Ремонт Дизайн Мебель

Разрешается ли читать коран на могилах. Можно ли читать Коран у могилы? Можно ли брать плату за чтение Корана

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Чтение аятов и сур Корана у могил умерших мусульман разрешается и вознаграждается. Господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إذا مات أحدكم فلا تحبسوه وأسرعوا به إلى قبره وليقرأ عند رأسه فاتحة الكتاب وعند رجليه بخاتمة البقرة في قبره

Когда человек умирает, не держите его тело долго в доме. Поторопитесь похоронить его и прочитайте суру «Фатиха» у изголовья могилы и последние аяты суры «Корова» у его ног. (Байхакы. Шуаб-уль-иман. – № 8986)

В сборниках «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима приводится сообщение о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо двух могил, и Аллах дал ему знать, по какой причине наказаны их обитатели. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам о наказании и сказал, что это произошло вследствие двух привычек, которые представляются незначительными (хотя для Аллаха они имеют большое значение). Один из умерших наказан за сплетни, а второй – за пренебрежение очищением после мочеиспускания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пожалел их. Он попросил дать ему две свежих ветки дерева и установил по одной из них на каждой могиле:

– Быть может, это смягчит их наказание, пока эти ветки не высохнут (поскольку ветки и листья возносят хвалу Аллаху).

Комментируя данное сообщение, имам Навави (милость ему Аллаха) писал:

واستحب العلماء قراءة القرآن عند القبر لهذا الحديث لأنه إذا كان يرجى التخفيف بتسبيح الجريد فتلاوة القرآن أولى

Вследствие данного повествования теологи рекомендовали читать Коран у могил. Если есть надежда на то, что даже ветки могут смягчить могильное наказание, то чтение Корана будет иметь еще большее воздействие. (Комментарий Навави к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 3, стр. 202)

Если говорить о хадисе, который вы приводите, он не относится к чтению Корана у могилы и не порицает это действие. Хадис призывает к тому, чтобы не только в мечети, но и дома читали Коран и творили добро. Это высказывание имеет следующий вид:

لا تجعلوا بيوتكم مقابر، إن الشيطان ينفر من البيت الذي تقرأ فيه سورة البقرة

Не превращайте свои дома в кладбища. Шайтан сбегает из дома, где читают суру «Корова». (Насаи. Ас-сунан аль-кубра. – № 7961, передал Абу Хурейра)

Фраза «не превращайте свои дома в кладбища» означает то, чтобы человек не лишал свой дом благих дел, будто это могила, в которой умершие ничего не могут поделать.

Если говорить об этикете (адабах) посещения кладбища, имеются следующие, основанные на хадисах, нормы:

а) Входя на кладбище, поприветствуйте салямом обитателей могил, произнеся слова, которые приводятся ниже. Как передавал господин Бурейда (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал сподвижников приветствовать обитателей могил следующими словами:

السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

Ассаля́му алейкум ахляд-дия́ри миналь-му-мини́на валь-муслими́н, ва инна́ ин-ща́-Алла́ху ляля́хыку́н. Ас-алюл-ла́ха ляна́ ва лякумуль-а́фия.

Мир вам, верующие, мусульмане, обитающие в этих пристанищах. Мы скоро встретимся с вами, если пожелает Аллах. Прошу у Аллаха отрады для вас и для нас. (Муслим. Сахих. – № 975)

б) Не сидите на могилах. Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

لأن يجلس أحدكم على جمرة فتحرق ثيابه، فتخلص إلى جلده، خير له من أن يجلس على قبر

Вам лучше сидеть на горящем угле, который прожжет одежду и обожжет кожу, чем на могиле. (Муслим. Сахих. – № 971)

в) Не ходите по могилам. Как сообщал господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لأن أمشي على جمرة، أو سيف، أو أخصف نعلي برجلي، أحب إلي من أن أمشي على قبر مسلم

Я бы лучше прошел по горящему углю, мечу или чинил сандалии ногами, но не пошел бы по могиле мусульманина. (Ибн Маджа. – № 1567)

Кладбище – это место, которое достойно уважительного отношения, поскольку здесь покоятся верующие. В этом месте не следует заниматься пустой и мирской болтовней, и нужно помнить о перечисленных нормах поведения.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q528

Ассаляму алейкум братья.
Искал в инете расписание намазов для казани, поисковик вывел на сайт.ru. Там заинтересовался рубрикой «ответы учёных». Хотел узнать, что за учёный в казани появился. Нашёл там такой вопрос с ответом «учёного». Кто знает об этих хадисах. Привошу цитату с данного сайта:

Ответ: «Относительно пользы от чтения Священного Корана для покойного исламские богословы имамы Абу-Ханифа, Ахмат ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторые ученые шафиитского мазхаба и многие богословы первых поколений (саляф) считали, что воздаяние-саваб за чтение Корана доходит до покойного. Обосновывают они это хадисом: «Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад» 11 раз, а затем дарует воздание-саваб умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся (на кладбище)» (хадис от Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара).

Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова Пророка Мухаммада: «Тому, кто в пятницу посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения».»

Ва алейкум салам ва рахматуЛлах!

Вот хадис, которым они обосновывают это:

» من مر بالمقابر فقرأ *(قل هو الله أحد)* إحدى عشرة مرة , ثم وهب أجره
للأموات , أعطي من الأجر بعدد الأموات » .


«Кто пройдет между могилами и прочитает «къуль хуваЛлаху ахад» 11 раз, а затем дарует воздание/саваб/ умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся (на кладбище)».

قال الألباني في » السلسلة الضعيفة و الموضوعة » (3/452) : موضوع

Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/452 сказал: «Выдуманный хадис/мауду’/». В его иснаде есть передатчики, которых называли лжецами.

Также: «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах облегчит участь их (покоящихся на кладбище)» (хадис от Анаса Абу Бакра ан-Наджара).

….. من دخل المقابر , فقرأ سورة (يس) خفف عنهم يومئذ


«Кто зайдет на кладбище и прочитает суру Йа Син, то Аллах облегчит в этот день их мучения …..».
Шейх аль-Албани (да помилует его Всевышний Аллах) в «Сильсиля да’ифа ва-ль-мауду’а» (3/397) сказал:

— Выдуманный хадис/мауду’/. Его приводит ас-Са’ляби в своём «Тафсире» 3/161/2 по пути передачи Мухаммада ибн Ахмада ар-Рийахи, который сказал: рассказал нам мой отец: рассказал нам Аййуб ибн Мудрик от Абу ‘Убайды, передавшего от аль-Хасана, сообщившего со слов Анаса восходящий к пророку.
Я (Албани) говорю:

— Этот иснад тёмный, с испорченной цепочкой и с болезнями. Первая: Абу ‘Убайда. Ибн Ма’ин сказал о нём: “Неизвестен”.
Вторая: Аййюб ибн Мудрик. Единогласны (мухаддисы) о его слабости и его неприемлемости. Однако Ибн Ма’ин сказал: “Лжец!” А в другой версии: “Он лгал!”

Ибн Хиббан сказал: “Он передавал от Макхуля выдуманные рукописи, хотя не видел его”. Я (аль-Албани) говорю:

Он и является болезнью этого хадиса.
Третья: Ахмад ар-Рийахи. Он – Ахмад ибн Йазид ибн Динар Абуль Аввам. Аль-Байхакъи сказал: “Неизвестен”, как об этом сказано в “Лисан”».

Передается, что Абу Бакр Сыддык процитировал слова Пророка Мухаммада: «Тому, кто в пятницу посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», будут прощены прегрешения».»

قال الألباني في سلسلة الأحاديث الضعيفة (1 / 126) : موضوع .


Шейх аль-Албани (да помилует его Всевышний Аллах) в «ас-Сильсиля да’ифа ва-ль-мауду’а» (1/126) сказал: «Выдуманный хадис/мауду’/.
В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Амр ибн Зийад, который выдумывал хадисы, о чем сказал ад-Даракъутни, поэтому Ибн аль-Джаузи поместил этот хадис в книге о выдуманных хадисах. См. «Мауду’ат» (3/239).
Ибн Ади сказал: «С этим иснадом этот хадис ложный и нет у него основы». См. «ас-Сильсиля да’ифа ва-ль-мауду’а» (1/126).
Хафиз Ибн аль-Къайсарани признал хадис Ложным. См. «Захиратуль-хуффаз» (4/2289).

Хафиз ас-Суюты назвал хадис слабым. См. «аль-Джами’ ас-сагъир» (8698).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах сказал: «Нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39).

Это обобщенный аят из Книги Аллаха! А чтобы сделать из него какие-либо исключения, необходимы доводы из Корана и Сунны, а не просто слова каких-либо имамов, ведь ни чьи слова не могут конкретизировать или же обобщить тот или иной аят или же хадис!

Имам ‘Изз ибн Абду-Ссалям сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» . (Сура “Звезда”, 39). И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж” . См. «Фатау ‘Изз ибн Абду-Ссалям» 2/24.

Что касается упомянутых хадисов и сообщений, то нет среди них ни одного достоверного, а само упоминание просто источника, в которых они приводятся, не говорит ни о чем, а тем более о достоверности этих сообщений!

Что касается известного хадиса:

«Читайте вашим умершим суру «Йа син»» . Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121.

Во-первых, многие имамы говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру «Йа син»» .

Во-вторых, этот хадис является слабым.

Имам ад-Даракъутни говорил: «У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса См. «ат-Тальхис» 153.

Также этот хадис назвали слабым къады Абу Бакр ибн аль-Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. См. «Аридатуль-ахуази» 6/34, «аль-Уахм уаль-ихам» 5/49, «Ируауль-гъалиль» 688.

Одним словом, относительно чтения Корана за умерших ничего в Исламе нет и это деяние в шариате не узаконено, а если бы оно было узаконено, то это делал бы сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) и обучал бы этому своих сподвижников, которые часто интересовались о том, что принесет пользу умершим! Когда ‘Аиша, любимый человек для пророка (мир ему и благословение Аллаха), спросила у него, что надо говорить во время посещения могил, он обучил ее приветствию и мольбе, и не сказал ей читать там «аль-Фатиху» или что-нибудь другое из Корана, и если бы это деяние было узаконено Всевышним, то он не скрыл бы этого от нее. См. «Ахкамуль-Джанаиз» 241-242.

Согласно мнению большинства праведных предшественников и имамов, таких как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и других — чтение Корана на могилах является порицаемым нововведением.

Что касается имама ан-Науауи, который в своих книгах «аль-Азкар» и «Рияду-Ссалихин» приводит слова имама аш-Шафи’и: «Будет хорошо если после погребения умершего почитать над ним что-либо из Корана, а если прочтут весь Коран, то это будет еще лучше», относительно этого высказывания шейх аль-Альбани в примечаниях к «Садам праведных» сказал: «Я не знаю, где об этом говорил аш-Шафи’и, ведь от него достоверно известно обратное» .

Хафиз Ибн Касир писал: «Человек не несет ответственности за чужие грехи и не получает награды за чужие благодеяния. Опираясь на этот священный аят: «И не будет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» , аш-Шафи’и и его последователи говорили, что чтение Корана приносит пользу только тому, кто его читал, и награда за это не доходит до покойных, потому что не они читали Коран и не они заработали эту награду. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не призывал мусульман дарить свою награду другим, не учил этому и не побуждал к этому ни словами, ни намеками. Нет ни одного сообщения, что так поступали его сподвижники. Если бы это было хорошо, то они опередили бы нас в совершении этого!» См. «Тафсир Ибн Касир» 4/328.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи’и считал чтение Корана над умершим нововведением. См. «аль-Икътида» 182.

Имам Малик сказал: «Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведные предшественники не делали этого» . См. «аль-Икътида 182.

Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: «Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил: «Нет»». См. «аль-Масаиль» 158.

Этого же мнения придерживались многие ученые ханифитского мазхаба, о чем писал имам аз-Забиди в книге «Шарх аль-Ихъя» 10/369.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Чтение Корана над умершим – это новшество». См. «аль-Ихтиярат» 53.

Ибн аль-Къайим в «Задуль-Ма’ад» писал: “То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Коран или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру «аль-Бакъара» (Корова)» . Муслим 780.

Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана. И именно поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.

Что касается того сообщения, что Ибн Умар завещал читать на могиле своей суру аль-Бакъара, то она приводится во многих книгах. Об этом передается, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Коран, и имам Ахмад сказал ему: “О ты, поистине чтение Корана у могилы – новшество”. После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?” Тот сказал: “Надежный, достоверный передатчик” . Мухаммад спросил: “Написал ли ты от него что-нибудь?” Ахмад сказал: “Да” . Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от ‘Абдурахмана ибн ‘Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры “Бакъара” и ее конец, и он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание”. Тогда Ахмад сказал ему: “Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать”.

Шейх аль-Альбани сказал: «Ответов у меня на это придание несколько:

1. Утверждение того, что придание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Уаракъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом Али ибн Мусса аль-Хаддадом – его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Уаракъ, а положение аль-Уаракъ вы уже знаете.

2. И даже, если это придание достоверное, то оно более конкретизирующее чем придание, которое привел Абу Дауд в “аль-Масаиль” от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: «Нет»), и если мы совместим оба эти мнения (Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон.

3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, не достоверна, так как ‘Абдурахман ибн ‘Аля’ считается неизвестным передатчиком, как о нем сказал аз-Захаби в «аль-Мизан»». См. «Ахкамуль-Джанаиз» 243-244.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Динар 2018-08-18 07:31:08

Гусман,С именем Аллаха Милостивого, Милосердного Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем: При внимательно изучении Корана можно обнаружить, что там упоминается много вопросов, которые люди задавали Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, и на которые Всевышний Аллах ответил им в Своей Книге. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о новолуниях, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа…”». Сура 2 «Корова», аят 189. Когда люди спросили о расходовании средств, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом”». Сура 2 «Корова», аят 215. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о сражениях в заповедные месяцы, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц - великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей - еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство…”». Сура 2 «Корова», аят 217. Когда люди спросили о вине и азартных играх, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”. Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы задумаетесь». Сура 2 «Корова», аят 219. Когда они спросили о воскрешении, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления…”». Сура 7 «Преграды», аят 187. Но когда люди спросили Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, о том, как им обращаться к Всевышнему Аллаху и как найти путь к Нему, ответ Всевышнего не был предварён словом «Скажи», в отличие от предыдущих случаев. Этот аят стал объявлением о том, что между Аллахом и Его рабами нет посредников, и что Всевышний Аллах близок к Своим рабам и отвечает им, когда они взывают к Нему и подчиняются Его велениям. Господь величия и славы сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем». Сура 2 «Корова», аят 186. Повелитель верующих ‘Али ибн Абу Талиб мир ему сказал, наставляя своего сына имама аль-Хасана: «И знай, что Тот, в Чьей Руке сокровищницы небес и земли разрешил тебе обращаться к Нему с мольбой и гарантировал тебе ответ, и велел Тебе просить у Него, чтобы даровать тебе, испрашивать у Него прощения, чтобы простить тебя, и Он не поставил между Ним и тобой никого, кто отделял бы Его от тебя, и не вынудил тебя обращаться к кому-то, кто заступился и походатайствовал бы за тебя перед Ним». Сеййид Мухаммад Хусейн ФадлюЛлах написал интересный комментарий в своём тафсире «Мин вахйи-ль-Куран»: «Нет посредников между Господом и Его рабом в обращении к Нему и в мольбах. Устремление к Одному лишь Аллаху с поклонением и испрашиванием помощи, упомянутые в этом аяте: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи», показывает, что человек не нуждается в своей беседе с Аллахом и обращении к нему с просьбами в каком-либо посредничестве, потому что Аллах близок к Своему рабу и не устанавливает преград между Ним и человеком. Сам человек своими действиями отдаляет себя от милости Аллаха и препятствует возвышению своей мольбы до степеней близости к Аллаху. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Его рабы обращались к Нему напрямую, чтобы отвечать им, и сообщил им о Своей близости к ним и о том, что Он слышит их слова, даже если они говорят шёпотом, и знает их сокровенные мысли. Всевышний Аллах сказал: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем” Сура 2 «Корова», аят 186. Всевышний также сказал: “Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена”Сура 50, «Каф», аят 16». «О те, которые уверовали! не уподобляйтесь тем, которые не веруют…» Коран повествует нам истории древних народов не для развлечения, а для того, чтобы они стали для нас назиданием и мы могли извлечь урок для себя и задуматься, а также осознали, что нельзя поступать так, как поступали они, чтобы нас не постигла такая же участь. Всевышний Аллах поведал верующим историю многобожников, к которым Он направил Своего Посланника Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему и его семье, чтобы он открыл им глаза на истину и вытащил их из омута ширка к вере. Всевышний сообщил, что эти язычники признавали, что Всевышний Аллах является Творцом небес и земли, и что Он - Тот Кто выводит живое из мёртвого и распоряжается всем сущим. Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” - они непременно скажут: “Их сотворил Могущественный, Знающий”». Сура 43 «Украшения», аят 9. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”. Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?” Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “До чего же вы обмануты!”». Сура 23 Верующие», аяты 84–89. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”». Сура 10 «Йунус», аят 31. Аллах также сказал: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” - они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи. Если ты спросишь их: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” - они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет». Сура 29 «Паук», аяты 61–63. Так в чём же тогда трудность? Эти люди признавали, что Всевышний Аллах - Творец всего Дарующий удел, Оживляющий и Умерщвляющий, однако они обращали некоторые виды поклонения к кому-то или чему-то кроме Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они - наши заступники перед Аллахом». Сура 10 «Йунус», аят 18. Они говорили: «Аллах велик, а мы грешны, а потому нам нужны посредниками между Ним и нами». И они нашли себе таких посредников и стали обращать к ним некоторые виды поклонения, например, мольбы, испрашивание помощи, жертвы и обеты. Если бы у нас была возможность спросить их, считают ли они своих идолов истинными богами или же для них они всего лишь посредники между ними и Аллахом, принадлежащие Господу миров, то они ответили бы: «Они принадлежат Господу миров и мы обращаемся к ним с мольбами, просим у них помощи, приносим им жертвы и даём им обеты только для того, чтобы они приблизили нас к Всевышнему Аллаху». Всевышний Аллах сказал об их словах: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Сура 39 «Толпы», аят 3. Ибн аль-Хадид сказал в «Шарх нахдж аль-баляга» о мекканских язычниках: «Поклоняясь идолам, они в то же время расходились во мнениях относительно этого поклонения. Некоторые считали своих лжебогов сотоварищами Всевышнего Творца и называли их “шариик” сотоварищ. В тальбийе они говорили: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который есть у Тебя и который принадлежит Тебе со всем, чем он владеет”. А другие не называли этих идолов сотоварищами Аллаха. Они считали их средством приближения к Аллаху. Это они сказали: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Всевышний Аллах указал нам в Коране на удивительное противоречие, отличавшее поведение язычников в те времена. Когда случалось что-нибудь ужасное, когда на них обрушивалась беда, они, повинуясь своей естественной природе, начинали взывать к Одному лишь Аллаху и просить помощи у Него Одного. Но стоило напряжению ослабнуть, как они снова возвращались к своему многобожию и начинали приравнивать кого-то к Аллаху, хотя знали, что отвести вред и принести пользу способен только Он, Всевышний. Всевышний Аллах сказал: «Когда человека коснётся вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему Одному». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. «Когда же Он дарует ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде [или забывает то, ради чего он взывал прежде], и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути». Сура 39 «Толпы», аят 8. Всевышний Аллах сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. Далее Всевышний говорит: «Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 67. Всевышний также сказал: «Скажи: “Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?”». Сура 6 «Скот», аят 40. И Всевышний Аллах сказал: «Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, посвящая религию Ему Одному: “Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!”». Сура 10 «Йунус», аят 22. Всевышний также сказал: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху искренне, посвящая Ему религию. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают придавать Ему сотоварищей». Сура 29 «Паук», аят 65. Всевышний Аллах сказал: «Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто проявляет умеренность [проявляет покорность или уклоняется от должной благодарности]». Сура 31 «Люкман», аят 32. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто спасает вас от мраков на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно, говоря: ‹Если Он спасет нас от этого, мы непременно будем благодарны!›”». Сура 6 «Скот», аят 63. Всевышний также сказал: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья». Сура 10 «Йунус», аят 12. Всевышний Аллах также сказал: «Когда людей касается зло, они начинают взывать к своему Господу, обращаясь к Нему с раскаянием. А затем, когда Он дает им вкусить милость от Него, часть из них начинает приобщать сотоварищей к своему Господу». Сура 30 «Румы», аят 33. «Нет божества, кроме Аллаха» означает не только «Нет творца, кроме Аллаха». В то, что Аллах является единственным Творцом, верят и многие из тех, кто борется с исламом! Истинное значение этой формулы раскрыто в программе, которую приносили людям посланники. Однако люди привыкли искажать эти программы и переделывать их так, чтобы они соответствовали их ограниченным, материалистическим представлениям. И они придумали посредников между Аллахом и Его творениями. История Нуха мир ему - лучший пример того, как праведных людей со временем обожествляют и превращают в объект поклонения. Так произошло с Ваддом, Сува‘, Йагусом, Йа‘уком и Насром, которые были праведниками, но по прошествии многих лет были превращены в идолов своими соплеменниками - народом Нуха. Ибн Бабавейхи аль-Кумми приводит в «Иляль аш-шара‘и» сообщение от имама Джа‘фара ас-Садика, представляющее собой комментарий к Словам Всевышнего: «И сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Йагуса, Йа‘ука и Насра”»: «Это имена людей, которые поклонялись Аллаху, а потом умерли, и их кончина опечалила их соплеменников и повергла их в уныние. Тогда к ним пришёл Иблис да проклянет его Аллах и сказал: “Я сделаю для вас их изображения, и тогда вы сможете смотреть на них, радоваться и поклоняться Аллаху”. И он помог им воспроизвести их образ. И они стали поклоняться Всевышнему Аллаху и смотреть на эти статуи. А когда наступила зима и стали часто выпадать дожди, они убрали эти статуи в дома. Они продолжали поклоняться Аллаху и смотреть на эти статуи, а когда это поколение сменилось другим, их потомки сказали: “Наши отцы поклонялись этим статуям”, и стали поклоняться им помимо Аллаха. Об этом Всевышний Аллах сказал: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда…”». Сказать «Ля иляха илляЛлах» очень легко. Но в эти слова вложен очень важный смысл, о глубине и важности которого сегодня многие и не подозревают. Поэтому Всевышний Аллах и сказал: «И знай, что нет божества, кроме Аллаха и проси прощения за свой грех» и Он не говорил: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”». Требуется признать смысл свидетельства «Ля иляха илляЛлах», как очевидный, так и сокрытый, который раскрывается не сразу. «Ля иляха илляЛлах» означает: «Не существует объекта поклонения, который достоин поклонения, кроме Аллаха», «Нет творца, кроме Аллаха», «Нет распорядителя, кроме Аллаха»… Мы не проявляем смирение ни перед кем, кроме Аллаха, не уповаем ни на кого кроме Аллаха, не связываем надежды ни с кем кроме Аллаха, не боимся никого, кроме Аллаха… Мы не ищем защиты ни у кого, кроме Аллаха, и не взываем с истовой мольбой ни к кому, кроме Аллаха… И мы не воздеваем руки в мольбе ни к кому, кроме Аллаха, - ни к пророкам, ни к праведникам! Всевышний Аллах направил к людям посланников, чтобы люди подчинялись им, а не испрашивали у них помощи. «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха». Сура 4 «Женщины», аят 64. Всевышний Аллах направил их к людям, чтобы они передали им Его послание, а не для того, чтобы они служили посредниками между Ним и людьми и передавали Аллаху их просьбы и чаяния! Они - посланники Аллаха к нам, а не наши посланники к Нему! Их задача - сообщить нам о том, чего хочет от нас Аллах, а не сообщать Аллаху о том, чего мы хотим от Него! Названия разные, а суть - одна Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду». Сура 7 «Преграды», аят 194. Этот аят показывает, что во все времена многобожники использовали в качестве посредников между ними и Аллахом не только идолов, но и людей. Например, христиане сделали Марйам Деву Марию мир ей посредницей между ними и Всевышним. Они обращаются к ней с мольбами и просят её о помощи, хотя в глубине души они знают и даже утверждают об этом вслух что она - не божество, которому нужно поклоняться. Этим посредникам поклоняются под разными названиями. Личности разные, но суть этого поклонения одна. Некоторые люди, создающие посредников между ними и Всевышним Аллахом, уповают на них, просят их о помощи, дают им обеты, приносят им жертвы. А когда вы осуждаете их за это и приводите им соответствующие аяты и хадисы, они восклицают: «Неужели ты сравниваешь пророка имама, праведника с идолами?!». Мусульманин не может приравнивать пророка, имама мусульман или праведника из их числа к идолам, потому что он понимает, что эти великие люди не одобряли ни для себя, ни для других поклонение кому-либо наряду с Аллахом. Как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть [знание или умение принимать решения] и пророчество, то ему не подобает говорить людям: “Будьте рабами мне, а не Аллаху”. Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его. Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 79–80. Пророки и праведники не подобны идолам, однако действия людей, которые превращают их в посредников между ними и Аллахом, схожи. Мекканские язычники взывали к идолам и совершали жертвоприношения им, чтобы они приблизили их к Всевышнему Аллаху, а эти люди обращаются с мольбами к пророкам, имамам и праведникам, просят их о помощи, дают им обеты и совершают иные подобные действия также для того, чтобы эти посредники приблизили их к Аллаху. Существенны ли различия между человеком, взывающим: «О Дева Мария! Помоги мне!» и человеком, взывающим: «О Фатыма, дочь Посланника Аллаха! Помоги мне!»? «Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!». Сура 2 «Корова», аят 118.

ЧТЕНИЕ КОРАНА УМЕРШИМ.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестии.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллам) сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» .

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу» .

Практика чтения Корана умершим была широко известна в Исламской общине на протяжение веков. Это разрешалось факихами, мухадисами, и крупнейшими Имамами нашей общины.

К огромному сожалению в наше время появились некоторые горе проповедники, которые назвали это действие новшевством, и обвинили мусульман в нововведение!

В этой работе с помощью Аллаха Всевышнего мы с вами рассмотрим доводы в пользу дозволенности чтения Корана умершим. Для пользы я разбил книгу на несколько глав. Чтобы заострить внимание читателя, некоторые особые моменты будут отмечены красным цветом.

Пятница 16, Джумада ас-Саний, 1437 год.

Баку, Азербайджан. Абу Румайса аль-Ханафи

Глава первая. Доводы из хадисов.

1) Имам Абу Дауд ас-Сиджистани передал в книге «ас-Суннан» со слов Макиля ибн Йасара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Читайте (суру) Йасин своим умершим ».

Это предание, иногда с небольшой разницой в тексте, также передали ибн Хиббан в «ас-Сахих», Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде», ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабир», ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» и тд.

Хадис посчитали достоверным ибн Хиббан, Хаким и Захаби согласился с ним в этом .

Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал: «Извод предания слабый по причине неизвестности (передатчиков) Абу Усмана и его отца. Сулайман ат-Тайми это ибн Тархан, ибн Мубарак это Абдуллах. Ибн аль-Гаттан указал на изъян (хадиса) в (книге) «Байан аль-Вахам аль-Ихъям» по причине путанницы и неизвестности Абу Усмана и также его отца. И сказал Даракутни как приводится в (книге) «Талхис аль-Хабир» (2/104): Это предание со слабым изводом, и неизвестным текстом. И нет достоверного предание в этом вопросе » .

Можно ли следовать слабым преданиям?

Как видит дорогой читатель, предание не является вымышленным. Знающие люди понимают разницу между словами ученого «предание слабое» и словами «извод предания слабый». Как мы увидим с помощью Аллаха далее в нашей работе, есть множество преданий, которые подкрепляют этот хадис. Но даже если мы признаем, что это предание слабое, хочется напомнить читателям слова имама Навави. В своей книге «аль-Азкар» он писал: «Улемы из числа мухаддисов, факихов и других знатоков религиозных наук говорили, что допустимо и желательно заниматься достойными делами, на которые есть указания в слабых хадисах, если только они не являются подложными, как желательно использовать такие хадисы с целью исправления, побуждения и устрашения » . В предисловие к своей другой работе «40 хадисов», имам Навави писал: «Учёные единогласны в дозволенности следования за слабым хадисом в области праведных дел ».

Нет сомнения в том, что чтение Корана является праведным делом. Учитывая, что приведенный высше хадис не является вымышленным или крайне слабым, ему можно следовать. И никто не имеет право обвинять мусульман, которые читают суру «Йасин» умершим в нововведение.

Хукм этого предания:

Шейх, имам, аллама Бадрутдин аль-Айни аль-Ханафи сказал в книге «Умдатуль Кари шарху сахих аль-Бухари» : «Это предание свидетельствует, что покойный получает пользу от чтения Корана около него, и он является доводом против тех, кто утверждает, что покойный не получает пользы от чтения Корана ».

Как отметил шейх Атия ибн Мухаммад Салим (ум 1420) в книге «Шархуль булуг аль-Марам» : «В этом вопросе есть противоречие. Следует ли ее читать нашим умершим после того как они скончались? Или ее следует читать нашим умершим после того как их похоронили? Или же ее надо читать когда они находятся на смертном одре? »

Ибн Хиббан аль-Бусти сказал: «Тут имеется ввиду тот, к кому пришла смерть. То есть он лишь в начале (этого пути). Что касается умершего, то для него не читается » .

Имам Абуль Хасан ас-Синди аль-Ханафи (рахматуллахи алайх) комментируя это предание, сказал: «Его слова «(Читайте суру Йасин) вашим умершим, означают, что ее следует читать (человеку) который находится при смерти, или (также можно) после смерти » .

Шейх ибн Абдульбари аль-Ахдал (ум 1298 по хиджре) сказал в книге «Ифадатуль туллаб» : «Сказал ас-Суюти и другие (ученые) из числа шафиитов, что под умершим (в этом предание) имеется ввиду тот кто находится при смерти, потому что над уже усопшим человеком не читают. Но это мнение не является общим, другие (ученые) сказали, что под умершим тут имеется ввиду тот, кто действительно уже умер. И это более правильно. Ведь принимать (шариатские) тексты в прямом смысле более правильно, чем принимать их иносказательно, если только нет для этого преграды. И мнение, что над умершим не читают, не подкреплено доводом. Напротив оно отвергается законностью чтения над умершим во время заупокойной молитвы, и это не делается кроме как с целью принести пользу усопшему ».

2) Имам Бухари передал в своем сборнике «ас-Сахих» со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина из племени джухайна и сказала: «Моя мать дала обет совершить хаджж, но умерла, так и не совершив его. Могу ли я совершить этот хаджж за неё?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да, соверши хаджж за неё. Скажи, если бы у твоей матери остался долг, разве ты не заплатила бы его? Платите же долги Аллаху, ибо Он больше всех достоин (того, чтобы с Ним) рассчитывались сполна! »

Хукм преданий.

Хадж и пост являются видами поклонения, также как и чтение Корана является поклонением. Если мусульманину дозволено совершать паломничество и держать пост за умершего, ему также будет дозволено читать Коран за умершего.

3) Имам ат-Табарани передал в «аль-Муджам аль-Кабир» со слов Абдуллах ибн Умара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Если умрет кто-либо из вас не задерживайте его, поторопитесь его похоронить. И прочитайте около его головы суру аль-Фатиха, и около его ног концовку суры аль-Бакара ».

Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид» отметил, что в изводе предания есть Йахъя ибн Абдуллах аль-Бабалти, и он слабый рассказчик.

4) Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№10848) от имама аш-Шаби, что он сказал: «Ансары читали суру аль-Бакара около умерших ».

В изводе предания Муджалид, который был чрезвычайно слабым рассказчиком.

Глава вторая. Мнения ученых четырех мазхабов.

Мнение Ханафитов.

Сказал имам, аллама ибн Абидин аш-Шами в книге «Раддуль Мухтар аля Дарриль Мухтар Шархуль Танвир аль-Абсар» : «Его слова «Пусть прочитает суру Йасин» сказаны по причине предания – «Тот кто войдет на кладбище и прочитает суру Йасин, Аллах облегчит в этот день (страдания) тех (кто похоронен там), а ему запишется столько добрых дел, сколько там похоронено людей ».

Там же ибн Абидин сказал: «И сказано в «Шархуль Лубаб»: «И пусть он прочитает из Корана, что является для него легким. (К примеру) суру аль-Фатиха, начала суры аль-Бакара до слов «аль-муфлихун», Аят Трона, (конец суры со слов) «Уверовал Посланник» (аль-Бакара 285 аят), суру Йасин, Мульк, ат-Такасур, и Ихлас – 12 раз, или 10, или 7, или 3 раза. Затем ему следует сказать: «О Аллах, доведи /саваб/ за то, что я прочитал до такого-то, или до таких-то » .

Общеизвестный факт, что наш мазхаб строит большинство своих решений на словах Абдуллах ибн Масуда, и Ибрахима ан-Нахаи.

Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом, что Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Нет проблем с чтением Корана на кладбищах » .

Аллама Шурунбулали аль-Ханафи сказал в «Нурр аль-Иддах» : «Рекомендуется мужчинам и женщинам посещать могилы в соответствие с наиболее правильным мнением. И желательно читать (там) суру Йасин, так как передавалось (в предание): «Тот кто войдет на кладбище и прочитав суру Йасин, подарит (нааграду) усопшим, Аллах облегчит (им) в этот день, а ему даруется награда равная количеству (похороненных там людей) ».

Можно ли брать плату за чтение Корана?

К сожалению мы живем в такое время когда большинство мусульман не могут читать Коран на арабском языке. Возникает соблазн нанять какого-то человека, чтобы он читал Коран для умершего.

Аллама Мухаммад Алаутдин ибн Абидин аш-Шами аль-Ханафи сказал: «Харам (запрещено) получать плату за совершение зикров и чтение Корана » .

Подобный запрет и желание мусульман принести пользу своим умершим, подвигнет некоторых ленивых правоверных на изучение арабского языка и Книги Аллаха. Так же подобный запрет преградит путь нечистым на руку людям, которые кормятся, читая Коран за деньги.

————————————————————————————————————

Мнение шафиитов.

Сказал имам Джалал ад-Дин ас-Суюти в своей книге «Шарху судур» (стр 297): «Затем они разошлись во мнениях доходит ли награда (от чтения) Корана до умерших. И большая часть праведных предшественников (салафов), и три Имама придерживались мнения, что (награда) доходит , и этому противоречил наш имам аш-Шафи, который основывался на словах (Всевышнего) «Человек получит только то, к чему он стремился» (сура ан-Наджм 39 аят). Те кто придерживался первого мнения отвечали на этот довод двумя способами, первый, это утверждение, что этот аят отменен словами Всевышнего «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур 21 аят) . (Этот аят свидетельствует, что) дети войдут в рай по причине благости родителей. Второй ответ заключался в том, что (хукм аята на которым основывался имам Шафи) касался лишь общины Мусы и Ибрахима, да пребудет с ними мир. А что касается этой общины, то для нее то к чему она стремилась, и то к чему стремились ради нее, как сказал Икрима. И третий ответ, что в (аяте «Человек получит только то, к чему он стремился») под человеком имеется ввиду неверующий . Что касается верующего то он получит то к чему стремился, и к чему стремились ради него » .

Эти же три пункта привел в своей книге имам ас-Сафарини аль-Ханбали под заглавием «Ответ джумхура на аят» .

Касательно аята 39 суры ан-Наджм – «Человек получит только то, к чему он стремился».

Имам Джалал ад-Дин ас-Суюти передал в своем комментарии «Дурр аль-Мансур» : «Привели Абу Дауд и ан-Наххас в (книгах по) насху , а также ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Мардавейх, что ибн Аббас сказал об этом аяте: «После этого Аллах ниспослал: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур 21 аят) – Аллах ввел детей в рай посредством их родителей ».

Смотрите также «Тафсир» имама ибн Джарира ат-Табари к аяту 39 суры ан-Наджм; «Джамиуль ахкам аль-Куран» имама аль-Куртуби, тафсир к к аяту 39 суры ан-Наджм; ас-Салаби (ум 427 х) «аль-Кашф валь-Байан».

——————————————————————————————————————

Один из крупнейших шафиитских ученых всех времен, имам Навави сказал в книге «аль-Азкар» (стр 207): «Сообщается, что ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: − Обычно после завершения погребения покойного пророк, (некоторое время) стоял у его (могилы), а потом говорил: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы Аллах (его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы».

Аш-Шафи‘и и его последователи говорили: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана». И они говорили: «А если Коран прочтут полностью, будет прекрасно».

Имам Навави также сказал в книге «аль-Азкар» (стр 211): «Улемы расходятся по вопросу о том, получит ли покойный награду за чтение Корана.

Большинство шафиитов и некоторые приверженцы других мазхабов считают, что награды за это покойный не получит, тогда как Ахмад бин Ханбаль, некоторые другие улемы и часть приверженцев аш-Шафи‘и придерживаются мнения, что покойный получит награду за это. После завершения чтения желательно, чтобы человек сказал: «О Аллах, даруй такому-то награду за то, что я прочитал!» − а Аллах знает об этом лучше. Кроме того, желательно воздать хвалу покойному и упомянуть о его достоинствах ». (конец цитаты)

Обратите внимание, имам Шафи отрицал дозволенность чтения Корана умершим в некоторых преданиях. Несмотря на это шейхи из числа шафиитов не обвиняли в нововведение тех кто читает Коран умершим! Что стало с общиной мусульман в наши дни?!!

Имам Куртуби привел в своей книге «аль-Тазкирах»: «Шейх Иззаддин ибн Абдуссалам давал фетву, что до усопшего не достигает награда, которую ему подарили чтением (Корана). Когда он умер некоторые его сподвижники увидели его во сне, и спросили: «Ты говорил, что до умершего не додит награда, которую ему подарили чтением (Корана), и как это на самом деле?» И сказал он: «Я говорил это будучи в том мире, а сейчас я отверг эти слова так как увидел награду Аллаха за это. Он доводит (награду) до него (усопшего) » .

Стоит также отметить, что как передавалось имам Шафи сперва отрицал дозволенность чтения Корана умершим, а затем поменял свое мнение.

Сказал имам Навави: «Наш имам Шафи сперва отрицал это (дозволенность чтения Корана умершим), затем он поменял свое мнение, когда до него дошли сообщения (говорящие о дозволенности чтения Корана умершим) » .

Имам Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом от аль-Хасана ибн ас-Сабаха аз-Зафарани, который сказал: «Я спросил Шафи о чтение (Корана) около могил. Он сказал: «С этим нет никаких проблем » .

Мнение Ханбалитов.

В книге «аль-Бахру аз-Захир» приводится предание от Али ибн Мусы ал-Хаддада: “Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой ал-Джавхари, после того как покойный был похоронен, слепой человек сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему: «Эй, чтение (Корана) около могил есть новшевство!». Когда мы покинули кладбище Мухаммад ибн Кудама сказал имаму Амаду ибн Ханбалю: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире ал-Халаби?”, имам Ахмад сказал: “Он надежный человек». (Ибн Кудама спросил): «Ты записывал от него кое-что?”. Имам сказал: «Да». И тогда Ибн Кудама сказал: «Передал мне Мубашир от Абдуллах ибн Ладжладжа, который рассказал от своего отца, что он завещал, чтобы после его похорон около его головы прочитали начало и конец суры аль-Бакара. Он также сказал, что слышал как Абдуллах ибн Умар оставил такое же завещание». Имам Ахмад сказал: «Вернись и скажи мужчине, чтобы продолжал читать ».

Хадис Ладжаджа с цепочкой передатчиков передал имам ибн Асакир в «Тарих мадинатуль димашк» (50/297) , имам ат-Табарани в «Муджам аль-Кабир» (19/220-221) . Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид» сказал, что на рассказчиков Табарани можно положиться — /маусукун/. Ибн Муфлих аль-Макдиси отметил, что предание достоверно.

Имам Газали в «аль-Ихъя» и Абдульхаг в «аль-Акибат» передали, что имам Ахмад сказал: «Если вы заходите на кладбище прочитайте суру аль-Фатиха, аль-Муавизатейн , и «Скажи Он Аллах Единый», и даруйте это обитателям могил, воистину это дойдет до них .

Со слов имама Ахмада это также передавал Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази .

Шейх, аллама, мухадис Шамсуддин Мухаммад ибн Муфлих аль-Макдиси сказал: «Достоверно передалось, что ибн Умар завещал прочитать около его (могилы) начало и конец суры аль-Бакара. И по этой причине Ахмад отошел от мнения, что это не желательно» .

Как передавал имам Абдуллах ибн Ах мад ибн Ханбаль: «Я слышал как моего отца спросили о человеке который станет читать (Коран) около могилы для покойного. Он ответил: «Надеюсь, что в этом нет вреда » .

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам сказал: «Сказал имам Ахмад: «Передал мне Саффан, который сказал: «Шейхи говорили: «Если сура Йасин читается умершим, облегчаются им (страдания)». Ибн Хаджар в «аль-Исаба» отметил, что извод этого предания достоверный »

Шейх Нуратдин аль-Итр отметил, что цепочка передатчиков хорошая

Шейх Албани в «Ирва аль-Галиль» привел это предание следующим образом: «Что касается предания из «Муснада» (4/105) со слов Саффана, который рассказал от своих шейхов, что когда присутстовали около Гузайфа ибн аль-Хариса ас-Сумали когда усилилась его боль. Он сказал: «Если ли среди вас кто-то кто сможет прочитать суру Йасин?» Салих ибн Шарих ас-Сукуни начал читать суру, и когда он достиг 40 (аятов) (Гузайф) умер. Наши шейхи говорили: «Если сура Йасин читается умершим, облегчаются им (страдания)». Саффан сказал: «Иса ибн аль-Мутамар читал ее около ибн аль-Мабада».

Я (шейх Албани) говорю: «Этот извод достоверен до Гузайфа ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах».

Шейх аль-Бассам также сказал: «Мазхабом имама Ахмада и большинства салафов является точка зрения, что (награда за совершения поклонений телом со стороны живого человека) дойдет (до умершего, если ее подарят) »

Сказал имам Шамсуддин ибн Абдуль Вахид аль- Макдиси аль-Ханбали: «И эти предания, даже если они слабые, в целом свидетельствуют, что у этого действия (чтение Корана умершим) есть основа. Мусульмане на протяжение всего времени, во всех землях (Ислама) собирались и читали (Коран) своим умершим, без (какого-либо) порицания (для этого действия). И это есть иджма » .

Имам Сафарини аль-Ханбали сказал в книге «аль-Бахру аз-Захир» : «Привел ас-Самарканди, говоря о награде за чтение суры аль-Ихлас, со слов Али (ибн Абу Талиба) в возведенной форме: «Тот кто придет на кладбище и прочитает там (суру) «Скажи Он Аллах Единый» 11 раз, затем подарит ее награду умершим, получит награду равную количеству умерших» . И от Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Тот кто войдя на кладбище прочитает суру аль-Фатиха, «Скажи Он Аллах Единый», суру ат-Такасур, а затем скажет: «Я дарю (награду за) то, что я прочитал из Твоей речи обитателям этого кладбища из числа верующих мужчин и верующих женщин» — они станут его заступниками перед Аллахом ».

Шейхуль Ислам также сказал: «Имамы Ислама сошлись во мнение, что польза от мольбы (за него) достигает до умершего. (Также достигает польза) за хорошие (деяния) совершаемые от его (имени). Это из числа известных без сомнения (действий) в Исламе, о которых свидетельствует Книга, Сунна и Иджма. Тот кто станет противоречить этому, тот из числа приверженцев нововведений. Не станет противоречить этим достоверным и ясным преданиям тот, до кого они достигли. Противоречить им может лишь тот, до кого они не дошли. Они разошлись во мнение конкретно касательно поклонений, совершаемых телом. Такие как молитвы и чтение Корана.

Ханафиты, Ханбалиты, поздние ученые из числа шафиитов а также маликиты считали, что награда за (поклонения телом со стороны) живого доходит до умершего, и (даже) до живого.

Ранние ученые из числа шафиитов и маликитов придерживались мнения, что награда за чисто телесные поклонения не доходит ни до кого кроме как совершающего их » .

Можно ли дарить награду за совершенные дела посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)?

Ибн аль-Кайум аль-Джаузия сказал: «Среди поздних (ученых) факихов были те, кто считал это чем-то хорошим, и те кто не считал это чем-то хорошим. Они считали это (религиозным) новшевством, так как никто из сподвижников не поступал таким образом. Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) получает награду за все (добрые) дела совершаемые (мусульманами), без уменьшения награды совершающих. Ведь он указал своей общине (на врата) всех благ, повел их, и призвал их к этому. По этому он получает (награду) равную их награде, без уменьшения их награды». На этот вопрос таким же образом отвечал ибн аль-Казий .

——————————————————————————————————————-

Но вернемся к нашему вопросу, и продолжим приводить доводы из книг наших братьев ханбалитов о дозволенности чтения Корана умершим.

«В книге «Шарху аз-Зад (аль-Мустагна) и других книг (мазхаба) ханбалитов, сказано: «Если мусульманин совершить любое из дел приближающих его (к Аллаху), такие как мольба, просьба о прощение, молитва, пост, хадж, чтение (Корана) и другие — а затем подарит (награду) за них умершему мусульманину, или живому, то (эта награда) дойдет до него».

Сказал имам Ахмад: «Покойный получает (награду за) все хорошие дела, в соответствие с текстами пришедшими по этому поводу».

Ибн аль-Кайум (аль-Джаузия) сказал: «Согласно Ахли-Сунне валь Джамаат награда достигнет до умершего или живого, если кто-то станет держать пост, молиться, раздавать милостыню с намерением даровать награду им. Сам же он получит награду за свое намерение. Но лучше будет если совершающий обряды послушания, будет делать это для себя, и (при этом) молиться (за умерших) как пришло в Книге и Сунне » .

Имам Мухаммад ибн Балбан аль-Ханбали ад-Димашки отметил : «Сунной для мужчин является посещение могил мусульман, и чтения около них того, чтобы облегчит (их страдания) ».

Шейх Абу Мухаммад Абдуллах аль-Джибрин, один из ученых салафитов нашего времени, сказал: «И есть противоречие в вопросе дарования награды за действия совершенные телом усопшему мусульманину. И более правильным мнением является то, что дозволено даровать награду покойному, и что награда достигнет его, если на то будет воля Аллаха. Если к примеру совершить два руката молитвы, и даровать награду за нее усопшему, это принесет ему пользу в соответствие с общими высказываниями факихов. И также если поститься, и по этому поводу даже пришли конкретные тексты. Сказал (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям): «Кто умер и на нем есть долг поста, пусть поститься за него его опекун» . Предания в этом вопросе достаточно ясные. И правильное мнение, которого мы придерживаемся, что до него (покойного) достигает (награда) за любые деяния. Все равно будут ли это деяния совершенные телом , словами или имуществом . Если на то будет воля Аллаха, все это принесет пользу, если (награда за эти действия) будет дарована (усопшему) со стороны его близких, или даже не близких (людей) из числа мусульман » .

Другой известный ученый салафитского течения, Абдульазиз ибн Абдуллах ар-Раджихи сказал в комментарии к книге «Шархуль Умда»:

« — Принесет благо покойному мусульманину любое совершенное благое дело, если награда была дарована ему (совершившим это дело) –

Это означает, что если мусульманин совершит что-либо из действия приближающих его к Аллаху, и вознамерится даровать награду за это покойному мусульманину, то это принесет ему пользу. Это мазхаб ханбалитов и ханафитов, в соответствие с этой точкой зрения разрешено давать милостыню от имени покойного, совершать за него большое или малое паломничество, поститься за него, читать Коран – и даровать награду за все это умершему » .

Сказано в книге «аль-Муджалла филь фикх аль-Ханбали» : «Любое из дел приближающих (к Аллаху) которое совершает мусульманин, принесут пользу умершему или живому мусульманину, если (совершающий) захочет даровать награду за них им ».

Мнение Маликитов.

Шейх ибн Хусайн аль-Макки аль-Малики сказал в «Хашия» на книгу Ахмада ибн Идриса аль-Карафи «Анвауль Бурук фи Анвауль Фурук»: «Что касается чтения (Корана) на могилах, ибн Рушд (аль-Малики) в «аль-Аджвибат», ибн аль-Араби (аль-Малики) в «Ахкамуль Куран», аль-Куртуби (аль-Малики) в «аль-Тазкирах» сказали, что покойный получает пользу от чтения (Корана) который читается на могиле, в доме, или (даже читается) в (одной) стране, (когда как покойный похонен в другой) стране » .

В заключение нашей работы я отмечу :

1) Как я указал высше есть прямые указания от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), которые позволяют чтение Корана умершим. Если по отдельности они считаются слабыми преданиями, им безусловно придаст вес и силы предания рассказаные со слов сподвижников.

2) Согласно киясу, основанному на абсолютно достоверных преданиях от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) мусульманин может совершать поклонения от имени умерших близких людей.

3) Во всех четырех общепризнанных школах Ислама есть мнение, что дозволено читать Коран умершим. Среди салафов этой общины я не встретил ни одного человека, даже из тех кто не позволял чтение Корана умершим, кто стал бы обвинять в нововведениях мусульман практикующих это.

Хвала Аллаху, который позволил своему рабу завершить начатое. Все правильное в этой работе от Милостивого, все ошибки от Его нерадивого раба.

Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс.

Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр. 24, издательство «Умма».

». См «Хашияту Нурр аль-Иддах» шейх Мухаммад Иззаз Али, напечатано вместе с «Нурр аль-Иддах» стр 195. Я (Абдуллах Эфенди) говорю, что если это было запрещено во времена имама аль-Айни, представьте насколько это запрещено сейчас.

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тувайджири сказал: «Посещение могил женщинами из числа величайших грехов ». «Масуатуль фикх аль-Исламия» 2/793.

«аль-Хадийатуль Алайиа» стр 162, изд Кахраман.

Это мнение передавалось от ибн Аббаса . См «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 83. Даруль Асимах.

Мнение, что первый аят был отменен этим передавалось со слов ибн Аббаса, Хатибом Ширбини. См аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 15.

Это мнение передавалось от ар-Рабиа ибн Анаса. «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 84; «Мааламут Танзил» имама аль-Багави, комментарий к 39 аяту суры ан-Наджм.

Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/174, Даруль Кутуб аль-Ильмия.

Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/359-360, Изд Гирас.