Ремонт Дизайн Мебель

Фауст коротко. Мефистофель хочет прельстить. Между Богом и Мефистофелем завязывается спор

(Трагедия, ч.1-я - 1808, ч. 2-я - 1882)
Трагедия начинается с трех вступительных текстов. Сначала лирическое посвящение друзьям молодости, с кем автор был связан в начале работы над "Фаустом" и кто уже умер или находится вдали. "Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опять припоминаю благодарно".
Затем следует "Театральное вступление", в котором Директор театра, Поэт и Комически]! актер обсуждают проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечному назначению? Как соединить истинную поэзию и успех? Директор дает совет решительнее приступать к делу и добавляет, что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра. "В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад".
В "Прологе на небе" обсуждается проблема "небес, земли и ада", затем она развивается, в действие вступают уже Господь, архангелы и Мефистофель. Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики - "К тебе попал я, Боже, на прием..." - словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и "наиусерднейшего" раба. Мефистофель соглашается, что "этот эскулап" "и рвется в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звезд в награду и лучших наслаждений у земли", - отмечая противоречивую, двойственную натуру ученого. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его
в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать <...> прах от башмака". Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Фауст же, о котором заключен этот спор, проводит ночь без сна в тесной готической комнате со сводчатым потолком. В этой рабочей келье за долгие годы упорного труда он постиг всю земную премудрость. Затем он дерзнул посягнуть на тайны сверхъестественных явлений, обратился к магии и алхимии. Однако вместо удовлетворения на склоне лет он чувствует лишь душевную пустоту и боль от тщеты содеянного. "Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком" - так начинает он свой первый монолог. Необыкновенный по силе и глубине ум Фауста отмечен бесстрашием перед истиной. Он не обольщается иллюзиями и потому с беспощадностью видит, сколь ограничены возможности знания, как несоизмеримы загадки мирозданья и природы с плодами научного опыта. Ему смешны похвалы помощника Вагнера. Этот педант готов прилежно грызть гранит науки и корпеть над пергаментами, не задумываясь над краеугольными проблемами, мучающими Фауста. "Всю прелесть чар рассеет этот скучный, несносный, ограниченный школяр!" - в сердцах говорит о Вагнере ученый. Когда Вагнер в самонадеянной глупости изрекает, что человек дорос до того, чтоб знать ответ на все свои загадки, раздраженный Фауст прекращает беседу.
Оставшись один, ученый вновь погружается в состояние мрачной безысходности. Горечь от осознания того, что жизнь прошла в прахе пустых занятий, среди книжных полок, склянок и реторт, приводят Фауста к страшному решению - он готов выпить яд, чтобы покончить с земной долей и слиться со вселенной. Но в тот миг, когда он подносит к губам отравленный бокал, раздается колокольный звон и хоровое пение. Идет ночь святой Пасхи. Благовест спасает Фауста от самоубийства. "Я возвращен земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья!"
Наутро вдвоем с Вагнером они вливаются в толпу праздничного народа. Все окрестные жители почитают Фауста: и он сам, и его отец без устали лечили людей, спасая их от тяжких болезней. Врача не пугала пи моровая язва, ни чума, он, не дрогнув, входил в зараженный барак. Теперь простые горожане и крестьяне кланяются ему и уступают дорогу. Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг. На прогулке к ним прибивается черный пудель, которого Фауст затем приводит к себе домой. Стремясь побороть безволье и упадок духа, овладевшие им, герой принимается за перевод Нового Завета, отвергая несколько вариантов начальной строки, он останавливается на толкованье греческого "логос" как "дело", а не "слово", убеждаясь: "В начале было дело", - стих гласит". Однако собака отвлекает его от занятий. И, наконец, она оборачивается Мефистофелем, который в первый раз предстает перед Фаустом в одежде странствующего студента.
На настороженный вопрос хозяина об имени гость отвечает, что он "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла". Новый собеседник в отличие от унылого Вагнера ровня Фаусту по уму и по силе прозрения. Гость снисходительно и едко посмеивается над слабостями человеческой природы, над людским уделом, словно проникая в самую сердцевину терзаний Фауста. Заинтриговав ученого и воспользовавшись его дремотой, Мефистофель исчезает. В следующий раз он появляется нарядно одетым и сразу предлагает Фаусту рассеять тоску. Он уговаривает старого отшельника облечься в яркое платье и в этой "одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота". Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить мгновенье, то он станет добычей Мефистофеля, его рабом. Они скрепляют сделку кровью и отправляются в странствия - прямо по воздуху, на широком плаще Мефистофеля.
Декорациями этой трагедии служат земля, небо и ад, ее режиссеры - Бог и дьявол, а их ассистенты - многочисленные духи и ангелы, ведьмы и бесы, представители света и тьмы в их бесконечном взаимодействии и противоборстве. Как притягателен в своем насмешливом всесилии главный искуситель - в золотом камзоле, в шляпе с петушиным пером, с задрапированным копытом на ноге, отчего он слегка хромает! Но и спутник его, Фауст, под стать - теперь он молод, красив, полон сил и желаний. Он отведал зелья, сваренного ведьмой, после чего кровь его закипела. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизни и стремлении к высшему счастью.
Какие же соблазны приготовил бесстрашному экспериментатору его хромоногий компаньон? Вот первое искушение. Оно зовется Маргарита, или Гретхен, ей идет пятнадцатый год, и она
чиста и невинна, как дитя. Она выросла в убогом городке, где у колодца кумушки судачат обо всех. Они с матерью похоронили отца. Брат служит в армии, а младшая сестренка, которую Гретхен вынянчила, недавно умерла. В доме нет служанки, поэтому все домашние и садовые дела на ее плечах. "Зато как сладок съеденный кусок, как дорог отдых и как сон глубок!" Эту вот бесхитростную душу суждено было смутить премудрому
Фаусту. Встретив девушку на улице, он вспыхнул к ней безумной страстью. Сводник-дьявол немедленно предложил свои услуги - и вот уже Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Мефистофель подначивает Фауста довести дело до конца, и тот не может противиться этому. Он встречается с Маргаритой в саду. Можно лишь догадываться, какой вихрь бушует в ее груди, как безмерно чувство, если она - до того сама праведность, кротость и послушание - не просто отдается Фаусту, но и усыпляет строгую мать по его совету, чтобы та не помешала свиданиям.
Почему так влечет Фауста именно эта простолюдинка! Наивная, юная и неискушенная? Может быть, с ней он обретет ощущение земной красоты, добра и истины, к которому прежде стремился? При всей своей неопытности Маргарита наделена душевной зоркостью и правдивостью. Она сразу различает в Мефистофеле посланца зла и томится в его обществе, "О, чуткость ангельских догадок!" - роняет Фауст.
Любовь дарит им ослепительное блаженство, но она же вызывает цепь несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо ее окна, столкнулся с парой "ухажеров" и немедленно бросился драться с ними. Мефистофель не отступил и обнажил шпагу. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в этот бой и заколол брата возлюбленной. Умирая, Валентин проклял гулящую сестру, предав ее всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о дальнейших ее бедах. Он бежал от расплаты за убийство, поспешив из города вслед за своим вожатым. А что же Маргарита? Оказывается, она своими руками невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья. Позже она родила дочку, и утопила ее в реке, спасаясь от мирского гнева. Кара не миновала ее - брошенная возлюбленная, заклейменная как блудница и убийца, она заточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.
Ее любимый далеко. Нет, не в ее объятиях он попросил мгновенье повременить. Сейчас вместе с неотлучным Мефистофелем он мчится во. мраке - скоро на горе в Вальпургиеву ночь начинается шабаш ведьм. Вокруг героя царит истинная вакханалия - мимо проносятся ведьмы, перекликаются бесы, кикиморы и черти, все объято разгулом, дразнящей стихией порока и блуда. Фауст не испытывает страха веред кишащей повсюду нечистью, которая являет себя во всем многоголосом откровении бесстыдства. Это захватывающий дух бал сатаны. И вот уже Фауст выбирает здесь красотку помоложе, с которой пускается в пляс. Он оставляет ее лишь тогда, когда из ее рта неожиданно выпрыгивает розовая мышь. "Благодари, что мышка не сера, и не горюй об этом так глубоко", - снисходительно замечает на его жалобу Мефистофель.
Однако Фауст не слушает его. В одной из теней он угадывает Маргариту. Он видит ее заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет. Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает: разве не сам Фауст явился ее соблазнителем и палачом? Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему, наконец, усыпить стражников и проникнуть в тюрьму. Вскочив па коней, двое заговорщиков несутся назад в город. Их сопровождают ведьмы, чующие скорую смерть на эшафоте.
Испившая все беспредельное унижение публичного позора и страдания от совершенных ею грехов, Маргарита лишилась рассудка. Простоволосая, босая, она поет в заточении детские песенки и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста она не узнает его и съеживается на подстилке. Он в отчаянье слушает ее безумные речи. Она лепечет что-то о загубленном младенце, умоляет не вести ее под топор, Фауст бросается перед девушкой на колени, зовет ее по имени, разбивает ее цепи. Наконец она сознает, что перед нею друг. "Ушам поверить я не смею, где он? Скорей к нему на шею! Скорей, скорей к нему на грудь! Сквозь мрак темницы неутешный, сквозь пламя адской тьмы кромешной и улюлюканье и вой..."
Она не верит своему счастью, тому, что спасена. Фауст лихорадочно торопит ее покинуть темницу и бежать. Но Маргарита медлит, жалобно просит приласкать ее, упрекает, что он отвык от нее, "разучился целоваться". Фауст снова теребит ее и заклинает поспешить. Она говорит Фаусту, что нет хуже участи, чем "шататься с совестью больной", и отказывается покинуть темницу. Фауст порывается остаться с нею, но девушка гонит его. Появившийся в дверях Мефистофель торопит Фауста, они покидают тюрьму, оставляя Маргариту одну. Перед уходом Мефистофель бросает, что Маргарита осуждена на муки как грешница. Однако голос свыше поправляет его: "Спасена". Предпочтя мученическую смерть, Божий суд и искреннее рас-
каяние побегу, девушка спасла свою душу. Она отказалась от услуг дьявола.
В начале второй части мы застаем Фауста, забывшегося на зеленом лугу в тревожном сне. Летучие лесные духи дарят покой и забвение его истерзанной угрызениями совести душе. Через некоторое время он просыпается исцеленный, наблюдая восход солнца. Его первые слова обращены к ослепительному светилу. Теперь Фауст понимает, что несоразмерность цели и возможностей человека может уничтожить, как солнце, если смотреть на него в упор. Ему милей образ радуги, "которая игрою семицветной изменчивость возводит в постоянство". Обретя новые силы в единении с прекрасной природой, герой продолжает восхождение по крутой спирали опыта. На этот раз Мефистофель приводит Фауста к императорскому двору. В государстве, куда они попали, царит разлад из-за оскудения казны. Никто не знает, как поправить дело, кроме Мефистофеля, выдавшего себя за шута. Искуситель развивает план пополнения денежных запасов, который вскоре блестяще реализует. Он пускает в обращение ценные бумаги, залогом которых объявлено содержание земных недр. Дьявол уверяет, что в земле множество золота, которое рано или поздно будет найдено, и это покроет стоимость бумаг. Одураченное население охотно покупает акции, "и деньги потекли из кошелька к виноторговцу, в лавку мясника. Полмира запило, и у портного другая половина шьет обновы".
Мефистофель между тем вручает ему волшебный ключ, дающий возможность проникнуть в мир языческих богов и героев. Фауст зрит Париса и Елену, олицетворяющих мужскую и женскую красоту. Слепящую красоту Елены он сравнивает с хлынувшим потоком сиянья. "Как мир мне дорог, как впервые полон, влекущ, доподлинен, неизглаголан!" Однако его стремление удержать Елену не дает результата. Образ расплывается и исчезает, раздается взрыв, Фауст падает наземь.
Теперь он одержим идеей найти прекрасную Елену. Его ждет долгий путь сквозь толщи эпох. Этот путь пролегает через его бывшую рабочую лабораторию, куда перенес его в забытьи Мефистофель.
Усердный Вагнер, дожидаясь возвращения учителя, занят созданьем в колбе искусственного человека, твердо полагая, что "прежнее детей прижитье - для нас нелепость, сданная в архив". На глазах усмехающегося Мефистофеля из колбы рождается Гомункул, страдающий от двойственности собственной природы.
Когда, наконец, упорный Фауст разыщет прекрасную Елену и соединится с нею, и у них родится ребенок, отмеченный гениальностью - Гёте вложил в его образ черты Байрона, -контраст между этим прекрасным плодом живой любви и несчастным Гомункулом выявится с особой силой. Однако прекрасный Эвфорион, сын Фауста и Елены, недолго проживет на земле. Его манят борьба и вызов стихиям. "Я не зритель посторонний, а участник битв земных", заявляет он родителям. Он уносится ввысь и исчезает, оставляя в воздухе светящийся след. Елена обнимает на прощанье Фауста и замечает: "На мне сбывается решенье старое, что счастье с красотой не уживается...". В руках у Фауста остаются лишь ее одежды - телесное исчезает, словно знаменуя недолговечность красоты.
Мефистофель в семимильных сапогах возвращает героя из гармоничной языческой античности в родное средневековье.Он предлагает Фаусту различные варианты того, как добиться славы и признания, однако тот отвергает их и рассказывает о собственном плане. С воздуха он заметил большой кусок суши, которую ежегодно затопляет морской прилив, лишая землю плодородия. Фаустом владеет идея построить плотину, чтобы "любой ценою у пучины кусок земли отвоевать". Мефистофель, однако, возражает, что пока надо помочь императору, который после обмана с ценными бумагами, пожив немного всласть, оказался перед угрозою потери трона. Фауст и Мефистофель возглавляют военную операцию против врагов императора и одерживают блестящую победу.
Теперь Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного замысла, однако ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков - Филемона и Бавкиды. Упрямые старики не желают менять свое жилище, хотя Фауст и предложил им другой кров. Он в раздраженном нетерпении просит дьявола помочь справиться с упрямцами. В результате несчастную чету - а вместе с ними и заглянувшего к ним гостя-странника - постигает безжалостная расправа. Мефистофель со стражниками убивают гостя, старики умирают от потрясения, а хижина занимается пламенем от случайной искры. Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: "Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам!"
Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Все его стремления сосредоточены теперь в достижении мечты о плотине. Фауста ждет еще
один удар - он слепнет. Его объемлет ночная тьма. Однако он различает стук лопат, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия - он понимает, что заветная цель уже близка. Герой начинает отдавать лихорадочные команды: "Вставайте на работу дружным скопом! Рассыпьтесь цепью, где я укажу. Кирки, лопаты, тачки землекопам! Выравнивайте вал по чертежу!"
Незрячему Фаусту невдомек, что Мефистофель сыграл с ним коварную шутку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу. Фауст произносит сокровенные слова о том, что он переживет свой высший миг и что "народ свободный на земле свободной "..представляются ему такой грандиозной картиной, что он мог бы остановить это мгновенье.
Немедленно жизнь покидает его. Он падает. Мефистофель предвкушает момент, когда по праву завладеет его душой. Но в последнюю минуту ангелы уносят душу Фауста прямо под носом дьявола. Впервые Мефистофелю изменяет самообладание, он неистовствует и проклинает сам себя.
Душа Фауста спасена, а значит, его жизнь в конечном счете оправдана. За гранью земного существования его душа встречается с душой Гретхен, которая становится его проводником в ином мире.

Начинается трагедия с посвящения, в котором автор вспоминает годы своей юности. Он вспомнил свою первую любовь, первые свидания. Приходят в его видения и добрые друзья, среди них и те, у кого жизнь сложилась хорошо, и те кто "исторгнут и обманут фортуной" В следующем театральном посвящении ведется спор между Директором театра, поэтом и комиком. Они обсуждают какова роль театра в обществе.

Поэт уверен, что этот вид искусства дарован самим богом и на нем нельзя спекулировать. Ведь это чувства людей, переживания. Директор напрочь не согласен с этим. Для него существует лишь техническая сторона, он предлагает собеседником использовать все блага театра, чтоб привлечь в него как можно больше людей. Директор уверен в том, что многие придут сюда не ощутить духовные чувства, а так, для развлечения. Потолкаться в толпе, переварить спокойно сидя на стуле обед, и иногда засмеяться. Поэту дано задание придумать в кратчайшие сроки, что - нибудь именно такое, что привлечёт сюда многих. Но он не согласен с этим, ведь его работа - тонко чувствовать, пропустить переживания через себя. А тут ещё и комик подбрасывает идею, что в работу нужно срочно вставлять шутки, ведь это главное для театральной постановки.

В прологе "На небесах" ведутся разговоры Господа со своими архангелами. Они рассказывают о том, что жизнь на земле идёт своим чередом. Бушуют моря, кружится Земля и светит солнце. Один Мефистофель не согласен с этим. Он говорит о том, что перед его глазами стоят одни мучения людей, которые не знают как проявить себя в этой жизни. Бог рассказывает ему о докторе Фаусте, о его духовных поисках.

Между Мефистофелем и Всевышнем как будто складывается пари о том, что и таких, как Фауст можно склонить на сторону зла, разврата и обмана. И вот перед нами сам Фауст. Он не доволен своими познаниями. Ему непонятно для чего он учил столько разнообразных наук, ведь они не удовлетворили его жажды познать неизвестное. Теперь его влечет черная магия. На нее он возлагает последние надежды. Но снова не получив ожидаемого, он решает выпить чашу с ядом. Веселье людей, которые отмечают Воскресение Христово отвлекает доктора.

В этот момент читатель знакомится с Вагнером, учеником Фауста. Учитель считает его слегка неспособным к наукам, он порядком поднадоел герою. Поэтому, когда на горизонте появляется Мефистофель в образе способного студента, Фауст от него просто без ума.Но это позже. А сейчас Вагнер с учителем прогуливаются по городу. В третьей сцене описан колорит народных гуляний. Молодые парни заглядываются на девушек. Те кокетничают с ними. Крестьяне старшего возраста прогуливаются на площади. Все рады видеть Фауста, относятся к нему с большим уважением, ведь он очень талантливый доктор. Самого его это не прельщает и он с Вагнером возвращается в свой дом.

На его пороге возникает собака пудель, которая вскоре превращается в Мефистофеля. В четвертой и пятой главах в кабинете Фауста происходит его знакомство с нечистой силой. Доктор подписывает договор с сатаной. Отдаёт ему свою душу, в обмен на понимание всех прелестей жизни. Фауст снова молод, красив, полон сил и надежд. На расписном плаще самого черта он летит к новой жизни. Договор скреплён кровью, и если доктор решит попросить Мефистофеля остановить мгновение, то навсегда попадет в его сети. Далее представлены сцены, где доктор вращается во всевозможных распутных кругах, кабаки, выпивка. Встречи с нечистой силой, ведьмы, странные зверообразные помощники дьявола.

Подходит черед первого блаженства. Молодая девушка Маргарита, которую Фауст начинает прельщать всевозможными подарками сладостными речами. Брат девушки решает отомстить за поруганную честь сестры, но сатана убивает его. Они вместе с доктором убегают из города. Маргарита отравляет свою мать, а новорожденную дочь топит в реке. Сама она теперь ждёт приговора в кандалах в темнице. А Фауст летит на бал сатаны на гору Брокен, ведь скоро Вальпургиева ночь. Гора кишит всевозможной нечистью, но наш герой уже привык такому окружению. Внезапно, в одной из теней доктор узнаёт Маргариту. С Мефистофелем он летит в темницу, чтобы предотвратить её смерть. Но она хоть уже и не в здравом уме, но силу зла отвергает.

2 часть

Вторая часть начинается тем, что Фауст спит на прекрасном лугу, возле него поют эльфы. Герои уже при дворе одного из императоров. Императорская казна скудеет и в стране все тяжелее. Мефистофель притворяется шутом. Им предложено ввести в обиход бумаги, которые рано или поздно дадут возможность людям обогатиться золотом из недр земли. Люди верят и отдают свои деньги в надежде получить намного больше. Развлечения, гуляния, балы. На них Фауст представлен чародеем. У него есть волшебный ключ, с помощью которого он может проникать в древние эпохи. На бал он приводит идеал человеческой красоты Елену и Париса. Фауст влюбляется в Елену.Но раздается внезапный взрыв и она пропадает. Теперь цель доктора найти ту, которая пленила его разум. В этот период Мефистофель возвращает Фауста в его мастерскую.

Но доктор рвётся сквозь эпохи, чтобы найти Елену. Это ему удаётся. У них рождается сын, который погибает молодым, и Елена так же улетает с сыном. Теперь Фаусту нужно помогать Мефистофелю защитить императора, у которого они когда-то гостили. А потом доктор хочет построить плотину для одного куска земли, что из-за постоянных подтоплений не плодородит. Но старики, которые живут на том месте, где хотят построить плотину, не желают оставлять эти земли.

Мефистофель жестоко их убивает. Доктор потрясен случившемся. Вот он снова стар, в своей мастерской. Его постигло горе - он ослеп. Но слух не подводит, он слышит звук лопат, стук молотка. Фауст уверен, что идёт работа по постройке плотины. Но это злые духи роют ему могилу. Доктор переосмыслил прожитое. Он говорит, что самое ценное, это свободные люди на свободной земле и он хочет чтоб так было вечно. В тот же миг он падает на землю. Его душа вылетает, но подхватывают её ангелы. Мефистофель проклинает сам себя. В ином мире Фауст встречает Маргариту, она стает его проводником в ином мире.

Своей трагедией автор хотел донести к читателю мысль о том, что все земные блага, которые причиняют боль окружающим людям, это больше зло. Ведь облегчать себе жизнь за счет других, это неправильно. Нужно добиваться всего честно и с уважением к людям.

  • Краткое содержание оперы Доницетти Лючия ди Ламмермур

    В саду Ранвенсвуд, принадлежащий лорду Энрико Аштону пикет военных вместе с Норманом разыскивали одного человека. Пока гвардия разыскивала человека

  • Краткое содержание Шмелев Как я стал писателем

    Данное произведение Шмелева можно назвать автобиографичным. В нем автор повествует читателям о том, каким образом взял свое начало его дар писателя. Причем вся эта информация представляется совершенно ненавязчиво в форме рассказа

  • Посвящение

    Произведение начинается размышлением поэта о страницах уже забытой им жизни. Художник вспоминает свою первую любовь и тяжести дружбы, умерших и тех, кто просто оставил след в его памяти.

    Пролог в театре

    Эта часть произведения далека от сути поэмы. В ней раскрывается проблема художественного искусства, из уст людей, приближенных к нему, а именно: Директора театра, Поэта и комический актер. На их совещании встает вопрос назначения искусства в жизни людей. Каждый из присутствующих имеет на это свою точку зрения: Директор хотел угодить всем зрителям своего театра, как бедноте, так и состоятельным; Поэт говорил, что толпа никчемный и не в способен понять гениальность его произведений; Комик считает, что всем необходимы хорошие шутки, поэтому его целью является развлечение людей.

    Пролог на небе

    «Пролог на небе» является завязкой поэмы. В этой части произведения поэт знакомит читателей с главным действующим лицом — Фаустом. Пролог начинается разговором Господа, архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила, а затем к ним присоединяется и Мефистофель. Они воспевают величие творения Бога, подчеркивают волшебные детали природы, которые невозможно постичь. Хвалу архангелов перебивает Мефистофель. Он уверяет Господа, Вселенная не является идеальным и рассказывает о грехах и муки, происходящих на Земле. Между ними завязывается спор. В доказательство праведности людей Господь приводит пример Фауста. Бог уверен, что его раб верно ему. В ответ Мефистофель гарантирует, что сможет соблазнить его всеми земными радостями, которые заставят мужчину перестать быть образцом старательного и верного служителя. Бог принимает предложение, потому что считает Фауста несокрушимым. К тому же, эти трудности только помогут мужчине выйти из глухой бездны. Мефистофель отмечает: если Фауст признает себя удовлетворенным новой жизнью, то он займет его душу в свое распоряжение. Господь соглашается, и с этого момента начинается настоящая борьба добра и зла в жизни человека.

    Часть 1

    Ночь

    Фауст в одиночестве обдумывает знания, он получил в течение жизни. На склоне лет он, ученый, врач, философ и богослов, но это для него не имело никакого значения. Фауст считает, что он как дураком был, так и остался. Хотя он и был умнее многих своих коллег, однако не почувствовал за всю жизнь настоящего счастья. Фауст прибегает к гаданию и вызывающий духов. Их разговор стуком в дверь прерывает Вагнер (помощник ученого). Они ведут долгий разговор о философии и смысл от получения знаний.

    У городских ворот

    Город, где находился Фауст, было охвачено веселым настроением. Все жители отмечали праздник и Фауст с учениками ни были исключением. Мужчина пользовался уважением среди населения, так и он, и его отец были врачами и, несмотря на тяжесть болезни, всегда помогали людям. Именно поэтому простые мещане и крестьяне кланялись и уступали ему дорогу. Вагнер настаивал, чтобы его учитель гордился такой любовью и доброжелательностью народа, но это признание не делало Фауста счастливым. Он рассказывает товарищ, что в его теле живет два человека: «..одна пылкая и несется к земле, а другая — за облака, готова вырваться из тела». Во время прогулки Фауст замечает странного черного пса, в котором он видит оборотня, но слова Вагнера о том, что это обычная животное успокаивают человека. Он решил забрать собаку себе.

    Кабинет Фауста

    Когда Фауст пришел домой, то сразу взялся за работу — перевод Нового Завета на немецкий язык. На первом же этапе работы у него возникла проблема с толкованием слова «логос» (в переводе с греческого означало «слово») и отрывке из Евангелия: «Сначала было слово». Фауст подставлял разные варианты и пришел к выводу, что лучше всего подходит «дело», потому что для человека оно было важнее всего.

    Работу прерывает все тот же пес, поэтому Фауст пытается выгнать его из кабинета. Вдруг обычная животное вырастает в ширину и в высоту и вскоре превращается в Мефистофеля, который в глазах ученого возникает студентом. Удивленный мужчина спросил имя парня и в ответ услышал, что он Дух отрицания, который привык желать всем зла, творя добро. Это существо привыкла смеяться человеческих слабостей, поэтому наносит мелкую вред, однако мучительную.

    Мефистофель стремится соблазнить ученого малыми жизненными радостями. Он вызывает духов, которые поют о человеческих развлечения (гуляния, песни, танцы, поцелуи, небо и траву), при этом дополняя выступление танцем. Во время него ученый засыпает и Мефистофель исчезает.

    Кабинет Фауста (2)

    Сцена начинается с появления Мефистофеля в праздничной одежде. Он уверяет Фауста, что такой наряд вместе с весельем лишат его вечной тоски. Но Фауст отказывается, уверяя Мефистофеля, это не вылечит его от печали, которая станет его спутницей до самой смерти. Дух пытается убедить мужа, что сможет его лишить скуки и ставит условие. Она заключалась в том, Мефистофель заберет его душу, если человек настолько увлечется блаженной мгновенно, что попросит остановить время. Ученый соглашается и подписывает соглашение между ним и Дьяволом кровью. По этому договору Мефистофель обязуется выполнять все желания Фауста до определенного момента, время наступления которой зависит только от мужчины. После подписания ученый с Дьяволом окунулись в путешествие на волшебном плаще последнего.

    Подвал Ауэрбаха в Лейпциге

    Фауст и Мефистофель попадают в шумную компанию. Дьявол демонстрирует ученому, как люди могут развлекаться: для них каждый день выдается праздником, отсутствуют заботы, существуют только веселье.

    Кухня ведьмы

    Теперь же путешественники попадают на кухню к ведьме. Фауст не понимает, как старая может ему помочь стать снова молодым, но Мефистофель уверяет, что лучше нее это не сделает никто. После небольшого промежутка времени, проведенного в компании зверей ведьмы, появляется и сама недовольна старая. Она сначала не узнает Мефистофеля и угрожает расправиться с ними, но тот приводит ее в чувство и она берется. Начинается ритуал, по окончании которого, Фауст снова молодой.

    Улица

    Фауст встречает на улице красивую девушку по имени Маргарита. Ей около четырнадцати лет, она девственница и безгрешный. Фаусту понравилась девушка, и он спросил ее, может провести ее домой, на что получил грубую отказ. Маргарита идет, после чего мужчина просит Мефистофеля помочь ему завоевать женщину, на что тот соглашается.

    Вечер

    Фауст и Мефистофель попадают в комнату Маргариты и решают соблазнить очаровательную девушку подарком, который оставляют в шкафу. Когда девушка вернулась домой и начала переодеваться, то заметила новые вещи, которые сразу начала примерить.

    Прогулка

    Мефистофель с ужасом прибегает к Фаусту и рассказывает, что священник отобрал у Маргариты украшения, которые они подарили недавно. Маргарита не сопротивлялась и молча отдала браслеты, броши, кольца. Сама же она по ночам с ума сходит от догадок, от кого этот подарок. Фауст предписывает Рафаэлю пробраться к соседке и отобрать украшения.

    Дом соседки

    Дьявол приходит к соседке Маргариты, вместе с ней примеряла уже новые, подаренные украшения. Он рассказывает Марти о ее мертвого мужа, но эта длинная история является лишь поводом завести разговор и организовать Фауста и Гретхен (немецкий вариант имени Маргарита). Девушка спрашивает о свидетельстве, которое бы было доказательством правдивости его слов. Мефистофель объясняет, что оно у его товарища Фауста. После этого Дьявол назначил встречу, куда пригласил и Маргариту.

    Улица

    Мефистофель рассказывает Фаусту, что все идет так, как они и планировали. Оставалось только подделать свидетельство и человек соглашается, хотя ему неприятна такая ложь.

    Сад

    Фауст гуляет с любимым по улице, а позади них идут Мефистофель с Мартой. Маргарита рассказывает мужу о погибшем отце; о матери, которая недавно выздоровела; брата, который служит в армии; сестру, за которой она ухаживала, но и уже отошла в мир иной. Фауст был захвачен простотой, поэтому признается ей в своих чувствах, но она вырывается из его объятий и убегает. Мужчина не мог прийти в себя от такого поведения любимого и поспешил ее догнать.

    Беседка

    Маргарита скрылась в беседке, и муж ее нашел. Они обнимаются и обмениваются поцелуями, но их нежные чувства были прерваны стуком в дверь Мефистофеля и Марты. Соседка указывает на поздний час и они с девушкой идут домой.

    Лесная пещера

    Фауст рассказывает Рафаэлю о его искреннюю любовь, и Дьявол уверяет его, что в мире есть и счастливые мгновения.

    Комната Гретхен

    Маргарита в одиночестве мечтает о встрече с Фаустом. Она влюбилась в него и весь его разум охватили воспоминания об их вечер. Гретхен более всего желает занять его, а остальное ее не волнует.

    Сад Марты

    Фауст и Маргарита снова встречаются в саду Марты. Девушка осуждает любимого в том, что он не верит в Бога. Такой вывод он сделал из того, что он давно не был в церкви и совсем не молится. Фауст убеждает Маргариту в обратном, но она осталась непреклонной. Девушка интересуется лицом Мефистофеля, который кажется ей хитрым и злым. Наступает позднее время и Маргарите время идти, но Фауст хочет встретиться с ней снова ночью. Мужчина просит девушку дать ее матери снотворное, на что влюблена без памяти Маргарита соглашается.

    У колодца

    Лизхен рассказывает Маргарите историю о непослушные девчонка, которое подверглось любви и проигнорировало свою честь. Подруга осуждает такое поведение, и Гретхен начала бояться оказаться на ее месте.

    У городской стены

    Маргарита дала матери слишком много снотворного, и мамочка не проснулась. Девушка корит себя за такой поступок и горько тоскует по умершей.

    Ночь. Улица перед домом Гретхен

    Брат Маргариты Валентин возвращается со службы, узнав о смерти матери и роман сестры с Фаустом. Мужчины встречаются и решают спор поединком на мечах. Фауст убивает Валентина и вместе с Мефистофелем они убегают. Через крики толпы Гретхен выходит на улицу и видит своего раненого брата. Мужчина позвал сестру к себе и напоследок сказал, что она нанесла ему больше боли, чем меч, его убил.

    Собор

    Маргарита в соборе, а позади нее злой дух, который осуждает девушку и рассказывает о наказании, которое ее ждет. Гретхен стало плохо: ее смущает звук органа, не хватает воздуха — она потеряла сознание.

    Вальпургиева ночь

    Фауст и Мефистофель, убегая из города из-за убийства Валентина, попадают в горы Гарда. Там они встречают мифическое существо — Блуждающий Огонек. По преданию он заводит путешественников в глухую местность, где они блуждают до самой смерти. Но для Мефистофеля он выступает как помощник и помогает товарищам перейти через заколдованные горы. Впоследствии путешественники натыкаются на ведьмин шабаш с бесчисленным количеством причудливых существ. Во время веселья перед Фаустом возникает ведения, в котором к нему приходит очаровательная Маргариту. Человек соскучился по любимой и чувствовал сильную вину боли, нанесенный девушке за убийства брата.

    Пасмурный день. Поле.

    Фауст рассказывает Рафаэлю, что Маргарита теперь в тюрьме. Он обвиняет духа в отвлечении его весельем от мрачной реальности. Фауст предписывает Рафаэлю спасти девушку, но тот отказывается, обосновывая это тем, что девушка там через него, поэтому человек и должен идти на помощь любимой сам.

    Ночь в поле

    Фауст и Мефистофель намерены спасти Маргариту, а потому немедленно летят к ней на «воронье копьях».

    Тюрьма

    Мефистофель усыпляет охранников и Фауст пробирается в камеру, где находится Маргарита. Когда он приблизился к месту назначения, то услышал пение девушки от имени ее умершего ребенка. Маргарита убила дочь, которую родила от Фауста, чтобы избежать позора. Она начала сходить с ума и сначала не узнает любимого. Когда человек напоминает об их прошлом, то память девушки начала оживать. Маргарита не спешит выбираться и просит Фауста спасти их ребенка. Девушке кажется, что дочь иногда выныривает из болота, тогда ее и можно взять за руку. Маргарита также попросила Фауста выкопать три могилы: для матери, брата, и них с ребенком. Фауст просит пойти вместе с ним, но девушка желает смерти, потому что не верит, что сможет еще когда ощутить минуты счастья. Мефистофель уверяет, что эти попытки тщетны и она обречена на мучения, но голос с небес сообщил: «Спасенная».

    Часть 2

    Акт 1

    Фауст лежит в живописной местности. Он, истощенный и усталый, не может забыть Маргариту. В воздухе летает волшебный дух Ариэль, который предписывает эльфам облегчить страдания человека, ибо только после забвения прошлого становится возможным новую жизнь.

    Между тем в императорском дворе на смену умершему королевском шут приходит Мефистофель. Он никому не нравится, но правителю пришлось по душе его подхалимство. Мефистофель предлагает императору новую идею. Он уверяет короля, вокруг его владений спрятано немало сокровищ, поэтому найдя все, ему удастся стать богатым. Тогда правитель сможет сделать бумажные деньги, не подкрепленные золотом, на смену обычным и отдать свои долги. Императору проект нравится, но он обращается к астрологу за советом. Под влиянием Рафаэля ученый указывает на очень хорошее положение планет, является позитивным знаком для короля. Правитель на радостях устраивает карнавал.

    В императорском дворе начинается маскарад. Все одеты в причудливые костюмы, и Фауст с Мефистофелем ни были исключением. Увлекшись весельем, человек начинает пожар, но благодаря волшебству на дворец опускаются облака, начинается сильный дождь, который гасит огонь. Фауст и Мефистофель стояли на коленях перед императором, и правитель не держал на них зла, потому что во дворец приходят хорошие новости — все долги погашены, страна процветает. Император благодарит Мефистофелю и назначает его на должность хранителя государственных недр. Дух соглашается, после чего король приказывает следить за ним. Появляется старый шут, которому Мефистофель дает новые фальшивые деньги и приказывает купить себе имение и никогда не появляться при дворе.

    Фауст просит Мефистофеля вызвать духа Елены Троянской и ее похитителя Париса, потому что император, у которого теперь много денег, пообещал показать спектакль с участием мифических персонажей. Дьявол отказывается и посылает Фауста в царство матерей. Мужчина пробирается туда вызывает духов, но вдруг исчезает, чем вызывает беспокойство у Мефистофеля.

    Император требует от Дьявола обещанную представление, но Фауст до сих пор не вернулся. Мефистофель пытается отвлечь зрителей, поэтому берется помочь каждому (лечить обморожения, вывести веснушки и т.д.).

    Фауст возвращается из царства Матерей с духами Париса и Елены, поэтому сразу же начинается представление. Человек вызывает духов на сцену, но зрители, не понимая, что это иллюзия, воспринимают эти искусно созданные образы живых людей. Дамы восхищаются красотой юноши, а мужчины высмеивают его. С Еленой все же наоборот: дамы смеются из ее недостатков, а мужчины восхищаются ее неземной красотой.

    Акт 2

    После долгого путешествия Фауст возвращается к своей тесной комнаты. Все эти годы двери были заперты, а потому все осталось без изменений. Мефистофель, надев плащ Фауста, встретил Фамулус (помощника Вагнера). Он рассказал, что бывший приятель мужа теперь занимает его место. Он называет доктора Вагнера образцом скромности, много лет ожидает возвращения своего великого учителя. Он держал в неприкосновенности кабинет Фауста, а сейчас он на пороге большого научного открытия, поэтому ведет уединенный образ жизни.

    Мефистофель посещает лабораторию Вагнера, где ученый занят созданием в колбе человека (Гомункулы). Существо напоминает своему создателю, чтобы он ненароком не разбил стекло, но несмотря на предостережения, емкость выскальзывает из рук мужчины. Гомункул летает над Фаустом и вслух рассказывает его сны: много обнаженных женщин и между ними волшебная Елена. Существо опасается, что человек, вернувшись из мира снов в реальность, умрет от тоски в мрачной лаборатории. Он предлагает Рафаэлю бежать из Фаустом в какие-либо более соответствующие его мировоззрения пределы, обещая приурочить это перемещение классической Вальпургиевой ночи.

    Фарсальськи поля. Темнота. Фауст блуждает по Греции в поисках высшего воплощение красоты — Елены. Ступив на землю, его силу забрал бог Антей и владел ею все время, пока человек касался поверхности. Путешествуя Фауст встречает много богов. Они уверяют его, что Елена принесет ему только страдания. В конце путешествия Гомункул становится человеком.

    Акт 3

    Перед дворцом Менелая в Спарте с помощью магии царица Елена была возрождена в тот момент, который соответствует возвращению в дом ее мужа после разгрома Трои. Мефистофель, переодевшись в старую служанку, рассказывает, что Менелай — ее муж, приказал приготовить к его приезду чем и жертвенник. Он решил убить Елену за все те беды, которые ее красота принесла ему и его воинам. Царица решает бежать в прекрасный средневековый замок, где ее будет ждать Фауст.

    Фауст в одежде рыцаря встречает Елену. Он уважительно признается ей в любви и женщина становится его женой. Вскоре Фауст и его армия отражают атаку войска Менелая, который хотел забрать Елену. Супруги жили в полном согласии, и вскоре у них рождается сын — Эвфорион. Он быстро вырос и впоследствии стал воином. После того, как сын Фауста прыгает со скалы, его тело и Елена отправляются в царство мертвых. В руках Фауста остается ее платье, которое превращается в облако и вносит его.

    Облако переносит Фауста в горной местности. Теперь он понимает, что абсолютный идеал недостижим и он теперь хочет власти, богатства и уважения. С помощью Мефистофеля Фауст хитростью стал правителем в ближайшем царстве. Дьявол намерена осушить берега, чтобы создать на них плодородные земли. За это приходится платить Папе Римскому.

    На берегу моря стоит хижина «идеального супружества» — старых Филемон и Бавкида. Со всех сторон ее осаждает «густолистий сад». Это — плод деятельности Фауста и Мефистофеля по осушению прибрежных земель. К супругам заходит Путешественник, которого они много лет назад спасли от гибели. Они рассказывают ему, что Фауст строит на берегу моря новый дворец и намерен выселить супругов, потому что их хата мешает дальнейшему строительству.

    Фауст, сильно постаревший, ходит по большому загородном саду на берегу широкого и прямого канала. Мужчина сильно раздражен длительными распри со старыми Филемон и Бавкида. Он хочет во что добавить к своим владениям их кусок земли и снести хижину. Мефистофель, что теперь во главе богатого торгового флота, возвращается к Фаусту. Мужчина спрашивает у него совета по этому поводу, на что Дьявол обещает все уладить, договориться со старыми о переселении в новый дом с помощью магии и внушения.

    Часовой Линкей видит с башни, в лесу вокруг дома Филемона и Бавкиды виднеются искры, начинается сильный пожар. Охранник молится, чтобы старые успели убежать. Прибывший Мефистофель говорит, что они не открыли ему, когда он стучал к ним в дверь, и с помощниками они сломали их и начали выносить вещи. Владельцы дома из страха «выпустили дух». Их гость, Странник, сопротивлялся и был убит. От искры начался пожар, во время которой трупы сгорели. Фауст проклинает Мефистофеля: он хотел решить дело миром, а не насилием. Человек чувствует свою вину за гибель людей старых.

    Перед Фаустом появляются четыре духа: Недостатка, Вины, Заботы и Потребности. Забота ослепляет его и теперь он перестает видеть. Мефистофель выступает как смотритель строительных работ, которыми руководит слепой Фауст. Рабочие роют НЕ траншею, как распоряжался человек, а его могилу.

    Фауст умирает. Рабочие подхватывают его и кладут на землю. Мефистофель частично признает свое поражение: Фауст хотел удержать мгновение, которое он так и не смог подарить. И Дьявол намерен бороться за душу человека.

    Мефистофель и рабочие ждут, когда душа Фауста вырвется из тела, чтобы схватить ее и предъявить договор, подписанный кровью. Неожиданно на мертвого проливается лучезарный свет, исходящий сверху — небесное воинство, которое прилетело за его душой. Ангелы постепенно занимают все пространство, а Мефистофель с чертями отступают. Даже Дьявол увлекается светлыми созданиями, мало не изменив своим «наследственным основам». Ангелы поднимаются до небес, неся бессмертную сущность Фауста. Мефистофель пеняет на себя, ведь человек спасен.

    (Трагедия, ч.1-я - 1808, ч. 2-я - 1882)
    Трагедия начинается с трех вступительных текстов. Сначала лирическое посвящение друзьям молодости, с кем автор был связан в начале работы над \"Фаустом\" и кто уже умер или находится вдали. \"Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опять припоминаю благодарно\".
    Затем следует \"Театральное вступление\", в котором Директор театра, Поэт и Комически]! актер обсуждают проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечному назначению? Как соединить истинную поэзию и успех? Директор дает совет решительнее приступать к делу и добавляет, что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра. \"В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад\".
    В \"Прологе на небе\" обсуждается проблема \"небес, земли и ада\", затем она развивается, в действие вступают уже Господь, архангелы и Мефистофель. Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики - \"К тебе попал я, Боже, на прием...\" - словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и \"наиусерднейшего\" раба. Мефистофель соглашается, что \"этот эскулап\" \"и рвется в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звезд в награду и лучших наслаждений у земли\", - отмечая противоречивую, двойственную натуру ученого. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его
    в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и \"жрать прах от башмака\". Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
    Фауст же, о котором заключен этот спор, проводит ночь без сна в тесной готической комнате со сводчатым потолком. В этой рабочей келье за долгие годы упорного труда он постиг всю земную премудрость. Затем он дерзнул посягнуть на тайны сверхъестественных явлений, обратился к магии и алхимии. Однако вместо удовлетворения на склоне лет он чувствует лишь душевную пустоту и боль от тщеты содеянного. \"Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком\" - так начинает он свой первый монолог. Необыкновенный по силе и глубине ум Фауста отмечен бесстрашием перед истиной. Он не обольщается иллюзиями и потому с беспощадностью видит, сколь ограничены возможности знания, как несоизмеримы загадки мирозданья и природы с плодами научного опыта. Ему смешны похвалы помощника Вагнера. Этот педант готов прилежно грызть гранит науки и корпеть над пергаментами, не задумываясь над краеугольными проблемами, мучающими Фауста. \"Всю прелесть чар рассеет этот скучный, несносный, ограниченный школяр!\" - в сердцах говорит о Вагнере ученый. Когда Вагнер в самонадеянной глупости изрекает, что человек дорос до того, чтоб знать ответ на все свои загадки, раздраженный Фауст прекращает беседу.
    Оставшись один, ученый вновь погружается в состояние мрачной безысходности. Горечь от осознания того, что жизнь прошла в прахе пустых занятий, среди книжных полок, склянок и реторт, приводят Фауста к страшному решению - он готов выпить яд, чтобы покончить с земной долей и слиться со вселенной. Но в тот миг, когда он подносит к губам отравленный бокал, раздается колокольный звон и хоровое пение. Идет ночь святой Пасхи. Благовест спасает Фауста от самоубийства. \"Я возвращен земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья!\"
    Наутро вдвоем с Вагнером они вливаются в толпу праздничного народа. Все окрестные жители почитают Фауста: и он сам, и его отец без устали лечили людей, спасая их от тяжких болезней. Врача не пугала пи моровая язва, ни чума, он, не дрогнув, входил в зараженный барак. Теперь простые горожане и крестьяне кланяются ему и уступают дорогу. Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг. На прогулке к ним прибивается черный пудель, которого Фауст затем приводит к себе домой. Стремясь побороть безволье и упадок духа, овладевшие им, герой принимается за перевод Нового Завета, отвергая несколько вариантов начальной строки, он останавливается на толкование греческого \"логос\" как \"дело\", а не \"слово\", убеждаясь: \"В начале было дело\", - стих гласит\". Однако собака отвлекает его от занятий. И, наконец, она оборачивается Мефистофелем, который в первый раз предстает перед Фаустом в одежде странствующего студента.
    На настороженный вопрос хозяина об имени гость отвечает, что он \"часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла\". Новый собеседник в отличие от унылого Вагнера ровня Фаусту по уму и по силе прозрения. Гость снисходительно и едко посмеивается над слабостями человеческой природы, над людским уделом, словно проникая в самую сердцевину терзаний Фауста. Заинтриговав ученого и воспользовавшись его дремотой, Мефистофель исчезает. В следующий раз он появляется нарядно одетым и сразу предлагает Фаусту рассеять тоску. Он уговаривает старого отшельника облечься в яркое платье и в этой \"одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота\". Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить мгновенье, то он станет добычей Мефистофеля, его рабом. Они скрепляют сделку кровью и отправляются в странствия - прямо по воздуху, на широком плаще Мефистофеля.
    Декорациями этой трагедии служат земля, небо и ад, ее режиссеры - Бог и дьявол, а их ассистенты - многочисленные духи и ангелы, ведьмы и бесы, представители света и тьмы в их бесконечном взаимодействии и противоборстве. Как притягателен в своем насмешливом всесилии главный искуситель - в золотом камзоле, в шляпе с петушиным пером, с задрапированным копытом на ноге, отчего он слегка хромает! Но и спутник его, Фауст, под стать - теперь он молод, красив, полон сил и желаний. Он отведал зелья, сваренного ведьмой, после чего кровь его закипела. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизни и стремлении к высшему счастью.
    Какие же соблазны приготовил бесстрашному экспериментатору его хромоногий компаньон? Вот первое искушение. Оно зовется Маргарита, или Гретхен, ей идет пятнадцатый год, и она
    чиста и невинна, как дитя. Она выросла в убогом городке, где у колодца кумушки судачат обо всех. Они с матерью похоронили отца. Брат служит в армии, а младшая сестренка, которую Гретхен вынянчила, недавно умерла. В доме нет служанки, поэтому все домашние и садовые дела на ее плечах. \"Зато как сладок съеденный кусок, как дорог отдых и как сон глубок!\" Эту вот бесхитростную душу суждено было смутить премудрому
    Фаусту. Встретив девушку на улице, он вспыхнул к ней безумной страстью. Сводник-дьявол немедленно предложил свои услуги - и вот уже Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Мефистофель подначивает Фауста довести дело до конца, и тот не может противиться этому. Он встречается с Маргаритой в саду. Можно лишь догадываться, какой вихрь бушует в ее груди, как безмерно чувство, если она - до того сама праведность, кротость и послушание - не просто отдается Фаусту, но и усыпляет строгую мать по его совету, чтобы та не помешала свиданиям.
    Почему так влечет Фауста именно эта простолюдинка! Наивная, юная и неискушенная? Может быть, с ней он обретет ощущение земной красоты, добра и истины, к которому прежде стремился? При всей своей неопытности Маргарита наделена душевной зоркостью и правдивостью. Она сразу различает в Мефистофеле посланца зла и томится в его обществе, \"О, чуткость ангельских догадок!\" - роняет Фауст.
    Любовь дарит им ослепительное блаженство, но она же вызывает цепь несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо ее окна, столкнулся с парой \"ухажеров\" и немедленно бросился драться с ними. Мефистофель не отступил и обнажил шпагу. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в этот бой и заколол брата возлюбленной. Умирая, Валентин проклял гулящую сестру, предав ее всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о дальнейших ее бедах. Он бежал от расплаты за убийство, поспешив из города вслед за своим вожатым. А что же Маргарита? Оказывается, она своими руками невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья. Позже она родила дочку, и утопила ее в реке, спасаясь от мирского гнева. Кара не миновала ее - брошенная возлюбленная, заклейменная как блудница и убийца, она заточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.
    Ее любимый далеко. Нет, не в ее объятиях он попросил мгновенье повременить. Сейчас вместе с неотлучным Мефистофелем он мчится во. мраке - скоро на горе в Вальпургиеву ночь начинается шабаш ведьм. Вокруг героя царит истинная вакханалия - мимо проносятся ведьмы, перекликаются бесы, кикиморы и черти, все объято разгулом, дразнящей стихией порока и блуда. Фауст не испытывает страха веред кишащей повсюду нечистью, которая являет себя во всем многоголосом откровении бесстыдства. Это захватывающий дух бал сатаны. И вот уже Фауст выбирает здесь красотку помоложе, с которой пускается в пляс. Он оставляет ее лишь тогда, когда из ее рта неожиданно выпрыгивает розовая мышь. \"Благодари, что мышка не сера, и не горюй об этом так глубоко\", - снисходительно замечает на его жалобу Мефистофель.
    Однако Фауст не слушает его. В одной из теней он угадывает Маргариту. Он видит ее заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет. Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает: разве не сам Фауст явился ее соблазнителем и палачом? Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему, наконец, усыпить стражников и проникнуть в тюрьму.

    Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

    История создания

    Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

    Описание произведения

    Открывают произведение три вступления:

    • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
    • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
    • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

    Часть первая

    Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

    Часть вторая

    Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

    Главные герои

    Фауст

    Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

    (На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

    Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

    Маргарита

    Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

    Анализ произведения

    Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

    (Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

    Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

    Итоговый вывод

    «Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.