Ремонт Дизайн Мебель

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Психологическая готовность детей с ограниченными возможностями

Разделы: Коррекционная педагогика

“От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

(В.А.Сухомлинский)

Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-дефектологи, педагоги учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом – залог надежности и качества будущей постройки. А неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе. В настоящее время модель деятельности учителя-дефектолога в нашем МДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.

1. Развивающая работа с детьми.

С детьми имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Диагностика.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую), а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводим оптимизацию работы подготовки ребенка к школе.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так реализуется важнейший принцип дефектологической науки – принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательно-воспитательной работы.

Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, элементов социологического мышления) овладение способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы; развитие перцептивно-моторных функций, а также произвольности поведения и деятельности. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии учителем-дефектологом применяется кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения), также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления); игры развивающие внимание и память; упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения и мелкую моторику; психогимнастические, релаксационные упражнения; работу в тетрадях. Коррекционная логопедическая работа по коррекции нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением интеллекта и подготовить их к поступлению в школу.

В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое). Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Помимо фронтальных занятий (подгрупповые) учителем-дефектологом проводятся индивидуальные коррекционные занятия. В обязанности учителя-дефектолога входит: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

II блок - Работа с родителями

Этот блок содержит три направления.

Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач учителя-дефектолога является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей наших детей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

На родительских собраниях, семинарах учителем-дефектологом проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации и т.д.

Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку “Советы учителя-дефектолога”, разрабатываются памятки для родителей.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

Индивидуальное консультирование

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций учитель-дефектолог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины советует обратиться к другим специалистам (психоневрологу, нейропсихологу и т.д.), готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Практика показала, что не имеет смысла навязывать консультацию волевым решением учителя-дефектолога и педагога. После проведения предварительной диагностики готовности детей нарушением интеллекта к школе родителям предлагается помощь и консультация учителя-дефектолога, а также гибкий временной график (по желанию родителей). В родительском уголке помещается объявление следующего содержания: “Уважаемые родители. Учителем-дефектологом была проведена диагностика готовности Ваших детей к обучению в школе. Желающие ознакомиться с результатами и обсудить перспективы развития Вашего ребенка могут записаться на прием к учителю-дефектологу”. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.

Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения учителем-дефектологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников “От дошкольника к школьнику”, целями которого являются подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе, повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению, обучение эффективным способам общения; методам и приемам обучения и развития, так же проводятся такие формы общения с родителями:

    совместные досуги, праздники

    участие родителей в выставках

    организация дней открытых дверей

    выпуск газет

    устные педагогические журналы

    игры с педагогическим содержанием

    организация мини-библиотеки.

Еще одной нетрадиционной формой работы являются совместные занятия в родительских группах. Это так же очень перспективная форма работы, которая эффективна для налаживания семейных отношений, взаимопонимания, обработки эффективных способов взаимодействия и решения других эмоциональных и личностных проблем взрослых и детей.

III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе. Этот блок содержит 4 направления работы.

1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

Учитель-дефектолог выступает на педагогических советах, семинарах, проводит тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития детей с отклонением в развитии здоровья старших дошкольников, освещает точки зрения различных ученых по подготовке к школе на стенд.

2. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. В соответствии с их особенностями развития, решаются вопросы, интересующие педагога, тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя и руководителя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель и другие специалисты одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с нарушением интеллекта будет осуществляться системно.

Нетрадиционная форма организации.

К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга “Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы”. В ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.

Связь со школой.

Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Описанная модель работы учителя-дефектолога нашего дошкольного учреждения по сопровождению процесса подготовки детей к обучению в школе не является жесткой. Это очень гибкая система, развивающая и изменяющаяся в зависимости от уровня развития, проблем, потребностей и особенностей всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей к школе в современных условиях очевидна, она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и взрослым.

Литература

    1. Ануфриева А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей – М., 1987.
    2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе – М., 1994.
    3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе – М., 1984.
    4. Гайтанов Ю.Б. Развиваю логику и сообразительность – С-Пб., 2000.
    5. Диагностика умственного развития дошкольников /под редакцией Л.А.Венгера, В.В.Холмовской – М., 1998.
    6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М., 1981.
    7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению – М.: Педагогика, 1981.
    8. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /под редакцией М.М.Симаго – М., 1999.
    9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 /под общей редакцией С.П.Шевченко – М., 2005.
    10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей Ярославль, 1996.
    11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М.: “Просвещение”, 2005.
    12. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу - М., 1999.

Фартусова Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Мотивационная готовность ребенка с ОВЗ к школьному обучению
Дата публикации: 17.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Мотивационная готовность ребенка к школьному

обучению»

Подготовила: учитель-дефектолог

Фартусова Ирина Александровна

Большинство родителей детей 6-7-летнего возраста самой волнующей темой для разговора с

психологом назовут «Готовность ребенка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что

от того, насколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем. Поэтому

папы и мамы записывают ребенка на многочисленные кружки по развитию внимания, мышления,

водят на подготовительные школьные курсы, учат читать, писать и считать.

Некоторые родители осознают также необходимость волевой готовности к школе, поэтому

воспитывают

будущего

усидчивость,

уравновешенность,

терпение

аккуратность.

Иногда взрослыми выделяется и такая сторона психологической готовности, как коммуникативная:

ребенка в срочном порядке забирают от бабушек и отдают в детский сад, где он учится взаимо-

действовать со сверстниками, понимать требования педагогов и следовать словесной инструкции.

Начало школьного обучения - один из важных этапов в жизни ребенка. Поэтому понятна

ходимость подготовки ребенка к школе, сами готовятся к школьным трудностям. А ведь от

отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами

ребенок переступит порог школы, какой запас психической энергии будет у него, чтобы решать все

учебные проблемы.

Родители будущего школьника должны создать дома атмосферу доверия, доброжелательности.

Не должно быть места ссорам, конфликтам, страху и нервозности. Взрослым необходимо в этот

период со вниманием отнестись к желаниям и чувствам малыша. И все, что говорится в семье о

школе, должно вызывать положительный отклик в душе ребенка и чувство радости от предсто-

ящего события.

Период подготовки к школе может стать благоприятным временем для изменения поведенческих

родителей,

психологического

и налаживания

доверительных

отношений,

пронизанных пониманием и добротой, верой в силы ребенка и позитивным настроем.

Предлагаемое тренинговое занятие «Идем в школу с радостью!» как раз и направлено на

реализацию данных задач.

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

Задачи

Развитие коммуникативных умений родителей.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.

Расширение возможностей понимания своего ребенка.

Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План

Упражнение «Имя-качество».

Упражнение «Серьезный момент».

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

4. Тест «[отовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».

Игра-ассоциация «Школа».

6. Игровое упражнение «Инструкция».

7. Упражнение «100 способов похвалы».

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

9. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».

10. Игра «Школьные объяснялки».

12. Итог занятия. Обратная связь.

Оборудование

Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.

Карточка к игре «Инструкция».

Почетное свидетельство самого активного участника.

Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили».

«Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу» (Приложение 1).

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» {Приложение 2).

«Школьные объяснялки» (Приложение 3).

странички», с. 69-70).

Упражнение «Имя-качество»

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе.

(Все родители сидят в

кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (каче ство),

которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Например, Ирина -

инициативная (игривая,

изобретательная,

интеллектуальная,

интересная). Второй

участник

повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и

качество первого и второго, а потом свое и т. д.

2. Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе - один из самых серьезных моментов в его

жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений,

новые обязанности, большие нагрузки.

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап

в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения,

новые обязанности, новая

социальная роль, иные условия. Но почем- то забывается, что школа это еще и

физические

эмоциональные

нагрузки.

Изменяется

подчиняется

школьным делам и заботам. Начало обучения очень

напряженный период еще и потому, что

ставит перед

ребенком

напрямую

связанных

непосредственно предыдущим опытом, но требуют

максимальной мобилизации физических и

интеллектуальных сил. все: сам режим учебных занятий

с перерывами не «когда хочется», а

приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в

определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные,

физические), за которые организм платит порой высокой ценой - здоровьем. У многих детей,

особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые

позволяют

говорить

«школьном

Первоклассники

пребывают

состоянии

информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые к сожалению, не всегда видим и по

маем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

готовностью

школьному

обучению

понимают

физического

психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к

нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достатоно очевидный факт:

современная школа может эффективно обучать не все детей, а только тех, которые обладают

вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучать ся способны все дети.

Школа предъявляет вполне определенные требования

ребенок должен быть готов начать учиться.

Что же необходимо знать и уметь, поступающему в школу?

Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен быть будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть

готовы и родители.

5.Игра-ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть писхологически готовы и его родители. Ведь от отноше-

1телей к школе напрямую за-юбенности школьной адапта-энка. Давайте поиграем. По-с каким

словом у вас ас-л~ся слово «школа»? Напри-5а. Следующий участник долевою ассоциацию на

слово 1 т. д. (Упражнение выполня-кругу, участники передают другу.)

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача

ведущего

словесные

характеристики

результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем

ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу,

сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими

задания и совместно формулирует точную инструкцию.

7. Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка.

Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют

ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по

математике...»

выполнение

какого-либо

взрослые

используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

тренинга разнообразные способы похвалы.

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, - любите

своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте вниматель ными к его

жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение,

которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько

незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - закан-

предложение

необходимо

задумываясь.

правильных

неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на

отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок...

Когда ребенок оказывается не на высоте, я...

Когда моего ребенка хвалят, я...

Когда ребенок пойдет в первый класс...

Когда он получит двойку или замечание, я...

Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...

перечитайте

предложение

задумайтесь,

совпадают

предположения

возможностями

значение

различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением

9. Т в о р ч е с к а я

р а б о т а

и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс - важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо

нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек:

оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы

или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители

приклеивают

фотографии

школьного

прошлого,

предварительно

отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.

10. Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать.

Но поймете ли вы его - вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам

сейчас зачитаю. Ваша задача - назвать объясняемое детьми понятие (см. Приложение 3).

11. М и н и - л е к ц и я

« П р а к т и ч е с к и е

р е к о м е н д а ц и и

р о д и т е л я м

б у д у щ и х

первоклассников»

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день - 1

сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно.

Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка.

Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а

всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что

не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и люби-

мого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще

больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Психолог

знакомит

родителям

интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и

з а н я т и я.

О б р а т н а я

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

Чем полезно именно для вас было данное занятие?

Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

Ваши пожелания на следующую встречу.

Затем следует награждение самого активного участника, для его определения во время всего

выдаются

палочки).

Победитель

определяется

подсчетом

общего количества, и ему вручается «Почетное свидетельство».

Приложение 1

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес.

4 Свой город (село) и его главные достопримечательности.

Страну, в которой живет.

5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

6. Времена

(последовательность,

основные

загадки и стихи о временах года).

7. Домашних и диких животных и их детенышей.

8. Транспорт наземный, водный, воздушный.

10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и

11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

12. Различать

правильно

называть

плоскостные

геометрические

прямоугольник, треугольник, овал.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх

Низ и т. д.).

14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ,

составить (придумать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок, слов.

16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы,

сани, зубы, осы.

17. Хорошо

ножницами

квадраты,

прямоугольники,

треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

18. В л а д е т ь

к а р а н д а ш о м:

п р о в о д и т ь

в е р т и к а л ь н ы е

з о н т а л ь н ы е

р и с о в а т ь

г е о м е т р и -

ч е с к и е

ф и г у р ы,

ж и в о т н ы х,

л и ч н ы е

п р е д м е т ы

о п о р о й

г е о м е -

трические формы, аккуратно закраши-

вать, штриховать карандашом, не вь-ходя за контуры предметов.

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).

21. Уметь устанавливать социальные контакты.

22. Иметь адекватную самооценку:

23. Контролировать свои эмоции.

24. Подчинять личные интересы общественным.

Приложение 2

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?*

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная

6. Трудно представить, что перво классник может быстро научиться чи тать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в это! возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, кг мой ребенок будет обходиться бе дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет,

к нему обращается незнакомый взро(лый человек.

10. Мой ребенок не ходит в де ский сад и никогда не расстается матерью.

11. Начальная школа, по-моему, ре ко способна чему-либо научить ребеж

Я опасаюсь, что дети бу£

дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14 Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после

косой черты, если -е согласны, оставьте клетку пустой.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и <з<ова общая сумма.

Если общий показатель принимает значение:

до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ■дать первого сентября

По крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше - было бы не-■юхо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, 1 каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

Необходимо больше занимать-я играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую

моторику;

Нужно обратить внимание на о. умеет ли Ваш ребенок общаться с ругими детьми;

предвидятся

сложности,

связанные

здоровьем

заняться

закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

Есть опасения, что ребенок не

2ет контакта с учительницей, надо

тить внимание на сюжетные игры;

ребенок слишком привязан к

гои, может быть, стоит отдать его

почисленный класс или вообще пожить школу на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению.

Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учителя-дефектологи, педагоги учреждений.

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же известно, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет.

Для того чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом – залог надежности и качества будущей постройки. А неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

В настоящее время модель деятельности учителя-дефектолога в МДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

I блок

Работа с детьми.

1. Диагностика.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую) .

Дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводится оптимизация работы подготовки ребенка к школе.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так реализуется важнейший принцип дефектологической науки – принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательно-воспитательной работы.

2. Развивающая работа с детьми.

С детьми, имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием игрового комплекса. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная ) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов

  • восприятия
  • внимания
  • памяти
  • элементов социологического мышления
  • овладение способами и приемами познавательной деятельности
  • зачатками учебной работы
  • развитие перцептивно-моторных функций
  • а также произвольности поведения и деятельности.

Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например помощь сказочному герою или мотив выигрыша) . Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии применяется:

  • кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения) , также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления) ;
  • игры, развивающие внимание и память;
  • упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения, и мелкую моторику;
  • психогимнастические, релаксационные упражнения; работу в тетрадях.
  • коррекционная логопедическая работа по коррекции нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением интеллекта и подготовить их к поступлению в школу.

В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое) .

Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Помимо фронтальных занятий (подгрупповые ) проводятся индивидуальные коррекционные занятия.

В обязанности учителя-дефектолога входит:

  • динамическое изучение ребенка;
  • выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.;
  • осуществление контакта с врачом;
  • взаимосвязь с родителями;
  • осуществление преемственности в работе со школой.

II блок

Работа с родителями.

Этот блок содержит три направления.

  1. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению.

У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач является:

  • вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

Родителей наших детей важно , заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

На родительских собраниях, семинарах проводить работу с родителями по таким вопросам как:

  • психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста;
  • развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения;
  • готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе;
  • готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации и т.д.,
  • так же проводить тематические консультации,
  • обновлять информацию в родительском уголке,
  • ответы на вопросы родителей помещают в папку “Советы учителя-дефектолога” , разрабатывать памятки для родителей.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараться организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

  1. Индивидуальное консультирование.

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначать и проводить после предварительной диагностики готовности ребенка к школе.

  • в ходе таких консультаций освещать итоги диагностики конкретного ребенка;
  • дать родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины советовать обратиться к другим специалистам.
  • готовить родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития.

Практика показала, что не имеет смысла навязывать консультацию волевым решением учителя-дефектолога и педагога.

После проведения предварительной диагностики готовности детей нарушением интеллекта к школе родителям предлагается помощь и консультация учителя-дефектолога, а также гибкий временной график (по желанию родителей).

В родительском уголке помещается объявление следующего содержания: “Уважаемые родители. Учителем-дефектологом была проведена диагностика готовности Ваших детей к обучению в школе. Желающие ознакомиться с результатами и обсудить перспективы развития Вашего ребенка могут записаться на прием к учителю-дефектологу”. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.

Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения был разработан тренинг для родителей, будущих первоклассников “От дошкольника к школьнику”, целями которого являются подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе, повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению, обучение эффективным способам общения;

методам и приемам обучения и развития, так же проводятся такие формы общения с родителями:

  • совместные досуги, праздники
  • участие родителей в выставках
  • выпуск газет
  • устные педагогические журналы
  • игры с педагогическим содержанием

Еще одной нетрадиционной формой работы являются совместные занятия в родительских группах.

Это так же очень перспективная форма работы, которая эффективна для налаживания семейных отношений, взаимопонимания, обработки эффективных способов взаимодействия и решения других эмоциональных и личностных проблем взрослых и детей.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный –всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

Решение текущих организационных вопросов.

1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.

Задача:

Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Задачи:

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задача:

Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

2.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

Сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

Определение оценки родителями работы ДОУ

2.4. .“Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

Задача: - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)

Задача: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

Ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год.

Задачи:

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат

Появление интереса родителей к работе ДОУ.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия».

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.


Поступление в школу – это переходный период для каждого ребенка, а для ребенка с ОВЗ особенно. Трансформируется положение, в котором он существовал, приобретая при этом кардинально новую роль в обществе, у него формируются другие отношения как со сверстниками так и со взрослыми. Указанные специфические условия жизни и деятельности ребенка предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Обучающийся должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Поэтому проблема подготовленности детей к обучению в школе во все времена была очень актуальной среди исследователей психологии, педагогики и физиологии.

Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других; изучением вопросов школьной адаптации занимались такие ученые как А.О. Зоткин, С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, М.М. Безруких, Т.В. Дорожовец, Г.М. Чуткина и другие.

Несмотря на разные подходы к проблеме формирования подготовленности детей с ОВЗ к школе указанные авторы полагают, что процесс обучения влечет за собой развитие, поэтому обучение возможно начать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. Они признают и тот факт, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, когда учащиеся обладают качествами необходимыми и достаточными для начального этапа обучения, которые в последующем развиваются в учебном процессе.

На современном этапе имеется изрядное количество разных подходов по решению проблем психологической готовности детей к школе, но многие разработки содержат утверждение – к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития, что приведет к успешной адаптации ребенка в 1 классе.

У детей с ОВЗ обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности.

Так, клинико-психологическая структура развития личности у детей с нарушениями слуха и зрения содержит несколько одинаковых признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических свойств личности. Поэтому, на первоначальном этапе работы с указанной категорией детей, прежде всего непременно надо проконсультироваться с врачами, узкими специалистами. Так же следует определить конкретные цели, которые необходимо достичь в процессе обучения. Таким образом, перед началом обучения ребенка следует обследовать и составить трехэтапную программу обучения: на первом этапе ребенку объясняют, что он должен сделать; на втором – оказывают ту или иную помощь (по необходимости); на третьем – создание ситуации успеха и поощрения за выполнение задания.

Для того чтобы создать детям ситуацию успеха, необходимо: предлагать детям более разнообразные короткие задания, чередуя их с разнообразными видами деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; новые более трудные задания нужно сочетать с уже известными заданиями, более легкими; в программу обучения следует включать развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Принципиально важно чтобы и в семье ребенка сохранилось единство и согласованность всех требований к ребенку с ОВЗ. Различные подходы могут вызвать эмоциональный стресс у детей. Уменьшение же требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть сведено к минимуму.

Требование организации охранительного режима, оказывает щадящий и в то же время укрепляющий нервную систему ребенка эффекты. Так как формирование необходимых привычек происходит медленно, то соблюдение режима освободит родителей и детей от ненужных усилий по их отработке.

Вся деятельность детей с ОВЗ должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда. Так, например, в процессе игры с ребенком взрослым следует комментировать его действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Многие дети с ОВЗ обладают повышенной чувствительностью к музыке. Это можно использовать для общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи: петь с ним песенки, разучивать стихи, сказки, с обязательным объяснением их смысла.

Работая с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.

При обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, необходима частая смена видов деятельности.

По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Следующий принцип – повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал.

Способ решения данной проблемы - это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1) дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2) глубже постигаются понятия числа и множества;

3) быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве:

4) тренируется эффективность внимания и память;

5) воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6) развивается воображение и творческие способности;

7) развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, вопрос о формировании готовности к школе детей с ОВЗ имеет огромное значение не только с научной точки зрения, но и с практической.

Работа по формированию готовности к школе у детей с ОВЗ должна проводиться совместно учителями-дефектологами, психологами и логопедами. Она может быть организована:

На специальных занятиях;

Во время занятий по развитию речи;

Вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами и сверстниками, во время игр и т.д.

Работа по развитию готовности детей с ОВЗ должна осуществляться по следующим направлениям:

Развитие умения контролировать свои эмоции;

Развитие умения доводить начатые задания до конца;

Формирование познавательных и личностных мотивов общения;

Предложение ситуативности в контактах со взрослыми;

Стимулирование активности дошкольников;

Развитие навыков речевого общения и нормативного речевого поведения.

Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.

Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. В статье рассматриваются психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к школе. Материал предназначен для педагогов и родителей.

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями «‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей), которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Синонимами понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья » могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам.

Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении.

Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

  • низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы;
  • в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
  • некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
  • речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
  • интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая;
  • запоминание механическое.

Дошкольники с ОВЗ характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы, обусловливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость.

Перечисленные выше особенности дошкольников с ОВЗ приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.

Значительный интерес представляет собой исследование психологической готовности к обучению детей с ОВЗ 7 лет, с которыми в дошкольном возрасте проводилась специальная коррекционно-развивающая работа.

Повышение уровня умственного и речевого развития младших школьников достигается всей системой их обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы.

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребенка.

В процессе обучения важно формировать у ребенка:

  1. Общеинтеллектуальные умения (анализ, сравнение, группировку, классификацию, общение),
  2. Общедеятельностные умения (планирование, самоконтроль, самооценка),
  3. Устную монологическую речь.

Достижение указанных целей возможно в том случае, когда учитель при организации обучения опирается как на знание общих возрастных и типологических особенностей развития этих способностей, так и на понимание индивидуальных особенностей каждого ученика.

При этом индивидуальный подход к ребенку осуществляется на основе максимальной активизации его развития, то есть развития тех функций и психических свойств, которые находятся на стадии формирования и которые могут быть реализованы ребенком только под руководством взрослого, в сотрудничестве с учителем, при его помощи.

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Готовность к школе требует от ребенка в первую очередь достаточного уровня интеллектуального и речевого развития.

На начальных этапах школьного обучения не все дети имеют необходимый запас школьных знаний, навыков и умений, который способствует усвоению учебных программ.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ

Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархиезированной структуры личности.

Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, в собственно культурном развитии ребенка.

Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой.

Отмечая отклонения в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте детей с ОВЗ, следует также иметь ввиду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего складываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.

Особенности коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ имеют тягу к контакту с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения.

В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ОВЗ реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти правильный выход из положения они не могут.

Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность детей с ОВЗ к школе определяется произвольностью, сформированностью всех психических процессов, личностных качеств развития. Все это выражает необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.

Салтанова Алена Владимировна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБОУ «Гимназия №1519″ г. Москвы