Ремонт Дизайн Мебель

Храм богоявления на китай городе. Истории монастырей. Князь Даниил Алексеевич

Вконтакте

Новгородская летопись так повествует об основании обители:

«От 1296 года до 1304 года бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана <…>».

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского , и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

KNewman , GNU 1.2

Культурное наследие

Объект культурного наследия РФ № 7710079000

Как добраться

От станции метро «Площадь революции»

(Арбатско-Покровская линия):

Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро - и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «Китай-город»

(Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):

На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе - Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.

От станции метро «Лубянка»

(Сокольническая линия):

Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Настоятели

  • Прохор (1456-1471)
  • Нил (Сафонов) (1506-1508)
  • Киприан
  • Феодосий - его подпись стоит, среди прочих, под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Грозному
  • Амвросий - он подписал в 1613 году акт на избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
  • Илия (1621-1631)
  • Иона (1638-1642)
  • Пафнутий
  • Игнатий (Смола) (1709-1712)
  • Иакинф - подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода
  • Дамаскин (Семёнов-Руднев) (с апреля 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779-1799 ?)
  • Виктор (Антонский-Прокопович) (1800-1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801-1801)
  • Ираклий (Евреинов) (1804-1811)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816-1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817-1820)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня - 15 июля 1828)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837-1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842-1845)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863-1866)
  • Никодим (Белокуров) (с 10 марта 1867)

Храм был построен в 1693—96 гг. в Китай-городе, на берегу реки Неглинной, в одном из древнейших московских монастырей — Богоявленском мужском монастыре (основан в 1292 преподобным князем Даниилом). Его предшественник — храм 1624 (coopужён на месте каменного храма 1342 и деревянного — кон. XIII — нач. XIVв.) был включен в него в качестве нижнего храма с престолом Казанской иконы Божией Матери (освящён в декабре 1693). В 1697 освящён северный придел нижнего храма — святителя Алексия, митрополита Московского (в память о его пострижении в этом монастыре). В 1696 в верхнем храме освящён главный Богоявленский престол. Храм перестраивался в 1747, с северной стороны, под папертью верхнего храма, coopужён придел великомученика Георгия Победоносца. Южный придел нижнего храма святого апостола Иакова (1754) обращен в ризницу. В 1904 на его месте освящён придел святителя Феодосия Черниговского. В 1869 в верхнем храме освящён придел Тихвинской иконы Божией Матери, в 1873 в трапезной — великомученика Пантелеймона, в 1910 в северо-восточной части верхней галереи — Рождества Иоанна Предтечи (после сноса одноименного северного надвратного храма (1672), выходившего на Никольскую улицу). Ремонтировался в 1782. В 1876 верхний холодный храм переоборудован в теплый. В середине XVIII в. к западному фасаду паперти пристроена небольшая колокольня со шпилем.

Монастырь подвергался опустошению во время набега монголо-татарских (XIII—XIV вв.) и интервенции польско-литовских (XVII в.) войск, нашествия наполеоновской армии (1812) и от частых пожаров (наиболее сильные в 1687, 1787).

Один из первых игуменов монастыря — Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1680—87 в монастыре помещалась школа богословов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, преобразованная, после перевода в Заиконоспасский монастырь, в Славяно-греко-латинскую академию.

Ярусный, четырехугольный в плане, храм с восьмиугольным барабаном, в стиле московского барокко. На высоком подклете. Завершающая храм гранёная маковица не сохранилась. Карнизы стен с двойными окнами. Наличники окон восьмигранного барабана главы украшены несколькими ярусами белокаменных деталей. Богатый белокаменный декор — разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины, пышные карнизы со свисающими в виде бахромы консолями, обилие декоративных балясин, введенных в наличники, карнизы и столбики по углам восьмиугольного барабана.

Сильно выступающий алтарь с трехчастными выступами. Трапезная с высокой кровлей и барочным фронтоном. Колокольня двухъярусная со шпилем.

Внутри сохранились фрагменты лепного скульптурного алебастрового убранства, исполненного артелью итальянских мастеров под руководством Д. М. Фонтана (1704—05) — три рельефа: «Коронование Богоматери» (на алтарной стене, над аркой, против иконостаса), «Рождество» (на южной) и «Крещение» (на северной стене). В 1880-х восстановлены остатки росписей внутри верхнего храма.

После 1917 монастырь закрыт. В начале 1920-х снесены колокольня монастыря с надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа (1739—42), Афонская часовня, монастырские помещения, выходившие на Никольскую улицу.

Собор закрыт в июле 1929, использовался под общежитие, склад, производственный цех, типографию. Со второй половины 1980-х реставрируется. В подклете найдены 4 столпа древнейшего за пределами Кремля каменного храма 1342.

Нижний храм был усыпальницей ряда знатных княжеских родов: Долгоруких, Юсуповых, Голицыных, бояр Плещеевых, графов Шереметевых. В стенах — надгробные доски. В 1980-х открыт некрополь Воронцовых-Вельяминовых. Французским скульптором Ж.-А. Гудоном были выполнены надгробия А. Д. и М. М. Голицыных (1774). После закрытия собора они вместе с некоторыми другими надгробиями вывезены в музей, находившийся в Михайловском храме Донского монастыря.

В 1991 храм возвращен Церкви, освящён нижний храм с престолом Казанской иконы Божией Матери и приделом святителя Алексия, митрополита Московского, в 1998 — верхний с главным престолом Богоявления и приставным престолом священномученика Владимира, митрополита Киевского.

При соборе действуют: воскресная школа, Музыкальный педагогический лицей, Московская регентско-певческая семинария.

Богоявленский монастырь в Москве - бывший мужской монастырь в Москве, в Китай-городе (Богоявленский переулок).

История

Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.

Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.

Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.

В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 годах), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 году был построен новый каменный собор.

Старый вид на Шевалдышево подворье. Слева видна монастырская колокольня.

В 1685 году в монастыре появилась, основанная братьями Иоанникием и Софронием Лихуды школа, которая через пару лет была объединёна со школой Симеона Полоцкого и переехала в соседний Заиконоспасский монастырь - так родилась Славяно-греко-латинская академия.

После пожара 1686 года был создан новый ансамбль Богоявленского монастыря в стиле т. н. «нарышкинского барокко». После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение и нового собора, сохранившегося до нашего времени. Строительные работы финансировали, среди прочих жертвователей, царица Наталья Кирилловна, семейства князей М. Ю. Долгорукова и М. А. Голицына.

Нижняя церковь Богоявленского храма, посвященная Казанской иконе Божией Матери, была освящена патриархом уже 29 декабря 1693 года, а верхняя - в честь Богоявления Господня - 26 января 1696 года. В нижней (подклетной) части собора сохранилась часть постройки 1624 года. Позднее арки поклета были заложены. В 1697 году был освящен придел в честь митрополита Московского Алексия.

В 1737 году монастырь вновь серьёзно пострадал от городского пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 году построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней. Обители покровительствовали богатые прихожане, в первую очередь князья Голицыны и Долгоруковы. Их щедрые вклады позволяли продолжать строительные работы и обустраивать новые приделы.

В 1747 году собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 году - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня. В 1764 году все монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.

В 1788 году монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 года им управляли епископы - викарии Московской митрополии. Особенно же стал процветать монастырь после 1866 года, когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицых мощей мучеников мученик Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».

В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона, а ещё через 30 лет к собору был пристроен Феодосьевский придел по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского. К обители была приписана Афонская часовня на Никольской улице.

В 1905-1906 годах монастырские власти, несмотря на протесты общественности, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи XVII века, чтобы построить на ёё месте доходный дом (Никольская улица, дом 6; архитектор Н. Н. Благовещенский).

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, дворянская усыпальница в нижнем храме - разорена. Разобраны колокольня, башня монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена лишь в 1990-е годы.

Список настоятелей

  • Прохор (1456-1471)
  • Нил (Сафонов) (1506-1508)
  • Киприан
  • Феодосий - его подпись стоит, среди прочих, под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Грозному
  • Амвросий - он подписал в 1613 году акт на избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
  • Илия (1621-1631)
  • Иона (1638-1642)
  • Пафнутий
  • Игнатий (Смола) (1709-1712)
  • Иакинф - подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода
  • Дамаскин (Руднев) (с апреля 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779-1799 ?)
  • Виктор (Антонский-Прокопович) (1800-1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801-1801)
  • Ираклий (Евреинов) (1804-1811)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816-1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817-1820)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня - 15 июля 1828)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837-1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842-1845)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863-1866)
  • Никодим (Белокуров) (с 10 марта 1867)

Монастырь на дореволюционных фотографиях

Некрополь

До того, как в 1771 году был издан запрет хоронить покойников в городах, в нижней Казанской церкви успел сформироваться аристократический некрополь, насчитывавший порядка 150 надгробий. Высокую художественную ценность представляли памятники над могилами генерал-фельдмаршала М. М. Голицына, его брата генерал-адмирала, генерал-аншефов Г. Д. Юсупова и А. А. Меншикова, сенатора А. Д. Голицына. На могильных плитах различимы и другие громкие фамилии - Шереметевы, Салтыковы, Долгоруковы, Ромодановские, Репнины. Большая часть из памятников XVIII века - пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Замысловатые композиции включали в себя ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их приписывали ведущим французским мастерам, даже Гудону.

В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники были перевезены (с потерями) в Донской монастырь (как, например, надгробие боярина Фёдора Бяконта XIV века). Но даже и сохранившаяся монументальная скульптура ныне закрыта для осмотра, будучи «свалена» в беспорядке в подвалах музея им. Щусева на Воздвиженке.

Современность

От монастырского ансамбля сохранилось немного - двухэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сравнению с XVIII веком его территория сократилась на три четверти.

Собор был передан Московской Патриархии в мае 1991 года, к концу года в нём возобновились богослужения. В ходе длительной реставрации собору был возвращён прежний вид. Алексиевский придел, до неузнаваемости перестроенный в XIX веке, а потом снесённый, воссоздан в том виде, который он, по гипотезе реставраторов, мог иметь изначально.

Рядом с собором 31 мая 2007 года был установлен бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам. Деньги на памятник выделило правительство Греции.

Храм может и хороший, но как зайду, бога нет. Кто-нибудь объяснит, когда он появится?

Была здесь на исповеди! Изнутри он очень хорошо сохранился! Храм "Богоявления" - действительно, монастырь очень старинный, он находится в очень людном месте, он действительно очень красиво выглядит!

Известный исторический храм, с которым связано очень много историй и легенд. Говорят, что здесь было много святых людей, которые обладали целительными способностями. Внешне довольно дружелюбно выглядит и гармонично вписывается в окружающую местность.

Очень интересный старинный храм, он небольшой, двухэтажный, считается одним из старейших в Москве. После восстановления он очень красивый. В стенах храма установлены надгробные доски, так как храм был усыпальницей Долгоруких, Голицыных, Шереметевых.

Храм Богоявления немножко разочаровал. Меня расстроило поведение божьих людей - бабулечек, которые следят за порядком в церкви. Они вели себя очень агрессивно: что-то требовали, что-то заставляли делать. Не для церкви такое поведение.

Как и все храмы, этот храм поражает своей духовной направленностью, своей уютностью, своей доброжелательностью и просто наикрасивейшим дизайном, советую людям как можно чаще посещать такие места, как это, места, в которых душа просто успокаивается и в один миг уходят все проблемы.

Два года ходила мимо этого храма, пока наконец не удосужилась зайти. Это очень приятное место. Я не думаю, что стоит ехать туда специально, но, если Вы вдруг окажетесь рядом - зайдите, и Вы не пожалеете.

Очень хороший монастырь, часто менялся, перестраивался, менялась даже архитектура. Расположен в очень удобном месте, неподалеку парк для отдыха. Светлое место, с позитивной энергетикой. Монастырь старый и многое пережил.
2011-10-23


Очень понравилась атмосфера, архитектура - настоящее украшение. Запомнилась история храма. Сначала это был каменный монастырский собор, сейчас он двухэтажный, по моему в стиле барокко. Много раз был разрушен, но вид у него очень красивый. Замечательно восстановили.

Всего 33 фото

Это продолжение моего рассказа о бывшем Богоявленском монастыре в Китай-городе... Часть 1. Во второй части мы осмотрим уцелевшие архитектурные памятники Богоявленского монастыря, немного остановимся на результатах археологических раскопок под храмом, побываем в подклете храма и уделим некоторое внимание практически уничтоженному некрополю Храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря...

Продолжение . После революции в 1919 году монастырь закрыли, насельников изгнали, но церковная жизнь еще теплилась в нем, так как его собор и Спасскую церковь в колокольне обратили в приходские. В 1922 году из обители увезли пуды серебра, а спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. Здание его не раз переходило от одних новых хозяев к другим. Нижний храм сначала отдали под мучной склад, потом Метрострою, потом под цех металлообработки. На верхний претендовал Украинский клуб, но в итоге его отдали под общежитие студентов Горной академии, а потом предприятию «Гипронииполиграф».

Святые алтари, иконы, старинные надгробия, купол с крестом - все было порушено и осквернено, а часть наиболее ценных предметов раздали музеям. Пристройки и перестройки обезобразили здание, каменные стены треснули от дождя и снега, на кровле начали расти деревца. Собор еще больше пострадал в 1941 году, когда рядом упал сбитый фашистский бомбардировщик и взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. После войны на монастырской территории построили административное здание для НКВД. Все храмы, стены, башни и ворота Богоявленского монастыря были снесены советской властью, к настоящему времени уцелел лишь Богоявленский собор, игуменский и братский корпуса. Храм был передан Государственному русскому хору им. А.В. Свешникова, и в нем устроили репетиционный и концертный залы. В 1980-х годах началась медленная реставрация с одновременными археологическими раскопками в Храме Богоявления.

Верующим храм вернули в 1991 году. Для первых богослужений подготовили придел святителя Алексия - с него и началось воссоздание храма при реставрации, что было воспринято как очень добрый знак.
03.

Началось медленное, кропотливое восстановление святыни, причем исправлялось и то, что было повреждено еще при Наполеоне. В верхнем храме восстановили резной, с позолотой, многоярусный иконостас, лепнину, росписи и белоснежные скульптуры петровского времени. Очень необычны царские врата: они сделаны в виде креста. В его центре - канонический образ Благовещения, а на концах креста изображены апостолы-евангелисты. Верхний храм - просторный, светлый, сияющий позолотой - освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 1998 году.

Вот такая вот история. Давайте же, не спеша осмотрим всё то, что осталось в Богоявленском монастыре после "революционных пожаров" и бушевавших здесь человеческих страстей.
04.

Храм Богоявления качественно отреставрирован, необычайно красив, возышен и вызывает множество восторженных чувств.
05.

07.

Братский корпус Богоявленского монастыря. Корпуса сохраняющиеся сейчас, выстроены в основном во второй половине XIX в, часть их - в XVIII веке.
08.

Игуменский корпус Богоявленского монастыря (XVIII-XIX вв.). Если точнее - здание построено между 1296 и 1304 гг., затем перестроено в 1879-80-х гг.
09.

Подойдем поближе... Подробных сведений об этом здании практически нигде нет, так, что комментировать кроме собственных ощущений мне нечего. Удивительно сходные у меня впечатления по этим самым ощущениям с Главным домом Московского Патририаршего подворья Свято-Троице Сергиевой Лавры - необычайно легкое умиртворение и покой... Время как-будто останавливается здесь!...
10.

11.

Северная часть Братского корпуса. Находится напротив западного крыла игуменского корпуса.
12.

Колокольня Богоявленского храма
13.

14.

Возможно ли, что это чудом сохранившийся источник у братского корпуса!? Мне на сегодня это не известно.
15.

16.

Сейчас мы обходим Богоявленский храм с юга. Здесь еще сохранились плиты некоторых пристенных надгробий в стенах и нишах фасада храма.
17.


18.


19.


20.

Как мы помним, некрополь Богоявленского собора был очень престижным. Подобные пристенные плиты устанавливались как в нижнем Казанском храме Богоявленской церкви, так и на внешних стенах её фасадов. Такие пристенные надгробия обычно по традиции дублируют (в качестве почетных памятных плит) реальные надгробные памятники, находящиеся, к примеру, уже в Нижнем Казанском храме на уровне земли и те захоронения, что возможно были в подклете на уровне фундамента храма.
21.


22.


23.

Как мне объяснили, в северной части апсиды, рядом с приделом святителя Алексия, вмурована белокаменная плита, являющаяся надгробной плитой местно значимого святого, какого - сведений у меня пока нет.
24.

25.

Сейчас мы отправимся бережно исследовать подклет Богоявленского храма...
26.

По времени, до построения существующей церкви, археологами выявлено два некрополя - некрополь первого деревянного храма монастыря и некрополь первого каменного храма. Причем первый каменный храм был построен уже на другом месте и с другой ориентировкой, нежели деревянный. Деревянный храм находился ближе к Богоявленскому переулку на северо-восток. Первые захоронения в этом месте начались в середине XIII века. Некрополь изначально был престижным, поскольку уже в этом культурном слое найдено большое количество белокаменных орнаментированных плит и их фрагментов.

Комплексные археологические работы проводились в четырех зонах раскопок - под четвериком, апсидой, трапезной и под колокольней. Мы сейчас окажемся в подклете под трапезной. Вы все увидите "вживую".

Аксонометрия раскопа - трапезная. Вид с юго-востока.
27.

После проведенных археологических работ уже практически ничего из реальных захоронений в натуре здесь не осталось. А остались некоторые надгробные плиты, их фрагменты и пустые белокаменные саркофаги специфической формы . Основную массу белокаменных "ископаемых" артефактов вывезли в Музей Щусева и они находятся там подвалах в неразобранном состоянии до сих пор.

На переднем плане - столб-основание "новой" церкви 1690-х годов.
28.

В подклете под трапезной выполнен современный достаточно качественный капитальный ремонт. Этим двум надгробным плитам (на фото ниже) здесь выделено особое возвышение в подклете храма с лестницей. Поскольку я довольно таки спонтанно оказался в этом святом месте, сфотографировать по-случаю удалось только то, что вы видите, да и то - камерой смартфона, - снять эти две плиты поближе не удалось. По-моему, насколько я помню, это надгробные плиты то ли Юсуповых, то ли Голицыных. Помню, что смог мельком прочитать воинское звание генерала-... На своем ли они месте - непонятно. Похоже, что эти надгробные плиты расположены на месте еще одной старой лестницы, что вела когда-то в подклет.

Справа - встроенная в старый кирпичный фундамент - печь.
29.

Это так называемые антропоидные саркофаги, как в духе западных, так и русских средневековых гробниц с "плечами" и полукруглым выступом в изголовье. Явно угадывается дань стилю древнеегипетских саркофагов. Таких саркофагов и их обломков в процессе археологических раскопок под храмом и вокруг него было найдено достаточно много, особенно в зоне "под колокольней". Саркофаги этой формы начали использовать примерно с XV века.
30.

Кстати, "саркофаги" - первоначально название известкового камня особой породы, который, по словам Плиния, добывался близ Ассоса, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней уничтожать без остатка заключенное в нем тело…

За саркофагами на дальнем плане можно рассмотреть старые фундаменты первой каменной церкви Богоявления и ее кирпичные основания (пилоны), и стенную нишу, в том числе. Справа от ниши - восточная стена подклета, слева и ниже - фундамент печи. Здесь соседствуют два старых фундамента - белокаменный и кирпичный.
31.

Однако, выйдем на свет Божий... Хорошо-то как здесь!)
32.

Ну, вот, пожалуй и все, что хотелось рассказать о Богоявленском монастыре как древнейшей иноческой обители Старой Москвы...
33.

До новых встреч на необъятных просторах Старой Москвы!

Еще одно замечание. Фото были сняты c применением умеренного широкоугольного объектива-фикса Carl Zeiss Loxia 2/35 в порядке его тестирования для обзора. Именно этим фактом и объясняется отсутствие в этом материале привычных широкоугольных ракурсов объектов съемки, на 16 мм, скажем. Заодно можно и поразмышлять - достаточно ли для всеобъемлющей съемки архитектуры фокусного расстояния в 35 мм, которое считается универсальным городским по определению среди большинства фотографов.


Источники:

Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия» . Портал "Православие.Ru". 18.01.2008