Ремонт Дизайн Мебель

Презентация на тему "кант иммануил". Презентация - иммануил кант и его концепции Текст этой презентации

ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА Подготовил: Давитбеков Б. Д. студент гр. ЛД 17-

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Кёнигсберг. Биография

Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА И АНАЛИТИКА Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения S S P PВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ Все тела протяжённы. Некоторые тела имеют тяжесть. Столица – место пребывания правительства. Канберра – столица Австралии. Примеры аналитических суждений Примеры синтетических суждений Целое больше своей части. «Лунная соната» состоит из трёх частей.

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом.

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Ассерторические (суждения действительности)Аподиктические (безусловные, необходимые)Модальность Частные или единичные. Общие (универсальные)Количество Апостериорные (опытные) суждения. Априорные (доопытные) суждения

ВОЗМОЖНОСТЬ АПРИОРНЫХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ АПРИОРНЫЕ И АПОСТЕРИОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы имеют форму общих аподиктических суждений.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ 7 + 5 12 = 7 + 5 12 3 x 4 = 12 7 + 5 x

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ Прямая кратчайшая линия между двумя точками. есть Форма величина. не есть

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ПРОСТРАНСТВО КАК АПРИОРНАЯ ФОРМА СОЗЕРЦАНИЯ Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени» , но и определённая модель пространства.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО КАК АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО СОЗЕРЦАНИЯ Априорная основа геометрии. Априорная основа арифметики Изотропно. Однонаправленно Трёхмерно. Одномерно Бесконечно Форма внешнего созерцания. Форма внутреннего созерцания Пространство. Время

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Апперцепция (лат. ad , к, percepcio , восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий – перцепций); самосознание. Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта). Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Только в силу того, что я могу постичь многообразное [ содержание ] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я, сколько у меня есть сознаваемых мной представлений.

И. Кант. «Критика чистого разума» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [ содержание ] данных представлений под единство апперцепции.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ДЕДУКЦИЯ ЧИСТЫХ РАССУДОЧНЫХ ПОНЯТИЙ Суждения по качеству по отношению по модальностипо количеству Общие Частные Единичные Утвердитель- ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче- ские Ассерториче- ские Аподиктические

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ЧИСТОГО РАССУДКА Группы основоположений Антиципации восприятия Аналогии опыта Постулаты эмпирического мышления. Аксиомы созерцания Всё делимо до бесконечности Пустота не существует Закон сохранения субстанции Закон причинной связи Закон взаимодействия Формальная возможность Материальная действительность Общая необходимость

И. Кант. «Пролегомены» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.

И. Кант. «Пролегомены» . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА ОБЩИЙ ВЫВОД Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ЮМ И КАНТ Агностицизм Юма Критический идеализм Канта Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин. Вещи в себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.

Письменное контрольное задание

Введение

Иммануил Кант – один из выдающихся мыслителей XVIIIв. Влияние его научных и философских идей вышло далеко за рамки эпохи, в которую он жил.

Философией Канта начинается в Германии направление, известное под названием классического немецкого идеализма. Течение это сыграло большую роль в развитии мировой философской мысли.

Цель работы: рассмотреть докритический и критический периоды творчества И. Канта, также рассмотреть социально-политические взгляды и определить историческое значение его философии.

1.Биография

Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение - это мужество пользоваться собственным разумом».

В 1770 в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей в языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел…

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием, вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

«Критика чистого разума»;

«Критика практического разума»;

«Критика способности суждения».

2. Докритический период

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

Природа находится в постоянном изменении и развитии;

Движение и покой относительны;

Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

Механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

Данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. Критический период

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

3.1. Критика чистого разума

В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых.

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

Апостериорное знание;

Априорное знание;

«вещь в себе».

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

«Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

3.2.Схема познавательного процесса

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

Внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека;

Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

Целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

Собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия - антиномии;

Внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

Формы чувственности;

Формы рассудка;

Формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

3.3. Учение о категориях

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть, нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

Количество;

Качество;

Отношение;

Модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

Количества - единство, множество, цельность;

Качества - реальность, отрицание, ограничение;

Отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

Модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

3.4. Критика практического разума

Наряду с «чистым разумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - «Критика практического разума».

Главные вопросы «Критики практического разума»:

Какой должна быть мораль?

Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

Между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

Мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

Человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

3.5. Критика способности суждения

В своей третьей книге критического периода - «Критика способности суждения» - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

Целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

Целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

Целесообразности духа (наличие Бога).

4. Социально-политические взгляды

Социально-политические взгляды И. Канта:

Философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

Был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

Осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

Считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

5. Историческое значение философии Канта

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

Дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

Выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

Выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

Выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

Осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

И.Кант своими работами по философии осуществил своего рода переворот в философии. Назвав свою философию трансцендентальной, он подчеркивает необходимость в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

В данной работе была рассмотрена философия И.Канта.

Важнейшими проблемами философских исследований И. Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.

В критический период И. Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

· «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)

· «Критика практического разума» (1788) - этика

· «Критика способности суждения» (1790) - эстетика


1. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе. Вопросы философии. 2003

2. Гулыга А. Кант. Сер. Жизнь замечательных людей. М.,2003

3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб, изд. «Университетская книга», 2005

Слайд 2

Биография Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину».

Слайд 3

Завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.

Слайд 4

За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

Слайд 5

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

Слайд 6

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Женат он не был. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию. Музей Канта

Слайд 7

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Слайд 8

Философия В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна». В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический».

Слайд 9

В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства и времени как объективно существующих, но «пустых» вместилищ материи.

Слайд 10

Разделительной чертой между этими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом была написана профессорская диссертация: «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров». Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение Кант считал важнейшим во всей своей философии. Он даже говорил так: кто опровергнет это мое положение, тот опровергнет всю мою философию.

Слайд 11

Свое философское учение теперь Кант называет критическим. Свои главные работы, в которых изложено это учение, философ назвал так: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1789 г.). Цель Канта - исследовать три «способности души» - способность познания, способность желания (волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия (эстетическую способность человека), установить взаимосвязь между ними.

Слайд 12

Теория познания Процесс познания проходит три ступени: Чувственное познание Рассудок Разум

Слайд 13

Предмет эмпирического наглядного представления - это явление, в нем две стороны: Его материя, или содержание, которая дается в опыте Форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма - априорна, от опыта не зависит, т. е. находится в нашей душе до и независимо от всякого опыта.

Слайд 14

Таких чистых форм чувственного наглядного представления две: пространство и время. По Канту, пространство и время - лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания: вне пространства и времени мы ничего познать не можем. Но именно поэтому между вещами в себе и явлениями лежит непроходимая пропасть: мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах в себе.

Слайд 15

В индивидуальном сознании человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, усвоены и распредмечены в процессе общения такие формы сознания, которые выработаны исторически «всеми», но никем в отдельности. Пояснить это можно на примере языка: его специально никто не «придумал», но он есть и дети ему учатся от взрослых. Априорными (по отношению к индивидуальному опыту) являются не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка - категории.

Слайд 16

Рассудок - это вторая ступень познания. (Первая - чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания - категории. Они присущи рассудку изначально.

Слайд 17

Разум - это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно - через рассудок. Разум - высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа - «да» или «нет» - не на один из вопросов мировоззренческого уровня.

Слайд 18

Но почему же он, несмотря на это, признается высшей ступенью, высшей инстанцией познания - не твердо стоящий на своих ногах рассудок, а противоречивый, вводящий нас в заблуждение разум? Именно потому, что чистые идеи разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

Слайд 19

В «Критике чистого разума» Кант делает вывод о том, что философия может быть наукой не о высших ценностях мира, а только наукой о границах познания. Высшие сущности - это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не в силах доказать и обратное. Человеку дана возможность выбора - между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого требует от него голос совести, голос морали.

Слайд 20

Этика В этике Кант пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип. Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность.

Слайд 21

Кант выявил вневременный характер морали. Мораль, по Канту, - сама бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам. То же самое можно сказать и о долге. Многие вещи любил повторять Кант, способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное.

Слайд 22

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности. Нравственная воля, вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания. Рассудок выводит нас к природе, разум – вводит во вневременной, трансцендентный мир свободы.

Слайд 23

Эстетика Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что прекрасное философ связывает с "незаинтересованным", бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств.

Слайд 24

Ощущение возвышенного рождается из сложной диалектики чувств: сознание и воля сначала подавляются величием – бесконечностью и мощью природы. Но это чувство сменяется противоположным: человек ощущает, осознает не свою "малость", а свое превосходство над слепой, бездушной стихией – превосходство духа над материей. Воплощение эстетического духа –художник – творит свой мир свободно. Высшие творения художественного гения бесконечны, неисчерпаемы по содержанию, по глубине заключенных в них идей.

Слайд 25

Афоризмы Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни. Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Слайд 26

Имей мужество пользоваться собственным умом. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

Слайд 27

Характер - это способность действовать согласно принципам. Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности. Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Посмотреть все слайды

Тип: Презентация | Размер: 5.41M | Скачано: 67 | Добавлен 28.09.12 в 01:33 | Рейтинг: 0 | Еще Презентации


Описание слайда:

Описание слайда:


Основоположником немецкого классического идеализма считается
Иммануил Кант (1724 - 1804) -
немецкий (прусский) философ, профессор Кёнигсбергского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

Описание слайда:


Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.
природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
природа находится в постоянном изменении и развитии;
движение и покой относительны;
все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

Описание слайда:


В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
"Критика чистого разума " (1781);
"Критика практического разума " (1786);
"Критика способности суждения" (1790) .

Чтобы полностью ознакомиться с презентацией, скачайте файл!

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Презентации на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Презентации для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Презентация, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Тема: Этика Канта. Критика практического ума

Студентка

Аразтаганова А.М.

Проверил

доцент Бойко В. К.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

«Критика практического разума» - вторая после «Критики чистого разума» работа Канта, в которой излагается его учение о нравственности - критическая этика или метафизика нравов.

Своеобразие второй «Критики» Канта с самого начала определялось тем, что «практическое действие» категорически и бескомпромиссно противопоставлялось в ней благоразумно-практичному действию (ради успеха, счастья, выживания, эмпирической целесообразности) и иллюстрировалось именно примерами уклонения от недостойного дела. Соответственно интеллектуальная способность, на которую опирается «чистое практическое действие», оказалось глубоко отличной от того интеллектуального орудия, которым пользуется «практик». Если последний полагается на «теоретический разум» как на средство исчисления целесообразности или успеха, то субъект «практического действия» исходит из показания разума, непосредственно усматривающего безусловную невозможность определенных решений и вытекающих из них событий.

Отсюда следовал важный вывод о независимоти структуры подлинного человеческого поступка от состояния способности человека познавать. Человек остался бы верен своему долгу (своему сознанию безусловной невозможности совершать - или не совершать - определенные поступки), даже если бы он вообще ничего не мог знать об объективных перспективах развертывания своей жизненной ситуации.

За царством нееопределенностей и альтернатив, в которое вводила «Критика чистого разума», открывалось царство ясности и простоты - самодовлеющий мир личного убеждения. «Критическая философия» требовала осознания ограниченности человеческого знания (а оно ограничено научнодостоверным знанием), чтобы освободить место для чисто моральной ориентации, для доверия к безусловным нравственным очевидностям.

Сам Кант, однако, формулировал основное содержание своей философии несколько иначе. «Я должен был устранить знания, - писал он,- что бы получить место для веры».

Глава I. Этика и «Критика практического разума»

В понимании этики как своеобразной и даже - в известном смысле - высшей «гносеологии» был зародыш действительно новой, и притом значительной, мысли. Кант вводит мысль о первенстве «практического» разума над «теоретическим».

«Всякий интерес,- утверждает Кант,- в конце концов есть практический, и даже интерес спекулятивного разума обусловлен и приобретает полный смысл только в практическом применении»1. Это положение вслед за Кантом развил Фихте. Тем самым немецкий классический идеализм перешел от рассмотрения действительности только в качестве предмета созерцательного познания к рассмотрению того, что вносится в нее и в ее познание самим познающим субъектом.

Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Почему Кант не назвал свой труд «критикой» по аналогии с «Критикой чистого разума»? Он объяснял это тем, что в этике дело обстоит проще, чем в гносеологии, здесь для разума не уготовано такое количество диалектических ловушек, как в области теории, здесь и самый обыденный рассудок легко может достигнуть высокой степени правильности без какой-либо особой критики. С другой стороны, подобная критика, по мнению Канта, будет завершенной только тогда, когда окажется возможным показать единство практического и теоретического разума (то есть нравственности и науки), а в 1785 году Кант считал, что он еще не в состоянии решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он сел за «Критику практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга.2

В этих работах изложены лишь начала кантовского учения о нравственности; в завершенном виде оно предстанет в поздних произведениях. Построение этого сочинения обнаруживает черты, параллельные построению «Критики чистого разума», не говоря уже об общей для обеих «Критик» гносеологической основе. Наконец, опираясь на развитое в обоих этих трактатах обоснование этики, Кант излагает - в «Метафизике нравственности» - уже систему своих этических воззрений.

Теорию познания Кант вынашивал долгие годы, в результате она возникла как целое, была изложена строго, стройно, систематически. С теорией морали дело казалось проще, но оказалось сложнее: только в преклонном возрасте Кант создал труд, где все было додумано до конца, - «Метафизика нравов».

Продолжая традицию европейского свободомыслия, Кант порвал с религиозным обоснованием морали: не заповеди бога, а долг перед человечеством заставляет нас вести себя нравственно. Однако все то, что Кант ниспроверг в «Критике чистого разума» как абсолютно недоказуемое - бессмертие души, свобода воли, бытие бога, - восстанавливается в «Критике практического разума» как постулаты, которые хотя и не расширяют нашего знания, но в общем «дают разуму право на такие понятия, обосновать даже возможность которых он иначе не мог бы себе позволить». 3

В своей теории этики Кант утверждает примат практического разума над собственно теоретическим, главенство деятельности над познанием. В широком смысле слова в практическую сферу своего учения он относит этику, учение о государстве и праве, философию истории и религии. Но в узком смысле термина практический разум у Канта означает разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют «вещи в себе», не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречии с этой материалистической тенденцией он утверждал, что «вещи в себе» непознаваемы. Иными словами, он выступил как сторонник агностицизма. Агностицизм приводит его к идеализму.

Идеализм Канта выступает в форме априоризма, учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка.

Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма. Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка.

Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка.

Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру.

В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.

Кант отверг распространенный среди метафизиков взгляд, будто научный метод сводится исключительно только к анализу. Выдающийся немецкий философ защищал плодотворную мысль о фундаментальном значении синтеза как метода научного познания.

Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум; он считал, что разумное познание выше и по природе своей диалектично. В этот отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях («антиномиях») разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия. Таким образом, источником противоречий во всех антиномиях является, по Канту, не противоречивая природа самого предмета, подлежащего обсуждению, но исключительно субъективные ошибки нашего разума.4

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен во времени и пространстве (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

PAGE_BREAK--

В «Критике практического разума» Кант изложил самостоятельную этику долга, которая лежит в основе такого размышления: разум познает природу, ее явления с помощью опыта, он не может быть ограничен рамками чисто априорного знания. Но разум может определять волю человека и его практическое поведение. Человек не свободен от законов природы, но благодаря своему «познающему» характеру (человек как индивидуальность) он свободен и следует в пределах теоретического разума. Закон морали, которому он должен подчиняться, и есть категорический императив. Он не дает человеку права на вознаграждение за свою моральность, зато дает уверенность в Боге как гаранте моральности.

В книге «Критика чистого разума» Кант стремится опровергнуть все чисто рациональные доказательства существования Бога. Он ясно показывает, что у него другие основания для веры в Бога. Позднее они излагаются им в «Критике практического разума» (1786). Но сейчас его цель полностью негативная.

Имеется, говорит он, только три доказательства существования Бога посредством чистого разума. Это онтологическое доказательство, космологическое доказательство и физико-теологическое доказательство.

Онтологическое доказательство, как он его излагает, определяет Бога как ens realissimum, наиболее реальное бытие, то есть субъект всех предикатов, которые принадлежат бытию абсолютно. Теми, кто верит в правильность доказательства, утверждается, что, поскольку «существование» является таким предикатом, этот субъект должен иметь предикат «существования», то есть должен существовать. Кант возражает на это, что существование не есть предикат. Сотня талеров, которые я лишь воображаю, может иметь все те же предикаты, как сотня реальных талеров.

Космологическое доказательство гласит: если что-либо существует, то абсолютно необходимое Существо должно существовать; теперь я знаю, что я существую, следовательно, абсолютно необходимое Существо существует, и оно должно быть ens realissimum. Кант утверждает что последним шагом в этом доказательстве снова является онтологическое доказательство, и оно, следовательно, опровергается тем, что уже было сказано.

Физико-теологическое доказательство есть обычное доказательство от противного, но в метафизическом одеянии. Оно утверждает, что Вселенная обнаруживает порядок, который представляет собой доказательство существования цели. Это рассуждение исследуется Кантом с большим вниманием, но он указывает, что в лучшем случае оно доказывает только Зодчего, а не Творца и, следовательно, не может дать правильного понятия Бога. Он заключает, что «единственной теологией разума, которая возможна, является та, которая основана на законах морали или ищет в них гарантии».

Бог, свобода и бессмертие, говорит он, являются тремя «идеями разума». Но, хотя чистый разум приводит нас к тому, чтобы сформировать эти идеи, он не может сам доказать их реальность. Значение этих идей практическое, то есть связанное с моралью. Чисто интеллектуальное применение разума ведет к трудностям. Единственное правильное использование направлено на моральные цели.

Практическое применение разума коротко рассматривается в конце «Критики чистого разума» и более полно в «Критике практического разума». Аргумент состоит в том, что моральный закон требует справедливости, то есть счастья, пропорционального добродетели. Только Провидение может обеспечить его, и очевидно, что оно не обеспечивает его в этой жизни. Следовательно, существуют Бог и будущая жизнь и должна существовать свобода, поскольку иначе не может быть такой вещи, как добродетель.

В «Критике практического разума» Кант показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представпений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие, по Канту, невозможно без включения его в структуру должного.

Религия у Канта не причина морали, а ее следствие. Мораль отличает человека от животного, но откуда она взялась, остается для Канта величайшей загадкой мироздания. Как и само мироздание. «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Так звучит один из заключительных абзацев «Критики практического разума». (Знаменитый еще и тем, что бронзовая доска с этим текстом неподалеку от могилы принадлежала к мемориалу философа.) Но, продолжает Кант, удивление и благоговение хотя и могут побуждать к изысканиям, все же не могут их заменить. Что же требуется для изыскания? Прежде всего научный метод. Он столь же необходим для изучения внешнего мироздания, как и для исследования мироздания внутреннего. Хранительницей и наставницей науки всегда должна оставаться философия. Глубокое убеждение в пользе той области знания, которой он себя посвятил, никогда не покидало Канта.

Глава II. Краткая биография И. Канта

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение - это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

* 1) что я могу знать? (метафизика);

* 2) что я должен делать? (мораль);

* 3) на что я смею надеяться? (религия);

* наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

* «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)

* «Критика практического разума» (1788) - этика

* «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Умер 12 февраля 1804. Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора. 5

Заключение

" Критика практического разума" - главный труд Канта, посвященный не вопросам познавательных способностей разума, а его практическому применению, то есть выявлению оснований определения воли.

Главной целью, которую преследует Кант, является критика притязаний эмпирически обусловленного разума на исключительное определение воли, то есть целевой необходимости человеческого поведения, и доказательство наличия у практического разума способности формулировать моральный закон исходя из автономии человеческой воли.

Все произведение разделяется Кантом на учение о началах (включающее аналитику и диалектику, то есть анализ и воспроизведение целостного представления о функционировании практического разума) и учение о методе (трактующем вопросы морального воспитания и упражнения).

Кант показывает, что нравственное поведение может базироваться только на автономии воли, то есть на её качестве быть доброй волей, действующей безо всякого давления и принуждения из собственных оснований. В связи с этим его обоснование посредством ссылок на религию, волю Бога, естественные склонности человека к удовольствию и стремления к счастью оказывается неприемлемым, подрывающим способность разума к свободному самоопределению, чистоту и бескорыстие нравственного поведения.

Он провозглашает категорический императив практического разума - «поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства», подчеркнув автономный, свободный, и в то же время объективный универсальный и необходимый характер нравственного требования.

Центральным понятием его учения является долг, который он противопоставляет действию по склонности, интересу, стремлению к счастью, свойственные человеку. Нравственное поведение имеет целью не сделать человека счастливым, а лишь стать ему достойным счастья. Реализацию же этой возможности, на которую человек не может не надеяться, Кант переносит в отдаленное будущее, делая тем самым веру в бессмертие души и бытие Бога следствием его способности быть нравственным существом.

Тем не менее, Кант, выявив с разных сторон специфику морального самозаконодательства практического разума, оказывается не в состоянии ничего сказать о самой его способности и её истоках - как практический разум может формулировать цели, достойные разумного существа, и на чем основана обязательность морального закона.

В заключение своей работы Кант признает, что переживает чувство благоговения перед величием «звездного неба над ним и моральным законом в нём», который утверждает в человеке ценность человеческой личности, но постижение и объяснение которого пока невозможно.

Список литературы

Асмус, В.Ф., Философия И.Канта: научная литература / В.Ф. Асмус, М., «Наука», 1973 г. – 531 с.

Гулыга, А.В., Кант: научная литература / А.В. Гулыга, М., «Молодая гвардия», 1977 г. – 301 с.

Кант, И., Сочинения в шести томах / научная литература / И. Кант, М., 1963 - 1966 гг.

Нарнский, И.С., Кант: научная литература / И.С. Нарнский, М., «Мысль», 1976 г. – 207 с.