Ремонт Дизайн Мебель

Конспект урока Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

    Обучающие:

1)знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;

2)наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;

3) формирование правильной, грамотной устной речи

    Развивающие:

1)развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;

2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения;

3) развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

    Воспитательные:

1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;

2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;

3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

    находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

    определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

    правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

    составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска, учебник, тетрадь

План урока.

I. Организационный момент. Мотивация.

II . Повторение изученного материала.

    Работа по карточкам.

    Лингвистическая разминка.

    Фронтальный опрос.

III . Изучение нового материала.

1. Работа с лингвистическим текстом и составление опорной схемы (групповая работа)

2. Презентация опорной схемы

IV . Закрепление пройденного материала.

    Исследование СПП с придаточными изъяснительными (групповая работа)

    Цифровой диктант (Работа над различением придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи).

    Работа с текстом (комплексный анализ).

    Работа по синтаксической синонимии. (замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными).

    Редактирование предложений (развитие письменной речи учащихся)

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI . Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент. Мотивация.

    Повторение изученного материала.

(Трое по карточкам на местах, остальные участвуют в лингвистической разминке и во фронтальном опросе).

1. Индивидуальные задания (карточки):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучении нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки ( Слайды 2, 3):

1) А4.Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

(Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.

1.СПОСОБ - [СПОСАП ] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.

2. БОЮСЬ - [БАЙ , УС , ] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.)

Слайд 3

2) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

3. Фронтальный опрос (слайд 4)

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый)).

    Изучение нового материала.

    1. Определение целей и задач урока (слайд 5). На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,

- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,

- продолжим работать над составлением схем СПП,

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом (слайд 6). Изучив параграф 23, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы (слайд 6):

Презентация опорной схемы (слайд 7)

IV . Первичное закрепление

    Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному. (слайды 8, 9)

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). ,(насколько).

4. Известно () что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает ().

6. Сколько он так просидел трудно сказать ().

7. Боюсь предугадать () какова будет его реакция и волнуюсь

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

V . Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант (слайды 10-11).

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. (В слабом классе предложения лучше показать на слайдах 10 - 11)

    На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

    Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

    Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

    Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

    По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

    В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

    Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

    Следователь догадался, где может скрываться преступник.

    Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

    Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

2. Запишите текст (слайд 12). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3) (слайд 13).

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения (слайд 14).

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

    Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;

    Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными. (слайд 15).

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся . (слайд 16)

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI . Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17).

Учебная и дополнительная литература, использованная при подготовке к уроку:

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,

    Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II . – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.

    Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.

    Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М. : Просвещение, 2006.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточными изъяснительными»


1.Психологический настрой

«Подари улыбку» Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок.



Мой университет - www.moi-mummi.ru

1. Предложение, в котором только одна грамматическая основа 2. Связь в сложных предложениях 3. Виды сложных предложений 4. Угадайте по вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных 5. За сколькими зайцами нельзя угнаться? 6. Золотое колесо в синем небе? 7. Сколько букв в русском алфавите? 8. Назовите три последние буквы алфавита. 9. Какой сегодня день? (Пятница, 19 декабря./


Правильные ответы

  • 1. Простое.
  • 2. Союзная и бессоюзная.
  • 3.СПП и ССП.
  • 5. За двумя.
  • 6. Солнце.)
  • 7. 33
  • 8.Э,ю,я

3. Записываем в тетради:

Классная работа.

А прежде чем написать тему проведем небольшое наблюдение.


4.Наблюдение и вывод 1) Ребята видели… 2) Они думали…. 3) Им казалось…. 4) Они рады…. 5) Приятно…. Беседа:


Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


Опрос по пройденным темам.

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

3. Как различить союз и союзное слово?

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются?


Изучение теоретического материала учебника СПП с придаточным изъяснительным Метод ДЖИГСО

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


Защита проекта.

Есть ли в казахском языке придаточные изъяснительные?

Какую роль играет указательное слово в главном предложении?

Что мы узнали о придаточных изъяснительных?




Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

[ ] , ( ).

КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

К. СЛ.

(УК.СЛ.)

С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …

СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …

ЧАСТИЦА ЛИ


Образец : [ Арсеньева поразило (что?) ] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности) . ,(насколько) .

С.СЛ. - НАР

- . - . - . - . - . -

Подл.-мест.

- . - . - . - . - . -

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.


Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.


Словарно-орфографическая работа

  • В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели

Синтаксический разбор

Реше..но было что он будет стоять

в Пятигорске.


Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными

  • Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
  • Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
  • Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку.

  • Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
  • В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подведем итоги

  • Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.
  • Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы …

  • К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

словам со значением речи, мысли, действия

косвенных падежей

подчинительных союзов и союзных слов


Оценивание уч-ся

Домашняя работа: Упр стр



Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не - ли, ли - или, то ли - то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.):
Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союз чтоб.
Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.
Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы.
Я спросил, идет ли он со мной, или мне идти одному - средство связи - двойной союз ли - или.
Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.
Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда.
Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия:
Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел.
Хорошо, что он пришел.
В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.
Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.: Все началось с того, что вернулся отец. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.
Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью:
Что он не придет, мне было ясно сразу.
Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему; в комплексе 2 ему соответствуют придаточные дополнительное и подлежащное.

Еще по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными:

  1. § 12. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
  2. 7. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
  3. 336.Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью
  4. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
  5. 6. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

В изъяснительных предложениях придаточное изъясняет опорное слово главной части, которое обозначает речевую, мыслительную, познавательную, волевую, оценочную, эмоциональную деятельность (говорить, писать, радоваться).

Как правило это глагол или слова другой части речи, которые словообразовательно связаны с глаголом: существительное, причастие, деепричастие, наречие (удивляться, удивление, удивительно, верить, вера, верящий)

Средства связи: союзы (что, будто, как будто, чтобы, как бы не, когда, ли); союзные слова (какой, который, зачем, почему, отчего, сколько).

Наиболее употребителен союз ЧТО. Он присоединяет придаточное к слову, обозначающему различные формы наклонения.

По семантике и средства связи в изъяснительных предложениях делятся на 3 группы:

·Сфера повеств. (что, будто, как, словно, якобы, точно). Сообщает то, о чем известно говорящему, опорные слова имеют семантику, вызывающую семантику говорящего. Обычно это лексика с эмоциональным или интеллектуальным воздействием: внушать. Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл лошадь .

Союз КАК указывает на совпадение точки зрения субъекта и говорящего. Было видно, как по периоду бежали люди. Опорным словом может быть и категория состояния.

· Сфера волеизъявлений (чтобы, чтобы не, лишь бы, только бы, как бы, пусть). Слова со значением просьбы, приказа, совета, желания, стремления. Мама вас просит, чтобы не рубили сад.

· Сфера вопроса (отчего, ли – пост и интер позиции). Придаточные к словам имеющим значение размышления, познания. Он все высматривал, не смеются ли над ним.

С помощью союза ли оформляются косвенные вопросы. Он спросил, не пойду ли я в кино.

Союзные слова: кто, что, какой, сколько, когда, почему, отчего. Способ оформления зависит от самого вопроса. Он спросил, когда я вернусь.

18. Сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-соотносительным.
Классификация предложений в научной и школьной грамматике.

Главный признак – наличие соотносительных слов в главном и придаточном предложениях. Придаточная часть восполняет лексическую неполнозначность слова в главной части.

Эти соотносительные слова (корреляты) составляют структурную основу местоименно-соотносительных предложений.

Соотносительное слово в главной части из-за своей лексической неполнозначности выполняет еще и служебную функцию по отношению к придаточной части (соединяет придаточное содержание с главным).

Местоимения тот, та, то, местоименные наречия туда, оттуда и др.разновидности – количеств и др значения: там-где, туда-куда, там-куда, тот-кто, тот-что, так-как, такой-какой и др. Такой ветер, что страшно.

Корреляты делятся на группы:

С предметным (тот-кто, то-что ) и пространственным значением (туда-куда, там-где )

Качественно-количественное значение (таков-каков, настолько-насколько )

Устойчивые сочетания (до такой степени что, таким образом что и тд ), имеют определительное значение.

Местоименно-соотносительные придаточные делятся на:

- отождествительные

Связь осуществляется на базе коррелятов, имеющих пространственное значение (там-где, туда-куда ), определительное значение (какой-такой, то-что )

То, что мы приняли за дерево, оказалось скалой.

-фразеологизированные конструкции

Строятся по устойчивым схемам: до такой степени что, в такой мере что, настолько что

Имеют значение качественное и количественное.

Было до такой степени холодно, что деревья трещали.

-опустошенные конструкции

Контактное слово в главной части выполняет служебную роль, соединяя придаточное с главным. Нужно отличать от изъяснительных, когда при глаголе есть указательное слово.

Летние ночи хороши тем, что бывает светло.

Школьный учебник не дифференцирует предложения по расчлененности-нерасленности, но указывает на этот факт: «придаточное может служить для пояснения слова в главном предложении или всего гл.предл»

Определительные

Субстантивные

Обстоятельственные:

·причины

·уступки

·условия

·образа действия и степени

·сравнения

·времени

·следствия

Присоединительные придаточные

В школьном учебнике в ряде случаев выделение придаточных основывается на семантическом признаке, что затрудняет выработку внимания к структурным особенностям (придаточн.места). С другой стороны есть случаи, когда придаточн.определит тип на основе структуры, без семантики (сравнен.и опред.отношения). Опред.придаточн на основе структ.призн: местоим-определит: Кто ищет, тот всегда найдет (кто именно, какой).

Среди обстоят придаточн – меры, степени, сравнения внимание на семантику: Там, где был лес, сейчас стоит город. Придаточн. распр-т слово (там).

Мы так спешили, как будто кто-то за нами гнался (придаточн обстоят сравнения, нерасчленен структура, мест-соотносит так-как будто)

Было до такой степени холодно, что деревья трещали (мест-союзн, так –что)

Придаточн распр-т слово или слововсоч в гл части. Присоединяются с помощью союзных слов и синт союзов.

Присловная мест связь – придаточн относится к знаменательному слову опред.части речи или опред семантики. Местоименная – относится к местоимению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания

Ход урока

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают предложения, составленные по данным схемам

Повторение изученного материала

Осложненное списывание. Выпишите ССП с придаточными объяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

1. В лучах росистых в лучах зеленых теч..т реч..нка что мне мила (Ф. Фатьянов.) 2. Одни только старич..к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л. Толстой.)

3. Вмиг по речи те опознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок (А. Пушкин.)

Какие предложения выписали? Почему?

Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:

Я считаю... Мы с другом условились... По внешнему виду можно предположить...

Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при по мощи:

1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.

2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.

Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе

указательные слова, которые чаще всего выражены указательными

место имениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:

Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)

I I.Проверка знаний. Отработка умений и навыков Комментированное письмо

Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где

изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.

1. Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были

получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что

Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда поки ну родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили зара нее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.

Запомни! Использование в одном и том же предложении союза

И частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

Редактирование

Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

  1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной

и о чем в них хотел рассказать.

2.Алеша спросил , что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

б) Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.

1. Николай сказал, что должен был сказать для примирения рас сорившихся друзей. 2. Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3. Я знал, что брат придет завтра. 4. Я никак не мог решить ся сказать матери то, что задумал уехать. 5. Она поняла то, что за че ловек он был. 6. Лектор говорил, что всем было известно. 7. Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».

Графический диктант

1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2. Любке сказали, чтобы она подумала, не

лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. (А. Фадеев.) 3. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.) 4. Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5. Скажи, что ты читаешь, и я ска жу, кто ты. (А. Чехов.) 6. Здесь смеялись мало, и не всегда было яс но, над чем смеются. (М. Горький) 7. Няню Пушкина стали спраши вать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (В. Вересаев.)

III. Итоги урока

В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?

При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?

Домашнее задание

Закончите предложение придаточными изъяснительными.

Я давно знал, где...

Я давно знал, куда...

Я давно знал, откуда...

Я давно знал, что...

Я давно знал, когда...

Я давно знал, сколько...

Я давно знал, какой...