Ремонт Дизайн Мебель

Евангелие от иоанна. Евангелие от иоанна Отход от веры

 1 «Мы теперь дети Божии». 4 «Рожденный от Бога не делает греха». 11 Любовь к братьям. 18 Заповедь Божия о любви.

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха.

6 Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.

8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

9 Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога.

10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,

12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей.

16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в том любовь Божия?

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;

20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.

21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,

22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Первое соборное послание апостола Иоанна, 3 глава

3:1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
Иоанн просит христиан обратить внимание на то, что любовь Бога к ним - безмерна, ибо Он разрешил нам называться и становиться ЕГО детьми по сути.Однако легко называться, да сложно БЫТЬ детьми Божьими по факту.
Но Бог верит в то, что мы не такие уж и никчемные, раз уж доверил нам СЕБЯ на земле представлять. Мир потому и не воспринимает христиан, что Бог для них – понятие неизвестное, ну а дети Его – слишком странные, чтобы принять их в свою мирскую «стаю».
И хорошо, что так. Точнее - ЕСЛИ так: если миру мы не нравимся, значит, есть шанс думать, что мы - Божьи. Хотя и не обязательно: есть исключения из правил, например, слабовольные и слабохарактерные личности - и миру не интересны.
Если же мир нас как своих с удовольствием принимает – значит, мы мирские и есть. А вот здесь - исключений из правил быть не может.

3:2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
И хотя мы уже сейчас, в мире несовершенства можем надеяться на то, чтобы сказать, что мы - дети Божьи, но какими мы станем детьми Божьими в полной мере - пока ещё не можем постичь, ещё не открыты нам эти чувствования настоящих детей Божьих.

Как, к примеру, мы не можем знать чувствования хирурга во время операции, если сами - работаем продавцами, так и ощущений детей Божьих, будучи грешниками – пока что испытать можем лишь в той мере, в которой сможем поступать праведно.

Помазанники, например, ещё в этом веке будут признаны детьми Божьими, значит, смогут ещё в смертном теле почувствовать себя сыновьями и дочерьми Отца небесного, взывая к Нему «Авва, Отче!» –Римл. 8:14,15. Остальные - в конце 1000 лет станут сынами Отцу своему –Откр.21:7.
Сейчас мы все можем точно знать, по крайней мере, вот что: когда мы прочувствуем усыновление, тогда и сможем полное подобие Отцу своему ПОЗНАТЬ, ибо станем на Него похожими во всём и увидим (постигнем), наконец, Его сущность (здесь не о зрительном вИдении Бога речь, а о ПОЗНАНИИ Его сущности через становление совершенными праведниками на деле).

3:3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
Тот, кто имеет эту надежду - когда-нибудь стать похожим на Отца, без сомнений будет стараться очищаться от земной шелухи грехов, ибо хочет стать похожим на Него, а Он – чист.

Глагол "очищает " здесь - в настоящем времени. Это означает, что тот, кто стремится стать Христовым, очищает себя каждый день и всегда от всей "грязи", что мир и дьявол стараются "прилепить" к духовным одеждам поступков христиан. К примеру, одев белую одежду на себя сегодня, попробуем её носить, не очищая, неделю хотя бы. Во что она превратится? Не трудно представить: она будет далека от бело цвета.

Так и христианин должен побеспокоиться о том, чтобы не эпизодически «подстирывать» свои поступки, а постоянно поступать правильно.

3:4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
Грех – это без -законие, нарушение закона Бога, поступки без Его законов. А потому всякий, кто делает грех - беззаконник в глазах Бога.

3:5,6 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

Здесь Иоанн продолжает речь о Боге и сообщает о явлении Бога на земле - посредством Христа. Бог исполнил Свой замысел по аннулированию грехов при помощи Христа, чтобы наши беззакония "занулить" (забрать от нас через искупление), а иначе - как бы мы могли называться детьми Отца, если в Нём – греха нет, а мы - были бы беззаконниками в Его глазах?

А потому, если мы претендуем на то, чтобы пребывать в Отце (быть с Ним подобными по сути) – то мы и согрешать не должны. А если согрешаем – то какие ж мы тогда подобия Его? Никакие: если согрешаем, значит, не познали Его, не поняли Его.

3:7,8 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить

Не слушайте никого, защищающего согрешения: тот только праведен, кто делает правду, кто старается быть праведным, как праведен Бог. Но кто позволяет себе согрешать осознанно - тот от дьявола, ибо запланировано согрешать - свойственно дьяволу с самого начала (мира человеческого).
Однако сын Божий именно для того и явился, чтобы разрушить дела дьявола - разрушить тот привычный ход и уклад жизни, в котором дьявол подчиняет своей воле всех и «наклоняет» всю землю так, чтобы все согрешали под натиском его пресса. Иисус на деле должен был показать, что не все поклонятся ему, что есть и дети Божьи на земле.

3:9 всякий, кто рождён от Бога – как понять рождение от Бога, если мы от родителей человеческих рождены?

Примерно так: кто от слова Божьего сознательно возродился к новой жизни, выбрав для себя путь Божий - не желает на физическом уровне сознательно жить во грехе и вольно согрешать, это неприятно ему, грех – отторгается рождённым от Бога и желание грешить - в нём не живёт, не планируется. Ибо семя Божье (дух Божий, слово Божье, понимание Божье) - пребывают в нём и не даёт ему возлюбить грех , как написано:
не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

И если какие-то приятные ощущения или блага - невозможно приобрести в веке этом праведными способами, то рождённый от Бога не станет нарушать Божьих принципов ради того, чтобы всё это получить.

Все прежние грехи такой христианин совершал в неведении, но когда узнал истину и понял, что ВСЁ, что из истины – это по сути ЕГО вИдение и ЕГО внутренние убеждения – то сразу начал жить иначе, в согласии со своим новым духовным рождением.
Подробнее о духовном РОЖДЕНИИ от БОГА и о том, в чём оно проявляется в рождённых – писали ответ на вопрос 4

3:10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Дети Бога и дети дьявола - сильно отличаются: любой, кто живёт во грехе и кому нравится такая жизнь – не может быть от Бога. Также и не любящий брата своего - тоже не от Бога, ибо Бог есть любовь.

3:11,12 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

Ибо для Божьих детей свойственно любить друг друга, о чём и благовествуется повсюду изначально. И не брать пример с Каина, который так «возлюбил» брата, что убил его из зависти к тому, что Авель был способен совершать добрые дела, а Каину делать добро - не нравилось, ему больше нравилось творить зло: вместо того, чтобы самому исправиться и стать лучше, он предпочёл избавиться от того, кто лучше него, решил свою проблему - по своему, не по Божьи.

Так, как Каин - Божьи дети не поступают. Ведь если мы – дети Божьи в потенциале, значит – мы братья и сёстры друг другу, ибо один у нас Отец.

Иисус сказал, чтобы мы возлюбили даже врагов. Возможно ли одинаково любить братьев и врагов? Любовь к братьям всё же отличается от любви к врагам: любовь к врагам основана больше на разуме и на надежде, что они в потенциале однажды могут найти путь Божий, полюбить его и обратиться. Потому с врагами мы хотя и дружбу не водим, но зла не желаем и проклятий на их голову не собираем.

А любовь к братьям, кроме разума - ещё и на теплых чувствах с единомыслием строится, ведь они нашли и полюбили нашего Отца так же как и мы, и так же, как и мы - стремятся жить по Его принципам, подчинять и усмирять себя под них. С братьями у нас много общего, есть, что разделить, есть, в чём порадоваться, от этого - и тёплые чувства появляются.

3:13-15 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

Не удивляйтесь, если живущие в мире - христиан ненавидят, ненависть для смертных безбожников – это норма. Мы же знаем, что если мы любим братьев и ненависти нет в нас - значит, нас оживили и из смертного состояния безбожников - мы стали живыми. Только духовно мёртвые любить не могут. Кто духовно ожил – тот способен любить.

А ненавидеть вообще никого не надо, даже врагов, ибо и Бог - в режиме их ожидания находится, где нет места ненависти:
Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб , но чтобы все пришли к покаянию -2Пет.3:9

И если врагов нам ненавидеть не надо, то уж любящих пути Бога и пути Его детей, которые, как и мы жертвуют многим, чтобы радовать Его - и тем паче:
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

3:16-18 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
Нам науку любви преподали в том, что Христос из любви к нам согласился принять мученическую смерть. И мы должны с таким же настроем жить.
Однако души полагать - это очень серьёзно и, в принципе, многие говорят, что готовы полагать, и иногда оно так и есть. Но чаще всего души полагать - от нас не требуется, а требуется гораздо меньшее, и в тоже время - гораздо большее, потому как на амбразуру кинуться грудью брата закрыть собою - это разовый подвиг, его совершить многие в порыве даже патриотизма готовы. А вот ПОСТОЯННО не обижать соверующих, не отравлять и не усложнять им жизнь, выслушивать и вникать в их проблемы, помогать им на деле физически, морально и материально изо дня в день и на протяжении всей своей жизни - на такой подвиг немногие бывают способны.

А теперь посудите сами: Христос жизнью за нас пожертвовал, а мы, например, брату своему в нужде помочь не хотим, вычисляем, сколько наших затрат на это уйдёт. Какие же мы тогда любящие Божьи, если даже материальным - жертвовать для братьев не хотим? А потому – не только на словах любить нужно, красиво о любви рассуждая, но и делом, помогая братьям в нуждах их.

17А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
Никак не пребывает. Главное не забывать о том, что красивые и правильные проповеди в Церквах/собраниях, а также изучение самой Библии - НЕ самоцель. ЦЕЛЬ всего этого - научиться делать добро , о котором узнаём из проповедей и Писания.

Приведём пример красивого отказа нуждающемуся - в собрании христиан:

брат – руководитель собрания, ремесленник, большой мастер в деле своём, завален работой. К нему приходит из дальнего села брат, которому негде работать и нечем семью кормить – просится в ученики, чтобы освоить эту же профессию и потом зарабатывать себе на хлеб самостоятельно. Отказ прозвучал красиво и вежливо: «я не могу взять тебя учеником, потому что тогда я потеряю радость»… и ни слова больше….

Итого: 18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною
красивые слова не могут заменить благих дел, и никакое многословие о христианской любви не заменит требующего определенного самопожертвования, доброго дела по отношению к нуждающемуся человеку (Баркли)

3:19,20 И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все.

Этот текст некоторые переводчики переводят в таком виде, (ПНМ, в том числе), что толкователи поясняют, что, дескать, ничего страшного в том, что наше сердце нас осуждает: Бог прощает всё и не осуждает нас и в этом можно быть уверенными, ибо Бог больше сердца нашего.

Всемирный Переводческий центр Так мы узнаем, что принадлежим истине , и даже когда наши сердца осуждают нас, мы всё же можем обрести мир перед Богом ибо Бог больше сердца нашего и знает всё.

ПНМ: И так мы узна"ем, что мы от истины , и уверим свои сердца в его одобрении , в чём бы наши сердца ни осуждали нас, потому что Бог больше нашего сердца и знает всё.

Кассиан По этому мы узнаем, что мы - от истины и успокоим пред Ним сердце наше, в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё.

РВ Кузнецовой: Вот как мы можем узнать, что мы принадлежим истине и успокоить свою совесть перед Ним, когда она уличает нас, потому что Бог больше, чем наша совесть, и знает все.

Однако контекст с 19 по 22 тексты включительно показывает иную картину с противопоставлением ЕСЛИ: у сердца христианина есть два варианта - оно либо осуждает нас (20 ) либо нет (21 )

Так вот, в связи с принадлежностью к истине (о чём, собственно, и пишет Иоанн) - есть верный признак проверить нас как детей Божьих и успокоиться этим: ЕСЛИ нас наше сердце в чём-то осуждает (то есть, нас мучает совесть), то это верный признак тому, что мы что-то сделали не то и Бог нами не доволен, ибо Он больше сердца нашего, стало быть - больше сердца нашего и согрешение наше увидит.

Именно возможность ориентироваться по совести и сами мучения совести - это и есть подтверждение тому, что мы – дети Божьи, находимся в истине сами и истина находится в нас, ибо согрешать не хотим; реакция обученной по истине совести помогает не сбиться с пути истины - детям Божьим.

Эту мысль более точно высказал Синодальный перевод, добавив смысловое «кольми паче » - «тем более »:

Синод. 19,20 И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог, тем более] , потому что Бог больше сердца нашего и знает все .
То есть, если даже наше крошечное сердце нас осуждает - это уже сигнал к тому, что Бог ТЕМ БОЛЕЕ заметит, что что-то - с нами не так. Если бы не сигналило совестливое сердце - не было бы у нас и возможности исправляться.

3:21,22 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

А
если сердце христианина не осуждает его – значит, нет преграды для общения с Богом, он может быть уверен, что Бог им доволен и его слышит, христианин может просить у Бога благословения и на дальнейшее служение в том, что в воле Его, и просить помощи по воле Его (не любые просьбы:Бог лучше знает, что и когда нам дать, и действительно ли нам нужно то, что мы просим у Него).

Эту мысль о том, что Бог слышит тех Своих служителей, чьё сердце не осуждает за беззакония - сказал ещё Давид:
Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь - Псал 65:18

Эту же мысль подтверждает и Синодальный вариант перевода 1Ин.3:21,22, что мы и рассматриваем .
Вот и выходит, что сердце, осуждающее христианина при нарушении Божьих заповедей и чутко реагирующее на искажения пути христианина- это та самая совесть, которая помогает ему не сбиться с истинного пути.

3:23,24 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.

А заповедь Его сводится к тому, чтобы мы верили в богоизбранность Христа, помнили о его примере высочайшей любви к Богу и к человечеству и сами любили друг друга НА ДЕЛЕ. Дух любви – это главное, что мы получили от Бога. Если любим, то в Нём и пребываем. Любовь и доброе отношение к людям отличает детей Божьих в этом мире.

1-Иоан. 3:1 . Автор послания только что говорил о том, как распознать факт рождения человека свыше по его поведению, а теперь он обращает внимание читателей на величие Божией любви, которая сделала это рождение возможным: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. В Библии слово "называться" обычно равносильно понятию "быть" (например, 1-Кор. 1:2, где выражение "призванным святым", судя по другим переводам, можно понимать как "названным святыми", т. е. действительно являющимися святыми). Верующие называются "детьми Божиими" потому, что они есть "рожденные (текна) от Отца".

Восприятие вещей, которое Иоанн доводит до сознания своих читателей, миру, однако, недоступно. Поскольку мир не познал Его (Бога или Христа), едва ли можно ожидать, чтобы он признал верующих Его детьми. Умение узнавать детей - это способность, данная исключительно христианам.

1-Иоан. 3:2-3 . Но даже и верующим она дана как способность духовного порядка. Хотя мы теперь дети Божии, мы не имеем никаких видимых физических признаков этого. Физическая перемена произойдет в нас только при втором пришествии Христа. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1-Кор. 15:52-54; Фил. 3:21). Эта перемена произойдет потому, что мы увидим Его, как Он есть.

Но и в ожидании этого события истина состоит в том, что всякий, имеющий сию надежду на Него (местоимение "Него", по-видимому, относится ко Христу - Источнику такой надежды), очищает себя, так как Он чист Представляется, что апостол продолжает тут мысль о рождении свыше. Каждый, кто возлагает свою надежду на Сына Божия, находится под воздействием внутреннего очищения, столь же полного, сколь полна собственная чистота Христа ("так как Он чист"). В этих стихах Иоанн подготавливает почву для заявления, которое ему предстоит сделать далее (1-Иоан. 3:6,9) - относительно того, что рождение свыше предполагает полное очищение от грехов.

1-Иоан. 3:4 . Тут автор послания пишет о грехе - как о чем-то прямо противоположном чистоте, о которой он говорил в 3 стихе: Всякий, делающий грех, делает я беззаконие (тен аномиан поиеи - "делает беззаконие"), и грех есть беззаконие (аномиа). Обычно в греческом Новом Завете слово аномиа употребляется в общем смысле, как в русском языке, к примеру, слово "зло"; однако, в эсхатологических контекстах "беззаконие" принимает особый смысловой оттенок (Матф. 7:23; 13:41; 24:12; 2-Фес. 2:7).

Видимо, и тут - вскоре после того, как он говорил об "антихристах", употребляет его в особом смысле Иоанн. Возможно - с целью уничтожающей характеристики греха. Как можно заключить из 1 Иоан. 3:7 "антихристы" относились ко греху снисходительно, и против этого-то и выступает апостол. Согрешая, человек делает зло; грех и есть зло, настаивает Иоанн. Нельзя относиться к нему легко, снисходительно.

1-Иоан. 3:5-6 . Тот факт, что грех - это серьезная вещь, автор послания подчеркивает следующими словами: Он (Христос) явился для того, чтобы взять грехи наши, и… в Нем нет греха. Через Боговоплощение в наш мир пришел Тот, Кто, будучи абсолютно безгрешен, имел целью устранить грех из жизни Своих последователей (Иоан. 1:29; Евр. 9:28а). Из того, что человек "пребывает" в некоей безгрешной Личности, логически следует, что он и сам должен стать безгрешным, так как его "я" перерождается в сторону освобождения от греха, и он получает новую природу.

Такой вывод неизбежно вытекает из данного текста Писания. Но, кажется, будто иной вывод напрашивается из следующего стиха: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Между прочим, в других переводах, в частности, в одном из английских, читаем: "Тот, кто живет в Нем, перестает грешить. Продолжающий грешить не видел Его" Широкое распространение получило объяснение этого стиха в том смысле, что верующий не будет грешить "по привычке", и что грех не может быть "образом жизни" христианина.

Однако в греческом тексте нет слов, которые можно было бы передать как "грешить по привычке" или "продолжать грешить". Эти фразы появились в переводных текстах на основании толкования грамматической формы настоящего времени в греческом языке, и в наши дни многие исследователи Нового Завета ставят их под сомнение.

Дело в том, что нигде более в Новом Завете не находится подтверждения тому, что настоящее время, само по себе, без дополнительных, поясняющих слов, может нести подобную смысловую нагрузку. Отсюда упомянутое толкование стиха 6, а также 1-Иоан. 3:9 - представляется несостоятельным. Иоанн не имеет в виду, что верующие могут стать абсолютно безгрешными, как не имеет в виду и того, что не достигшие совершенства христиане потеряют свое спасение. Подобное понимание противоречит ходу рассуждений Иоанна, да и всему Священному Писанию. Точка зрения автора послания - проста и недвусмысленна. Грех - это результат духовного невежества и слепоты по отношению к Богу: "всякий согрешающий не видел Его и не познал Его" (стих 6б).

Греху нет места там, где есть видение и познание Бога. Он не может быть составной частью "опыта пребывания" во Христе: "всякий, пребывающий в Нем, не согрешает" (стих 6а). Но хотя самое утверждение это не может быть поставлено под вопрос, возникает кажущееся несоответствие между ним и тем, что Иоанн говорил раньше, а именно, что верующий, настаивающий, будто не имеет греха, обманывает себя (1:8).

Возможно, решение этой проблемы следует искать в 3:3, где очищение человека, "имеющего… надежду на Него", уподобляется чистоте Христа ("так как Он чист"). Из этого следует, что в каком-то смысле жизнь, подвергшаяся духовному обновлению, - безгрешна в существе своем и основе. Для верующего греховное состояние - ненормально и неестественно; в своем развитии жизнь его устремляется прочь от греха.

Факт остается, однако, фактом: совершенно безгрешное существование недостижимо для христиан, пока они живут на земле. Следовательно, сказанное в 1:8,10 остается истиной, и все-таки противоречия тут нет. Возрожденный христианин продолжает бороться с воздействием на него плотских вожделений, одолевать которые он может только при помощи Духа Святого (Гал. 5:16-26).

Подтверждение этой точки зрения находим и у Павла. Собственная борьба с грехом позволила ему прийти к выводу: "Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7:20). Другими словами, Павел не воспринимал грех как некую органическую часть того, что было им на самом сокровенном уровне его внутреннего "я" (сравните Рим. 7:25). Ту же мысль имел он в виду, когда писал в Послании к Галатам: "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (2:20). Если лишь Христос живет в человеке, в Нем не остается места греху. До тех пор, пока верующий находится под действием Бога, грех бессилен по отношению к нему (толкование на 1-Иоан. 3:9).

1-Иоан. 3:7-8 . Эти стихи заставляют думать, что в доктринах "антихристов" царила путаница между понятиями греха и праведности. По-видимому, они сознательно жили во грехе, нимало об этом не беспокоясь, и в то же время утверждали, что ни в чем не виноваты, и поведение их - праведно. Против такого подхода к вещам и предостерегал Иоанн: Да не обольщает вас никто (греческое слово планао, переведенное на русский язык как "обольщает", а на английский - как "не сбивает с толку", встречается также в 2:26 и 1:8).

Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен (сравните 1:9; 2:1,29). Праведная природа рождает только праведность. Напротив: Кто делает грех, тот от диавола. Было бы ошибкой легко отнестись к этим словам. Любой грех, какого бы рода или степени он ни был, является по своей природе сатанинским. И это потому, что сначала диавол согрешил (сравните Иоан. 8:44). Грех происходит от диавола и соответствует постоянному его состоянию. Какой бы грех ни совершать - значит совершать нечто угодное диаволу.

И в то же время - препятствовать работе Сына Божиего, Который явился (сравните 1-Иоан. 3:5; Евр. 9:28б), чтобы разрушить дела диавола. Даже и самый маленький грех - помеха на пути Христовой работы. Верующие призваны побеждать "лукавого" (1-Иоан. 2:13-14), который здесь назван "диаволом", и не участвовать в его делах.

1-Иоан. 3:9 . Заявление это следует воспринимать так, как оно сформулировано: Всякий, рожденный от Бога (сравните 2:29; 4:7; 5:1,4,18) не делает греха именно по той причине, что семя Его пребывает в Нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. "Семя Его" или "семя Бога" - это Его природа, которая дается каждому верующему в момент его спасения (Иоан. 1:13; 2-Пет. 1:4). Смысл сказанного здесь в том, что дитя наследует природу своего Отца. Мысль о том, что безгрешный Отец может рождать детей, которые грешат, но немного, чужда автору Послания.

Как обычно, Иоанн прибегает к резким противопоставлениям. Любой грех - от диавола (1-Иоан. 3:8), корениться в новой природе христианина (в Божием семени) он не может, и поэтому дитя Божие не может грешить и не грешит. Объяснение здесь то-же самое, что и к стиху 6. "Новый человек" (Еф. 4:24; Кол. 3:10) - это новое совершенное творение.

Настаивая на этой истине, апостол Иоанн стремился развенчать ложное учение о грехе. Грех это то, что исходит от сатаны, и только от него. Исходить из того, что является обновленной природой христианина, он не может.

1-Иоан. 3:10а . Буквально эта фраза звучит так: "В том проявляют себя дети Божии и дети диавола" Слова "в том", вероятно, подразумевают все сказанное прежде. Резко противопоставляя друг другу грех и праведность, Иоанн предлагает простой способ выявления детей Божиих на основе их принципиального отличия от детей диавола.

Обратившись к русскому тексту, видим, что ключом к главной мысли автора является слово "узнаются"; мысль эта перекликается с теми, которые высказаны в стихах 2:29 и 3:1. Поскольку дитя Божие безгрешно по своей новой природе, то "проявить" или "выявить" себя через грех, подобно тому, кто рожден от диавола, оно не может, тогда как истинный характер неспасенного человека может быть "узнан" именно в совершаемом им грехе; христианин, согрешая, скорее скрывает, нежели "выявляет" свою подлинную суть. Если читатели сталкиваются с кем-то, действительно совершающим праведные дела, тогда, и только тогда, могут они оценивать его действия как результат рождения свыше (2:29) и видеть в них проявление любви Божией (3:1). Приведенное соображение крайне важно для понимания дальнейших суждений Иоанна.

В. Как проявляется любовь к братьям (3:10б-23)

На время апостол оставляет тему о рождении свыше, к которой снова возвратится только в 4:7. Назначение раздела, который начинается с этого места, - в определения праведности, в первую очередь в аспекте братской любви христиан друг к другу; а также в том, чтобы показать, каким образом такая любовь выражает себя.

1. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОВЬЮ (3:10б-15)

1-Иоан. 3:10б . Мысль, высказанную в начале 10-го стиха, правильнее было бы рассматривать не как имеющую продолжение во второй части этого стиха, а как заключительную к предыдущему разделу (выше ссылку на звучание 10а в греческом оригинале); 10б в свете этого следует рассматривать как начало нового параграфа.

Всякий, не делающий правды, не есть от Бога. Выражение "не есть от Бога" (ек тоу теоу) означает лишь то, что источник действий такого человека не в Боге лежит. "Не… от Бога" то, что он делает. Отсутствие праведности и братской любви не может исходить от Бога. Прежде апостол уже заявил, что всякий грех исходит от диавола (стих 8). Это выражение - "от Бога" (ек тоу теоу) Иоанн употребит еще семь раз (4:1-4,6-7; 3-Иоан. 1:11).

Объединяя теперь понятие праведности (которое разбирается им в 1-Иоан. 2:29 - 3:7) с понятием любви (о каковой в 3:2-9 речи не было), автор послания перекидывает тем самым мост к новой теме. Он приступает теперь к рассмотрению любви как к подлинному проявлению обновленной жизни, о которой уже говорил ранее. Любовь - это праведность в действии.

1-Иоан. 3:11-12 . Иоанн не оставляет тут сомнения в том, что обращается к верующим: Ибо таково благовествование, которое вы (христиане) слышали от начала, чтобы мы (христиане) любили друг друга. Но прежде, чем объяснить своим читателям, что такое любовь, апостол говорит о том, что любовью не является. И показывает это на примере отношения Каина к его брату Авелю. Каин убил брата своего (Быт. 4:8), и этот поступок его был от лукавого (ек тоу понероу).

Причиной убийства явилась злая зависть со стороны Каина, потому что "дела брата его (были) праведны" (Быт. 4:2-7). Приводя этот пример, Иоанн касался больного места - ведь нередко один христианин ненавидит другого именно из чувства вины за собственную жизнь, которая "проигрывает" на фоне жизни его собрата. Полезно не забывать, что подобные реакции - сатанинского происхождения, о чем прямо говорит Иоанн.

1-Иоан. 3:13 . И характер они носят сугубо мирской - такие вот ненавистнические отношения, которые дышат убийством, недаром мир ненавидит христиан. И это не должно удивлять читателей Иоанна. (которых лишь в этом послании апостол называет "братия мои"). Что же другое можно ожидать от мира? Ненависть - явление ненормальное только в среде христиан, потому так решительно и предостерегает против нее Иоанн.

По смыслу его данный стих следует рассматривать как бы в скобках.

1-Иоан. 3:14 . Апостол далее говорит, что в противоположность миру: мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. "Мы" в первом случае несет в оригинале чисто патетическую нагрузку и может означать: "мы, апостолы, знаем". Но даже и в этом случае автор, несомненно, подразумевал, что мысль, высказанную им, читатели применят к себе, включив себя во второе "мы". Ибо любовь к своим братьям свидетельствует о том, что имеющий ее вошел в сферу божественной жизни (Иоан. 13:35).

Выражение "перешли из смерти в жизнь" встречается еще в Иоан. 5:24 (в чуть видоизмененный форме), где речь идет об обращении ко Христу. Но едва ли можно полагать, что словосочетание, к которому Иоанн прибегает в своих Писаниях всего два раза, Имеет лишь какой-то один определенный смысл. Здесь о значении его следует судить в контексте. Из сказанного в 1-Иоан. 3:14б-15, по-видимому, следует, что сферы "смерти" и "жизни" Иоанн понимал как нечто переживаемое человеком "на опыте" и определяемое его действиями и поведением. Если так, то в данном стихе речи об обращении нет.

Выражение не любящий брата пребывает в смерти расшифровывается в 15 стихе.

1-Иоан. 3:15 . Обычно этот стих толкуют в том смысле, что истинный христианин не может ненавидеть своего брата, поскольку с моральной точки зрения ненависть равна убийству. Но при более внимательном рассмотрении стиха такая точка зрения не подтверждается.

Иоанн начинает его со слов всякий, ненавидящий брата своего. Если бы апостол считал, что только неспасенные люди могут ненавидеть верующих, то местоимение "своего" было бы здесь попросту неуместным (толкование на 2:9). И, кроме того, полагать, будто человек по-настоящему верующий не способен на ненависть и даже на убийство, - значит, находиться во власти иллюзии. Давид убил благочестивого Урию Хетеянина (2-Цар. 12:9), а апостол Петр много веков спустя предупреждал своих читателей-христиан: "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца" (1-Пет. 4:15).

Следовательно полагать, будто слова апостола в 1-Иоан. 3:15 не могут быть отнесены к спасенным, - значит полностью игнорировать реальное положение вещей. Факт состоит в том, что ненависть к своему брату во Христе равносильна в духовном смысле убийству (Матф. 5:21-22) точно так же, как похотливый взгляд есть в духовном смысле эквивалент прелюбодеяния (Матф. 5:28).

Автор послания настоятельно заявляет: никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Греческое слово, переведенное как "пребывающий", собственно, означает (в форме инфинитива) - "быть прочным", оставаться неизменным - и в данном случае имеет особое значение. Апостол не говорит, что тот, кто ненавидит брата своего, не имеет жизни вечной, но - что она в нем не пребывает, т. е. не имеет в нем прочных корней, не обитает в нем неизменно. Но поскольку для Иоанна жизнь вечная - это Сам Иисус Христос (Иоан. 14:6; 1-Иоан. 1:20; 5:20), то заявление его надо понимать в том смысле, что в убийце Христос не имеет прочных корней, Он не пребывает в нем постоянно.

Ненависть одного христианина к другому приравнивается таким образом к убийству в моральной сфере. Как это выразил Иоанн в 3:14б, верующий, который не любит брата своего, "пребывает в смерти". Здесь то же слово "пребывает" имеет оттенок "оставаться", т. е. на практике упомянутый верующий все еще остается в мирской сфере (стих 13). Поскольку в сердце своем такой человек является убийцей, он не может всерьез претендовать на тот род близкого общения с Богом и Христом, которое выражается словом "пребывать" или "пребывание".

Вечная жизнь (т. е. Христос) не может "сотворить Себе обители" в его сердце до тех пор, пока там живет дух убийства. Связь такого христианина с его Господом катастрофически нарушена, его духовный опыт не выходит за пределы смерти. (Сравните это с тем, что было сказано апостолом Павлом: "Ибо если живете по плоти, то умрете" - Рим. 8:13). Слова Иоанна звучат беспощадно. Но те церкви, которые отрицают, что они применимы к верующим, лишь вредят себе. Многовековый опыт христианской церкви свидетельствует о том, как остро она нуждается в этом поучении Иоанна. Ибо ненавидеть, к сожалению, способны не только неспасенные люди.

2. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ (3:16-18)

1-Иоан. 3:16 . Ненависти резко противопоставлена истинно христианская любовь. Ей настолько чужд дух убийства, что имеющий ее скорее пожертвует своею жизнью за других, нежели отнимет чужую жизнь. Это мы видим на примере Иисуса Христа, Который "положил за нас душу Свою". Следуя Его примеру, христиане должны быть готовы к таким же жертвам ради братьев своих.

1-Иоан. 3:17-18 . Однако, это может и не понадобиться - отдать жизнь за другого. Но вот материальным "достатком" своим (пищей и одеждой) верующий может поддержать жизнь другого; если в нем живет истинная христианская любовь, он, видя брата своего в нужде, не затворяет от него сердца своего. По-настоящему любовь проверяется не на словах, не на языке, но - делом и истиною.

3. ЧТО ДАЕТ ЛЮБОВЬ ВЕРУЮЩЕМУ (3:19-23)

1-Иоан. 3:19-20 . Слова: И вот, почему узнаем, что мы от истины, по-видимому, продолжают то, что было сказано в стихах 17-18. В действенной любви своей христиане, помогая другим в их нуждах, могут быть уверены, что поступают по истине (сравните это выражение "мы от истины" с выражениями "от Бога" - стих 10 и "от лукавого" - стих 12).

Вторая половина 19-го стиха и весь 20 стих трудны для понимания, и смысловой оттенок их не одинаков в переводе на разные языки. Вторую половину 19-го стиха следует, по-видимому, читать - "и чем успокаиваем… сердца наши". А вот его толкование: Если сердце (наше) осуждает нас, то мы должны успокаивать его тем, что Бог больше сердца вашего и знает все. Ведь именно в той сфере, где проявляется взаимная любовь христиан друг к другу, Христом установлен столь высокий эталон, что верующий может ощущать глубокое беспокойство по поводу своего несоответствия этому эталону.

Но если сердце его осуждает его, христианин может напомнить себе, что Бог-то помнит и учитывает все те вещи, которые его собственное сердце в данный момент "упускает из виду". Если дела практической любви, к которым призывает Иоанн, не чужды этому верующему, то сердце свое, снедаемое чувством вины, он может успокоить тем, что Бог хорошо знает, как предано оно истине. Это место в послании Иоанна приводит на память ответ Петра на последний обращенный к нему вопрос Христа! "Любишь ли ты Меня?" - "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Иоан. 21:17).

1-Иоан. 3:21-22 . Сердце, нашедшее успокоение в уповании на то, что Бог знает все, исполняется новым особым доверием к Нему. В русском тексте стоит слово "дерзновение" (как бы результат упомянутого доверия); именно так переведено греческое слово "парезиа", впервые употребленное Иоанном после 2:28 (сравните 4:17; 5:14).

Таким образом, апостол как бы достигает в суждениях своих известного компромисса; он состоит в том, что практически являя свою любовь, верующий принимает активное участие в "делах истины", а, значит, может успокаивать свое сердце, "осуждающее" его, и быть смелым ("дерзновенным") в своих молитвах, и на молитвы его придет ответ, поскольку он сознательно подчинил свою волю воле Божией (потому, что соблюдаем заповеди Его (сравните 2:3) и делаем благоугодное пред Ним). Здесь, конечно, подразумевается, что и упомянутые молитвы не противоречат воле Божией (5:14-15).

1-Иоан. 3:23 . Прежде автор послания уже провозгласил, что молитвенная жизнь, исполненная доверия к Богу, а потому - успешная, строится на основе выполнения Его "заповедей" (стих 22). Теперь Иоанн суммирует их все в одной заповеди: "верить и любить". Фраза чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа - соответствует первой в этом послании ссылке на веру. Причем в греческом тексте предлог "во" отсутствует, и данная фраза звучит как "веровать имени Сына Его". Но речь, конечно, идет о вере во имя Христа, без которого немыслима подлинно христианская молитва (Иоан. 14:12-15; 16:24).

23 стих 3 главы является как бы кульминацией того параграфа, который начинается с 18 стиха. Если верующие активно участвуют в делах любви (стих 18) и имеют "дерзновение" в молитвах (стих 21), то они исполняют заповеди Божии (сравните 2:3; 3:24; 5:2-3), ибо живут жизнью, исполненной доверия ко Христу, - доверия "дерзновения" (3:23 сравните 3:14; 4:7,11,21), проистекающего из любви. Но если так понимать веру и любовь, если они - неразлучны друг с другом, то люди, имеющие эту веру и эту любовь, - неуклонно следуют единой "заповеди" Божией.

Г. Как распознать, присутствует ли Бог в нас (3:24 - 4:16).

После решающего для темы его послания заявления, которое сделано им в 2:28, ход рассуждений Иоанна можно условно разбить на две "подтемы":

1) Рожденный от Бога узнается по праведности, которую он имеет, и

2) эта праведность проявляется в любви к братьям, подобной той, которой Христос возлюбил нас, и которая, в свою очередь, дает верующему дерзновение в молитвах (3:10б-23). А теперь апостол показывает, что если человек живет жизнью любви и веры, то это свидетельствует о том, что в нем "пребывает" Бог.

I. РАСПОЗНАНИЕ ДУХА ИСТИНЫ (3:24 - 4:6)

1-Иоан. 3:24 . О двух вещах говорит апостол в этом стихе. В первый раз в этом послании он говорит о том, что Бог, или Христос, пребывает в каждом послушном верующем: И кто сохраняет заповеди Его (2:3; 3:23; 5:2-3), тот пребывает в Нем, и Он в том. Истина о таком вот взаимном пребывании верующего и Бога друг в друге явствует из притчи о виноградной лозе и ветвях (Иоан. 15:4-5,7).

Далее. На этот стих приходится первое из шести в этом послании прямых упоминаний о Духе Святом (сравните 1-Иоан. 4:2,6,13; 5:6,8; в 2:20 сравните "помазание от Святого"). Пребывает ли в нем Бог, верующий может узнать из того, действует ли в его жизни Дух Святой. Апостол затем показывает, что Божий Дух - это Дух как веры, так и любви (4:1-6 и 4:7-16). А вера и любовь - это два аспекта единой в своей "двусторонности" Божией заповеди (3:23).

Иоанн начинает с призыва к своей пастве помнить свои привилегии. Их привилегия - называться детьми Божьими. Даже в самом имени человека есть что-то. В проповеди о воспитании ребенка, Иоанн Златоуст советует родителям давать мальчику великое библейское имя, повторять ему историю жизни великого тезки, и тем самым, показать ему пример, как должен жить мужчина. Христианам дана привилегия называться детьми Божиими. Точно так же, как принадлежность к знаменитой школе или университету, знамени тому полку, знаменитой церкви или семьи накладывает на человека особый отпечаток и побуждает его вести лучший образ жизни, точно так же и даже более того, принадлежность к семье Божией удерживает человека на пути истинном и помогает ему подниматься все дальше и дальше вверх.

Но, как подчеркивает Иоанн, мы не только называемся детьми Божиими, мы есть дети Божий.

И на это следует обратить внимание, ведь это дар Божий, что мы смогли стать детьми Божиими. Человек, по природе своей, творение Божие, но через благодать он становится чадом Божиим. Возьмем, к примеру, два так тесно связанных между собой понятия как отцовство и отцовское отношение. Отцовство - это кровное родство между отцом и ребенком; факт, зарегистрированный органами загса; а отцовское отношение - это внутренняя близость, любящее отношение. В плане отцовства - все люди чада Божии. Отцовское же отношение возникает лишь тогда, когда Бог милостиво обратится к нам, а мы ответим на Его призыв.

Эти отношения очень хорошо можно проиллюстрировать на двух идеях из Библии. В Ветхом Завете присутствует идея завета. Израиль - избранный Богом народ, с которым Он вступил в определенное соглашение. Другими словами, Бог, по Своей инициативе, сделал Израилю особое предложение: Он будет их Богом, а они будут Его народом. Неотъемлемой частью этого завета был данный Богом Израилю закон, и заветные отношения были поставлены в зависимость от исполнения этого закона.

А в Новом Завете присутствует идея усыновления-удочерения (Рим. 8,14-17; 1 Кор. 1,9; Гал. 3,26.27; 4,6.7). Это значит, что в результате сознательного и запланированного шага со стороны Бога христиане были введены в семью Божию.

Коль скоро все люди являются детьми Божьими в том смысле, что они обязаны Ему своею жизнью, они становятся Его детьми в смысле любящего отцовского отношения лишь после того, как Бог милостиво обратится к ним, а они ответят Ему взаимностью.

Сразу же встает вопрос: если люди, становясь христианами, обретают такую великую честь, почему мир так презирает их? На это есть только один ответ: они испытывают на себе то, что однажды уже испытал и перенес Иисус Христос. Когда Он пришел в этот мир, Его не признали как Сына Божия; мир предпочел следовать своим идеям и отрек Его идеи. И это ожидает всякого, кто решится встать на путь Христов.

ПОМНИТЬ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНЬЮ ВОЗМОЖНОСТЯХ (1 Иоан. 3,1.2 (продолжение))

Таким образом, Иоанн сперва напоминает читателям и слушателям о привилегиях, связанных с христианской жизнью, а потом раскрывает им еще более поразительную истину: эта жизнь - всего лишь начало. Но об этом Иоанн не хочет много говорить. Христиан ждет столь великое будущее и столь великая слава, что он даже не будет предугадывать или пытаться выразить это словами, которые всегда окажутся неподходящими. Но он все же говорит кое-что об этом будущем.

1. Когда Христос явится в Своей славе, мы будем подобны Ему. Совершенно очевидно, что Иоанн думал при этом об и тории творения, где говорится, что человек был сотворен по образу и подобию Божиему (Быт. 1,26). Таково было намерение Бога и такова была судьба человека. Стоит нам только посмотреть в зеркало, чтобы увидеть, насколько человек не оправдал возложенных на него ожиданий, уготованной ему судьбы. Но Иоанн верит, что во Христе человек, наконец, достигнет поставленной перед ним цели и обретет образ и подобие Божие. Иоанн верит, что человек только через воздействие Христа на его душу сможет обрести подлинно человеческие качества, какими их представлял Себе Бог.

2. Когда Иисус явится, мы увидим Его и будем подобны Ему. Цель всех религий - видеть Бога. Но видение Бога должно служить не интеллектуальному удовлетворению, а дать человеку возможность уподобиться Богу. И в этом весь парадокс положения: мы не сможем стать подобными Богу, пока не увидим Его, и мы не сможем увидеть Его, если не будем чисты сердцем, ибо только чистые сердцем узрят Бога (Мат. 5,8). Чтобы увидеть Бога, нам нужна та чистота, которую может дать только Он. Не надо думать, будто такое видение Бога - удел только великих мистиков.

Надо отметить еще один момент. Иоанн мыслит здесь о Втором Пришествии Иисуса Христа. Некоторые из нас могут думать так же, другие же не могут представить себе буквально пришествие Христа в славе. Как бы там ни было, для каждого из нас наступит день, когда он увидит Христа и славу Его. Это все закрыто завесой ограниченности нашего разума, но в один день эта завеса разорвется.

В этом - христианская надежда, и в этом - беспредельные возможности христианской жизни.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО СОХРАНЯТЬ ЧИСТОТУ (1 Иоан. 3,3-8)

Иоанн только что говорил о том, что христиане со временем узрят Бога и уподобятся Ему. Ничто так не помогает человеку противостоять искушениям, как стоящая перед ним великая цель. Существует рассказ о молодом человеке, всегда отказывавшемся принимать участие в развлечениях и наслаждениях своих друзей, как бы они его не уговаривали. Он объяснял это тем, что впереди его ждет нечто прекрасное и он должен всегда быть готовым. Человек, знающий, что в конце пути его ждет Бог, сделает свою жизнь подготовкой к этой встрече.

Этот отрывок направлен против лжеучителей-гностиков. Как мы уже видели, они выдвигали много доводов в оправдание греха. Они утверждали, что тело порочно, и нет никакого вреда в том, чтобы удовлетворять его похоти, потому что все связанное с телом не имеет никакого значения. Они утверждали, что истинно духовный человек настолько защищен против дьявола, что может грешить сколько душе угодно, и это ему нисколько не повредит. Они даже говорили, что настоящий гностик обязан возноситься в выси и опускаться в глубины, чтобы действительно иметь право утверждать, что познал все. Ответ Иоанна включает своего рода анализ греха.

Иоанн начинает с утверждения, что никто не стоит выше нравственного закона; никто не может утверждать, что может, не причиняя себе никакого вреда, делать то, что может быть опасным для других. Как выразился комментатор А. Е. Брук: "Послушание - мерило прогресса". Интеллектуальный рост не дает человеку привилегии грешить; чем дальше ушел человек в своем развитии, тем более дисциплинированным он должен быть. Иоанн указывает на некоторые важнейшие особенности греха.

1. Что есть грех. Грех - это сознательное преступление хорошо известного человеку закона. Удовлетворять свои желания, вместо того, чтобы повиноваться Богу - грех.

2. Что грех делает. Грех сводит на нет содеянное Христом. Христос - Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Иоан. 1,29). Грешить - значит возвращать в мир то, что Он пришел уничтожить.

3. Отчего грех происходит. Грех есть следствие неспособности пребывать во Христе. Не надо думать, будто это истина предназначена только тем, кто уже разобрался в вопросах мистики. Это значит, что мы не будем грешить до тех пор, пока помним, что Иисус постоянно присутствует рядом; мы начинаем грешить тогда, когда забываем о Его присутствии.

4. Откуда идет грех. Грех идет от дьявола и является его сущностью. По-видимому, к этому и сводится смысл фразы сначала (3,8). Мы грешим ради наслаждения, которое мы ожидаем от совершаемого греха; дьявол же грешит принципиально, ради того, чтобы согрешить. В Новом Завете нет попыток объяснить, кто такой дьявол и его происхождение; но новозаветные авторы совершенно убеждены в том (и это подтвердил опыт всего человечества), что в мире существует враждебная Богу сила, и грешить - значит повиноваться этой злой силе, а не Богу.

5. Как грех был побежден. Грех побежден потому, что Иисус Христос разрушил дела дьявола. В Новом Завете часто идет речь об Иисусе, принявшем вызов сил зла и победившем их (Мат. 12,25-29; Лук. 10, - 18; Кол. 12,15; 1 Пет. 3,22; Иоан. 12,31). Иисус сломил силы зла, и с Его помощью такую победу можем одержать и мы.

РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА (1 Иоан. 3,9)

Этот отрывок изобилует трудностями, и все же очень важно уяснить себе его значение. Во-первых, что Иоанн имеется в виду под фразой: потому что семя Его пребывает в нем? Существуют три возможности.

1. Слово семя часто употребляется в Библии в значении семьи и потомков человека. Авраам и потомки (семя) его должны соблюдать завет Божий (Быт. 17,9). Бог дал обетование Свое Аврааму и семени его (Лук. 1,55). Иудеи утверждали, что они - семя Авраамово (Иоан. 8,33.37). Павел говорит об Авраамовом семени (Гал. 3,16.29). Если в настоящем отрывке мы будем понимать семя в этом смысле, то тогда мы должны понимать, что под Его Иоанн имеет в виду Бога, и тогда это вполне хорошо увязывается по смыслу. "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семья Божия постоянно пребывает в Боге". Семья Божия живет в такой близости к Богу, что можно сказать, что ее члены постоянно пребывают в Нем. Человек, который живет такой жизнью, хорошо защищен от греха.

2. Жизнь человеческая есть продукт человеческого семени, и можно сказать, что в ребенке есть семя его отца. А теперь христианин возродился через Бога, и в нем пребывает семя Божие. Эта идея была хорошо знакома современникам Иоанна. Гностики говорили, что Бог посеял Свое семя в этом мире и оно оказывает благотворное воздействие на мир. Гностики утверждали далее, что именно они восприняли это семя. Одни гностики с одной стороны считали тело человека материальным и порочным, но с другой стороны они считали, что в тела некоторых людей Мудрость тайно посеяла семена и теперь у истинно духовных людей это семя Божие - их души. Эта идея тесно связана с верой стоиков в то, что Бог - огненный дух, а душа человека, то, что дает человеку жизнь и разум - это искра (сцинтилла) этого огня, пришедшая от Бога пребывать в теле человека.

3. Но есть и более простая идея. В Новом Завете по крайней мере дважды говорится о том, что слово Божие дает людям возрождение. У Иакова это звучит так: "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак. 1,18). Слово Божие подобно семени Божьему, дающему новую жизнь. Еще более ясно эта идея выражена у Петра: "Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век" (1 Пет. 1,23). Здесь слово Божие совершенно определенно отождествляется с нетленным семенем Божиим. Если принять такой смысл, то это значит, что Иоанн хотел сказать, что рожденный от Бога не может грешить, потому что с ним сила и руководство слова Божия. Это третье значение представляется самым простым и, в общем, лучшим. Христианин предохранен от греха пребывающей в нем силой слова Божия.

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ ГРЕШИТЬ (1 Иоан. 3,9 (продолжение))

Во-вторых, перед нами встает необходимость соотнести сказанное здесь с тем, что Иоанн уже говорил о грехе. Приведем этот стих еще раз.

"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога".

Если взять это буквально, то это значит, что человек, рожденный от Бога не способен грешить. Но ведь Иоанн уже сказал: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас"; и "если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Бога) лживым"; и Иоанн настоятельно призывает нас покаяться в грехах (1 Иоан. 1,8-10). И, продолжает Иоанн, "если мы согрешали, то имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа". На первый взгляд одно противоречит другому. В одном месте Иоанн говорит, что человек - не что иное, как грешник, и что есть искупление за его грехи. В другом месте он также определенно заявляет, что человек рожденный от Бога не может грешить. Как же объяснить это?

1. Иоанн мыслит в иудейских категориях, потому что он попросту не мог думать в других. Мы уже видели, что он знал и принял иудейскую концепцию о двух веках: веке нынешнем и веке грядущем. Мы видели также, что Иоанн был уверен в том, что, каким бы мир ни был, христиане, благодаря свершениям Христа, уже вступили в новый век, который тем и отличался, что жившие в нем должны быть безгрешными. В книге Еноха читаем: "Тогда также мудрость будет дарована избранным и они все будут жить и никогда более не будут грешить, будь-то по необдуманности или из гордыни" (Енох. 5,8). Если это справедливо для нового века, то это должно быть справедливо по отношению к христианам, живущим в этом новом веке. Но, в действительности, это еще не так, потому что христиане еще не ушли от власти греха. Потому мы можем сказать, что в этом отрывке Иоанн излагает идеальную картину того, как все должно быть, а в двух других отражает действительность, реальность. Можно сказать, что он знает идеал и показывает его людям, но видит и факты и спасение для людей от них во Христе.

2. Это вполне может быть, что именно так все и было, но этим вопрос еще не исчерпывается. В греческом мы имеем тонкое различие во временах, которое придает большое различие в знании. В 1 Иоан. 2,1 Иоанн требует, "чтобы вы не согрешали". В этом случае грешить стоит в форме аориста, которое передает конкретное и определенное действие. То есть, Иоанн совершенно ясно говорит, чтобы христиане не совершали отдельных греховных поступков, но если они все же скатятся в грех, то у них есть во Христе Ходатай за их дело и искупительная жертва. В настоящем же отрывке грешить в обоих случаях стоит в настоящем времени и указывает на обычное действие. Сказанное здесь Иоанном можно обобщить так: а) В идеале в новом веке грех исчезнет навсегда. б) Христиане же должны попытаться воплотить это в жизнь и, опираясь на помощь Христа, делать все, чтобы избегать конкретных греховных проступков. в) Все люди подвержены таким падениям и прегрешениям и, если кто совершит такие прегрешения, то должен смиренно покаяться в них Богу, Который всегда простит раскаивающееся сердце. г) И тем не менее, христианин не может быть сознательным и упорным грешником; в жизни христианина грех не может определять все его действия.

Иоанн не ставит перед нами абсолютных норм совершенства, но он требует, чтобы мы жили всегда во всеоружии против греха; чтобы грех в нашей жизни был не чем-то нормальным и обычным, а чем-то необычным. Иоанн вовсе не утверждает, что человек, пребывающий во Христе, не может грешить, а говорит, что человек, пребывающий во Христе не может быть сознательным грешником.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕТЕЙ БОЖИИХ (1 Иоан. 3, 10-18)

Этот отрывок - солидный аргумент, со своего рода вводной частью в середине.

Один английский комментатор выразил это так: "По жизни узнаем мы детей Божиих". О дереве можно судить только по его плодам, а о человеке можно судить только по его поведению. Иоанн считает, что всякий, кто не поступает по правде, не от Бога. Мы сперва оставим в стороне вводную часть и перейдем прямо к доводу.

Иоанн - мистик, но мыслит он практически и, потому, не может оставить понятие праведность расплывчатым и не уточненным. Ведь могут же сказать: "Хорошо, я согласен, что у человека есть лишь одна возможность доказать, что он действительно верит в Бога - праведностью своей жизни. Но что такое праведность?" Иоанн отвечает на это ясно и недвусмысленно. Быть праведным - это значит любить своих братьев. Это, говорит Иоанн, обязательно, и никто никогда не должен сомневаться в этом; и приводит различные доказательства в подтверждение того, что эта заповедь является центральной и обязательной для каждого.

1. Этот долг прививали христианину с первого момента вступления в Церковь. Всю христианскую этику можно свести к одному слову: любовь. С того самого момента, как человек начинает исповедовать Христа, он дает обязательство сделать любовь главной движущей силой своей жизни.

2. Именно потому, что решающим доказательством того, что человек перешел из смерти в жизнь является его любовь к собратьям, английский комментатор А. Е. Брук сказал: "Жизнь - это возможность узнать, как надо любить". Жизнь без любви - это смерть. Любить - значит быть во свете; ненавидеть - значит оставаться во тьме. Достаточно посмотреть на лицо человека и увидеть, что оно переполнено любовью или ненавистью; чтобы увидеть - светлое у него сердце или черное.

3. Кто не любит, подобен убийце. Иоанн при этом, несомненно, думал о словах Иисуса из Нагорной Проповеди (Мат. 5,21.22). Иисус сказал тогда, что старый закон запрещает убийство, а новый закон объявляет таким же серьезным грехом гнев, злость и презрение. Человек, в сердце которого гнев, становится потенциальным убийцей. Позволить ненависти закрасться в сердце - значит нарушать заповедь Христову, и, потому, человек любящий - последователь Христов, а человек ненавидящий - нет.

4. Иоанн дальше развивает свои аргументы на возражение воображаемого оппонента: "Я принимаю на себя это обязательство любви и буду стараться выполнять его; но я не знаю, что в него входит". Иоанн отвечает (3,16): "Если ты хочешь знать, что такое любовь, посмотри на Иисуса Христа: она в полной мере проявилась в Его смерти за людей на Кресте". Иными словами, христианская жизнь - это подражание Иисусу. "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил. 2,5). "Христос пострадал за нас, оставив нам пример" (1 Пет. 2,21). Видевший Христа не может утверждать, будто не знает, что такое христианская жизнь.

5. Но Иоанн предвидит еще одно возражение: "Как я могу следовать примеру Христа? Он отдал жизнь Свою на Кресте. Ты говоришь, что я должен положить жизнь мою за своих братьев. Но в моей жизни нет таких драматических происшествий. Что тогда?" Иоанн отвечает: "Это правда, но, если ты видишь, что брат твой нуждается, а у тебя есть достаток, то давая ему от своего, ты следуешь примеру Христа. Запирая свое сердце и отказываясь дать, ты доказываешь, что в тебе нет той любви к Богу, которая была у Иисуса Христа". Иоанн говорит, что есть масса возможностей проявить в повседневной жизни любовь Христова. У одного английского комментатора есть прекрасные слова по поводу этого отрывка: "В жизни ранней Церкви бывали, и в современной жизни тоже бывают такие трагические ситуации, когда эту заповедь (отдать жизнь свою за братьев своих) нужно выполнить в прямом смысле. Но хотя не вся и не всякая жизнь - трагедия, к ней всегда применимы эти принципы поведения. Это может относиться к деньгам, которые мы могли бы израсходовать на себя, а вместо этого отдаем, чтобы облегчить жизнь очень нуждающихся. Это, собственно, относится и к другим поступкам: когда мы готовы пожертвовать чем-то дорогим для себя, чтобы сделать более содержательной жизнь другого. Если у человека в повседневной жизни нет ни малейшего представления о таком сострадании и соучастии в делах другого, он не имеет права утверждать, что он христианин, член семьи Божией, в которой господствует любовь, как принцип и знак вечной жизни".

Красивые слова не могут заменить благих дел, и никакое многословие о христианской любви не заменит требующего определенного самопожертвования, доброго дела по отношению к нуждающемуся человеку, ибо в этом деянии вновь проявляется принцип Распятия.

ПОЧЕМУ МИР НЕНАВИДИТ ХРИСТИАН (1 Иоан. 3,10-18 (продолжение))

А теперь мы обратимся к вводной части этого отрывка.

Эта вводная часть, - 3,11 и сделанный из нее вывод, - 3,12. Христианин не должен быть подобным Каину, убившему своего брата.

Иоанн спрашивает, почему Каин убил своего брата, и считает, что причина заключалась в том, что дела Каина были злы, а дела брата его праведны. И здесь Иоанн замечает: "Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас".

Злой человек уже инстинктивно ненавидит праведника. Праведность всегда вызывает ненависть у тех, кто поступает дурно. Дело в том, что праведник - ходячий упрек для порочного человека, даже если он и не говорит ему ни слова, сама жизнь праведника выносит молчаливый приговор порочному. Греческий философ Сократ был примером порядочного человека; его друг Алкивиад был блестящим, но сумасбродным молодым человеком, и часто говорил Сократу: "Сократ, я ненавижу тебя, потому что каждый раз, когда я вижу тебя, ты показываешь мне, каков я".

В книге "Премудрости Соломоновой" есть очень мрачный отрывок, в котором порочный человек выражает свое отношение к праведнику: "Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим... он пред нами - обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него; ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его; он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот". Один вид праведника вызывает у порочного ненависть к нему.

Где бы христианин ни находился, даже если он ничего не говорит, он действует на окружающих, как совесть общества, и именно поэтому мир часто ненавидит его.

В древних Афинах несправедливо приговорили к смерти благородного Аристида, и когда одного из судей спросили, почему он бросил свой жребий против такого человека, он ответил, что ему надоело слышать, что Аристида называют "Справедливым". Христиан ненавидят везде в мире именно потому, что миряне видят в христианах свое осуждение; они видят, кем они не стали и кем, должны были стать; а потому что они, к тому же, не хотят перемениться, они стремятся уничтожить тех, кто напоминает им об их утерянной добродетели.

ЕДИНСТВЕННОЕ МЕРИЛО (1 Иоан. 3,19-24а)

В сердце человеческое неизбежно приходят сомнения. Человек с чувствительным умом и сердцем должен задуматься иногда, а действительно ли он настоящий христианин. Иоанн предлагает очень простое и отличное мерило: любовь. Кто чувствует, что в сердце его поднимается любовь к собратьям, может быть уверен, что сердце Христово в нем. Иоанн сказал бы, что человек, сердце которого переполнено любовью, а жизнь украшена служением, намного ближе к Христу, нежели безупречный правоверный, холодный и безразличный к нуждам других.

Иоанн говорит далее нечто, что можно, по греческому тексту, понимать двояко. Это чувство любви может ободрять нас в присутствии Бога. Сердца наши могут осуждать нас, но Бог бесконечно больше сердца нашего; Он знает все. А что значит эта последняя фраза?

1. Она может значить следующее: коль скоро наши сердца осуждают нас, а Бог больше нашего сердца, то Бог осуждает нас еще больше. Если понимать фразу так, нам остается только одно - бояться Бога и говорить: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". Такой перевод возможен и он, несомненно, правилен; но в данном контексте Иоанн хотел сказать не это, потому что мысли его о нашей вере в Бога, а не о страхе перед Ним.

2. И, потому, отрывок должен иметь следующее значение: наши сердца осуждают нас - это неизбежно. Но Бог больше сердца нашего; Он знает все. Он не только знает наши грехи, Он также знает нашу любовь, наши желания, наше благородство. Он знает наше раскаяние, и величие Его знания придает Ему сочувствие к нам, которое позволяет Ему понять и простить.

Именно это всеведение Бога придает нам надежду. Человек видит дела, а Бог - намерения. Люди могут судить нас только по нашим делам, а Бог может судить по нашим желаниям, которые никогда не воплотились в дела, и по мечтам, которые никогда не стали реальностью. При открытии Храма царь Соломон говорил о том, что отец его, Давид, хотел построить дом для Господа, Бога Израилева, но Господь сказал Давиду: "У тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце" (3 Цар. 8,17.18). Есть такая французская поговорка: "Знать все - значит простить все". Бог судит нас по глубинным чувствам нашего сердца, и, если в сердце нашем любовь - даже маленькая и нелепая - мы можем уверенно входить в Его присутствие. Совершенное знание принадлежит Богу и только Богу - и это не ужас наш, а надежда наша.

НЕРАЗРЫВНЫЕ ЗАПОВЕДИ (1 Иоан. 3,19-24а (продолжение))

Иоанн обращается к двум моментам, которые особенно приятны в глазах Бога, к двум заповедям, от выполнения которых зависят наши отношения к Ним.

1. Мы должны верить во имя Сына Его Иисуса Христа. Здесь опять слово имя употреблено в специфическом для библейских авторов значении. Имеется в виду не просто имя, которым зовут человека, а вся природа и характер человека, насколько они известны людям. Псалмопевец писал: "Помощь наша - в имени Господа" (Пс. 124,8). Совершенно очевидно, что это вовсе не значит, будто наша помощь заключается в том, что имя Бога - Иегова, Яхве. Это значит, что наша помощь - в любви, милосердии и силе, открытые нам как существо и характер Бога. Таким образом, верить во имя Иисуса Христа, значит верить в существо Иисуса Христа и в Его характер; это значит верить, что Он - Сын Божий, что Он находится с Богом в совершенно исключительных отношениях, в которых никто с Ним никогда не был и стоять не сможет; что Он может наилучшим образом поведать людям о Боге и что Он - Спаситель наших душ. Верить во имя Иисуса Христа - значит принимать Его таким, какой Он есть.

2. Мы должны любить друг друга, так как Он Сам заповедовал нам. Его заповедь приведена в Иоан. 13,34: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас" - той же самоотверженной, жертвенной, всепрощающей любовью, которой Иисус любит нас.

Объединив вместе эти две заповеди, мы увидим величайшую истину - христианская жизнь основана одновременно на правильной вере и правильном поведении. Без христианской этики не может быть и христианского богословия, и наоборот. Наша вера не может быть истинной, если она не проявляется в Делах; а наши дела правильны и динамичны лишь тогда, когда они основаны на вере.

Мы можем начать жить подлинно христианской жизнью лишь тогда, когда приняли Христа таким, какой Он есть, и можем лишь тогда сказать, что действительно приняли Его, если относимся к людям с такой же любовью, как Он.

3:3 всякий, имеющий сию надежду на Него. Т.е. на Бога. Эта надежда имеет свое зримое воплощение в Иисусе Христе.

3:4-10 Противопоставление света и тьмы, детей Божиих и тех, кто от мира, апостол теперь показывает как противопоставление совершающих грех и тех, кто не грешит. Иисус, Агнец Божий, чистый и непорочный, был принесен в жертву, "чтобы взять грехи наши" (ст. 5; Ин. 1,29).

3:4 беззаконие. Хотя ВЗ в Первом послании Иоанна явно не цитируется, авторитет его подразумевается. Особенно это касается закона нравственного, кратко изложенного в законе любви, который еще с древних времен был обязателен для народа Божия (Рим. 13,8-10).

3:6 пребывающий в Нем. Пребывающий в Боге через Посредника - Иисуса Христа.

3:8 разрушить дела диавола. Т.е. исполнить обетование, данное Адаму и Еве (Быт. 3,15). Взяв на Себя Самого наказание, которое надлежало понести грешникам по ветхозаветному закону, Христос разрушил замыслы дьявола (Евр. 2,14,15).

3:11-15 История мира сего есть история ненависти и братоубийства, восходящая к Каину и Авелю. По мнению Иоанна, ненависть Каина коренится в полной несовместимости его побуждений с побуждениями Авеля (Ин. 3,19; 8,37), той несовместимости, которая всегда будет существовать между миром и народом Божиим (ст. 13). Отсутствие такой враждебности в среде детей Божиих - свидетельство того, что они "перешли из смерти в жизнь" (ст. 14).

3:11 чтобы мы любили друг друга. Заповедь Христа, истинность которой Он засвидетельствовал Своей смертью (Ин. 13,34,35).

3:12 Каин. В Быт. 4,5 враждебность Каина объясняется его завистью к Авелю, жертвоприношение которого принял Бог. Согласно Быт. 4,7, Каину не удалось сделать угодное пред очами Божиими, и он усугубил свой грех еще и тем, что отверг Божий призыв покаяться.

3:16-24 Взаимная любовь христиан - верный признак новой жизни, жизни Христовой. Бог доказал Свою любовь, даровав нам для искупления наших грехов Своего Сына (ст. 16).

3:16 положил за нас душу Свою. Свою совершенную любовь к нам Христос яви делом, приняв мучительную смерть на кресте, дабы верующие в Него были спасены от вечной гибели (Ин. 10,11-15).

3:20 Бог больше сердца нашего. Слово "больше" означает здесь не столько то, что сердце наше неспособно вместить Бога, сколько мысль о превосходящем величии и всеведении Божием.

3:22 чего ни попросим, получим от Него. Такую уверенность в Отце явил Сам Иисус (Ин. 11,41,42). Он призывал учеников Своих быть столь же несомневающимися (Ин. 14,13,14). Эта уверенность основывается на убежденности, что просимое угодно Богу (5,14,15).

3:23 заповедь Его. Две части этой заповеди соответствуют двум частям закона и напоминают нам о том, что любовь к Богу неотделима от любви к ближнему.