Ремонт Дизайн Мебель

Какого числа воробьиная ночь в году. Значение воробьиная ночь в справочнике по фразеологии. Магия воробьиных ночей

Рябиновые ночи

Итак, рябиновыми (или воробьиными) называются короткие летние ночи с грозами и зарницами. Выражения «рябиновая ночь» и «воробьиная ночь» встречаются в русском, белорусском и украинском языках. По одной из версий, оба эти выражения произошли от одной формы «рябинная ночь», то есть «рябая, пёстрая», «ночь с молниями и грозами». Этимологическое перерождение послужило причиной возникновения «рябиновых» и «воробьиных» ночей: с украинского языка слово «горобина» переводится как «рябина» и как «воробьиная». Отсюда разные названия одного и того же явления.

Существует также другая версия. Мистическая. Согласно легенде, воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, а потом приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал "жив, жив", призывая продолжать мучить распятого Христа. За это воробьи обрели два проклятия. Первое: они не могут ходить, а только прыгают. Второе: несколько раз в году в каждой стране бывают воробьиные ночи, когда погибает множество воробьев. Так, К. Паустовский в своей повести «Героический юго-восток» описывает воробьиные ночи следующим образом: « — Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? — Нет, — ответила Клава. — Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.»

Так когда же бывают эти самые рябиново-воробьиные ночи? На этот счет также нет единого мнения. Согласно одним источникам, в году обязательно бывает одна или три такие ночи. Согласно другим - такая особенная ночь бывает раз в шесть или семь лет. Третьи же настаивают, что рябиново-воробьиной можно назвать любую летнюю (преимущественно июньскую) ночь с сильной грозой и зарницами, когда непонятно, какое сейчас время суток.

В Беларуси рябиновой называют любую ночь, когда человек, по какой бы то ни было то причине, провел бессонную, беспокойную ночь, какая и была у моей коллеги.

Желаю своим читателям поменьше рябиновых ночей!

До новых встреч, где нас ждет еще много интересного.

Славяне внимательно наблюдали за происходящим вокруг, нередко приписывая яркие природные явления действиям потусторонних сущностей. Так и родились поверья о воробьиных ночах. Что они собой представляют?

Что такое воробьиные ночи
Воробьиная ночь также известна как рябинная, или рябиновая. Ее основная характеристика – сильнейшая гроза и зарницы. Небо будто разверзается: от грохота закладывает уши, вода льется беспрестанно, вспышки света озаряют землю. Воробьи пугаются ливня, вылетают из своих убежищ, жалобно чирикают и сбиваются в небольшие стайки. Утром их находят мертвыми в огромных количествах: взволнованные и потерявшие ориентацию птицы ударяются о стены и деревья, разбиваясь насмерть.
Верят – в рябиновые ночи гуляет нечистая сила, беснуются духи стихий, а дьявол меряет воробьев. Все птицы собираются в определенном месте, и злой дух сгребает их в огромную меру. Непоместившимся он позволяет жить и множиться дальше, тогда как остальных отправляет прямиком в ад на верную гибель. Согласно другому мнению, в рябинные ночи под ударами грома гибнут чаровники и нечисть. Страшная гроза представлялась результатом небесной битвы добра и зла.

Когда бывают
В каждой местности верования несколько отличались. Потому нет однозначного ответа, когда начинаются воробьиные ночи: поскольку их выделяет лишь народное сознание, то разброс в датах вполне объясним и допустим. Известны такие основные представления:
– Любая непогожая ночь с грозами и зарницами считается воробьиной, независимо от числа и месяца.
– В году есть три рябинные ночи: весной, когда рябина зацветает; летом в период созревания ягод и осенью, когда рябина полностью поспевает.
– Рябиновая – самая короткая ночь в году, бывающая в промежутке с 19 по 22 июня. Известна поговорка: «Июньские ночи воробьиного носа короче». Говорили, что «та самая» ночь совпадает с праздником Ивана Купала (23-24 июня, а по новому стилю 6-7 июля) и цветением папоротника.
– Воробьиная ночь припадает на промежуток между днем Ильи (20 июля, а по новому стилю 2 августа) и Рождеством Богородицы (8/21 сентября). Часто ее датой называют Успенье (15/28 августа).
– Рябинную ночь встречают на Симеона Столпника (1/14 сентября), когда лето переходит в осень.
В некоторых местностях таких ночей случается 5-7 за сезон. С другой стороны – бытует поверье, что настоящая воробьиная ночь лишь одна, и бывает она раз в семилетие («На сотню ночей рябиновых – лишь одна воробьиная»). Правда, дату подобного события древние ворожеи и маги предпочитали держать в тайне.

Магическая работа в воробьиные ночи
Могущество рябиновой ночи объясняется разгулом стихии и высвобождением мощного потока энергии, за счет чего значительно усиливается действие чар. К тому же воробьиные ночи часто связываются с развитием рябины. Это дерево защищает людей от мертвой энергии, уберегает от кладбищенских порч и влияний, оказываемых через покойников.
Ягоды рябины, нанизанные на нить, в качестве талисмана носили девушки, чтобы привлечь любовь и обеспечить себе женское здоровье. Перед длительными путешествиями странники и священнослужители делали посохи из древесины, а мелкими ветками было принято украшать жилища. Считается, что рябина способствует общению с высшими силами и дарует предсказательные способности.
Будет ошибкой не воспользоваться магией воробьиных ночей – они идеальны, чтобы:
– собирать травы;
– приносить подношения темным силам для установления с ними контакта (особенно подходит для этого ночь на Симеона Столпника);
– привлекать любовь;
– притягивать деньги и удачу;
– укреплять здоровье.
Ориентироваться рекомендуется на состояние рябины. В период ее цветения отлично удается любовная магия: следует делать привороты и варить приворотные зелья из собранных трав. Когда рябина отцветет, можно приступать к целительству, а во время созревания ягод очень легко привлечь к себе всевозможные блага.
Рябиновые ветки, сорванные в воробьиную ночь, служат отличным очистительным инструментом. Достаточно разжечь из них костер и перепрыгнуть через пламя, чтобы избавиться от накопленного негатива. А одну веточку полезно держать около рун или карт: тогда предсказания, сделанные с их помощью, окажутся максимально точными и правдивыми.
Воробьиные ночи – интереснейшее явление, связанное с высвобождением природной энергии. И даже без проведения специального обряда можно напитаться царящей в мире силой: достаточно хотя бы на минуту открыть окно и бесстрашно выглянуть наружу.

22 августа. Именинники: Антоний (Антон), Юлиан, Маркиан, Иоанн (Иван), Яков (Якуб), Алексей, Дмитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария, Маргарита (Марина).

К этому времени большая часть работ в поле уже выполнена, а значит, можно хоть чуть–чуть разогнуть спину, хотя до настоящего «адпачынку» еще далеко. Да и вообще, круговорот крестьянских работ практически бесконечный. На исходе календарного лета августовская «спёка» уходит, дни делаются прохладнее, а ночи случаются и вовсе холодные. Так что, «пасля Мацея мужык на полi ўжо не пацее».

Работа идет не столько в поле, сколько на мельнице, куда отправляются «з новай збажыной» и с «укручаным у палатно пачастункам» - ведь по обычаю и традиции мельник ничего не должен делать даром. Короче, «на Лаўрына спяшайся да млына».

25 августа. Именинники: Сергий, Илья, Вячеслав, Иоанн (Иван), Антоний (Антон), Матвей, Михей, Дмитрий, Савва, Аркадий, Маркелл, Яков (Якуб), Федор, Петр, Алексей, Василий, Леонид, Николай, Капитон, Александр, Фотий.

26 августа. Именинники: Алексей, Яков (Якуб), Николай, Иоанн (Иван), Максим, Тихон, Василий, Ипполит.

27 августа. Именинники: Михей, Николай, Алексей, Аркадий, Александр, Василий, Маркелл, Матвей, Федор, Федосий, Владимир, Ева, Евдокия.

Последний день Успенского поста, самого «спажыўнага». Ведь запрет на скоромную пищу в это время совсем и не страшен - столько всего выросло и выспело на грядках и в садах, а в лесу много грибов...

28 августа. У православных - Успение Пресвятой Богородицы. Еще этот день у белорусов назывался «Прачыстая», «Спажа», «Спленне», «Зельная». К этому времени созревало большинство плодов и яровые. Поэтому утром в церковь несли освящать новый хлеб и «усялякую зелянiну». Освященное первое зерно перемешивалось с остальным и откладывалось для посева, чтобы на следующий год урожай выдался богатым, погода не подводила во время уборки, чтобы хорошо сохранилось зерно, не набрало лишней влаги и осталось к весне сильным. В народных песнях даже сама Божия Матерь, «Прачыстая», выступает помощницей на поле, в огороде, на пасеке: «Прачыстая прынесла хлеба чыстага», «Прачыстая снапкi падае, пчолак ладзiць, кадкi мёдам налiвае». К названию «Прачыстая» во многих регионах добавлялась характеристика: «першая», «вялiкая», «бальшая», и это отличало ее от другой «меншай», «малой», что отмечалась в сентябре. После «Прачыстай» начинали сеять озимые и копать картошку: «Спленне - цягнi бульбу за карэнне».

В конце августа, в период Спаса, по народным поверьям, ожидается «рябиновая ночь», когда гремит страшный гром, молнии сверкают по всему небу, будто и впрямь пророк Илья грозно разъезжает на своей огненной колеснице. Сильный ветер клонит к земле деревья, срывает ветки, поднимает страшные вихри, похожие на смерчи. Одни говорят, будто в эту ночь вся нечисть выходит, чтобы отмечать свой праздник, наводя страх вокруг. Другие, наоборот, верят в очистительные силы «рябиновой ночи», когда главные стихии - могучий ветер, срывающий и перегоняющий тучи, молнии и проливной дождь - объединяются, чтобы уничтожить все злое. Обычно уже накануне погода подает знаки о предстоящем разгуле стихии, поэтому в этот день старались не уходить далеко в лес или в поле - для своей же безопасности. А чтобы сберечь дом и хозяйственные постройки от молний и пожара, под крыши подвешивали красные нити, в некоторых регионах еще и нестиранную пасхальную скатерть - все это считалось верным оберегом. Иногда ночь оставалась «сухой» - с громом и молниями, но без дождя. А еще в народе считали, что грозы нужны для вызревания рябины. И если ягоды не поспели - жди плохого окончания лета и ранней холодной осени.

Рябиновая, или Воробьиная ночь - не столько праздник, сколько день силы с особым мистическим значением. Узнайте ниже, когда и сколько раз в году наступает такая ночь, чем заняться в это волшебное время и как защититься от нечисти.

Смысл и суть праздника

Воробьиной ночью славяне издавна называли ночи с сильной грозой или яркими зарницами на горизонте. Возможно, ее первоначальное название - рябинная ночь , то есть, рябая или пестрая, как воробей. В украинском языке оно звучит так: «горобина ніч ». Это прилагательное можно перевести на русский и как «воробьиная», и как «рябина». Первое упоминание определения встречается в летописи 11 века, описывающей битву между войсками Ярослава Мудрого и Мстислава Удалого.

Воробьиная ночь - время разгула нечистой силы. Черти и бесы отмечают свой праздник, ведьмы устраивают шабаш. Неофиты предлагают тьме подношения, устанавливают контакт с силами зла и получают знания о черной магии. Наблюдение за царящей за окном непогодой заряжает магической энергией и восполняет потраченные ресурсы мага. Духи стихий бесчинствуют. Дождь заливает улицы, ветер срывает крыши. Удары молний становятся причинами пожара, земля дрожит и уходит из-под ног.

В то же время поверья утверждают, что гроза бьет молниями чертей и ведьм. Здесь имеется связь с Перуном, празднование в честь которого с приходом христианства превратилось в . Гроза олицетворяет борьбу бога-громовержца с нечистью, и Воробьиная ночь - отголоски его культа.

Когда наступает Рябиновая ночь

Время наступления Рябиновой ночи зависит от региона, в котором были сложены поверья о ней. В Центральной России это три даты, совпадающие с цветением и временем сбора рябины. По белорусским суевериям, речь идет о периоде между Ильиным днем и Рождеством Богородицы - со 2 августа по 8 сентября . Смоленские поверья указывают на Успение Богородицы - 28 августа .

В Центральной Украине особую силу приписывают грозе в ночь на Ивана Купала , накануне ее и после Петрова дня - 6, 7 и 12 июля . Иногда Воробьиной называют самую короткую ночь в году - 21 июня . Так говорят: «ночь так коротка, что и воробей перескочит». Реже встречаются аналогичные упоминания о ночи Осеннего Равноденствия.

На юге Воробьиной считают ночь с 1 на 2 сентября (иногда - с последнего дня августа на 1 сентября) вне зависимости от погоды. В эту дату «черт воробьев меряет». Вошедшие в меру отправляются в ад, не подходящие по размеру отпускаются на волю. Такова кара для птиц, носивших гвозди к кресту Спасителя. Именно поэтому после грозы так много мертвых воробьев.

Количество Воробьиных гроз в году тоже зависит от региона. Где-то считают, что это единственная дата в году, а в иных местах их количество доходит до десятка. Можно предположить, что даты мистических грозовых ночей связаны с особенностями климата и временем цветения и созревания рябины. Самое богатое на грозы время и есть период Рябиновых ночей. В некоторых регионах так называют любую ночь с сильной грозой.

Сохранились легенды, по которым Воробьиная ночь наступает раз в 7 лет: «на сотню рябиновых ночей только одна воробьиная». О точной дате знают представители нечистой силы, и раскрывают ее только ведьмам и колдунам, дабы они явились на шабаш.

Воробей и рябина - символика мистической ночи

Воробей тесно связан с грозой. Погодные приметы утверждают, что предсказать непогоду можно по их беспокойному поведению. Он же считается нечистой птицей - воробьи приносили гвозди для распятия Иисуса Христа. Поэтому они не ходят, а прыгают - Бог связал ноги незримой веревкой в наказание. Нечистая сила может принимать вид воробья. Ведьма может вывести черта-помощника из его яйца.

Большинство - плохие. Если он влетел в окно, ждите беды. Пролетел над головой - к неудаче. Свил гнездо на балконе - к тяжелой болезни или смерти. Принести воробья в дом - указать смерти дорогу.

Рябиновые ночи часто бывают во время цветения и созревания плодов одноименного дерева. Наши предки считали рябину грозовым деревом . По преданиям, она не сможет созреть без ночных гроз. Чем больше их - тем больше урожай волшебных ягод. Это дерево защищает от мертвой энергетики и неупокоенных духов. С его помощью можно снять порчу на смерть и другой негатив, наведенный через погост. Рябина помогает общаться с высшими силами и предсказывать будущее.

В славянских преданиях наравне с дубом относится к атрибутам бога грозы Перуна. В кроне рябины прячутся его молнии, но древесина служит людям как оберег от их попадания. У скандинавов рябина была одним из 12 священных деревьев. В мировых легендах она предстает деревом с сильным характером воина, защитника, светлого мага.

Символика волшебной грозовой ночи сочетает в себе два противоположных значения. Воробей олицетворяет злые силы, рябина - защиту от них. Это совпадает с оккультным значением грозы - борьба света и тьмы.

Приметы о молниях и громе

Любого пострадавшего от молнии считали колдуном, водящим дружбу с нечистой силой. Гроза не накажет чистого душой человека, поскольку в эту ночь направлена на устранение зла. Выжившие считались избранными Богом, получившими магические способности для помощи людям и борьбы с нечистью.

Если от удара молнии загорелся предмет, значит, она убила сидящего на нем черта. Возгорания не случилось - черт сумел ускользнуть от возмездия. Молния уходит в землю, а через три года напоминает о себе появлением минерала «чертов палец».

Во время пожара от молнии нельзя разговаривать, чтобы не пасть жертвой небесного огня. Тушить водой его бесполезно, нужно затоптать пламя ногами или залить молоком черной коровы . Это необычный пожар, горит не дом, а сидевший в нем черт. Поэтому часто зданию давали сгореть дотла, чтобы сжечь всю нечисть и не мешать Божьему промыслу.

Воробьиной ночью нельзя надевать короткое платье и распускать волосы, иначе Бог перепутает с ведьмой и поразит молнией. и другие животные защитят от кары. Возможно, именно поэтому ведьмы предпочитали питомцев темного окраса.

Для того, чтобы не пострадать от погодного катаклизма, во двор вывешивали грязную пасхальную скатерть. Еще один оберег от молнии - красная нитка, которую привязывали под крышей. Чтобы ребенок не боялся грома, его угощают плесневелым черным хлебом, почками вербы или ржаными соцветиями.

Проснуться от грома или вспышки зарницы - хорошая примета. Рассматривать всполохи обычным людям нельзя, это грозит сумасшествием. Только маги созерцают грозу, восстанавливая этим зрелищем энергию.

Рябина и другие волшебные растения

Талисманы и другие магические инструменты из рябины, изготовленные этой ночью, будут иметь больше силы, чем обычно. В старину девушки носили бусы и ягод, чтобы сохранить красоту и здоровье, удачно выйти замуж и защититься от старости. Посохи из рябины популярны среди белых магов. Ветками украшали и окуривали дома, чтобы прогнать зло.

Хорошая примета - посадить рябину перед Воробьиной ночью. Она убережет красоту и молодость, закроет доступ в дом нечисти. В старину считалось, что возле дома светлого мага должна расти рябина - источник энергии.

Собирать и высаживать в это время можно не только рябину. Любые травы будут иметь особую силу. Учитывайте их свойства. Полынь нужна для снятия порчи, любисток и душица - приворотные растения, березой можно вылечить тяжелую болезнь. Сбор трав во время ночной грозы - нелегкое дело, но их волшебные качества окупят ваши усилия.

После непогоды стоит отыскать дерево, в которое попала молния. Даже небольшая щепка от него будет хранить дом от погодных катаклизмов. Окуривание полынью избавляет от негативной энергии. Если провести его в Рябиновую ночь, сила растения будет умножена на мощь легендарного природного катаклизма.

Магия Рябиновой грозы - заговоры и обряды

Любое стихийное явление наполнено энергией. Если же это легендарная ночная гроза, которая наступает всего раз в несколько месяцев, упускать такое сильное с магической точки зрения время не стоит. Высвобождается мощный поток энергии, который усиливает заговоры и ритуалы. Воробьиная ночь благоприятствует черной магии и защите от нее, обращениям к богам молнии и грома .

Перунов заговор-оберег

Это обращение к Перуну читается во время непогоды. Оно защищает от молнии и пожара, порчи, сглаза, происков врагов и болезней:

Разруби, Перуне,
Ковы тяжкие,
Разгони, Перуне,
Силы вражские,
Оберег, Перуне,
Коло посолонь,
Да воздай, Перуне,
Врагу вдостали! Гой!

Обращение к пророку Илье

Этот заговор для здоровья и защиты от негатива лучше всего читать 2 августа – этот день посвящен пророку Илье, святому-громовержцу. Но подходит и любая Рябиновая ночь. Выйдите на улицу, под дождь. Дождитесь грома, поднимите руки вверх и скажите:

О, великий Илья-пророк! Как крепка колесница твоя, издающая гром небесный, так и я, раб Божий (имя), буду крепок и здоров ныне и во веки веков. Аминь.

Почитание Берикапки - воробьиного царя

Правитель воробьев, по приказу которого эти птицы перешли на сторону Дьявола. Почитают его черные маги. Берикапка исполняет желания в обмен на почести. Потребуется дохлый воробей, найденный в Рябиновую ночь. Заверните его в красный шелк, сверток поместите в чашу, наполненную свежим медом. Во время этих манипуляций читайте:

Есть Берикапка, царь воробьиный, воинство свое воробьиное поднял, христа гонял, а как повесили христа на крест, подлетел к нему Берикапка, клюнул его в темечко, христос и помер. Не христу-дураку покланяться буду, а Берикапке-Боженьке царю воробьиному. Вот возьму я тебя, Берикапушко, будешь у меня в тепле, в сытости сладкой, будут тебе все поклоны бить. Я тебя помянул, не забыл, буду тебе молиться-кланяться, так и ты меня не забывай, милостью своей одаривай.

С этими же словами поставьте чашу с мертвым воробьем за икону Спасителя, в красный угол. Когда потребуется помощь Берикапки, переверните икону. Перед ним поставьте граненый стакан, на половину наполненный зерном. Сто раз креститесь равносторонним крестом, столько же раз отбивайте земные поклоны. Каждый раз во время крестного знамения говорите:

Клюв, перо, да два крыла.

Возьмите зерно и выходите на улицу в поисках воробьев. Кидайте им зерно горстями, на каждую читайте:

Вот вам Царь-Берикапка повелел приказал, так ослушаться не смейте, пойдите-полетите, (ваше желание) сделайте.

Теперь возвращайтесь домой, не оборачиваясь и не вступая в разговоры. Икону можно будет перевернуть на следующий день.

Снятие порчи с дома рябиной


В порченом доме хорошо не живут.
Нет удачи, лада в семье, денег. Чтобы снять такую порчу, вызванную нечистой силой, нужно грозовой ночью повесить на ветку рябины ключи от дома. Заговор читается три раза, по памяти:

Не я лечу, не я заговариваю, а матушка красная рябина. Она лечит, умывает, правду на помощь призывает с небесными силами, с алой зарей, с вечерней звездой. Я к рябине приду, ключ железный найду да до дому пойду. Запру дверь тремя замками, тремя чугунными крюками, подопру ухватами, заложу лопатами. Никто замки не откроет, крюки не снимет, ухваты не выбьет, лопаты не поднимет. Никто рабе Божьей (ваше имя) не навредит ни в пиру, ни в миру, ни в дому. Слово мое крепко!

Положите ключи в карман. Под деревом оставьте подношение - выпечку или монетки. Своими словами поблагодарите рябину и отправляйтесь домой, не оглядываясь. Заприте все замки, закройте окна. Перед порогом насыпьте полосу из соли. До рассвета никто не должен пересекать ее.

Рябиновая, или Воробьиная ночь - сильное время для черного колдовства и защиты от него. Это время бала нечистой силы, и светлые силы стремятся убить молниями как можно больше ее представителей. Рябина имеет особую силу, как и другие растения. Ее можно направить как на добрые, так и на злые дела.

Летняя ночь второй половины июня, что воробьиный скок, такая же короткая. Отсюда самобытное народное название – «воробьиные» ночи. Воробьиная ночь, рябиновая ночь - ночь с сильной грозой или зарницами; время разгула нечистой силы. Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах.


Оба названия, вероятно, восходят к единой праформе “рябиная ночь”, зафиксированной в древнерусском языке начиная с 15 в. Значение древнерусского “рябиныи” связано со значением “рябой” и родственными индоевропейскими названиями цвета. Названия имеют множество диалектных вариантов, которые образуют два крупных ареала. Для южнорусских областей и Украины основными являются варианты с прилагательными, имеющими значение “воробьиный”; для восточно-белорусских, белорусско - полесских и западнорусских территорий - прилагательные со значением “рябиновый”.


Упоминание о Воробьиной Ночи впервые встречается в Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава . Здесь говорится: “И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь... И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг Друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна”. В Белоруссии “рябиновая ночь” осмыслялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают “чаровников” и нечистую силу. Можно думать, что и в Древней Руси с “рябиной ночью” связывалось представление о своеобразной небесной битве.


Поверья о Воробьиной Ночи во многих случаях основывались на народной этимологии. Например, на Киевщине “воробьиной” называли ночь на 1 сентября, когда “черт меряет воробьев” (см. Воробей). Выражение “рябиновая ночь”, как правило, связывается с образом рябины. Эта связь может отражать фенологические наблюдения (считается, в частности, что “рябиновые ночи” бывают, когда рябина цветет и когда созревают ее ягоды) или основываться на ассоциациях между рябиной и цветом неба во время грозы.


Представления о количестве и сроках Воробьиной Ночи обусловлены по большей части реальными наблюдениями над природой, однако и последние тесно переплетаются с народными поверьями. В частности, кое-где считалось, что в году обязательно бывает одна или три Воробьиной Ночи или же что Воробьиная Ночь бывает раз в шесть или семь лет. На Житомирщине и Киевщине Воробьиная Ночь ассоциировались, как правило, с одной из июньских ночей накануне Ивана Купалы или Петра, причем здесь же бытовало поверье, что в это время цветет папоротник; в ряде киевских и житомирских описаний просто указывается. что Воробьиная Ночь - это время, когда цветет папоротник (без конкретной календарной привязки).


А.Л. Топорков

Как черт воробьев меряет


В темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.
Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.


Легенда эта возникла уже в позднейшие, христианские времена.
Кара настигает мелких пташек за то, что подносили гвозди, когда распинали Спасителя.
Но до этого воробей своим чириканьем выдал Христа, а потом зло чирикал "жив-жив", поощряя мучения распятого Иисуса.
За это же лапки у них вековечно "веревочкой связаны": воробьи не ходят, как прочие птицы, а меленько подскакивают.
Мясо их считается нечистым и не употребляется в пищу в христианских странах.
Согласно более древней легенде, птицы связали воробью лапки за провинность во время выборов птичьего царя.
Поэтому в древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину.
С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.


Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев "Русские легенды и предания"


Воробьиная ночь - летняя грозовая ночь с непрерывным блеском молний и раскатами грома. - Молнии не прекращались ни на мгновение, была, что называется в народе, воробьиная ночь. Тургенев. - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены. Паустовский.