Ремонт Дизайн Мебель

Совет народных комиссаров рсфср. Наркомы Октября. Что стало с членами первого правительства большевиков

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

"I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (ЧЕГО???)

Декрет

Об учреждении Совета Народных Комиссаров

Образовать для управления страной (какой???), впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральн. Исп. Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц:


  • Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) .

Народные Комиссары:


  • по внутренним делам — А. И. Рыков ;

  • земледелия — В. П. Милютин ;

  • труда — А. Г. Шляпников ;

  • по делам военным и морским — комитет, в составе: В. А. Авсеенко (Антонов) , Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко ;

  • по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин ;

  • народного просвещения — А. В. Луначарский ;

  • финансов — И. И. Скворцов (Степанов) ;

  • по делам иностранным — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) ;

  • юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) ;

  • по делам продовольствия — И. А. Теодорович ;

  • почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) ;

  • по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин) ;

Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным временно остается не замещенным."

Больше всего впечатляет слово: "страной", конечно, сразу после титула - депутатов неизвестно какой территории!

ВИКИ о СНК: "

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе будущего правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы — до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство .

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « », принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года . Декрет начинался словами:



Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания , временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.


Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года . Право образования СНК получил ВЦИК ; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.).

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет народных комиссаров РСФСР был преобразован в Совет министров РСФСР .

Законодательная база СНК РСФСР


  • управлении общими делами РСФСР

  • руководстве отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

    С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ."

СНК - это высший правительственный орган, осуществлявший исполнительную власть в Советской России с 1917 по 1946 год. Данная аббревиатура расшифровывается как Совет народных комиссаров, так как данное учреждение состояло из глав наркоматов. Данный орган существовал сначала в России, но после образования Советского Союза в 1922 году аналогичные образования были сформированы и в других республиках. На следующий год после окончания войны он был преобразован в Совет министров.

Возникновение

СНК - это правительство, которое изначально создавалось как временный орган из представителей крестьян, солдат и рабочих. Предполагалось, что оно должно было функционировать вплоть до созыва Учредительного собрания. Неизвестно происхождение названия термина. Существуют точки зрения, что оно было предложено либо Троцким, либо Лениным.

Большевики планировали его формирование еще до Октябрьского переворота. Они предложили левым эсерам войти в состав нового политического образования, однако те отказались, так же как меньшевики и правые эсеры, поэтому в результате было созвано однопартийное правительство. Однако после того, как Учредительное собрание было распущено, оказалось, оно стало постоянным. СНК - это орган, который формировался высшим законодательным учреждением страны - ВЦИКом.

Функции

В его ведение входило общее управление всеми делами нового государства. Оно могло издавать декреты, которые, впрочем, мог приостановить ВЦИК. Решения в этом органе управления принимались очень просто - большинством голосов. При этом на заседаниях присутствовал председатель упомянутого законодательного учреждения, а также члены правительства. СНК - это учреждение, в которое входило специальное отделение по управлению делами, подготавливающее вопросы для рассмотрения. Его штат был довольно внушителен - 135 человек.

Особенности

Юридически полномочия СНК были зафиксированы советской Конституцией 1918 года, где говорилось о том, что орган должен заниматься управлением общих дел в государстве, некоторыми отраслями.

Кроме того, в документе говорилось, что Совет народных комиссаров должен издавать законопроекты и постановления, необходимые для правильного функционирования государственной жизни в стране. ВЦИК контролировал все принятые постановления и, как уже говорилось выше, мог приостановить их действие. Всего было образовано 18 комиссариатов, главные из них были посвящены военным, иностранным и морским делам. Народный комиссар непосредственно ведал управлением и мог единолично принимать решения. После образования СССР Совет народных комиссаров стал выполнять не только исполнительные, но и распорядительные функции.

Состав

СНК РСФСР формировался в очень трудных условиях политических перемен и борьбы за власть. А. Луначарский, который занял пост первого наркома просвещения, утверждал, что его состав получился случайным. Большое влияние на его работу оказывал В. Ленин. Многие из его членов не были специалистами в тех областях, которые они должны были вести. В 1930-х годах очень многие члены правительства были репрессированы. По мнению специалистов, СНК состоял из представителей интеллигенции, в то время как большевистская партия заявляла о том, что этот орган должен быть рабочим и крестьянским.

Интересы пролетариата представляли всего два человека, что впоследствии дало повод для возникновения так называемой рабочей оппозиции, которая требовала представительства. Помимо упомянутых слоев в рабочую группу учреждения входили дворяне, мелкие чиновники, так называемые мелкобуржуазные элементы.

Вообще, национальный состав СНК до сих пор вызывает споры у ученых. Среди наиболее известных политиков, занимавших посты в этом органе, встречаются такие фамилии, как Троцкий, который занимался иностранными делами, Рыков (в его ведении находились внутренние дела молодого государства), а также Антонов-Овсеенко, который занимал пост наркома по военно-морским делам. Первый же председатель СНК - это Ленин.

Перемены

После образования нового советского государства произошли изменения и в данном органе. Из российского учреждения он превратился во всесоюзное правительство. Вместе с тем, его полномочия были распределены между союзными властями. На местах были созданы местные республиканские советы. В 1924 году российский и всесоюзный органы образовали единое управление по делам. В 1936 году данный орган управления был трансформирован в Совет министров, который выполнял ту же функцию, что СНК.

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства с до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК поручил и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено : Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
- Как назвать его? - рассуждал вслух . Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
- Совет Народных Комиссаров?
- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Которое использовалось до принятия Конституции РСФСР 1918 года .

С 1918 года образование Совета народных комиссаров РСФСР являлось прерогативой ВЦИК , а с 1937 года - Верховного совета РСФСР . Совнарком РСФСР формировался из народных комиссаров - руководителей народных комиссариатов (наркоматов) советской России - во главе с председателем Совнаркома РСФСР . Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках. [ ]

После образования СССР , в период между подписанием Договора об образовании СССР 29 декабря 1922 года и формированием Совета народных комиссаров СССР 6 июля 1923 года, Совнарком РСФСР временно исполнял функции правительства СССР.

«Немедленное создание... комиссии народных комиссаров... (м [инист] ры и т[овари]щи м [инист] ра»).

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе будущего правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство .

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « », принятым 27 октября 1917 года. Декрет начинался словами:

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания , временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.

Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года . Право образования СНК получил ВЦИК ; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР ).

Законом СССР от 15 марта 1946 г. и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет народных комиссаров РСФСР был преобразован в Совет министров РСФСР . 18 марта вышло последнее постановление правительства РСФСР с наименованием «Совет Народных Комиссаров» . 25 февраля 1947 года были внесены соответствующие изменения в Конституцию СССР, а 13 марта 1948 года и в Конституцию РСФСР.

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщал ВЦИК (ст. 39), который имел право приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст. 40).

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года :

При каждом народном комиссаре и под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК (ст. 44).

Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст. 45).

С образованием в декабре 1922 года СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 года и Конституцией РСФСР 1925 года . С этого момента состав СНК был изменён в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 республиканских народных комиссариатов:

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР (согласно информации СУ [расшифровать ] , 1924, № 70, ст. 691.).

С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имели единое Управление делами (по материалам ЦГАОР СССР ).

В состав СНК были включены также председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Вакантный пост народного комиссара по делам железнодорожным позже занял М. Т. Елизаров . 12 ноября в дополнение к Постановлению о создании СНК наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай , первая женщина-министр в мире. 19 ноября наркомом госконтроля был назначен Э. Э. Эссен .

Исторический первый состав Совнаркома сформировался в условиях жёсткой борьбы за власть. В связи с демаршем исполкома железнодорожного профсоюза Викжель , который не признал Октябрьскую революцию , и требовал формирование «однородного социалистического правительства » из представителей всех социалистических партий, пост наркомжелдора остался незамещённым. В дальнейшем, в январе 1918 года, большевикам удалось внести раскол в железнодорожный профсоюз, сформировав параллельный Викжелю исполком Викжедор , состоявший в основном из большевиков и левых эсеров. К марту 1918 сопротивление Викжеля было окончательно сломлено, а основные полномочия как Викжеля, так и Викжедора, переданы Наркомату путей сообщения.

Наркомат по военным и военно-морским делам был сформирован, как коллегия, в составе Антонов-Овсеенко, Крыленко, Дыбенко. На апрель 1918 года этот комитет фактически прекратил своё существование.

По воспоминаниям первого наркома просвещения Луначарского А. В. , первый состав Совнаркома был во многом случаен, а обсуждение списка сопровождалось комментариями Ленина: «если окажутся негодными - сумеем переменить». Как писал первый нарком юстиции, большевик Ломов (Оппоков Г. И.), его познания в юстиции включали себя главным образом детальные познания о царских тюрьмах с особенностями режима, «мы знали - где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством».

Многие наркомы первого состава Совета народных комиссаров Советской России были репрессированы в 1930-е годы.

Государственного призрения (с 26.4.1918 - Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

Национальный состав Совнаркома советской России до сих пор является предметом спекуляций.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов . Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене. Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун (областного объединения Советов ), активным проводником большевистского Декрета о печати .

И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов. В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность. Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь - «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В. , эстонцу, в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И. , в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А. , по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

Точно так же - возможно, не без «подражания» А. Р. Гоцу - способный к предвидению Троцкий настаивал, что Комментируя эту «позицию» Троцкого, его нынешний горячий поклонник В. З. Роговин стремится, в частности, убедить читателей в том, что Лев Давидович был-де лишен властолюбия, имел твердое намерение. Но эти рассуждения рассчитаны на совершенно простодушных людей, ибо ведь Троцкий никогда не отказывался от членства в ЦК и Политбюро, а член Политбюро стоял в иерархии власти несоизмеримо выше, чем любой нарком! И Троцкий, кстати сказать, не скрывал своего крайнего негодования, когда его в 1926 году «освободили от обязанностей члена Политбюро»…

«в первом революционном правительстве не должно быть ни одного еврея, поскольку в противном случае реакционная пропаганда станет изображать Октябрьскую революцию „еврейской революцией“…» «после переворота остаться вне правительства и… согласился занять правительственные посты лишь по настойчивому требованию ЦК»

В 2013 году, выступая по поводу коллекции Шнеерсона в московском Еврейском музее и Центре толерантности , президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что »

«Если отбросить домыслы лжеученых, умеющих находить еврейское происхождение у каждого революционера, то получится, что в первом составе Совета народных комиссаров (СНК) евреев было 8 %: из 16 его членов евреем был только Лев Троцкий. В правительстве РСФСР 1917-1922 гг. евреев было 12 % (шесть человек из 50). Если не говорить только о правительстве, то в ЦК РСДРП(б) накануне октября 1917 г. евреев было 20 % (6 из 30), а в первом составе политбюро ЦК РКП(б) - 40 % (3 из 7)».