Ремонт Дизайн Мебель

Блог «Умные мелочи. «Апостол Федоров апостол 1564

В 1564 г. в Москве начинает свою работу первая типография в стране. Под руководством печатника Ивана Федорова подготавливается к печати и издается Апостол - часть Нового Завета, включающая Деяния святых апостолов и 21 апостольское послание (полное название книги: «Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания»). Оригинальный шрифт, 48 заставок, 22 инициала и другие оформительские элементы образовали собственный стиль, названный старопечатным. Вероятно, было отпечатано 1-1,5 тыс. экземпляров Апостола, до наших дней дошло около 60.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля)… В 1565-1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г.А. Ходкевича. Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол… Первопечатник обращается к новому ремеслу - «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г.

Такова краткая событийная канва жизни Ивана Федорова, скорее, напоминающей судьбы западноевропейских гуманистов, переходивших от одного мецената к другому, чем жизненный путь древнерусского книжника. Иван Федоров был не только организатором книгопечатания в Москве и на Украине, не только издателем полиграфически совершенных книг, он был и замечательным мастером слова. Памятниками его писательского искусства служат послесловия к осуществленным им изданиям. С одной стороны, эти послесловия продолжают традиции древнерусских послесловий к рукописным книгам и писцовых записей на рукописных кодексах. С другой стороны, эти сочинения Ивана Федорова (а большинство исследователей склоняется к тому, что они принадлежат перу самого первопечатника) заложили основы совершенно особого жанра - послесловия к печатной книге (послесловиями была снабжена большая часть продукции Московского Печатного двора), с присущим ему лаконизмом, особым формуляром и т. д.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К АПОСТОЛУ

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте - в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников - дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу - Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси - Апостол 1564 г. говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства. М.Н. Тихомиров в своей статье о начале книгопечатания в России подтверждает это сообщение свидетельством писцовых книг Свияжска 1565-1567 гг. (Свияжск - город на другом от Казани берегу Волги). В Успенском Свияжском монастыре в это время было: «Евангелье печатное в десть на бумаге... пятеры псалмы в полдесть печатных». М.Н.Тихомиров отождествляет эти книги с одним из так называемых безвыходных Евангелий и Псалтырью, которые были посланы в пределы «новопросвещеннаго» Казанского царства.

В середине XVI в. в монастырях и церквах Московского государства был объявлен сбор книг для новооснованных церквей и монастырей Казанской епархии - об этом свидетельствуют II Новгородская летопись, записные и переписные книги монастырей. Новгородская II летопись под 1555-м годом сообщает: «И того лета по всем монастырем новгороцким сбирали денги на владыку Казанскаго на Гурья, да и книги имали по манастырем, Апостолы и Евангелия, и четьи - в Казань».

Это подтверждает важность сформулированной в послесловии Апостола первой причины заведения книгопечатания. Такие факты свидетельствуют и о том, что московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись).

Федоров Иван Федорович - основатель русского книгопечатания в России и на Украине. Учился в университете в г. Кракове. В юности (1530-1550) жил и работал на Украине, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). Предположительно, именно там узнал о типографском деле.

По приезду в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария. В Москве Иван получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле и вскоре принимал участие в работе комиссии по "исправлению" церковных книг (устранению разночтений). Стремление начать в столице издание книг было вызвано острой потребностью в установлении разночтений в имеющейся канонической литературе, распространением по церквям и монастырям страны выверенных канонических текстов. Второй причиной было стремление предотвратить распространение с запада униатства, поставить преграду католической экспансии на Восток. Необходим был лишь человек, способный технически осуществить эти задачи.

В Москве Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой Анонимной типографии, созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.). До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения (Печатная Триодь , два Евангелия ) но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров еще найдено не было.

В 1553 по приказу царя в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). При участии митрополита Макария в связи с приближавшимся открытием типографии начали "изыскивати мастерства печатных книг". По просьбе русского царя король Дании послал в Москву мастера печатаного дела, но был ли этот мастер связан с И. Федоровым, осталось неизвестным. Так или иначе, но типографию возглавил не иностранец, а Иван Федоров, взявший в 1563 в подручные неких Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 "хитрыи мастеры печатному делу" Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой - Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол ). Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская печатная богослужебная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины 16 века.

Вслед за Деяниями св. Апостолов Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 - два издания Часовника (Часослова ), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.

Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание Апостола обычно начинался после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков (их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле). Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова - митрополит Макарий умер в 1563, первопечатники остались без покровительства. В 1566 в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", - записал позже И. Федоров.

Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В 1569 Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 "московский печатник" организовал уже собственную типографию и в 1574 сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и на Украине. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой - Азбука , по его словам - "для пользы русского народа". (Единственный экземпляр Азбуки И. Федорова обнаружен в 1939, ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета).

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой - князя Константина Острожского - устроить новую типографию в главном городе его владений - Остроге на Волыни. Около 1578 по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1578-1581 издал тут второе издание Азбуки , напечатал Новый завет с Псалтырью . Здесь же Иваном Федоровым была издана знаменитая Острожская Библия - первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

5 декабря 1583 И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1977 здесь был открыт музей Иванова Федорова. В 1990 монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали. Знаменитый мастер умер в полной нищете. Все имущество ушло на погашение многочисленных долгов. На могиле великого сына Русской земли была поставлена надгробная плита. В центре её высечен книжный знак печатника. Ниже надпись: "Друкарь книг пред тем невиданных".

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова - памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника - инициалами "И.Ф.". Отличительная особенность книг Федорова - наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

В 1909 году в центре Москвы, где в 16 веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин)

книгопечатание федоров апостол россия

Это - первая точно датированная русская печатная книга. Ученые установили, что и до «Апостола» 1564 г. в Москве работал типографский станок. Мастерскую, в которой он стоял, называют анонимной. На книгах, вышедших отсюда, не указано кто, где и когда их печатал. «Апостол» же завершен послесловием, в котором приведены сведения, называемые нами сегодня «выходными». Русское книгопечатание впервые во весь голос заявило о своем существовании.

«Апостол» 1564 г. редкой книгой не назовешь. Сегодня известно 62 экземпляра. И едва ли не каждый год находятся новые. Каким тиражом напечатана книга, мы не знаем. Сведения о тираже впервые появились в «Апостоле», напечатанном в 1597 г. учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей. «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят»,- сказано в послесловии книги. Условия, в которых веками хранились «Апостолы» 1564 и 1597 гг., были примерно одинаковы. Издание 1597 г. известно в 26 экземплярах. Поэтому мы можем предположить, что тираж первой, точно датированной московской печатной книги превышал 2000, а может быть, и 3000 экземпляров.

С первенцем Ивана Федорова можно ныне познакомиться в библиотеках Москвы и Ленинграда, Киева и Львова, Новосибирска и Риги, Вашингтона и Дублина, Лондона и Праги...

«Апостол» 1564 г. - памятник прекрасного полиграфического искусства, которым Иван Федоров владел, можно сказать, в совершенстве. Все здесь продумано, выверено.

Книга отпечатана «в лист». Это значит, что с каждой стороны бумажного листа размещено по две полосы. Фальцевали листы в один сгиб.

С определенностью установить формат издания сейчас трудно, ибо все сохранившиеся до наших дней экземпляры многократно переплетали и при этом, конечно, обрезали с трех сторон. Член-корреспондент Академии наук СССР А. А. Сидоров, в свое время изучавший «Апостол», установил, что его формат находится в пределах 1774-181x2724-283 мм. Формат полосы набора - 119×204 мм. Здесь уже сведения точные, ибо выключка в книгах первопечатника - хорошая.

Формат полосы набора приведен без учета подстрочных и надстрочных отсылок и индексации, вынесенной на поля. Если учитывать и эти тексты, печатавшиеся краской - киноварью, окажется, как писал А. А. Сидоров, что «Апостол» 1564 г. построен по правильному и четкому кратному отношению 3:2 (максимальная высота набора 21 см, ширина 14 см). Это близко к так называемому золотому сечению - гармонической взаимосвязи отрезков линий, площадей и объемов, о которой говорил Леонардо да Винчи.

«Апостол». Москва. 1564

В строгой продуманности пропорций и в совершенстве полиграфической техники кроется секрет того удивительного впечатления гармонии и стройности, которое производит книга.

Книжный блок «Апостола» 1564 г. составлен из 34 тетрадей, в каждой из которых по 8 листов, или по 16 страниц. Исключение - первая и последняя тетради, насчитывающие по 6 листов. Общее же количество листов -268. На первых шести из них фолиации нет. Остальные же перенумерованы кирилловской цифирью. Напомним читателю, что каждая буква кириллицы имела и численное значение: «аз» означал 1, «веди» -2, «глаголь» -3 и т.д.

Сигнатуры (нумерации тетрадей) в «Апостоле» 1564 г. нет. Но Иван Федоров превосходно понимал значение сигнатуры для обеспечения правильности подборки тетрадей. Любопытно, что малоформатные издания первопечатника сигнатуры имеют. Быть может, он нумеровал тетради и крупноформатных изданий, но ставил числа на самом краю листов и при переплете их обрезали.

Богато и своеобразно художественное убранство «Апостола» 1564 г., включающее фронтиспис, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок, 22 инициала -с 5 досок, 24 строки вязи. Думая об оформлении своего первенца, Иван Федоров во многом следовал традиции, сложившейся в древнерусских рукописных мастерских. Именно здесь был создан тот удивительно красивый стиль орнаментики, который впоследствии назвали «старопечатным». Ученые думали, что в рукописные книги он пришел из печатных. Но было все наоборот.

Заставка вообще характерна для византийских, сербских, древнерусских рукописей. В западноевропейской книге мы этот важный элемент художественного убранства не найдем. Заставка старопечатного стиля представляет собой удлиненный по горизонтали прямоугольник с навершиями и украшениями по углам, выступающими за пределы строгой геометрической формы. Композиционный центр заставки - черно-белое «клеймо», вписанное в узорное обрамление, играющее всеми цветами радуги.

Все элементы художественного убранства «Апостола» 1564 г. выполнены в технике ксилографии, или обрезной гравюры на дереве. Передать узорное многоцветье обрамления рукописных заставок этим способом можно, но исключительно трудно. Для этого число форм должно соответствовать количеству цветов. Важной технической проблемой, которую вряд ли мог решить в ту пору Иван Федоров, становится приводка. Поэтому типограф взял за основу своих заставок черно-белые клейма, рисунок которых, как доказали ученые, восходил к гравированному на меди алфавиту прописных букв немецко-нидерланд- ского мастера XV в. Израэля ван Мекенема.

Первая книга Ивана Федорова положила начало новому стилю орнаментики, который в XVI - первой половине XVII вв. господствовал в русской книге.

Концовки в наших древних рукописях не встречались. Иван Федоров попробовал было ввести концовки на страницы «Апостола», но потом передумал, решил следовать традиции. Из 62 сохранившихся до наших дней экземпляров издания 1564 г. концовку, завершающую лист 81, удалось обнаружить лишь в четырех.

Много писали искусствоведы о фронтисписе «Апостола». Изображен на нем один из легендарных авторов книги - апостол Лука. Он сидит на низкой скамеечке, на коленях у него книга. Перед Лукой - высокий пюпитр, на котором мы видим раскрытый свиток, подставку-горку для письма, чернильницу с гусиным пером. Фигура заключена в декоративное обрамление из триумфальной арки с полуциркульным сводом. Колонны с пышными капителями поддерживают горизонтальное перекрытие, на котором стоит ваза с цветами.

Ученые установили, что рисунок рамки напоминает арку с гравюр немецкого мастера Эргарда

Шена, работавшего в первой половине XVI в. Иван Федоров значительно переработал композицию оригинала, приблизив ее к отечественной традиции.

Изображение Луки, видимо, вставлялось в обрамление. Если изображение это мы больше никогда не встретим, то доску, с которой отпечатана рамка, Ивам Федоров сохранит и впоследствии будет использовать во Львове и Остроге. Рисунок рамки станет популярным, его будут копировать польские и литовские мастера.

Нужно сказать и о полиграфической технике «Апостола» 1564 г. В книге много красного цвета, который Иван Федоров использует для выделения отдельных текстов. Он учитывал и то, что второй цвет делает книгу нарядной, праздничной. Наш первый типограф печатал методом двухпрогонной печати с одной формы. При наборе под литеры, которые следовало воспроизвести красным, подкладывался пробельный материал. При этом литеры несколько поднимались над основным набором. На приподнятые участки наносили киноварь и накладывали сверху лист бумаги. Затем «красный» набор удаляли, оставляя подкладки. Форму набивали черной краской и притискивали к ней красный оттиск.

Любопытен прием так называемого слепого тиснения, при котором некоторые участки формы заполняли не пробельным материалом, но литерами, краску на которые не наносили. На оттиске эти литеры образовывали рельефный узор.

«Апо́стол» – богослужебная книга, включающая в себя Деяния апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий апостола Павла. Как и Служебное Евангелие, текст Апостола разделен на зачала (разделение глав по смыслу), но счет зачал ведется для всех составных частей книги. Как и в Евангелии, здесь при каждом зачале стоят звездочки, а под чертой указываются дни и праздники, когда их следует читать.

Сказание святого Епифания, епископа Кипрского К Ефесеем послание святаго апостола Павла
Избрание седмидесяти апостол К Филипписием послание святаго апостола Павла
О чудесах святых апостол К Колосаем послание святаго апостола Павла
Надписание глав апостольских деяний К Солуняном первое послание святаго апостола Павла
Деяния святых апостол К Солуняном второе послание святаго апостола Павла
Соборное послание Иаковле К Тимофею первое послание святаго апостола Павла
Соборное послание первое святаго апостола Петра К Титу послание святаго апостола Павла
Соборное послание второе святаго апостола Петра К Филимону послание святаго апостола Павла
Соборное послание первое святаго апостола Иоанна Богослова Ко евреем послание святаго апостола Павла
Соборное послание второе святаго апостола Иоанна Богослова Сказание о антифонах и прокименах
Соборное послание третие святаго апостола Иоанна Богослова Соборник двунадесяти месяцей
Соборное послание Иудино Прокимени и аллилуарии воскреснии, Литургийнии, осми гласов
К Римлянам послание святаго апостола Павла Прокимени, аллилуарие и причастни дневнии
К Коринфяном первое послание святаго апостола Павла Прокимени, апостоли и аллилуарие, на всяку потребу различнии
К Коринфяном второе послание святаго апостола Павла Антифоны по вся дни
К Галатам послание святаго апостола Павла

Богослужебный «Апостол», помимо названных книг, содержит также собрание общих и воскресных прокимнов, прокимнов для особых служб (посвященных мученикам, пророкам и т. д.) и аллилуариев – отдельных стихов из Псалтири или других книг Священного Писания.

Чтение "Апостола" на богослужении

«Апостол» читается на Божественной Литургии Иоанна Златоуста в части, называемой Литургией оглашенных, после Трисвятого, перед чтением Евангелия. Перед чтением «Апостола» возглашаются один или два прокимна, а после чтения трижды произносится «Аллилуйя» и читаются аллилуарии.

Если "Апостол" читается из "Деяний апостолов", то он предваряется словами "Во дни оны...", если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом "Братие...", если из пастырских его посланий, то "Чадо Тимофее..." или "Чадо Тите...", если из Соборных посланий, то большей частью: "Возлюбленнии...", иногда "Братие..."

Во время чтения "Апостола" и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословение на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего апостол, лик (хор) и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святаго Духа, которая сходит в сердца молящихся, с благоговением слушающих слово Божие.

По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого "Апостола", но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь "Аллилуйя" надлежит возгласно и торжественно. Как перед чтением Апостола поется прокимен, так перед чтением Евангелия на Литургии поется "Аллилуйя". "Аллилуйя" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места как равный апостолам по благодати учительства.

Рукописные апостолы

Среди старейших сохранившихся старославянских рукописей несколько представляют собой "Апостол" или его фрагменты (Енинский, Охридский, Слепченский, Македонский, два Хлудовских «Апостола»).

Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из Апостола начали сперва делать выдержки, и сборники таких выдержек назывались праксапостолами . Только потом стали пополняться тексты и, подобно тетраевангелиям , появились целые Апостольские деяния.

Самыми древними и поэтому самыми важными в лингвистическом отношении памятниками этого рода служат следующие целые или отрывочные памятники: Охридский «Апостол», вывезенный В.И. Григоровичем из Охриды; большая часть его написана кирилловским, а небольшой отрывок – глаголическим письмом. Теперь он хранится в Румянцевском музее и состоит из 111 листов. Слепченский «Апостол»: 6 листов этой книги вывезены В.И. Григоровичем из Слепченского монастыря и находятся в Румянцевском музее. Македонский или Струшицкий «Апостол» написан позже предыдущих, вероятно, в начале XIII века. Он состоит из 83 листов, которые попали в Чешский музей в Праге.

Апостол – первая печатная книга

Богослужебный "Апостол" интересен также и тем, что стал первой русской печатной книгой . В 1553 году Иоанн Грозный приказал построить в Москве на Никольской улице особый дом для типографии, которая выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров, и что здесь он освоил отдельные полиграфические приемы, которые более нигде не применялись.

Именно «Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии самого митрополита Макария. Книга была напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Богатая орнаментика во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа.

Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» – около 1200 книг. 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, – обращался Федоров к читателям «Апостола, – если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...» «Апостол» – первая точно датированная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные; предполагают, что в обоих отношениях заслуга в этом принадлежит нашему первопечатнику. Первый печатный «Апостол» содержал 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных, формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000 экземпляров, до сегодняшнего дня сохранилось не менее 47 экземпляров.

Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Федорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Ивану Федорову принадлежит и первое издание «Апостола» на украинской земле (Львов, 1574 год).

Рукописные или печатные книги

Отношение к печатному делу и к «механическому» печатанию богослужебных книг вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание Апостола обычно начиналось после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков (их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле). Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий умер в 1563 году, первопечатники остались без покровительства. В 1566 году в их типографии произошел пожар (возможно, как следствие поджога), и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. «Зависть и ненависть нас от земли и Отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», – записал позже И. Федоров. Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В 1569 году Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х годов Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 году «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию и в 1574 году сумел переиздать "Апостол" в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию на Украине. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – "Азбука", по его словам, «для пользы русского народа». Единственный экземпляр Азбуки И. Федорова обнаруженный в 1939 году, ныне находится в библиотеке Гарвардского университета в США.

В 1909 году в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI в. находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сеогиевской Лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе. Богослужебная книга "Апостол" по сей день применяется при богослужении в храмах.

Апостол (от греческого apostolos - посланник) - часть Нового Завета, богослужебная книга Православной Церкви, которая включает в себя написанные евангелистом Лукой деяния апостолов, соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, 14 посланий апостола Павла и Апокалипсис. Считается, что славянский перевод Апостола выполнен Кириллом, Мефодием и их учениками.

В 1564 году Апостол был напечатан в Москве, став первой точно датированной русской печатной книгой. По европейским меркам она увидела свет довольно поздно - через 124 года после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка и устройства для отливки литер. К середине XVI столетия типографии существовали уже во многих крупных городах по всей Европе. Сам Иван Фёдоров в послесловии Апостола писал: «Начат помышляти, како бы изложити печатные книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех».

Это вовсе не означает, что попытки перенести типографское искусство Запада на российскую почву не предпринимались раньше. Документы сохранили несколько полных драматизма свидетельств о судьбах пионеров книгоиздания в России. В любекской хронике Реймара Кока 1556 года рассказывается о выходце из Магдебурга Бартоломее Гагане, отправившемся в Москву печатать книги на русском и латинском языках, но не сумевшем осуществить свой замысел, так как «русские у него всё отобрали, бросили его в воду и утопили». Никаких подтверждений этой истории обнаружить не удалось, но нельзя не признать, что она, даже если и вымышлена, весьма характерна для той эпохи. О другом иностранце, немце Гансе Шлигге, известно, что в 1547 году он был послан царём Иваном IV «искать в Германии художников для книжного дела». Среди завербованных предприимчивым саксонцем мастеров имелись печатник, переплётчик и гравёр, но никто из них в Россию не попал, так как на обратном нуги Шлигге задержали в Любеке и посадили в тюрьму. Однако сама повторяемость подобных неудач демонстрировала, что проблема назрела и требовала решения. Тому было много причин.

Присоединение к Москве новгородских, тверских, псковских и рязанских земель, укрепление централизованного русского государства, расширение его торговых связей с европейскими странами способствовали заметному культурному подъёму на Руси в XVI веке. В окружение Ивана Грозного, о котором современники говорили, что он «словесной премудростью богат», в разные годы входили учёный митрополит Макарий, высоко ценивший книги царский любимец Алексей Адашев, псковский монах старец Филофей, впервые выдвинувший и обосновавший идею «трегьего Рима», Максим Грек, в молодости изучавший книжное дело в Венеции, просвещённый протопоп Сильвестр, которому приписывают составление «Домостроя». Именно Сильвестра историки-книговеды называют организатором и владельцем первой московской так называемой «Анонимной» типографии, работавшей в 1553-1565 годах и выпустившей как минимум семь книг без указания выходных данных, места и года издания. Совершенно очевидно, что в Москве у Ивана Фёдорова были предшественники, но прорвать завесу анонимности, первым обрести профессиональное имя, а вместе с ним и благодарность потомков было суждено именно ему - дьякону церкви Николы Гостунского в Кремле.
О начале жизни Ивана Фёдорова знают немного. Предполагают, что родился он около 1510 года. Известно, что в 1532 году человек с таким именем получил в Краковском университете учёное звание бакалавра. Установлено также, что в 1550-х годах Иван Фёдоров уже находился в Москве. Достоверная его биография прослеживается лишь с момента появления на свет Апостола 1564 года.

История этого издания подробнейшим образом изучена и описана: над книгой работали сам Иван Фёдоров и ею ближайший помощник Пётр Мстиславец. Руководящая роль принадлежала Ивану Фёдорову: он организовывал весь издательский процесс, редактировал текст, писал послесловие, держал корректуры. Пётр Мстиславец был, скорее всего, техническим редактором, гравёром и типографом.

Уровень оформления и полиграфического исполнения Апостола специалисты единодушно оценивают как высокий для своего времени. Текст расположен обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. Завершающее Апостол послесловие Ивана Фёдорова учёные называют первым печатным публицистическим произведением в истории, применённая в процессе работы технология двухпрогонной раздельной печати текста киноварью и чёрной краской. Фронтиспис книги украшает изображение легендарною автора «Деяний апостолов» - евангелиста Луки. Гравюра искусно отпечатана с двух досок. Так что Апостол 1564 года важен не только как первая датированная книга в истории русского книгопечатания, но и как намят-ник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и на Руси, и далеко за её пределами.

Исследователи определяют тираж Апостола 1564 года по-разному - от 600 до 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках и музеях разных сгран хранится свыше 60 его экземпляров. Сведения эти не охватывают частные коллекции, однако можно смело утверждать, что и здесь речь может идти лишь о нескольких книгах.

Судьба новаторов и первопроходцев редко бывает лёгкой: через год после издания Апостола Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец вынуждены были уехать из Москвы в Литву. Как писал об этом сам Иван Фёдоров, такое решение они приняли «по причине великих преследований, но не от самого государя, а от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены».