Ремонт Дизайн Мебель

Мефодий пешношский о чем молятся. Преподобный мефодий пешношский. Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания

Преподобный Мефодий Пешношский.

Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое место, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (ум. 1392 г.) в основанной им обители. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа - старцев, сирот и вдов - оплакивать кончину своего питателя.

Со дня кончины преподобного Мефодия ублажали его на Пешноше как святого, но до половины XVI века он не был канонизован Церковью. В 1547 году митрополитом Макарием послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания». Грамота получена и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители. Любивший Пешношу, взявший с собою в новые места несколько иноков, мог ли игумен не благоговеть перед памятью преподобного Мефодия? Нет сомнения, он представил митрополиту Макарию самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия.
И вот Собор Московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам». Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать - сведений не сохранилось, но судя по тому, что Собору были представлены сведения, по возможности, о всех местных чудотворцах, можно думать, что теперь было установлено чествование всем русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым еще не было установлено чествование. Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преподобный Мефодий - видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский.
С того времени имя преподобного Мефодия стали вносить в русские месяцесловы. Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда, а служба совершалась по особенной тетради монаха Мисаила.


Рака над мощами преподобного Мефодия Пешношского, почивающими под спудом в Сергиевской церкви Николо-Пешношского монастыря.

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня.

К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью.

Источник информации.

17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия († 1393) – основателя Николо-Пешношского монастыря (10-лет назад возродилась монашеская жизнь в этой древней обители), верного ученика .

Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского.

Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».

Если многие из первых русских монастырей, со времен , вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав.

Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей. Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело.

Прп. Мефодий Пешношский

Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставший основателем монастыря во имя святителя Николая Чудотворца на речке Пешноше. Первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает видный историк Николо-Пешношского монастыря К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны».

До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, кто были его родители, ни о том, какого он был сословия, откуда он был родом и чем занимался до того, как пришёл к преподобному Сергию Радонежскому.

То немногое, что мы знаем о преподобном Мефодии, передавалось в устном предании от поколения к поколению монахов основанной им обители на Пешноше. Автор рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX в., иеромонах Иероним (Суханов), писал: «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде».

Может быть, в этом есть особый Промысл Божий, чтобы сохранить в памяти потомков только самое важное, самое главное, оставив другие, не столь существенные детали во мраке забвения.

Видимо, ещё достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал прп. Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.

Прп. Мефодий провёл у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361-м году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собираться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.

Очень показательна характеристика прп. Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле.

Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость построить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.

Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»).

В своих трудах Мефодий повторил путь своего прославленного учителя

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни.

Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию».

Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошёл ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на московском Соборе 1549 года, причем материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.

В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.

В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа митрополитом Платоном (Левшиным) «Второй лаврой», ее дважды, в XVIII и XX вв., закрывали и снова возобновляли. Окончательно, после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007-м году, – последним из монастырей Московской епархии. С тех пор в обители восстановлены все храмы, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского.

Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре; к раке над мощами и к большому образу святого приходят для молитвы и поклонения братия и многочисленные паломники.

В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.

Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания

Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подаёт нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.

Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей.

Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.

Преподобне отче Мефодие, моли Бога о нас!

Тропарь преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь,/ вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев,/ Христа́ Еди́наго возлюби́л еси́,/ и, сего́ ра́ди в пусты́ню всели́вся,/ в ней оби́тель сотвори́л еси́,/ и, собра́в и́нок мно́жество,/ прия́л еси́ от Бо́га чуде́с дар, о́тче Мефо́дие,/ и был еси́ о Христе́ собесе́дник и спо́стник преподо́бному Се́ргию,/ с ни́мже у Христа́ Бо́га испроси́ правосла́вным Христиа́ном здра́вие, и спасе́ние,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Любовью к Богу с юности разжигаем, все мирские блага возненавидев, Христа Единого ты возлюбил и поэтому поселился в пустыни , создал в ней обитель и, собрав множество монахов, получил от Бога дар чудотворений, отче Мефодий, и был ты о Христе ревнитель и постник, как и преподобный Сергий , с ним же у Христа Бога испроси для православных христиан здоровья и спасения и душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ безпло́тныя враги́ сле́зными моли́твами твои́ми кре́пко посрами́л еси́/ и яви́лся еси́ Пресвяты́я Тро́ицы жили́ще,/ Ю́же зря, блаже́нне, я́сно,/ Богому́дре Мефо́дие преподо́бне,/ чуде́с дар от Нея́ прия́л еси́./ Те́мже исцеля́еши с ве́рою приходя́щих неду́ги,/ утоля́еши ско́рби// и мо́лишися непреста́нно о всех нас.

Перевод: Возлюбивший послушание, бесплотных врагов твоими слезными молитвами ты сильно посрамил и явился жилищем Пресвятой Троицы , Ее же ясно созерцая, блаженный , Богомудрый Мефодий преподобный , принял от Нее дар чудотворений. Потому исцеляешь болезни с верой приходящих, утоляешь скорби и молишься не переставая обо всех нас.

Молитва преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле и Небе́сный челове́че, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мефо́дие! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию, и мо́лимся приле́жно: яви́ нам, смире́нным и гре́шным, свято́е оте́ческое твое́ заступле́ние: се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго к Нему́ предлага́ем, и про́сим тя со усе́рдием мно́гим, испроси́ нам у бла́гости Его́ благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду спасе́ния несомне́нну, любо́вь ко всем нелицеме́рну, в искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душе́ и телесе́ здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и безмяте́жное житие́, благу́ю христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ Христо́ве. Испроси́, уго́дниче Бо́жий, у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих правосла́вным христиа́ном спасе́ние и на враги́ одоле́ние и всему́ оте́честву на́шему мир, тишину́ и благострое́ние. Не лиши́ нас по́мощи твоея́ Небе́сныя, но моли́твами твои́ми всех нас приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ нас бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ свято́е оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в и пресла́вный чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Мефо́дие! При́зри на ны гре́шныя, обурева́емыя треволне́нием жите́йских страсте́й и к тебе́ вопию́щия: мы бо, ча́да твоя́ духо́вная и огра́ды твоея́ слове́сныя о́вцы, на тя, по Бо́зе и Богоро́дице, упова́ние на́ше возлага́ем, и тя со умиле́нием про́сим: хода́тайством ко Го́споду Бо́гу испроси́ нам мир, здра́вие, долгоде́нствие, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие, дожди́ благовре́менны, и вся ны изба́ви от вся́ких бед: гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, вредоно́снаго че́рвия снеда́ющаго плоды́ земны́я, тлетво́рных ветро́в, смертоно́сныя я́звы н напра́сныя сме́рти, и во всех ско́рбех и печа́лех на́ших бу́ди нам уте́шитель благи́й и помо́щник ско́рый, сохраня́я нас моли́твами твои́ми от паде́ний грехо́вных и сподобля́я насле́дники бы́ти Ца́рствия Небе́снаго: да прославля́ем вку́пе с тобо́ю всех благ пода́теля, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вконтакте

Июнь 16th 2011 -

Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет.

О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (+1392 г.) в основанной им обители. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа — старцев, сирот и вдов — оплакивать кончину своего питателя.

Со дня кончины преподобного Мефодия ублажали его на Пешноше как святого, но до половины XVI века он не был канонизован Церковью. В 1547 году митрополитом Макарием послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания». Грамота получена и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители. Любивший Пешношу, взявший с собою в новые места несколько иноков, мог ли игумен не благоговеть перед памятью преподобного Мефодия? Нет сомнения, он представил митрополиту Макарию самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия.

И вот Собор Московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам». Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать — сведений не сохранилось, но судя по тому, что Собору были представлены сведения, по возможности, о всех местных чудотворцах, можно думать, что теперь было установлено чествование всем русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым еще не было установлено чествование. Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преподобный Мефодий — видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский.

С того времени имя преподобного Мефодия стали вносить в русские месяцесловы. Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда, а служба совершалась по особенной тетради монаха Мисаила

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня.

К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью.

В 1549 году Московским собором Мефодий был канонизирован.

Проповеди:

Поученіе. Преп. Меѳодій пѣшношскій (О трудолюбіи). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

17 июня (4 июня по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 3-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших (то есть третий воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется употребление рыбы . Сегодня отдельно совершается память 13 известных по именам христианских святых, а также Празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Собору Новгородских святых, Собору Белорусских святых, Собору Псковских святых и Собору Санкт-Петербургских святых .

Преподобный Мефодий, игумен Пешношский . Этот русский святой XIV века известен как основатель подмосковного Пешношского монастыря (ныне — Дмитровский район Московской области). В тяжелейшие годы, когда на Руси, лишившейся единства и суверенитета, начала укрепляться православная вера, отец Мефодий основал святую обитель. Во многом это произошло по молитвам преподобного Сергия Радонежского , игумена Земли Русской, одним из учеников которого был отец Мефодий. Основатель обители лично трудился при построении обители, место возведения которой указал преподобный Сергий. Так, преподобный Мефодий сам пешком носил деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша, а возведенный монастырь — Пешношским. Слава этой обители распространилась очень широко, и было время, кода его именовали «Второй Лаврой».

Столетиями Николо-Пешношский монастырь славился своими подвижниками. В том числе святителем Варсонофием, который одно время был игуменом этой обители. Монастырь избежал разорения в годы войн и смут. Даже в советское время его храмы уцелели. Но полноценная церковная жизнь здесь стала возрождаться лишь в 2007 году . И только в августе 2014 года монастырь был торжественно открыт после масштабных реставрационных работ. И сегодня в обитель преподобного Мефодия ежедневно приезжают многочисленные паломники, чтобы поклониться святым мощам ее основателя. И получают по его молитвам помощь и исцеления.

Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский . Этот первый Предстоятель Константинопольской Церкви известен как современник святого равноапостольного императора Константина Великого . Император глубоко почитал этого мудрого старца, которому в начале IV века от Рождества Христова было уже около 90 лет. Отец святителя Митрофана, Дометий, был родным братом римского императора-язычника Проба (276-282 ). В годы жесточайших антихристианских гонений Дометий и его сыновья приняли христианство, а затем — священнический и епископский сан.

Святитель Митрофан Константинопольский. Фото: pravoslavie.ru

В годы своего правления император Константин Великий, сделавший Римскую Империю христианской, приблизил старца Митрофана, а затем сделал его Патриархом новой имперской столицы — Константинополя. Однако святитель недолго занимал Патриарший престол, в 326 году от Рождества Христова он мирно отошел ко Господу в возрасте 117 лет.

Мученики Фронтасий, Северин, Севериан и Силан . Одни из первых страдальцев за Христа, пострадавшие при императоре-язычнике Клавдии, правившем Римской Империей в 41-54 годах от Рождества Христова . Эти четверо христианских проповедников просвещали Светом Христовой Истины южную Галлию (ныне — территория Франции). Местный правитель Скиридон узнал об их проповеди и приказал арестовать. Никакие мучения не заставили мучеников отречься от Христа. После долгих истязаний святые были обезглавлены.

Мученик Конкордий . Святой II века . С детства будущий мученик был воспитан в христианском смирении, Слово Божие ему проповедал его отец, пресвитер Гордиан. Сам Конкордий был приближен епископом Рима Пием, который поставил юношу в свои иподиаконы. Но нельзя забывать, что в те годы церковное служение было добровольным выбором более чем возможного мученического венца. Такового сподобился и иподиакон Конкордий, о святой жизни и глубокой вере которого узнали языческие власти. После первого ареста он был на время освобожден, после чего святитель Анфим рукоположил страдальца в священнический сан. Однако время служения отца Конкордия было недолгим, его вновь арестовали, но попытки заставить мученика отречься от веры закончились ничем, и святой был казнен около 175 года от Рождества Христова.

Священномученик Астий Диррахийский . Этот святой, как и мученик Конкордий, пострадал за Христа во II веке . Он погиб во времена антицерковных гонений императора-язычника Траяна (98-117 ). Святой Астий служил епископом в Македонии. Однажды ему приснилось, что в ближайшее время его ожидают страдания за веру. Епископ Астий сказал своим ученикам скрыться, а сам был арестован, подвергнут страшным мучениям и казни. Тело мученика было с почестями погребено местными христианами.

Святитель Астий Диррахийский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Зосима, епископ Вавилонский . Этот святой VI века родился в Малой Азии в городе Киликия. С юных лет он посвятил жизнь Богу, рано принял монашеский постриг. Еще в молодые годы будущий святитель услышал предсказание старца, что ему суждено стать епископом в Вавилоне. И действительно, после долгих лет монашеского подвига отца Зосимы Александрийский Патриарх рукоположил его в Вавилонского епископа. До глубокой старости святитель служил на этой кафедре, а перед смертью вернулся на Синайскую гору, где долгие годы служил Господу простым монахом.

Священномученик Георгий (Джордже) Богич . Этот сербский святой был молодым (30-летним) священником. 17 июня 1941 года он пал жертвой хорватских нацистов-усташей, которые, по научению одного католического клирика, убили страдальца после долгих и поистине чудовищных истязаний.

Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский . Этот святой Сербской Православной Церкви также пострадал в годы Второй мировой войны. Только, в отличие от священномученика Георгия, он пострадал не от хорватских нацистов-усташей, а от коммунистов-титовцев. После жестоких мучений 55-летнего владыку убили в июне 1945 года за духовное окормление сербских православных патриотов-четников.

Священномученик Иоанникий Черногорско-Приморский. Фото: pravoslavie.ru

Также в Русской Православной Церкви 17 июня совершается память двух новомучеников. Священномученика Петра Беляева , священника, убитого в 1918 году , на заре антицерковных гонений. И обретение мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского . Этот 50-летний архипастырь принял мученическую смерть в Соловецком лагере в феврале 1929 года .

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Мефодий Пешношский (+ 1392), игумен, основатель Пешношского монастыря, преподобный. Память 4 июня (17 июня), 14 июня (27 июня), в Соборах Московских и Радонежских святых

В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа».

Преподобный Мефодий был погребен (+ 1392) в основанной им обители.

В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII — началу XVIII века.

Кондак 1

Избранный учениче великаго учителя, богоноснаго чудотворца Сергиа, и дивный подражателю жития его святаго, преподобне отче Мефодие, песньми восхваляем тя с любовию, заступника нашего: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, молися выну о спасении нас грешных, от всяких бед избавляя зовущих ти:

Икос 1

Ангелом любезную чистоту от юности твоея возлюбив, преподобне отче Мефодие, к добродетелей подвижнику, преподобному Сергию, в обитель притекл еси, и от него во иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был еси. Темже славим тя воззвании сими:
Радуйся, пустыни доброе прозябение.
Радуйся, чадо истиннаго послушания.
Радуйся, Евангелиа Христова верный последователю.
Радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю.
Радуйся, богоноснаго Сергиа присный учениче.
Радуйся, добродетелей его наследниче.
Радуйся, постом умертвивый в себе душетленныя страсти.
Радуйся, молитвами усердными отразивый вся искушения диавольская.
Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго.
Радуйся, приникий во глубину смирения святаго.
Радуйся, слез твоих теченми уплодоносивый ниву душевную.
Радуйся, иже из глубины воздыханми приобретый чистоту сердечную.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 2

Видев Всевидец Господь, благое души твоея изволение, отче Мефодие, еже на едине работати Ему в безмолвии пустыннем, внуши преподобному Сергию благословити тя на особное пустынное пребывание: ты же, благословение святаго с верою прием, в пустыню суровую, в места блатная и непроходимая отшел еси, и тамо поселился еси, един Единому Богу работая в пениих, бдениих и пощениих, немолчно вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев произволение Божие, преподобный Сергий, создатися обители иночестей в твоей пустыни, отче Мефодие, прииде к тебе и избра место, удобное на сооружение обители, еже благословив и освятив молитвою своею, заповеда тебе устроити тамо киновию пустынную: ты же заповедь его исполнил еси, и в сооружении храма Божия и обители усердно потрудился еси. О сем тя хвалим и зовем:
Радуйся, безмолвия любителю, пустыню подвиги твоими освятивый.
Радуйся, жестокое пустынное житие проходивый.
Радуйся, псалмопении немолчными Бога славивый.
Радуйся, молитвы непрестанныя Господеви возносивый.
Радуйся, постниче не изнемогаяй, былием пустынным питавыйся.
Радуйся, трудолюбче нелицемерный, праздность возненавидевый.
Радуйся, худыя и многошвенныя ризы носивый.
Радуйся, коленопреклонения многия совершавый.
Радуйся, в терпении и смирении преуспевый.
Радуйся, равноангелен на земли бывый.
Радуйся, обитель пустынную многотрудно соорудивый.
Радуйся, в ней многия душы человеческия Христу уневестивый.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемый, Мефодие преподобне, труды великия подъял еси при созидании обители твоея пустынныя, древеса секий и здания обители сооружая рукама твоима, и присно моляся ко Господу, да благословит дело рук твоих во славу имени Его Святаго, и на спасение ближних твоих, ихже примером твоим научил еси, неленостно возносити хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и непорочну душу, отче Мефодие, священства благодать достойно восприял еси, и во игумена обители твоея поставленный, ревностно подвизался еси о спасении душевнем Богом врученнаго тебе стада словесных овец. Сего ради слышиши от нас благохваления таковая:
Радуйся, непорочный олтаря Господня служителю.
Радуйся, достойный Таинств Божественных совершителю.
Радуйся, преподобныя руце твои со дерзновением горе воздеявый.
Радуйся, молитвы благоумиленныя у престола Божия приносивый.
Радуйся, учителю благочестия.
Радуйся, наставниче богомудрия.
Радуйся, древо благосеннолиственное, при водах пустынных возрастшее.
Радуйся, плоды сладкия Христу принесый.
Радуйся, сотворивый и научивый, и велий нареченный во Царствии Небеснем.
Радуйся, за подвиги временнаго жития обретый покой вечный.
Радуйся, спасения многих душ человеческих виновниче.
Радуйся, ангелонравный человече.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 4

Бурю многомятежную житейскаго моря безбедно прешед еси, преподобне, и в пристань безстрастия достигл еси, окормляем заповедми Христа Бога, яже быша светильник ногам твоим, и свет стезям твоим. Темже ныне в горних обителех водворяешися, и сладце поеши Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мнози о богоугоднем житии твоем, отче Мефодие, прихождаху к тебе, ови послушати поучений твоих душеполезных, ови же сожительствовати тебе в обители твоей пустынней, ихже ты с отеческою любовию приемля, руководствовал еси стезею правою ко спасению, яко всем звати тебе:
Радуйся, правило веры истинныя.
Радуйся, образе кротости духовныя.
Радуйся, человече Божий, преподобием украшенный.
Радуйся, воине Христов, полки невидимых врагов победивый.
Радуйся, мира дольнего мудрый странниче.
Радуйся, в добродетелех благоискусный подвижниче.
Радуйся, великих пустынножителей верный подражателю.
Радуйся, древних богоносных отец ревностный последователю.
Радуйся, преподобнаго Сергиа нравы себе усвоивый.
Радуйся, того житию богоугодному поревновавый.
Радуйся, сыновнюю любовь к нему стяжавый.
Радуйся, и от него зело возлюбленный.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 5

Боготечное светило быв, всех к солнцу правды Христу путеводил еси, угодниче Божий, словом и примером жития твоего святаго, еже все посвящено бысть на служение Богу и ближним твоим: нищыя и безкровныя питал еси в обители твоей щедролюбно, и рука твоя никогда оскуде на подаяние милостыни тоя требующым. Темже блаженство милостивых унаследовал еси, преподобне отче, и со святыми поеши вечно хвалебную песнь Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, преподобне отче Мефодие, достигшаго в мужа совершенна о Христе и преисполненнаго дарований божественных, в Евангелии Христовом обетованных верным последователем воплощшагося Бога Слова. Темже чудящеся твоим подвигом, вопием ти хвалебно:
Радуйся, блаженный искателю благ вечных и нетленных.
Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова.
Радуйся, обретый во глубину сердца твоего бисер драгий Господа Иисуса.
Радуйся, имя Его божественное выну имевый во устах и в сердце твоем.
Радуйся, искренно возлюбивый иго Христово благое и легкое.
Радуйся, терпеливо носивый крест скорбей и лишений пустынных.
Радуйся, алкавый и жаждавый на земли, ныне же насыщаяйся нетленныя пищи на небеси.
Радуйся, нищету хранивый, да обогатишися дары божественными.
Радуйся, добрый настоятелю общежития иноческаго.
Радуйся, благоискусный врачу болезнующих грехми.
Радуйся, отечески возлюбивый всю о Христе братию твою.
Радуйся, учивый благовременно и безвременно чада твоя духовная богоугождению истинному.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 6

Проповедник был еси евангельских добродетелей братии твоей, преподобне отче Мефодие, и чада твоя духовная верно руководил еси к Сиону, идеже есть жилище всех спасенных милосердием Христа Бога, пришедшаго в мир спасти падшее человечество, и давшаго Своя спасительныя заповеди во спасение всем, иже подобно тебе возлюбиша Его сердцем чистым, и навыкоша пети Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв в пустыни твоей яко богосветлое светило, отче Мефодие, светом добрых дел твоих озарил еси душы и сердца человеков, искавших от тебе наставитися во спасение. Мнози бо вядяху тя равноангельна житием, и прихождаху к тебе, да слышат от тебе глаголы живота вечнаго. Тебе убо, святому учителю небесныя истины, сотворившему и научившему, и мы смиреннии зовем хвалебно:
Радуйся, Евангелиа Христова немолчный проповедниче.
Радуйся, апостольских преданий ревностный хранителю.
Радуйся, Православия святыя догматы в души твоей добре утвердивый.
Радуйся, верою правою и делы благими Богу угодивый.
Радуйся, во след себе ко Христу приведый собор учеников твоих.
Радуйся, с ними, яко отец со чады, возшедый прияти мзду небесную от Господа.
Радуйся, не сокрывый талант, тебе врученный Всевышним Домовладыкою.
Радуйся, куплю многу им сотворивый, спасение душ человеческих.
Радуйся, твоими бо ученми грешнии покаянием Богу угодиша.
Радуйся, твоими бо наставленми заблуждшии правый путь спасения обретоша.
Радуйся, ближния твоя искренно возлюбивый.
Радуйся, спасению их душевному усердно послуживый.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, преподобне отче, еже Богу благоугождати, и спасению душевному ближних твоих благочестно служити: темже обитель твоя святая бысть пристанище благоутишное всякому человеку, треволнением моря житейскаго утомленному. Ты бо, яко кормчий бодрый, вся ученики твоя наставлял еси словом и примером твоим, вдали мира и его сует, сердцем и усты немолчно возглашати Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Антониа Великаго, наставника душеспасительнаго, познавше, преподобне отче, в пустынней обители твоей, славныя воды моря житейскаго безбедно прешедшаго, и в пристанище безстрастия достигшаго, к немуже и чада твоя духовная благоприятно приводил еси, неленостно и усердно работати Господеви в преподобии и чистоте, научихомся звати тебе:
Радуйся, крине пустыннаго прозябения.
Радуйся, миро Христова благоухания.
Радуйся, пустыню духовно уплодоносивый.
Радуйся, селение иноческое в ней возградивый.
Радуйся, чада послушания и смирения в ней населивый.
Радуйся, отец чадолюбивый учеником твоим бывый.
Радуйся, паству твою словесную упасый на пажитех живоносных Евангелиа Христова.
Радуйся, обитель твою пустынную созидавый по преданию святых и богоносных отец.
Радуйся, преподобнаго Сергиа правила и уставы себе усвоивый.
Радуйся, его благословением и молитвою освященный.
Радуйся, дивный учениче дивнаго учителя.
Радуйся, совершенный подражателю совершеннаго о Христе отца твоего духовнаго.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем помышлял еси себе быти, Мефодие преблаженне, темже о богатстве земном всякое попечение отложил еси, и обитель твою во убожестве зельнем созидал еси, всякое стяжание суетное в ней возбраняя, нищыя же и убогия от трапезы твоея щедролюбно питал еси, разделяя хлеб твой с неимущею братиею, в ихже лице самому Христу служил еси, зовый Ему от любве теплыя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, отче преподобне, о Бозе и угождении Ему, присно беседовал еси со ученики твоими, и слезы многия изливал еси от очес твоих при беседах сих, умоляя чада твоя духовная, ничтоже предпочитати паче Любве Христовы. Поминающе убо таковыя твоя душеспасительныя беседы, зовем ти сице:
Радуйся, тихостию словес твоих грешники на покаяние наставивый.
Радуйся, благоумиленною беседою твоею миролюбцы ко Христу обративый.
Радуйся, наставленми твоими богомудрыми сластолюбцы воздержанию научивый.
Радуйся, нищелюбец совершенный бывый.
Радуйся, блаженство нищых духом унаследивый.
Радуйся, образ совершенства о Христе в себе явивый.
Радуйся, нищыя питавый и упокоевавый в твоей обители.
Радуйся, во дни глада всем приходившым к тебе пищу подававый.
Радуйся, последния укрухи хлеба твоего с неимущими разделяти возжелавый.
Радуйся, любовь твою к Богу, любовию к ближним твоим свидетельствовавый.
Радуйся, Богом возлюбленный и ближними твоими благословляемый.
Радуйся, похвалами молитвенными до днесь в обители твоей почитаемый.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 9

Всем приходившым в обитель твою святую, молитвы и благословения ради, преподобне отче, дивно бысть видети тя, в раздранной и многошвенной ризе ходившаго, и зело нищетно в келлии твоей пребывавшаго, обаче ты всех равною любовию принимал еси, богатых и убогих, вельмож и простых, и коемуждо слово на пользу душевную изрекал еси, поучая их благочестно служити и благоугождати Богу, верою правою и делы благими, и звати Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветий премудрых превзошел еси, преподобне отче, благодатным помазанием словес твоих, имиже грешныя на покаяние приводил еси, кающыяся уцеломудрил еси, подвизающыяся в добродетели укрепил еси, и всем путь спасительный ко Христу показал еси, по немуже сам неуклонно шествовал еси до блаженныя твоея кончины, достойный воистинну похвал таковых:
Радуйся, написавый на скрижалех сердца твоего закон Христов.
Радуйся, от глубины сердечныя износивый добрая и душеспасительная наставления человеком.
Радуйся, яко быша словеса твоя меда сладчайша жаждавшым учения духовнаго.
Радуйся, яко твоими наставленми спасошася мнози.
Радуйся, главо святая, благодатию Божиею осененная.
Радуйся, проповедниче сладкоглаголивый, вещавый словеса жизни вечныя.
Радуйся, пустынный гражданине, грады и веси наполнивый славою твоих подвигов.
Радуйся, маслино Божия благословенныя, еяже плоды напиташася вернии.
Радуйся, приведый ко Христу ученики твоя, в добродетелех преуспевшыя.
Радуйся, уготовавый ученми твоими Господеви подвижники совершенныя.
Радуйся, воеводо благоискусный полка иноческаго.
Радуйся, руководителю предобрый пустынножителей.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 10

Спасения надежду стяжал еси при исходе твоем, преподобне отче Мефодие, и яко пшеница зрелая, во время пожатая, кончиною благою преселился еси от земли в обители горния, прияти мзду от руки праведнаго Мздовоздаятеля Христа, Иже вчини душу твою со дуси святых, немолчно возглашающих пред Престолом славы Его, победную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный раб и последователь был еси, отче Мефодие, темже по неложному Его глаголу: «Идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет», мы чтущии тя, веруем несомненно, яко ты со Христом в обителех блаженства вечнаго водворяешися, и радости нетленныя наслаждаешися, яко истинный Того угодник, от нас же слышиши благохваления сия:
Радуйся, радостно предавый душу твою в руце Божии.
Радуйся, святую кончину получивый в возмездие твоим подвигом.
Радуйся, преселивыйся от земли к обителем небесным.
Радуйся, тамо со святыми наслаждаяйся блаженства вечнаго.
Радуйся, со ангельскими вои воспеваяй Творца ангелов и человеков.
Радуйся, откровенным лицем созерцаяй славу Трисияннаго Божества.
Радуйся, телом смертным в обители твоей погребенный.
Радуйся, душею безсмертною к Сиону Горнему воспаривый.
Радуйся, плачь неутешен учеником твоим кончиною твоею сотворивый.
Радуйся, слезами теплыми от них почтенный.
Радуйся, во гробе смиреннем от них с любовию положенный.
Радуйся, чудесы многими прославленный.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице горе приносиши, преподобне отче наш Мефодие, и о обители твоей святей, и подвизающихся в ней, присно ходатайствуеши, прося мира свыше, и благопоспешения во всем благом чадом твоим духовным, от нихже почитаешися достодолжными похвалы, с пением Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника тя добрых дел, преподобне отче, исповедуем быти, и прославляем прославльшаго тя Господа, Иже чудесы многими гроб твой ознаменова: струи бо исцелений благодатных источаеши от него недужным, и подвизаеши верныя вопити тебе:
Радуйся, земный ангеле и небесный человече.
Радуйся, безмезднаго врачевания источниче.
Радуйся, сокровищница даров Божия благодати.
Радуйся, мира многоцелебнаго преисполненный фиале.
Радуйся, от горних высот к земнородным милостиво приникаяй.
Радуйся, от раки твоея святыя исцеления обильно подаваяй.
Радуйся, скорбящих утешителю.
Радуйся, болящих целителю.
Радуйся, унывающих ободрителю.
Радуйся, бедствующих избавителю.
Радуйся, в сониих и видениих верныя посещаяй.
Радуйся, обитель твою святую от всяких бед соблюдаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 12

Благодать Господню испроси нам, прподобне отче Мефодие, почитающым с любовию святую память твою, и усердно притекающым к честней раце мощей твоих, от неяже чудесная исцеления подаеши недужным. Темже тебе, чудотворения даром от Господа прославленному, прилежно молимся: исцели наша недуги душевныя и телесныя, и помози нам предстательством твоим спасение вечное получити, да вкупе с тобою воспоем Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя, преподобне отче, ублажаем равноангельное житие твое, дивимся многим чудотворением твоим, молитвенно почитаем святую память твою, и припадающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:
Радуйся, Пресвятыя Троицы верный служителю.
Радуйся, Пресвятыя Богородицы достойный предстоятелю.
Радуйся, ангельских ликов собеседниче.
Радуйся, всех святых сожителю.
Радуйся, пустынножителей славо и похвало.
Радуйся, Российскаго царства духовное украшение.
Радуйся, святыя обители твоея присное охранение.
Радуйся, подвизающихся в ней благонадежное заступление.
Радуйся, приходящих в ню на поклонение благий предстателю.
Радуйся, почитающих святую память твою небесный покровителю.
Радуйся, душевных недугов благосердный целебниче.
Радуйся, телесных болезней предивный врачу.
Радуйся, преподобне отче наш Мефодие.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче Мефодие! Ты горе на небеси, мы долу на земли, удаленныя от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею, обаче дерзаем приносити тебе сие малое похвальное пение, еже милостивно прием, моли Господа и Владыку нашего, избавити нас погибели вечныя, и сподобити блаженства святых, вопиющих Ему вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва святому преподобному Мефодию, игумену Пешношскому, чудотворцу

О священная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобне и богоносне отче наш Мефодие! Припадаем к тебе с верою и любовию, и молимся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое отеческое твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго к Нему предлагаем, и просим тя со усердием многим, испроси нам у благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашым:веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, в искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину, и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Испроси, угодниче Божий, у Царя царствующих и Господа господствующих нам, вопиющым: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его. В скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю, и всех подвизающихся в ней, и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Ей, преподобне отче! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения, и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова: да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О великий угодниче Христов и преславный чудотворче, преподобне отче наш Мефодие! Призри на ны грешныя, обуреваемыя треволнением житейских страстей, и к тебе вопиющыя: мы бо чада твоя духовныя, и ограды твоея словесныя овцы, на тя, по Бозе и Богородице, упование наше возлагаем, и тя со умилением просим; твоим ходатайством ко Господу Богу испроси нам мир, здравие, долгоденствие, воздуха благорастворение, земли плодоносие, дожди благовременны, и вся ны избави от всяких бед: града, глада, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия снедающаго плоды земныя, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, и во всяких скорбех и печалех наших, буди нам утешитель благий и помощник скорый, сохраняя нас молитвами твоими от падений греховных, и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго. Да прославляем вкупе с тобою всех благ Подателя, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Мефодию Пешношскому

Тропарь

глас 8

Божественною любовию от юности распаляем, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси, и сего ради в пустыню вселився, в ней обитель сотворил еси, и собрав иноков множество, приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, с нимже у Христа Бога испроси здравие и спасение, и душам нашим велию милость.

Кондак

глас 4

Послушания добрый рачитель быв, безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси и явился еси Пресвятыя Троицы жилище, Юже зря, блаженне, ясно, Богомудре Мефодие преподобне, чудес дар от Нея приял еси.
Темже исцеляеши с верою приходящих недуги, утоляеши скорби, и молишися непрестанно о всех нас.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Мефодие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.