).

        Для обнаружения попытки преодоления основного ограждения территории объекта и на подступах к нему используют средства раннего обнаружения проникновения – средства периметровой сигнализации. Это позволяет работникам охраны оперативно реагировать на появление нарушителя и оказать надлежащее противодействие. Выбор системы периметровой сигнализации для организации охраны аэропортов и прилегающих территорий инфраструктуры достаточно сложная задача, так как система должна устойчиво функционировать в экстремальных для данной местности почвенно-климатических условиях и при высоких уровнях электромагнитных помех. Сегодня для решения такой задачи активно внедряются различные виды периметровой сигнализации: радиоволновые извещатели («Радий», «Фон»), оптико-электронные извещатели («Вектор», «СПЭК»), проводноволновые и вибрационные извещатели и пр.

        Одним из наиболее эффективных подходов к решению задачи обеспечения комплексной безопасности аэропортов является использование интегрированных систем безопасности (ИСБ), которые представляют собой объединение на единой программно-аппаратной основе систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем охранного телевидения (СОТ) и систем контроля и управления доступом (СКУД). Такие системы обеспечивают:

          модульную структуру, позволяющую оптимально оборудовать как малые, так и очень большие распределенные объекты;

          контроль и управление доступом через точки входа (двери, турникеты, шлюзы, шлагбаумы);

          видеонаблюдение, видеоконтроль и видеорегистрацию тревожных ситуаций;

          управление установками пожарной автоматики;

          управление инженерными системами здания (кондиционирования, отопления, вентиляции, оповещения, аварийной сигнализации);

          защищенный протокол обмена по каналам связи, имитостойкие шлейфы сигнализации;

          возможность использования для взятия под охрану/снятия с охраны дистанционных радиокарт и электронных ключей;

          речевое предупреждение дежурного о тревожных событиях, возможность записи и воспроизведения речевых сообщений;

          отображение состояний зон, разделов, точек доступа, приемноконтрольных приборов, считывающих устройств, видеокамер на графических планах помещений с подробными текстовыми пояснениями;

          разграничение полномочий дежурных, операторов, администраторов за счет многоуровневой системы паролей и возможность подключения биометрических систем ограничения доступа к программам АРМ;

          протоколирование всех событий, происходящих в системе

          развитую диагностику работоспособности всех блоков и устройств сис-


        Успешная борьба с терроризмом невозможна без специальной досмотро-

        во-поисковой техники, которая позволяет своевременно обнаруживать практически все средства, используемые террористами для совершения диверсий, до того как они будут применены в преступных целях.

        Широкая номенклатура досмотрово-поисковых средств объясняется множественностью ситуаций, возникающих при оперативной работе правоохранительных органов, служб охраны, розыскной и следственной деятельности. Примеры таких ситуаций: контроль посетителей и клиентов на наличие у них оружия и взрывных устройств; пассажиров в аэропортах, их ручной клади и багажа; контроль транспорта; зданий; почтовых поступлений и подозрительных предметов; поиск заранее установленных взрывных устройств и др.

Комплекс инженерно-технических средств систем физической защиты предназначен для обеспечения противодиверсионной защиты мест стоянок судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и судов обеспечения с ядерными материалами. Комплекс также предназначен для обеспечения охраны объектов инфраструктуры морских портов, а также для создания протяженных рубежей обнаружения нарушителей на границах охраняемых территорий со стороны береговой линии и решает задачи по:

Оптическому обнаружению и сопровождению малых надводных целей в охраняемой зоне до 10 км от охраняемого объекта;

Гидроакустическому обнаружению и сопровождению подводных целей в охраняемой зоне до 1 км от охраняемого объекта;

Автоматическому оповещению и определению параметров движения целей (курса, скорости, глубины);

Передаче данных на центральный пост управления охраняемого объекта и катер охраны;

Выдаче данных целеуказания для средства поражения плавцов нарушителей;

Нелетальному воздействию на обнаруженных и классифицированных подводных нарушителей;

Обеспечению обнаружения объектов на границах охраняемых террито-


Для решения данной задачи производится выдвижение Комплекса (или

его составных частей) автомобилем-буксировщиком к месту дислокации, где в течение не более 24 часов осуществляется его развертывание.

Мобильный пост управления предназначен для управления Комплексом; сбора, обработки и хранения информации, а также для перевозки (10 человек) и длительного проживания (4 человек) личного состава, обслуживающего Комплекс. В состав поста входит оборудование систем охранного телевидения, беспроводной передачи видеоинформации WI–FI, спутниковых телефонии и телевидения, УКВ-радиосвязи и средств радиационного контроля.

Мобильный пост быстроразворачиваемого комплекса физической защиты предназначен для создания рубежей обнаружения нарушителей на границах охраняемых территорий и формирования зон наблюдения за их перемещением внутри территорий с использованием системы технических средств периметровой охранной сигнализации: сейсмических, вибрационных и радиоволновых средств обнаружения.

Система обеспечивает скрытное автоматическое обнаружение нарушителей, движущихся шагом или бегом, в момент их входа в зону действия технических средств. Тревожные извещения поступают на встроенный экран блока обработки и отображения информации, информируя о месте и направлении движения целей.

Мобильный пост сбора и обработки надводной и наземной обстановки включает в себя радиолокационный комплекс и комплекс электрооптического обнаружения.

Мобильный пост отображения подводной обстановки и противодействия подводным нарушителям включает в себя комплекс гидроакустический подводной охраны и установку для нелетального воздействия на пловцовнарушителей.

Скоростной патрульный катер с жестким корпусом, усиленной днищевой частью, позволяющей работать в мелкобитом льде и каменистом рельефе, открытой рубкой, надувным бортом из прочного синтетического материала, подвесным мотором предназначен для оперативного реагирования и доставки наряда к месту тревожной ситуации. В состав оборудования катера входит комплекс гиростабилизированной оптико-электронной системы, комплект высокочастотного гидролокатора звуковизора секторного обзора, комплекс переносного малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата и подводный громкоговоритель.

Комплекс средств инженерной защиты элементов комплекса включает в себя: контейнер с панелями системы решетчатых ограждений, контейнер с концертинами спиральной армированной колючей ленты системы быстровозводимого барьера безопасности пирамидального типа.


Контрольные вопросы‌
Для чего предназначены средства усиления речи?
Как классифицируются средства усиления речи?
Какие требования предъявляются к речевым сообщениям, передаваемым по средствам усиления речи?
Как определяется местоположение с помощью спутниковых навигационных систем?
Классификация технических средств дежурных частей.
Принцип работы автоматизированной системы оповещения.
Принципы работы системы регистрации телефонных переговоров.
Назначение и структура аппаратно-программного комплекса «безопасный город».
Назначение и структура аппаратно-программного комплекса «коридор безопасности».
Какие технические средства применяются для обеспечения безопасности аэропортов?
Какие задачи решаются с помощью комплекса инженернотехнических средств и систем физической защиты стоянок судов?

Литература‌

Гаврилов Л.Н., Демидов В.А., Досычев А.Л. и др. Специальная техника органов внутренних дел: учебно-наглядное пособие/ под общей редакцией В.П. Сальникова, А.В. Шайтанова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 56 с.
Декшне В.И, Силантьев Ю.Н. Средства усиления речи: Учебное пособие. – М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1992. – 32 с.
Зарубин В.С. Технические системы антитеррористической и противокриминальной защиты объектов: учебное пособие / В.С. Зарубин – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. – 194 с.
Методические рекомендации по применению спутниковых навигационно-мониторинговых систем на основе радионавигационной системы
ГЛОНАСС в интересах органов внутренних дел./ Д.В. Дьяченко, Ю.А. Макаров, А.Н. Поддубровский и др. – М.: ГУ «Специальная техника и связь» МВД России, 2009. – 112 с.
Поваляев Е., Хуторной Системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS.// Новости микроэлектроники. № 1, 2010.

Слышали о концепции АПК «Безопасный город» многие наши соотечественники, но далеко не всякий гражданин представляет себе достаточно точно, что скрывается под этим понятием. АПК расшифровывается как «аппаратно-программный комплекс». Такая система была создана, дабы гарантировать повышенный уровень безопасности социума и среды, в которой обитает современный человек. Рассмотрим эту тему подробнее.

О чем идет речь?

Сегменты АПК «Безопасный город» разработаны таким образом, чтобы держать под контролем все происходящее. Задача этого комплекса - прогнозировать угрозы, отслеживать текущие чрезвычайные события, по возможности предупреждать угрожающие социуму ситуации. Одна из задач комплекса - контролировать, как устраняются последствия произошедшего. Цель специалистов - следить и предупреждать, мониторить правонарушения и работать с тем, что ими спровоцировано. Комплекс создается как сборная система многочисленных элементов уровнем ниже, предусмотренных для сбора сведений и управления данными. Все подсистемы должны эффективно работать друг с другом. Основная идея функционирования такого комплексного продукта - соблюдение и обеспечение интересов социума в целом, отдельного образования, области, населенного пункта в частности.

Задача АПК - защита населения и территорий, увеличение уровня безопасности в аспекте разных сфер жизнедеятельности современного социума в городе. Этот проект включает проработку мер, предупреждающих террористические угрозы, а значит, обеспечивающих большую безопасность местам, где люди скапливаются в большом количестве. АПК направлен на обеспечение безопасности разных объектов, важность и значимость которых для социума варьируется. Одна из задач, преследуемых реализацией комплекса, - улучшить оперативность работы отделений, отвечающих за охрану правового порядка. Внедрение информационного и аппаратного комплекса позволяет оптимизировать контроль за рабочей силой, более эффективно распределять средства, которыми располагают ответственные за порядок структуры.

О направлении работы

Задачи АПК «Безопасный город» декларируются для каждого конкретного населенного пункта, в котором внедряется этот комплекс. В общем случае при оформлении работы необходимо наладить процесс так, чтобы посредством АПК гарантировать общественный порядок в тех местах, где люди часто находятся в большом количестве. Не менее важно обеспечить безопасность каждой отдельной персоны, находящейся в пределах населенного пункта, на который распространяется комплекс. При внедрении программы необходимо продумать меры, за счет которых особенно важные объекты находились бы в безопасности. Это распространяется на учреждения, входящие в систему образования.

Один из аспектов социального проекта - повышение уровня безопасности движения на дорогах. Цель, преследуемая органами, ответственными за внедрение каждого конкретного комплекса - снизить количество аварий, случающихся на дорогах. Декларированная задача программы - минимизировать тяжесть последствий таких событий. Вместе с тем разработчики лица, ответственные за внедрение, преследуют цель гарантировать безопасность каждой персоны, имущества, принадлежащего ей, а также собственности муниципалитета, жилого фонда. Одна из задач АПК - вовремя выявлять факты угона транспорта, увеличивать степень результативности раскрытия правонарушений, более эффективно предупреждать такие происшествия.

Коммуникации и АПК

Поскольку социальный проект можно реализовать только с применением новейших средств и техники, для его воплощения в реальность необходимо привлекать лучших специалистов в сфере техники, информационного обеспечения, коммуникаций, технологий. В каждом городе нашей державы есть госорган, ответственный за такие вопросы. Именно на него обычно возлагаются обязательства по проработке реальных технических решений, которые бы позволили контролировать происходящее в пределах населенного пункта. Чтобы правоохранительные структуры могли работать эффективно, быстро и надежно, следует использовать возможности для съемки фотографий и видео, дабы наблюдать за ситуацией в особенно важных участках. Госотделы, отвечающие за технические аспекты реализации, должны контролировать и отслеживать, как работает оборудование, насколько эффективна система в целом, а также гарантировать ее постоянное действие без перерывов.

Чтобы программа «Безопасный город» могла полноценно функционировать, должны быть отделы, на которые возложена ответственность за развитие технического обеспечения рабочих процессов. Необходимо совершенствовать системы фотографирования, записи видео, дабы увеличить уровень безопасности. В первую очередь это касается ситуации на дорогах. Полезными будут комплексы, созданные для фиксации нарушений норм и правил. Не менее важно развивать ситуационное видеонаблюдение как инструмент, позволяющий повысить уровень безопасности для каждой отдельной персоны. Чтобы это было результативнее, разумно создать единую сеть, включающую все важные хозяйствующие транспортные субъекты. Кроме транспортной сети для повышения уровня безопасности необходимо обеспечить хорошую работу всех иных технических аспектов АПК, дабы исключить ситуацию отказа. Оборудование, используемое для этого, регулярно проверяют и обслуживают.

А если детальнее?

Программа «Безопасный город» сформирована для обеспечения комплексного решения проблемы социальной безопасности. Информационная система, посредством которой гарантирована работа, должна объединять разные сферы и аспекты жизни. Такой продукт создается для формулировки точных прогнозов. Чтобы работа была действительно эффективной, для АПК необходимо обеспечить возможности соединить дежурных, диспетчеров, службы муниципалитета, дабы они могли взаимодействовать. Единый подход, систематизированность решения проблемы обусловлены повышенной вероятностью не только природных опасностей, но и техногенных рисков. Во многом это связано с высоким темпом урбанизации. Системный подход, как считают эксперты, важен для общественного, экономического, инвестиционного развития населенных пунктов нашей державы.

Развитие и построение АПК «Безопасный город» реализуется с учетом достаточно высоких требований к функциональности всех обеспечивающих безопасность населения систем. До недавнего времени не существовало единого системного подхода, направленного на управление безопасностью, поэтому перед профессионалами стояла задача создания уникального решения, которое бы складывалось из многочисленных уровней, тем самым позволяя контролировать жизнь социума во всех аспектах. Кроме, собственно, безопасности такой комплекс - это еще и залог сохранения порядка, соблюдения законов. Как отмечают инженеры, все это достижимо, если использовать самые современные методы и средства, подходы к контролю обстановки, составлению прогнозов по ее развитию.

Автоматизация и безопасность

Чтобы единый центр оперативного реагирования мог эффективно работать, необходимо обеспечить для этого соответствующие условия. Ключевой аспект - это автоматизированный комплекс, который сформирован из программ и технического оборудования, позволяющего информатизировать работу диспетчерской службы, обслуживающей конкретный населенный пункт. Внедрение комплексного решения помогает сделать жизнь в городе безопаснее, комфортнее, а процессы управления населенным пунктом - эффективнее.

Если АПК представить в виде своеобразного организма, тогда центр реагирования можно сравнить с головой, которая всегда знает, чем заняты разные отделы, как контролировать их работу максимально продуктивно и с наилучшим результатом, координируя все движения. За счет единого центра можно скомпилировать сведения, полученные из разных источников и на первый взгляд выглядящие несвязными, обрывистыми. Повышается эффективность процесса формирования целостной картины происходящего, причем контролируется динамика ее развития. Важный аспект - контроль происходящего в реальном времени. За счет АПК можно отслеживать и мелкие, и крупные ситуации, а также прогнозировать их развитие, рассчитывать, какие решения по устранению и предупреждению самые эффективные, и реализовывать их, координируя все необходимые службы.

Внедрение АПК «Безопасный город» реализуется для обеспечения госструктур, исп. власти, для повышения эффективности реализации функций управляющей системы, самоуправления. Чтобы лица, занимающие управляющие должности, принимали эффективные решения, они должны располагать максимально точной, надежной, отражающей реальность информацией. Обеспечение такими сведениями - одна из задач АПК. Через него координируется работа дежурных, спасателей, коммунальных структур, коммерческих организаций, диспетчеров, органов быстрого реагирования.

Если происходит чрезвычайная ситуация, случается кризис, именно посредством АПК и комплексной информатизации можно добиться максимума эффективности взаимной работы служб. Следовательно, внедрение системы помогает увеличить безопасность социума и соблюдение правил и законов, а также гарантировать - среда обитания человека будет безопасной.

Все взаимосвязано

Действующие единые требования к АПК «Безопасный город» обязывают тех, кто ответственен за реализацию таких программ в конкретных населенных пунктах, обеспечивать эффективную агрегацию сведений, поступающих от федеральных, региональных структур. Через АПК исп. власть получает максимум подробной и своевременной информации об инцидентах, связанных с безопасностью социума, соблюдением законов и правил. Технический комплекс позволяет делать выборку по отдельному образованию или всему региону в целом. Система работает и в обратном направлении: внедренный на местном уровне АПК передает данные о развитии ситуации федеральным структурам и отвечающим за регионы. Лица, реализующие проект, прорабатывают алгоритмы составления аналитических сводок, отчетов о задачах, поставленных перед службами. Отчеты направляются в адрес местных и федеральных структур, контролирующих исполнение проектов и анализирующих особенности происходящих ЧС и пути борьбы с ними.

Работающая в рамках АПК дежурно-диспетчерская служба взаимодействует с местными структурами управления, муниципалитетом, предприятиями, ответственными за безопасность жизни в населенном пункте. Чтобы эффективнее организовать совместную работу, необходимо создать единое информационное пространство, через которое можно было бы комбинированно контролировать развитие кризисных ситуаций. Такое решение помогло бы максимально эффективно включить в процесс региональные структуры. Одна из задач АПК - объединение должностных лиц, ответственных за проработку, принятие, реализацию решений, которые бы помогли предупреждать ЧС и ликвидировать последствия случившегося.

О нюансах

Одна из задач, тесно связанных с обеспечением безопасности в населенном пункте, - повышение качества управленческих решений, составляемых прогнозов, планов. Для ее реализации можно применить АПК «Безопасный город». Что это такое, могут рассказать инженеры, занимающиеся проработкой нюансов рабочего процесса. Именно они знают, как важны аналитические методы исследования происходящего, насколько существенно подбирать правильные количественные подходы к оценке событий, учитывая все варианты развития ситуации. Посредством АПК оптимизируется подбор наиболее рационального варианта коррекции происходящего.

Информационные потоки в некоторой степени - это хаотичный объем данных, упорядочить которые можно посредством АПК «Безопасный город». Что это такое, можно узнать из специализированной документации, регламентирующей значимость многократного анализа первичных сведений, получаемых через системы наблюдения. Чем активнее они используются, чем больше порядка в информационной базе, тем достовернее будут данные, применяемые для дальнейшего анализа, а значит, прогнозы окажутся точными. Сведения используются для проработки ситуации по регламенту, и итог во многом определяется полнотой информации и ее надежностью.

Инфраструктура и социальная жизнь

В последнее время проводится немало форумов и конференций, собраний и совещаний, посвященных реализации в разных регионах АПК «Безопасный город». Что это такое, знают многие журналисты, освещающие вопрос. Как отмечается в рамках таких собраний, во многом безопасность обусловлена надежностью работы системы ЖКХ, которая, в свою очередь, связана как с аспектами безопасности, так и с социальной обстановкой и экономическим состоянием региона. Относительно инфраструктуры на уровне представляет собой объект, зависимый от многих факторов. Оборудование может давать сбои, сети изнашиваются, инфляция не позволяет получать достаточное количество денег для качественного обслуживания техники. Дополнительную проблему составляет безработица.

Как считают специалисты, из года в год все важнее своевременно и точно прогнозировать угрозы - а это возможно посредством АПК «Безопасный город». Что это такое - прогнозирование угроз? Лучше всего вопрос могут раскрыть аналитики, работающие в сфере изучения тенденций развития ситуаций. Отмечается, что ситуационные центры, ответственные за составление прогнозов, во многом корректируют работу управленческих структур. Информация, получаемая ответственными за сбор информации отделами, используется для энергетического мониторинга.

Актуально ли на самом деле?

Уже сегодня многие системы внедряют интеллектуальные решения, которые помогают повысить качество работы. Как выше было указано относительно АПК «Безопасный город», камеры видеонаблюдения и средства фиксации происходящего на фото - неотъемлемые аспекты такого комплекса. Еще ранее их значимость проверена на практике некоторыми предприятиями, отвечающими за снабжение населения водой, энергией, теплом. Как показали наблюдения, информационные решения и промышленная виртуальная паутина - это значимые аспекты, за счет которых можно увеличить безопасность. Контроль позволяет в некоторой степени в динамичном режиме решить проблему нехватки ремонта и денег на него. Актуальность ремонтных работ связана с тем, что коммуникации в большинстве населенных пунктов довольно старые, а поменять все и сразу возможностей просто нет. Не секрет, что регулярно граждане сталкиваются с перебоями в подаче жизненно важных ресурсов, причем иногда страдают целые районы или даже города.

Составляющие АПК «Безопасный город» камеры видеонаблюдения, программные решения, сети и подсистемы - это метод контроля ситуации и поиска самых слабых мест, имеющихся в настоящий момент. Реализация АПК - это не только многочисленные плюсы, которые можно получить, воплотив идею в жизнь, но еще и ряд проблем, требующих решения.

Отмечается: воплощение инженерных проектов в жизнь усложнено обустройством систем наблюдения, а действующие сигнализации, призванные сообщать о пожарах, зачастую устарели и работают ненадежно. Все это ухудшает возможность оперативного реагирования, а значит, повышает уровень рисков для граждан.

Проблемы и их решения

Предполагается, что АПК «Безопасный город» будет проще воплотить эффективно, если ввести ряд изменений в действующую нормативную документацию (включая Жилищный кодекс). Активисты предлагают пересмотреть нормы, связанные с возведением и использованием объектов и систем, обеспечивающих безопасность. Если удастся организовать результативную работу, на федеральном уровне посредством систем мониторинга получится дать нуждающимся доступ к максимально актуальным сведениям об объектах, потенциально представляющих собой опасность для социума. Контроль за ними важен, дабы граждане могли ощущать себя в безопасности, а для его осуществления у оперативных структур всегда должна быть точная сводка о текущем состоянии.

Только это позволит предупредить внештатные ситуации и вовремя отреагировать на них.