Ремонт Дизайн Мебель

Как называются японские шашки. Го (японские шашки)

Эта игра имеет тысячелетнюю давность. Задолго до того как были придуманы тетради в клетку — неотъемлемая принадлежность игры, — японцы играли в нее пешками на специальных досках. Итак, берут лист бумаги в клетку. Играют двое. Каждый из игроков поочередно ставит крестик или кружок на пересечении линий. Выигрывает тот, кто первым выстроит подряд 5 крестиков (или кружков) по вертикали, по горизонтали или по диагонали. Можно играть и втроем. Третий ставит «треугольники». Примерная партия. Вы получите следующую позицию:

«Кружки» могут выиграть, сделав ход h6. Действительно, если после этого «кресты» идут на d2, «кружки» идут на i7 и выигрывают, а если «кресты» идут на i7, то «кружки» – на d2 и выигрывают. Партия разыгрывалась непоследовательно, без плана, и «кружки» выиграли только потому, что «кресты» на пятом ходу допустили ошибку (нужно было пойти на h6 или d2). Не полагайтесь в игре на волю случая и не ждите, чтобы ваш противник зазевался и сделал ошибку. Такая победа неинтересна, и славы она вам не принесет. Мы познакомим вас с некоторыми малоизвестными «секретами» игры. Прежде всего нужно уметь начать игру. Вот 3 классических дебюта, которые, как правило, ведут к скорой победе или к острой игре, если ваш противник так же смел и решителен, как и вы.

О X
1. f2 f3
2. еЗ h3
3. g3 g2
4. g4 h4
5. g5 e5

Классические дебюты

O X
1. d4 f4
2. e4 h4
3. d5 f5
4. e5 g5

«Кружки» образуют «квадрат самурая» и выигрывают:

5. d3 d6
6. e3 e6
7. f3

Если «кресты» идут на с6 или g2, то «кружки» — на с3 или g3 и выигрывают.

Если «кресты» идут на с3 или g3, то «кружки» — на с6 или g2 и выигрывают.

«Рубящая сабля»

O X
1. e4 f4
2. e5 f5
3. d5 g4
4. c4 g5
5. e6 и выигрывают.

Триумфальный перекресток»

O X
1. e6 g7
2. g6 g8
3. f5 h8
4. e4 h7
5. g4 “перекресток” построен.

Один из наиболее трудных, но и наиболее грозных дебютов. «Дебюты» — это не что иное, как выигрывающие комбинации. Само собой разумеется, их можно иcпользовать и в ходе партии. В заключение предлагаем вам решить задачу.

Выигрыш в восемь ходов

Начинают «кружки» и выигрывают в 8 ходов, даже если противник — чемпион мира. Но если «кресты» играют плохо, «кружки» могут выиграть быстрее.


«Твое свободное время», В.Н.Болховитинов, Б.И.Колтовой

Крестословица Из тонкой фанеры или толстого картона вырежьте 130 фишек размером 2*2 см. На 128 фишках напишите тушью или выжгите с помощью выжигательного прибора буквы алфавита, а в уголках — сколько очков стоит фишка. Количество фишек с той или иной буквой и их «стоимость» (в очках) приведены в таблице. Две фишки должны остаться пустыми. Не…

Шахматный кубикИз 7 элементов «кубиков для всех», раскрашенных соответствующим образом, соберите куб так, чтобы на всех его гранях темные и светлые поля чередовались в шахматном порядке. Первый вариант (более простой). Элементы составлены из кубиков двух сортов (темных и светлых), чередующихся в точном соответствии с рисунком 1 (или рисунком 2). Второй вариант. Элементы составлены из одинаковых…

Кубики для всех Однажды немецкий ученый Вернер Гейзенберг читал публичную лекцию по квантовой физике. Среди слушателей был датский математик и писатель Пит Хейн. Ученый рассказывал, как в квантовой механике видоизменяются представления о пространстве, и в ходе пояснений показывал на доске деление пространства на элементарные кубики. У писателя промелькнула мысль об интересной геометрической задаче. Он подумал:…

Сиджа В этой народной суданской игре, так же как и в игре болотуду, огромную роль играет первоначальная расстановка шашек. Игровое поле — квадрат 5×5 клеток. У белых и черных по 12 шашек. Первый этап игры — расстановка. Шашки ставят поочередно на любое поле, кроме центрального (с3). За один ход партнеры ставят по 2 шашки. Когда…

Болотуду — народная африканская игра. На первый взгляд она напоминает широко известную у нас игру в «крестики и колики» и кажется очень простой. Но это только кажется. В этой игре гораздо больше возможностей, и партнерам есть над чем поломать голову. Игровое поле — прямоугольник 5*6 клеток. У каждого из партнеров по 12 шашек. Поле игры…

«Мельница» У этой старинной английской игры и теперь немало поклонников. Почему? Вы это поймете, если хотя бы раз сыграете в нее сами. «Мельница» — одна из лучших настольных игр для 2 партнеров. Так же, как и в шашках, здесь очень несложные правила игры; так же, как и шашки, «мельница» таит в себе неисчерпаемое разнообразие комбинаций….

Вариант игры «ГО» Играют двое. На доске произвольных размеров чередуются цветные точки, скажем синие и красные (см. рисунок). Выбрав себе один цвет, каждый из партнеров старается соединять свои 2 точки вертикальной или горизонтальной чертой, с тем чтобы получить более длинные цепочки. Линии, проводимые обоими, нигде не должны пересекаться. Игроки стараются помешать друг другу. Примерная партия…

Кто больше? Возьмите круглую коробку из-под конфет, разделите ее на 25 секторов и бросайте над ними бумажный шарик. Каждый сектор должен соответствовать определенному числу очков — от 1 до 25. Количество выпавших очков заставит вас отсчитать и ступить на какую-то клетку на дорожке. При остановке шарика на границе 2 секторов берется большее число. Шарик бросают…

Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо запастись карандашом, фишками (по числу играющих) и игральным кубиком с нанесенными на его грани точками (от одной до шести). Кубик можно сделать и самим из плексигласа или дерева. Размеры его примерно 1,5×1,5×1,5 см. Вершины и ребра чуть притупите, чтобы кубик достаточно легко мог перекатываться. Можно обойтись и без кубика….

Игра предназначена для тех, кто хорошо разбирается в науке и технике или хочет в них хорошо разобраться. Прежде чем сесть за игру, надо: Сделать из бумаги или достать коробку (хороша круглая коробка яз-под конфет), разграфить донышко на 12 одинаковых секторов и пронумеровать их. Сделать шарик (из хлеба, например, или из кусочка бумаги). Приготовить фишки, которые…

Для любителей настольных игр не будут чужды такие забавы, как, например, шахматы, нарды, домино, монополия и многие другие. О шашках если и не играл, то слышал каждый. А вот, знаете ли вы, что представляет собой японский вариант этой игры, и чем он отличается от привычного нам? Вполне возможно, что нет. Давайте же разберемся, а после даже, возможно, сыграем в них!

Японские шашки - это...

Логическая настольная игра, рассчитанная на двух человек и предполагающая последовательную поочередную перестановку фишек по прямоугольному полю с разметкой в черно-белую клеточку с целью окружить как можно большее пространство — это и есть, как их еще называют, шашки Го. По своей сложности они не уступают шахматам, поскольку тут также необходимо продумывать ходы заранее, иначе партия может завершиться неудачей, и считаются одной из самых трудных игр в мире.

На сегодняшний день в них играют более 50 млн человек. Большой популярностью они пользуются в восточных странах, среди китайцев, японцев, корейцев, где японские шашки считаются особым видом спорта. С их помощью развивается и умение систематизировать информацию. Кроме того, с помощью образов, которые складываются в процессе игры, у людей появляется наклонность к философии. Может быть, поэтому существует довольно мало компьютерных альтернатив «беседе рук» (так их называют китайцы), а если они и имеются, то не очень продуктивные.

История

Что же значит сам термин «японские шашки»? Название игры состоит из двух иероглифов: первый означает слово «ограждать», а второй — Го — обозначает сами фигуры.

Несмотря на то что игра носит такое название, возникла она в Древнем Китае около 2,5 тысяч лет назад. Наверное, у читателей возникнет вполне справедливый вопрос о том, что послужило причиной такого несправедливого отношения к Ответ очень прост: на европейский континент эта игра попала из Японии, где местные мастера объясняли западным путешественникам все ее тонкости.

В VII веке игра пришла в Японию, а в XV приобрела большую популярность в восточной части мира. Одна из китайских легенд гласит, что ее придумал император Яо для своего несмышленого сына, чтобы развить его способности концентрации и ум, но документальных подтверждений этому нет.

Первый же учебник с правилами игры в японские шашки в Европе был издан инженером Коршельтом на территории Германии в самом начале XX века.

Атрибуты

Перед тем как начать игровой процесс в японские шашки, надо убедиться, что присутствует весь инвентарь, а именно: гобан, фишки и чаши. Под первым термином имеется в виду специальная деревянная доска прямоугольной формы с расчерченными по вертикали и горизонтали линиями, образующими ячейки. Количество линий может быть любым, однако приветствуются параметры 19х19. Сама же доска неквадратная для того чтобы обеспечить игрокам хороший угол зрения на поле.

Фишки (камни) в количестве 361 штуки должны быть чтобы зрительно они лучше отличались между собой. Обычно это черно-белый вариант, но вполне возможны и другие расцветки. В зависимости от предпочтений игроков они изготавливаются из разных материалов, начиная с дерева и заканчивая драгоценными металлами.

Чаши с крышками служат для хранения фишек. В одной из половин такого сосуда помещают выигранные фигурки.

Основные правила игры в японские шашки

Целью поединка является как можно быстрее окружить площадь, чтобы ее у вас оказалось больше, чем у противника. Обычно ходят первыми, а вслед за ними — очередь белых. Этот цикл повторяется на всем протяжении игры. Фишка кладется на пересечение линий, при условии что у нее остается фора — незанятое место на любом из соседних пунктов. Если фигурка оказывается окружена силами противника, и ей некуда ходить, то соперник имеет полное право забрать ее себе с поля боя. Можно пропустить свою очередь, сказав слово «пас», однако, если вы уже дотронулись до фишки, надо обязательно ее передвинуть — таковы правила Го.

В случае когда дважды подряд один игрок переставляет свои фишки, не дождавшись хода или паса противника, он проигрывает. Победитель определяется вследствие подсчета захваченных камней и ячеек, окруженных его фигурами.

Каждая захваченная шашка, так же как и каждая занятая точка, засчитывается за 1 очко. Победитель определяется по разнице очков. Если победа достигается с преимуществом более чем в 10 очков, то фора в следующих партиях увеличивается на одну шашку. Игры вничью довольно редки.

Процесс игры определяют легкие для понимания правила:

  • Черные всегда ходят первыми. Шашки ставятся на точки пересечения линий. Их не трогают, в противном случае они будут захвачены противником.
  • Ни одну шашку нельзя поставить так, чтобы у нее самой не было больше свободы, исключая тот случай, когда бьется шашка противника.
  • Одна отдельная шашка, если она побила только одну шашку, может быть бита только после промежуточного хода.

Выгодным является начало партии ходами на 3-5 линии от края, так как в углах (легче, чем по краям) можно достичь благоприятного положения. Ход белой al не разрешается, т.к. при этом не бьется ни одна шашка.

Ко

Ко - это позиция, где из игры выходят взаимно только по одной шашке. Ко возникает благодаря черным на G8. Напротив, черные m10 не дают Ко, т.к. белые тотчас снова могут бить. Выигрыш в позиции Ко часто является решающим для исхода партии.

Секи

Секи - это позиция, при которой цепи противников перекрещиваются или окружают друг друга таким образом, что каждый игрок при попытке побить шашки противника сам должен понести потери. Поэтому все свободные точки внутри секи остаются неподсчитанными. Секи показывает позиция при черной шашке s12. Так называемый мнимый секи показан в позиции r2: все черные шашки могут быть захвачены.

Прежде чем изучить правила, необходимо узнать об инвентаре, без которого игра в Го невозможна. В традиционные комплекты входят гобан, фишки и чаши.

Гобан

В качестве поля для игры используют прямоугольную доску, называемую гобаном. Ее расчерчивают вертикальными и горизонтальными линиями. Их количество может быть разнообразным, однако важно соблюдать пропорцию 1х1. Так, стандартная доска имеет разлиновку 19х19.

В то же время ее форма отнюдь не квадратная. Две из четырех сторон должны быть больше других в соотношении 15х14. Это обуславливается тем, что при таком размере гобан будет в идеальной перспективе для угла зрения игрока.

Фишки

Помимо доски, для игры в Го необходимы фишки – камни двух контрастных цветов. Чаще всего используют черные и белые. В полном комплекте их количество равно 361. Из них 180 – белые, 181 – черные.

Фишки могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, обычных, полудрагоценных и драгоценных камней, керамики и других материалов.

Чаши

Чаши представляют собой сосуды, в которых игроки хранят свои фишки. А в снятой крышечке – камни, захваченные у противника.

Основные правила

В Го играют два человека, каждый из которых получает комплект фишек одного цвета. Для победы необходимо оградить камнями на гобане большую площадь, чем противник.

Один цикл состоит из двух ходов. Его начинают черные, а заканчивают, соответственно, белые. Если же игра идет с форой, то слабый противник имеет право выставить сразу несколько фишек. В этом случае, первыми ходит его соперник.

Класть камни необходимо на пункты – места пересечения линий. Каждая фишка должна иметь дамэ, или точку свободы – незанятый по диагонали или вертикали пункт. Передвигать их нельзя, а убрать может только противник, если захватит. Произойдет это, когда камень или группа камней окажутся в окружении фишек противника и не будут иметь хотя бы одну точку свободы.

Каждый игрок отказывается от своего хода, когда произносит «пас». Если же это сделали оба противника, то партия заканчивается. Также в го есть правило, согласно которому игроки обязаны ходить, если они дотронулись до своих фишек. Любой из них проиграет, когда дважды сделает ход, не дождавшись паса или хода противника.

Победитель определяется подсчетом захваченных фишек и пунктов доски, окруженных только его камнями. За них обоих насчитывается по одному очку.

ГО (японские шашки), настольная игра, рассчитанная на двух человек, предполагающая множество различных комбинаций и развивающая логическое мышление. В соревнованиях применяется доска с числом игровых пунктов 19х19; у чёрных 181 камень, у белых 180, но в начале игры доска пуста. Камни поочерёдно выставляются в точках пересечения линий; начинают игру чёрные, после чего ходы делаются поочерёдно. Цель игры: каждый из соперников стремится овладеть большей частью территории и «захватить в плен» или «уничтожить» больше камней, чем его противник. Игра заканчивается, когда становится очевидным, что ни одному из участников не удаётся захватить больше территории и выиграть большее число камней соперника. Игрокам засчитывается по одному очку за каждую свободную точку пересечения на их территории и по одному очку за захваченный камень. Игрок, у которого сумма очков в конце окажется большей, и будет победителем. Известно несколько современных названий: «вей-ци» (Китай), «бадук» (Корея), «иго» (Япония). Правила для всех разновидностей схожи, подсчёт очков в Китае и Японии различен, но результат партии, как правило, не зависит от способа подсчёта очков.

Го изобретена в Древнем Китае. По одной из легенд, её придумал император Яо для развития умственных способностей своего сына (около 21 века до нашей эры). Большинство исследователей пришли к выводу, что го была изобретена в период правления императора Чжоу (около 10 века до нашей эры). Игра проводилась на доске 17х17, а переход на доску с 361 пунктом (19х19) связан с лунным календарём.

Первый турнир по го с целью выявления сильнейшего игрока проведён в 1588 году. Его победителем стал монах Никкай (впоследствии взял имя Санса Хонинбо), в 1603 назначенный главным придворным учителем в Государственной академии го при дворе сёгуна. В 1612-м основаны четыре ведущие го-школы; в течение 250 лет в соперничестве этих школ определялись сильнейшие игроки в го.

В Европе японские шашки впервые описаны в 1616 году Г. Селенусом. В конце 19 века наибольшее распространение игра получила в Германии. Её активными популяризаторами были второй чемпион мира по шахматам Эм. Ласкер и его однофамилец, шахматный мастер Эд. Ласкер (1885-1981), автор книги на английском языке «Го и Го-моку» (1934). В 1902 по их инициативе в Берлине открылся первый в Европе клуб го. В 1956 году основана Европейская федерация го. С 1957-го ежегодно проводятся чемпионаты Европы среди любителей, с 1979 - чемпионаты мира среди любителей, с 1985 чемпионаты РСФСР, в 1990 и 1991 чемпионаты СССР. В 1982 году основана Международная федерация го.

В СССР в конце 1960-х годов проведён «Турнир памяти Эмануила Ласкера». Популяризации го в СССР способствовали публикации в журнале «Наука и жизнь» (1976-77) под названием «Школа го». В 1988 году сборная СССР (В. Соловьёв, А. Лазарев, В. Богданов, Г. Нилов) выиграла чемпионат Европы. В 1989 основана Федерация го СССР, в 1992 - Российская федерация го, впоследствии переименована в Российскую федерацию го (бадук). Ежегодно (с 1992) проводятся чемпионаты России, сильнейшие российские игроки с успехом участвуют в международных соревнованиях; например, в 2005 А. Динерштейн в 6-й раз выиграл чемпионат Европы в личном зачёте.

Лит.: Нилов Г., Нилов Д. Игры и развлечения. М., 1990. Кн. 2; Носовский А. Японские логические игры. М., 2001; Кинг Д. Игры: от шашек до покера... М., 2004.