Ремонт Дизайн Мебель

Консультация для родителей "психологическая готовность к школе". Консультации для родителей «Готовность ребёнка к школе

Ася Кузьмина
Консультация психолога для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе? Проверим!»

Ваш ребенок скоро станет школьником. Каждой семье важно, чтобы их ребенку было интересно учиться, чтобы одноклассники с ним дружили, а учителя радовались его любознательности. Поэтому перед новым учебным годом редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе.

За этим вопросом скрывается много разных чувств: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе), социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других), сомнения в эффективности занятий по подготовке к школе (чему стоит уделить бОльшее внимание), волнения, связанные с особенностями физического развития ребенка (например, лечение хронических заболеваний, коррекция остроты зрения) и многое другое.

Общеизвестно, что поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости.

Действительно ли готов ребенок к школе? Есть список вопросов*, который поможет родителям самостоятельно это проверить:

1. Есть ли у ребенка хронические заболевания?

Если ребенок часто простужается и подхватывает инфекционные заболевания, то из-за частых пропусков уроков ему будет сложно осваивать учебную программу. До сентября еще есть время заняться оздоровлением организма, посетить необходимых врачей.

Если же ребенок здоров, то важно также уделить внимание его физическому развитию. Например, следите за его правильной осанкой, прогулками на свежем воздухе, приучайте к соблюдению режима дня.

2. Уровень речевого развития - важный фундамент для школьного обучения!

Для качественного формирования письменной речи у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Так же важно отсутствие дефектов дикции, логоневрозов (заикания). Если ребенок стесняется говорить, замыкается в себе из-за дефектов произношения, то необходима консультация логопеда.

3. Развиты ли в достаточной степени познавательные процессы?

Возможно в «домашних условиях» проверить некоторые ВПФ (высшие психические функции):

Чтобы проверить словестную память , достаточно назвать пять слов, и попросить ребенка повторить их.

Проверить способность детей удерживать внимание можно при помощи детской странички в журнале, где печатаются лабиринты. Пусть ребенок пройдет по нему от начала и до конца.

Проверить логическое мышление можно, спросив у будущего первоклассника, чем отличается, например, огурец от помидора или птица от самолета?

Кроме этих заданий предложите ребенку раскрасить картинку (не выходя за контур изображения, срисовать узор из геометрических фигур по вашему образцу.

Если ребенок испытывает серьезные трудности при выполнении этих заданий или при срисовывании, раскрашивании, то желательны развивающие занятия.

4. Наработаны ли навыки нахождения в коллективе?

Несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. К моменту поступления в школу ребенок уже должен усвоить, что общество живет по определенным правилам, которые придется выполнять, что существует понятие дисциплины. Например, умеет ли он есть в столовой, общаться с взрослыми и детьми? А так же самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом?

5. Хочет ли сам ребенок идти в школу?

Если нет или хочет, но при определенных условиях (например, что за это купят новый гаджет), то значит, у него не сформирована как потребность узнавать новое, так и мотив успеха в учебе. Но без этих установок ребенку будет крайне трудно не только «просто сидеть на уроке», но и внимательно слушать задания учителя и выполнять их.

Не страшно, если один-два ответа окажутся отрицательными. Педагоги, логопеды, психологи помогут сформировать нужные качества и умения. Но задуматься о целесообразности обучения в текущем году стоит в том случае, если большинство ответов на вопросы отрицательны.

Что могут сделать родители для подготовки ребенка к школе?

Читайте ребенку книги, беседуйте о прочитанном;

Отвечайте на вопросы ребенка и задавайте их сами;

Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;

Научите ребенка собирать свой рюкзак - расскажите, что нужно с собой брать и куда лучше это класть, чтобы было удобно;

Составьте и соблюдайте режим дня (близкий к школьному);

Подготовьте дома рабочее место школьника;

Верьте в своего ребенка, хвалите в случае даже маленьких успехов и поддерживайте в случае неудач (но не делайте его работу за него).

Чего делать не стоит:

Превращать ребенка раньше времени в ученика.

Почему? - большое количество занятий и меньше возможности играть и общаться со сверстниками негативно влияет на мотивацию обучения в школе;

Формировать отрицательное отношение к школе.

Почему? - пугать будущими трудностями в школе неэффективно. Как верить первокласснику в себя, если родители уже в него не верят?;

Почему? - важно развивать речь и мелкую моторику рук, понимание словесных инструкций; то есть важен не объем, а качество знаний и умений, их осмысление, а не механистическое запоминание;

Наказывать и отчитывать при ошибках.

Почему? - не уличайте в неумении, а помогайте найти правильные пути решения при ошибках;

Предъявлять разные требования (иногда даже исключающие друг друга) к ребенку (и его школьной подготовке) в семье.

Почему? - разные позиции взрослых требуют от ребенка «приспособления», что приводит к потере доверия, страхам, нарушениям здоровья и проигрышу всех членов семьи на пути важного этапа - перехода от дошкольного к школьному периоду развития.

*Данные вопросы не являются психологическим тестированием. Диагностика готовности к школьному обучению (школьной зрелости) может быть проведена только психологом на основе валидизированных методик.

Публикации по теме:

Анализ анкетирования родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Анализ анкетирования родителей по теме «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дата проведения: ___апрель 2016 г___ Группа: ___детей.

Консультация логопеда «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Веремчук Анна Ивановна логопед-дефектолог ГБУЗ РК «Симферопольской городской детской клинической больницы» «Готов ли Ваш ребенок к школе?».

Готов ли ваш ребёнок к школе? Консультация для педагогов и родителей Как проверить, готов ли Ваш ребёнок к школе?Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к школе. Физическая готовность.

Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?» Подготовить старших дошкольников к обучению к школе – одна из главных задач воспитателей. Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается.

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» Разработал воспитатель МБДОУ Староивановкого детского сада «Ромашка» Шрамкова.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 118

Консультация для родителей:

Готовность ребенка к школе

Подготовили воспитатели: Балаболко Ю.В.

Рудакова Е.Ю.

г. Воронеж

В жизни каждой семьи наступает однажды радостный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно встаёт вопрос: как подготовить ребёнка к школе, к предстоящему учебному году?

И что это за понятие «готовность к школе», о которой так часто говорят учителя и психологи.

На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность, это ответ на вопрос: «Почему ребёнок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться?»

Большинство детей хочет идти в школу, потому родители считают, что мотивационная готовность у ребёнка есть, но это не всегда так.

Ребёнок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец и т.д. Такое отношение тоже естественно для ребёнка и совершенно необходимо.

Однако нужно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. На протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии желания учиться принадлежит игре. Именно в игре ребёнок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же всё узнать? Конечно же в школе.

И вот ребёнок уже стремится пойти в школу, чтобы там всему научиться. Вначале он ещё не полностью осознаёт, что ему придётся выполнять определённые правила и даже отказаться от некоторых своих желаний (например, поиграть в куклы). К 6 годам желание учиться формируется у большинства детей в полной мере.

Но если ребёнок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему нужному не научат, то стремление стать школьником у него пропадёт.

Часто ребёнок боится идти в школу, причина кроется в неправильном домашнем воспитании, когда родители за плохо сделанную работу начинают ребёнка запугивать.

Намного проще было бы сформировать сразу правильное представление о школе. (Это чтение всей семьёй различных книг, родительские рассказы о школьных годах и т.д.)

Мотивационная готовность является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, правилам, учительнице. Такой интерес не долог, как только ребёнок привыкнет к школе. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.

Если ребёнок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то, как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.

Для первоклассника процесс приспособления к новым условиям, к новому коллективу – достаточно трудный, поэтому ребёнку необходима помощь взрослых – как педагога, так и родителей. Для лёгкого и безболезненного привыкания ребёнка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями и учителем значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни. Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо ещё до школы сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. (Это умение ребёнка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослого). Важно помнить, что в первом классе для ребёнка самое главное – научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения.

Исследования психологов показали, что для первоклассника общение со взрослыми не является основным, однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на обучение). Ребёнку очень необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» необходимо подчёркивать значимость занятий ребёнка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учёба ребёнка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.

Однако не надо брать с ребёнка слово, что он станет отличником. Ведь отличниками никогда не станут все дети. Да и едва ли это важно. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учёба у ребёнка наладится, в конце концов принесут свои плоды.

Игра – это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. В игре необходимость выполнения правил очевидна, и ребёнок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем и более сложные, ребёнок постепенно привыкает следить за своим поведением, управлять им.

Полезны игры разные. Даже “несерьёзные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.

И главное - все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение - умение представить себе, “что было бы, если бы…”.

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

Главное - не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Одним из приёмов, помогающих осознать свою жизнь во времени, может стать планирование дня и подведение его итогов. К планированию дел на день нужно привлекать и самих детей, чтобы они имели возможность принимать собственные решения. Привычка жить по указаниям взрослых приводит к тому, что ребёнок не может что – либо решить самостоятельно.

В школе от ребёнка потребуется умение понять задание учителя, подчинив ему свои собственные желания. А для этого необходимо, чтобы ребёнок умел сосредотачиваться на инструкции, которую он получает от взрослого. Вы сами можете развить такое умение дома, давая ребёнку разные задания. Для этого вам нужно попросить повторить задание, которое вы ему дали, чтобы убедиться, что он правильно понял задание.

Свидетельством того, что самостоятельность у ребёнка формируется достаточно успешно, служит привычка без напоминания и помощи взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (убирать игрушки и т.д.), стремление прийти на помощь.

Волевое поведение у ребёнка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, ответственного поручения, в умении перебороть страх, боль.

В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребёнка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребёнок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Не менее важным является координация глаз и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно – двигательной и считают её одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе. Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышление ребёнка. У ребёнка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень памяти и внимания. Поэтому очень важно ещё до школы начать готовить руку ребёнка к письму. Стоит особо подчеркнуть, что речь идёт именно о подготовке руки. Учить ребёнка писать до школы не следует.

Подготовка руки к письму может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на координацию движений рук. Как же определить, насколько ребёнок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребёнок. Вас должны насторожить следующие факты:

— ребёнок чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;

— все предметы на рисунке нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении. Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно – двигательной координации играет рисование. У ребёнка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.

Специальные исследования показывают, что значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают игры на свежем воздухе, обучение плаванию, регулярная утренняя гимнастика и, наконец, соблюдение режима дня. Рациональность режима строится на основе:

— наилучшего соотношения между сном и бодрствованием;

— соотношения между умственной и физической нагрузкой.

Ребёнок, который живёт по режиму, легче овладевает многими бытовыми, культурно – гигиеническими, трудовыми навыками, постепенно привыкая выполнять их почти автоматически, что приводит к высвобождению внимания ребёнка для более сложной деятельности. Он приучается планировать своё время и распределять работу.

На заметку

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

Десять советов родителям будущего первоклассника:

1.Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребёнка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

2.Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

3.Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребёнок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

4.Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придётся ли вставать слишком рано?

5.Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребёнка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

6.Уточните, в какое время ребёнок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие — либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

7.Подготовьте место для занятий ребёнка дома.

8.Не настраивайте ребёнка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

9.Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.

10.Не относитесь к первым неудачам ребёнка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Используемая литература:

Безруких М.М. Пора ли в школу, Вентана – Графф,2003

Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Москва, институт практической психологии, 1998 год.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Москва, издательство «Просвещение», 1988 год.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., издательство Просвещение, 1968.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка — М., издательство Просвещение, 1972.

Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991.

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста — М.: Педагогика, 1988.

Урунтаева Г.А. Психология дошкольника — М.: Издательский центр- Академия, 2000.

Нравственная готовность:

Психологическая готовность:

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе"»

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

    физический

    нравственный

    психологический

    мыслительный

Физическая готовность:

    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

    Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

    Умение строить отношения с взрослым человеком.

    Умение общаться со сверстниками.

    Вежливость, сдержанность, послушание.

    Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

    Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

    Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

    Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

    Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

    Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

    Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

    Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

    Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

    Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

    Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

    Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

    Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

    Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

    Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

    Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

    Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

    Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

    Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

    Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

    Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Психологическая консультация

Готовность к школе

Готовность к школьному обучению определяется параметрами: социальной зрелостью, физической и психологической.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность обучения в школе:

    Ребенок, готовый к школе, хочет учиться, так как у него уже есть потребность занять определенную позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), а также потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Именно эта позиция, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, объясняет то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка и для окружающих взрослых.

    Достаточное развитие интеллектуальной сферы .

Важна не сумма усвоенных ребенком знаний, хотя определенный круг представлений об окружающем мире у ребенка должен быть. Большее внимание уделяется уровню развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь:

    1. Выделять существенное в явлениях окружающей действительности.

      Уметь сравнивать их, то есть видеть сходное и отличное.

      Уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

    Достаточное развитие речевой сферы .

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Параметры развития речевой сферы. Ребенок должен уметь:

    Находить в словах отдельные звуки и определять их последовательность.

    Правильно произносить слова.

    Связно и последовательно излагать материал (составлять связный рассказ по сюжетным картинкам).

    Говорить с различными интонациями (выразительно).

    Достаточное развитие произвольного поведения .

Параметры развития произвольности :

    Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

    Умение ориентироваться на заданную систему требований.

    Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

    Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Большое значение имеет достижение эмоциональной зрелости, то есть уменьшения импульсивных реакций и возможности длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Физическая зрелость определяется физическим развитием (соответствие паспортному возрасту или его опережение), а также развитием двигательной деятельности . Оценить развитие двигательной деятельности Вашего ребенка, ориентируясь на следующие показатели.

Наименование качественных особенностей

Конкретные проявления

    Координация

    Ритмичность

    Пластичность

    Импульсивность

    Обилие или бедность

В привычных движениях (еда, ходьба, одевание и т.п.) нет лишних, добавочных движений или всякая деятельность сопровождается ненужными, побочными движениями. В подвижных играх ловок, увертлив и наоборот. При рисовании карандаш держит правильно, штрихи определены, уверены.

Может ли при ходьбе под музыку приспособиться к ее темпу, ритму. Может ли воспроизвести простой музыкальный ритм.

В играх, при беге, ходьбе, во всяких ручных работах движения плавные, мягкие или напротив, жесткие, угловатые, тяжеловесные.

На всякое внешнее впечатление реагирует порывисто, не обращая внимание на окружающих (так, что может разлить чай, толкнуть соседа и пр.) или движения всегда спокойные, уравновешенные.

Даже там, где нужно быть неподвижным, например, во время «тишины» в саду, не может воздержаться от движений или же, стесняемый в движениях, остается малоподвижным, предпочитая занятия сидя или стоя.

Психологическая консультация

Поступление в школу – ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому необходимо организовывать развивающие занятия с детьми.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение.

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Упражнение РАСКРАСЬ ФИГУРЫ

Ребенку показывают рисунок с геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать все

очень аккуратно, время не имеет значение. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Упражнение НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку найти предмет (рисунок) среди 6-7 его копий.

Упражнение КОПИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец. Например, такой…

МОТОРИКА

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска цветными карандашами (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа ножницами, пришивание пуговиц, вышивание выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

! Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

КАК РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ

Упражнение УЗНАЙ «КТО Я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это» (руку от бумаги не отрывать).

Упражнение САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг – облака. Инструкция: «Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим…, различные фигуры (круг, треугольник, квадрат).

Упражнение Я САМЫЙ МЕТКИЙ

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в линии.

    Попади мячом и сбей палочку.

    Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

    Нырни в воду и всплыви точно в спасательный круг.

    Спустись по бурной речке.

    Попади мячом в баскетбольную корзину.

    Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

При помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ

    Необходимо вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать , так как связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, игре. Слушать нужно с интересом, направляя рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

    Научить ребенка , прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи . Хорошая возможность для этого – чтение или рассказывание сказок.

    Затем необходимо научить ребенка . Делать это можно на материале сказок.

    Постепенно ребенок подводится к .

Для этого можно использовать:

    Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

    Пересказ мультфильма.

    Рассказ о событиях прошедшего дня.

    Заканчивание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?).

    Составление рассказа по данному концу (что было до этого?).

Необходимо использовать следующие приемы:

    Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы…).

    Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

    Подбор признаков к определенному предмету. Например:

    Какие основные «черты характера» у этих животных? (волк, заяц, лиса, собака)

    Что бывает круглым, овальным, треугольным, квадратным?

    Подбор возможных действий к предмету:

    • Что может делать это животное? Собака (лает, играет, кусается, служит, ласкается).

      Кто как ест?

Собака кость…

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

    Подбор предметов к заданному действию.

    Хороший – добрый, приветливый, ласковый, приятный.

    Подбор антонимов (слов с противоположным значением).

Развивайте понимание ребенком переносных значений слов , что характеризует словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны.

Что значат выражения: золотые руки, железное сердце, теплая встреча, горькая правда, шелковые волосы?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Важно умение различать звуки речи на слух.

Упражнения

    Хлопни в ладоши, если в слове есть этот звук (можно также показать букву, которая обозначает данный звук).

    Разложи картинки, в названиях которых содержатся звуки «з» или «ж» под соответствующими буквами.

    • Выбирайте для упражнений слова со смешиваемыми звуками: с-т; т-ц; с-ш; ш-ч; ч-щ; щ-ть; с-ц; з-ж; ш-щ; ч-ть;

Необходимо владеть звуковым анализом слов.

    Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

МЫШЛЕНИЕ

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Упражнение ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ

Найди лишний предмет. Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Упражнение РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Раздели фигуры на как можно большее число групп:

Упражнение СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Для сравнения предлагаются пары слов:

    Муха и бабочка;

    Дом и избушка;

    Стол и стулья;

    Вода и молоко;

    Пианино и скрипка;

    Щекотать и гладить;

    Топор и молоток;

    Книга и тетрадь;

    Шалость и драка;

    Город и деревня;

Ребенок 6-7 лет должен: выделять черты сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.

Упражнение ОКАНЧИВАНИЕ СЛОВ

Инструкция: «Отгадай, что я хочу сказать! По…»

Слоги: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Упражнение КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш» - может рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку, скалку для раскатывания теста, балку в строительстве.

ПАМЯТЬ

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Память

зрительная слуховая эмоциональная

Зрительная – связана с восприятием и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. Этим способом он усваивает 70% информации.

Эмоциональная – память на эмоциональные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

Упражнение Я – ФОТОАППАРАТ

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека…. Например, ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Упражнение ЗАПОМНИ СЛОВА

Слова: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке. Хороший показатель кратковременной памяти 5-6 слов. Назовите слова, которые ребенок не назвал и повторяйте 5 раз. К пятому повторению ребенок называет 9-10 слов. Если через час ребенок повторяет 7-8 слов – память считается хорошей.

Упражнение КАРТИНКИ

Проводится аналогично, только показывают картинки.

Упражнение ЗАПОМНИ ФРАЗЫ

Фразы:

    Осенью идут дожди.

    Дети любят играть.

    В саду растут яблони и груши.

    В небе летит самолет.

    Мальчик помогает своей бабушке.

При повторении главное – передать смысл фразы. Если не смог ребенок повторить с первого раза фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с заданием со 2-й или 3-й попытки.

ВНИМАНИЕ

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ

    Называйте ребенку различные слова. Ребенок хлопает в ладоши, когда встречается слово, обозначающее, например, животное.

    Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему повторять его и при этом выполнять за Вами простые физические упражнения (наклоны, повороты…). Фиксируйте время и количество ошибок. Усложняйте упражнения, увеличивая скорость или усложняя выполняемые движения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

Самая главная цель родителей в первые месяцы школьного обучения - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. И ребе­нок в силу своих возрастных осо­бенностей уже вполне способен принять и понять эту ответствен­ность.

1. С самого начала не стоит де­лать уроки с ребенком или за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие го­ды. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, моти­вируя это тем, что взрослых не бы­ло дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услыши­те такие аргументы, как "а ты мне этого не объяснял" или "а ты сама неправильно решила". Вы сами да­ли в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо под­даваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть рабо­та, в которой вы разбираетесь, а у него - учеба. И каждый отвечает за свое дело.

3. Постарайтесь не делать ре­бенку критических замечаний, ког­да он делает уроки, выяснять отно­шения и комментировать его действия. Фразы типа "Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу" или "Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки" сосредо­точенности и вниманию не способ­ствуют. Зато они постепенно уби­вают в ребенке уверенность в сво­их силах, сбивают его и явно за­медляют процесс приготовления домашних заданий. Если уж быть до конца честными перед собой, то таким образом вы "спускаете собственные пары", срываете зло на свою же беспомощность.

4. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с вами. Уверяю вас, что ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установ­лении правил. Режим, таким обра­зом, не будет навязан ребенку, а согласован с ним, как со взрос­лым. Не стоит навязывать жесткую схему: "Сначала уроки, потом - все остальное". Нужно ли вам, чтобы уроки воспринимались, как нака­зание? Например, в теплое время года сразу после школы лучше по­гулять, а уж потом садиться за стол. Зимой, наоборот, лучше сна­чала позаниматься, а потом са­диться за компьютер или телеви­зор.

Если же у ребенка возникают действительно серьезные пробле­мы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители прояв­ляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказывают­ся заниматься, отказываются оп­равдывать их надежды. Это своего рода протест против давления, проявление чувства независимос­ти. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызва­но причинами, не имеющими ниче­го общего с умственными способ­ностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом слу­чае бывает очень тяжело разоб­раться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его от­метками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас рабо­тает детский психолог, и разреше­ние подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов. 1 8. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы".

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треуголь­ники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, ри­совать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на гео­метрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за кон­туры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 1 0 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы принимаете ребенка.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

7. Проводить больше времени с ребенком.

8. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

10. Принимать индивидуальность ребенка.

11. Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему.

12. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Слова разочарования.

Ты мог бы сделать намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Поступление в школу – ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому необходимо организовывать развивающие занятия с детьми.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение.

очень аккуратно, время не имеет значение. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Упражнение НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку найти предмет (рисунок) среди 6-7 его копий.

Упражнение КОПИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец. Например, такой…

МОТОРИКА

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска цветными карандашами (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа ножницами, пришивание пуговиц, вышивание выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

КАК РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ

Упражнение УЗНАЙ «КТО Я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это» (руку от бумаги не отрывать).

Упражнение САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг – облака. Инструкция: «Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим…, различные фигуры (круг, треугольник, квадрат).

Упражнение Я САМЫЙ МЕТКИЙ

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в линии.

    Попади мячом и сбей палочку.

    Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

    Нырни в воду и всплыви точно в спасательный круг.

    Спустись по бурной речке.

    Попади мячом в баскетбольную корзину.

    Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

При помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ

    Необходимо вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать , так как связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, игре. Слушать нужно с интересом, направляя рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

    Научить ребенка понимать связные высказывания , прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи . Хорошая возможность для этого – чтение или рассказывание сказок.

    Затем необходимонаучить ребенка давать на вопрос полный ответ . Делать это можно на материале сказок.

    Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа .

Для этого можно использовать:

    Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

    Пересказ мультфильма.

    Рассказ о событиях прошедшего дня.

    Заканчивание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?).

    Составление рассказа по данному концу (что было до этого?).

Для обогащения словарного запаса необходимо использовать следующие приемы:

    Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы…).

    Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

    Подбор признаков к определенному предмету. Например:

    Какие основные «черты характера» у этих животных? (волк, заяц, лиса, собака)

    Что бывает круглым, овальным, треугольным, квадратным?

    Подбор возможных действий к предмету:

    • Что может делать это животное? Собака (лает, играет, кусается, служит, ласкается).

Психологическая консультация

Педагог-психолог

Мельникова

Римма Ивановна

    Кто как ест?

Собака кость…

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

    Подбор предметов к заданному действию.

    Подбор синонимов (слов, близких по значению). Назвать похожие признаки предметов. Хороший – добрый, приветливый, ласковый, приятный.

    Подбор антонимов (слов с противоположным значением).

Развивайте понимание ребенком переносных значений слов , что характеризует словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны.

Что значат выражения: золотые руки, железное сердце, теплая встреча, горькая правда, шелковые волосы?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Важно умение различать звуки речи на слух.

Упражнения

    Хлопни в ладоши, если в слове есть этот звук (можно также показать букву, которая обозначает данный звук).

    Разложи картинки, в названиях которых содержатся звуки «з» или «ж» под соответствующими буквами.

    • Выбирайте для упражнений слова со смешиваемыми звуками: с-т; т-ц; с-ш; ш-ч; ч-щ; щ-ть; с-ц; з-ж; ш-щ; ч-ть;

Необходимо владеть звуковым анализом слов.

    Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

МЫШЛЕНИЕ

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Упражнение ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ

Найди лишний предмет. Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Упражнение СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Для сравнения предлагаются пары слов:

    Муха и бабочка;

    Дом и избушка;

    Стол и стулья;

    Вода и молоко;

    Пианино и скрипка;

    Щекотать и гладить;

    Топор и молоток;

    Книга и тетрадь;

    Шалость и драка;

    Город и деревня;

Ребенок 6-7 лет должен: выделять черты сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.

Упражнение ОКАНЧИВАНИЕ СЛОВ

Инструкция: «Отгадай, что я хочу сказать! По…»

Слоги: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Упражнение КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш» - может рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку, скалку для раскатывания теста, балку в строительстве.

ПАМЯТЬ

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Память

зрительная слуховая эмоциональная

Зрительная – связана с восприятием и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. Этим способом он усваивает 70% информации.

Эмоциональная – память на эмоциональные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

Упражнение Я – ФОТОАППАРАТ

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека…. Например, ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Упражнение ЗАПОМНИ СЛОВА

Слова: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке. Хороший показатель кратковременной памяти 5-6 слов. Назовите слова, которые ребенок не назвал и повторяйте 5 раз. К пятому повторению ребенок называет 9-10 слов. Если через час ребенок повторяет 7-8 слов – память считается хорошей.

Упражнение КАРТИНКИ

Проводится аналогично, только показывают картинки.

Упражнение ЗАПОМНИ ФРАЗЫ

Фразы:

    Осенью идут дожди.

    Дети любят играть.

    В саду растут яблони и груши.

    В небе летит самолет.

    Мальчик помогает своей бабушке.

При повторении главное – передать смысл фразы. Если не смог ребенок повторить с первого раза фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с заданием со 2-й или 3-й попытки.

ВНИМАНИЕ

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ

    Называйте ребенку различные слова. Ребенок хлопает в ладоши, когда встречается слово, обозначающее, например, животное.

    Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему повторять его и при этом выполнять за Вами простые физические упражнения (наклоны, повороты…). Фиксируйте время и количество ошибок. Усложняйте упражнения, увеличивая скорость или усложняя выполняемые движения.